Задача судов рб

admin

Кодекс Республики Беларусь О Судоустройстве и Статусе Судей

РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РАЗДЕЛ II
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИЯ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 3
СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

РАЗДЕЛ III
СТАТУС СУДЬИ И НАРОДНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ СУДЬИ И НАРОДНОГО ЗАСЕДАТЕЛЯ

ГЛАВА 5
СУДЬЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 6
КАНДИДАТЫ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ГЛАВА 7
НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕЙ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. ПРИСЯГА СУДЬИ СУДА ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ГЛАВА 8
АТТЕСТАЦИЯ СУДЕЙ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КЛАССЫ СУДЕЙ

ГЛАВА 9
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ГЛАВА 10
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 11
ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗОБНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ СУДЬИ

ГЛАВА 12
ОТСТАВКА СУДЬИ

ГЛАВА 13
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА СУДЕЙ И НАРОДНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ. МАТЕРИАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ

ГЛАВА 14
НАРОДНЫЙ ЗАСЕДАТЕЛЬ

РАЗДЕЛ IV
ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
ГЛАВА 15
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

ГЛАВА 16
СЪЕЗД СУДЕЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ГЛАВА 17
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СУДЕЙ

ГЛАВА 18
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ СОВЕТ СУДЕЙ

ГЛАВА 19
КОНФЕРЕНЦИИ СУДЕЙ ОБЛАСТНЫХ (МИНСКОГО ГОРОДСКОГО) СУДОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУДОВ ОБЛАСТЕЙ (ГОРОДА МИНСКА)

ГЛАВА 20
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КОЛЛЕГИИ СУДЕЙ

РАЗДЕЛ V
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ И ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
ГЛАВА 21
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГЛАВА 22
ФИНАНСИРОВАНИЕ СУДОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ИМУЩЕСТВО СУДОВ

kodeksy-by.com

§ 5 Судебная система Республики Беларусь

Судебная власть является одной из трех ветвей власти. Основы ее конституционно-правового статуса закреплены в гл. 6 Конституции Республики Беларусь, а также в законах “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, “О Конституционном суде Республики Беларусь”, “О хозяйственных судах в Республике Беларусь”, в Хозяйственном процессуальном кодексе и в других нормативных актах.

Судебную власть осуществляют все судебные органы снизу доверху. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан.

Основой для деятельности судов является Конституция, принятые в соответствии с ней нормативные акты, а также судебные прецеденты.

В судебную систему Республики Беларусь входят:

Система судов строится на принципах территориальности и специализации.

Влияние Конституционного суда распространяется на всю территорию Республики Беларусь. Сфера действия общих и хозяйственных судов определяется их территориальным уровнем. Систему общих судов составляют: Верховный суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Систему хозяйственных судов образуют Высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд Минска (хозяйственные суды городов и районов пока не созданы).

Конституционные принципы правосудия

Принципы организации и деятельности судебной власти – независимость при отправлении правосудия, несменяемость судей (назначение после первых пяти лет работы пожизненно, недопустимость уменьшения вознаграждения, независимое финансирование). Правосудие осуществляется только законно избранным судьей. Недопустимо создание чрезвычайных судов.

Важнейшим принципом организации и деятельности судебной власти является участие в отправлении правосудия представителей граждан (народа) в качестве народных заседателей, которые привлекаются к исполнению этих обязанностей по решению коллегиальных представительных органов (в отличие от общего порядка назначения судей Президентом).

В рамках судебной системы устанавливаются кассационная и надзорная инстанции, позволяющие свести к минимуму количество судебных ошибок.

Суды подчиняются только Конституции и закону. Они независимы от влияния иных властных структур, руководителей судов политических партий и других общественных объединений, своих личных пристрастий и симпатий.

Для отправления правосудия характерна гласность разбирательства. Лишь в исключительных случаях процесс может быть объявлен закрытым для всех, кроме участников процесса.

Конституция закрепляет коллегиальность рассмотрения дел в суде и только в предусмотренных законом случаях она осуществляться единолично судьями.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Конституционный Суд Республики Беларусь

Правовой статус Конституционного суда определяется Конституцией (ст. 40, 59, 60, 112, 116, 122 и др.), а также Законом “О Конституционном Суде Республики Беларусь” от 30.03.94 с последующими изменениями и дополнениями и Регламентом Конституционного суда Республики Беларусь, принятым решением Конституционного суда от 18.09.97 с дополнениями от 11.06.01.

В действующей в Республике Беларусь Конституции установлен такой порядок формирования Конституционного Суда, который присущ большинству государств. В соответствии с ним Конституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей Конституционного Суда назначаются Президентом, 6 судей избираются Советом Республики (верхняя палата Парламента). Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. В настоящее время в составе суда 12 судей, т.е. он полностью сформирован. Срок полномочий судей – 11 лет. Допускается повторное занятие должности судьи.

Согласно Конституции страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Конституционный Суд рассматривает дела и по предложению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, палат Парламента Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь дает заключения о:

соответствии законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

соответствии постановлений Совета Министров Республики Беларусь, актов Верховного суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генерального прокурора Республики Беларусь Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь;

соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь.

Таким образом, Конституционный Суд дает заключения о конституционности актов не только высших общегосударственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов и исполнительных и распорядительных органов.

Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.

Согласно ч. 1 ст. 116 и ч. 4 ст. 122 Конституции Республики Беларусь граждане вправе обжаловать в Конституционный Суд решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ст. 38 Закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь” заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Конституционный Суд в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.

В Законе о Конституционном Суде сейчас детализирован порядок реализации положений тех норм статьи 112 Конституции, которые действуют с 30.03.94. Согласно названной статье, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

В статье 9 закона предусмотрено, что законы, декреты и указы Президента, международные договорные и иные обязательства Республики Беларусь, акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, постановления Правительства, акты Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора, акты других государственных органов, признанные Конституционным Судом не соответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

Дела рассматриваются Судом на пленарных заседаниях всем составом Суда по правилам конституционного производства, предусмотренным Законом о Конституционном Суде и Регламентом Конституционного Суда. Заседание Суда является правомочным при наличии не менее восьми судей.

В законе изменены сроки, а также процедура оглашения и принятия итогового решения Конституционным Судом. По завершении исследования материалов дела председательствующий заседания объявляет об окончании слушания дела и сообщает дату и время оглашения итогового решения. При этом итоговое решение должно быть оглашено не позднее пятнадцати дней с момента окончания слушания дела. Председательствующий голосует последним. Судьи голосуют “за” или “против” и не вправе воздержаться или не участвовать в голосовании. Заключение Суда считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава судей. Если же голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Конституционный Суд Республики Беларусь не может возбуждать производство по делам о проверке конституционности нормативных актов, если предложение об этом исходит от гражданина.

Конституционный Суд обладает некоторыми иными существенными полномочиями. Так, по предложению Президента он дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета.

studfiles.net

Задача судов рб

Актуальные и свежие публикации

Здесь Вы найдете полезную аналитическую информацию о правовом регулировании бизнеса в Беларуси. Так же Вашему вниманию представлены новости нашего офиса

28 ноября 2017 / Аналитика

Признание и исполнение решения иностранного суда в Беларуси о взыскании задолженности

Получив решение иностранного суда в отношении белорусского должника (о взыскании задолженности и т.д.) нерезиденту необходимо обратиться в Экономический суд в Республике Беларусь для придания решению юридической силы. Лишь на основании признанного решения взыскатель может ходатайствовать об обращении взыскания на имущество должника в целях возврата долга.

В начале отметим, что описанные ниже правила не распространяются на решения арбитражных судов Российской Федерации, т.к. они исполняются по аналогии с решения Экономических судов РБ без дополнительных процедур их признания.

Придание иностранным решениям юридической силы на территории РБ осуществляется на основании международных договоров с Республикой Беларусь либо на основании принципа взаимности.

Беларусь состоит в двусторонних договорах о правовой помощи с Венгрией, Чехией, Кубой, Литвой, Латвией, Польшей, КНР, Вьетнамом, Ираном, Болгарией, Сирией, Италией, Турцией, Сербией. Данными документами определяются основные принципы и порядок признания решений судов указанных стран о взыскании задолженности с нерезидента.

Решения судов в странах, входящих в СНГ*, приводятся в исполнение на основании Киевского соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.

Решения судов тех государств, с которыми Беларусь не состоит в договорных отношениях, признаются и исполняются в Республике Беларусь на основании принципа взаимности, т.е. на основании процессуальной презумпции.

Каков порядок признания и приведения в исполнение иностранных решений

1. Обратиться в Экономический суд в Беларуси. Заявитель должен обратиться в Экономический суд по юридическому адресу должника либо по месту нахождения его имущества. Заявление в экономический суд должно быть составлено в письменной форме и отражать следующую информацию:

  • название суд, в который подается заявление
  • название и адрес иностранного суда, принявшего решение
  • фирменное наименование взыскателя и его юридический адрес
  • фирменное наименование должника и его юридический адрес
  • сведения о решении иностранного суда о признании и приведении в исполнение которого просит взыскатель
  • требование о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда
  • К заявлению прилагаются:

  • удостоверенная копия решения иностранного суда. Решения судов из стран СНГ* и стран, с которыми Республикой Беларусь заключены договоры о правовой помощи, удостоверяются подписью судьи и скрепляются гербовой печатью. Такой же порядок предусмотрен для стран-участниц Минской конвенции или Кишиневской конвенции. Документы из иных стран подлежат апостилированию либо легализации
  • документ о вступлении решения иностранного суда в силу. Если решение подлежит исполнению до его вступления в силу, об этом должно быть указано в тексте решения. В противном случае возможность исполнения решения до его вступления в силу должно подтверждаться дополнительным документом
  • документ о своевременном извещении должника о рассмотрении дела в иностранном суде
  • документ о полномочиях лица, подписавшего заявление
  • подтверждение направления должнику копии заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда
  • Каждый из документов, составленных на иностранном языке, подлежит обязательному переводу на русский либо белорусский языки.

    За рассмотрение заявления уплачивается государственная пошлина в размере 10 базовых величин (размер базовой величины на 28.11.2017 составляет 23,00 белорусских рубля).

    2. Рассмотрение заявления Экономическим судом и вынесение решения. При рассмотрении заявления белорусский суд не пересматривает решение иностранного суда по существу, а лишь проверяет отсутствие формальных признаков для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.

    Заявление рассматривается в пределах одного месяца.

    По итогам рассмотрения заявления Экономический суд либо удовлетворяет просьбу о признании иностранного решения, либо отказывает в ее удовлетворении последующим основаниям:

  • иностранное решение не вступило в силу, если международный договор не позволяет признать и привести в исполнение решение до его вступления в силу
  • должник не был извещен о времени и месте судебного разбирательства или по другим причинам не мог представить в суд свои объяснения
  • рассмотрение дела относится к исключительной компетенции суда в Беларуси
  • имеется вступившее в силу решение суда в Беларуси, принятое по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям
  • на рассмотрении суда в Республике Беларусь находится дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям, производство по которому возбуждено до возбуждения производства по делу в иностранном суде, или если суд в Республике Беларусь первым принял к своему производству заявление по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям
  • истек срок давности приведения решения иностранного суда к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен Экономическим судом
  • исполнение решения иностранного суда противоречило бы публичному порядку Республики Беларусь
  • 3. Принудительное исполнение решения иностранного суда. Если белорусская компания добровольно не исполняет решение суда, взыскатель вправе обратиться в органы принудительного исполнения (ОПИ) по месту нахождения должника с заявлением о возбуждении исполнительного производства. Заявление допустимо подать в письменной форме либо в форме электронного документа. В заявлении должна быть отражена следующая информация:

    • наименование ОПИ, в который подается заявление
    • фирменное название и юридический адрес нерезидента
    • фирменное название и юридический адрес должника
    • банковские счета нерезидента, на которые необходимо перечислять взысканные деньги
    • учетный номер плательщика нерезидента или иной аналогичный номер, присвоенный в иностранном государстве
    • обстоятельства, на которых основаны заявление
    • сущность вопроса, подлежащего рассмотрению, в том числе указание на меру по обеспечению исполнения решения суда, обоснование причин такого ходатайства
    • перечень прилагаемых документов
    • данные о взыскиваемой сумме
    • ФИО руководителя нерезидента и его личная подпись

    К заявлению прилагается оригинал судебного решения и доверенность на представителя (в случае, если заявление подписано таковым).

    ОПИ возбуждает исполнительное производство в течение трех дней с момента поступления документов. После этого должнику предоставляется семидневный срок для добровольного погашения задолженности. Если этого не происходит, судебный исполнитель приступает к принудительному взысканию денежных средств.

    *Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина

    Юридическую консультацию по вопросу признания иностранного судебного решения в РБ Вы можете получить в нашем офисе либо по телефону +37529 611 50 30

    lsl.by

    арбитражный суд

    Сегодняшний организационно-правовой механизм экономического правосудия нашей страны возник не на пустом месте, а является результатом длительного, подчас прерывающегося, непоследовательного, но, тем не менее, эволюционного поступательного развития.

    Сама по себе защита прав и законных интересов участников экономических отношений, осуществляемая посредством разрешения споров экономических, т.е. специфических по своей правовой природе, задача непростая и требует узкой специализации и высокого профессионализма. Эта задача издавна решалась именно специализированными структурами.

    Конечно, в прошлом не было столь эффективного механизма разрешения экономических споров, который действует сегодня в лице арбитражных судов. Но эти споры были, существовали объективно и, естественно, так или иначе разрешались: в части — в правовой форме — судами, в части — в форме «монаршей воли» либо, еще раньше, со времен Русской Правды, в результате поединка спорщиков или их представителей.

    Первое упоминание слова «суд» встречается в Уставе князя Владимира Святославовича, который относится к началу Х1 века.

    О существовании особых судов для торгового сословия в России говорится в Уставной грамоте 1135 года городского князя Всеволода Мстиславовича, которой предписывалось создать «выборную администрацию по торговым делам и суд торговый».

    В 1667 году царь Алексей Михайлов предпринял попытку создать в России постоянно действующий суд для купечества. В этом же году по Новоторговому уставу были утверждены особые таможенные суды, состоящие из лучших «торговых людей», и специальный судебный приказ по торговым делам, действовавшие до принятия Таможенного устава 1727 года.

    Большое развитие специализированные на осуществлении экономического правосудия суды получили при Петре 1. К числу городских сословных судов того периода относятся ратуши и магистры. В царствование Петра 1 в 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистрская палата, обладавшая торговой юрисдикцией, в 1719 г. — создана Коммерц-коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а в 1721 г. появился Главный магистр, судивший торговые, налоговые, таможенные и др. дела.

    О причинах учреждения специального таможенного суда в преамбуле Указа от 14 мая 1832 г. об учреждении коммерческих судов указывалось: «По особенному свойству спорных торговых дел еще в 1727 г. признано было издать для производства их особенное постановление под именем Устава таможенного». На основании Устава 1727 г. рассматривались следующие дела: из отношений купли-продажи; из отношений займа; из отношений хранения, из отношений перевозки и т.д. Очевидно, что здесь речь идет уже об экономическом правосудии в большей мере, чем на более ранних стадиях развития российской государственности.

    Указом императора Николая 1 от 14 мая 1832 г. в России были учреждены коммерческие суды, действующие на основе собственного Устава судопроизводства и Временных правил порядка производства дел о несостоятельности. Организация таких судов была предусмотрена в городах Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Таганрог, Феодосия, Архангельск, Измаил, Новочеркасск.

    Границы компетенции коммерческих судов России, определенные Указом, по ряду параметров близки к предмету деятельности сегодняшних арбитражных и третейских судов по разрешению экономических споров, вытекающих из гражданских правоотношений.

    В результате судебной реформы 1864 г. появился Устав гражданского судопроизводства. Поскольку Устав судопроизводства торгового не содержал положений о порядке судопроизводства, суды начали руководствоваться правилами, установленными для судов гражданских в Уставе гражданского судопроизводства.

    Функционирование системы коммерческих судов было прервано революцией 1917 г. В годы Гражданской войны, в период военного коммунизма действовал административный порядок разрешения хозяйственных споров. Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. «коммерческие суды, наряду с окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом были упразднены», а знаменитый декрет ВЦИК от 07 марта 1918 г. № 2 «О суде» установил, что судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Фактически основная часть экономических споров того времени разрешалась административным путем. Конституция РСФСР 1918 г. вообще не содержала раздела о судебных органах.

    Переход к нэпу потребовал отказа от административного способа разрешения хозяйственных споров. Первый орган, специально предназначенный для разрешения хозяйственных споров, был предтечей ведомственного арбитража: 3 апреля 1922 года Президиум ВСНХ своим Постановлением образовал арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах. Предтеча органов Госарбитража — Арбитражная комиссия при СТО (Совете труда и обороны) и арбитражные комиссии при ЭКОСО (областных и губернских экономических совещаниях) были созданы Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г., утвердившим Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями.

    Впоследствии эти комиссии были реорганизованы в систему арбитражей при Совете труда и обороны, при экономических советах (совещаниях) союзных республик, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей (Постановление ЦИК СССР N 5 и СНК СССР N 298 от 3 мая 1931 г. об утверждении Положения об арбитраже). Правила, содержащиеся в данном Положении, устанавливали, что функцией арбитража является разрешение имущественных споров учреждений, предприятий и организаций обобществленного сектора.

    С принятием Конституции СССР 1977 г. органы государственного арбитража получили статус конституционного органа, что потребовало дальнейшего совершенствования законодательства, определяющего его права и задачи. Организация и порядок деятельности арбитража стали определяться Законом СССР от 30 ноября 1979 г. «О государственном арбитраже в СССР» и Правилами рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденными. Советом Министров СССР 5 июня 1980 г. Данные Правила предусматривали следующую систему арбитражей: Государственный арбитраж СССР; государственные арбитражи союзных республик; государственные арбитражи автономных республик; государственные арбитражи краев, областей.

    К концу 80-началу 90-х гг. организационно-правовой механизм разрешения экономических споров состоял, помимо системы Госарбитража, из ведомственных арбитражей, разрешающих экономические споры между предприятиями и организациями, входящими в состав одного ведомства.

    Потребности становления новой экономики и отказ от административного руководства экономики привели к появлению множества субъектов хозяйственной деятельности, которые находились между собой в отношениях не соподчинения, а координации и равенства. Все это потребовало и адекватных форм правового регулирования и разрешения конфликтов между субъектами хозяйственной деятельности, включая необходимость создания арбитражных судов.

    Формальной датой завершения деятельности арбитража следует назвать 1 октября 1991 г. В Постановлении Верховного Совета РСФСР от 04 юля 1991 г. «О введение в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» указывалось: «Упразднить с 1 октября 1991 года на территории РСФСР арбитраж и иные аналогичные органы в системах министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, а также на предприятиях и организациях…». Реформирование судебной системы началось с принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1543-1 «Об арбитражном суде», вступившего в силу 1 октября 1991 г.

    Статьей 10 Закона РСФСР «Об арбитражном суде» предусматривалась организация системы арбитражных судов в составе Высшего Арбитражного Суда, высших арбитражных судов республик в составе РФ, арбитражных судов иных субъектов РФ (краев, областей, автономных округов, автономной области). Как следует из ст. ст. 23, 118 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившего в действие 5 марта 1992 г., все экономические споры разрешались по существу в арбитражных судах субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к ведению Высшего Арбитражного Суда. Обжалование судебного акта, принятого по существу рассмотрения дела, производилось в кассационном порядке коллегией по проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу. Такие коллегии были организованы в рамках арбитражного суда субъекта РФ, а также Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Изложенное показывает, что в тот период система арбитражных судов Российской Федерации была двухзвенной, состоящей из судов субъектов РФ и ВАС РФ, и трехинстанционной (первая, кассационная, надзорная), при этом в арбитражном суде субъекта РФ совмещались две инстанции — первая и кассационная.

    Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, целый ряд иных причин и факторов потребовали серьезной корректировки законодательства, определяющего структуру системы арбитражных судов и компетенцию ее звеньев, регулирующего процедуры разрешения ими экономических споров и рассмотрения иных дел.

    28 апреля 1995 г. Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», который является правовой основой действующей системы арбитражного судоустройства. Одновременно в качестве федерального закона 5 апреля 1995 г. был принят АПК РФ.

    С принятием указанных нормативных актов процессуальное законодательство претерпело значительные изменения.

    Во-первых, в составе арбитражного суда субъекта РФ появилась апелляционная инстанция по пересмотру дел, разрешенных арбитражным судом субъекта РФ по первой инстанции (ст. 36 Федерального закона «Об арбитражных судах в РФ», вступившего в силу 1 июля 1995 г.; ст. 146 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившего в силу 1 июля 1995 г.). Апелляционная инстанция арбитражного суда субъекта РФ пересматривала не вступивший в законную силу судебный акт в полном объеме с точки зрения его законности и обоснованности.

    Во-вторых, в ст. 3 Федерального закона «Об арбитражных судах в РФ», в ст. 162 АПК РФ 1995 г. предусматривалось введение нового звена в системе арбитражных судов — федерального арбитражного суда округа.

    Таким образом, судебная система стала трехзвенной и четырехинстанционной.

    1 сентября 2002 г. вступил в силу новый Арбитражный процессуальный кодекс России, третий за последние десять лет, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия. Содержание нового АПК можно свести к двум основным категориям — преемственности (учет сложившихся положений арбитражного процессуального законодательства) и развитию (стремление осовременить арбитражный процесс с учетом новых социально-правовых реалий и международного опыта).

    Следующий этап развития процессуального законодательства ознаменовался выделением апелляционной инстанции арбитражного суда субъекта РФ в отдельное звено системы арбитражных судов в виде арбитражного апелляционного суда, формируемого в пределах судебного округа (Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 г. № 4-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»), что позволяет говорить о становлении четырехзвенной судебной системе.

    На сегодняшний день можно констатировать то обстоятельство, что судебно-арбитражная система состоялась. Арбитражные суды представляют собой законченную и стройную систему, при помощи которой эффективно осуществляется защита нарушенных прав и законных интересов организаций и граждан, которая содействует укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

    История становления Арбитражного суда Республики Башкортостан берет начало с принятия Башкирским экономическим совещанием 18 ноября 1922 года решения об образовании арбитражной комиссии для разрешения имущественных споров, возникающих между государственными учреждениями и предприятиями. Председателем комиссии был утвержден Адигамов Мухаметдин Камалетдинович.

    Арбитражная комиссия при Совете Народных комиссаров проработала до 1931 года.

    17 мая 1931 года комиссия была ликвидирована и учрежден арбитраж при Совете министров Башкирской АССР. Первый главный государственным арбитром назначен Толстой Н.А.

    В последующие годы должность главного государственного арбитра занимали Стаймов Федор Васильевич ( с 10.02.1936 г. до 28.01.1943 г.); Гизатуллин Нигамеджан Халиулович ( с 28.01.1943 г. до 20.05.1969 г.); Загафуранов Файзрахман Загафуранович ( с 20.05.1969 до 27.08.1971 г.); Рахматуллин Карам Рахматуллович ( с 1971 года по 1975 год); Шамсутдинов Асгат Ахметович ( с 20.05.1975 г. по 28.01.1986 г.); Давлетшин Амир Нигматович ( с 10.11.1986 г. до 17.09.1987 г.).

    Шайхутдинов Виль Харисович с 24.11.1987 года был главным государственным арбитром, а в последствии в связи с упразднением в 1992 году государственного арбитража и созданием в соответствии с Постановлением Верховного совета Башкирской ССР от 16 июня 1992 года Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан занимал должность Председателя. На момент создания коллектив суда состоял из 33 человек, в том числе 15 судей.

    Согласно ст. 13 Закона РСФСР от 04.07.1991 года № 1543-1 (в редакции от 04.07.1991 г.) «Об Арбитражном суде», Высший арбитражный суд республики в составе Российской Федерации избирается Верховным Советом соответствующей республики в составе Российской Федерации.

    Так, 16 июня 1992 года Верховный Совет Республики Башкортостан постановил ввести в действие Закон Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан».

    Однако в п. 6 Постановления Верховного Совета Республики Башкортостан о введении в действие Закона Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан» говориться о том, что Высший арбитражный суд Республики Башкортостан приступает к исполнению своих обязанностей после принятия Закона Республики Башкортостан «О Высшем арбитражном суде Республики Башкортостан» и избрания не менее 10 судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан.

    Постановлением Верховного Совета Республики Башкортостан от 29 октября 1992 года № ВС-13/40 «Об избрании судей Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан», в состав Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан было избрано 19 судей.

    Таким образом, фактической датой образования Арбитражного суда Республики Башкортостан является дата избрания судей в Высший арбитражный суд Республики Башкортостан, 29 октября 1992 года.

    В 2008 году Указом Президента Российской Федерации председателем Арбитражного суда Республики Башкортостан назначен Арсёнов Игорь Геннадьевич.

    В настоящее время в Арбитражном суде Республики Башкортостан работает 199 человек, в том числе 52 судей. В суде образованы две коллегии.

    Вместе с тем, новый этап реформ в судебной системе, связанный со структурным выделением арбитражных апелляционных судов (Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 № 4-ФКЗ « О внесении изменений и дополнений в ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»), ознаменовал собой создание в Уральском судебном органе 18 арбитражного апелляционного суда, осуществляющего проверку судебных актов, принятых в том числе Арбитражным судом Республики Башкортостан. Таким образом, апелляционные жалобы направляются на рассмотрение в 18 арбитражный апелляционный суд, размещенный в городе Челябинске.

    Проверку в кассационном порядке законности судебных актов, принятых Арбитражным судом Республики Башкортостан, в соответствии со ст. 24 ФКЗ от 28 апреля 1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» уполномочен осуществлять Федеральный арбитражный суд Уральского округа, начавший свою работу 11 декабря 1995 года.

    Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 03 июля 1995 года № 26 местом постоянного пребывания Федерального арбитражного суда Уральского округа определен город Екатеринбург.

    На настоящее время Федеральный арбитражный суд Уральского округа действует в составе президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, которые в свою очередь образует семь судебных составов.

    Арбитражный суд Республики Башкортостан активно взаимодействует с Федеральным арбитражным судом Уральского округа. Основным направлением такого взаимодействия является обеспечение единства судебной практики, в целях которого уже сейчас намечены и начали осуществляться соответствующие мероприятия организационного, информационного и иного управленческого характера.

    advokatyufa.ru

    Это интересно:

    • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
    • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
    • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
    • Структура арбитражных судов в рф Федеральные арбитражные суды Российской Федерации Структура арбитражной системы РФ Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. Первый уровень арбитражных судов Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе […]
    • Закон о льготном проезде для крайнего севера На что рассчитывать работникам Севера: особенности льготных отпусков в 2018 году Оплата льготного проезда северянам Речь идет об оплате льготного проезда пенсионерам северянам. В 2015 году компенсацию можно получить как в виде проездных билетов, так и виде денежной компенсации. Какие […]
    • Механическая работа Энергия Закон сохранения механической энергии Механическая работа Энергия Закон сохранения механической энергии 1.20. Закон сохранения механической энергии Если тела, составляющие замкнутую механическую систему , взаимодействуют между собой только посредством сил тяготения и упругости, то работа этих сил равна изменению […]
    • Приказ 587 мвд рф новая редакция Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 29.06.2005 N 511 (ред. от 15.10.2012 с изменениями, вступившими в силу с 24.02.2013) "ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В […]
    • Получение гражданства натурализация Оформление и получение гражданства Великобритании Получить гражданство Великобритании сложно, но все-таки можно. Причем в этой стране больше предложений для иммигрантов, чем в остальных европейских странах. В последнее время поток желающих жить в Англии значительно уменьшился, но это […]