131 федеральный закон о муниципальной службе

admin

Оглавление:

Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ ст 18 (ред. от 18.04.2018)

Статья 18. Аттестация муниципальных служащих

1. Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.

2. Аттестации не подлежат следующие муниципальные служащие:

1) замещающие должности муниципальной службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных муниципальных служащих возможна не ранее чем через один год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности муниципальной службы на основании срочного трудового договора (контракта).

3. По результатам аттестации муниципального служащего аттестационная комиссия выносит решение о том, соответствует муниципальный служащий замещаемой должности муниципальной службы или не соответствует. Аттестационная комиссия может давать рекомендации о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе, в том числе о повышении их в должности, а в случае необходимости рекомендации об улучшении деятельности аттестуемых муниципальных служащих. Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования. Материалы аттестации передаются представителю нанимателя (работодателю).

4. По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или в срок не более одного месяца со дня аттестации о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. По результатам аттестации аттестационная комиссия может давать рекомендации о направлении отдельных муниципальных служащих для получения дополнительного профессионального образования.

5. В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности или невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может в срок не более одного месяца со дня аттестации уволить его с муниципальной службы в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. По истечении указанного срока увольнение муниципального служащего или понижение его в должности по результатам данной аттестации не допускается.

6. Муниципальный служащий вправе обжаловать результаты аттестации в судебном порядке.

7. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

fzrf.su

Федеральный закон 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» с изменениями

ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» был принят в 2003 году. Он закрепляет фундаментальные основы построения муниципальной власти, регламентирует формы участия народа в управлении, компетенцию местных органов власти.

Муниципальное образование (далее – МО) — это населенный пункт, управление которым осуществляется непосредственно народом и с помощью местных властей. Управляющие органы формируются в соответствии и обычаями проживающего народа.

В структуре власти должны быть представлены как коллегиальный представительный орган, так и орган, управляемый по принципу единоначалия (Администрация МО).

Краткое содержание

В Российской Федерации существует несколько видов населенных пунктов, и каждый вид имеет свои полномочия и круг решаемых вопросов. Границы земель и их статус изменяются по правилам, установленным в данном законе.

Федеральный закон №131 устанавливает:

  • официальные наименования видов МО и их характеристики;
  • перечень предметов, находящихся в компетенции местных властей;
  • порядок учреждения и компетенцию органов МСУ;
  • правила составления муниципальных актов;
  • основы экономической деятельности МО.
  • Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ

    Федеральный закон определяет местное самоуправление как участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти.

    Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.

    МСУ осуществляется местными органами и населением самостоятельно.

    Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.

    К таким предметам относят бюджетный процесс в МО, утверждение налогов и сборов, социальная поддержка, управление жилым фондом и иным муниципальным имуществом, обеспечение тепло-, электро-, газо- и водоснабжения, функционирование транспортной системы и т.д.

    Муниципальные органы имеют право:

  • проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
  • принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
  • учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
  • регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
  • проведение выборов.
  • В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.

    Представительный орган создает устав, бюджетный проект, устанавливает налоги, распоряжается имуществом, учреждает и ликвидирует муниципальные предприятия. Он формируется в соответствии с уставом населенного пункта. Его членами являются главы поселений или избранные депутаты.

    В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.

    Видео: Комментарии к Главе 1

    Административно-территориальное устройство

    Федеральный закон №131 закрепляет территориальные основы МСУ: перечень видов МО, состав образующих земель, а также правила изменения территориальных границ.

    Перечень территориальных объектов, считающихся муниципальными образованиями, приведен в статье второй закона.

    Госслужба в РФ, подробнее тут.

    Виды муниципальных образований

    Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.

    Муниципальный район – ограниченная область, на которой расположены городские, сельские поселения и земли вокруг них. Поскольку в каждом из поселений есть свой глава и органы управления, в компетенцию органов власти муниципальных районов входит регулирование вопросов, возникающих при взаимодействии поселений.

    Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.

    Вопросы местного значения

    Федеральный закон позволяет МО самостоятельно решать вопросы, возникающие в процессе существования населенного пункта.

    Полномочия сельских поселений

    ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предписывает сельским поселениям следующие полномочия:

    1. Планирование, утверждение и исполнение собственного бюджета.
    2. Поселение имеет право составить бюджетную смету и самостоятельно следить за ее исполнением. Этот вид МО может предоставлять трансферты, бюджетные кредиты, гарантии, управлять собственными активами.

      Регламентировать правила формирования и рассмотрения бюджетного проекта, распоряжения средствами и формирования отчетности предписано местным органам.

      Перечень взимаемых налогов составляется представительным органом МО. В данный момент налогами, собираемыми «на местах», являются налоги на земельный участок и на имущество граждан.

    3. Распоряжение муниципальной собственностью.
    4. Гражданский кодекс определяет собственность МО как имущество, которое по закону принадлежит поселению. Органы власти МО вправе совершать сделки с имуществом, выступать в суде по имущественным вопросам.

      Статья 50 относит к такому имуществу муниципальный жилищный фонд, предназначенный для нуждающихся слоев населения, объекты для снабжения населения коммуникациями (газ, отопление, электроэнергия, водоснабжение), транспорт для пассажирских перевозок, дороги местного значения, пожарные станции и их оснащение, библиотечный фонд, земельные участки, культурные и прочие объекты.

    5. Обслуживание дорог местного значения.
    6. Под обслуживанием понимается создание сети муниципальных дорог, контроль их сохранности, введение платных участков дорог и парковок, составление нормативов на содержание и ремонт дорог.

    7. Предоставление коммунальных услуг.
    8. Создание транспортной инфраструктуры.
    9. Социальное обеспечение граждан, предоставление жилья нуждающимся слоям.
    10. Предупреждение чрезвычайных ситуаций и проведение мер по их ликвидаций, пожарная безопасность.
    11. Создание досуга, сохранение и выставление культурных ценностей, библиотечного фонда, проведение массовых досуговых мероприятий.
    12. Благоустройство территории и иные вопросы.

    Полный перечень отражен в третьей главе закона.

    Земельный контроль

    Власти МО осуществляют контроль по следующим вопросам:

  • соблюдение норм и сроков пользования земельных участков;
  • использование отведенных земель строго по их предназначению;
  • соблюдение договоров и сроков эксплуатации;
  • сбор сведений о состоянии участков.
  • Власти МО проверяют, в каком состоянии находятся участки, ведут учет актов и иных документов, подтверждающих удовлетворительное содержание и выполнение условий договора, передают сведения о нарушениях в надлежащие органы.

    Благоустройство территории

    Благоустройством называют осуществление действий по строительству и поддержанию объектов муниципальной собственности, облагораживанию муниципальных земель.

    Деятельность благоустройства направлена на выполнение санитарных норм, эстетическое оформление, создание комфортных условий для отдыха. Объектами благоустройства являются жилые и нежилые дома, уличное освещение и ограждения, зеленые насаждения, детские площадки и т.д.

    В соответствии с ФЗ №131, в состав деятельности местной Администрации должно входить создание свода требований, направленных на улучшение благоустройства.

    Периодичность проведения работ по реконструкции и облагораживанию объектов устанавливается принятым в МО регламентам, расходы на восстановление фасада и внутренних помещений, посадочные работы, установка табличек с номерами домов, уход за предметами досуга и культурными объектами покрываются из местного бюджета.

    Помимо охраны уличных насаждений, Администрация принимает комплекс мер по защите объектов природы, находящихся на территории МО.

    Публичные слушания

    В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.

    По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:

  • учреждение устава или его корректировка;
  • бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
  • акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
  • преобразование МО.

Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.

Последние изменения в 2018 году

В этом году на весенней сессии парламента был принят ряд правок к федеральному закону. Изменения коснулись понятия «Городской округ», теперь под ним подразумеваются заселенные места, находящиеся в одной местности и не признанные МО.

В редакции от 2018 года вводится административный центр городского округа – заселенный объект, в котором расположена Администрация округа. На расположение центра влияют народные обычаи местности и близость общественной инфраструктуры.

Объединить разрозненные территориальные единицы в городской округ можно будет по решению местной Администрации или иного представительного органа. При этом населенный пункт теряет звание муниципального образования. Изменение статуса фиксируется в региональном законе с включением полного списка включенных пунктов.

Заключение трудового договора с иностранным гражданином по патенту. Найдете по ссылке.

Что гласить закон об отпусках РФ в 2018 году, узнайте далее.

С другой стороны, жители бывших поселений столкнутся с большими изменениями в управлении пунктом, повышением тарифов на предоставление благ, насущные вопросы будут решаться медленнее из-за отдаленности центра. Поэтому динамика изменений будет зависеть от выбранного курса развития территории.

zakonmaster.ru

Комментарий к федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-фз «о муниципальной службе в российской федерации»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 20 августа 2009 года

А.В. Колесников, а.О. Макаров, и.Н. Осипова

Колесников Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» — комментарий к главам 8, 9 — написан при поддержке РФФИ (грант N 06-06-80367-а).

Макаров Анатолий Олегович — старший преподаватель кафедры конституционного и административного права ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» — комментарий к главам 2, 6.

Осипова Ирина Николаевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Поволжской академии государственной службы — комментарий к главам 1, 3, 4, 5, 7.

В издании дается постатейный комментарий (к ряду статей — комментарий каждого пункта статьи) Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Комментируя Закон, автор приводит примеры практического применения норм Закона, основываясь на судебной практике.

Несмотря на то что Закон сравнительно молодой, уже сложилась определенная практика его применения. Авторы анализируют пробелы и несовершенства комментируемого нормативного акта. Приведены практические авторские рекомендации по применению отдельных норм.

Комментарий предназначен для муниципальных служащих всех категорий, будет полезен преподавателям и студентам вузов и факультетов в сфере государственного и муниципального управления и юриспруденции, а также практическим работникам юридической и управленческой сферы.

При подготовке настоящего издания использованы акты законодательства и нормативно-правовые акты по состоянию на 20 августа 2009 года.

2 марта 2007 года N 25-ФЗ

Российская федерация федеральный закон о муниципальной службе в российской федерации

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 27.10.2008 N 181-ФЗ, от 27.10.2008 N 182-ФЗ,

от 25.11.2008 N 219-ФЗ, от 22.12.2008 N 267-ФЗ,

от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

1. В комментируемой статье в самом общем виде определен предмет регулирования Закона.

Предметом регулирования Закона являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений.

Под условиями поступления на муниципальную службуследует иметь в виду определенные юридические требования, которые предъявляются к личности, претендующий на замещение муниципальной должности муниципальной службы. Предъявляемые требования к претендентам на замещение должностей муниципальной службы условно можно разделить натри основные группы:

— формальные (определенный перечень документов, который представляет гражданин при поступлении на муниципальную службу: заявление, трудовая книжка и другие (см. комментарий к ст. 16 настоящего Закона));

— социальные (ограничения и запреты, связанные с прохождением муниципальной службы: признание недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; наличие заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу, и другие (см. комментарий к ст. ст. 13, 14 настоящего Закона));

— профессионально-квалификационные (требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы и опыту работы по специальности, требования к профессиональным знаниям, качествам и навыкам, необходимым для замещения конкретной должности муниципальной службы см. комментарий к ст. 9 настоящего Закона).

На муниципальную службу вправе поступатьграждане Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым равным независимо от основания приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6 Конституции РФ).

На муниципальную службу также вправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство. В соответствии со статьей 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свободине освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Комментируемая статья не содержит каких-либо ограничений при поступлении на муниципальную службу для граждан, имеющих двойное гражданство. Однако данное ограничение содержится в п. 6 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона. На муниципальную службувправе поступать граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, только в том случае, если гражданство приобретается у иностранного государства, являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона на муниципальную службу вправе поступатьгражданин иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе.

Комментируемым Законом также регламентируются организационные и правовые отношения,связанные с прохождением муниципальной службы, которые включают в себя:

— юридический статус должностей муниципальной службы;

— классификацию должностей муниципальной службы;

— установление квалификационных требований к должностям муниципальной службы;

— способы замещения должностей муниципальной службы;

— запреты и ограничения на муниципальной службе;

— рабочее (служебное) время и время отдыха;

— общие принципы оплаты труда муниципального служащего;

— гарантии, предоставляемые муниципальному служащему;

— ответственность муниципального служащего;

— и другие вопросы.

Комментируемым Законом в качестве предмета регулирования определяются и основания прекращения служебных отношений. Под правовыми основаниями расторжения трудового договора на муниципальной службе следует рассматривать определенные обстоятельства, факты, события, с которыми настоящий Закон связывает необходимость прекращения служебных отношений.

Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим, в соответствии с комментируемым Законом, может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях:

— достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;

— прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

— приобретения муниципальным служащим гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, при условии что это государство не являетсяучастником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

— несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 комментируемого Закона.

Правовой статусмуниципального служащего также является предметом регулирования настоящего Закона.

Под правовым статусом муниципального служащегоследует понимать систему норм, правил, стандартов и процедур служебного поведения муниципального служащего, обусловленную Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами, и которая характеризует прохождение муниципальной службы.

Параметрами правового статуса муниципального служащего являются:

— организационно-правовой статус должности муниципальной службы;

— права и обязанности;

— правовые формы и методы реализации функций и полномочий;

— ограничения и запреты;

— гарантии и компенсации;

— система денежного содержания.

Понятие и правовой статус муниципального служащего не стоит путать с понятием и правовым статусом должностного лица. Понятие «должностное лицо» значительно уже, чем понятие «муниципальный служащий». Не каждый муниципальный служащий является должностным лицом. В то же время статус должностного лица значительно шире, чем статус муниципального служащего.

2. Комментируемой статьей определяется круг лиц, на который распространяются положения настоящего Закона. Положения комментируемого Закона распространяются только на муниципальных служащих.

Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований не являютсямуниципальными служащими.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют:

— глава муниципального образования;

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», комментируемым Законом не все должности в органах местного самоуправления являются должностями муниципальной службы. Соответственно не все лица, замещающие должности в органах местного самоуправления, являются по статусу муниципальными служащими.

В структуру органов местного самоуправления включены муниципальные должности, замещаемые на основе выборов. Муниципальные должности могут замещать:

— депутаты — члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

— должностные лица местного самоуправления — выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

— выборные должностные лица местного самоуправления — должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

— члены выборного органа местного самоуправления — выборные должностные лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Указанные лица замещают муниципальные должности на основе выборов, не являются по статусу муниципальными служащими.

Глава муниципального образованияявляется высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию и не является муниципальным служащим.

Лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования, является по статусу муниципальным служащим.

Муниципальными должностями муниципальной службы являются должности, замещаемые на постоянной основе, путем заключения трудового договора. Соответственно, лица, замещающие указанные должности, и являются по статусу муниципальными служащими. Муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.

В соответствии с комментируемым Законом к муниципальным должностям муниципальной службы относятся:

— должности в органе местного самоуправления;

— должности в аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления;

— должности, созданные для обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В настоящее время на рассмотрении находится проект Федерального закона N 133853-5 о внесении поправок в часть 2 статьи 1 комментируемого Федерального закона. Законопроектом предлагается дополнить перечень должностей, статус которых не определяется Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», должностями членов контрольных органов муниципальных образований. Тем самым статус членов контрольных органов муниципальных образований будет определяться законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления.

Актуальность указанного законопроекта вызвана сложившейся экономической ситуацией. В настоящее время наша страна как участник мировой финансово-экономической системы испытывает негативное влияние глобального финансового кризиса. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым определена важнейшая задача — преодоление негативных последствий глобального финансового кризиса. Из этого вытекает необходимость адаптации политических институтов, а местное самоуправление, безусловно, является таковым, к современной ситуации, к тем вызовам, с которыми сталкивается наша страна. Планируемая финансовая помощь региональным и местным бюджетам, компенсирующая финансовые потери, которые могут возникнуть в результате реализации мер по преодолению кризиса, существенно увеличит роль и ответственность органов государственного и муниципального финансового контроля. От того, насколько эффективно будет расходоваться федеральная финансовая помощь, насколько эффективно будут расходоваться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, во многом будет зависеть дальнейшее развитие экономики страны и выполнение социальных обязательств государства и органов местного самоуправления перед гражданами нашей страны.

Следовательно, целями законопроекта N 133853-5 как раз и является уточнение статуса членов контрольных органов муниципальных образований, обеспечение их независимости при осуществлении контрольных функций от исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления. Если говорить о системе органов местного самоуправления муниципального образования как об изолированной системе управленческого цикла, то принципиальное отличие контрольного органа муниципального образования от иных действующих в стране контрольных органов состоит в том, что они являются субъектами внешнего контроля, то есть контролируют исполнительно-распорядительные органы от имени и в интересах общества. В рамках задач и функций, определенных действующим законодательством, контрольные органы муниципальных образований обладают организационной и функциональной независимостью.

В настоящее время существующая редакция части 2 статьи 1 комментируемого Федерального закона не позволяет говорить о самостоятельности и независимости органов финансового контроля муниципальных образований в Российской Федерации и в ряде случаев об эффективности осуществляемого ими контроля над расходованием финансовых средств, так как:

а) она предусматривает возможность отнесения членов контрольных органов муниципальных образований, исполняющих полномочия соответствующих органов местного самоуправления, к лицам, замещающим должности муниципальной службы. А в соответствии с определением, указанным в статье 6 комментируемого Федерального закона, должность муниципальной службы — это должность в органах местного самоуправления, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления. Согласно существующей редакции возможна ситуация, при которой работник будет вынужден осуществлять контроль над работодателем;

б) представитель нанимателя, а в настоящее время это может быть руководитель представительного или иного органа местного самоуправления, заключая трудовой договор с лицами, замещающими должности муниципальной службы, устанавливает им соответствующие условия осуществления их деятельности.

Это будет способствовать повышению организационной и функциональной независимости контрольных органов и, как следствие, повышению эффективности муниципального финансового контроля.

По данному проекту Федерального закона было принято решение заседания Совета Государственной Думы РФ (Протокол от 15 января 2009 года N 79) о направлении его Президенту Российской Федерации, в комитеты, комиссию Государственной Думы, фракции в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также на заключение в Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Указанный законопроект был уже поддержан Саратовской областной Думой (Постановление от 28 января 2009 года N 17-804) и другими представительными органами субъектов Российской Федерации.

Статья 2. Муниципальная служба

Комментарий к статье 2

1. В комментируемой статье раскрываются основные понятия настоящего Федерального закона.

Комментируемой статьей муниципальная службаопределяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы.

Понятие «муниципальная служба» не является новым для российского законодательства. Впервые определение понятия «муниципальная служба» появляется в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», впоследствии определение понятию «муниципальная служба» было дано и Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Оба Закона в настоящее время утратили силу.

В научной литературе представлен достаточно широкий спектр точек зрения относительно вопроса о служебной деятельности как особом виде социальной деятельности, а также непосредственно о понятии «служба». Одни авторы считают, что понятие «служба» может включать и обозначатьи вид деятельности людей, и ведомственное подразделение, и самостоятельное ведомство . Другие определяют службу как вид социальной деятельности, которая в системе социальных отношений является необходимым условием нормальной жизнедеятельности общества . Исходя из Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также настоящего Федерального закона муниципальную службу можно определить как профессиональную управленческую деятельность, как правовой институт и как социальный институт.

Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1993. С. 97.

Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 1997. С. 5.

С содержательной точки зрения профессиональная деятельность муниципальных служащих связана с выполнением исполнительно-распорядительных, административных, информационно-аналитических и других функций.

Основными отличительными особенностями муниципальной службы от других видов деятельности являются:

1) муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления.В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют:

— представительный орган муниципального образования;

— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольный орган муниципального образования;

— иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальные предприятия и учреждения не входят в структуру органов местного самоуправления, соответственно лица, осуществляющие свою профессиональную деятельность в указанных учреждениях, не состоят на муниципальной службе и не являются по статусу муниципальными служащими;

2) муниципальная служба осуществляется в аппарате избирательной комиссиимуниципального образования, которая не входит в структуру органов местного самоуправления. Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований;

3) муниципальная служба осуществляется на должностях муниципальной службы.Структура муниципальных должностей органов местного самоуправления представлена двумя видами: выборные должности и должности муниципальной службы. К выборным муниципальным должностям Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены:

а) депутаты— члены представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

б) должностные лица местного самоуправления— выборные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

в) выборные должностные лица местного самоуправления— должностные лица местного самоуправления, избираемые на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;

д) члены выборного органа местного самоуправления— выборные должностные лица органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Лица, осуществляющие деятельность на выборных должностях, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими.

В органах местного самоуправления могут быть предусмотрены должности для технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Лица, которые не замещают муниципальные должности муниципальной службы и исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не состоят на муниципальной службе и не являются муниципальными служащими. На данных лиц не распространяются квалификационные требования, предусмотренные к замещению муниципальных должностей муниципальной службы, установленные комментируемым Законом, а также права, обязанности, ограничения и запреты, то есть те элементы, которые сопровождают статус муниципального служащего;

4) муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти и является публично-властной деятельностью.Публичность муниципальной службы есть важнейшая составная часть публичного права, выражающая право народа как суверена демократического государства на профессиональное ведение дел от лица всего народа. Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, российской системы народовластия. В то же время местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется Конституцией РФ как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;

5) муниципальная служба является социальным институтом и отличается социальным характером функционирования.Социальные цели муниципальной службы обусловлены характером задач муниципального образования, связанных с необходимостью удовлетворения общих материальных и духовных потребностей в сфере образования, здравоохранения, занятости, социальными приоритетами в повседневной деятельности;

6) муниципальная служба является правовым институтом. Правовой характер функционирования муниципальной службы проявляется в двух аспектах. С одной стороны, муниципальные служащие призваны осуществлять свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления. Муниципальная служба является субъектом контроля соблюдения законодательства на территории соответствующего муниципального образования. С другой стороны, муниципальная служба является особым видом управленческой деятельности, которая имеет жесткий правовой режим регламентации. А к муниципальным служащим предъявляются особые требования, составляющие правовой статус, который регламентируется нормативными правовыми актами и тем самым отличает муниципальных служащих от других работников (см. комментарий к главе 3 настоящего Закона).

2. Комментируемой статьей определяется, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальным образованиемпризнается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. В состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения более 3000 человек). В состав территории сельского поселения могут входить объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения менее 3000 человек каждый). Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения.

Законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений.

В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек. Административным центром муниципального района может считатьсягород (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Территория поселения должнаполностью входить в состав территории муниципального района.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменятьсяне чаще одного раза в пять лет.

К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза вышесредней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменятьсяне чаще одного раза в пять лет.

3. Под понятием «представитель нанимателя (работодатель)»комментируемой статьей подразумевается глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования.

Глава муниципального образованияявляется высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

В случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя, не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации. Исключение составляют органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с комментируемой статьей также может бытьруководитель органа местного самоуправления:

— представительного органа муниципального образования;

— местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольного органа муниципального образования;

— иных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представителем нанимателя (работодателем) может быть председатель избирательной комиссии муниципального образования, которая не входит в структуру органов местного самоуправления.

Полномочияисполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) могут быть переданы иному лицу. Комментируемым Законом не определен круг лиц, которые могут быть наделены полномочиями представителя нанимателя, а также не определен порядок передачи (наделения) этими полномочиями.

Статья 3. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации

Комментарий к статье 3

1. В статье 3 комментируемого Закона определяются правовые основы муниципальной службыРоссийской Федерации.

Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется на трех уровнях:

— субъектов Российской Федерации;

В первую очередьзаконодательство о муниципальной службе основывается на Конституции РФ. Конституция не содержит статей, непосредственно касающихся муниципальной службы, однако в ней содержатся принципы, которые должны быть положены в основу организации и функционирования муниципальной службы. Конституционные принципы могут быть разделены на две основные группы.

Первая включает в себя принципы, раскрывающие сущность и основы построения Российского государства. Определяющим выступает принцип демократизма (п. 1 ст. 1 Конституции РФ), определяющий, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции РФ Российское государство признается социальным государством. В связи с чем политика социального государствадолжна бытьнаправлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Еще один принцип связан с организацией и жизнедеятельностью гражданского общества. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они предопределяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Статья 13 Конституции РФ признает в Российском государстве идеологическое многообразие, политическое многообразие и многопартийность. Конституция РФ содержит целый ряд других принципов, задающих определенную структуру Российского государства, определяющих ее правовую систему, закладывающих основы и ценности экономики и социальной сферы.

Вторая группа принципов касается организации местного самоуправления в Российской Федерации. Статьей 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление в Российской Федерации. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

studfiles.net

Это интересно:

  • Стаж для педагогической пенсии Льготная пенсия для педагогов. Льготная пенсия педагогам дополнительного образования Для некоторых категорий граждан в России предусмотрено наличие льготной трудовой пенсии. Соответственно, есть возможность получения страховых выплат от государства раньше положенного срока (55 для […]
  • Федеральный закон 348213-6 Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. № 60-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации” (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 17 марта 2017 года Одобрен Советом Федерации 29 марта 2017 […]
  • Пенсия по выслуге лет и пенсия по старости Как рассчитать пенсию по выслуге лет медработникам В законодательстве перечислены несколько профессиональных групп, имеющих особые условия при выходе на пенсию. Это связано с характером выполняемой работы, требованиями к уровню образования, ответственности, опасности для здоровья. […]
  • Как оформить досрочную пенсию Досрочный выход на пенсию Часто оформить досрочный выход на пенсию — единственная возможность для ряда граждан получать ежемесячно денежные средства и содержать себя. Право на пенсию подразумевает наличие условий для ее назначения. Причем, практически для любого вида пенсии законом […]
  • Что означает страховка кредита Нужно ли оформлять страхование жизни при кредите? Страхование кредита – это мера защиты банка от невозврата средств заемщиком. Страховая компания возмещает выплаты по кредиту, если застрахованное лицо не в состоянии нести финансовую ответственность из-за наступления страхового […]
  • Цель работы по трудовой пенсии Будут ли изменения по льготной пенсии учителям по выслуге лет (досрочной) в России в 2018 году В статье пойдет речь об изменениях по льготной пенсии учителям по выслуге лет. Кто вправе претендовать, как рассчитывается, и какие документы требуются – далее. Профессия учителя – одна из […]
  • Наследство наследие Наследие в наследство: сколько стоят советские автомобили в наши дни Поделиться в социальных сетях: Житель Болгарии решил продать свой "горбатый" "Запорожец" аж за 42 тысячи долларов. О советских раритетах, которые обойдутся дороже престижных иномарок, – в материале портала Москва […]
  • Как начисляются военные пенсии Как начисляется пенсия в России? Начисление пенсии по старости, по инвалидности Пенсией называется регулярное государственное пособие, выдаваемое ежемесячно. Предназначено оно для граждан, которые уже находятся в пожилом возрасте и имеют определенный трудовой стаж. Другие случаи […]