Ст 3 фкз о конституционном суде рф

admin

Оглавление:

Федеральные конституционные законы

Эта справочная страница создана для постановки постоянных линков на 12 её разделов из статей Конституции, где упоминаются федеральные конституционные законы, а уже отсюда — на сами законы, названия и набор которых меняется со временем.

Вопросы, по которым должны быть приняты федеральные конституционные законы, упоминаются в 13 статьях Конституции (в т.ч. 3 из них — дважды). В Конституции не записаны ни точные названия законов, ни их количество, но говорится, что ФКЗ принимаются по конкретным вопросам, ею, Конституцией, предусмотренным (хотя С.М.Шахрай считает, что можно и по другим).

Ниже перечислены указанные в Конституции вопросы, по которым принимаются ФКЗ, и все принятые ФКЗ самостоятельного значения (т.е. не сводящиеся к поправкам в ранее принятые) — их 23 (22 действующих и один заменённый новым), включая 6 ФКЗ однократного действия (об объединении и присоединении субъектов Российской Федерации); а кроме того — 4 закона о поправках к Конституции, которые с натяжкой можно отнести к разряду ФКЗ:

1 (ст.56, 88). О чрезвычайном положении

О чрезвычайном положении (3-фкз от 30.05.2001)

2 (ст.65, 137). О принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта

О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации (6-фкз от 17.12.2001)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа (1-фкз от 25.03.2004)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа (6-фкз от 14.10.2005)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа (2-фкз от 12.07.2006)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (6-фкз от 30.12.2006)
Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (5-фкз от 21.07.2007)
О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя (6-фкз от 21.03.2014)

3 (ст.66, 137). Об изменении статуса субъекта Российской Федерации

4 (ст.70). О Государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации

О Государственном флаге Российской Федерации (1-фкз от 25.12.2000)
О Государственном гербе Российской Федерации (2-фкз от 25.12.2000)
О Государственном гимне Российской Федерации (3-фкз от 25.12.2000)

5 (ст.84). О референдуме

О референдуме Российской Федерации (5-фкз от 28.06.2004)
Предшествовавший ему (отменён): О референдуме Российской Федерации (2-фкз от 10.10.1995)

6 (ст.87). О военном положении

О военном положении (1-фкз от 30.01.2002)

7 (ст.103). Об Уполномоченном по правам человека

Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (1-фкз от 26.02.1997)

8 (ст.114). О порядке деятельности Правительства

О Правительстве Российской Федерации (2-фкз от 17.12.1997)

9 (ст.118). О судебной системе

О судебной системе Российской Федерации (1-фкз от 31.12.1996)

10 (ст.128). О полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного и иных федеральных судов

О Конституционном Суде Российской Федерации (1-фкз от 21.07.1994)
О Верховном Суде Российской Федерации (3-фкз от 5.02.2014)
Об арбитражных судах в Российской Федерации (1-фкз от 28.04.1995)
О военных судах Российской Федерации (1-фкз от 23.06.1999)
О Дисциплинарном судебном присутствии (4-фкз от 9.11.2009)
О судах общей юрисдикции в Российской Федерации (1-фкз от 7.02.2011)

11 (ст.135). О Конституционном Собрании

* (ст.136). В том же порядке принимаются и такой же нумерацией обозначаются Законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации

xn--g1af3a.xn--p1ai

Федеральный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 N 1-ФКЗ ст 3 (ред. от 28.12.2016)

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.

fzrf.su

2.3. Порядок рассмотрения дел в Конституционном суде рф

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в суд форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающей требованиями закона. Такая форма обращения, как запрос, соответствует вопросам толкования Конституции РФ; проверке конституционности того или иного акта; разрешению вопроса о соблюдении Государственной Думой установленного законом порядка выдвижения обвинения Президента РФ в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Ходатайство приносится в случае возникновения спора о компетенции; во всех остальных случаях в Суд подается жалоба.

С запросом в Конституционный Суд Российской Федерации обращаются:

2. Совет Федерации;

3. Государственная Дума,

4. одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы,

5. Правительство РФ;

6. Верховный Суд РФ,

7. Высший Арбитражный Суд РФ

8. органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С ходатайством в Конституционный Суд РФ обращаются:

федеральные органы исполнительной власти;

органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

С жалобами в Конституционный Суд РФ обращаются:

граждане, чьи права и свободы нарушаются примененным или подлежащим применению законом;

иные органы и лица, указанные в федеральном конституционном законе.

Рассмотрение вопросов в Конституционном Суде РФ происходит в несколько этапов.

Первый этап — проверка соблюдения формальных требований, предъявляемых к обращению. Поступившее в суд обращение регистрируется в Секретариате суда, после чего специалисты Секретариата рассматривают его для выяснения следующих обстоятельств:

относится ли данное обращение к компетенции Конституционного Суда РФ;

соответствует ли обращение требованиям ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», а именно:

а) обращение должно быть подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

б) обращение по форме и содержанию должно отвечать требованиям ст.ст. 37 и 38 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»;

в) обращение должно исходить от надлежащего органа или лица;

г) должна быть оплачена государственная пошлина, если иное не установлено ФКЗ «О Конституционном суде РФ».

не выносилось ли ранее постановление Конституционного Суда по предмету обращению;

не состоялось ли ранее решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства.

По результатам такого рассмотрения могут быть приняты следующие решения.

1. Если Секретариат Конституционного Суда приходит к выводу, что данное обращение не соответствует предъявляемым требованиям, то он обязан уведомить об этом заявителя. При этом заявитель вправе как потребовать принятия Конституционным Судом решения по этому вопросу (то есть получить от Конституционного суда официальное уведомление), так и устранить недостатки и вновь направить обращение в Конституционный Суд РФ.

2. Если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, Секретариат может направить его в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы.

3. Если Секретариат приходит к выводу, что обращение полностью соответствует всем предъявляемым требованиям, то Председатель поручает его предварительное изучение одному или нескольким судьям. На изучение этого вопроса отводится не более 2-х месяцев с момента регистрации поступившего обращения.

Второй этап включает в себя изучение фактического соответствия обращения компетенции Конституционного Суда.

На этом этапе необходимо, в первую очередь, определить, есть ли основания для рассмотрения дела Конституционным Судом. Таким основанием является:

неопределенность в вопросе о соответствии Конституции РФ нормативного акта, договора между органами государственной власти или не вступившего в силу международного договора;

противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;

неопределенность в понимании положений Конституции РФ; или

выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Заключение судьи или судей Конституционного Суда по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда РФ не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения.

На основании этого заключения суд может принять два решения:

1. о принятии обращения к рассмотрению;

2. об отказе в принятии обращения.

Основания для отказа в принятии обращения определены в ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1. разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2. обращение в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» не является допустимым;

3. по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Третий этап – подготовка судебного заседания. На этом этапе назначается дата судебного заседания, решается вопрос о том, кто будет представлять стороны в судебном процессе и решаются иные организационные вопросы.

В качестве сторон в конституционном процессе могут выступать должностные лица органов государственной власти, принявших проверяемый (оспариваемый) нормативный правовой акт или участвующих в споре о компетенции; представители Президента; адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности в качестве представителей граждан, общественных объединений и т.д.; депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации и другие лица.

Четвёртый этап – непосредственно судебное заседание. По сравнению с этапами подготовки вопроса к рассмотрению, само судебное заседание Конституционного Суда относительно скоротечно. В ходе судебного заседания заслушивается судья-докладчик, затем выступают представители сторон, им задаются уточняющие вопросы, затем заслушиваются итоговые выступления представителей. После чего суд удаляется для обсуждения вопроса и принятия итогового решения.

Оно обсуждается в совещательной комнате, в которой могут присутствовать только судьи, рассматривающие данное дело, а также сотрудники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания.

В ходе совещания судьи Конституционного Суда РФ вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования.

Свобода правовой позиции судьи Конституционного Суда РФ проявляется в положениях ст. 76 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» о том, что судья, не согласный с решением Конституционного Суда РФ, вправе письменно изложить свое особое мнение, которое приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Конституционного Суда РФ. Судья Конституционного Суда РФ, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда РФ».

По подавляющему большинству вопросов, отнесенных к компетенции Конституционного Суда РФ, решения принимаются простым большинством голосов. Исключение составляет толкование Конституции РФ – здесь для принятия решения требуется большинство в 2/3 голосов.

В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора РФ голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта.

Судья Конституционного Суда РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.

Протокол совещания подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования (ст. 70 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» предусматривает два вида итоговых решений Конституционного Суда:

1. заключение, которое принимается по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

2. постановление Конституционного Суда РФ, принимаемое по существу всех других вопросов, входящих в полномочия Конституционного Суда РФ.

Все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства (т. е. не итоговые решения), именуются определениями.

Пятый этап – исполнение решений Конституционного Суда РФ.

Итоговые решения не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:

1. судьям Конституционного Суда РФ;

2. сторонам конституционного процесса;

3. Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;

4. Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ.

При необходимости решения могут быть направлены другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения. Оно действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанных на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ (ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

В случае неисполнения решения Конституционного Суда РФ, действия либо бездействие соответствующих должностных лиц могут быть обжалованы в суды общей юрисдикции либо арбитражные суды в рамках судебного контроля или пересмотра дела по новым обстоятельствам.

studfiles.net

Ст 3 фкз о конституционном суде рф

Конституционный Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик , уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции :

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы , отвечающее требованиям ФКЗ «О Конституционном суде».

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина — фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном суде», дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в ФКЗ «О Конституционном суде РФ» основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) обращение в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном суде РФ» не является допустимым . В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона о Конституционном Суде основанием для рассмотрения дела в порядке конституционного правосудия является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции закон или иной нормативно-правовой акт, договор между органами государственной власти Федерации и ее субъектов и другие вопросы рассмотрения, которых входят в концепцию Конституционного Суда РФ.

Однако эта норма касается Суда в общем. Заявитель и его адвокат должны помнить, что, в соответствии со ст. 37 Закона о Конституционном Суде необходимо указывать в обращении конкретные основания обращения и свою позицию по этому вопросу.

Жалоба должна устанавливать факт, что оспариваемый правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан;

3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

В случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Российской Федерации производство может быть прекращено, за исключением случаев , когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.

425. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде РФ. Передача дела палатой Конституционного Суда РФ на рассмотрение в пленарном заседании.

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.
Первоначально предварительной проверкой соответствия конституционной жалобы требованиям закона занимаются специалисты Секретариата.

Если жалоба не соответствует требованиям закона, Секретариат принимает решение о возвращении жалобы гражданину.

Если конституционная жалоба прошла через Секретариат, это не означает, что вопрос о ее принятии к рассмотрению Конституционным Судом РФ уже решен. Далее жалоба передается непосредственно Конституционному Суду РФ, который также может принять решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению ( ст. 43 Закона о КС РФ).
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяц а с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.
В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Пленарные заседания Конституционного Суда Российской Федерации созываются Председателем Конституционного Суда Российской Федерации, а заседания палаты — председательствующим в палате.
В пленарных заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации и заседаниях его палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов, если иное не установлено Законом о КС РФ или Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

Для подготовки дела к слушанию назначается один или несколько судей-докладчиков. В соответствии со ст. 49 Закона о КС РФ судья-докладчик имеет следующие полномочия:

— истребовать необходимые документы и иные материалы;

— поручить провести проверку, исследование, экспертизу;

— воспользоваться консультациями специалистов;

— определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в судебное заседание;

— отдает распоряжение об уведомлении о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Пункт 21 Регламента Конституционного Суда РФ предусматривает, что судья-докладчик составляет проект итогового решения, а в зависимости от характера и сложности дела — также перечень вопросов, подлежащих, с его точки зрения, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения. При этом судья-докладчик имеет право предложить мотивированные ответы на эти вопросы.

На стадии подготовки дела к слушанию Конституционный Суд РФ вправе предложить соответствующим органам власти приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела. По данному вопросу Конституционный Суд РФ принимает определение.

Решение о назначении дел к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации принимается Конституционным Судом Российской Федерации не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.

Участники процесса уведомляются о дате заседания, на котором будет рассмотрена жалоба, не позднее чем за 10 дней до судебного заседания. Одновременно с уведомлением участникам процесса направляются копии всех обращений, отзывов на них, копии проверяемых актов, заключения экспертов.

Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может предоставлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Непосредственно в судебном заседании при рассмотрении жалобы первым выступает судья-докладчик, который оглашает суть жалобы, с которой обратился гражданин (объединение граждан или иное лицо, уполномоченное законом).

После этого слово предоставляется сторонам. Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающих неконституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод гражданина.

Выступление представителя органа, принявшего оспариваемый закон, сводится к опровержению доводов заявителей.

После заслушивания пояснения одной стороны судья Конституционного Суда РФ и вторая сторона вправе задать вопросы.

Исследование каких-либо документов в заседании Конституционного Суда РФ возможно по инициативе суда или по ходатайству сторон.

В случае если к участию в рассмотрении жалобы гражданина были приглашены эксперты и свидетели, то они выступают в заседании после выступления сторон. Затем сторонам предоставляется право выступить с заключительной речью по рассматриваемой жалобе.

Статья 68 Закона о КС РФ предоставляет Конституционному Суду РФ право на этой стадии принять решение о прекращении производства по делу, которое является, как и иные решения, окончательным и обжалованию не подлежит. Основаниями прекращения являются:

— выявление оснований к отказу в принятии обращения к рассмотрению Конституционного Суда РФ (по сути дела, установление факта, что конституционная жалоба не соответствует критериям допустимости);

— установление факта, что вопрос, разрешаемый законом, конституционность которого предполагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

Конституционный Суд РФ объявляет об окончании слушания дела, если придет к выводу, что все вопросы по жалобе были полно и всесторонне исследованы.

При назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палаты Конституционный Суд исходит из установленного Законом о Конституционном Суде разграничения компетенции, предусматривающего, рассмотрение каких дел отнесено к исключительной компетенции пленарного заседания, а какие дела подлежат рассмотрению в заседаниях палат.

Распределение дел между палатами производится с учетом необходимости обеспечения равномерной нагрузки на палаты.

Конституционный Суд, устанавливая очередность слушания дел, исходит из последовательности поступления обращений. В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд может изменить очередность рассмотрения дел.

Конституционный Суд может отложить рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию либо перенести дату рассмотрения назначенного дела до окончания производства по аналогичному или связанному с ним вопросу в Конституционном (Уставном) Суде субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд может также отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции или арбитражном суде либо ином государственном органе, в компетенцию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

426. Участники процесса в Конституционном Суде РФ, их права и обязанности. Порядок исследования вопросов в судебных заседаниях Конституционного Суда РФ.

В конституционном судопроизводстве противоположную сторону не называют ответчиком, все дела, рассматриваемые в Конституционном Суде РФ, имеют публично-правовой характер и не разрешают споры о субъективных правах граждан.

Согласно ст. 53 Закона «О Конституционном суде РФ» все стороны конституционного судопроизводства представлены в виде следующих лиц:

— заявители — органы или лица, направившие в Конституционный Суд РФ обращение;

— органы или должностные лица , издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке;

— государственные органы , компетенция которых оспаривается.

Представителями сторон по должности могут выступать:

руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд Российской Федерации,

руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции,

должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт,

любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Представителями сторон могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности , полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Каждая из сторон может иметь не более трех представителей.

Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда Российской Федерации, дать объяснения и ответить на вопросы.

Неявка стороны или ее представителя в заседание Конституционного Суда Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Исследование по существу рассматриваемого в заседании Конституционного Суда Российской Федерации дела начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению.

Судье-докладчику могут быть заданы вопросы другими судьями Конституционного Суда Российской Федерации.
По окончании выступления судьи-докладчика Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов дела.

Установленный решением Конституционного Суда Российской Федерации порядок может быть изменен только самим Конституционным Судом Российской Федерации . Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Конституционного Суда Российской Федерации по порядку исследования вопросов рассматриваются Конституционным Судом Российской Федерации безотлагательно .

427. Виды и юридическая сила решений Конституционного Суда РФ. Разъяснение решения Конституционного Суда РФ. Определения Конституционного Суда РФ с «позитивным» содержанием.

Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации .

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 ФКЗ «О конституционном суде РФ», именуется постановлением .

Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением .

Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями .

В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
Именно принятием решений Конституционный Суд реализует свои полномочия.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, других органов и лиц, которым оно направлено.

Вопрос о разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации рассматривается в пленарном заседании или в заседании палаты, принявшей это решение, с участием ходатайствующего органа или лица.

На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.
О разъяснении решения Конституционного Суда Российской Федерации выносится определение , излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение.

В практике Конституционного Суда РФ встречаются определения, получившие название «определений с положительным содержанием». Конституционный Суд РФ в результате рассмотрения конституционной жалобы может прийти к выводу, что для разрешения поставленного заявителем в жалобе вопроса не требуется вынесение предусмотренного ст. 71 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» итогового решения в виде постановления. Как правило, к такому выводу Конституционный Суд РФ приходит тогда, когда в жалобе оспариваются такие же нормативные положения, какие ранее им уже были признаны не соответствующими Конституции РФ.
Определения с положительным содержанием также являются основанием для пересмотра дела заявителя, как и постановления Конституционного Суда РФ, которыми установлена неконституционность нормы или выявлен конституционно-правовой смысл нормы, с которым расходилась правоприменительная практика. В резолютивной части определения с положительным содержанием Конституционный Суд РФ отдельным пунктом указывает, что дело заявителя должно быть пересмотрено.

428. Последствия признания Конституционным Судом РФ обжалуемого закона не соответствующим Конституции РФ.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части.

До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации .

1) Правительство Российской Федерации не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект нового федерального конституционного закона, федерального закона или ряд взаимосвязанных проектов законов либо законопроект о внесении изменений и (или) дополнений в закон, признанный неконституционным в отдельной его части. Указанные законопроекты рассматриваются Государственной Думой во внеочередном порядке ;

2) Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяют нормативный акт соответственно Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, принимают новый нормативный акт либо вносят изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части;

3) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта Российской Федерации, отменяет признанный неконституционным закон субъекта Российской Федерации, принимает новый закон субъекта Российской Федерации или ряд взаимосвязанных законов либо вносит изменения и (или) дополнения в закон субъекта Российской Федерации, признанный неконституционным в отдельной его части.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит соответствующий законопроект в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации.

Если по истечении шести месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не будут приняты предусмотренные п. 3 ст. 80 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

4) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации отменяет признанный неконституционным нормативный акт, принимает новый нормативный акт либо вносит изменения и (или) дополнения в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части. Если по истечении двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не будут приняты вышеназванные меры в связи с решением Конституционного Суда Российской Федерации, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законодательством;

5) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, заключившие признанные полностью или частично не соответствующими Конституции Российской Федерации договор между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договор между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не позднее двух месяцев после опубликования решения Конституционного Суда Российской Федерации вносят в соответствующий договор изменения и (или) дополнения или прекращают действие договора.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда Российской Федерации влечет ответственность, установленную федеральным законом.

429. Рассмотрение Конституционным Судом РФ дел о конституционности законов по запросам судов.

Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

Такое полномочие суда предусмотрено ч. 4 ст. 125 Конституции РФ. Оно позволяет судам выявлять в правовой системе неконституционные положения, побуждает обращаться с соответствующим запросом в Конституционный Суд, освобождает их от решений в соответствии с законом, не соответствующим, по их мнению, Конституции, и повышает ответственность судов за ее соблюдение.

Под судом, который может обратиться в Конституционный Суд РФ, можно понимать любой суд судебной системы страны.

В нашей стране действуют арбитражные суды, суды общей юрисдикции и мировые судьи.
Запрос в Конституционный Суд РФ будет соответствовать требованию о допустимости (ст. 102 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»), если закон, в конституционности которого сомневается суд, применен или подлежит применению в ходе рассматриваемого судом общей юрисдикции или арбитражным судом дела.

В период с момента вынесения решения суда об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются.

Пределы проверки Конституционным Судом РФ соответствия Конституции РФ закона, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются ст. 86 и 100 ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации».
Согласно ст. 86 Закона , Конституционный Суд РФ будет проверять нормативный акт по запросу суда:

1) по содержанию норм;

2) по форме нормативного акта или договора;

3) по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования или введения в действие;

4) с точки зрения установленного Конституцией РФ разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

5) с точки зрения установленного Конституцией РФ разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти;

6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, установленного Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 100 Закона Конституционный Суд РФ по запросам других судов в итоге рассмотрения дела выносит одно из следующих решений:

— о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ;

— о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ.

sites.google.com

Это интересно:

  • Что сделал путин с пенсиями Что Путин сделал для России ? Это для тех, у кого "Путин ничего не сделал за время своего правления, ни одного обещания не выполнил, вообще ничего не изменилось". Увы есть такие забывчивые - вот тут напоминалочка. Довёл страну, чего уж. Факты, о которых РЕДКО говорят, а только […]
  • Нотариус белоотченко елена александровна Нотариусы Москвы по алфавиту Если вас интересует конкретная нотариальная контора или вы помните только фамилию, имя-отчество нотариуса, воспользуйтесь списком всех нотариусов Москвы, отсортированных в алфавитном порядке. Используйте другие разделы сайта для поиска нотариусов по районам […]
  • Хранение лекарственных средств в аптеке приказ 706н Министерство здравоохранения и социального развития российской федерации приказ от 23 августа 2010 г. N 706н об утверждении правил хранения лекарственных средств (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 N 1221н) В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12 апреля […]
  • Смышляева нотариус Нотариусы Чебоксар и Чувашии Нотариальная палата Чувашской Республики Адрес: 428003, город Чебоксары, ул. Гагарина, д. 3 Телефон: (8352)62-39-28ф notpal_chr@cbx. ru Президент: Соколова Елизавета Ильинична Вице-президент: Ротманова Нина Германовна Директор: Иванова Валентина […]
  • Виды трудовой пенсии в россии Мнение эксперта Общее собрание НАПФ Годовой отчет: всякая-всякая всячина Сегодня мы закончим серию постов про годовой отчет НПФ. Годовой отчет: всякая всячина Продолжаем наш рассказ о годовом отчете НПФ. В прошлые разы мы раскрыли темы бухгалтерской отчетности и специальной […]
  • Закон по госуслугам рк Сможете задавать вопросы руководителям госорганизаций и получать на них ответы, получите доступ к документам для скачивания. Сможете пользоваться дополнительными сервисами: участвовать в онлайн-конференциях, читать блоги, оставлять отзывы к госуслугам и оценивать качество их оказания. В […]
  • Решения судов по налоговым преступлениям Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным […]
  • Кто имеет право проводить присоединение и отсоединение от сети электросварочных установок Какие вопросы на экзамене при сдаче на доступ электрика до 1000В? Киньте у кого есть эти вопросы? или где их достать? Вопросы на IV группу допуска 1.Каким образом осуществляется подача напряжения на электроустановки, допущенные в установленные порядке в эксплуатацию? 2.Какое буквенное и […]