Совершенный вид и несовершенный вид правило

admin

Совершенный и несовершенный виды глагола

  • Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.
  • Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида, возможности функционирования глаголов в речи.
  • I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Апрель – настоящий в..долей 4 . Заиграли талой водой овра..ки. Моросит на снег 3 первый весенний 3 дождик. Шир..ко ра..лились лужи и разводья в низинах. Трогают..ся вешние воды. Идет лед.

  • Вставить пропущенные орфограммы.
  • Синтаксический разбор предложения.
  • Морфологический разбор слов.
  • – Какие слова в данном тексте несут основную смысловую нагрузку?
    (Глаголы)

    – Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:

    – На какие вопросы отвечают эти глаголы?

    (Что сделали? Что делают?)

    – Какой из глаголов обозначает законченность действия?

    (Заиграли – уже сделали, совершили действие).

    – Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?

    (Трогаются – еще только трогаются, действие не доведено до конца).

    – Надпишем над глаголами вид: совершенный вид – несовершенный вид.

    В определении вида глагола поможет такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что сделать? что сделает?) – глагол совершенного вида.

    – Укажите в данном тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.

    IV. Работа с таблицей. (Слайд 5)

    – На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида, а на какие – совершенного вида?

    – В форме каких времен могут стоять глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?

    V. Чтение параграфа 112.

    VI. Минутка отдыха. (Звучит мелодия). (Слайды 6–8)

    – Прослушать текст, озаглавить.

    У каждого времени года своя музыка.

    Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.

    Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

    VII. Закрепление материала.

    (Карточки с текстом перед каждым учеником).

    Определить вид глаголов.

    Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав ещё блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить её рукой.

    VIII. Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов. (Слайд 9)

  • Я дочитал книгу и шел спать.
  • Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.
  • Я долго переписал сочинение.
  • Ребенок горько плакал и никак не успокоился.
  • Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.
  • IX. Домашнее задание. П. 112, упр. 647, слова на стр. 240–256 выучить. (Слайд 10)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные кор­ни.

    Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида. Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

    Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

    Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

    Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

    Глаголы совершенного вида

    Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они назы­ва­ют

  • обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.
  • что сде­лать? родить, бро­сить, купить;
  • что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упро­стить.
  • Глаголы несовершенного вида

  • дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел;
  • неза­кон­чен­ность дей­ствия.
    • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
    • что делать? нести, полз­ти.
    • Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

      (что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

      Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

    • брос и ть — брос а ть;
    • конч и ть — конч а ть;
    • встрет и ть — встреч а ть;
    • обид е ть — обиж а ть;
    • сосре­до­точ и ть — сосре­до­точ ива ть;
    • упол­но­моч и ть — упол­но­моч ива ть;
    • достиг ну ть — достиг а ть;
    • гото­вить — при гото­вить;
    • гнать — вы гнать;
    • моро­зить — под моро­зить.
    • Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

    • отрезать — отрезать.
    • ст е реть — ст и рать:
    • изл о жить — изл а гать;
    • уто м ить — уто мл ять;
    • упро с ить — упра ш ивать.
  • что делать? ловить — что сде­лать? пой­мать (невер­но: спой­мать);
  • поло­жить — класть;
  • вкла­ды­вать — вло­жить;
  • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
  • брать — взять;
  • искать — най­ти.
  • Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

    Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

    russkiiyazyk.ru

    Совершенный и несовершенный вид глагола. Что такое Совершенный и несовершенный вид глагола?

    Вид — глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

    Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится) , достигнув результата (выучить, нарисовать) , действие, которое началось (или начнётся) , причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть) , однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть — глаголы с суффиксом -ну) .
    Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания

    на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать) .

    Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары. Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать — прочитать, писать — написать, строить — построить.

    Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

    1) -ива-, -ыва-: рассмотреть — рассматривать, расспросить — расспрашивать, расписаться — расписываться;

    2) -ва: открыть — открывать, дать — давать, обуть — обувать;

    3) -а-(-я) : спасти — спасать, подрасти — подрастать.

    Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

    1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по- и др, : лечить — вылечить, печь — испечь, делать — сделать, писать — написать, читать — прочитать, строить — построить, учить — выучить и т. д. (Но чаще с помощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: читать — перечитать, отчитать, зачитать и т. д.) ;

    2) с помощью суффикса -ну-: привыкать — привыкнуть, кивать — кивнуть, прыгать — прыгнуть.

    Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать — рассыпать, нарезать — нарезать.

    Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить — сказать, искать — найти, класть — положить, брать — взять.

    Некоторые глаголы являются одновидовыми. Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричаться и др.) , или только несовершенного вида <преобладать, присутствовать, сидеть, находиться) .

    Существуют и двувидовые глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова (тъ) , -ирова (ть) : воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфировать и т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают? ) (А. Пушкин) ; Не прикажете ли, я велю (что сделаю? ) подать коврик? (Н. Гоголь) .

    Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего — форм времени) : у глаголов несовершенного вида в изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.

    Совершенный вид глагола.
    Вопрос начинается с приставки С (написал — Что сделал)

    Несовершенный вид глагола.
    Вопрос без приставки С (пишет — Что делает)

    Я учусь в школе в 7_ом классе. 2010 год

    Прошедшее время: что сделали? что сделала? что сделал? что сделало?
    подбежали, увидела, нашел, взошло.

    Обратите внимание на то, что у глаголов совершенного вида есть только две формы времени: прошедшее и будущее простое. Настоящее время отсутствует.

    Настоящее время: что делают? что делаем? что делает? и т. д.
    загорают, строим, подтягивается, покупаю.

    У глаголов несовершенного вида есть все три формы времени: прошедшее, настоящее и будущее сложное.

    Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, его результат, конец действия или его начало. В неопределенной форме они отвечают на вопрос что сделать?.
    Например: добежать, купить, зазвенеть, построить, запеть.

    Будущее простое время: что сделают? что сделаю? что сделает? и т. д.
    выйдут, куплю, доплывет, посчитаем.

    Глаголы несовершенного вида обозначают длительные или повторяющиеся действия, без указания на их завершенность.
    В неопределенной форме они отвечают на вопрос что делать?.
    Например: петь, кипеть, бежать, мечтать, перечитывать, подпрыгивать.

    Прошедшее время: что делали? что делал? что делала? что делало?
    бежали, прыгал, искала, заходило.

    Будущее сложное время: что будут делать? что буду делать? и т. д.
    будут прыгать, буду смеяться, будем слушать, будет танцевать.

    otvet.mail.ru

    Совершенный и несовершенный вид правило

    ПОНЯТИЕ О ВИДАХ ГЛАГОЛА

    Может быть, вы уже заметили, что в русском языке при описании действия используются очень похожие, но все же неодинаковые глаголы. Эти глаголы обозначают одно действие, имеют одно лексическое значение – но они разные. Например:

    Я писал письмо. Я написал письмо.
    Вы начинали смотреть фильм? Вы начали смотреть фильм?
    Друзья пили пиво. Друзья выпили пиво.

    Какое отличие между ними? Это глаголы разных видов. Обычно глагол с одним лексическим значением в русском языке имеет две формы – несовершенного или совершенного вида (хотя в русском языке есть и особые глаголы).

    Теперь, когда вы знаете, что в русском языке существует совершенный и несовершенный вид глагола, нужно ответить на два самых важных вопроса:

    1. Какие формальные признаки у обоих видов? Другими словами, как понять, какой глагол перед вами – совершенного или несовершенного вида?
    2. Когда, в какой ситуации вам нужно выбрать глагол одного вида, а когда – другого? Какие правила существуют в русском языке при выборе вида глагола?

    ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВЫХ ФОРМ ГЛАГОЛА

    Главной, базовой, формой считают форму несовершенного вида – её вы найдете и в словаре. Глагол несовершенного вида обозначает собственно действие. От этой формы образуется форма совершенного вида разными способами.

    1. При помощи различных приставок
    2. При помощи разных суффиксов
    3. Путем использования совершенно другого слова

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО И СОВЕРШЕННОГО ВИДОВ.

    Использование глаголов несовершенного и совершенного вида для выражения повторяющихся действий, однократного и результативного действия.

    Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.

    Обратите внимание, что когда мы хотим сказать о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, но и включаем дополнительную информацию – включаем в предложения слова (обычно наречия), которые обозначают эту повторяемость: иногда, часто, регулярно, днём и др.

    Ирина не любит готовить, она редко готовит.

    Словосочетания со словом «каждый» – каждый день, каждое утро, каждый год и др., выражающие повторяемость, должны всегда стоять в винительном падеже (4).

    Мы завтракаем каждый день утром в 8 часов.
    Родители звонят мне каждую неделю.

    Когда мы говорим о действии, которое произошло однажды или один раз, но результат которого нам важен, актуален, – мы используем глаголы совершенного вида.

    Я купила вкусный торт – вот он, давай его съедим!
    Друзья посмотрели новый фильм вчера – фильм им очень понравился.

    Марина обычно не покупает вещи в магазине, а покупает их на рынке. Но сегодня она увидела на рынке красивое пальто и шляпу и купила их.

    Игорь редко звонит мне домой так поздно, а вчера вечером он почему-то мне позвонил.

    Местоимение СВОЙ

    Вы уже знаете, что когда мы хотим сказать о том, что какой-то предмет кому-то принадлежит, то мы в русском языке используем притяжательные местоимения: мой, твой, его и т. д., например:

    Это я. Этой мой дом.

    Вот мой друг. Мы давно знаем его жену.

    Здесь учатся студенты. Я покажу тебе их аудиторию.

    Наряду с этими притяжательными местоимениями для указания принадлежности предмета лицу, которое выступает в роли субъекта в предложении, используется возвратно-притяжательное местоимение свой.

    Местоимение свой изменяется по родам, падежам и числам точно так же, как притяжательные местоимения:

    Обратите внимание! В сочетании с существительным в именительном падеже используются только притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш и т.п.), местоимение свой – никогда:

    Это я, это мой друг. – друг – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)

    Вчера к нам пришли в гости наши друзья. – друзья – это субъект, выраженный существительным в именительном падеже (1)

    Возвратно-притяжательное местоимение свой используется, только если в предложении субъект действия и обладатель предмета совпадают.

    Обратите внимание на разницу в значении предложений с притяжательными местоимениями и с возвратно-притяжательным местоимением свой:

    Совершенный и несовершенный вид глагола

    Содержание

    1. Что такое вид глаголов в русском языке?
    2. Виды глаголов в русском языке
    3. Как определить вид глагола?
    4. Тест
    5. Что такое вид глаголов в русском языке?

      Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное (сделал, прожил) или незавершенное и повторяемое (живет, делает). Вид является постоянным грамматическим признаком глаголов, присущ спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям.

      Виды глаголов в русском языке

      В русском языке существует два вида глаголов – несовершенный и совершенный вид глаголов.

    6. Глаголы совершенного вида (СВ) обозначают завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс (вышел, построил, влюбился, продумал).
    7. Глаголы несовершенного вида (НСВ) обозначают незавершенное, не доведенное до результата, продолжающееся действие, состояние или процесс (бежать, играть, чувствовать, размышлять).

      Как определить вид глагола?

      Самый простой способ определить вида глагола – это поставить к инфинитиву глагола два вопроса:

    8. Что делать?(обедать, читать, верить, штопать) – несовершенный вид глагола;
    9. Что сделать?(позавтракать, написать, переехать, убедить) – совершенный вид глагола.

      Кроме того, глаголы совершенного и несовершенного вида различаются по количеству спрягаемых личных форм и грамматической сочетаемости:

    10. Глаголы НСВ имеют все личные формы прошедшего, настоящего и будущего времени (работал, работаю, буду работать), тогда у как глаголов СВ нет форм настоящего времени (прочел, прочту).
    11. У глаголов СВ форма будущего времени простая (позвоню, спрошу), у глаголов НСВ составная (буду читать, будем строить).
    12. Глаголы СВ не сочетаются с глаголами продолжать, начинать и аналогичными, тогда как глаголы НСВ сочетаются (начинает работать, продолжает опрашивать).

      Категория вида глагола

      Вид — это грамматическая категория глагола, представляющая процесс как ограниченный его внутренним пределом либо как не охарактеризованный по своей длительности или повторяемости и выражающая это значение в противопоставлении форм совершенного и несовершенного вида. Так, в предложении Я звал тебя, но ты не оглянулась, / Я слезы лил, но ты не снизошла (А. Блок) формы глаголов звал и лил обозначают протекание действия во времени, но не указывают, доведены ли эти действия до конца; напротив, формы глаголов оглянувшсь и снизошла обозначают завершенное действие, достигшее своего предела.

      Значение «внутренний предел процесса» является, конечно, абстрактным, но оно конкретизируется лексическим значением глагола, а также зависит от других относящихся к глаголу словоформ. Сам процесс, достигший «внутреннего предела», может быть как мгновенным (Девушка вздрогнула), так и длительным, обозначающим не только завершение всего процесса, но и отдельных его этапов: Он построил дом (действие завершено полностью); Он просидел целый день (действие доведено до предела в течение определенного времени); Мальчик заговорил (доведен до предела начальный этап действия); Отшумели весенние грозы (доведен до предела конечный этап). Глаголы, выражающие значение достижения процессом своего предела, называются глаголами совершенного вида (взять, прибежать, сказать, выздороветь, построить): Я решил свою задачу, Он догнал товарищей. Чаше всего глаголы совершенного вида обозначают;

    13. 1) действие или состояние как конкретный единичный факт: Несчастью верная сестра, / Надежда в мрачном подземелье / Разбудит бодрость и веселье (А. Пушкин);
    14. 2) действие или состояние как ограниченный пределом целостный факт: На следующий день на пса надели широкий блестящий ошейник (М. Булгаков).

      Глаголы, не выражающие значения ограниченности процесса или его целостности, обозначающие процесс в его течении или повторяемости, называются глаголами несовершенного вида (брать, читать, писать, болеть, прощать): Я долго решал задачу; Она писала подругам; В своей компании они становились совсем другими; Каждую неделю он звонил, требовал, предупреждал. Обычно глаголы несовершенного вида обозначают:

    15. 1) конкретный процесс, не ограниченный пределом и представленный в течение его осуществления: Сияет солнце, воды блещут, /На всем улыбка, жизнь во всем. / Деревья радостно трепещут. / Купаясь в небе голубом (Ф. Тютчев);
    16. 2) процесс, повторяющийся неограниченное количество раз: Любил я часто, чаще ненавидел (М. Лермонтов);
    17. 3) процесс, происходящий постоянно и без перерывов: Океаны окружают сушу; Угол падения равняется углу отражения;
    18. 4) процесс, представленный в виде обобщенного факта: Все находили, что у молодых очень уютный уголок (А. Чехов).

      Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются своими парадигмами. Глаголы совершенного вида в изъявительном наклонении имеют формы прошедшего и будущего времени (сказал, скажу), от глаголов несовершенного вида образуются формы прошедшего, настоящего и будущего сложного времени (брал, беру, буду брать). От глаголов несовершенного вида могут быть образованы причастия действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени (читающий, читавший, читаемый, читанный), а от глаголов совершенного вида — действительные и страдательные причастия прошедшего времени (прочитавший, прочитанный).

      Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются возможностью или невозможностью сочетаться с теми или иными словами. Например, глаголы совершенного вида не могут сочетаться с наречиями и словосочетаниями, выражающими значение неограниченной длительности или повторяемости, нецелесообразности или нежелательности, а также с глаголами, обозначающими начало, конец или продолжение процесса (долго, без конца, часто, постоянно, ежедневно, каждый день, бесполезно, напрасно, не стоит, не нравится, начинать, продолжать, прекратить). Напротив, глаголы несовершенного вида легко сочетаются с такими словами и словосочетаниями (долго звонить, ежедневно писать, плавать по утрам, не нравится сидеть, все время говорить, продолжать писать).

      Особого замечания требуют двувидовые глаголы — глаголы, которые в зависимости от контекста или формы могут выражать значения как совершенного, так и несовершенного вида (велеть, использовать, исследовать, казнить, молвить, женить, ранить, наследовать, обещать, капитулировать, командировать, ликвидировать, организовать, парировать, регулировать, содействовать, телефонизировать, электрифицировать). Видовое значение такого глагола может быть определено

    19. 1) по контексту: У соседей свадьба, они женят сына (несов. вид). — Без меня меня женили (сов. вид);
    20. 2) по сочетаемости с глаголами, обозначающими начало, конец или продолжение процесса, с наречиями со значением длительности или повторяемости, а также с другими словами, имеющими значение нецелесообразности или отрицательного отношения к процессу, когда реализуется значение несовершенного вида: начну исследовать, продолжу использовать, ежедневно содействовать, не к лицу обещать, не стоит женить, не нравится регулировать;
    21. 3) по форме: в формах будущего сложного, причастиях настоящего времени, деепричастиях с суффиксом () такие глаголы употребляются как глаголы несовершенного вида: буду использовать, обещающий, обследуемый, регулируя; в формах страдательных причастий прошедшего времени (использованный, обследованный) и деепричастий с суффиксами , -вши, -ши (ликвидировав, женившись, потрясши) — как глаголы совершенного вида.
    22. Все глаголы русского языка имеют значение вида. При этом многие из них могут быть противопоставлены друг другу только по виду, т.е. образуют видовую пару. Таким образом, видовая пара представляет собой противопоставление однокоренных глаголов, тождественных по своему лексическому значению и отличающихся друг от друга только видовым значением: переписатьпереписывать, делатьсделать, датьдавать.

      Выделяют четыре типа видовых пар:

    23. 1) видовая пара, образуемая от глаголов несовершенного вида с помощью приставок вз-, воз-, вы-, за-, из-, на-, о-, об-, от-, пере-, по-, под-, при-, про-, раз-, с-,у-. Например: пахать (несов.) —вспахать (сов.), мужать (несов.) —возмужать (сов.), лечить (несов.) — вылечить (сов.), солить (несов.) — засолить (сов.), печь (несов.) — испечь (сов.), писать (несов.) — написать (сов.), бесчестить (несов.) — обесчестить (сов.), менять (несов.) — обменять (сов.), строить (несов.) — построить (сов.), считать (несов.) — подсчитать (сов.), готовить (несов.) — приготовить (сов.), будить (несов.) —разбудить (сов.), молчать (несов.) — смолчать (сов.), трамбовать (несов.) — утрамбовать (сов.);
    24. 2) видовая пара, образуемая от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ыва, -ива, -ва, -а: переписать (сов.) — переписывать (несов.),рассмотреть (сов.) — рассматривать (несов.), дать (сов.) — давать (несов.), решить (сов.) — решать (несов.); при этом возможны чередование гласных в корне и смена ударения: оскорбить (сов.) — оскорблять (несов.), оспорить (сов.) — оспаривать (несов.), отрезать (сов.) — отрезать (несов.);
    25. 3) видовая пара, образуемая от глаголов несовершенного вида посредством приставок и суффиксов: падать (несов.) — упасть (сов.), сажать (несов.) — посадить (сов.);
    26. 4) видовая пара, образуемая разнокоренными глаголами с тождественным лексическим значением: говорить (несов.) — сказать (сов.), брать (несов.) — взять (сов.), класть (несов.) — положить (сов.).

      Но не все глаголы русского языка могут образовывать видовую пару, хотя русское языковое сознание требует «парности», отчего появляются (пусть и считаются нелитературными) оженить, поженить, поучаствовать, поприветствовать, использовать, образовывать и т.п. Способностью входить в видовую пару обладают только те глаголы, которые обозначают процесс, достигший определенного предела (у глаголов совершенного вида: перекрестить, сделать, покрасить) или направленный к достижению предела (у глаголов несовершенного вида: крестить, делать, красить). Иногда один и тот же глагол может входить в разные видовые пары. Например, глагол купать входит в видовые пары купатьвыкупать и купатьискупать, глагол засеять — в видовые пары засеятьзасеивать и засеятьзасевать. При этом синонимичными в значении совершенного вида являются приставочные глаголы выкупать и искупать, а в значении несовершенного вида — глаголы засеивать и засевать, различающиеся своими суффиксами.

      Видовую пару не образуют глаголы, обозначающие процесс, который не достигает предела или не направлен на его достижение (лежать, жить, грустить, спать). При присоединении приставок к таким глаголам совершенный вид выражает только начало, ограниченное какими-либо временными пределами, или окончание процесса: загрустить, полежать, отжить. Таким образом, если однокоренные глаголы различаются не только видовым, но и словоообразовательным значением, то видовой пары не образуется. Например, глагол заговорить отличается от глагола говорить не только значением совершенного вида, но и значением начала действия; глагол мигнуть отличается от глагола мигать не только значением совершенного вида, но и значением однократности действия.

      Существуют глаголы, не имеющие соотносительного парного глагола другого вида; например, глаголы совершенного вида воспрянуть, очутиться, хлынуть не имеют однокоренных глаголов несовершенного вида, а глаголы несовершенного вида находиться, нуждаться, обождать, опасаться, противоречить, чуждаться — однокоренных глаголов совершенного вида.

      Некоторые многозначные глаголы видовую пару могут образовывать лишь в некоторых своих значениях. Например, глагол леденеть образует видовую пару с глаголом оледенеть в значении «коченеть, стынуть от холода», но не в значении «превращаться в лед», глагол бить в значении «ударяя, причинять боль кому-нибудь, избивать» образует видовую пару с глаголом побить, глагол сулить образует видовую пару с глаголом посулить в значении «обещать», но не имеет видовой пары в значении «предвещать, предсказывать», глагол киснуть образует видовую пару с глаголом прокиснуть в значении «делаться кислым от брожения» (молоко киснет, прокиснет), но не в переносном значении «быть вялым, унылым; недомогать».

      Примеры глаголов совершенного и несовершенного вида

      Что такое вид глагола?

    27. дей­ствие, огра­ни­чен­ное пре­де­лом в какой-либо момент его осу­ществ­ле­ния;
    28. обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.

      Например:

    29. что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упро­стить.

      Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

    30. что делать? нести, полз­ти.

      Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

    31. при­уроч и ть — при­уроч ива ть;
    32. брать — со брать;
    33. звать — на звать;
    34. рабо­тать — пере рабо­тать;
    35. моро­зить — под моро­зить.

    36. разрезать — раз­резать;
    37. засыпать — засыпать;
    38. отрезать — отрезать.

      При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

    39. оп о здать — опазды­вать;
    40. взд о хнуть — взд ы хать;
    41. защи т ить — защи щ ать;
    42. упро с ить — упра ш ивать.

      Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

    43. искать — най­ти.

      Вид глагола в русском языке: понять и полюбить

      Зачем нам вид глагола?

      Все мы знаем, какое изобилие глагольных времен в английском языке. Или во французском. Или в испанском. В этом есть своя безусловная прелесть – но таятся и определенные трудности. Как же все это запомнить – прошедшее простое, прошедшее продолженное, прошедшее, связанное с настоящим, прошедшее совершенное и несовершенное, предпрошедшее… А если речь о романских языках – то к сказанному надо добавить еще и ряд форм Modo Subjuntivo/Subjonctif, выражающих все то же, но с добавлением оттенка субъективности…

      В этом отношении русский язык – здесь должна прозвучать барабанная дробь – значительно, ну просто несравнимо проще! У нас есть всего три времени: прошедшее, настоящее, будущее. Однако прервем ликование и задумаемся: разве мы могли бы полноценно выражать свои мысли, если бы все этим ограничивалось? Да ведь нам тогда совсем не интересно было бы разговаривать!

      И вот чтобы мысль наша оформлялась точно, красиво, интересно, разнообразно – русский язык располагает прекрасным средством: в нем есть вид глагола! И в этом смысле вид глагола – наш лучший друг, а вовсе не кровный враг. Вопреки распространенной точке зрения, вид глагола создан не для того, чтобы безнадежно усложнить нашу жизнь, а для того, чтобы ее облегчить и украсить.

      Что такое вид глагола и как его выучить?

      Забудьте о том, что вид глагола – сложная грамматическая тема. В своей жизни я учила русскому языку несколько сотен студентов. Из самых разных стран, со всех, кажется, континентов. И потому знаю, что основную массу проблем с видом глагола вполне можно снять, если с самого начала четко объяснить и закрепить значение и употребление видов. При этом важно следовать двум условиям.

      Условие первое:

      Сначала нужно освоить и хорошенько закрепить основы этой грамматической темы, и только потом обращаться к более сложным частным случаям.

      Условие второе:

      Глагольные пары (в последовательности «несовершенный вид-совершенный вид» – именно так они будут записаны в любом учебнике, грамматическом пособии и так далее) нужно заучивать наизусть. Даже если лень, даже если не хочется – ничего не попишешь. Глагол, особенно в обиходно-бытовой сфере – организующий центр предложения. Уделите ему уже на начальном этапе достаточно внимания – и вы никогда об этом не пожалеете. Разумеется, поначалу речь будет идти о сравнительно небольшом количестве глаголов (при этом нужно уметь активно использовать все грамматические формы, то есть как форму несовершенного, так и форму совершенного вида в настоящем, прошедшем и будущем времени), но постепенно список должен расширяться.

      В этой статье мы поговорим именно об основах темы «вид глагола».

      Все глаголы в русском языке имеют вид: либо несовершенный (НСВ), либо совершенный (СВ). То есть каждый раз, когда вы при построении фразы используете глагол, вы выбираете не только время, но и вид глагола. Без вида глагол в русском языке не существует!

      Глаголы НСВ выражают действие в процессе его протекания. Глаголы СВ обозначают действие, ограниченное пределом (часто мы определяем это как «результат»).

      Он читает книгу (НСВ): мы представляем себе человека, сидящего за столом в библиотеке или дома в уютном кресле. Перед ним – раскрытая книга, он пробегает глазами страницу за страницей, – то есть перед нашими глазами разворачивается процесс, протекание действия.

      Он прочитал книгу (СВ): чтение закончено, книга закрыта и отложена, может быть, она уже вернулась на полку или в библиотеку. Перед нами – предел, результат, конец действия.

      То есть, строя свое собственное предложение с тем или иным глаголом, вы первым делом должны будете определиться, какой вид глагола выбрать: несовершенный или совершенный. Так, английскому глаголу read соответствует видовая пара «читать (НСВ)/прочитать (СВ)». Если вы хотите что-то сказать о процессе действия, то будете образовывать соответствующую форму от инфинитива «читать» (НСВ); если о действии завершенном, имеющем результат — от «прочитать» (СВ). [Инфинитивом называют базовую форму глагола, ту форму, которую вы находите в словаре].

      Рассмотрим еще один пример с новой видовой парой: писать (НСВ)/написать (СВ).

      Она пишет письмо (НСВ) – процесс, протекание действия: строчки одна за другой появляются на листе бумаги.

      Она писала письмо два часа (НСВ) – перед нами снова процесс действия, но на этот раз он отнесен в прошлое. Из этого предложения мы узнаём, что в течение определенного времени неизвестная нам девушка сидела с листом бумаги и ручкой за столом или же перед компьютером. Мы не знаем, как закончился этот процесс. Было ли письмо закончено? Было ли оно отправлено адресату? Ответов на эти вопросы предложение не дает.

      Принципиально иная ситуация в следующем примере:

      Она написала письмо (СВ). Это предложение сообщает нам, что действию положен предел, и достигнут конкретный результат: письмо закончено, лежит на столе в конверте или уже отправлено.

      В русском языке есть небольшое количество двувидовых глаголов (то есть глаголов, которые могут употребляться как в значении НСВ, так и в значении СВ) и некоторое количество одновидовых глаголов (то есть глаголов, которые не имеют видовой пары и употребляются только в одном виде). На них мы сейчас не будем останавливаться, это было бы несколько преждевременно. Сейчас мы будем говорить о глаголах, которые образуют видовые пары – потому что именно этих глаголов в русском языке большинство, и на начальном этапе очень важно понять разницу между совершенным и несовершенным видом глагола и научиться использовать их в речи.

      Образование форм совершенного и несовершенного вида

      По способу образования глаголы, образующие видовые пары, можно разделить на три группы:

      1. префиксальные, например: читать – прочитать

      2. суффиксальные, например: рассказывать – рассказать

      3. супплетивные, например: говорить – сказать

      Остановимся на каждой из групп подробнее.

    44. То, что происходит с глаголами первой группы, называется словом «перфективация». Это означает, что совершенный вид («перфект», отсюда и название) образуется от несовершенного вида путем прибавления префикса, или приставки (про-, с-, по-, вы- и т.д.). Угадать, с помощью какого именно префикса будет образован совершенный вид, невозможно! Поэтому глагольные пары остается только заучить. Итак, запоминайте программу-минимум:
    45. читать – прочитать, писать – написать, рисовать – нарисовать, чертить – начертить, делать – сделать, фотографировать – сфотографировать, петь – спеть, танцевать – станцевать, играть – сыграть, уметь – суметь, мочь – смочь, есть – съесть (что-то конкретное; например, съесть яблоко), есть – поесть, пить – попить, пить – выпить (что-то конкретное: например, выпить стакан сока), мыть – помыть (или вымыть), звонить – позвонить, думать – подумать, стучать – постучать, дарить – подарить, целовать – поцеловать, завтракать – позавтракать, обедать – пообедать, ужинать – поужинать, знакомиться – познакомиться, менять – поменять (или обменять), смотреть – посмотреть, слушать – послушать, ставить – поставить, знать – узнать, видеть – увидеть, слышать – услышать, готовить – приготовить, ждать – подождать, платить – заплатить (или оплатить) и, наконец, учить – выучить.

      Исключение: покупать (НСВ) – купить (СВ)!

      Вторая группа ведет себя прямо противоположным образом. Здесь происходит «имперфективация», и направление обратное: к совершенному виду добавляется префикс – и таким образом появляется несовершенный вид («имперфект»). Как и в случае с первой группой, то, какой именно суффикс понадобится нам для образования видовой пары каждого конкретного глагола, нельзя ни угадать, ни вывести логически. Поэтому запоминаем программу-минимум:

      давать – дать, уставать – устать, вставать – встать, открывать – открыть, забывать – забыть, рассказывать – рассказать, показывать – показать, рассматривать – рассмотреть, спрашивать – спросить, решать – решить, изучать – изучить, получать – получить, повторять – повторить, бросать – бросить, кончать – кончить, отвечать – ответить, отправлять – отправить, поздравлять – поздравить, понимать – понять, обнимать – обнять, начинать – начать, вспоминать – вспомнить, выбирать – выбрать. Ну а если вы это уже выучили, то можно и отдыхать – отдохнуть!

      Глаголы третьей группы ведут себя совсем уж особенным образом и не подчиняются никаким правилам. Единственное, что можно сказать про них – несовершенный вид и совершенный вид этих глаголов совсем друг на друга не похожи. Поэтому эти глаголы нужно просто выучить наизусть. Не унывайте, их совсем не много:

      говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, искать – найти, ловить – поймать.

      Вид глагола в настоящем, прошедшем и будущем времени

      Уже на начальном этапе изучения русского языка очень важно понять и запомнить:

      ● глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: настоящее, прошедшее, будущее, например:

      Завтра я буду читать журнал;

      Вчера я читал журнал.

      ● глаголы совершенного вида имеют только две формы времени: прошедшее и будущее, например:

      Я прочитал твое письмо;

      Завтра я прочитаю твое письмо.

      Это связано со значением видов: совершенный вид обозначает действие, ограниченное пределом, а несовершенный вид – процесс. В настоящем времени мы всегда имеем дело с процессом, и никогда с результатом (сравните: я читаю, ты смотришь, он ест…). Предел, или результат, может быть либо уже достигнут (и тогда мы используем прошедшее время, например: «Он съел яблоко»), либо будет достигнут в будущем (тогда будет использовано будущее время, например: «Он съест яблоко»).

      Основные значения видов глагола

      Чтобы хорошо понять и запомнить значения видов глагола в русском языке, проанализируйте, какие из них есть в вашем родном языке, а какие вам нужно будет просто запомнить.

      Основных значений у НСВ три: первое – «процесс/длительность/продолжительность действия», второе – «регулярное/повторяющееся действие» и третье – «факт», а у СВ два – «результат» и «однократность» (мы объединим их в одно значение, поскольку граница между ними часто размыта).

      mcuns.ru

      Это интересно:

      • Лабораторная работа проверка основного закона динамики вращательного движения Проверка основного закона вращательного движения на маятнике Обербека (лабораторная работа) Страницы работы МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ к выполнению лабораторной работы № 1.6 Проверка основного закона […]
      • Нотариус чернявский оВ Нотариус Бурова Ольга Викторовна г. Екатеринбург Министерство Юстиции Российской Федерации Нотариус Бурова Ольга Викторовна Лицензия на право нотариальной деятельности № 006235 от 21 ноября 1994 года г. Екатеринбург ул. Куйбышева 44 офис 805 Центр международной торговли Екатеринбурга […]
      • Приказ 1081 о порядке проведения испытаний Приказ 1081. Об утверждении Порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, Порядка утверждения типа стандартных образцов или типа средств измерений, Порядка выдачи свидетельств об утверждении типа стандартных образцов или типа средств […]
      • Возмещение подоходного налога на квартиру Возврат подоходного налога по ставке 13% (покупка жилья, ипотека, обучение, лечение, пенсионные взносы) Что необходимо, чтобы вернуть подоходный налог? По результатам налоговой декларации 3-НДФЛ осуществляется возврат налога на доходы физических лиц, удержанного с доходов […]
      • Вычет по подоходному налогу на строительство Имущественный вычет по подоходному налогу Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте. Добрый день! Подскажите, пожалуйста по документам, которые работник должен предоставить в бухгалтерию для применения ему имущественного вычета по подоходному налогу […]
      • Постановлении пленума верховного суда рф от 20 декабря 1994 г Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017) "Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации" ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 октября 1996 г. N 10 ОБ ИЗМЕНЕНИИ И ДОПОЛНЕНИИ НЕКОТОРЫХ […]
      • Как оформить претензию интернет магазину Претензия интернет магазину (претензия интернет магазину по товару надлежащего качества) (юр. адрес продавца) _______ 07.06.12г. я приобрела в Вашем интернет-магазине цифровой техники - МП3-плеер Sony, стоимостью 2990 рублей. Выбранный товар был доставлен мне курьером; стоимость доставки […]
      • Приказ 727 мвд россии Приказ МВД России от 27.06.2011 N 727 (ред. от 15.02.2018) "Об утверждении Положения об Организационно-аналитическом департаменте Министерства внутренних дел Российской Федерации" МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 июня 2011 г. N 727 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ Утвердить […]