Федеральный закон об экспертной деятельности в российской федерации

admin

Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 N 73-ФЗ ст 14 (ред. от 08.03.2015)

Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель не вправе:

истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

fzrf.su

Федеральный закон О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
Проект № 306504-6 во втором чтении, дата вступления: с 1 января 2018 года

Проект № 306504-6
во втором чтении

Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу, принципы организации судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (далее — судебно-экспертная деятельность), а также регулирует правоотношения, возникающие при осуществлении судебно-экспертной деятельности в судопроизводстве, контроль и надзор за судебно-экспертной деятельностью.

Порядок назначения и производства судебной экспертизы с учетом особенностей отдельных видов судопроизводства регулируется соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Судебно-экспертная деятельность

Судебно-экспертная деятельность включает организацию и производство судебных экспертиз при расследовании уголовных дел, при проверке сообщения о преступлении, по делам, рассматриваемым судами; финансовое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций; научно-методическое и информационное обеспечение судебной экспертизы, в том числе организацию и проведение научных исследований в области судебной экспертизы, подбор кадров, их дополнительное профессиональное образование, установление соответствия компетентности в области судебной экспертизы.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) валидация — оценка пригодности использования методических материалов по производству судебной экспертизы, осуществляемая судебно-экспертными организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

2) заключение эксперта — письменный документ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, отражающий ход и результаты судебно-экспертного исследования (далее — исследование);

3) научно-методическое обеспечение судебной экспертизы — один из видов обеспечения судебно-экспертной деятельности, включающий разработку и внедрение в экспертную практику методических материалов по производству судебной экспертизы, разработку программ дополнительного профессионального образования по конкретным экспертным специальностям;

4) национальный стандарт судебно-экспертной деятельности — стандарт, принятый уполномоченным федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, который устанавливает для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы судебно-экспертной деятельности, характеристики объектов судебно-экспертной деятельности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

5) органы или лица, имеющие право назначать судебную экспертизу:

орган дознания (при проверке сообщения о преступлении);

руководитель следственного органа (при проверке сообщения о преступлении);

прокурор при реализации возложенных на него федеральным законом полномочий;

6) повреждение (уничтожение) объекта исследования (его части) — изменение свойств и состояния объекта исследования при производстве судебной экспертизы, в результате которых невозможно дальнейшее проведение повторных или дополнительных экспертных исследований;

7) профиль государственной судебно-экспертной организации — перечень обязательных к производству судебных экспертиз, устанавливаемый федеральным органом государственной власти, к компетенции которого относится осуществление судебно-экспертной деятельности (далее — федеральные органы государственной власти, уполномоченные в области судебно-экспертной деятельности), для подведомственной государственной судебно-экспертной организации;

8) сертификация научно-методического обеспечения судебной экспертизы — подтверждение его соответствия требованиям, предъявляемым к специфическому целевому использованию методических материалов по производству судебной экспертизы, осуществляемое уполномоченным федеральным органом государственной власти по сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы;

9) сертификация компетентности — установление соответствия компетентности физического лица требованиям, предъявляемым при проведении определенного вида судебно-экспертных исследований и определение уровня его квалификации для осуществления надлежащим образом конкретных действий при производстве судебной экспертизы, осуществляемое уполномоченным федеральным органом государственной власти по сертификации компетентности;

10) сертификат компетентности — документ, подтверждающий квалификацию физического лица для проведения судебно-экспертных исследований;

11) судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом органом или лицом, имеющим право назначать судебную экспертизу, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении;

12) судебно-экспертными организациями являются отвечающие требованиям настоящего Федерального закона специализированные государственные организации (экспертные подразделения) и негосударственные некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, которым органом или лицом, имеющим право назначать судебную экспертизу, в процессуальном порядке может быть поручено ее производство.

13) стандартизация судебно-экспертной деятельности — разработка, утверждение и применение национальных стандартов и иных документов по стандартизации судебно-экспертной деятельности;

14) судебный эксперт — физическое лицо, обладающее специальными знаниями и соответствующее требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, которому в процессе судопроизводства в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, поручено производство судебной экспертизы;

15) экспертная специальность — вид профессиональной деятельности, осваиваемый лицом с высшим образованием, средним профессиональным образованием в области судебной экспертизы путем получения дополнительного профессионального образования по определенному виду (роду) судебной экспертизы.

Статья 3. Правовая основа судебно-экспертной деятельности

1. Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие правоотношения, возникающие при осуществлении судебно-экспертной деятельности.

2. В случае, если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о судебной экспертизе, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 4. Принципы судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертная деятельность основывается на принципах:

2) соблюдения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц;

3) независимости судебного эксперта;

4) научной обоснованности, объективности, всесторонности и полноты судебно-экспертных исследований;

5) научно обоснованного использования при проведении судебно-экспертных исследований методических материалов по производству судебной экспертизы, соответствующих современному развитию науки и техники.

Статья 5. Законность при осуществлении судебно-экспертной деятельности

1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при условии исполнения требований нормативных правовых актов, составляющих правовую основу указанной деятельности.

2. Нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении судебно-экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 6. Соблюдение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц при осуществлении судебно-экспертной деятельности

1. Судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, а также иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина либо прав и законных интересов юридических лиц согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

2. Судебно-экспертные исследования, требующие временного ограничения свободы лица или нарушения его личной неприкосновенности, проводятся только по основаниями и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

3. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) руководителя судебно-экспертной организации или судебного эксперта привели к ограничению его прав, свобод и законных интересов вправе обжаловать указанные действия (бездействие) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Независимость судебного эксперта

1. При производстве судебной экспертизы судебный эксперт независим. Судебный эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Судебный эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Судебный эксперт самостоятелен в выборе методических материалов по производству судебной экспертизы. При этом выбранные судебным экспертом методические материалы по производству судебной экспертизы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

2. Не допускается воздействие на судебного эксперта со стороны органов или лиц, имеющих право назначать судебные экспертизы, государственных органов, организаций и отдельных лиц в целях получения заключения в пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

3. Органы или лица, имеющие право назначать судебные экспертизы, вправе обращаться к судебному эксперту только в связи с порученной ему судебной экспертизой и данным им заключением.

4. Судебный эксперт может быть допрошен по данному им заключению и лично проведенным исследованиям в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации. Допрос судебного эксперта по существу проводимых исследований до дачи им заключения запрещается.

5. Лица, виновные в оказании воздействия на судебного эксперта, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Научная обоснованность, объективность, всесторонность и полнота экспертных исследований

1. Судебный эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей экспертной специальности, всесторонне и в полном объеме.

2. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить научную обоснованность и достоверность сделанных выводов.

3. Методические материалы по производству судебной экспертизы должны отвечать принципам законности, требованиям безопасности, научной обоснованности, эффективности. Указанные в настоящей части методические материалы подлежат включению в Государственный реестр методических материалов по производству судебной экспертизы и в Государственный фонд методических материалов по производству судебной экспертизы.

4. Методические материалы по производству судебной экспертизы должны разрабатываться, утверждаться и применяться в соответствии с национальными стандартами и иными документами по стандартизации судебно-экспертной деятельности, утвержденными уполномоченным федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

5. Сертификация научно-методического обеспечения судебной экспертизы должна проводиться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный федеральный орган государственной власти по сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

6. При производстве судебных экспертиз новых, редких, уникальных объектов, не обеспеченных методическими материалами по производству судебной экспертизы, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи, в заключении эксперта приводится научное обоснование пригодности используемых методических материалов.

Статья 9. Государственный реестр методических материалов по производству судебной экспертизы

1. Сведения о наименованиях и регистрационных номерах методических материалов по производству судебной экспертизы, прошедших сертификацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, вносятся в Государственный реестр методических материалов по производству судебной экспертизы в целях информирования судебных экспертов, лиц, имеющих право назначать судебную экспертизу, контроля и надзора за осуществлением судебно-экспертной деятельности.

2. Формирование и использование Государственного реестра методических материалов по производству судебной экспертизы проводится федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Государственный реестр методических материалов по производству судебной экспертизы представляет собой открытый и общедоступный государственный информационный ресурс, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Статья 10. Государственный фонд методических материалов по производству судебной экспертизы

1. Методические материалы по производству судебной экспертизы, прошедшие сертификацию в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, размещаются в Государственном фонде методических материалов по производству судебной экспертизы в целях научно-методического и информационного обеспечения судебной экспертизы.

2. Государственный фонд методических материалов по производству судебной экспертизы формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения электронных копий методических материалов по производству судебной экспертизы, прошедших процедуру сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы и включенных в Государственный реестр методических материалов по производству судебной экспертизы.

3. Федеральный орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, осуществляет формирование и использование Государственного фонда методических материалов по производству судебной экспертизы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Статья 11. Объекты исследований

1. Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, части трупов, образцы, пробы (представительные части образца, характеризующие объект исследования), технологии, информационные массивы, другие материалы и объекты, необходимые для проведения судебно-экспертного исследования и дачи заключения эксперта, а также образцы или пробы для сравнительного исследования. Экспертные исследования также проводятся в отношении живых лиц.

2. При проведении исследований объекты исследований с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены (уничтожены) или использованы в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо в соответствующем письме.

Повреждение (уничтожение) объектов исследований, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику судебно-экспертной организацией или экспертом.

Повреждение (уничтожение) объекта (его части) при исследовании в отношении живых лиц не допускается.

3. В случае, если транспортировка объекта исследования в судебно-экспертную организацию невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают судебному эксперту беспрепятственный доступ к указанному объекту и возможность его исследования.

Статья 12. Судебно-экспертные организации

1. Государственными судебно-экспертными организациями являются специализированные организации либо экспертные подразделения федеральных органов государственной власти, уполномоченных в области судебно-экспертной деятельности, созданные для организации и производства судебной экспертизы.

2. Негосударственными судебно-экспертными организациями являются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, к основным видам деятельности которых относится судебно-экспертная деятельность, осуществляемая в соответствии с установленными требованиями к производству судебной экспертизы. Негосударственная судебно-экспертная организация должна иметь лицензию на занятие судебно-экспертной деятельностью, выданную федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.

3. Судебно-экспертные организации создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

4. Сведения о судебно-экспертных организациях, соответствующих требованиям частей 1 и 2 настоящей статьи, вносятся в Государственный реестр судебно-экспертных организаций, порядок формирования и использования которого устанавливаются уполномоченным федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции по согласованию с федеральными органами государственной власти, уполномоченными в области судебно-экспертной деятельности, с учетом ограничений по раскрытию сведений о государственных судебно-экспертных организациях.

5. Судебно-экспертные организации осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы, основываясь на научно- методическом подходе, материально-техническом обеспечении, профессионализме и едином перечне экспертных специальностей, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Государственные судебно-экспертные организации производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами государственной власти, уполномоченными в области судебно-экспертной деятельности.

7. Федеральные органы государственной власти, уполномоченные в области судебно-экспертной деятельности, определяют для подведомственных государственных судебно-экспертных организаций территории обслуживания государственной судебно-экспертной организации. Государственные судебно-экспертные организации в обязательном порядке проводят судебную экспертизу для судов, органов дознания, органов предварительного следствия, расположенных на соответствующих территориях обслуживания.

В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственной судебно-экспертной организации, обслуживающей указанную территорию, в связи с отсутствием судебного эксперта конкретной экспертной специальности, необходимой материально- технической базы и расходных материалов либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для указанных в настоящей статье органов и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными организациями, обслуживающими другие территории.

8. Производство судебной экспертизы может быть осуществлено в негосударственной судебно-экспертной организации вне зависимости от ее территориального расположения либо судебным экспертом, который соответствует требованиям, установленным пунктами 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Федерального закона.

9. Деятельность судебно-экспертных организаций по организации и производству судебной экспертизы для иностранных государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 13. Основная задача судебно-экспертных организаций

Основной задачей судебно-экспертных организаций является оказание содействия органам или лицам, имеющим право назначать судебную экспертизу, в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, а также при проверке сообщения о преступлении посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний.

Статья 14. Руководитель судебно-экспертной организации

1. Руководитель судебно-экспертной организации — директор или начальник (заведующий) государственной судебно-экспертной организации (подразделения), лицо, осуществляющее руководство текущей деятельностью (полномочия единоличного исполнительного органа) негосударственной судебно-экспертной организации в соответствии с учредительными документами такой организации.

2. Руководителем судебно-экспертной организации может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее образование в области судебной экспертизы либо имеющий иное высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области судебной экспертизы.

3. Руководителем судебно-экспертной организации не может быть лицо, признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособными, а также лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость.

Статья 15. Судебный эксперт

1. Судебным экспертом может выступать:

1) гражданин Российской Федерации, являющийся работником (должностным лицом) государственной судебно-экспертной организации, обладающий специальными знаниями и имеющий действующий сертификат компетентности и производящий судебные экспертизы в порядке исполнения своих должностных обязанностей (государственный судебный эксперт);

2) физическое лицо, которое обладает специальными знаниями и имеет действующий сертификат компетентности, но не является работником (должностным лицом) государственной судебно-экспертной организации;

3) при производстве судебных экспертиз новых, редких, уникальных объектов, не обеспеченных методическими материалами по производству судебной экспертизы, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 8 настоящего Федерального закона, — лица, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, физическое лицо, которое обладает специальными знаниями, но не имеет сертификата компетентности при условии предоставления по требованию органа или лица, имеющего право назначать судебную экспертизу, сведений, касающихся возможности производства судебной экспертизы (в том числе сведений о наличии необходимой материально-технической базы), а также имеющихся документов об образовании и (или) квалификации, при наличии — документов об экспертной специальности, наличии стажа экспертной работы и иных данных, свидетельствующих о его компетентности и надлежащем уровне квалификации.

2. Судебный эксперт должен отвечать профессиональным, квалификационным и иным требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом.

Статья 16. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к судебному эксперту

1. Судебный эксперт должен обладать специальными знаниями, то есть комплексом знаний, умений и практических навыков в области конкретной отрасли науки, техники, искусства или ремесла.

2. Государственный судебный эксперт должен иметь действующий сертификат компетентности, высшее образование и иметь дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов государственной власти, уполномоченных в области судебно-экспертной деятельности. Должность эксперта в экспертно-криминалистических подразделениях федерального органа государственной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы.

3. В качестве судебного эксперта не может выступать лицо, признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость.

В течение трех лет со дня наступления соответствующего юридического факта судебным экспертом не может быть лицо:

1) судимость которого погашена или снята в установленном законом порядке;

2) освобожденное от уголовной ответственности за совершение умышленного преступления по основаниям, предусмотренным статьями 75 — 78, 84 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) действие сертификата компетентности которого прекращено;

4) при наличии иных обстоятельств, исключающих участие лица в качестве судебного эксперта, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Сертификация компетентности судебного эксперта

1. Сертификация компетентности лиц, обладающих специальными знаниями и являющихся работниками (должностными лицами) государственных судебно-экспертных организаций, осуществляется в обязательном порядке.

2. Сертификация компетентности лиц, обладающих специальными знаниями и не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций, осуществляется в добровольном порядке.

3. Сертификация компетентности проводится один раз в пять лет.

4. Уполномоченные федеральные органы государственной власти по сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, определяются Правительством Российской Федерации.

Порядок сертификации компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, в том числе внеочередной сертификации, порядок выдачи, отказа в выдаче, приостановления, прекращения действия и лишения сертификата компетентности, а также форма сертификата компетентности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 18. Государственный реестр судебных экспертов

1. Сведения о лицах, обладающих специальными знаниями и получивших сертификат компетентности, вносятся в Государственный реестр судебных экспертов в целях информирования лиц, имеющих право назначать судебную экспертизу, контроля и надзора за осуществлением судебно-экспертной деятельности.

2. Порядок формирования и использования Государственного реестра судебных экспертов устанавливаются уполномоченным федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции по согласованию с федеральными органами государственной власти, уполномоченными в области судебно-экспертной деятельности, с учетом ограничений по раскрытию сведений о государственных судебных экспертах.

3. Федеральные органы государственной власти, уполномоченные в области судебно-экспертной деятельности, вправе создавать собственные реестры для выполнения государственных функций на основе данных Государственного реестра судебных экспертов.

Статья 19. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью

1. Лицензия на занятие судебно-экспертной деятельностью выдается негосударственным судебно-экспертным организациям федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.

2. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законодательством Российской Федерации о лицензировании.

3. Положение о лицензировании судебно-экспертной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Приостановление, прекращение действия и возобновление лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью

1. Порядок, основания и условия приостановления, возобновления, прекращения действия и лишения лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью устанавливаются законодательством Российской Федерации о лицензировании.

2. Лишение лицензии на занятие судебно-экспертной деятельностью влечет прекращение ее действия.

3. О принятом решении в течение трех суток уведомляется юридическое лицо, действие лицензии которого приостановлено, возобновлено или прекращено, и в течение пяти суток соответствующие сведения вносятся в государственный реестр судебно-экспертных организаций.

Глава 2. Обязанности и права руководителя и эксперта судебно-экспертной организации

Статья 21. Обязанности руководителя судебно-экспертной организации

1. Руководитель судебно-экспертной организации обязан:

1) по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному судебному эксперту или в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, комиссии судебных экспертов данной организации, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

2) по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы по поручению органа или лица, назначившего судебную экспертизу, разъяснить эксперту или комиссии экспертов их права и обязанности, предупредить эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

3) обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости судебного эксперта;

4) по окончании исследований направить заключение эксперта, возвратить оставшиеся после проведения судебной экспертизы объекты исследований и другие материалы в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

5) обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

6) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую федеральным законом тайну.

2. Руководитель обязан принять меры к обеспечению следующих условий, необходимых для проведения исследований:

1) наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

2) соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

3) сохранность представленных объектов исследований и других материалов, необходимых для производства судебной экспертизы.

3. Руководитель не вправе:

1) получать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и другие материалы, необходимые для производства судебной экспертизы;

2) самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данной организации;

3) давать судебному эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе;

4) сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначившего.

Статья 22. Права руководителя судебно-экспертной организации

1. Руководитель вправе:

1) возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований, материалы дела, иные документы, если в данной организации нет судебного эксперта конкретной экспертной специальности, необходимой материально-технической базы, расходных материалов либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

2) ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о включении в состав комиссии судебных экспертов лиц, не работающих в данной организации, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

3) ходатайствовать перед органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, о привлечении в качестве судебного эксперта иностранных граждан, обладающих специальными знаниями;

4) организовывать производство судебной экспертизы с участием других организаций, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

5) передавать часть прав и обязанностей, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю или работнику (сотруднику) структурного подразделения данной судебно-экспертной организации.

2. Руководитель судебно-экспертной организации вправе заключать договоры о проведении исследований, требующих использования специальных знаний, для юридических и физических лиц с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Обязанности судебного эксперта

1. Судебный эксперт обязан:

1) принять к производству судебную экспертизу, порученную ему в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 21 настоящего Федерального закона;

2) провести полное исследование представленных ему объектов исследований и других материалов, необходимых для производства судебной экспертизы, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам;

3) составить мотивированное письменное сообщение о невозможности дать заключение, которое направляется в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний судебного эксперта, объекты исследований и другие материалы, необходимые для производства судебной экспертизы, непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения и судебному эксперту отказано в их дополнении, отсутствует научно-методическое обеспечение, которое необходимо для ответа на поставленные вопросы;

4) не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую федеральным законом тайну;

5) обеспечить сохранность представленных объектов исследований и других материалов, необходимых для проведения судебной экспертизы;

6) составить мотивированное письменное сообщение о невозможности выполнить судебную экспертизу в срок, который установлен органом или лицом, ее назначившим, и заявить ходатайство органу или лицу, ее назначившему, о его продлении.

2. Судебный эксперт также исполняет обязанности, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

3. Судебный эксперт не вправе:

1) вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его независимость от участников процесса;

2) самостоятельно собирать для производства судебной экспертизы доказательства;

3) сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, за исключением руководителя судебно-экспертной организации, в которой работает (служит), органа или лица, ее назначивших;

4) повреждать (уничтожать) объекты исследований либо существенно изменять их свойства без письменного разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу.

4. Государственный судебный эксперт также не вправе:

1) принимать поручения о производстве судебной экспертизы и иные поручения, связанные с его должностными обязанностями, от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя государственной судебно-экспертной организации;

2) осуществлять судебно-экспертную деятельность не в качестве государственного судебного эксперта.

Статья 24. Права судебного эксперта

1. Судебный эксперт вправе:

1) ходатайствовать перед руководителем судебно-экспертной организации о привлечении к производству судебной экспертизы других судебных экспертов данной организации, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

2) делать подлежащие занесению в протокол процессуального действия или судебного заседания заявления по поводу неправильного истолкования участниками процесса его заключения или ответов на поставленные ему вопросы;

3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) органа или лица, назначившего судебную экспертизу, если они нарушают права судебного эксперта.

2. Независимо от вида судопроизводства судебный эксперт имеет право:

1) знакомиться с представленными на судебную экспертизу материалами дела, иными документами, относящимися к предмету судебной экспертизы;

2) заявлять ходатайство органу или лицу, ее назначившим, о предоставлении дополнительных материалов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

3) давать заключение в пределах своей компетенции по вопросам, не поставленным в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;

4) с разрешения органа или лица, которые назначили судебную экспертизу, присутствовать при проведении процессуальных действий и заявлять ходатайства, касающиеся предмета судебной экспертизы;

5) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) лица, в производстве которого находится дело, должностных лиц, государственных органов, учреждений и организаций, граждан, если эти действия (бездействие) нарушают права судебного эксперта.

3. Судебный эксперт также имеет права, предусмотренные процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Ограничения при организации и производстве судебной экспертизы

1. Судебно-экспертной организации не может быть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается, если в установленном законом порядке выявлены обстоятельства, ставящие под сомнение независимость руководителя данной организации от участников процесса

2. Судебный эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований к отводу судебного эксперта, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Производство судебной экспертизы Статья 26. Основания производства судебной экспертизы

1. Основаниями производства судебной экспертизы в судебно-экспертной организации являются постановление или определение органа или лица, имеющего право назначать судебную экспертизу. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.

2. Орган или лицо, имеющие право назначать судебную экспертизу, вправе поручить производство судебной экспертизы государственной судебно-экспертной организации, негосударственной судебно-экспертной организации или судебному эксперту, указанному в пунктах 2 и 3 части первой статьи 15 настоящего Федерального закона.

Руководитель государственной судебно-экспертной организации поручает производство судебной экспертизы судебному эксперту или в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, комиссии судебных экспертов, работающих (служащих) в данной организации, если сведения о них внесены в Государственный реестр судебных экспертов.

Руководитель негосударственной судебно-экспертной организации поручает производство судебной экспертизы судебному эксперту, если сведения о нем внесены в Государственный реестр судебных экспертов).

3. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляют объекты исследований и другие материалы, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.

4. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получают образцы для сравнительного исследования и приобщают их к делу в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. Получение образцов для сравнительного исследования может быть произведено и до возбуждения уголовного дела в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием судебного эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или иного лица, обладающего специальными знаниями.

5. В случае, если получение образцов или проб для сравнительного исследования является частью исследований и осуществляется судебным экспертом с использованием представленных на судебную экспертизу объектов исследований, после завершения судебной экспертизы указанные образцы возвращаются в орган или лицу, которые ее назначили.

Статья 27. Производство дополнительной и повторной судебных экспертиз

1. Дополнительная судебная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения, при возникновении дополнительных вопросов в отношении ранее исследованных объектов исследований, если это нельзя устранить в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, и поручается тому же или другому судебному эксперту (комиссии судебных экспертов).

2. Повторная судебная экспертиза назначается в связи с возникшими у органа или лица, имеющего право назначать судебную экспертизу, сомнениями в правильности или обоснованности ранее данного мотивированного заключения (по тем же вопросам в отношении тех же объектов исследований), а также наличием противоречий в выводах судебного эксперта или экспертов, в том числе содержащихся в нескольких заключениях, и поручается другому судебному эксперту (другой комиссии судебных экспертов).

3. Участники процесса могут ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы, если такое право предоставлено им процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Производство комиссионной судебной экспертизы

1. Комиссионная судебная экспертиза производится не менее чем двумя судебными экспертами одной экспертной специальности.

2. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органом или лицом, ее назначившим, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, руководителем судебно-экспертной организации.

3. Организация производства комиссионной судебной экспертизы возлагается на руководителя судебно-экспертной организации либо на руководителей нескольких судебно-экспертных организаций. Ведущая судебно-экспертная организация определяется органом или лицом, назначившим экспертизу.

4. Комиссия судебных экспертов согласует цели, последовательность и объем предстоящих исследований исходя из необходимости решения поставленных перед ней вопросов.

5. В составе комиссии судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы, каждый судебный эксперт проводит исследования в полном объеме с последующим совместным анализом полученных результатов.

6. Придя к общему мнению, судебные эксперты составляют и подписывают совместное заключение или сообщение о невозможности дачи заключения. В случае возникновения разногласий между судебными экспертами каждый из них или судебный эксперт, который не согласен с другими, дает отдельное заключение.

7. В составе комиссии судебных экспертов, которой поручено производство судебной экспертизы новых, редких, уникальных объектов, не обеспеченных методическими материалами по производству судебной экспертизы, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 8 настоящего Федерального закона, обязательно присутствуют работники государственных судебно-экспертных организаций, один из которых может выступать в качестве эксперта-организатора, при этом его процессуальные функции не отличаются от функций остальных судебных экспертов.

Статья 29. Производство комплексной судебной экспертизы

1. Комплексная судебная экспертиза назначается в случаях, когда установление обстоятельств, имеющих значение для дела или проверяемого сообщения о преступлении, возможно лишь путем проведения исследований с использованием разных специальных знаний.

2. Организация производства комплексной судебной экспертизы возлагается на руководителя судебно-экспертной организации либо на руководителей нескольких судебно-экспертных организаций. Ведущая судебно-экспертная организация определяется органом или лицом, назначившим экспертизу. При производстве комплексных судебных экспертиз новых, редких, уникальных объектов, не обеспеченных методическими материалами по производству судебной экспертизы, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 8 настоящего Федерального закона, ведущей является государственная судебно-экспертная организация.

3. При производстве комплексной судебной экспертизы комиссией судебных экспертов, владеющих разными экспертными специальностями, каждый из экспертов проводит исследования в пределах своих специальных знаний.

4. Один из членов комиссии судебных экспертов, указанной в части 3 настоящей статьи, может выступать в качестве эксперта-организатора, при этом его процессуальные функции не отличаются от функций остальных судебных экспертов.

5. В заключении экспертов, участвующих в производстве комплексной судебной экспертизы, указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый судебный эксперт, какие факты он установил и к каким выводам пришел.

6. Каждый судебный эксперт, участвующий в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.

7. Общий вывод делают судебные эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании данного вывода. Если основанием общего вывода являются факты, установленные одним или несколькими судебными экспертами, это должно быть указано в заключении.

8. Если судебный эксперт владеет разными экспертными специальностями, необходимыми для производства комплексной судебной экспертизы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, он вправе единолично дать заключение по поставленным вопросам.

Статья 30. Присутствие участников процесса при производстве судебной экспертизы

1. При производстве судебной экспертизы могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Участники процесса, присутствующие при производстве судебной экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать пояснения и задавать вопросы судебному эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

3. При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания судебных экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией судебных экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

4. В случае, если участник процесса, присутствующий при производстве судебной экспертизы, создает препятствия производству судебной экспертизы, судебный эксперт вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешения указанному участнику процесса присутствовать при производстве судебной экспертизы.

Статья 31. Заключение эксперта или комиссии судебных экспертов и его содержание

1. На основании проведенных исследований с учетом их результатов судебный эксперт от своего имени или комиссия судебных экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи судебного эксперта или комиссии судебных экспертов удостоверяются печатью судебно-экспертной организации. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу подпись судебного эксперта, не являющегося работником судебно-экспертной организации, на заключении должна быть заверена либо подлинность подписи должна быть засвидетельствована нотариально.

2. В заключении судебного эксперта или комиссии судебных экспертов должны быть отражены:

1) дата, время и место производства судебной экспертизы;

2) основания производства судебной экспертизы;

3) сведения об органе или лице, назначившем судебную экспертизу;

4) сведения о государственной судебно-экспертной организации, о судебном эксперте, выполнившем судебную экспертизу (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация, экспертная специальность, стаж экспертной работы по данной экспертной специальности, занимаемая должность, сведения о сертификате компетентности или квалификационном аттестате с указанием его номера, органа, его выдавшего, даты выдачи, при наличии — сведения об ученой степени, ученом звании);

сведения о негосударственной судебно-экспертной организации, о судебном эксперте, выполнившем судебную экспертизу (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация, занимаемая должность, при наличии — экспертная специальность, стаж экспертной работы по данной экспертной специальности, сведения о сертификате компетентности или

квалификационном аттестате с указанием его номера, органа, его выдавшего, даты выдачи, сведения об ученой степени, ученом звании);

сведения о судебном эксперте, не являющемся работником судебно-экспертной организации и выполнившем судебную экспертизу (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, образование, квалификация, при наличии — экспертная специальность, стаж экспертной работы по данной экспертной специальности, сведения о сертификате компетентности или квалификационном аттестате с указанием его номера, органа, его выдавшего, даты выдачи, сведения об ученой степени, ученом звании);

5) сведения о предупреждении судебного эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

6) вопросы, поставленные перед судебным экспертом или комиссией судебных экспертов;

7) объекты исследований и другие материалы, необходимые судебному эксперту для производства судебной экспертизы и представленные ему;

8) сведения об образцах или пробах, полученных в ходе исследования, в том числе в ходе экспертного осмотра по месту нахождения объекта исследования;

9) сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

10) ход, содержание и результаты исследований с указанием примененного методического материала;

11) при наличии — сведения о регистрационном номере примененного методического материала в Государственном реестре методических материалов по производству судебной экспертизы;

12) оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

3. Если при производстве судебной экспертизы судебный эксперт установит обстоятельства, которые имеют значение для дела или проверяемого сообщения о преступлении, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.

4. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии судебных экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие производство (условия и результаты исследований), хранятся в судебно-экспертной организации в установленном порядке. По требованию органа или лица, назначившего судебную экспертизу, указанные документы предоставляются соответствующему органу или лицу. Судебный эксперт, не являющийся работником судебно-экспертной организации, передает все документы и материалы органу или лицу, назначившему судебную экспертизу.

5. Участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации, могут знакомиться с заключением эксперта.

6. Лицо или орган, назначивший судебную экспертизу, либо лицо или орган, рассматривающий дело, по которому назначена экспертиза, оценивает заключение эксперта и возражения иных лиц на него, а результаты такой оценки отражает в акте, которым заканчивается рассмотрение дела.

Глава 4. Обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций

Статья 32. Финансовое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций

1. Деятельность государственных судебно-экспертных организаций, включая сертификацию компетентности государственных судебных экспертов, финансируется за счет средств федерального бюджета и доходов от приносящей доход деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации.

2. Государственные судебно-экспертные организации осуществляют организацию и производство судебных экспертиз, оплата которых осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения, возникающие при осуществлении судебно-экспертной деятельности.

3. Государственные судебно-экспертные организации на договорной основе оказывают услуги по:

1) проведению исследований для физических и юридических лиц, требующих использования специальных знаний;

2) научно-методическому обеспечению судебной экспертизы, в том числе осуществлению научных исследований в области судебной экспертизы;

3) информационному обеспечению судебной экспертизы;

4) дополнительному профессиональному образованию в области судебной экспертизы;

5) сертификации компетентности судебных экспертов;

6) валидации (оценке пригодности) методических материалов по производству судебной экспертизы;

7) по сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы.

4. Негосударственные судебно-экспертные организации вправе осуществлять следующие виды деятельности:

1) организацию и производство судебных экспертиз;

2) проведение исследований для физических и юридических лиц, требующих использования специальных знаний;

3) осуществление научных исследований в области судебной экспертизы.

5. Оплата судебных экспертиз, проводимых судебными экспертами, которые не являются работниками государственной судебно-экспертной организации, осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Статья 33. Организационное, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций

1. Организационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных организаций возлагается на соответствующие федеральные органы государственной власти, уполномоченные в области судебно-экспертной деятельности.

2. Разработка научно-методического обеспечения и информационное обеспечение судебной экспертизы возлагается на государственные судебно-экспертные организации.

3. Государственная судебно-экспертная организация вправе ходатайствовать перед лицом или органом, назначившим экспертизу, о получении по окончании производства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами и подлежащих уничтожению, для использования в экспертной, научно-методической и учебно-методической деятельности.

4. Негосударственные судебно-экспертные организации вправе осуществлять организацию и проведение научных исследований в области судебной экспертизы.

5. Валидация (оценка пригодности) методических материалов по производству судебной экспертизы возлагается на судебно-экспертные организации.

6. Для рассмотрения наиболее важных вопросов развития судебной экспертизы, имеющих межведомственный характер, реализации мер по обеспечению научно-методического подхода и формированию мер государственного регулирования судебно-экспертной деятельности, при федеральном органе государственной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, с участием научных, образовательных организаций, профессиональных объединений в области судебной экспертизы создается Межведомственная комиссия по проблемам судебной экспертизы. Порядок формирования и деятельности Межведомственной комиссии по проблемам судебной экспертизы определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 34. Кадровое обеспечение деятельности судебно-экспертных организаций

1. Организация дополнительного профессионального образования работников (сотрудников, должностных лиц) государственных судебно-экспертных организаций осуществляется государственными судебно-экспертными организациями и образовательными организациями высшего образования в порядке, установленном федеральными органами государственной власти в области судебно-экспертной деятельности.

2. Дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности лиц, которые не являются работниками (сотрудниками) государственных судебно-экспертных организаций, осуществляется в государственных судебно-экспертных организациях и в образовательных организациях, порядок отбора и перечень которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.

3. Для обеспечения надлежащего уровня квалификации работники (сотрудники, должностные лица) судебно-экспертных организаций и лица, обладающие специальными знаниями, не являющиеся работниками судебно-экспертных организаций, которые получили сертификат компетентности и осуществляют судебно-экспертную деятельность, один раз в пять лет должны получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации и подтвердить уровень компетентности путем получения сертификата компетентности по соответствующей экспертной специальности.

4. Изучение потребностей в дополнительном профессиональном образовании и специализации экспертов, а также разработка предложений по удовлетворению этих потребностей осуществляются федеральными органами государственной власти, уполномоченными в области судебно-экспертной деятельности, к сфере управления которых относятся государственные судебно-экспертные организации.

Статья 35. Охрана государственной судебно-экспертной организации

Охрана государственной судебно-экспертной организации обеспечивается руководителем федерального органа государственной власти, уполномоченного в области судебно-экспертной деятельности, к сфере управления которого относится данная организация, и финансируется за счет средств федерального бюджета, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Глава 5. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности

Статья 36. Международное сотрудничество в области судебно-экспертной деятельности

Судебно-экспертные организации вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств, осуществляющими судебно-экспертную деятельность, в целях проведения совместных научных исследований, обмена научной и методической информацией, дополнительного профессионального образования судебных экспертов.

Статья 37. Производство судебной экспертизы с привлечением иностранных граждан

1. По инициативе органа или лица, назначившего судебную экспертизу, либо руководителя судебно-экспертной организации к производству судебной экспертизы могут привлекаться иностранные граждане, обладающие специальными знаниями и имеющие действующий сертификат компетентности, отвечающий требованиям настоящего Федерального закона.

2. Производство судебной экспертизы с участием иностранных граждан, обладающих специальными знаниями, осуществляется в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.

3. Оплата стоимости судебной экспертизы с участием иностранных граждан, обладающих специальными знаниями, и возмещение других расходов, связанных с ее производством, осуществляется в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Глава 6. Контроль и надзор за исполнением законодательства о судебно-экспертной деятельности

Статья 38. Контроль за исполнением законодательства о судебно-экспертной деятельности

1. Контроль за исполнением законодательства о судебно-экспертной деятельности, в том числе за организацией государственной судебно-экспертной деятельности, научно- методическим, информационным, кадровым и финансовым обеспечением судебной экспертизы, в том числе сертификацией компетентности судебных экспертов, формированием единого перечня экспертных специальностей и перечня редких и уникальных объектов, по которым проводится судебная экспертиза, за порядком формирования и использования Государственного реестра методических материалов по производству судебной экспертизы и

Государственного фонда методических материалов по производству судебной экспертизы, за порядком формирования и деятельностью Межведомственной комиссии по проблемам судебной экспертизы осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Уполномоченный федеральный орган государственной власти по контролю за судебно-экспертной деятельностью лиц, обладающих специальными знаниями и не являющихся работниками государственных судебно-экспертных организаций, определяется Правительством Российской Федерации.

3. Контроль за организацией и ведением Государственного реестра судебно-экспертных организаций, Государственного реестра судебных экспертов, Государственного реестра методических материалов по производству судебной экспертизы, Государственного фонда методических материалов по производству судебной экспертизы осуществляется уполномоченным федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции.

Статья 39. Надзор за исполнением законодательства о судебно-экспертной деятельности

Надзор за исполнением законодательства о судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Глава 7. Заключительные и переходные положения

Статья 40. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

2. До 1 июля 2018 года аттестация на право самостоятельного производства судебной экспертизы проводится в порядке, действующем на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. До 1 июля 2018 года научно-методическое обеспечение судебной экспертизы осуществляется в порядке, действующем на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Действующие квалификационные аттестаты, выданные государственным судебным экспертам до даты, установленной пунктом 2 настоящей статьи, признаются действительными до истечения указанного в них срока действия.

5. Статьи 19 и 20 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.

Статья 41. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертную деятельность.

2. При организации и производстве судебных экспертиз, за исключением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз Федеральный закон от 31 мая 2001 года №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не применяется со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Организация и производство судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз регулируются Федеральным законом от 31 мая 2001 года №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

1bek.ru

Это интересно:

  • Какую ждать пенсию в 2018 году Пенсии для россиян в 2018 году Пенсионное обеспечение – острая проблема российского бюджета. Сегодня государственная помощь с трудом удовлетворяет основные нужды получателей, а её размер вряд ли вырастет в ближайшее время. Правительство латает дыры в бюджете Пенсионного фонда за счет […]
  • Виды освобождения от наказания являются Виды освобождения от наказания являются Основанием освобождения от наказания выступает утрата или существенное уменьшение общественной опасности деяния или лица, совершившего преступление, которое означает нецелесообразность или невозможность исполнения или назначения наказания. Суду […]
  • Где получить справка о наличии отсутствии судимости Справка о несудимости – как и зачем получать? Краткое содержание: Правовая инструкция 9111.ru расскажет, что представляет из себя справка о наличии (отсутствии) судимости, которую также называют «справка о несудимости», когда ее могут потребовать, в каком порядке она выдается. Что такое […]
  • Изменения в федеральный закон 73-фз Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части принятия решения о перемещении объекта культурного […]
  • Решения конституционного суда основанные на принципах трудового права § 4. Юридическая сила решений Конституционного Суда РФ 1. Особое значение для эффективности системы конституционного контроля имеют юридические последствия и сила решений Конституционного Суда и механизм их исполнения. Прежний Закон о Конституционном Суде РФ исходил из того, что решения […]
  • Приволжский федеральный центр судебных экспертиз Организационная структура СЭУ системы Минюста России В состав системы государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (далее СЭУ) входят 42 судебно-экспертные лаборатории (далее – ЛСЭ), 9 региональных центров судебной экспертизы (далее – РЦСЭ) и один федеральный центр […]
  • Реестр закупок по ст 73 бк рф Статья 73 БК РФ. Реестры закупок 1. Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. 2. Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать […]
  • Прокурор красноярский край Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Телефон справочной по обращениямв Генеральную прокуратуруРоссийской Федерации: Назначен […]