Автореферат налог

admin

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ налогу на добавленную стоимость В сельском хозяйстве

НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

«Институт аграрной экономики»

Ущапивский НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

УДК 631.16: 336.22

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ налогу на добавленную стоимость В сельском хозяйстве

Специальность 08.04.01 финансы, денежное обращение и кредит

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Актуальность темы исследования.

Работа выполнена на кафедре налоговой и страхового дела Национального аграрного университета Кабинета Министров Украины

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор, академик УААН

Дем Лукьяненко Николай Яковлевич

Национальный научный центр

заместитель директора по научной работе

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Лондар Сергей Леонидович

заведующий кафедрой банковского дела

кандидат экономических наук, профессор,

Дема Дмитрий Иванович

Государственный агроэкологический университет Украины

заведующий кафедрой финансов и аудита

Ведущая организация: Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко

кафедра финансов, денежного обращения и кредита, г.. Киев

Защита состоится «30» июня 2004г. в «15» часов на заседании диссертационного совета Д 26.350.02 в Национальном научном центре «Институт аграрной экономики» УААН по адресу: 03680, г.. Киев, ГСП, ул. Героев обороны, 10, 3-й этаж, конференц-зал, к. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Национального научного центра «Институт аграрной экономики» УААН (03680, г.. Киев, ГСП, ул. Героев обороны, 10, 2-й этаж, к. 212).

Автореферат разослан «27» мая 2004

кандидат экономических наук Н.Л. Жук

Общая характеристика работы

Актуальность темы. важным являетсякриком налоговой системы Украины является налог на добавленную стоимость, доходы в бюджет от которого занимают наибольший удельный вес среди налогов, которые облагают потребления. НДС является одним из тех налогов, теоретическом и практическом применению которого посвящают дискуссии отечественные и зарубежные ученые и практики. Ученые постоянно обнаруживают живой интерес, как к общим вопросам взимания этого налога, так и к применению его в отдельных отраслях, на разных этапах развития экономики.

Несмотря на то, что механизм функционирования налога на добавленную стоимость сформировал к себе положительное отношение во многих зарубежных странах, опыт применения его в нашей стране нуждается в усовершенствовании. В современных условиях остается значительное количество неурегулированных вопросов, связанных с функционированием НДС, а именно механизмом начисления и уплаты налога, возврат излишне уплаченных сумм НДС из бюджета. В этой связи с этим возникает необходимость в оценке действующего механизма налогообложения налогом на добавленную стоимость в сельском хозяйстве и в разработке конструктивных предложений по его усовершенствованию.

Теоретические аспекты организации взимания НДС исследовали в своих трудах С. Алексашенко, В. Андрущенко, В. Сутормина, А. Тимофеева, В. Федосов, М. Шпилько и другие ученые. Их работы касались ключевых аспектов исследуемой проблематики, однако они не дали полного ответа на конкретные проблемы, которые возникли в процессе его становления.

Проблемы функционирования НДС в Украине исследуют ученые-экономисты Н. Азаров, А. Василик, В.Вишневский, М. Дем Лукьяненко, Д. Дема, Д. Дяковская, Л. Лыкова, Я.Литвиненко, С. Лондар, С. Лунина, В.Калюжный, А. Крысоватый, В. Опарин, И. Панасейко, Д. Полозенко, В. Синчак, А. Соколовская и другие.

Во многих работах глубоко исследованы теоретические вопросы, а именно: экономическая сущность НДС, роль и место налога в налоговой системе и тому подобное. Вместе с тем некоторые теоретические и практические вопросы, в частности строение налога на добавленную стКоличество и особенности его функционирования в различных отраслях экономики и в настоящее время остаются дискуссионными. Немало недостатков, д связанных с действием налога на добавленную стоимость в сельском хозяйстве вызваны тем, что и сейчас в механизме налогообложения налога не учитываются специфика сельскохозяйственного производства.

Налог на добавленную стоимость является налогом на потребление, а потому он касается интересов бюджета, сельскохозяйственных предприятий и потребителей. Оптимальное взаимодействие интересов государства и товаропроизводителей должно основываться на усилении регулирующей роли налога в данной области. Однако, в настоящее время, как показывает практика, фискальная функция налога на добавленную стоимость в сельском хозяйстве существенно превалирует над регулирующей, а затем стимулирующие факторы являются малоэффективными.

Особую актуальность в современных условиях приобрела проблема целесообразности функционирования НДС в национальной налоговой системе, поскольку действующий порядок возмещения налога из бюджета дискредитировал его назначения, и стало предметом полемики как политиков, так и ученых о механизме взимания НДС и перспектив дальнейшего его развития.

Учитывая проблемы функционирования НДС в отрасли сельского хозяйства и его роли в налоговой системе Украины, возрастает актуальность совершенствования законодательного регулирования механизма взимания этого налога. Изложены мотивы и определили выбор темы диссертации.

Св Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование является составной научно-исследовательской работы кафедры налоговой и страхового дела Национального аграрного университета 1999-2001 гг. «Формирование рыночного механизма в аграрном секторе АПК» (государственный регистрационный номер 0199U002510).

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию механизма функционирования НДС и повышение регулирующей и стимулирующей роли этого налога в сельском хозяйстве, с учетом зарубежного опыта и спецАдминистрации Украины, труды ученых-экономистов, материалы научно-практических конференций и тому подобное.

Информационной базой исследования послужили также материалы Государственной налоговой администрации Житомирской области и Государственной налоговой инспекции Коростенского района, налоговая отчетность сельскохозяйственных товаропроизводителей Коростенского района Житомирской области, данные государственных органов статистики Украины, Министерства финансов и Министерства аграрной политики Украины.

Научная новизна диссертационной работы. Положения, составляющие научную новизну, заключаются в разработке научно-обоснованных предложений по совершенствованию механизма функционирования НДС и повышения его регулирующей и стимулирующей роли в сельском хозяйстве, в частности:

Углублено теоретическое содержание налога на добавленную стоимость

обосновано, что НДС имеет смешанную форму налогообложения, поскольку по способу взимания он является косвенным налогом (бесплатно конечными потребителями), а по о объектом налогообложения прямым (облагается добавленная стоимость).

Установлено, что унификация механизмов налогообложения НДС сельскохозяйственных товаропроизводителей не учитывает в достаточной степени специфики сельскохозяйственного производства. В этой связи с этим предлагается разделить сельскохозяйственных товаропроизводителей, в зависимости от объемов реализации на следующие категории:

? уплачивают НДС на общих основаниях;

? пользуются специальными условиями налогообложения, в частности платят налог после того, как реализуют продукцию;

? не платят НДС, но с правом бюджетного возмещения сумм НДС, уплаченных при приобретении сырья и материалов.

Обоснована пути усиления регулирующей и стимулирующей функций НДС в сельском хозяйстве, среди которых: дифференциация налоговых ставок; применение адресных льгот для стимулирования производства продукции и поддержки социальной инфраструктуры села.

Впервые определена продолжительность восстановления бюджетных поступлений от НДС в случаеснижение налоговой нагрузки, создаваемого этим налогом, на примере экономических показателей сельскохозяйственных товаропроизводителей Житомирской области:

показано, что при снижении налоговой нагрузки, создаваемого НДС, у сельскохозяйственных товаропроизводителей существует возможность расширенного производства, что позволяет увеличить налогооблагаемую базу и со временем достичь и превысить объемы бюджетных поступлений, поступающих при неизменном налоговой нагрузке.

Получило дальнейшее развитие обоснование основных мер по совершенствованию механизма взимания налога на добавленную стоимость с учетом сезонных особенностей деятельности сельскохозяйственных предприятий:

? дифференциация сроков бюджетного возмещения;

? переход к применению «кассового» метода определения налогового обязательства и налогового кредита.

Разработана форма отчетности по налогу на добавленную стоимость для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в которой учитываются предлагаемые изменения в механизме налогообложения, а именно:

? годовой отчетный налоговый период;

? уплата налога после поступления средств на расчетный счет.

Практическое значение исследования. Выводы и предложения, которые имеют место в работе, направленные на совершенствование механизма обложения налогом на добавленную стоимость в сельском хозяйстве. Разработаны предложения по совершенствованию механизма взимания налога на добавленную стоимость позволяют наиболее полно отразить специфику сельского хозяйства и могут быть использованы Верховной Радой Украины, Государственной налоговой администрацией и Министерством аграрной политики при формировании законодательных и нормативно-правовых актов.

Положения диссертации нашли практическое применение. Результаты исследования эффективности взимания НДС в сельском хозяйстве использовались Главным управлением сельского хозяйства и продовольствия Житомирской области при подготовке аналитических отчетов (справка о внедрении № 150/21 от 20.01.2004). Отдельные положения работы использованы Государственной налоговой администрацией в Житомирской области (справка о внедрении № 629/8/09 от 22.01.2004). Основные теоретические положения экономической сущности налога на добавленную стоимость используются при преподавании таких дисциплин: «Налоговая система», «Налогообложение предприятий», «Налоговый менеджмент» в Европейском университете (справка о внедрении № 1-10 / 28 от 28.02.2004).

Личный вклад соискателя. Диссертационное исследование является самостоятельно выполненной научной работой, в которой изложен авторский вклад соискателя, заключающийся в разработке научно-обоснованных теоретических и организационно-методических основ взимания налога на добавленную стоимость в сельском хозяйстве. Научные положения и предложения диссертации получены автором самостоятельно.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования, изложенные в диссертации, были апробированы на международных и научно-практических конференциях: «Современные проблемы развития экономики АПК: социально-экономические и правовые аспекты» (г.. Запорожья. ЗИДМУ, 17 ноября 2000) «Механизм хозяйствования и экономического роста в АПК: состояние, проблемы, перспективы» (18-19 октября 2001, г.. Киев, НАУ) «Социально-экономические аспекты эффективного функционирования агропромышленной сферы в рыночной среде» (25-26 апреля 2002, г.. Киев, НАУ) Всеукраинской конференции молодых ученых-аграриев «Роль молодых ученых в реформировании аграрного сектора экономики Украины» (г.. Киев, НАУ, 15-16 марта 2001);

Публикации. По результатам диссертационного исследования автором опубликовано 9 единоличных научных работ, общим объемом 2,7 п.л., в том числе 5 научных статей в профессиональных изданиях, общим объемом 1,3 п.л., 2 подразделения в коллективных монографиях и 2 тезисы докладов на научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. ости основного текста диссертации 160 страниц, содержит 18 рисунков и 21 таблицу. Список литературы содержит 152 наименования и занимает 12 страниц. Приложения размещены на 20 страницах.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и задачи исследования, сформулированы научные положения, определяющие новизну работы и ее практическое значение, приведены сведения об апробации результатов исследования.

В первом разделе «Теоретические основы налога на добавленную стоимость» обобщенно эволюцию универсального акциза и рассматриваются теоретические аспекты налога на добавленную стоимость, определено место и роль НДС в налоговой системе. Установлено, что большие административные расходы по взысканию специфических акцизов обусловили сокращение перечня подакцизных товаров, чем обусловили их эволюцию в направлении унификации с промышленным налогом в налог с оборота, который и стал универсальным акцизом.

На основе проведенного исследования выявлено, что НДС является лучшей формой среди других универсальных акцизов, поскольку облагается только добавленная стоимость. Поэтому основное внимание в процессе исследования уделялось определению «добавленной стоимости» (об объекта налогообложения) и ее составляющим. Теоретически налогом на добавленную стоимость облагается вновь созданная стоимость, что является результатом деятельности производителя. В процессе производства стоимость вновь продукции увеличивается путем осуществления затрат труда рабочих, использования средств производства и тому подобное. Разница между выручкой, возникающий в процессе реализации сельскохозяйственной продукции, и стоимостью приобретенных сырья и материалов у поставщиков считается «добавленной стоимости», которая и является о объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. С учетом указанного, добавленная стоимость сельскохозяйственного товаропроизводителя представляет собой результат его деятельности и состоит из амортизации и стоимости необходимого и прибавочного продуктов (рис. 1), то есть это та стоимость, которую сельскохозяйственный товаровиробник добавил к стоимости использованной в процессе производства промежуточной продукции.

Рис.1. Составляющие добавленной стоимости

Анализ экономической сущности налога на добавленную стоимость показал, что за о объектом налогообложения он является прямым, поскольку облагается только новая стоимость заработная плата, износ основных средств, прибыль. При этом налог включается в цену товаров, потребляемых покупателями, которые и являются фактическими плательщиками НДС. С этих позиций уточнено, что налог на добавленную стоимость имеет смешанную форму строения.

Функционирование НДС в Украине выявило как положительные, так и отрицательные стороны взимания этого налога. В современных условиях налог на добавленную стоимость требует наибольших затрат на администрирование, что обусловлено сложным механизмом расчета (на каждой стадии движения товара), возможностью уклонения от его уплаты. В этой связи с этим возникают потребности значительного увеличения персонала налоговиков и усовершенствования и изменения законодательного регулирования взимания налога.

Практика взимания налога в Украине свидетельствует, что в сельском хозяйстве возможны случаи, когда НДС взимается без создания добавленной стоимости, д связано со спецификой деятельности отрасли. Сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают НДС в цене приобретения материальных ресурсов и услуг в начале производственного цикла, в результате чего происходит изъятие средств из оборота. Это является основным аргументом сторонников нецелесообразности использования налога на добавленную стоимость в национальной экономике. Наряду с этим, налог на добавленную стоимость охватывает все звенья производственного процесса, начиная от создания сырья, материалов и к реализации произведенных из них товаров, что является положительным с фискальной точки зрения. Широкое мировое распространение налога на добавленную стоимость обусловлено его преимуществами перед другими видами универсальных акцизов, в частности отсутствием двойного налогообложения, свидетельствует в пользу его применения в будущем.

Во втором разделе «Особенности функционирования налогана добавленную стоимость в сельском хозяйстве «приоритетное место отведено исследованию взимания НДС в этой области. В работе акцентировано внимание на использование льгот сельскохозяйственными товаропроизводителями, поскольку в современных условиях они фактором, который существенно снижает эффективность этого налога. В результате анализа выявлено, что наиболее значительными являются льготы, предоставляемые в результате применения специальных режимов взимания НДС сельскохозяйственными товаропроизводителями. Потери бюджета от предоставления других видов льгот (в большинстве они имеют социальную направленность) сельскохозяйственным товаропроизводителям незначительны и составляют в Житомирской области менее 1% общего их объема.

Учитывая осуществления постоянных изменений в механизме взимания НДС в сельском хозяйстве исследованы специальные режимы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, суть которых заключается в том, что начисленный к уплате налог остается в распоряжении области для целевого использования. Специальные режимы налогообложения НДС предусматривают два механизма аккумулирования средств на спецсчета: первый на поддержку животноводства, который пополняется в результате выплаты перерабатывающими предприятиями дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за реализованные молоко и мясо в живом весе; второй на приобретение ресурсов. Так, в 1999-2002 гг. Сельскохозяйственные предприятия Минагрополитики Украины, перешедших на специальные режимы налогообложения НДС, оставили в своем распоряжении 4279,3 млн.грн., Из которых 44% было направлено на приобретение материально-технических ресурсов производственного назначения, а 56 %, (из которых 8% нулевая ставка и 48% дотации) на поддержку животноводческой отрасли.

Анализируя специальные режимы налогообложения НДС сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере Житомирской области, установлено, что удельный вес субъектов объектов хозяйствования, перешедших на специальные режимы, составляет 99% всех сельскохозяйственных плательщиков, то есть дополнительные источники финансиния получают практически все хозяйства.

Суммы НДС, остались у сельскохозяйственных товаропроизводителей Житомирской области для приобретения материально-технических ресурсов

п / п | показатели | года | Вместе

1999 | 2000 | 2001 | 2002

1. | Объем продаж, тыс. | 109836,0 | 183141,0 | 282021,4 | 270859,7 | 574998,4

2. | Начислен НДС для перечисления на спец счет, тыс.грн. | 7643,0 | 15032,0 | 18175,1 | 18708,1 | 59558,2

на 1 руб. продажи, коп. | 7,0 | 8,2 | 6,4 | 6,9 | Х

3. | Сумма НДС, фактически перечислена на спец счет, тыс.грн. | 183,2 | 158,0 | 3742,7 | 9890,8 | 13974,7

в% к начисленному НДС | 2,4 | 1,1 | 20,6 | 52,9 | 24,5

на 1 руб. продажи, коп. | 0,2 | 0,1 | 1,3 | 3,6 | Х

Исследование показало, что сельскохозяйственными производителями Житомирской области в 1999-2002 гг. Был начислен НДС за реализованную продукцию в общей сумме 59558,2 тыс.грн., Но фактически перечислено на спецсчет только 25 процентов (табл.1). Однако, следует подчеркнуть, что суммы перечисления средств на спецсчета в течение 2001-2002 гг. Резко

www.myreferat.net

Налог на добавленную стоимость в системе налоговых отношений тема диссертации и автореферата по ВАК 08.00.10, кандидат экономических наук Хаджианиди, Федор Георгиевич

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Хаджианиди, Федор Георгиевич

Глава 1. Сущность и особенности налогообложения добавленной стоимости

1.1. Экономическая природа и форма проявления добавленной 14 стоимости

1.2. Сущность налога на добавленную стоимость, причины его 19 формирования, механизм исчисления , уплаты и функции

1.3. Практика применения налога на добавленную стоимость в 59 налоговых системах за рубежом и в РФ: экономическая обоснованность и оптимизационные основы

Глава 2. Анализ и оценка динамики показателей поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет

2.1. Анализ динамики показателей поступлений налога на 80 добавленную стоимость в РФ и по PCO-Алания

2.2. Анализ и оценка задолженности поступлений и недоимки по 94 налогу на добавленную стоимость в РФ и по PCO-Алания

2.3. Оценка бюджетной эффективности ставки налога на 111 добавленную стоимость

Глава 3. Проблемы и вариантные возможности улучшения 119 механизма исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость

3.1. Противоречия фактического механизма исчисления и 119 уплаты налога на добавленную стоимость и вариантные возможности их снятия (преодоления)

3.2. Улучшение собираемости налога на добавленную стоимость 130 на основе совершенствования механизма его взимания и администрирования

3.3. Возмещение и возврат налога на добавленную стоимость: соответствие принципам экономической целесообразности и эффективности

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Налог на добавленную стоимость в системе налоговых отношений»

Актуальность темы исследования. В общероссийской функционирующей модели налоговой системы есть потенциальные возможности улучшения и эффективного использования каждого налога . В этих целях возникает необходимость усиления теоретической стороны исследования проблематики налога на добавленную стоимость ( НДС ) на основе дальнейшего уточнения его экономической природы, сущностных характеристик, причин формирования, механизма исчисления и уплаты. В теории налогообложения наблюдается недостаточная осмысленность экономической природы налога на добавленную стоимость, выполняемых им функций, что способствует развитию необоснованных методов практики его применения, слабо учитывающих и оптимизационные основы.

Чрезмерное доминирование развития форм и методов фискального принципа формирования налога способствует усложнению не только механизма расчета, уплаты , но и деформированию его мотивационной основы как для налогоплательщиков , так и бюджетных интересов государства. Требуется системный анализ и оценка вариантных возможностей и экономической оправданности развития стимулирующего потенциала НДС, оправданности снижения от него налоговой нагрузки и, безусловно, эффективности решаемых проблем. Научный интерес к указанным исследовательским задачам обусловливается еще и тем, что НДС крайне противоречив как в устанавливаемой основе формирования ( ставка налога, ее дифференциация), так и в ведении реального налогового учета, нечеткости налоговых факторов.

Особо следует выделить актуальность исследовательских задач в разработке мобилизационных и контрольных инструментов улучшения собираемости НДС, в том числе, на основе совершенствования его взимания . Нуждаются в качественном улучшении решаемые широкомасштабные проблемы возмещения и возврата налога, которые бы соответствовали экономической целесообразности и эффективности.

Указанные проблемы являются недостаточно изученными не только на основе общероссийской практики, но и мировой. Ряд специфических вопросов оказываются также малоизученными в аспекте форм их проявления в региональной экономической и налоговой практике, что еще в большей мере подтверждает высокую степень актуальности диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Методологические обоснования и исходные теоретические положения в области формирования налога на добавленную стоимость в общей системе налогообложения в диссертации основаны на трудах отечественных экономистов : С.Н.Алехина, О.А.Акимовой, А.Бузгалина, Е.В.Балацкого, О.В.Богачевой, Д.Г.Бурцева, Л.И.Гончаренко, В.А.Дегтярева, В.Г.Князева, Г.Г.Нестерова. К теме нашей диссертации имеют непосредственное отношение труды многих отечественных ученых, представленные в списке изученной и использованной литературы. В этой связи особо выделяются работы Абрамова М.Д., Астахова С.И., Александрова И.М., Акинина П.В., Башкировой И.Н., Беликовой Т.Н., Васильева Ю.А., Горского И., Гаганова А.Ю., Галевского С.Г., Гомика E.H., Дадашева А.З., Караваевой И.В., Кашина В.А., Колодиной И.А., Крейчмана Ф.С., Лебедева И.А., Логинова П.Б., Минаева Б.А., Павловой Л.П., Ханафеева Ф.Ф., Трунина И.В., Чамкиной Н.С. и др.

Концептуальные исследования проблематики необходимости коренных улучшений в системе налогообложения НДС широко и многогранно представлены в трудах О.В.Врублевской, Е.С.Вылковой, А.Т. Измайлова , Л.Я.Маршавиной, В.Г.Панскова, Г.Б.Поляка, Д.Г.Черника, Т.Ф.Юткиной.

Определенным вкладом в разработку ряда сложных теоретических и методических проблем решаемых по НДС, явились труды Э.Аткинсона, А.Смита, Дж.Стиглица, А.Вагнера, Дж.Кейнса, А.Лаффера, А.Маршала, Р.Масгрейва, Д.Рикардо, С.Фишера.

Вместе с тем изменения в налоговой системе России, часто происходящие по причинам экономического и бюджетного характера, не всегда согласовываются с задачами эффективного формирования НДС, различными аспектами необходимости решения проблем совершенствования механизма его исчисления и уплаты. В указанных направлениях не раскрытыми остаются вопросы определения базовой основы налога, его потенциала, место и значения функций налога с позиций эффективного формирования доходов бюджетов . Недостаточно исследованными остаются сложные вопросы налоговых возмещений и возврат по НДС.

Актуальность и недостаточная разработанность перечисленных проблем обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования. Цель исследования — развитие теоретических основ обоснования экономической природы налога на добавленную стоимость, уточнение причин его необходимости в системе налогообложения, систематизация факторов влияния на характер формирования, методы исчисления, уплаты и исполняемых функций с позиций совершенствования механизма поступления налоговых платежей в бюджет. Поставленная цель обеспечивается путем решения следующих задач диссертационного исследования:

— дополнить сущностные характеристики экономической природы налога на добавленную стоимость и форм его проявления;

— изучить налоговое законодательство РФ, зарубежное, практические методы и способы исчисления и уплаты НДС в бюджет с выявлением основных факторов влияния, недостатков и возможностей улучшения направлений решаемых проблем;

— обобщить имеющиеся в экономической литературе подходы к решению задач экономической обоснованности и формирования оптимизационных основ налоговой нагрузки по НДС, согласуемые с его налоговой базой, реальным потенциалом и требованиями функционирования эффективной модели налоговой системы государства;

— проанализировать динамику показателей поступления НДС в бюджет, образования по нему недоимки и дать оценку их бюджетной эффективности, в том числе, на основе применяемой ставки , развития его фискальных и стимулирующих функций;

— разработать систему методов и направлений максимизации показателей собираемости НДС, в том числе на основе оценки и применительно к проблематики налогово-бюджетной среды PCO-Алания;

— раскрыть факторы формирования противоречий фактического механизма исчисления НДС, сформулировать модернизационные вариантные возможности их преодоления путем совершенствования механизма администрирования налога, приведения в соответствие принципам экономической целесообразности и эффективности установление его ставки и кардинального улучшения решаемых задач возмещения и возврата по налогу .

Объектом исследования выступает процесс динамики показателей налогообложения и налоговых изъятий в бюджет НДС — как сфера налогового регулирования.

Предметом исследования являются экономические и налоговые отношения, возникающие в развитии форм и методов установления НДС, исполнения его фискальных и стимулирующих функций в налоговой и бюджетных системах.

Соответствие диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК .

Диссертация выполнена в рамках паспорта специальности ВАК 08.00.10- Финансы , денежное обращение и кредит, (п.2.4. Бюджетное и налоговое прогнозирование в рыночной экономике; п.2.5. Налоговое регулирование секторов экономики; п.2.9. Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы; п.2.23. Государственный контроль налоговых правонарушений).

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области теории и практики налогообложения, обобщения практики формирования и применения налога на добавленную стоимость, внесших существенный вклад в разработку научных основ НДС, механизма его необходимых и возможных вариантов изменений. В процессе проведения научного исследования были использованы методы системного и структурно-функционального анализа, статистических группировок, монографический, абстрактно-логический, нормативный и др.

Нормативно-правовую основу диссертационного исследования составили: Налоговый кодекс Р.Ф. (части первая и вторая), Бюджетный кодекс РФ., Законы РФ. (регулирующие налоговую практику), постановления и распоряжения правительства РФ., а также Правительства РСО-Алания, Парламента РСО-Алания, инструкции и методики Министерства Финансов РФ, ФНС РФ, УФНС по РСО-Алания.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что совершенствование механизма формирования и использования практики налогообложения на основе дополненных знаний об его экономической природе, сущности и форм проявления способствует стимулированию доходных поступлений в бюджет, развитию благоприятной среды налоговой системы и обоснованности изменений в методах, а также способах налоговых изъятий НДС.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. Налог на добавленную стоимость, прежде всего, следует рассматривать с позиции его экономической основы и природы. В объективном процессе экономического развития, как правило, формируются факторы и условия создания добавочной стоимости. Она, естественно, проявляется в форме вновь созданной стоимости и на ее присвоение имеет право (экономическое) производитель товаров и услуг. Государство, разумеется, изымает в бюджет часть этой добавленной стоимости в форме дохода (налога) в бюджет, устанавливая соответствующее законодательство, в рамках которого обосновывается такая необходимость, целесообразность и системность норм, правил, которые учитывают его (государства) интересы, соизмеряемые также с интересами производителей товаров и услуг.

2. Законодательное регулирование формирования и изъятия в бюджет НДС необходимо и им пользуются практически все ведущие страны мира (такой опыт следует в России полнее учитывать). Важно, что без разработанного законодательства ни один налог не имеет право на установление и НДС не является исключением. Законодательным путем определяются требования к налогу, его содержанию, параметрам и функциям. Место и значение, практические методы и способы исчисления, а также порядок уплаты в бюджет НДС необходимо определять в рамках устанавливаемых законом (в России — Налоговым кодексом) норм и правил. Другой подход к формированию и использованию доходных изъятий в бюджеты будет означать выхолащивание сути системы налогообложения, а в ее рамках и НДС.

В указанном контексте имеет решающее значение выявление факторов положительного и отрицательного влияния на процесс формирования и изъятия в бюджет НДС. Этот процесс соизмерим со стоимостной результативностью производства товаров и услуг, как базовой основой, но, безусловно, требует соответствующего согласования с бюджетными потребностями доходов.

3. Возникает необходимость дальнейшего совершенствования подходов к определению места и значения НДС в принятой в российской практике модели налоговой системы и налогообложения. Прежде всего, задачи состоят в экономической обоснованности оптимизационных его основ с учетом его же налоговой базы, реального потенциала для исчисления и изъятия в бюджет, а также выполняемых функций.

4. Оценка бюджетной эффективности НДС является важнейшей задачей, предъявляемой к содержанию и методам управления им. Существенно, однако, учитывать полнее проблематику согласования бюджетных интересов (государственных) с интересами налогоплательщиков НДС.

5. Достижение бюджетной эффективности НДС зависимо не только от степени устанавливаемой законодательным путем ставки налога, количества налогоплательщиков, но и применяемых методов его стоимости. Собираемость НДС в российской практике достаточно высока, однако проблема состоит, во-первых, в упорядочении методов исчисления налога, а во-вторых, в необходимости совершенствования в организации его платежей в бюджет. Инструменты и формы осуществления контроля за платежами по НДС, являясь элементами налогового администрирования, часто не эффективны, характеризуются низкой системностью реализации. Возникают сложные задачи выбора методов усиления контроля за НДС, соответственно, способствующие повышению эффективности налога, своевременности исполнения налоговых обязательств.

6. Крупной и масштабно разрастающейся проблемой является необходимость решения накопившихся задач в практике возмещения и возвратов НДС. Изменение существующей тенденции нарастающих показателей возмещений и возвратов из бюджета НДС, в первую очередь, необходимо с позиции качественного улучшения планирования налога. Такая длительная практика, которая наблюдается в России, приводит к масштабному отрицательному влиянию налога на его источниковую базу, характеру исчисления и уплаты, а также развитию процессов налогового переложения. Масштабность налоговых возмещений и возвратов по НДС, как представляется, является его наиболее деформирующим фактором и сдерживающим его модернизационные процессы регулирования.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методологических подходов и практических рекомендаций по формированию российского налогообложения, методов и способов регулирования налога на добавленную стоимость, влияющих на его планируемые показатели, своевременность и полноту поступления платежей в бюджет. Приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

— сформулированы теоретические основы и подходы к оценке механизмов формирования, исчисления и изъятия в бюджет НДС, согласно которым требования к параметрам и функциям налога определяются, исходя из динамики достигнутых показателей добавленной стоимости, обоснованности бюджетных потребностей по критерию целесообразности и эффективности, принятой и функционирующей модели налогообложения и значений предоставляемых налоговых преференций ;

— обоснована потребность учета и возможность заимствования практического опыта применения и развития концептуальных элементов моделей налоговых систем экономически развитых стран, а также положительно решаемых в России задач по НДС, на основе разностороннего согласования стоимостной результативности производства товаров и услуг с возрастающими бюджетными потребностями, определяющими приоритетность исполнения фискальных функций налога, соизмеримого с налоговой базой, налоговым потенциалом и его стимулирующим воздействием на вновь созданную стоимость;

— аргументировано на основе проведенного анализа и оценки динамики НДС, что реальностью являются задачи минимизации ставки налога, возможных вариантов ее дифференциации, применения дополнительных льгот , которые должны учитывать преобладание выраженного фискального подхода к решению указанных вопросов, что несет в себе отрицательные последствия в совершенствовании практики НДС, в том числе, способствующие значительному (по масштабам самого налога) образованию задолженностей (недоимки).

— выявлены недостатки функционирования механизма НДС, наличие которых не способствует эффективности используемых методов налогового контроля и администрирования, что позволяет сделать вывод о существующей необходимости эффективного взаимодействия налогового объекта, налоговой базы, ставки налога и его собираемости , а также обостренности в реальной налоговой практике противоречий интересов налогоплательщиков, урегулированности вопросов дифференциации ставки о налога, требующих системных принятий законодательных решений; доказано, что урегулирование возмещения (возврата) НДС целесообразно, с одной стороны, с позиций дифференцированного подхода к реализации товаров (работ, услуг) по разным ставкам , а, с другой, изменения практики вычета и уплаты налога с усилением обоснованности условий предоставления налогового вычета и ужесточения контроля за налоговыми операциями, оформлениями и учетом налоговых документов, что позволит реализовать интерес государства через ужесточение норм и правил налоговых возмещений и соответственно изменений законодательства, в рамках которого будут предусматриваться коррупционные слагаемые проблемы.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Теоретические положения диссертации, ее выводы и рекомендации могут найти применение в разработке законодательства методических материалов, применяющихся в регулировании налоговых отношений, а также в практическом решении задач улучшения формирования плановых показателей НДС, его своевременной и полной собираемости. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин « Налоги и налогообложение», « Налоговое администрирование », « Бюджетная система РФ», « Доходы бюджета », « Организация исполнения бюджета ».

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались автором на научно-практических конференциях в Северо-Осетинском государственном университете имени К.Л.Хетагурова (2008-2011гг.), на Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития» (Кисловодск, КИЭП, 2009).

Публикации и структура диссертации. По теме диссертации опубликовано 7 научных работ общим объемом 2,9 п.л. (авторских 2,75 п.л.), в том числе 3 статьи общим объемом 1,3 п.л. в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ. Диссертация состоит из введения, трех глав, 9 параграфов, заключения, библиографического списка литературы.

Заключение диссертации по теме «Финансы, денежное обращение и кредит», Хаджианиди, Федор Георгиевич

Результаты исследования подтверждают и актуализируют проблематику взаимодействия налогового объекта и налоговой базы, ставки налога и его собираемости, обостренности противоречий интересов налогоплательщиков и урегулированности вопросов его дифференциации. Вероятность событийного развития решений в регулировании проблематики видится в согласованности уровня налогообложения НДС и его дифференциации. В данном же направлении целесообразнее решать проблематику налоговых льгот и других преференций на перспективу.

Сверхактуальным являются вопросы налоговых возмещений и возвратов . В этом качестве нет другого налога , который бы имел столь разнообразную палитру проблем. В целях урегулирование проблемы возмещения НДС целесообразно, с одной стороны, осуществлять дифференцированный подход к реализации товаров (работ, услуг) по разным ставкам , а, с другой, изменить технологию предоставления вычета и уплаты налога. В частности необходимо использовать меры, как по либерализации предоставления налогового вычета, так и по его ужесточению , созданию оптимального режима при предоставлении налогового вычета, когда право на налоговый вычет возникает в том налоговом периоде, когда одновременно выполнены три условия:

• товары приобретены для облагаемых налогом операций;

• товары поставлены на учет;

• имеется правильно оформленный счет-фактура.

Наблюдающаяся в течение ближайшего периода времени тенденция роста показателей возмещения и возврата НДС сказывается отрицательно на характеристиках общей его значимости и роли. Государственный интерес, естественно, состоит в ужесточении норм и правил налога, но в пределах изменений в законодательстве. Не законодательное регулирование применения НДС может иметь множество субъективных последствий и коррупционных слагаемых. Этого надо избегать, не допускать, но через законодательство, прежде всего. Недопустимо, чтобы темпы роста налоговых возмещений деформировали исполнение его плановых показателей и, тем более, превышали темпы роста его уплаты . Здесь возрастает значение не только собственно налогового планирования , но и бюджетного. Крайне важным в этой проблематике, как показывают результаты исследования, является организация и эффективная работа налоговых органов.

Эффективно функционирующая система возмещения НДС, основанная на классической, зачетной схеме его исчисления и уплаты, создает значительные искажения для некоторых групп налогоплательщиков, которые влекут за собой существенные издержки . Однако, также следует указать на то обстоятельство, что возмещение значительных сумм налога из бюджета создает большое количество возможностей для злоупотреблений, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны органов налогового администрирования .

Результаты проведенного исследования подтверждают актуальность проблематики и целесообразность совершенствования методов налогового администрирования. Ряд направлений этой проблематики фокусируются в вопросах законодательства, а другие в организации и методах его осуществления. Общий вывод здесь такой: налоговое администрирование НДС объективно необходимо и не только с позиций улучшения показателей собираемости налога. Наиважнейшее значение имеет реализация эффективного в экономическом значении механизма исчисления и уплаты налога.

Эффективная модель формирования и использования НДС является частью другой, более общей модели налоговой системы. В этом качестве НДС оказывается наиболее «чувствительным налогом » налоговой системы. На НДС замыкается проблематика роста объемов производства товарной продукции и услуг, стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечение роста доходов налогоплательщиков. НДС выполняет важнейшую функцию распределения доходов, способствует развитию предпринимательской деятельности. Как показывают результаты проведенного исследования, НДС играет существенную роль в ценообразовании и решении вопросов ценообразования в осуществлении эффективной денежно-кредитной политики. Особо следует выделить вопросы стимулирования экономического роста и развития.

Налог на добавленную стоимость является одним из налогов налоговой системы и в не этой системы не может применяться, иметь какое-либо существенное значение. Он требует к себе пристального внимания специалистов, государственных органов, разрабатывающих законодательные акты. Кардинальное улучшение налоговой практики в части НДС, безусловно, может иметь место и способствовать эффективному решению множества экономических проблем. Проведенное исследование этой проблематики позволяет дополнительно сделать ряд существенных выводов.

Во-первых, добавленная стоимость, являющаяся базовой основой НДС, требует к себе большего теоретико-методологического внимания в российской налоговой практике. Налогом на добавленную стоимость, соответственно, должна облагаться та стоимость, которая впервые создана товаропроизводителем . Вновь созданная стоимость аккумулирует в себе совокупность экономических интересов товаропроизводителя — и в этой связи любой отход от точного учета добавленной стоимости (вновь созданной стоимости) в системе налогообложения НДС привносит дополнительные сложности.

Во-вторых, существенно, когда расчетная методика НДС позволяет под обеспечительные меры, предусматривающие пополнение (формирование) бюджетных доходов увеличивать налоговую нагрузку. В такой подгонке, однако, есть двоякая опасность. С одной стороны, появляется соблазн фискальных действий в противовес экономическому смыслу, а, с другой стороны, отказ от прямого метода исчисления налога в угоду усложненным методам его переложения на цены реализации товаров. И то, и другое неминуемо искажают суть НДС и провоцируют отход от конкретных проблем изучения и учета базы налога ( налогооблагаемая база НДС).

В-третьих, возникает множество вопросов касательно законодательного поля НДС, определения границ его установления и использования по критерию экономической эффективности. Неучет или недостаточный учет этой проблематики не может приводить к тому, что эффективность налога становится малоучитываемой категорией. НДС -доход, который изымается (собирается) в бюджет и в этом его качестве суммарные величины, казалось бы, достаточны для оценки эффективности. Но если иметь ввиду проблематику базы налога и стимулирование роста и развития, тогда критерий эффективности смотрится по другому. Во многом фискальные функции НДС ограничиваются его стимулирующими.

Проведенное нами исследование теоретических вопросов косвенного налогообложения и практики становления и развития налога на добавленную стоимость показало, что по своему экономическому содержанию НДС является фискально-стимулирующим налогом, но практически взимаемом на всех стадиях движения продукции до конечного потребителя . В этом качестве НДС по существу является изъятием из добавленной стоимости, но по форме нет.

Выявленные в ходе исследования факторы, условия, тенденции и закономерности формирования и использования НДС позволяют делать вывод о том, что этот налог развивающийся и предполагает дальнейшие свои изменения. В таком качестве налог имеет перспективу и доказательную базу в пользу отсутствия необходимости его замены на другой налог (например, налог с продаж ). НДС в обозримый период, в силу своих положительных свойств сохранит одну из ведущих ролей в налогово-бюджетной практике, являясь стабильно собираемым и постоянным источником бюджета. Разумеется, характер изменения бюджетного процесса, организация использования бюджета, эффективность функционирования бюджетной системы страны, будет накладывать свой отпечаток на оценку места, роли и функции НДС.

Крайне актуальными остаются для дальнейших научных исследований задачи формирования и совершенствования механизма его исчисления и взимания . Эти изменения происходили, как полагало проведенное исследование, под влиянием достигнутого уровня экономического развития и доходности (динамика показателей добавленной стоимости, т.е. ВВП , если иметь ввиду метод прямого счета). Такая же практика и на перспективу будет первичной к учету, хотя потребует переоценивания и динамики показателей бюджетов , ценовых пропорций, показателей инфляции и т.д.

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Хаджианиди, Федор Георгиевич, 2011 год

1. Налоговый кодекс РФ. По состоянию на 10 февраля 2008 года. М.: ГроссМедиа ,2008.

2. Налоговый кодекс РФ, п.1, ст.8.М.

3. Бюджетный Кодекс РФ. М.: Проспект, КноРус , 2010.

4. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года.

5. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Принят Государственной Думой Федерального Собрания 21 октября 1994 года;

6. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 26 января 1996 года. №14-ФЗ. Принят Государственной Думой Федерального Собрания 22 декабря 1995 года;

7. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. 31 июля 1998 № 146-ФЗ Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 16.07.1998

8. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. 05 августа 2000 года № 117-ФЗ Принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 19.07.2000.

9. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2009 года.

10. Отчет о начислении и поступлении налогов , сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2008 года. УФНС России по Республике Северная Осетия Алания.

11. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 01.01.2010 года. УФНС России по Республике Северная Осетия Алания.

12. Материалы УФНС России по Республике Северная Осетия Алания.

13. Абрамов М.Д. Модернизация НДС это актуально // ООО Научно

14. Производственная фирма « Политехника » III www.poli.ru.

15. Н.Абрамов М.Д. Реформирование НДС в свете задач по удвоению ВВП // Налоговая политика и практика, 2009, №2.

16. Астахов С. Налоги прирастут « клубами ». // Российская Бизнес-газета, №597, 2010.

17. Астахов С.И. Налог доброй воли// Российская Бизнес-газета, 2009, 574.

18. Александров И. М. Налоги налогообложение. М.: Дашков и К, 2008 -318с.

19. Балтина A.M., Волохина В.А., Попова Н.В. Финансовые системы зарубежных стран. М.: Финансы и статистика, 2007 304с.

20. Бард B.C., Павлова Л.П. Налоги в условиях экономической интеграции . М.: Кнорус, 2004 287с.

21. Башкирова H.H. Администрирование налога на добавленную стоимость: проблемы и пути решения: монография / Н. Н. Башкирова и др .; Финансовая акад. При Правительстве Российской Федерации. М.: Дашков и Ко, 2007.

22. Бэгокирова Н. Н. Проблемы и перспективы совершенствования механизма администрирования зачёта входного НДС по внутренним операциям и при поставках на экспорт. // Налоги и налогообложение , 2008 №2.

23. Беликова Т.Н. Все об НДС. СПб.: Питер, — 2008 — 144с.

24. Бсбоев М, Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист -2002-№ 7.С.28-33.

25. Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе // Вопросы экономики. 2002, №7. с.54-69.

26. Бюплетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №23, 14.09.1998, Российская газета» («Ведомственное лр-иложечие»), №208, 31.10.1998

27. Васияьев Ю.А. НДС при экспорте товаров // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения 2005, №3.

28. Горский И. Налоги в экономической стратегии государства //Финансы. 2001. -№8. с. 36-39.

29. Гаганов А.Ю. Налог на добавленную стоимость: проблемы правового регулирования / А.Ю. Гаганов // Налоги и налогообложение. 2008. № 3.

30. Галевский С.Г. НДС: снижать или нет? //Дайджест финансы 2007, № 3

31. Горбунов И. « Эффект скунса » // Финансовые известия, 2002, 16 июля.

32. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория (учебное пособие) // М.: КНОРУС, 2006, с.233-236.

33. Дворкович A.B. О целях, направлениях налоговой реформы и ее влиянии на экономику // Налоговая политика и практика. 2003 -№6.

34. Данилкин И. Невозвращенец // Северокавказский Бизнес журнал, 2008, №16.

35. Дворцова Е. НДС на скамье подсудимых//Российская Бизнес-газета,2009. №604.

36. Едронов A.B. Практика планирования налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит , 2009, №48 (384).38.3аикина O.A. « Прямой счет »20.02.2008.www.expert.ru/printissuse/expert/2007/43/prvamovschet/.

37. Зуйков И.С. Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость// приложение к журналу Налоговый вестник, 2008 год.40.3убенкова В.А. Налог на добавленную стоимость и его экономическая роль: Анализ западноевропейского опыта. Диссертация. Москва. 1999.

38. Ильин A.B. Налог на добавленную стоимость, механизм определения и перспективы развития. Диссертация. Новосибирск, 2002.

39. Интернет-портал Правительства Российской Федерации. // www.goverment.ru.

40. Источник: Финансы России. Статистический сборник.// Госкомстат России. М.: 2002, с.58, 62-63; Финансы России: Статистический сборник. // Госкомстат России. М.: 2008, с. 72-73, 77.

41. Караваева И.В. Отечественная налоговая политика в условиях бюджетного дефицита.// Финансы, № 1, 2010, с.23.

42. Кащин В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы, №9, с.40.

43. Крейчман Ф.С. эффективное управление предприятием на основе демократизации собственности // М.: Финансы и статистика», 2004, с.

44. Крутякова Т.Л. НДС 2008 Практика исчисления . М.: ЮНИТИ, 2008 -471с.

45. Колодина Е. Покушение на НДС// Российская Бизнес-газета, 2008, №577.

46. Кочетков А.И. Налогообложение предпринимательской деятельности: Учеб.-практ. Пособие // А.И. Кочетков. М: АО «ДИС», 1995. 240 с.

47. Круглова Н.В. Как изменится порядок возмещения сумм НДС экспортерам в 2007 году//Российский налоговый курьер, 2009, №1-2.

48. Кудряшова Е.В. Понятие « косвенные налоги » в нормативных документах и практике//Налоговый вестник 2009, №3.

49. Кокрейн И. Российская налоговая реформа. Неужели это свершилось? //Бизнес-Академия. -2001 -№1. С. 20-23.

50. Колодина И. Виражи налоговой реструктуризации . // Российская бизнес -газета.—2002, 27 августа с. 2.

51. Колодина ИА Налоги потекли ручейками // Российская бизнес-газета, №600 от 17.042007г.

52. Курочкин В.В., Басиев М.К. Налоговое администрирование как инструмент антикризисного управления //Финансы, 2010, № 1, с.28.56. Там же, с.29.

53. Кучуков Р. Модернизация: экономические проблемы и задачи // Экономист , 2010, №1, с.20.

54. Кэмпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс (принципы, проблемы и политика). М.: Изд-во « Республика », 1992, с.68-69.

55. Лебедев В. // « Известия » №128 (26445) от 22.08.2009// http://www.rkc.ru/home/news/single/12526.htm

56. Лебедев И.А. Как избежать ловушек при исчислении НДС. М.: Бератор-Пресс, 2007. — 245с.

57. Лапшина Е. О внесении изменений в счета-фактуры//Налоговый вестник. 2008, №10.

58. Лапшина Е. Старая песня об НДС//Российская газета, №4294 от 14 февраля 2009 г.

59. Логинов П.Б. Обложение НДС производных финансовых инструментов//Налоговый вестник 2009, №11.

60. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. М.: «Дело», 2005 год.

61. Ляхненко Н.М. Подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте товаров автомобильным транспортом // www.klerk.ru.

62. Мамедов О.Ю. Две судьбы: стоимость и собственность . // Экономический Вестник РГУ, 2006, №4, с.5.

63. Минаев Б. А. НДС в условиях реформирования налогового законодательства // Журнал Бухгалтерский учет 2010, №8.

64. Минаев Б.А. О проблемах в определении налоговой базы объектов обложения НДС/ Б.А. Минаев // Налоговый вестник. 2007. № 4.

65. Михайлова И.Н. Как измениться налог на прибыль и НДС в ближайшие три года// Главбух 2010, №4.

66. Михайлова И. Налоги в двух сценариях//Российская газета, №7 (593) 2007.71 . Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ , 2008 -509с.

67. Миляков Н.В. Налог на добавленную стоимость учебно-практическоепособие. М.: КноРус, 2008 — 208с.

68. Миронова O.A., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование +CD. -М.: Омега-Л, 2008. 288с.

69. Налоги и налогообложение / под ред. Поляка Г.Б., Романова А.Н. М.: Юнити, 2010.

70. Налоги и налогообложение, 5-е издание / под ред. РомановскогоМ.В., Врублевской О.В. СПб.: Питер, 2010.

71. Налоги: Учебник для ВУЗов / под ред. проф. Д.Г. Черника. 3-е издание, перераб. и доп.- М.: ЮНТИ-ДАНА, 2009.

72. Налоги: Учебник для вузов/Под ред. проф. Д.Г.Черника.- 5-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.

73. НДС: отмена учёта «по оплате » и другие проблемы 2006 года. /Под редакцией Г. Ю. Касьяновой. М.: «АБАК», 2008.

74. НДС счета почти готовы // Коммерсант, 2003, 13 ноября.

75. Некоторые итоги налоговой реформы в РФ// www.taxpravo.ru -Российский налоговый портал.

76. Николов В.В., Токаев Н.Х. Налоговые нарушения в системе экономических отношений // Владикавказ, « Олимп », 2007, с.58.

77. Пансков В.Г. Администрирование НДС: решение принято, но проблемы остаются.// Финансы, 2010, №2, с.28.88.Там же.

78. Петров A.B. Налоги 2008 Все о поправках в Налоговый кодекс Российской Федерации. — М.: Бератор-Пресс, 2008. — 416с.

79. Петров М.А. Налоговая система и налогообложение в России. М. .-Феникс, 2008 403 с.

80. Петухова Н.Е. История Налогообложения в России IX-XX вв. М.: Вузовский учебник, 2008. 416с.

81. Поляк Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение. М.: ЮНИТИ, 2008 400с.

82. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. -М.: Финансы и статистика, 2008. 253с.

83. Подлесных М.М. НДС: анализ поступления и начисления , динамика вычетов //Налоговая политика и практика,2007, №12.

84. Посошкова М. Как платить НДС в 2009 году//Российская газета, №4330 от 31 марта 2009.

85. Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях // www.issa.ru/foruou/ foryou45 .html.

86. Примечание: указанные авторы цитируются по книге: Государственные финансы: теория и практика. Перевод пятого издания. Под общей редакцией Нестеренко Т.Г., Артюхина P.E., Дзгоева В.Д.// М.: Бизнес-Атлас, 2009, с.273-274.

87. Пугачев Т.В. Налоги и сборы в Российской Федерации в 2008году//Налоговый вестник 2008, № 1.

88. Ричард А. Масгрейв , Пегги Б. Масгрейв. Государственные финансы: теория и практика. Перевод пятого издания под общей ред. Нестеренко Т.Г., Артюхина P.E., Дзгоева В.Д. М.: Издат-во Бизнес-Атлас, 2009, С.463.

89. Рубченко М. Без шансов на проигрыш/АЭксперт №7 19-25 февраля 2008.

90. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич A.JI. Налоги и

91. Савченко Е.С., Павленко Н.Е. Экономика. Идеология реформ. Республика, 2003 303с.

92. Самарука В.И. Роль налога на добавленную стоимость Монголии // Известия ИГЭА , 2007, №4 (54).

93. Селезнева H.H. Налоговый менеджмент, администрирование, планирование , учет. М.: ЮНИТИ, 2007 224с.

94. Селиванова М.А. « НДС как стимул », РБК daily 17.03.2008. www.rbcdai 1 у .ru.

95. Сидорович А. Курс экономической теории // Изд-во МГУ , 2007, с.323.

96. Синельников-Мурылев С. www.main.nsf.

97. Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение +CD. СПб.: 2008 -492с.

98. Стародубцева И.В. НДС — сложные моменты. М.: НалогИнформ, 2008. 270с.

99. Смирнов А. Налогообложение: модели оптимизации.//Экономист -1998. №2. -с.70.

100. Созанова C.B., Токаева Т.И. Экономический механизм и рыночная основа совершенствования налогового контроля. // Владикавказ: Изд-во СОГУ , 2004, С.209.

101. Соколинский JI.E. Налог на добавленную стоимость и предприятие, максимизирующее прибыль // Экономике математические методы,1992, том 28, вып.4.

102. Телегина H.A. « Налоговых споров в судах становится меньше » 21.05.2008 www.klerk.ru.

103. Токаев Н.Х. «Нужен ли нам такой НДС?».

104. Токаев Н.Х. «Нужен ли нам такой НДС?».

105. Трунин И. Нужна ли отмена НДС в России? / И. Трунин // Вопросы экономики. 2008, № 9.

106. Трунин И.В. Налог на добавленную стоимость // Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. Серия «Научные труды ИЭПП » № 19Р. М.: ИЭПП, 2000. С. 415-601.

107. Трунин И.В. Налог на добавленную стоимость // Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. Серия « Научные труды ИЭПП » № 19Р. М.: ИЭПП, 2000. С. 415-601.

108. Тюпакова H.H. Совершенствование экономического механизма налогообложения в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 5.

109. Феоктистов И.А. Изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. 2008. М.: Гросс Медиа, 2008. 214с.

110. Филина Ф.Н., Толмачева И.А. Налог на добавленную стоимость ответы на все спорные вопросы. М.: Гросс Медиа, 2008 — 413с.

111. Финансово-экономический словарь. Под ред. Грязновой А.Г.

112. Федорцова Е. Вместо НДС налог с продаж // www.buhgalteria.ru.

113. Хаджианиди Ф.Г. Динамика ставки НДС и его администрирование // Управление экономическими системами: электронный научный журнал 2/2011, №26, http://uecs.mcnip.ru.

114. Хаджианиди Ф.Г. Добавленная стоимость и особенности ее налогообложения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал 11/2011, №35, http://uecs.mcnip.ru.

115. Хаджианиди Ф.Г. Сравнительный анализ практики применения налога на добавленную стоимость в России и странах экономическихпартнерах // Сборник научных трудов « Проблемы и приоритеты экономического развития » // Владикавказ. Издательство СОГУ. 2009.

116. Хаджианиди Ф.Г. Фискальное и стимулирующее составляющие налогообложения // Современные научные исследования. Кисловодск: КИЭП. 2010, №1.

117. Хаджианиди Ф.Г. Целесообразность снижения НДС в период кризиса // Материалы всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы социально-экономического развития», часть 1, Кисловодск, КИЭП. 2009.

118. Хаджианиди Ф.Г. Экономическая обоснованность и оптимизированные основы налога на добавленную стоимость // Южный федеральный Университет «TERRA ECONOMICUS», том 8, номер 3, 2010.

119. Хаджианиди Ф.Г., Токаев Н.Х. Проблемы возврата НДС при экспорте // Сборник научных трудов « Проблемы и приоритеты экономического развития ». Владикавказ: Издательство СОГУ, 2009.

120. Хвориков В. Налоговый переполох//Федеральное агентство финансовой информации, 18 мая, 2008.

121. Чипуренко Е.В. Применение вычетов по НДС // Бухгалтерский учет. 2008, №8.

122. Чамкина Н.С. Налог на добавленную стоимость. Акцизы . Комментарий к Гл. 21,22 Налогового кодекса РФ (постатейный). М.: НалогИнформ, -2007. -496с.

123. Черник Д.Г., Майбуров И.А., Литвиненко А.Н. ред. Налоги. М.: ЮНИТИ, 2008.-479с.

124. Шаталов С. О мерах налогового стимулирования приоритетных направлений экономического развития России. // Финансы, 2008, №8.с.4.

www.dissercat.com

Это интересно:

  • Банк закон 2014 Федеральный закон от 02.04.2014 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации" О […]
  • Приказ 581н от 06102014 Приказ 581н от 06102014 В соответствии с пунктом 4 статьи 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 219; 2013, № 23, ст. 2878) приказываю: Утвердить прилагаемый […]
  • Приказ о создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Приказ 19 О создании Комиссии Федерального дорожного агентства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Приказ Федерального дорожного агентства от 2 мая 2006 г. N 19 О создании Комиссии Федерального дорожного агентства по предупреждению и […]
  • Приказом минфина рф от 30 декабря 2008 г 148н Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 30 декабря 2008 г. N 148н г. Москва "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 февраля 2009 г. Регистрационный N 13309 На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации […]
  • Налог с продаж по регионам Налог с продаж в спб ¦Республика ¦ 5% ¦Закон Республики Башкортостан от¦ ¦Республика Адыгея ¦ 5% ¦Закон Республики Адыгея от¦ ¦Черкесская ¦ ¦Республики от 28.12.1999 N 713-XXII¦ СТАВКИ НАЛОГА С ПРОДАЖ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¦Республика Бурятия ¦ 5% ¦Закон Республики […]
  • Приказ от 3 октября 2008 г N 543н Приказ от 3 октября 2008 г N 543н МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗот 3 октября 2008 г. N 543н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ НОРМБЕСПЛАТНОЙ ВЫДАЧИ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ,СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБУВИ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫРАБОТНИКАМ […]
  • Приказ 33н от 24012014 приложение 3 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по […]
  • 55 закон о торговле Закон о торговле: основные изменения //Что нужно сделать до 1 января 2017 года? Изменения внесены в два нормативных акта: Несмотря на вступление указанного закона в силу 15 июля 2016 года, отдельные оговорки установлены в пунктах 2 и 3 ст. 3 Закона № 273-ФЗ: - с 1 января 2017 года […]