Создание методического пособия

admin

Организация и содержание материалов методического кабинета в детском саду

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.

Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:

  • Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
  • Блок повышения педагогического мастерства(аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
  • Программно-методический блок(обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);
  • Информационный блок(обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).
  • Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:

  • Методических (печатных и рукописных).
  • Наглядных (натуральных и изобразительных).
  • Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.
  • Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:

  • Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • Адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
  • Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
  • Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:

    – нормативные документы;
    – портфолио педагога;
    – методическая и справочная литература;
    – методические материалы и рекомендации;
    – выставки;
    – документация по содержанию работы ДОУ;
    – детская художественная литература;
    – фотоматериал;
    – видеоматериал;
    – познавательные видеокассеты;
    – наглядный материал.

    Рассмотрим некоторые из них.

    В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Семейный кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
  • Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;
  • Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;
  • Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;
  • Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.
  • Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.

    Широко представлена методическая и справочная литература. Центральное место занимают книги и статьи о профессии воспитателя “Педагог: профессия и личность”. Большое место занимает периодическая печать.

    Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:

  • Игровая деятельность;
  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Воспитание культурно– гигиенических навыков;
  • Сенсорное воспитание;
  • Ребенок и окружающий мир;
  • Развитие речи;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Нравственное воспитание;
  • Трудовое воспитание;
  • Художественная литература;
  • Художественно-эстетическое воспитание;
  • Знакомство с искусством;
  • Эстетическая развивающая среда;
  • Изобразительная деятельность;
  • Конструирование;
  • Ручной труд;
  • Музыкальное воспитание;
  • Культурно-досуговая деятельность;
  • Дети раннего возраста;
  • Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Ребенок и его права;
  • Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.
  • Оценку тех или иных достижений (результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.

    Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.

    Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

  • Фамилия, имя, отчество, год рождения.
  • Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
  • Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ.
  • Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, проблематику курсов).
  • Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
  • Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
  • Дипломы различных конкурсов.
  • Другие документы.
  • Этот раздел позволяет оценить процесс индивидуального развития педагога.

    Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

  • Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:
  • – срезов ЗУН, ценностных отношений детей;
    – творческих работ детей;
    – конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.

  • Отзывы родителей о деятельности педагога.
  • Фотографии по организации среды и жизнедеятельности воспитанников.
  • Раздел 3. Научно– методическая деятельность.

    Раздел 4. Творческие находки педагога.

    Раздел 5. Создание предметно– пространственной среды в детском коллективе.

  • Описание “островков”, “уголков”, групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды.
  • Фотографии методического кабинета, организации деятельности воспитанников.
  • Портфолио оформляется с титульным листом и развернутым оформлением с указанием страниц.

    В методическом кабинете организуются постоянные и эпизодические выставки.

    Постоянными являются такие, как “Передовой опыт– школа мастерства”, “Новинки педагогической литературы”, “Знакомим детей с природой”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” и др.

    Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

    Анкета для педагогов

  • Как часто Вы пользуетесь материалами?
    • Часто;
    • Редко;
    • Не пользуюсь.
  • Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия)?
    • Трудно найти сразу;
    • Удобно.
      1. Материалами каких разделов Вы пользуетесь чаще?
      2. Какой материал, на Ваш взгляд, можно добавить к имеющемуся?
      3. Организация методической работы в нашем учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.

        Памятка по созданию и совершенствованию работы методического кабинета ДОУ

        Задача: оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

        4 блока:

        1. Аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

        2. Повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

        3. Программно-методический (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов.

        4. Информационный (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материала, создание видеотеки).

        Методический кабинет ДОУ-комплекс

      4. Методических(печатных и рукописных),
      5. Наглядных(натуральных и изобразительных),
      6. Технических(экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.
      7. При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:

      8. Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
      9. Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям;
      10. Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио– и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.
      11. Таким образом, методический кабинет ДОУ является своеобразным аналогом предметно-развивающей среды детского сада, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогов методической службы в целом.

        План работы методического кабинета на 2008-2009 уч.г.

        Работа методического кабинета строится на 4 блоках:

        • Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности.
        • Блок повышения педагогического мастерства.
        • Программно– методический блок.
        • Информационный блок.
        • Блок аналитико-диагностического обеспечения

        • Мониторинг качества образования и воспитания в детском саду.
        • Диагностика знаний, умений и навыков детей, согласно образовательной программы.
        • Проведение мониторинга физического состояния и подготовленности дошкольников.
        • Открытые просмотры занятий с последующим их анализом и выводами о результате педагогической деятельности каждого специалиста и воспитателя.
        • Обучение методам диагностики по разным вопросам.
        • Организация административного контроля путем введения новых форм: среза знаний и умений, навыков, регулирования коррекции и т.п.
        • Диагностика психических процессов. Обследование детей подготовительной группы.

      Блок повышения педагогического мастерства

    • Выработать план работы по аттестации воспитателей и специалистов:
      • Индивидуальная тематика для каждого аттестующегося;
      • Решение коллективных вопросов по аттестации;
      • Перспективный план работы для подготовки аттестации в последующие годы.
      • Обучение педагогов в ходе аттестации.
      • Круглый стол: “Социальное развитие детей дошкольного возраста”; “Реализация традиционных методик обучения”; “Диагностическая карта возможностей и затруднений воспитателей и специалистов”; “Соблюдение прав ребёнка в образовательном помещении”; “Как можно взаимодействовать с родителями?”.
      • Создание творческих групп, исходя из тематики педсоветов. Спланировать заседания творческих групп, их тематику.
      • Экспериментальная работа по ГОМП.
      • Заседание клубов: “Островок безопасности”; “Семейный очаг”.
      • Работать по самообразованию воспитателей и специалистов.
        • Консультирование и методические рекомендации по разработке темы;
        • Создание условий для работы педагога по самообразованию;
        • Помощь в оформлении результатов самообразования;
        • Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса.
        • Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию
        • Разработка программы правового воспитания.
        • Составление плана работы с молодыми специалистами.
        • Согласование плана работы по преемственности.
        • Оформление уголков по патриотическому воспитанию.
        • Выпуск газеты “Окно в детский мир”.
        • Ведение картотеки в методическом кабинете.
        • Итоги методической работы, отчёты творческих групп.
        • Создание накопительной системы оценки достижений педагога – портфолио.
        • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Создание методического пособия

          Сообщение от управляющего партнера uCoz Евгения Курта:

          Кратко суть:
          Мы ищем подрядчика для выполнения работы по созданию методического пособия для учителей информатики с целю обучения учеников в средних и средне-специальных учебных
          заведениях основам создания сайтов. Безусловно, с рассмотрением в частности нашего инструмента, что достаточно логично.
          Если вы обладаете соответствующими компетенциями, и обладаете временем на написание подобной работы, пожалуйста, высылайте информацию о себе на job@ucoz.ru , так же ваши вопросы и пожелания.
          Со своей стороны, кроме, безусловно, гонорара мы представим свою экспертизу и всячески постараемся помочь в процессе.

          Немного подробнее и предыстории:
          К нам в разное время обращались преподаватели информатики и представители учебных заведений, выражая пожелания чтобы подобное методическое пособие существовало, с целю обучения учеников и помощи педагогам в организации данного учебного процесса. Потребность в обучении основном сайта строения в школах, и не только школах — очевидно, но явно есть проблемы с соответствующими методическими материалами.
          Данная инициатива была именно откликом на пожелания внедрения нашей системы в учебный процесс подобным образом.
          Было, насколько мне известно, несколько попыток создания подобного пособия, но все они либо не были доведены до конца, либо даже не были начаты толком. И хотя бы доподлинно знаем, что ряд педагогов ведет то или иное обучение как создания сайтов в принципе, так и использованию системы uCoz (собственно, не только же продуктам MS учить).

          Администрация портала просит оказать всяческое содействие системе uCoz, если сообщение Вас заинтересовало!
          «Все профессии от людей и только три от Бога: учитель, судья и врач». Сократ.

          www.uchportal.ru

          Мероприятие

          Методическое пособие «Создание успешного социального предприятия»

          О мероприятии

          Методическое пособие «Создание успешного социального предприятия» — это одно из первых изданий в России, посвященное вопросам организации социального бизнеса. Это настоящее практическое пособие с яркими информативными иллюстрациями, в котором собрана полезная информация о том, как привлечь инвестиции, собрать команду и наладить партнерские взаимоотношения с крупным бизнесом и государством.

          Издание будет особенно полезно тем, кто решил стать социальным предпринимателем и не знает, с чего начать. Читатель узнает об особенностях ведения социального бизнеса и о возможных подводных камнях при выборе того или иного вида деятельности. Кроме того, в пособии рассказано, как грамотно оценить социальный потенциал своей бизнес-идеи и составить бизнес-план социального предприятия. Также в издании содержится информация об опыте развития социального предпринимательства за рубежом, о государственной и частной поддержке социального бизнеса. Книга будет интересна научным сотрудникам и студентам профильных вузов, а также тем, кому небезразлична сфера социального бизнеса.

          Автор методического пособия — директор Фонда «Наше будущее» Наталия Зверева. Основываясь на изучении научной литературы, образовательной деятельности и собственном опыте поддержки социальных предприятий, она изложила этапы создания социального предприятия от зарождения идеи до начала операционной деятельности.

          Презентация методического иллюстрированного издания «Создание успешного социального предприятия» , состоялась 27 сентября 2017 г. в рамках Международной образовательной конференции по новым образовательным технологиям #EDCRUNCH 2017.

          У Вас есть уникальная возможность получить методическое издание!

          Присылайте Ваши запросы на e-mail: labsp@nb-fund.ru и мы направим Вам методичку «Создание успешного социального предприятия» в электронном виде!

          27 сентября 2017
          в 12:00 (по московскому времени)

          lab-sp.ru

          ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ

          Детский сад № 145 создан в 1967 году. В 1998 году по Указу Управляющего Вятской епархией Владыки Хрисанфа с целью возрождения православной культуры Вятского края и создания в городе Кирове (Вятке) системы непрерывного православного образования в детском саду были открыты две православные группы. С сентября 2014 года открыта 3-я православная группа.

          В ноябре 2013 г . исполнилось пятнадцать лет взаимодействия Вятской епархии с МКДОУ № 145. В детском саду был организован праздничный концерт силами педагогов, детей и их родителей. Праздник начался с благословления и приветственного слова митрополита Вятского и Слободского Марка. На празднике присутствовали представители Департамента образования г. Кирова и представители организаций образования и культуры, с которыми взаимодействует детский сад, родители и выпускники.

          МКДОУ имеет лицензию и государственную аккредитацию, реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования, приоритетом является развитие детей по социально-личностному направлению.

          Руководитель образовательного учреждения – заведующая детским садом Рычкова Светлана Николаевна – аттестована на соответствие занимаемой должности.

          Основными целями деятельности МКДОУ являются: реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования, воспитание детей дошкольного возраста, охрана и укрепление физического, психического и духовного здоровья детей, развитие индивидуальных способностей, духовно-нравственное развитие и воспитание, приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

          Задачами МКДОУ являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание, с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание нравственности на основе лучших традиций отечественной культуры; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями для полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения, развития детей; накопление, обобщение и распространение опыта православной педагогики, методически ценного для учреждений образования города Кирова и области.

          Ознакомление с православной культурой в МКДОУ проходит на основе бесплатной дополнительной образовательной услуги в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Учебная нагрузка преподавателя кружка «Азы духовности» и план взаимодействия прихода храма Иоанна Предтечи и МКДОУ № 145 на 2014 -2015 уч.г. согласованы и утверждены настоятелем храма отцом Василием Писцовым и заведующим детского сада. Дополнительная образовательная услуга включена в годовой календарный учебный график. Руководителем кружка является отец Николай Ковязин, священник церкви Иоанна Предтечи.

          Ежедневная работа с детьми включает в себя особый уклад жизни в группе, приближенный к укладу православной семьи. В православных группах развивающая среда обогащена предметами православной культуры, православной литературой, играми с православным содержанием. Дети, родители и сотрудники активно участвуют в мероприятиях Вятской епархии, миссионерско-образовательного отдела.

          В педагогическом коллективе работает творческая группа по «Духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». Члены этой творческой группы дополняют содержание семинаров, педагогических чтений православным содержанием. Педагоги МКДОУ активные участники городских, областных и региональных мероприятий: распространяют опыт духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, опыт взаимодействия Вятской епархии с муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Имеют печатные издания. Воспитатели прошли обучение на курсах повышения квалификации по основам православной культуры.

          С сентября 2012 года педагоги православных групп участвуют в работе инновационной площадки в системе образования города Кирова «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях» под руководством МОАУ ДПО ЦПКРО г. Кирова.

          Результатом работы в 2013 г . явилось создание методического пособия «Дорогою добра» в 2-х частях: 1 часть включает занятия по работе с детьми, 2 часть посвящена методическим разработкам по работе с родителями.

          xn—-7sbbfrtj7bkdk8b3heh.xn--p1ai

          Тема методического пособия Создание ситуации успеха на уроках русского языка и литературы

          Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

          «Создание ситуации успеха на уроках русского языка и литературы»

          Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №31»

          Яруллина Елена Валерьевна

          Глава 1. Психолого – педагогические особенности «ситуации успеха» учебной деятельности учащихся…………………………………………………………..3.

          Глава 2. Особенности создания учебной ситуации посредством создания ситуации успеха на уроках русского языка и литературы. …………………………. 4

          Глава 3. Оценка результатов применения ситуации успеха………………….19

          Успех, с точки зрения психологии, – это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. Успех – это стимул для дальнейшего продвижения в какой-либо деятельности, источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, это мощный рычаг потребности учиться, способствующий развитию учебной мотивации.Аведь, не секрет, что уровень учебной мотивации учащихся основной школы при переходе из начальной школы характеризуется отрицательной динамикой. Основной контингент учащихся общеобразовательной школы, в которой я работаю, по результатам мониторинга школьного психолога, — это учащиеся со средним и низким уровнем учебной мотивации. И одна из проблем, которую приходится решать нашим педагогам, — это работа с такими учащимися.Эти дети требуют особого внимания учителя. Таким образом, на качество образования влияет особая организация учебного процесса, направленная на повышение уровня мотивации учащихся. Системно – деятельностный подход при организации современного урока в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, направлен именно на формирование и развитие учебной деятельности учащихся в целом и на развитие устойчивой учебной мотивации в частности. При организации такого подхода на уроке особая роль отводится созданию «ситуации успеха».

          Психолого – педагогические особенности «ситуации успеха» учебно-воспитательного процесса

          С точки зрения педагогики, успех -это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. И задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения , осознать свои возможности и поверить в себя. И, конечно, искать пути предупреждения неудач. Современный стандарт образования ставит ключевой задачей «научить детей учиться», то есть помочь каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину в учебной деятельности.

          Для осуществления вышеперечисленных качеств обучающихся в педагогике используется термин «ситуация успеха» в процессе обучения и воспитания, т.е. такая спланированная деятельность учителя, при которой и создается данная ситуация.

          Внимание этой проблеме уделяли в своих работах педагоги В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю. Титюков и др.

          Цель моей работы — продемонстрировать приемы создания ситуации успеха на уроке, которые способствуют повышению уровня предметной и метапредметной компетентности учащихся с учетом применения принципа дифференциации.

          Особенности создания учебной ситуации посредством создания ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.

          Как сказано выше, условиями создания ситуации успеха являются специальные действия педагога. Успех необходимо создавать в учебной деятельности. Но, как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:

          установка на деятельность (мотивационная и эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи);

          обеспечение деятельности посредством учебных действий (операций)

          сравнение полученных результатов с предполагаемыми (рефлексия).

          Следовательно, ситуацию успеха необходимо создавать последовательно и сознательно, она должна включаться во все компоненты учебной деятельности.

          Главный смысл своей профессиональной деятельности вижу в том, чтобы создать каждому учащемуся ситуацию успеха, которая заключается в поиске оптимальных и наиболее эффективных методов и форм обучения, которые реализую через благоприятный психологический фонорганизации и содержания урока . Успех ученика вызывает положительные эмоции, формирует потребность в дальнейшем учении.

          За последние пять лет мною разработана система работы по созданию ситуаций успеха на различных этапах урока, созданию которой способствовали тщательное изучение методической литературы, анализ уроков и открытых мероприятий коллег в данном направлении, подготовка и проведение школьного педагогического совета по данной теме, подготовка и представление педагогического опыта на конкурсе «Учитель года – 2010».

          Данная работа опирается на

          Психолого-дидактическую концепцию личностно- ориентированного обучения И.С. Якиманской, основанную на принципах самоактуализации, выбора, индивидуальности, творчества, успеха учащегося и доверия, поддержки в построении образовательного процесса, обеспечивающего не отчуждение содержания образования от личности учащегося;

          Идею Белкина А.С., согласно которой «одно неосторожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что не помогут никакие воспитательные ухищрения»;

          Теорию Кирсанова А., в которой описывается индивидуальный подход к учащимся;

          Идею Кульневича С.В., связанную с проблемным обучением.

          Рассказывая об организации ситуации успеха, остановлюсь на разных этапах урока.

          Итак, как создавать ситуацию успеха?

          этапе урока созданию ситуации успеха может способствовать технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором , также связанная с понятием личностно ориентированного обучения. Она нацелена на формирование и закрепление у обучающихся навыков чтения и письма. Ученики на таких уроках активны, внимательны, являются действующими лицами, а не пассивными слушателями. Благодаря данной технологии обеспечиваются развитие регулятивных учебных действий, само учение превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают интеллектуальную работу и приходят к решению тех или иных проблем.

          Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Она предполагает оживление у учеников имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой информации, актуализацию знаний, самостоятельное определение степени имеющихся знаний. Стадию вызова можно сравнить с проблемным уроком: на этой стадии также сначала формулируется проблема, исследование которой предлагается учащимся для самостоятельной работы, благодаря чему в сознании учащихся происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, вызывает интерес к проблеме.

          Вот фрагмент урока литературы по рассказу Н.С.Лескова «Старый гений» в 8 классе с применением данной технологии.

          1 Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18

          На первом этапе учитель предлагает следующие вопросы: Какие ассоциации вызывает у вас ключевое слово в заглавии? Кто такой гений? Каково значение этого слова, по-вашему? Учащиеся дают ответы: умный, смекалистый, сделал открытие, сделал то, что другие никогда не сделают… Далее учитель говорит, что у Лескова есть произведение, которое называется «Старый гений»: Как вы думаете, ребята, о чем и о ком должна идти речь в рассказе с таким названием? Учащиеся снова предполагают: о человеке старом, который что-то совершил гениальное.

          Далее учитель останавливается на имени: Н.С.Лесков. Что нам дает это знание? Каков его художественный мир? Какие образы он создает и почему? Какого его отношение к человеку? Что было для него ненавистно? (Здесь учащиеся вспоминают рассказ «Левша», в котором автор поднимает проблему таланта русского человека и его бесправия, говорит о том, что власть не ценит талантливых людей и т.п.)

          Педагог просит попробовать спрогнозировать свой вариант сюжета. Затем учитель определяет проблему: «У нас есть несколько предположений, а кто из нас прав, и каков сюжет в рассказе как можно узнать?». Учащиеся предлагают прочитать текст для того, чтобы определить правильность выдвинутых гипотез. А затем осуществляется сравнение гипотез с реальной ситуацией. Особая роль на этом этапе отводится эмоциональному состоянию учащихся, которые самостоятельно выдвигали несколько гипотез и все гипотезы были интересными, несмотря на то, что совпадение только одно.

          Или фрагмент урока внеклассного чтения по произведению «Мститель» В.Солоухина в 6 классе. На первом этапе урока учитель обращается к учащимся:

          -Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»? От какого слова оно образовано? Что оно обозначает? (Учащиеся определяют значение слова: отплата за обиду, за оскорбление…)

          — Это чувство и лежит в основе рассказа… Желание отомстить – чувство, давно знакомое людям. Приведите примеры из литературы («Юшка» А. Платонов, 7 класс)
          -Знакомо ли вам это чувство?

          — Бывали ли в вашей жизни ситуации, где имело место чувство мести? Каким был их финал?

          — Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?

          — А теперь давайте попробуем предположить, о чем будет рассказ и каким будет его финал? Ребята выдвигают гипотезы.

          На первом этапе главное – удивить, озадачить, вовлечь в работу. Дети дают краткие и ясные ответы. Очень помогает на фазе вызова элемент неожиданности (интересная тема, неординарная формулировка вопроса). Так происходит постепенное втягивание в работу.
          Далее идет осмысление содержания текста через прием «чтение с остановками», предполагающее погружение учащегося в мир художественного текста.

          Чтобы вовлечь в учебную деятельность каждого ученика, дать возможность получить успех, использую также технологию проблемного обучения (Е.Л.Мельникова). Проблема- затруднение, задача, требующая решения, помогает учащимся включиться в учебный процесс, наметить план поиска; ученики строят предположения, обдумывают способы их проверки, наблюдают, сравнивают, аргументируют, делают выводы. Например, при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» в 9 классе предлагаю проблемную ситуацию: высказывание А. Антокольского о Чичикове, главном герое: «Книга называется «Мертвые души». Первая их этих душ есть сам Чичиков» и В. Кожинова, который сказал о нем, что это «по-настоящему сильная личность». Учащиеся пытаются ответить на проблемный вопрос: Как так может быть – сильная личность с «мертвой душой»?Какова же реальная характеристика героя произведения Гоголя.

          Приведу еще несколько примеров применения технологии проблемного обучения. Проблемный вопрос, который ставится при изучении различных произведений.

          Пугачев –это беспощадный, жестокий человек, руководитель крестьянского движения или благодарный, добрый, справедливый защитник, вожак крестьянского восстания?

          Базаровы нужны России?

          Можно ли назвать героем Дубровского?

          Проблемное обучение использую на операционно — деятельностном этапе урока . Оно способствует развитию проблемного мышления, помогает развивать творческие способности учащихся. А психологи (Якиманская И.С., Выготский Л. С.) считают, что чем больше человеку приходится решать проблем, тем «качественнее» он становится.

          На втором этапе урока создать ситуацию успеха мне помогает групповая форма обучения, так как она благоприятна для включения каждого ученика в активную работу. При такой организации работы каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

          Например, урок изучения былины «Садко» в 7 классе можно провести по группам. У чащимся на выбор предлагаю темы для выступления, можно и в форме презентации. Например, группа художников готовит иллюстрации к былине, группа искусствоведов рассказывает о музыкальном произведении, написанном на основе «Садко», другая — о художниках-иллюстраторах былин и т.д. Каждая группа может получить консультацию у учителя.

          Примерные темы для групп:

          Древний город Великий Новгород. Новгородское вече. Историческая справка.

          Местоположение Великого Новгорода на карте. Географическая справка.

          Устаревшие слова. Составление словарика устаревших слов.

          Композиция былины. Сведения по теории литературы.

          Средства художественной выразительности.

          Былина «Садко» в искусстве.

          Иллюстрации, фигурки из глины, творческие работы по былине.

          Смысл данной формы заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, дать возможность выбрать задание для каждого по силам и интересам, расширить свой кругозор, проявить себя, показать публично достигнутые результаты, а также это и возможность поверить в себя, в свои силы, совершить своё, пусть маленькое, но открытие, т.е. создаст условие для успеха учащегося.

          При изучении темы «Статья в газету» в 8 классе на уроке русского языка (программа Разумовской М.М.) предлагаю группам учащихся написать статью проблемного содержания в школьную стенгазету на следующие актуальные для практической жизни темы: «Что значит быть интересным человеком?», «Что значит быть человеком, полезным Родине?», «Надо ли сегодня иметь высшее образование?», «В чем кроется сердцевина счастья?» и «Нужно ли в наши дни читать книги?». В основе данной деятельности лежит самостоятельная работа, которая формирует у учащихся творческий подход к изучаемому предмету, стимулирует творческое отношение к овладению знаниями и систематическому пополнению этих знаний, имеет личностную направленность, а межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении.

          При использовании групповой или парной форм работы предлагаю задания с выбором «по восходящей трудности» . Кто справился быстро с легким заданием, берется за более трудный вариант. Ценной стороной данной формы считаю то, что обеспечивается индивидуализация самостоятельной деятельности учащихся, не называется уровень подготовленности ученика, кроме того, свободный выбор предполагает умение самого ребенка правильно соотнести свои возможности со степенью трудностью работы. Ребенок не почувствует своей «неполноценности». Так при повторении темы «Буквы Ъ и Ь» в 7 классе по программе М.М. предоставляю задания:

          1 уровень (задания репродуктивного уровня)

          Вставьте разделительные Ъ или Ь в словах, выделите орфограмму.

          Порт..ера, обез..яна, пред..явить, б..ём, в..юки и т.д.

          2 уровень (идет незначительное усложнение, прежде всего на уровне лексики)

          Вставьте Ъ или Ь в словах, выделите орфограмму. Составьте 2- 3 простых предложения с этими словами:

          Фел..д..егерь, двух..ярусный, трех..язычный, под..язычный, ин..екция, р..яный, с..ёмка, с..обез..янничать.

          3 уровень (творческие задания, в которых учащимся самим необходимо привести примеры слов на данную орфограмму и орфограмму «Буква Ь как показатель грамматической формы»)

          Подбери материал к тестовым заданиям «Ъ и Ь знаки»:

          1. В этом ряду во всех словах пишется Ь (Ъ):

          А) брош. свеч. ералаш. ……….

          Б) с..ехать, пред..явить, ……….

          2. В этом ряду во всех словах не пишется Ь (Ъ)

          А) луж.. ,дач…, молодеж. …………….

          Б) хорош. свеж…, пригож…………

          В) бреш…, туш…(черная), мираж…,………

          4 уровень (творческое задание)

          Напишите связный текст (сказку), используя примеры на орфограмму «Правописание Ъ и Ь знаков».

          1 Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под ред. М.М. Разумовской, М.: Дрофа, 2013, стр. 37

          Учащиеся могут выбрать себе задание, где дается обязательно четкая инструкция, а иногда и образец, что помогает учащимся в понимании и выполнении заданий.

          Для каждого уровня учитель заготовит необходимый материал с ответами, чтобы учащиеся смогли проконтролировать свои знания по данной орфограмме.

          Считаю, что для повышения качества обучения большую значимость имеет индивидуальный подход, который также создает условия для успеха ученика. Он предполагает гарантированный успех, так как учитель, опираясь на наиболее сильную сторону ребенка, предлагает соответствующие задания. В результате успех будет укреплять веру ребенка в свои силы, и дальше он приступит к другому заданию уже с предчувствием успеха. Ценность этого подхода в том, что он позволяет удовлетворить познавательную потребность учащихся, раскрыть и развить их способности, стимулирует процессы самопознания и самоопределения школьников. И при работе с отстающими учащимися я также использую индивидуальный подход.

          Успех во многом зависит и от того, насколько ученик владеет общими способами выполнения учебной деятельности. Учащимся с низким уровнем обучения и обученности, например, даю задание заранее прочитать определенный материал, ответить на вопросы и т.д. Продумываю, как удержать внимание таких учащихся на уроке, так как они обладают недостаточным вниманием. Организую работу через смену деятельности, работу в паре, использую вербальные приемы.

          Кроме того, дополнительный материал, помогающий ученику лучше понять тему, тоже повышает качество обучения.

          Это памятка, карточка- консультант, «шпаргалка», алгоритмы, прием «Лестницы» и др.

          А) Карточки- консультанты: такую опору даю, если учащимся необходимо вспомнить изученный материал или закрепить умения по данной орфограмме.

          Гласные О -Ё после шипящих (ч, ш, щ,ж) в корне

          Слышим О, под ударением Ё.

          ИСКЛ. : шов, шорох, крыжовник, капюшон

          Или такая памятка- картинка, которая поможет запомнить орфограмму «Буквы о/ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных».

          (домик, где труба домика –ударение)

          б) «шпаргалка »: даю учащимся, когда необходимо запомнить объемный материал.

          повествование — описание мира в движении, в смене событий.

          Можно «сфотографировать», много снимков.

          описание — отражение мира в покое.

          КАКИМ МЫ ЕГО ВИДИМ?

          Можно «сфотографировать», один снимок

          рассуждение — наши мысли о мире.

          ЧТО МЫ ОБ ЭТОМ ДУМАЕМ?

          Важно, как можно проще и кратко записать главную информацию, чтобы ребенок смог воспользоваться, и не только запомнить, но и знать способы запоминания учебного материала.

          Текст- это 2 или несколько предложений. по смыслу : тема, идея,заглавие

          Т- тема ключевые слова

          О- опорные слова грамматически: порядок слов,

          З- заглавие порядок предложений,

          И-идея Интонация, время глагола

          в) алгоритм действий для «НЕ с причастиями»

          НЕ с причастиями

          употребляется не употребляется

          Есть ли завис.слова

          Данный прием помогает наиболее эффективно трансформировать наглядно-образное мышление в наглядно-схематическое, что важно для слабых учащихся. Прием алгоритмизации использую при изучении разделов русского языка «Орфографии», «Морфологии», «Синтаксиса». Он помогает пошагово выполнить действие, чтобы сформировать то или иное умение.

          г) подробное объяснение постановки гласной в падежных окончаниях существительных (прием «Лестницы»).

          В 5 классе при закреплении темы « Е-И в падежных окончаниях существительных» на русском языке предлагаю учащимся с разным уровнем усвоения материала следующую помощь:

          1 уровень (для слабых учащихся, таблица- мера помощи)

          1. Определите склонение и падеж существительного яблоня ( 1 скл., П. п.)

          2. Посмотрите на таблицу, указанную ниже:

          1 скл . (ж.р., м.р. на –а, я.)

          2 скл . (ср.р. на –о,-е, м.р. с нулев.оконч.)

          У вас должно получиться окончание — Е

          Далее предлагается ряд слов, в которых надо вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограмму: о счасть. в постел. по алле. на ел. на площад.. ит.д.

          2 уровень сложности предполагает такое задание: подберите к данной программе свои примеры существительных на орфограмму «Падежные окончания имен существительных»:

          1) –Е (о солнц е ) 2) –И 3) –Е

          С данными словами составьте небольшой текст.

          В заключение работы над данной орфограммой учащийся может оценить себя по тесту, например:

          1. Укажите ряд слов, где в окончании существительных пишется –И

          1) на рябин. на топол. на акаци..

          2) на алле. в тетрад. в галере..

          3) о задани. в ноч. в пламен..

          4) в професси. в брошюр. о намерени.. и т.д.

          Обязательно прилагается критерий оценивания и правильные ответы.

          Используя данные меры помощи, даже слабоуспевающие ученики проявляют максимум самостоятельности и реализовывают возможность своего развития.

          Данные опоры обязательно должны быть составлены детьми, иначе они не смогут стать их помощниками. И еще важно, чтобы главная информация была записана как можно более кратко.

          Также детям с низким темпом работы, низким уровнем развития учебной деятельности, которые не могут самостоятельно осознать учебный материал на уроке, я помогаю ликвидировать проделы с помощью применения методики обучения с использованием индивидуальных листов обучения ( ИЛО ). Авторы данной методики – Левин Э.А. и . Суть ее состоит в том, что учащиеся до изучения темы получают так называемый ИЛО, в котором находятся вопросы по теме, по параграфу учебника и оставлены места для ответов. А вопросы должны быть направлены на развитие самостоятельности в суждениях, творчества, содержать вопросы, предполагающие прояснение смысла некоторых слов и выражений, выявление причинно- следственных связей. Дома ученик заполняет ИЛО. На уроке ликвидируются пробелы в знаниях. На доске перед началом урока учащимися записываются номера тех заданий, где они не справились. Затем на уроке они сами объясняют тем, у кого возникли затруднения. В случае, если таких учащихся не будет, учитель сам в той мере, в какой считает необходимой, восполнит пробелы. Если пробелов немного, то далее расширяем или углубляем знания по теме, акцентируем внимание на самом главном.Такая работа позволяет ученикам в спокойной обстановке работать сколько необходимо и с текстом, и с упражнениями, выделять главное, осмысливать научные понятия. Учащиеся не брошены на произвол судьбы, учитель как бы незримо

          1 Левин Э.А., Прокофьева О.И. Методика индивидуально- группового обучения в школе // Директор школы.2007, №1

          присутствует в ИЛО . Кроме того, учитель может придумать интересные творческие задания для детей: нарисовать, составить, придумать, а также включить материал повышенной сложности. Да, это трудоемкий для учителя метод, но в итоге, надо сказать, что у учеников и учителя меняются отношения в лучшую сторону, а дети приходят к пониманию, что прочные и осмысленные знания можно получить только самому. Например: ИЛО (индивидуальный лист обучения.Русский язык. 5 кл.) (по параграфу 31 стр.62)«Главные члены предложения».

          1. Продолжи предложения.

          А) Подлежащее и сказуемое- это_________________________.

          Б) Подлежащее отвечает на вопросы______________________________.

          В) Сказуемое отвечает на вопросы_______________________________.Оно связано с _____________________________________.

          2. Выпиши из предложений подлежащие и определи, чем они выражены.

          А) Был осенний, теплый, дождливый день.___________________________

          Б) Глаза утомляют яркие краски._____________________________________.

          В) Три девицы под окном пряли поздно вечерком.______________________

          Г) Входят семь богатырей.__________________________________________

          3. Выпиши из предложений сказуемые и определи, чем они выражены.

          А) Хороши летние вечера.________________________________________.

          Б) Сыктывкар- удивительный город._______________________________

          В) Ранняя осень- прекрасная пора._______________________________

          Г) Мальчик жалобно умолял о помощи.___________________________

          4. Прочти предложения, расставь, где необходимо, знаки препинания.

          А) Природа этого края сурова.

          Б) Зеленые листья над пашней преграда суховею.

          В) Наша школа лучшая школа в Эжве.

          Г) Снежная зима любимая пора детей.

          5. Укажи цифрами тип предложения: 1- распространенное, 2- нераспространенное.

          Природа вечно меняется(____). Меняются и горы(_____). Поднимемся в солнечный день к снежным вершинам(_____). Тишина(______). Светит солнце(_____).

          В 6 классе к заданиям по теории добавляю такие, как: сформулировать что-либо, дописать алгоритм, ответить на вопрос, раскрывающий смысловое содержание текста.

          В 7 классе — составить задание для соседа по парте, которое тот выполнит на уроке, а соседу – откорректировать вопросы, заданные ему, нарисовать картинку, позволяющую лучше запомнить тему, сравнить определения и понятия , которые дают разные авторы.

          В задания для 8-9 классов включаю больше вопросов, начинающихся со слова «почему», на сравнение.

          Применение ситуации успеха на рефлексивном этапе урока.

          Оценивая учащихся, применяю не только отметочную систему, завышенную, или авансирующую отметку, но и позитивное рецензирование, соблюдая при этом чувство меры, чтобы не переоценить его способности.

          Организовываю самооценку и взаимооценку по предложенным или выработанным самими учащимися показателям и критериям. Например, на отметку «5» необходимо выполнить 90-100% заданий, не допустив ни одной ошибки, на «4» — 70-89 % , где можно допустить 1-2 ошибки, «3» — при выполнении 50-69 % упражнений. Данный критерий можно изменять. Для сильных учащихся критерий другой: «3» выставляется при правильном выполнении 60-79%, «4»- 80-94%, «5»-95-100%.

          Рефлексия мысленно обращает ученика ко всему ходу урока, к своим ощущениям, переживаниям, способствует осмыслению своего роста, осознанию пройденного пути. Учащийся выстраивает смысловую цепочку, сравнивает способы и методы, применяемые другими со своим.

          Есть следующая классификация рефлексии, например, настроения. Она используется с целью установления эмоционального контакта с классом или группой. Для этого применяются карточки с изображением лиц и разных цветов. Рефлексия деятельности помогает осмыслить способы и приемы работы с учебным материалом. Например, прием «лестницы успеха».

          А рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Например, прием «Я не знал…-Теперь знаю…», прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

          Обычно на данном этапе каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность и эффективность работы, полезность выбранных им форм: ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

          я выполнял задания…

          я почувствовал, что…

          у меня получилось …

          Или отвечают на небольшую анкету:

          1.На уроке я работал
          2.Своей работой на уроке я
          3.Урок для меня показался
          4.За урок я
          5.Мое настроение
          6.Материал урока мне был

          7.Домашнее задание мне кажется

          активно / пассивно
          доволен / не доволен
          коротким / длинным
          не устал / устал
          стало лучше / стало хуже
          понятен / не понятен
          полезен / бесполезен
          интересен / скучен
          легким / трудным
          интересно / не интересно

          Цель данного этапа для меня как учителя — понять, что хорошо усвоено учащимся, что плохо, чтобы видеть слабые стороны его знаний для дальнейшей коррекции учебной деятельности.

          Создаю ситуацию успеха на этапе урока, связанном с заданием на дом . При правильном подходе оно не принуждает, а наоборот, развивает интерес учащихся. Называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания. Необходимо дифференцировать домашнее задание, предлагать три их уровня:

          1. Обязательное для всех, посильное каждому ученику.

          2. Тренировочное задание, которое рассчитано на тех, кто желает хорошо знать предмет и без особого труда выполняет задания.

          3. Творческое, где предполагается составить кроссворд, мнемоническую запись, текст на какую-либо тему, тест, написать сочинение и т.д. (оценивается высокой отметкой, похвалой).

          При всем многообразии современных технологий я не забываю и о традиционных методах обучения при оценке качества обучения, например, тестовые технологии. В своей работе использую различные виды тестов с целью выявления уровня сформированности предметных компетенций: языковой и лингвистической. Накапливаю вариативный дидактический материал: задания для контроля, тесты по всем темам, карточки – задания. Веду подборку методических пособий, журналов, газет, использую ресурсы сети Ин

          Оценка результатов применения «ситуации успеха».

          Данный подход к учебной деятельности при совместных усилиях с обеих сторон (учащегося и педагога) помогает достичь успех даже слабоуспевающим учащимся, получить удовлетворительный результат. Учитель должен понимать, что работа с такими учащимися требует большого терпения не только от него, но и от учащегося, и от родителей, т.к. необходимо постоянное повторение, многократное обращение к темам, проведение консультаций, оказание помощи перед уроком, осуществление проверки с объяснением индивидуальных заданий в присутствии ученика. Надо помнить и то, что для него нужно время, чтобы он понял, осознал пройденный материал, ученика нельзя торопить.

          Создавая ситуацию успеха для учащихся, я поняла, что наступит и такой момент, когда учащиеся будут стараться создать ситуацию успеха и для своего педагога, в этом я не сомневаюсь. И вот итог совместной работы:

          Анализ результатов освоения учащимися образовательных программ по русскому языку и литературе в одном и том же классе за 3 года обучения

          Результаты итоговой аттестации учащихся 9б класса в 2013-2014 уч.г.г.

          Качество обучения позволяет сказать, что оно не повышалось, но сохранялось на прежнем уровне. Количество лучших сохранялось год от года, а отсутствие неудовлетворительных итоговых отметок у учащихся позволяет сделать вывод, что двигалась я в правильном направлении.

          Создание ситуации успеха также способствует развитию мотивации к предметам русского языка и литературы. Мои ребята принимают активное участие в декадах по предметам, в различных, в т.ч. всероссийских, конкурсах по русскому языку и литературе, повышая свой кругозор.

          Кроме того, данный подход на уроках обеспечивает метапредметные результаты обучения школьников, например, на мотивационно – целевом этапе: умение четко определять области знаемого и незнаемого; способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; на операционно-деятельностном: умение сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результаты своих действий; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами); развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов. И на этапе рефлексии: умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы, то есть обеспечивает развитие у учащихся умения учиться.

          Успешность ученика на уроке во многом зависит от учителя. Недаром же иногда мы удивляемся тому, насколько отличается отношение к учёбе и поведение одного и того же ученика на разных предметах.

          Чтобы на уроке ситуация успеха стала нормой, я придерживаюсь следующих правил:

          -Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.

          -Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим после победы над ними, чтобы радость победы была нравственной.

          -Своевременно поощрять и документально оформлять успехи и достижения учеников во всех видах деятельности (грамотами, дипломами, премиями, наградами и т.п.). Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.

          -Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика, и оценки за качество результата.

          -Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями к языкам, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т.д.

          -Использовать на уроках групповые формы работы, когда оценка за выполнение задания выставляется группе в целом, способствуя возможности взаимопомощи, обретению своего места в коллективе. В такие группы нужно включать ребят с разными способностями, чтобы слабоуспевающие могли выполнить работу, ориентируясь на сильных и с их же помощью.

          Развитие творческих способностей учащихся и воздействие на процесс творческого саморазвития должны происходить в атмосфере психологического комфорта, доверия к учителю, с которым можно обсудить свои проблемы и трудности, выявить реальные возможности для духовного и интеллектуального роста. Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, мы формируем у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению через самопознание. Учителю также необходимо быть очень внимательным к успехам учащихся. Успех надо сразу же заметить, оценить. Практически каждого можно за что-либо похвалить: за внешний вид, красивый почерк, аккуратность, веселый нрав, находчивость. Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду как таковому.

          infourok.ru

          Это интересно:

          • Альфастрахование осаго омск ВЫ ХОТИТЕ КУПИТЬ ОСАГО? Ищете надежную страховую компанию? Оформить полис автострахования в «АльфаСтрахование» быстро и удобно. Вы можете купить ОСАГО онлайн через интернет или в одном из наших офисов. Рассчитать стоимость и купить ОСАГО онлайн Услуга продления страховки ОСАГО онлайн […]
          • Исковое заявление о признании права на наследство фактическое принятие Поэтому, если вы хотите найти решение именно вашей проблемы, тогда задавайте свой вопрос следующими способами (это БЕСПЛАТНО!): Пишите дежурному юристу в чат онлайн - все жители РФ; Звоните +7(499)350-85-06 - Москва и Московская область Звоните +7(812)409-43-23 - Санкт-Петербург и […]
          • Правило поведения на гиа Правила поведения в школе ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Применение методов психического и физического насилия по отношению к окружающим не допускается. I . […]
          • Вязьма органы опеки Что входит в полномочия органов опеки: защита детей и недееспособных граждан, проверка опекунов, составление заявления в органы опеки и попечительства В полномочия органов опеки входит надзор за детьми в возрасте до 14 лет. Важно решение органов опеки и попечительства относительно […]
          • Кто платит за квартиру до вступления в наследство Госпошлина при вступлении в наследство в 2018 году Поэтому, если вы хотите найти решение именно вашей проблемы, тогда задавайте свой вопрос следующими способами (это БЕСПЛАТНО!): Пишите дежурному юристу в чат онлайн - все жители РФ; Звоните +7(499)350-85-06 - Москва и Московская […]
          • Какой налог при завещании квартиры Налог при вступлении в наследство Поэтому, если вы хотите найти решение именно вашей проблемы, тогда задавайте свой вопрос следующими способами (это БЕСПЛАТНО!): Пишите дежурному юристу в чат онлайн - все жители РФ; Звоните +7(499)350-85-06 - Москва и Московская область Звоните […]
          • Лучшая страховка в польше Страховка для визы в Польшу Для получения визы в Польшу приобретать страховой полис необходимо. Наличие страховки обязательно для получения всех типов въездных виз в Республику Польша. Цели поездки и длительность пребывания в стране значения не имеют. О чем мы расскажем Нужно ли […]
          • Неоконченное преступление в семье общего права Учебное пособие уфа 2006 Кострова М. Б. Практикум по у головно му прав у. Общая часть: Учебное пособие. Уфа: рио гоу впо «Башкирский государственный университет» Тема 8. Неоконченное преступление ^ Вопросы для изучения Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления. […]