Право и закон отличия

admin

В чем разница между правом и законом?

Михаил Барщевский
доктор юридических наук, профессор МГЮА

Право — понятие гораздо более широкое, чем закон, и подразумевает кроме законов и другие нормативные акты, такие как постановления правительства, ведомственные постановления, указы президента, обычаи делового оборота и др.

Маркус Бюхель
адвокат, бывший премьер-министр княжества Лихтенштейн

Законы нас защищают, а право само нуждается в правозащитниках.

Ирина Хакамада
вице-спикер Государственной думы

Права — от Бога, а законы — от нас, депутатов…

Изя Врат
хозяин таверны «Одинокий страус»

Право… Закон… Суждения могут быть разные.

Когда ко мне в таверну приходят молодые юнцы и заказывают пиво, то это их право. Но закон велит мне не наливать им пива.

Что сделаю я? Я налью им пива, пусть пьют, мне не жалко, хотя кто его знает, может, мне и придется отвечать по всей строгости закона. На это у меня ведь тоже есть право…

Как пел один известный бард-стихоплет, «каждый правый имеет право на то, что справа, и то, что слева…», а когда я учился в одном неплохом военном заведении, наш старшина говорил: «Что положено, на то и положено…» Так и с законами. Главный-то закон — закон броуновского движения.

Iron Fist
вольный стрелок

Право — это когда можно и направо, и налево, а закон — когда только прямо!

Анатолий Левенчук
президент TechInvestLab.com, координатор «Московского Либертариума»

Закон — это только один из источников права. При социалистическом «праве» — это единственный источник. В правовом государстве есть сложные механизмы, делающие необязательными выполнение плохих и устаревших законов (один из самых мощных таких механизмов — суд присяжных). В правовом государстве жизнь диктует свои законы, а в неправовом «законном» государстве законы диктуют жизни. Если законы плохи (а хороших законов вообще, как правило, немного), то жизнь в неправовом государстве пряником не кажется. А в правовом государстве несуеверные присяжные могут, например, оправдать ведьму, даже если закон требует ее немедленного сожжения на костре.

Владимир Гуревич
главный редактор газеты «Время новостей»

Это только частично совпадающее множество. Право — вещь куда менее определенная, чем закон, его невозможно исполнять, а закон — желательно. Однако есть сферы, где не действует ни то, ни другое.

Даже самый тяжелый закон можно изучить, право изучить практически невозможно. Вообще, как ни странно, право — скорее романтическая категория, закон в каком-то смысле — классическая.

Валерий
студент 5-го курса МГЮА

М-да, ребята, ну у вас и вопросы… Нам такие задавали преподаватели во время сессии на первом курсе… А вообще, право — это когда попросить можно, а получить нельзя. Закон — ровным счетом наоборот.

Лариса Полякова
член президиума Московской городской коллегии адвокатов

Есть такая поговорка: закон — это дерево, его нельзя перепрыгнуть, но можно обойти. А право — это лес, как раз и состоящий из таких деревьев.

oleg_тл
помощник депутата Государственной думы

Право — это то, чем бы мы хотели пользоваться, особенно когда имеем. Аналог — ОС, которая работает и не требует, чтоб в ней разбирались. А закон — это то, что получилось, когда делали написанное выше. Аналоги: Windows — наши законы (регулярно клинят/виснут; делают, что хотят сами, а не мы; стучат на нас; не всегда ясно — где баг, где фича); Unix/Linux — англо-американские законы (поди-ка разберись — без гуру-адвоката голову сломишь, но в основном работает).

Allon
профессиональный юрист, работник суда

Закон — это формализованное право, закрепляющееся в общественном сознании посредством социальных институтов в форме обязательного акта, исполнение которого гарантировано мерами государственного принуждения. В этом смысле понятие «закон» несколько уже «права». Серьезных различий между терминами нет, поскольку речь идет об организованном сообществе с развитыми идеями нравственности и справедливости.

Алексей Романович
школьный учитель литературы

Болит и пухнет голова:
Как выжить мне на этом свете?
Сожрали все мои Права
Статьи «Закона о бюджете».

old.computerra.ru

Соотношение права и закона

Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизация) правовой нормы обозначается условным термином «источник права». Под правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе.

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный правовой акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.

Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия «закон», из которых следует, что закон (в упрощенном определении) – это нормативный правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон – это почти всегда нормативный правовой акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания – нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:

во-первых, с точки зрения этимологии и смысла слово « з акон » означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»; это акт государства и в отличие от норм обычного права под словом «закон» всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;

во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти».

Следовательно, закон (равно как и другие нормативные правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Главное в законах, кроме их всеобщности, – это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций. Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Говоря о соотношении права и закона, прежде всего необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

Во-первых, сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает целая серия вопросов, а именно:

Каков же критерий правовых законов?

Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие — нельзя?

Исчерпывающего ответа на эти вопросы не существует. В различные времена учеными и философами предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они не являются бесспорными.

Еще в конце XIX — начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых.

Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может превратить в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.

Однако, по мнению многих правоведов, попытки определить право как справедливость не могут быть признаны удачными. Понятие «справедливость» — абстракция, и в процессе его воплощения и использования каждый вкладывает в него свое собственное понимание. Право же представляет собой общий масштаб поведения. Он одинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации. Кроме того, такой подход отрицает сам факт существования правовой справедливости до ее выражения законодателем. Сказанное, однако, не означает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических нормативах и потому не должна участвовать в определении права. Справедливость учитывается в дефиниции права постольку, поскольку оно представляет собой систему правил поведения свободных и равных субъектов.

В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. С.А.Емельянов описывает его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», автор приходит к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть ничто иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.

Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство – это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

Легитимный закон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим – избранным народом – органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти.

mir.pravo.by

Разница между Правом и Законом

То что здесь написано, содержит в себе массу теории, но эта теория имеет основу для фундаментального понимания сути человека в государстве. Увы и ах, такие фамилии, как Руссо, Дидро, Франклин, Монтескье, Гроций, Локк, Гоббс и масса других людей, деятелей, философов, которые обосновали теорию естественного права и не думали, что все государства, хотя бы декларативно примут суть их идей. Многое из этого было понятно и раньше, но именно с этими именами отчасти, связывают появление самой Теории Естественных Прав Человека. Если вам интересно наберите в поисковых системах данное название и вы более подробно прочитаете об этих деятелях и данной теории. Самый сок в ней прост — есть Позитивное право — это Закон, то что создается властью, государством, а есть Естественное Право, которое никоим образом не зависит от власти, государства и т.п. Законы пишут люди, они могут ошибаться, в фашистской Германии тоже были Законы, но естественного права не было, СССР также не исключение, хотя и там и там Конституции были самыми демократическими, и это не сарказм. Написано было шедеврально с точки зрения текста. Естественное право — это некое идеальное право, которое появляется сразу, когда ребенок приходит на свет, оно не зависит ни от чего, оно появляется с рождением, и пропадает со смертью (а если отнести право на имя, честь и некоторые другие права к естественным, то оно не у всех и не всегда пропадает со даже со смертью). Все мы понимаем, что если человек родился, то у него есть право на жизнь, на здоровье и так далее. Почему мы пишем так далее, лишь для того, чтобы вы сами по человечески подумали, чтобы вы отнесли к правам человечка, который только что появился на свет и какие у него ДОЛЖНЫ быть права на протяжении его жизни. Не бойтесь идеализировать, все права, которые вы «придумайте» более чем уверены, что будут справедливыми. Естественное Право не может быть несправедливым, а вот закон , увы, может.

Несмотря на то, что эта теория, на ее основе построены сейчас практически все Конституций разных стран Мира, а также массив Международных Актов. Невольно вспоминается фраза А. Эйнштейна о том, что «Международные законы существуют только в сборниках международных законов». Глядя на Мир и понимая что Альберт Эйнштейн смело заслуживает право называться гением, никто не запрещает вам ссылаться на любую статью Конституции РФ для защиты своего права. Порой и часто люди пытаются надавить на других людей говоря, что Закон такой, ссылаются на статьи и т.п., лишь бы продавить свою позицию или заставить человека сказать ДА, либо что-то подписать, пообещать. Это банальная психология давления. Наш вам дельный совет — если вы чувствуйте, что Ваше право ВОЗМОЖНО нарушают, прекратите разговор, сообщите собеседнику, что он нарушает Ваше конституционное право, на вопрос какое, вы не обязаны отвечать. Вы вообще ничего не обязаны говорить против себя, если вы считаете, что то, что вы говорите, вы не хотите говорить — то по сути вы свидетельствуете против себя. И здесь вам на помощь приходит статья 51 все той же Конституции РФ, которая гласит: Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Нам могут возразить, мол что эта статья для тех, кого уже «приняли» в милицию (полицию), кто уже у следователя и или в суде. Резонно, однако, взглянем на это с другой стороны — практически все слова, сказанные лицом можно использовать против него же самого, даже если это и спорный момент, то зачем САМОМУ создавать хотя бы намек на условия, когда ВЫ своими же словами говорите что-то, что могут использовать против вас. Если не уверены в словах — не говорите, молчите — статья 51 предоставляет вам шикарную возможность, не требуя ничего взамен.

В следующей статье под названием «Не хотите знать и понимать свои базовые права — не читайте!» речь пойдет о ваших естественных прав, конечно, дискуссия о том, какие права стоит отнести к естественным может длиться годами, но практические механизмы для того, чтобы применить эти знания, надеемся, будут полезны.

xn--b1afncvo7h.xn--p1ai

Право и закон

Реферат по дисциплине «Философия права»

Работу выполнил студент Захаров Д.В.

Профессиональный институт управления

Введение

Идея права является одним из фундаментальных ценностных оснований современной цивилизации. Основное отличие права от закона можно проследить не только качественно, но и количественно. Объем содержания права (ius) всегда будет шире закона (lex). Закон только лишь санкционирует право придавая тем самым ему общеобязательную юридическую силу, но право не ограничивается законами.

Как писал М.Т. Цицерон «Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы. Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из неправа или благо из зла, честное из позорного».[1]

Даже самый совершенный закон работает только тогда, когда он реализовывается, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием “законность”. Законность, в свою очередь, является одной из важнейших категорий всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его всех его граждан.

В первой части реферата рассматривается роль и принципы права в современном обществе. Во второй рассматривается сущность правопорядка как цели и результата правового регулирования общественных отношений. В третьей части определяется соотношение законности, правопорядка и демократии, исходя из того, что правопорядок является результатом действия законности, реализованной свободы участников правоотношений.

Глава 1. Роль права в современном обществе

Сегодняшнее общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, взаимообуславливающую, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, ценностными отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его частей оно не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые напрямую связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, безусловно является право.

Право возникает в обществе как результат его развития и объективной потребности усложнившейся внутренней организации и проявившихся противоречий. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает правовой порядок, устойчивое развитие, стабильность и организованность.

Возникнув в силу объективных исторических причин, право начинает активно взаимодействовать с человеческим обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие и совершенствование. Поэтому право не может быть развито выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним в исторической перспективе. Вместе с тем право включает в себя все социально значимое от обычаев, господствующих в обществе морали, принципов и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и в определенный момент получает возможность активно воздействовать на него.

Современные тенденции развития нашей страны придают особое значение ценности права. Изменение системы социальных ориентиров, ценностей и потребностей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни общества. Изменяется и право, роль которого возрастает. Отражая назревшие социальные потребности, право, с одной стороны, вынуждено «подстраиваться» под происходящие изменения, а с другой – само активно выступает инструментом, посредством которого можно наиболее быстро и качественно осуществить назревшие преобразования.

Ценность права — это его способность служить целью и средством для удовлетворения социально значимых, справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Можно перечислить следующие основные проявления ценности права для общества.

Право обладает самодостаточной инструментальной ценностью. Оно придает действиям граждан организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность не только со стороны власти, но и в ряде случаев самого общества. Право вносит элементы упорядочения и предсказуемости в общественные отношения, делает их более цивилизованными. Современное общество не может полноценно без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение и потребление. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые присущи природе данного политического строя. Оно выступает мощным средством государственного управления и воздействия.

Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию таких отношений, в которых заинтересованы не только отдельные индивиды, но и всё общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов и потребностей. Право ни в коем случае не нивелирует частный интерес отдельно взятого индивида, не подавляет его, а сообразует с общим интересом всего общества. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием интересы.

Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы отдельно взятой личности в обществе. При этом ценность самого права состоит в том, что оно не свободу обозначает вообще, но определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, самоуправства, бесконтрольности отдельных индивидов и групп.

Право и свободы неотделимы друг от друга. Справедливым считается утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию — это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, необходимая и достаточная мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода, ограниченная лишь свободой других.

Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости в данном обществе на данном отрезке его истории. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, социального статуса и достатка. Значимость права для утверждения принципов справедливости очевидна. Это дает основание для вывода о том, что право есть не что иное, как нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Право по своему назначению и природе противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение.

Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубочайший личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и общества в целом.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманистическими началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей. » является максимой в праве.[2]Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности от произвола других. В нынешних условиях именно на право возлагают надежды многие слои населения в плане защиты своих интересов от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских решений.

Ценность права заключается и в том, что оно выступает одним из факторов его прогресса, источником обновления общества в соответствии с текущим историческим ходом общественного развития. Роль права особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов, демократии. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения, взаимодействия и деятельности.

Очевидно, что в существующих условиях право приобретает поистине глобальное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного, межнационального и межэтнического характера. Обладая свойствами социального регулятора, право является эффективным инструментом достижения мира и согласия, снятия напряженности в социуме.

В заключении хотелось бы отметить, что кардинальное демократическое преобразование нашего государства, достижение в нем мира, согласия, общественно спокойствия и справедливости люди все чаще связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, с правами и свободами человека. Убежденность гражданина в справедливости права предопределяет существенным образом его гражданскую активность, которая является высшим структурным элементом правовой культуры современного гражданского общества.

1.1. Понятие права

Право — это система, состоящая из норм (привил поведения, обычаев), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений, допустимых при повседневном использовании в обществе.

К основным признакам права можно отнести:

Нормативность. Диктуемые государством властные предписания можно разделить на две группы — индивидуально-правовые и нормативные. Первые являются конкретными указаниями, вторые — правилами общего характера. Право является системой норм, то есть не конкретных указаний — кому, что, когда и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения в типичных же ситуациях. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, векторами правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение отдельно взятого индивида, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, единообразием и повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Общеобязательность. Не правовые социальные нормы носят региональных характер, замыкаясь своим действием в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого отдельно взятого индивида, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права, все находятся в его поле. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования, все субъекты несут ответственность. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию государства, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для самого государства. Иногда нормы права регулируют очень узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени, или только на определенной территории. Общеобязательность права создает основу для ликвидации какой-либо дискриминации, неравенства перед судом. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, порядка, единства, единообразия, равенства, принципиальной одинаковости.

Императивность. Обязательность права не зависит от усмотрения, взглядов, убеждений или согласия отдельных граждан подчиняться правовому воздействию. Кроме того, право обладает безусловным приоратом в системе социальных норм общества. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно существующие правовые нормы.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, приказах, постановлениях, распоряжениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица, название и т.п.).

1.2. Основные принципы права

В существующей правовой системе принципы права играют определяющую роль:

Принципы права можно представить как костяк права. Принципы права обеспечивают непротиворечивость самого права и его логики, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие этим принципам.

Значение принципов в правовой системе определяется тем, что конкретно они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды среди граждан. Такие принципы права позволяют хорошо ориентироваться в правовой системе.

В некоторых случаях принципы права могут служить основанием и ориентиром для разрешения конкретных юридических дел, устранения конфликтов. Судебный орган может сослаться при рассмотрении дела на определенные принципы права, а не на конкретный нормативный документ(закон, постановление и пр.), который не описывает поведение субъектов в той или иной ситуации.

Сам перечень принципов права не является исчерпывающим. В рамках курса теории государства и права как правило изучаются общеправовые принципы права. Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права.

Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические.

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в общем, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом как субъекта, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества. К ним можно отнести:

Политические начала права (например, принципы демократии, разделения и независимости властей);

Экономические начала права (например, свобода экономической деятельности, невмешательство органов государственной власти в управление коммерческих организаций и пр.);

Нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с чисто юридической стороны, представляют собой базисы правового регулирования. К ним относят:

Принцип равенства лиц перед законом;

Принцип неотвратимости ответственности за вину и презумпцию невиновности;

Принцип судебной защиты прав и свобод субъектов взаимоотношений;

Принцип единства прав и обязанностей;

Принцип сочетания убеждения и принуждения.

Глава 2. Законность, как механизм правового регулирования отношений в современном обществе

Прежде всего необходимо дать определение закону. Закон — нормативно-правовой акт, принимаемый законодательной властью, регулирующий наиболее важные общественные отношения, обладающий высшей юридической силой, устанавливающий отправные начала правового регулирования.[3]

Интересно отметить характеристику, который дал закону античный мыслитель и философ Демокрит, он пишет «Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется».[4]

К основным признакам Закона можно отнести следующие:

Закон это разновидность нормативно-правовых актов. Он обладает всеми признаками нормативных актов, равно как и правовых актов, в целом.

Первичный характер закона означает, что он происходит от представительного правотворческого органа власти, соответственно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе и не должны ему противоречить. Первичный характер закона означает его «самодостаточность», ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

Высшая юридическая сила — один из ключевых признаков закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, в целях исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

Законы принимаются в особом порядке, подробно регламентированном конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона — необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта, его не легитимности. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество и отличается от иных видов правотворчества.

Закон регулирует самые важные общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего значения должно отражаться не в законе, а в подзаконных актах. К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация, права и обязанности граждан и т. д.

Закон призван быть ведущим источником права в правовом демократическом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа государства. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного управления и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства.

В этой связи особое внимание стоит уделить термину «законность», который является производным от термина «закон» и, будучи комплексным понятием, охватывает все стороны жизни права — от его роли в создании закона до реализации его норм в юридической практике.

В специальной юридической литературе законность рассматривается по-разному. Законность определяют как режим, принцип, способ, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальных групп или народа в целом.

Так, Л.И. Спиридонов определяет законность как «. правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении правовых норм всеми ее участниками».[5]

2.1. Понятие общественного и правового порядка

Большое распространение получил взгляд на то, что правопорядок является реализованной законностью, однако подобная трактовка представляется не совсем верной. Действительно, указанные явления тесно взаимосвязаны, но есть определенные различия. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности субъектов правоотношений. Но сам «правопорядок» не может сложиться как следствие одного лишь принципа, даже основополагающего. Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок проявляется как результат реализации всех правовых указаний и предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает не законность, а именно право, как более широкое понятие. Законность же — условие правопорядка.

Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего, правопорядок — это порядок, организованность, устойчивость, стабильность, предсказуемость, предопределенность. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности определенных общественных отношений и устоев, выступает антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Правопорядок это по своей сути правовой порядок, состояние общественных отношений, которое запрограммировано правом.

Правопорядок – это часть системы общественных отношений между членами общества, утвердившаяся как образ жизни в результате воздействия всей системы нормативного регулирования урегулированных нормами права. Это такая же реальность, как всякие фактические отношения, существующие в обществе. Поэтому правопорядок – его социальная ценность. Он находится под защитой закона, поддерживается в качестве господствующего и тем самым «воспроизводится».

Правопорядок существует в результате того, что участники регулируемых правом общественных отношений реализуют свои субъективные права и обязанности, следует режиму законности.

Глава 3. Взаимосвязь правопорядка и законности

Развертывание всего комплекса институтов государства в современном демократическом обществе значительно снижает отрицательное влияние и доминирование политической власти. Среди широкого комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо отметить, в частности, такие: мандат широких слоев общества на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие развитого муниципального самоуправления; подчиненность всех без исключения подразделений власти закону; независимое, сильное, правосудие.

В правовом государстве ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, или общественная организация, ни один человек не вправе посягать и ставить под сомнение исполнение законов. За его нарушение они несут неотвратимую и порой строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду прежде всего то, что все подзаконные акты должны строго соответствовать этому закону, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.

Также недопустимо «нагружать» закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен изначально законодателем. Кроме того и все рядовые граждане страны должны в своем поведении руководствоваться законом и его нормами, его духом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость основного закона — Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение, уточнение и обновление. Именно по этой причине бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе.

Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, так как это — основная категория правового государства. Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла соответствующие коррективы в иерархию нормативно-правовых актов.

С позиций личности человека и гражданина законность выступает прежде всего как средство защиты ее прав, свобод и законных интересов. Она обеспечивает охрану человека как от произвола самого государства, его органов и должностных лиц, так и от противоправных действий со стороны других лиц(обычных граждан). От состояния законности зависит степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии в целом. Поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона законности и правопорядка также является важнейшей целью государственной деятельности. Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как о ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры.

Заключение

Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор, как стали появляться первые зачатки права. Рассматривалась эта проблема множество раз как в рамках зарубежного, так и в рамках отечественной правовой мысли Последние, весьма острые и в такой же мере бесплодные по своим результатам споры в нашей стране приходились на 60-80-е годы, когда дисциплина и научная деятельность в области философии права велась не так активно и продуктивно, как на западе.

Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но периодически, особенно в переходные периоды развития общества(авторитарное-переходное-демократическое), значительно обостряется. Причина этого усиления внимания заключается в том, что эта, проблема имеет не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение.

Разумеется, эта значимость обусловлена прежде всего характером и особенностями самой проблемы, суть которой кратко сводится к тому, что не все нормативные акты — законы исходят (издаются или санкционируются) от соответствующих правотворческих государственных структур и являются правовыми законами. Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует, с точки зрения авторов — сторонников данных суждений, считать правовыми. Здесь право и закон полностью совпадают. Но есть также и законы, которые на первый взгляд не отвечают правовым критериям и, следовательно, с правом не совпадают.

Каков же основной критерий «правового закона»? Какие законы можно рассматривать как соотносящиеся с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых, а других — к разряду не правовых? Что делает одни законы правовыми, а другие — не правовыми?

Эти и другие им подобные вопросы издавна занимали внимание отечественных и зарубежных юристов и философов. Однако однозначного ответа до сих пор не было найдено. Учеными-юристами и философами предлагались различные основания — критерии для разграничения права и закона, правовых законов и не правовых, но все они вызывали и вызывают лишь дальнейшие вопросы и дискуссии.

Проблема остается не только не решенной, но и еще более усугубленной, приводящей к возникновению множества дискуссий в кругах учетны-юристов. Очевидно, ее удовлетворительное решение возможно лишь при использовании принципиально новой методологической и мировоззренческой парадигме и является делом отдаленного будущего.

Список литературы

Теория государства и права./ Мелехин А.В., М.: 2007. — 640 с.; Консультант Плюс, 2009, 2-е изд.

История философии./ Под ред. В.В. Васильева. — М.: Академический Проект, 2005. — 680 с.

Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., Под.ред. О.Г. Данильяна. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 416 с.

Дмитриев М.Э. Обзор и перспективы реформ в РФ // Леонтьевские чтения, выпуск 3 – 2005.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. С.247

Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования.— Л.: Наука, 1970., — 664 с.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права.- М., 2001.- 304 c.

[1] Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. – М., 1994.

  1. [2] История философии./ Под ред. В.В. Васильева. — М.: Академический Проект, 2005. С. 430

[3] Философия права:Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др., Под ред. О.Г. Данильяна. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 387

[4] Лурье С.Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. — Л.: Наука, 1970. C. 254

[5] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: 2001., С.135

www.km.ru

Это интересно:

  • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
  • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Структура арбитражных судов в рф Федеральные арбитражные суды Российской Федерации Структура арбитражной системы РФ Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. Первый уровень арбитражных судов Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе […]
  • Закон о льготном проезде для крайнего севера На что рассчитывать работникам Севера: особенности льготных отпусков в 2018 году Оплата льготного проезда северянам Речь идет об оплате льготного проезда пенсионерам северянам. В 2015 году компенсацию можно получить как в виде проездных билетов, так и виде денежной компенсации. Какие […]
  • Механическая работа Энергия Закон сохранения механической энергии Механическая работа Энергия Закон сохранения механической энергии 1.20. Закон сохранения механической энергии Если тела, составляющие замкнутую механическую систему , взаимодействуют между собой только посредством сил тяготения и упругости, то работа этих сил равна изменению […]
  • Приказ 587 мвд рф новая редакция Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 29.06.2005 N 511 (ред. от 15.10.2012 с изменениями, вступившими в силу с 24.02.2013) "ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В […]
  • Получение гражданства натурализация Оформление и получение гражданства Великобритании Получить гражданство Великобритании сложно, но все-таки можно. Причем в этой стране больше предложений для иммигрантов, чем в остальных европейских странах. В последнее время поток желающих жить в Англии значительно уменьшился, но это […]