Прокурор как субъект прокурорского надзора

admin

Основные понятия прокурорского надзора

Теория и практика прокурорского надзора выработала ряд понятий и терминов, используемых в научной, учебной и практической деятельности.

Основным является понятие «прокурор». Прокурор — это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном ФЗ «О прокуратуре РФ» и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» — собирательное, т.к. охватывает такие должности, как Генеральй прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры.

Помимо прокуроров в системе прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания — в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно явл-ся научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.

Прокурорский надзор — понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры; 2) отрасль юридической науки; 3) учебную дисциплину. Прокурорский надзор — специфическая деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Прокурорский надзор – осуществляемый органами прокуратуры надзор: за исполнением законов органами и должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора; исследует основные понятия прокурорского надзора; содержание полномочий прокурора при выполнении различных направлений деятельности; изучает эффективность правовых норм, регламентирующих деятельность органов прокуратуры по осуществлению надзора и т.д.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина — часть образовательных программ высших и средних юридических учебных заведений. Делится на общую и особенную части.

Объект прокурорского надзора — это учреждения, предприятия, организации и другие ЮЛ, в кот-х должны проводиться прокурорские проверки исполнения законов.

Субъект прокурорского надзора — это участники надзорной деятельности, осуществляемой прокурорами: прокурор, осуществляющий надзор, физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором.

Полномочия прокурора — это объем прав и обязанностей, кот-ми располагает прокурор для осуществления своих функций (надзора за исполнением законов и законностью издаваемых актов). Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре.

Средства прокурорского надзора — это действия и правовые акты, с помощью кот-х реализуются полномочия прокуроров для осуществления надзора, предусмотренных исключительно законом (Законом о прокуратуре или иным федеральным законодательством). Они м/б разделены на средства выявления правонарушений и средства устранения и предупреждения правонарушений (средства реагирования на выявленные правонарушения). К числу важнейших средств выявления правонарушений, относятся: истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству; требование от органов управления проведения проверок и ревизий; проведение прокурорских проверок; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан; и должностных лиц.

Акт прокурорского реагирования — это закрепленное в спец-ном документе решение прокурора, с помощью кот-го он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения. К актам прокурорского реагирования относятся:
1) протест прокурора на противоречащий закону правовой акт (н-р, протест м/б принесен на приказ руководителя организации, устанавливающий продолжительность рабочего дня свыше норм, установленных ТК РФ);
2) представление об устранении допущенных нарушений закона;
3) постановление прокурора о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении;
4) предостережение о недопустимости нарушений закона (в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель вправе направить в письменной форме должн-м лицам предостережение о недопустимости нарушения закона).

Методика прокурорского надзора — совокупность научно обоснованных и проверенных на практике приёмов и способов применения правовых средств.

Тактика прокурорского надзора – система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций, касающихся наиболее рационального и эффективного принятия решений и выполнения отдельных действий прокурора по выявлению и устранению нарушений закона.

nice-diplom.ru

Шпаргалка по Прокурорский надзор (стр. 1 из 20)

  • Понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора в РФ.
  • Прокурорский надзор – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти.
    Специфический вид государственного контроля.
    Независимая и обособленная структура. Осуществляется от имени государства в целом. Прокурор, осуществляя надзор, защищает интересы и действует от имени всех членов общества, объединенных общей системой государства.
    Осуществляет поддержание порядка в государстве различными способами, но главным образом при помощи государственного контроля. Направлен на обеспечение эффективности деятельности государственного аппарата.
    Надзор — это контрольная деятельности за исполнением только законов.
    Прокурор – физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуре, принятое на работу в соответствии с ФЗ и исполняющее обязанности в соответствии с ФЗ и распоряжениями генерального прокурора. Понимается под понятием прокурора – генеральный прокурор, прокурор субъекта, прокурор города, района, специализированной прокуратуры, заместители генерального прокурора, его помощники, советники, старшие помощники, по особым поручениям, прокурор-криминалист. Осуществляют специфическую деятельность. Также в системе органов работают прокурорские работники – работники, занимающие вспомогательные должности, научно-педагогические работники и другие.
    Прокурорский надзор как отрасль науки – сумма знаний о формах, средствах, методах, осуществления прокурорской деятельности.
    Предмет прокурорского надзора.
    Общественные отношения, на регулирование которых и обеспечение законности направлена деятельность органов прокуратуры.
    Объект прокурорского надзора.
    Предприятия, учреждения, организации, государственные органы, их должностные лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов.
    Субъект прокурорского надзора.
    Прокурор как должностное лицо органа прокуратуры, но также к субъектам относится и сам орган.
    Сущность
    Выявление и установление правонарушений, а также применение правовых средств для устранения выявленных правонарушений. Средства подразделяются на:

    • Средства выявления – проведение проверок, истребование документов
    • Средства устранения – направление официального представления
    • Средства предупреждения – направление предостережения
    • Методика прокурорского надзора. Совокупность приемов и способов, которые использует прокурор в процессе проведения прокурорской работы. Рекомендации по проведению конкретных видов проверок. Методики закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора, методических пособиях, информационных письмах, они должны иметь научную основу. Методика отличается от в тактики прокурорского надзора – совокупность конкретных приемов по проведению конкретной проверки. Тактика зависит от конкретной обстановки. От правильной организации методики и тактики во многом зависит результативность.
      Цели и задачи прокурорского надзора. Основными целями является обеспечение верховенства закона и обеспечения иерархии законов. Другими целями прокурорского надзора являются:

    • Обеспечение единства и укрепление законности
    • Обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина
    • Обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства в целом
    • Конкретные виды деятельности направленной на достижение целей отражены в пункте 2 статьи 1 ФЗ «о прокуратуре». Одним из важнейших направлений деятельности является координация деятельности других органов.
      Задачи прокурорского надзора.
      Конкретные меры, которые принимают органы прокуратуры. Для достижения вышеуказанных целей принимаются различные по содержанию, по кругу субъектов, по средствам решения задачи. Они определяются конкретными ситуациями. Задачи делятся на три уровня:

    • Общие – наиболее важные. Определяются в конституции, в ФЗ «О прокуратуре», в иных ФЗ.
    • Укрепление законности и охрана от посягательств общественного и государственного строя
    • Охрана от посягательств на политические, трудовые, жилищные и другие личные права граждан.
    • Охрана прав и законных интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.
    • Специальные – задачи по конкретным направлениям.
    • Контроль за исполнением нормативно-правовых актов
    • Частные – различаются в зависимости от направления, а также от вида применяемого правового средства прокурорского надзора. Для решение одной частной задачи может быть использована другая частная задача.
    • 2. История развития прокуратуры.
      Образование «фискалата» (1711 г.) в целях борьбы с взяточничеством, казнокрадством, поборами – прообраз прокуратуры.
      Впервые сформировал единую централизованную систему органов прокуратуры Петр 1.
      Ввел должность генерал прокурора, которому подчинялись обер-прокуроры и прокуроры коллегий сената и провинций. Сам генерал-прокурор подчинялся только императору. Наделен полномочиями надзирать за деятельностью любых органов. Вели наблюдения за интересами казны, арестантских делах, опротестование решений, выполнения законов.
      В эпоху дворцовых переворотов пришли в упадок.
      В период властвования Екатерины приобрела опять серьезную роль. Учреждение о губерниях, где были закреплены полномочия прокуроров на местах.
      Задачи сохранения целостности власти, установление интересов его императорского величества.
      Следила за тем, чтобы не было незаконных сборов, взяток.
      1802 – органы прокуратуры подчинены органам юстиции.
      Основные положения о прокуратуре. 1862 г. Главные задачи – наблюдение за точным соблюдением законов. Впервые закреплены принципы деятельности прокуратуры. Единство и централизация, несменяемость, независимость.
      1917 – прокуратура была упразднена «Декретом о суде». С 17 по 22 г. органов прокуратуры не было.
      Дата воссоздания Российской прокуратуры 28.05.22, когда ВЦИК утвердила положения о прокурорском надзоре. Орган прокуратуры- выполняет одни и те же цели и задачи, которые были заимствованы:

    • Надзор за законностью действий всех органов власти
    • Всех хозяйствующих субъектов
    • Общественных и частных организаций.
    • Опротестование противоречащих закону постановлений и распоряжений. И др.
    • В главе поставлен прокурор республики, который выполнял функции комиссара юстиции. Организационно входила в состав народного комиссариата юстиции. На местах уездные прокуроры.
      Впервые учреждена военная прокуратура. Возложены прокурорские функции военных ведомств, как самостоятельное звено органов прокуратуры. Состояли при военных трибуналах, для быстрого разрешения дела.
      Принятие в 22 г. инструкции.

      Принимается постановление Президиума ВС СССР «О структуре центрального аппарата прокуратуры СССР».
      В 1959 году принимается указ об образовании коллегии прокуратуры СССР.
      В 1977 году новая Конституция СССР. Ст.168 – положение об органах прокуратуры осуществляющих свои полномочия независимо от местных органов, подчиняясь только генпрокурору СССР. Разница в том, что в К СССР был определен порядок назначения и подотчетность генпрокурора СССР, срок полномочий и порядок назначения нижестоящих прокуроров.
      В 30 ноября 1979 году – Закон о прокуратуре СССР. Он стал актом комплексного регулирования всей системы организации деятельности прокуратуры, в т.ч. военной прокуратуры. Четко определил все полномочия прокуроров применительно к отдельным отраслям прокурорского надзора. Сроки рассмотрения актов прокурорского надзора. Обязательность исполнения требований прокуроров, причин, способствующих им условий.
      1980 – постановление о структуре прокуратуры СССР.
      1980 – положение о классных чинах работников в органах прокуратуры.
      — Положение об органах военной прокуратуры. Порядок организации и комплектования военных прокуратур и т.д.
      1992 – новый ФЗ о прокуратуре. Ст.129 Прокуратура РФ – единая централизованная система с подчинением нижестоящих вышестоящим.
      Распространение надзора на ОРД. Сформулирована новая структура военной прокуратуры (уже была).
      При разработке конституции чуть было не упразднили прокуратуру вообще (еще было предложение ограничить деятельность судебным преследованием).
      Речь о прокуратуре в конституции идет только в одной главе Судебная власть.
      Считается, что недостаточен уровень независимости прокуратуры. Так, прокуроры субъектов назначаются по согласованию с ОГВ субъектов.
      3. Прокуратура в системе государственных органов РФ и ее задачи.
      Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору и осуществляющая от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законодательства действующего на ее территории.
      Российская прокуратура является самостоятельной структурой, не входящей ни в одну из ветвей власти.
      В российских условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы сдержек и противовесов в механизме разделения властей.
      Из содержания Конституции следует, что прокуратура не может относиться ни к органам судебной, ни к органам исполнительной власти. Правосудие в РФ осуществляется только судами. С другой стороны, ст. 77 К РФ устанавливает, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Органы же прокуратуры, действующие на территории субъектов РФ являются федеральными органами – звеньями централизованной системы прокуратуры.
      Прокуратура и законодательная власть.
      Назначение генерального прокурора осуществляется Советом Федерации по представлению Президента.
      Отсутствие у Генерального Прокурора права законодательной инициативы. Но все равно в рамках данных органов ведется серьезная «законопроектная» работа, которые направляются Президенту, Правительству.
      В ряде субъектов прокуроры обладают правом законодательной инициативы в отношении законодательства субъектов.
      Прокуратура и исполнительная власть.
      Отношения строятся по двум направлениям:
      Отношения надзора и отношения взаимодействия.
      Прокуратура и судебная власть.
      Суд осуществляет контроль за законностью применения прокуратурой мер процессуального принуждения при предварительном расследовании преступлений. В свою очередь, прокуратура контролирует законность судебных решений путем их опротестования в вышестоящие суды.
      Специфика роли прокурора заключается в том, что с одной стороны, он выступает как субъект судебного разбирательства в соответствующих процессуальных формах, а с другой – осуществляет надзорные функции.
      Важная роль в рассмотрении уголовных дел – поддерживает возложенную государством функцию государственного обвинения.

      mirznanii.com

      4. Предмет, объекты и субъекты прокурорского надзора

      4. Предмет, объекты и субъекты прокурорского надзора

      Предметом прокурорского надзора является сфера общественных отношений; деятельность прокурора направлена на регулирование тех общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением требований, предписанных законами.

      Следование Конституции РФ и исполнение требований законов является обязательным для всех тех физических и юридических лиц, на которых данные законы распространяются.

      Таким образом, предмет прокурорского надзора – это соблюдение Конституции РФ и следование законам со стороны физических (должностных) и юридических лиц.

      В ФЗ «О прокуратуре РФ» дается перечень этих лиц. Там же указано исключение: исполнение законов высшими органами исполнительной и представительной власти РФ не входит в предмет прокурорского надзора. Есть и другое ограничение: предмет прокурорского надзора ограничен в части исполнения законов органами суда.

      Понятия «субъект ПН» и «объект ПН» значительно различаются по содержанию, но тесно связаны друг с другом. Субъект прокурорского надзора – участник прокурорско-надзорной деятельности, а точнее – прокурор (и в широком, и в узком значении этого понятия), который осущест вляет проверку исполнения законов физическим или юридическим лицом (объектом надзора).

      Объект прокурорского надзора – организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, в которых прокурор осуществляет проверку исполнения законов. Например, объектом прокурорского надзора может быть орган местного самоуправления, орган законодательной или исполнительной власти субъекта федерации, федеральное министерство и т. д.

      На практике в процесс прокурорского надзора может быть одновременно вовлечено несколько субъектов и объектов: например, несколько прокуроров могут одновременно проверять соблюдение законов в различных подразделениях одного учреждения.

      law.wikireading.ru

      § 4. Прокурорский надзор: понятие, основные направления

      Как особый вид государственного контроля он распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. Согласно Закону о прокуратуре при осуществлении прокурорского надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы надзора и контроля (административного, экологического, санитарного, пожарного И т.д.).
      Различают четыре вида прокурорского надзора, которые можно сгруппировать по двум направлениям:
      а) надзор за исполнением законов;
      б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

      Каждая отрасль прокурорского надзора и направление деятельности прокуратуры характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами прокурорского реагирования на нарушения закона.
      Надзор за исполнением законов (законностью правовых актов) имеет три разновидности в зависимости от предмета надзора, адресатов надзора и полномочий органов прокуратуры.
      Предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами; он распространяется на всю деятельность этих органов и лиц, включая проверку соответствия законам издаваемых ими актов.
      Проверки исполнения законов прокуратура может проводить на основании поступившей к ней информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурорского реагирования, что исключает проверку по собственной инициативе (ч. 2 ст. 1, ст. 21 Закона о прокуратуре)[439].
      Работники прокуратуры при осуществлении этого вида надзора вправе: беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных министерств, ведомств и других органов, проводить проверки, ревизии, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, информации, привлекать специалистов для выяснения возникающих вопросов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, опротестовывать противоречащие закону правовые акты и др. (ст. 22 Закона о прокуратуре).
      Эта разновидность надзора является наиболее объемной. Однако значительный объем правозащитной деятельности не говорит о подмене прокуратурой «прав граждан на судью», ограничении их возможности обжалования в суд нарушений законности, а является следствием более оперативного реагирования прокуратуры на заявления граждан[440].

      Судам подведомственны дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, на которые распространяется прокурорский надзор. К таким делам относятся, в частности, дела о признании противоречащими федеральным законам законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также нормативных правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти.
      Заявление прокурора о признании противоречащим федеральному закону нормативного правового акта субъекта РФ подается в соответствующий верховный суд республики, краевой (областной суд), суд города федерального значения, суд автономной области, действующий на территории данного субъекта РФ[441].
      Вне рамок прокурорского надзора находится исполнение законов Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, судебными органами, их должностными лицами. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам Генеральный прокурор вправе только информировать об этом Президента РФ.
      Вторая разновидность прокурорского надзора за исполнением законов — надзор за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
      Его предметом является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, при осуществлении трех названных видов деятельности (с правовой точки зрения дознание и предварительное следствие объединяет их регламентация в уголовно-процессуальном законодательстве).
      Полномочия прокурора по надзору в названной сфере определены уголовно-процессуальным законодательством (ст. 108, 124, 144, 146, 221, 226 и др’. УПК). К ним относятся: проверка уголов-

      ных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях, в том числе своевременность постановки их на статистический учет, дача письменных указаний дознавателям, следователям по вопросам расследования, контроль за законностью их решений о возбуждении уголовных дел или применения мер процессуального принуждения, производстве следственных действий в случаях, предусмотренных законом, отмена незаконных и необоснованных постановлений указанных лиц, право принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления, утверждение обвинительного акта и направление уголовного дела в суд, прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным федеральным законом и др.
      Этот вид надзора затрагивает огромную по своим масштабам и чрезвычайную в связи с неблагоприятными тенденциями сферу борьбы с преступностью. Об объеме работы на этом направлении могут свидетельствовать следующие данные: так, в 2001 г. прокурорами осуществлен надзор за 3 млн следственных дел в МВД, ФСБ, таможне и других структурах. При этом прокуратура преследует две цели: средствами прокурорского надзора обеспечить защиту граждан, общества и государства от преступных посягательств и соблюдение конституционных прав и свобод тех, кто оказался вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства1.
      Расширение судебного контроля на досудебных стадиях процесса (по новому. УПК только суд вправе арестовывать, заключать под стражу подозреваемого или обвиняемого, не иначе как по судебному решению допускается ограничение права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и др.) не должно повлечь свертывания или ослабления прокурорского надзора. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Однако и в этом случае следователь в течение 24 часов уведомляет судью и прокурора об их производстве. В случае если судья признает следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми.

      В соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» эта деятельность осуществляется оперативными подразделениями органов внутренних дел, ФСБ, федеральных органов государственной охраны: Главного управления охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки, Минюста России.
      Полномочия прокурора при осуществлении надзора за этой деятельностью определяются ст. 29 Закона о прокуратуре и ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Прокурор может требовать предоставления ему оперативно-служебных документов, явившихся основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, прекращения незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами (ведомственного контроля) законности, возбуждает уголовные дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами правоохранительных подразделений[442].
      Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, и о штатных негласных сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших содействие этим органам на конфиденциальной основе, предоставляются прокурору только с письменного согласия указанных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. При этом в предмет прокурорского надзора не. входят сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности[443].

      В отдельный вид выделен прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
      Предметом этого вида надзора являются:
      законность нахождения лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы и мер принудительного характера, назначаемых судом;
      соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
      законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
      Права и порядок содержания лиц, заключенных под стражу, определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений »[444].
      При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать учреждения уголовно-исполнительной системы (УИС), опрашивать содержащихся там лиц, знакомиться с документами, на основании которых они задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами и т.д. Прокурор вправе отменять некоторые акты администрации учреждений УИС (дисциплинарные взыскания и др.) либо приостанавливать действие актов путем внесения протестов. Прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях УИС либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещению в судебно-психиатрическое учреждение. Такие постановления и требования подлежат обязательному исполнению администрацией учреждений УИС[445].
      Соблюдение прав и свобод человека и гражданина как отрасль прокурорского надзора появилась относительно недавно (гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре) в связи с признанием их высшей ценностью и обязанностью государства их защищать (ст. 2 Конституции

      РФ). Ныне защита конституционных прав и свобод граждан — приоритетное направление прокурорского надзора. В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства.
      Предметом этого вида прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина как в органах и должностными лицами, в отношении которых осуществляется надзор за соблюдением законов, так и в органах управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Таким образом, законодательство дает прокуратуре возможность осуществлять надзор за предприятиями и организациями только в части соблюдения прав и свобод человека. При этом органам прокуратуры запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, они не вправе, как отмечалось, подменять контрольные органы.
      При осуществлении надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о их нарушении, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, возбуждает уголовное дело при наличии оснований полагать, что их нарушение имеет характер преступления, производство об административном правонарушении, предъявляет и поддерживает иск в суде, арбитражном суде.
      В своей деятельности на этом направлении прокуратура взаимодействует с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации[446].
      Особое внимание на этом направлении надзора уделяется соблюдению законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также за деятельностью по оказанию населению психиатрической помощи[447].

      В связи с учреждением в стране института судебных приставов надзор за исполнением законов при осуществлении ими своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре также осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
      Средствами прокурорского реагирования в порядке прокурорского надзора являются:
      требования (ст. 6 Закона о прокуратуре); представление об устранении нарушений закона (ст. 24); протест (ст. 23,28,36);
      постановление о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа (ст. 25, 28);
      предостережение о недопустимости нарушения закона, имеющее профилактическое значение (ст. 251).
      Требования прокурора, вытекающие из его полномочий по осуществлению прокурорского надзора (ст. 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре), подлежат исполнению в порядке и сроки, установленные Законом, с сообщением прокурору о принятых мерах. Их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.
      Представление об устранении нарушений закона, представление об устранении нарушений прав и свобод человека вносятся прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Практически письменному представлению предшествует устное обращение прокурора к правомочному должностному лицу с требованием принять меры по прекращению нарушений и недопущению нарушений в дальнейшем. Представление об устранении нарушений подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты конкретные меры и о результатах, принятых мерах должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Обязательность рассмотрения представления и информирования об этом прокурора, вместе с тем, не придает представлению характер предписания, обязательного для исполнения. В случае игнорирования представления прокурора он использует другие средства реагирования.
      Протест — акт жесткой формы прокурорского реагирования, правовое средство устранения нарушений закона, выявленных при осуществлении прокурорского надзора. В протесте прокурор выра
      жает и обосновывает свое несогласие с противоречащим закону актом органа или действием должностного лица или нарушающим права человека актом и излагает требование об отмене или изменении данного акта, или о прекращении соответствующего действия и восстановлении нарушенного права.

      Различаются: протест в порядке общего надзора (ст. 23 Закона о прокуратуре), кассационный протест (ст. 36), частный протест (ст. 36), протест в порядке надзора (ст. 28). Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного органа субъекта РФ либо органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Однако законодательство не закрепляет обязательности исполнения предписаний прокурора. Это может сделать только вышестоящий орган (при наличии такого у организации). Только в некоторых случаях протест прокурора приостанавливает исполнение правового акта (например, акта администрации учреждений УИС).
      Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.
      В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, содержащихся в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке.
      Помимо рассмотренных, выделяются и другие направления деятельности прокуратуры:
      а) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

      б) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
      Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
      В этих целях в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор вправе:
      проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
      возбуждать уголовное дело и лично вести производство по нему или давать согласие дознавателю, следователю на его возбуждение, поручать расследование уголовного дела указанным лицам или нижестоящему прокурору;
      давать им согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
      разрешать заявленные ими самоотводы в случаях, предусмотренных законом, отстранять от дальнейшего производства расследования;
      изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому или по подследственности;
      отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя, возвращать им уголовное дело со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; утверждать их постановление о прекращении производства по уголовному делу;
      поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
      продлевать срок предварительного расследования; приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
      утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд, а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
      Законодательство предусматривает ряд составов преступлений, расследование дел по которым могут вести только органы прокуратуры (убийства, половые преступления, должностные преступления, преступления, связанные с террористической деятельностью, преступления военнослужащих и др., перечислен
      ные в ст. 157 УПК). В последние годы в стране возбуждается только за убийство от 30 до 33 тыс. уголовных дел, до 40 тыс. — за причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего. За каждым преступлением стоят не только судьбы людей, но и колоссальный труд работников прокуратуры и розыска, сотрудников следственных и других правоохранительных ор- 1
      ганов .
      Особо выделено законодателем такое важное направление прокурорской деятельности, как участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством РФ в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов (разд. IV Закона о прокуратуре).
      С 1 января 2003 г. обязательно участие прокурора в судебном разбирательстве по всем уголовным делам публичного и частнопубличного обвинения.
      В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность принимаемых решений.
      В случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.
      О необходимости исправления допущенной ошибки в применении судом закона при разбирательстве уголовных дел прокурор излагает свое требование в представлении.
      Если в ходе судебного разбирательства прокурор, выступающий в качестве государственного обвинителя, придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения, излагая суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного’преследования полностью или в соответствующей его
      части по основаниям, предусмотренным уголовно-процесуальным
      2
      законом .
      ‘ См.: Российская газета. 2000. 18 апр.; 2002. 4 дек. Надо сказать, что обязательное участие прокуроров в поддержании обвинения не привело к ужесточению судебной практики: в 2002 г. вынесено 9 тыс. оправдательных приговоров (0,8% общего числа приговоров). В странах Европы их выноситсядо 20% (см.: Российская газета. 2003. 25 февр.).

      В последующих контрольных стадиях уголовного процесса, а также в производстве по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств прокурор не поддерживает обвинение, а своим участием содействует правильному в соответствии с законом разрешению дела. Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. признаны не соответствующими Конституции РФ положения п. 1 и 2 ст. 36 Закона о прокуратуре — в части, допускающей пересмотр и отмену в порядке надзора по протесту прокурора вступившего в законную силу оправдательного приговора ввиду односторонности или неполноты расследования или судебного следствия, а также несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела в случаях, когда в предшествующем разбирательстве не были допущены нарушения, которые отвечали бы критериям, предусмотренным п. 2 ст. 4 Протокола № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод1.
      Значителен объем работы прокуратуры и в рассмотрении судами гражданских дел, в том числе и по проверке жалоб на вступившие в законную силу решения по таким делам. В соответствии с ГПК сегодня роль прокуратуры в гражданском процессе меняется. Теперь прокурор в гражданском судопроизводстве должен быть лишь стороной и возбуждать дела только в защиту прав государства либо неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Кроме того, предусмотрено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
      В последние годы активизировалась деятельность органов прокуратуры по участию в арбитражном судопроизводстве в целях укрепления законности в экономической сфере. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время в прокуратурах большинства субъектов Федерации созданы самостоятельные отраслевые подразделения (в виде отделов или групп по реализации полномочий прокуратуры по обращению в арбитражный суд и участию в арбитражном процессе). При этом, как заявил на коор
      динационном совещании «О состоянии законности в .Российской Федерации и мерах по ее укреплению» Генеральный прокурор РФ, критерием участия прокурора «в арбитражном процессе являются не притязания или амбиции предприятий или фирм, а интересы государства при совершении сделок госструктурами и юридическими лицами с государственной долей собственности»[448].
      Прокурор вправе обратиться в этот суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, о признании недействительными сделок, совершенных указанными субъектами, унитарными предприятиями, госучреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований (ст. 52 АПК).
      Органы прокуратуры РФ продолжают работу по реабилитации[449] жертв политических репрессий. По данным прокуратуры РФ и МВД России, на 1 января 2000 г. всего было реабилитировано свыше 4 млн граждан, включая 2438 тыс. человек из числа лиц, осужденных в судебном и внесудебном порядке к мерам уголовного наказания.
      За период с октября 1991 г., когда начали действовать Указ Президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20—50-х годов», затем Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», было реабилитировано 565 тыс. жертв, отказано 183 тыс. человек[450]. По некоторым оценкам, необоснованно репрессированных за годы советской власти по политическим мотивам было 11,5 млн человек[451]. Процесс их реабилитации еще не окончен.

      Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ от 9 февраля 2003 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» к детям, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации, теперь отнесены и те дети, которые находились вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, а также дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по указанным мотивам. К пострадавшим от политических репрессий относятся дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно. Закон продлевает сроки получения ими денежных компенсаций .
      Одновременно прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав реабилитированных и пострадавших от репрессий.
      Очень многие вопросы еще не решены или их решение не удовлетворяет репрессированных и их наследников (чаще всего связанные с возмещением имущественного вреда).
      В бюджете страны на 2003 г. установлен размер субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых на финансирование текущих расходов, предусмотренных Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», в сумме 1 398 400,0 тыс. руб. против 1 259 800,0 тыс. руб. в 2002 г.2
      Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель согласованности их усилий (при организующей роли прокуратуры) в направлении предупреждения и раскрытия преступлений, обеспечения неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. Эта функция реализуется посредством проведения координационных совещаний с органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности, таможенной службы. Руководители судебных органов в этих совещаниях по сложившейся практике не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осуществления правосудия. Последнее обстоятельство и позволяет относить суд к правоохранительным органам (см. гл. 1 учебника).
      Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголов
      ным делам. В соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвержденным Президентом РФ, формами координации являются также совместные рабочие группы, обмен информацией, проведение совместных операций и др.
      Прокуратура РФ совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами разрабатывает систему и методику единого учета и статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.
      Уместно отметить, что в целях обеспечения единообразия регистрации и учета преступлений, разграничения государственной статистической отчетности о состоянии преступности, результатах борьбы с ней и работе следственного аппарата от соответствующей ведомственной информации, а также повышения качества прогнозирования динамики преступности в стране Указом Президента РФ прокуратуре РФ совместно с МВД, Минюстом России, ФСБ и ГТК России при участии Верховного Суда РФ поручено разработать и утвердить единую государственную систему регистрации и учета преступлений. Кроме того, по результатам ее экспериментальной проверки прокуратура РФ должна подготовить и представить Президенту РФ проект федерального закона «О единой государственной системе регистрации и учета преступлений». Установлены сроки выполнения этих поручений, которые непростительно затягиваются[452]. Необходимо исходить из того, что статистика преступности — это не просто «цифирь». Правосудие начинается не с совершения преступления, а с их регистрации. Нет их учета — нет преступления, нет правосудия. В этих случаях, как отмечалось ранее, есть, иные последствия в виде многочисленных нарушений прав и законных интересов граждан, выраженных в укрытии от учета преступлений[453].
      />Прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров РФ. Осуществление этих полномочий имеет важное значение для повышения эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка, усиления ее роли в социальном (правовом) контроле над преступностью в РФ.

      uchebnik.online

      Это интересно:

      • Субсидия на приобретения жилья ветеранам боевых действий Единовременная субсидия на приобретение жилья ветеранам боевых действий в 2018 году Единовременная субсидия на приобретение жилья ветеранам боевых действий предоставляется в соответствии с мерами социальной поддержки по обеспечению их жильем, предусмотренными подпунктом 3 пункта 3 статьи […]
      • Штраф 500 рублей гибдд за что Автоправозащита.RU Автоправозащита.RU За что бывает штраф 800 рублей Каждый автолюбитель хоть раз в жизни нарушал правила дорожного движения. Но не все знают какой именно штраф должен им прийти. Во избежание недоразумений, любой водитель должен знать таблицу штрафов, дабы не […]
      • Сколько пенсия инвалидам с детства Какой размер пенсии у инвалидов детства 1, 2 и 3 группы? Особенности оформления пособий. Только некоторые дети – инвалиды в состоянии полностью справиться с заболеванием. Когда им исполняется восемнадцать лет, то встает необходимость в поиске трудового места, чтобы было на какие […]
      • Разрешающие правила дорожного движения Знаки дорожного движения подробное описание, комментарии, пдд знаки. Дорожные знаки классифицируются на 8 типов: За частую, дорожные знаки дублирует, дорожной разметкой. Все о дорожной разметке, Вы можете прочитать в нашем разделе дорожная разметка. Описание знаков дорожного […]
      • Налог с продаж по регионам Налог с продаж в спб ¦Республика ¦ 5% ¦Закон Республики Башкортостан от¦ ¦Республика Адыгея ¦ 5% ¦Закон Республики Адыгея от¦ ¦Черкесская ¦ ¦Республики от 28.12.1999 N 713-XXII¦ СТАВКИ НАЛОГА С ПРОДАЖ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¦Республика Бурятия ¦ 5% ¦Закон Республики […]
      • Союзное гражданство в ссср Союзное гражданство в ссср СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК О ГРАЖДАНСТВЕ СССР Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Советское […]
      • Размер пособия на ребёнка до 3 лет в 2014 году Ежемесячное пособие на ребенка до 3-х лет Содержание статьи: Порядок выплаты Материальная помощь гражданам, осуществляющим уход за ребенком младше 3 лет, устанавливаются согласно Указу Президента №1110, принятому 30.05.1994. Получателями пособия являются родители, опекуны, усыновители […]
      • Заявление для санитарно-эпидемиологического заключения образец Роспотребнадзор по городу Москве опубликовал образец заявления и требования для получения санэпидзаключения для лицензирования фармацевтической деятельности и деятельности в области использования источников ионизирующего излучения На сайте Роспотребнадзора сообщается: Обращаем Ваше […]