Федеральным законом no 171-фз от 23 июня 2014

admin

Оглавление:

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 10 июня 2014 года

Одобрен Советом Федерации 18 июня 2014 года

23 июня 2014 года

Цель поправок — оптимизировать процедуру предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, закреплена возможность выделения земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства, в т. ч. социального.

Участки предоставляются без проведения торгов только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях.

Органы теперь должны выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц. Исключение — если они зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т. п. В качестве начальной аукционной цены участка используется кадастровая стоимость. Информацию о наличии свободной земли органы обязаны публиковать на официальных сайтах.

Если утверждены правила землепользования и застройки поселения, оно может распоряжаться участками, госсобственность на которые не разграничена. При отсутствии этих правил указанные полномочия реализуют муниципальные районы.

В определенных случаях допускается обмен государственных и муниципальных участков на землю, которая находится в частной собственности. Это возможно, если последняя изымается для государственных или муниципальных нужд. Либо когда частная земля предназначена (согласно проектам планировки и межевания территории) для размещения социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры или если на ней соответствующие объекты уже расположены.

Установлена возможность предоставления участков для ИЖС, ведения дачного хозяйства и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.

Прописана процедура отчуждения объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен. Такой объект изымается у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Исключение — если собственник докажет, что нарушение срока строительства связано с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих инженерно-технические сети, к которым должен быть подключен объект. Вырученные на торгах деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.

Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2015 г., за исключением положений, вступающих в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 24 июня 2014 г., в «Российской газете» от 27 июня 2014 г. N 142, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 26 (часть I) ст. 3377

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 2 статьи 3 изменений, вступающего в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 206-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ в наименование настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

10 января 1997 г., 7 января 1999 г., 29 декабря 2001 г., 24, 25 июля 2002 г., 2 ноября 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 октября 2006 г., 20 апреля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 1, 18, 21 июля 2011 г., 25, 30 июня, 28 июля, 25, 30 декабря 2012 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 29 июля, 28 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года

Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

22 ноября 1995 г.

Под государственным регулированием производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции понимается устанавливаемый законодательством и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами режим производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. К алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% от объема единицы алкогольной продукции. Под оборотом этилового спирта и алкогольной продукции понимаются их экспорт, импорт, поставки, закупка, оптовая и розничная реализация.

Действие Закона не распространяется на: алкогольную продукцию, произведенную физическим лицом не в целях сбыта; этиловый спирт, произведенный из сырья всех видов юридическим лицом или юридическими лицами на договорной основе и используемый только ими в технологическом процессе при изготовлении неалкогольной продукции.

Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти и предметы ведения субъектов РФ в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Рассмотрены следующие меры государственного регулирования производства и оборота этилового спирта: лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта; установление квот на объем экспорта, импорта и закупки этилового спирта; запрет на реализацию этилового спирта в розницу; регулирование отпускных цен на этиловый спирт, произведенный из пищевого и непищевого сырья; установление государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области производства и оборота этилового спирта; осуществление государственного контроля за качеством этилового спирта. Порядок государственного регулирования в этой области устанавливается Правительством РФ в соответствии с Законом.

Отдельно рассмотрены правила производства и оборота алкогольной продукции. Здесь государство, помимо лицензирования и установления стандартов (аналогично мерам по регулированию оборота и производства этилового спирта), производит сертификацию алкогольной продукции и оборудования для ее производства, устанавливает акцизы на алкогольную продукцию всех видов и осуществляет контроль за соблюдением прав потребителей алкогольной продукции. Непосредственный порядок регулирования устанавливается Правительством РФ. Реклама любой алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, с соблюдением требований законодательства о рекламе.

Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы МСУ. Систему органов контроля и их функции устанавливает Правительство РФ. Общественный контроль за соблюдением Закона осуществляется гражданами и их общественными организациями (объединениями).

Установлен ряд запретов в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 ноября 1995 г. N 231, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4553

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 марта 2016 г. N 9-П пункт 5 статьи 20 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем положение в системе действующего правового регулирования допускает по истечении двух месяцев с момента прекращения действия выданной юридическому лицу лицензии на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции принудительное безвозмездное изъятие с целью уничтожения по решению суда остатков принадлежащей ему винодельческой продукции, выдержка которой на момент истечения двух месяцев, предусмотренных для ее реализации, не достигает необходимого в соответствии с требованиями технологического процесса срока, притом что само производство было начато в период действия лицензии, осуществлялось (с учетом стадии производственного процесса) в соответствии с действующим законодательством и с соблюдением обязательных требований и что, начиная его, лицензиат не мог предполагать, что лицензия на новый срок не будет им получена

Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2003 г. N 17-П положения, содержащиеся в абзаце седьмом пункта 1, пунктах 2, 6 и 11 статьи 19 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения служат основанием для отказа федерального лицензирующего органа от разрешения вопроса о выдаче организации федеральной лицензии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во всех случаях, когда соответствующим субъектом Российской Федерации не дано согласие на ее получение.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г., 1 января 2018 г., 1 июля 2018 г. и 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ)

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 260-ФЗ

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 202-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 400-ФЗ

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 182-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ и от 28 декабря 2017 г. N 433-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 5 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 июля 2018 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 494-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 491-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2015 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 232-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 286-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2013 г.

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 253-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2012 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 430-ФЗ

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 41-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 219-ФЗ

Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 55-ФЗ

Действие абзаца девятнадцатого пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 июля 2007 г. в части оборота денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 109-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ

Федеральный закон от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 15-ФЗ

Новое в земельном законодательстве (обзор положений Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

С 1 марта 2015 г. вступают в силу основные положения Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данным законом внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее ЗК РФ), Гражданский кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ) и иные законодательные акты.

Так, вводится новый порядок образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрены новые основания передачи земельных участков из федеральной собственности в муниципальную и региональную собственность, а также перераспределены полномочия по распоряжению неразграниченной государственной собственностью, дано новое определение земельного участка, введены 6 новых глав (главы V.1-V.6).

Законом реформированы существующие способы приобретения прав на публичные земли, заменена процедура выбора участка и предварительного согласования места размещения объекта, закреплены общие правила распоряжения земельными участками, находящимися в публичной собственности, путем аукциона, уточнены способы образования участков из публичных земель.

Законодателем изменены порядок предоставления земельных участков для недропользования, введены новые правила приобретения земельных участков под объектами незавершенного строительства, внесены изменения в порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения.

С 2015 года в Земельном кодексе Российской Федерации появятся новые способы приобретения прав на публичные земли, расширяется сфера действия соглашений о перераспределении и о сервитуте, изменяется режим использования публичных земель (сроки аренды земельных участков, находящихся в публичной собственности).

Законодатель также решил вопрос о праве и условиях, на которых земельный участок предоставляется гражданам, в отношении которых законодательством не установлено право на бесплатное получение земельного участка в собственность, а предусмотрено право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.

Согласно Закону № 171-ФЗ таким гражданам земельные участки предоставляются однократно без проведения торгов в аренду, при этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка. Аналогичный подход к определению размера арендной платы законодатель установил и для случаев заключения договора аренды земельного участка с лицом, которое имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка без проведения торгов, но такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте.

Перечень случаев и лиц, имеющих право на получение земельных участков в безвозмездное пользование также изменяется. В него дополнительно включены случаи предоставления земельных участков гражданам под служебными жилыми помещениями в виде жилого дома; лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и др.

Закон № 171-ФЗ предусматривает ряд переходных положений, позволяющих реализовать возможность предоставления без проведения торгов земельного участка

лицу, по заявлению которого до 1 марта 2015 г. были начаты соответствующие процедуры (например, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством, или в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на основании заявления гражданина опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства).

Следует отметить, что на уровне федерального закона урегулирован вопрос предоставления земельных участков индивидуально гражданам для ведения дачного хозяйства и садоводства. В настоящее время приобретение садового, огородного или дачного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения допускается только, если заинтересованное лицо является членом соответствующего садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. С 01.03.2015 года для получения таких участков не обязательно вступать в некоммерческие объединения.

Существенно изменяется и порядок предоставления земельных участков некоммерческим организациям граждан для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. С 1 марта 2015 г. вступают в силу новые правила, согласно которым предоставление земельных участков для ведения дачного хозяйства осуществляется только по результатам торгов, участниками которых могут быть исключительно юридические лица. Земельные участки для ведения садоводства и огородничества предоставляются некоммерческим объединениям граждан в безвозмездное пользование. При этом законом установлены правила расчета максимальной площади земельных участков, которые могут быть предоставлены для ведения садоводства и огородничества. После разработки документации по планировке территории, образования земельных участков и их распределения между членами некоммерческой организации граждан, такие земельные участки предоставляются данным членам в собственность или аренду без проведения торгов.

Изменения, направленные на совершенствование процесса управления земельными ресурсами в целом Законом № 171-ФЗ ЗК РФ дополнен новой главой V2, устанавливающей возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности, а также регулирующей условия и правила такого обмена.

Последствия реализации перечисленных нововведений, как для органов публичной власти, так и для граждан и юридических лиц, заключаются в повышении доступности земельных ресурсов для населения страны, в том числе для льготных категорий граждан, а также для инвесторов.

sevproc.ru

Минэкономразвития России разъясняет положения Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ

Минэкономразвития России опубликовало ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Разъяснены следующие положения:

  • Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута;
  • Заключение договора аренды земельного участка на новый срок;
  • Образование земельных участков;
  • Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
  • Комплексное развитие территории и развитие застроенной территории;
  • Проведение муниципального земельного контроля;
  • Поступление доходов от использования земельных участков и их продажи;
  • Предварительное согласование предоставления земельного участка;
  • Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • Определение вида разрешенного использования земельного участка;
  • Порядок предоставления земельных участков;
  • Отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка;
  • Критерии, которым должны соответствовать объекты социально-культурного назначения и масштабные инвестиционные проекты;
  • Основания для отказа в предоставлении земельных участков;
  • Перераспределение земель и земельных участков;
  • Безвозмездная передача земельных участков в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

www.profkadastr.ru

Изменения Земельного кодекса РФ, внесенные Федеральным законом 23 июня 2014 года № 171-ФЗ

Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ (далее — «Закон») были внесены существенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации. Ниже мы приводим обзор важнейших, с нашей точки зрения, изменений, основная часть которых вступает в силу 1 марта 2015 года, за исключением отдельных и переходных положений, вступивших в силу 24 июня 2014 года.

Изменения, вступающие в силу 1 марта 2015 года

Закон вводит новое, более детализированное определение земельного участка, предусматривающее обязательное наличие у земельных участков идентифицирующих признаков. Теперь земельным участком как объектом права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (далее — «ЗК РФ») прав на землю является недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.

Закон устанавливает специальные положения земельного законодательства в отношении порядка образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — «государственные земли»). В частности, образование таких земельных участков осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

• проект межевания территории (далее — «ПМТ»), утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — «ГрК РФ»);

• проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

• утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — «схема расположения земельного участка»).

Закон предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным ПМТ. К таким случаям, в частности, относится образование земельных участков:

• из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

• в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

• для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

При отсутствии утвержденного ПМТ образование земельных участков из государственных земель допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Закон вводит новые положения о схеме расположения земельного участка, которой в новой редакции ЗК РФ отводится одно из центральных мест в порядке образования земельных участков из государственных земель.

Так, схема расположения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории и содержит площадь каждого образуемого земельного участка и условные номера в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков. В зависимости от целей образования земельного участка подготовка схемы расположения земельного участка может обеспечиваться либо исполнительным органом государственной власти, либо органом местного самоуправления, либо гражданином, либо юридическим лицом. Форма схемы расположения земельного участка, требования к формату и подготовке должны быть установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при этом до их утверждения подготовка схемы расположения земельных участков осуществляется по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет 2 (два) года. Такое решение является основанием для государственной регистрации права на вновь образованный земельный участок.

Закон предусматривает закрытый перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, таких, в частности, как несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному ПМТ, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; а также расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка в границах территории, для которой утвержден ПМТ.

При этом образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения даже в случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии с такой схемой, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с ПМТ, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении.

Закон кардинально изменил порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, более не различается порядок предоставления таких земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта и без такового. Также не выделяются особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства и для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Закон устанавливает, что продажа государственных или муниципальных земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается. Предоставление таких земельных участков под застройку должно осуществляться преимущественно посредством их передачи в аренду будущим застройщикам. Исключение составляет закрытый перечень случаев, прямо предусмотренных ЗК РФ (в частности, предоставление земельного участка гражданину под ИЖС).

Продажа государственных и муниципальных земельных участков осуществляется исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов (конкурс исключён). Возможность продажи земельных участков без проведения торгов предусмотрена в отдельных случаях, также прямо перечисленных в ЗК РФ (в основном, если участок предоставляется для личных, некоммерческих и (или) сельскохозяйственных целей).

Передача государственных и муниципальных земельных участков в аренду также должна осуществляться исключительно по результатам аукциона. Исключения из данного правила установлены в закрытом перечне и касаются, в основном, земельных участков, предоставляемых для государственных и общественно полезных целей (например, для выполнения международных обязательств РФ). Особо стоит отметить два исключения из вышеупомянутого правила, которые могут быть актуальны для бизнеса, когда предоставление земельного участка возможно без проведения аукциона:

• предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них;

• предоставление земельных участков, на которых расположены объекты незавершенного строительства, собственникам таких объектов — допускается однократно и только для завершения их строительства.

Особо выделены случаи заключения арендаторами государственных и муниципальных земельных участков новых договоров аренды таких участков. Закон подчёркивает, что такие арендаторы не имеют преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды арендуемого ими земельного участка без проведения торгов. Предусмотрены исключения из данного запрета (они практически идентичны самим основаниям, когда земельный участок может быть предоставлен в аренду без проведения торгов), а также совокупность условий, когда они могут быть реализованы арендатором.

Закон детально устанавливает порядок подготовки, организации, проведения и определения результатов аукционов по продаже государственных и муниципальных земельных участков и прав заключения договоров аренды таких участков. При этом данный порядок един как для случаев предоставления земельных участков для целей строительства, так и для случаев, не связанных с ним.

Установлено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных лиц (гражданина или юридического лица). В этом случае, в качестве первого этапа образования земельного участка и подготовки аукциона является подготовка заинтересованным лицом схемы расположения земельного участка (если земельный участок предстоит образовать и не утвержден ПМТ), в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Однако в отношении земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов, установлен запрет на подготовку заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка. В данных случаях схема расположения земельного участка подготавливается соответствующим уполномоченным органом.

Закон вводит новый правовой институт — использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Такое использование допускается в отношении земель и участков, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и может осуществляться в следующих случаях:

• проведение инженерных изысканий;

• капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

• строительство временных или вспомогательных сооружений (ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

• осуществление геологического изучения недр;

• осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (исключение — земли и участки в границах земель лесного фонда).

Основанием для использования государственных и муниципальных земель и участков являются соответствующие разрешения уполномоченных органов власти, которые выдаются в установленном Правительством РФ порядке и действуют до дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.

Закон упоминает и особо выделяет ещё один случай использования государственных и муниципальных земель и земельных участков без предоставления земельных участков и установления сервитута — для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством РФ. Размещение, установка и эксплуатация нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций при этом должны регулироваться соответствующими профильными федеральными законами, а иных объектов, определенных Правительством РФ, — нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Закон устанавливает, что предоставление права на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для завершения строительства расположенного на нем объекта незавершенного строительства (далее — «ОНС») допустимо без проведения торгов, но только однократно. Правом на предоставление им участка в таком порядке обладают исключительно следующие лица:

1) собственник ОНС, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка; или

2) собственник ОНС в случае, если:

• уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов; либо

• судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в данном случае допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Во всех остальных случаях реализация земельного участка (прав на него) должна осуществляться на торгах.

По общему правилу, земельные участки для завершения строительства ОНС будут предоставляться на срок до трех лет.

Закон устанавливает специальное правило: в случае если право собственности на ОНС зарегистрировано до 1 марта 2015 года или соответствующий земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду до 1 марта 2015 года, собственник такого ОНС имеет право приобрести соответствующий земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения строительства ОНС без проведения торгов. Данное правило не применяется, если указанный земельный участок ранее был предоставлен в аренду любому из предыдущих собственников ОНС в соответствии с вышеописанным порядком.

Закон дополнил предусмотренные ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — «ГК РФ») основания для прекращения права собственности новым основанием, в соответствии с которым допускается принудительное отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

В случае прекращения действия договора аренды государственного земельного участка, предоставленного по результатам аукциона, ОНС, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Порядок проведения таких публичных торгов должен быть установлен Правительством РФ.

Требование в суд о продаже ОНС с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком. Требование о продаже ОНС не будет подлежать удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.

Начальная цена продажи ОНС определяется на основании оценки его рыночной стоимости.

В случае прекращения действия договора аренды земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен ОНС, собственник недвижимости не приобретает права требовать передачи земельного участка (его части) в пользование, установленные ст. 272 ГК РФ.

Закон также исключает действие описанных выше норм в случае принудительного отчуждения ОНС в отношении объекта долевого строительства, строительство (создание) которого на находящемся в государственной или муниципальной собственности земельном участке на день прекращения действия договора аренды земельного участка не завершено.

Закон дополнил ЗК РФ новой главой, предусматривающей возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности. Такой обмен допустим в двух случаях:

• когда частный земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд;

• когда в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и ПМТ частный земельный участок предназначен для размещения объекта социальной инфраструктуры (если размещение такого объекта необходимо для соблюдения нормативов градостроительного проектирования), объектов инженерной и транспортной инфраструктур или на котором расположены указанные объекты.

Рассматриваемый обмен земельных участков подлежит оформлению посредством заключения их собственниками договора мены и должен быть произведён при соблюдении следующих условий:

• Здания и сооружения, расположенные на обмениваемых земельных участках, также должны быть предметом этого договора мены.

• Если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица, договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в государственную или муниципальную собственность указанных объектов.

• Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены таких земельных участков.

• Обмениваемые земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (за исключением объектов, передаваемых безвозмездно в государственную или муниципальную собственность), подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

• Цена обмениваемых участков должна быть равнозначной, за исключением случаев изъятия частного земельного участка для государственных или муниципальных нужд, — собственнику такого участка может быть передан в собственность государственный или муниципальный участок, цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка, при условии, что:

a) собственник изымаемого участка дал своё согласие на такой обмен, и

b) ему возмещается разница между выкупной ценой изымаемого и передаваемого участков не позднее чем через 3 месяца со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок.

Закон вносит изменения в положения ЗК РФ о перераспределении земельных участков и вводит в ЗК РФ новую главу, регулирующую такое перераспределение. Устанавливается, что возможно не только перераспределение нескольких смежных земельных участков, но также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (т.е. части земной поверхности, не оформленной и не зарегистрированной в качестве объекта права — земельного участка). Вместе с тем, по смыслу рассматриваемого нововведения, земли могут быть вовлечены в перераспределение, только если в нём участвует хотя бы один оформленный земельный участок.

Новой главой ЗК РФ предусматриваются случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой. Такое перераспределение допускается, если все перераспределяемые участки:

• не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута. В этом случае перераспределение земель и (или) земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами власти; либо

• предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу (органу власти). В этом случае перераспределение земель и (или) земельных участков осуществляется на основании решения соответствующего органа власти.

Закон перечисляет требования к заключению и содержанию указанных выше соглашений и решений, а также устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, препятствующих рассматриваемому перераспределению государственных и муниципальных земель и (или) земельных участков. В основном, данные препятствия связаны либо с защитой прав правообладателей перераспределяемых участков (например, отсутствие согласия собственника всех перераспределяемых участков), либо с необходимостью соблюдения требований градостроительства и кадастрового учета (в частности, если границы участвующего в перераспределении участка нуждаются в уточнении).

Закон расширил перечень случаев, когда разрешено перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Теперь такое перераспределение допустимо, если оно осуществляется:

• в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным ПМТ;

• в целях образования участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных п. 1 ст. 49 ЗК РФ («Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд»), в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

• в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным ПМТ для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы;

• в отношении земель и (или) земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, ИЖС.

В последних двух случаях площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, может быть увеличена в результате перераспределения, но не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. При этом такое увеличение площади земельных участков за счет государственных и муниципальных земель и (или) земельных участков осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления (в зависимости от принадлежности соответствующих земель и земельных участков).

Перераспределение государственных и муниципальных земель и (или) земельных участков и частных земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, которое должно соответствовать утвержденному ПМТ либо (при отсутствии такового) — утвержденной схеме расположения земельного участка.

Закон устанавливает специальные правила установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В частности, Закон предусматривает возможность заключения соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в случае:

• размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

• проведения изыскательских работ;

• ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Указанный перечень не является исчерпывающим, что дает основания делать выводы о том, что возможно установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и в иных целях.

Рассматриваемые изменения в ЗК РФ закрепляют принцип платности такого сервитута, при этом плата по соглашению об установлении сервитута определяется в порядке, установленном либо Правительством РФ, либо органом государственной власти субъекта РФ, либо органом местного самоуправления в зависимости от собственности на земельный участок.

Существенным нововведением является возможность заключения соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3 (трех) лет по соглашению сторон без проведения кадастровых работ в отношении соответствующей части земельного участка, без осуществления государственного кадастрового учёта указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникшего в связи с установлением данного сервитута.

Закон дополняет ЗК РФ главой, определяющей случаи и порядок безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ. Так, указанная глава содержит закрытый перечень земельных участков, не подлежащих передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ. Кроме того, дополнительно урегулирован порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности.

С 2010 года в земельное законодательство введено понятие классификатора видов разрешенного использования земельных участков, но соответствующие нормы в настоящее время не являются рабочими, поскольку такой классификатор не утвержден. Ранее Минэконоразвития РФ предпринимало попытку разработать классификатор видов разрешенного использования, в результате чего был издан Приказ Минэкономразвития РФ № 630 от 29 октября 2013 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», но он был возвращен Минюстом РФ без регистрации.

Тем не менее, Закон устанавливает новое положение о том, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков (далее — «Классификатор») признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору. При этом до 1 января 2020 года органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки без проведения публичных слушаний по проекту соответствующих изменений в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с Классификатором.

Согласно поправкам, внесенным Законом, в случае, если право на недвижимое имущество возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании:

• заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо

• заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение.

Внесены изменения, расширяющие полномочия Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, а также предусматривающие вовлечение земель, государственная собственность на которые не была разграничена.

Право гражданина приобрести земельный участок в собственность бесплатно.

Согласно изменениям, внесенным Законом, гражданин РФ вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие ЗК РФ либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие ЗК РФ.

Ранее возможности для приобретения прав на землю были более ограниченными и не охватывали, в частности, случаи приобретения прав на строения в порядке наследования.

Приобретение земельного участка сельскохозяйственной категории/назначения, на котором отсутствуют здания/сооружения.

В случае, если на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства, отсутствуют здания или сооружения и такой земельный участок предоставлен сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, указанные лица вправе приобрести земельный участок в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ в размере не более 15% его кадастровой стоимости. Данное правило не распространяется на территории субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Арендатор земельного участка, который предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения или земель населенного пункта и предназначен для ведения сельскохозяйственного производства и на котором отсутствуют здания или сооружения, вправе приобрести такой земельный участок в собственность по цене, установленной по указанным выше правилам, в случае, если право аренды этого арендатора возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения таким земельным участком на право аренды.

Закон вносит изменения в более чем 30 нормативных актов, среди которых:

• Земельный кодекс, Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

• Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

• Часть I Гражданского кодекса Российской Федерации

• Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

• Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

• Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

• Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

• Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

• Закон «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ)

• Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

• Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

• Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»

• Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

• Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

• Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

• Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

• Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

• Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

• Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

• Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

• Федеральный закон от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

• Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства»

• Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»

• Федеральный закон от 3 декабря 2008 года № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»»

• Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

• Федеральный закон от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»

• Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

• Федеральный закон от 7 июня 2013 года № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

sroroo.ru

Это интересно:

  • Федеральный закон об оценочной деятельности в российской федерации 2014 Федеральный закон об оценочной деятельности в российской федерации 2014 О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статьи 1 - 3) (с изменениями на 3 июля 2016 года) ____________________________________________________________________ […]
  • Форма заявления о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной […]
  • Закон о обороте драгоценных металлов Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ"О драгоценных металлах и драгоценных камнях" С изменениями и дополнениями от: 31 марта 1999 г., 10 января 2002 г., 10 […]
  • Закон об аудиторских организациях Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 […]
  • Закон 115 фз ст 18 Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, […]
  • Федеральный закон 189-фз 29 декабря 2004 Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]
  • Закон цикла Закон о контрактной системе (закон о госзакупках). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N […]
  • 184 фед закон Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 […]