Федеральный закон ст57

admin

Закон 400 ФЗ о страховых пенсиях: изменения на сегодня

В России в декабре 2013-го года был принят федеральный закон о страховых пенсиях. Позже он вступил в силу и остается актуальным до сих пор. Его основные положения и комментария определили целый ряд изменений. Например, ранее называемая трудовая пенсия начала именоваться страховой. Этот ФЗ определяет размер выплат, условия их назначения и другие особенности всех процессов, связанных со страховой пенсией. Скачать и ознакомиться с этим ФЗ можно по ссылке ниже.

Федеральный закон 400 ФЗ о страховых пенсиях

На данный момент федеральный закон РФ под номером 400 состоит из семи глав, в каждую из которых входит определенное количество статей. Всего статей – 36. Ниже приведены основные главы данного нормативно-правового акта:

  • общие положения;
  • условия назначения страховых пенсий (СП);
  • страховой стаж;
  • размер СП и фиксированная выплата;
  • установление, выплата и доставка СП;
  • сохранение права на пенсионное обеспечение в досрочном порядке по старости;
  • заключительные положения.

Особенностью этого федерального закона является наличие пяти приложений, необходимых для расчета различных показателей. Например, есть приложения со списком коэффициентов повышения фиксированной выплаты.

О чем гласит закон — общие положения

Из названия ФЗ нетрудно понять, о страховых пенсиях федеральный закон о чем гласит. Его основная цель, указанная в общих положениях – защита гражданских прав на предоставление СП. При этом, прежде всего учитывается трудовая деятельность граждан. Именно этот ФЗ определяет размеры и порядок выплаты СП. Право на СП имеют застрахованные граждане, а также в некоторых случаях – нетрудоспособные граждане или лица с иностранным гражданством (или без него). СП выплачивается при потере кормильца, а также по старости и по инвалидности.

Комментарии

Закон 400 ФЗ о страховых пенсиях 2017 с комментариями, принятый в декабре 2013-го, в действие полностью вступил в силу Российской Федерации только в 2015-ом г. Этот ФЗ стал одной из частью комплекса реформирования пенсионной системы. Он реализуется право граждан на СП. Новый установленный порядок выплат должен сбалансировать всю пенсионную систему РФ и даже стимулировать ее. При помощи данного акта ожидают, что в 2030-м г размер СП достигнет 3-кратного прожиточного минимума.

Закон о страховых пенсиях с изменениями для работающих пенсионеров

Долгие годы на государственном уровне обсуждается вопрос о том, чтобы изменить размер выплат или даже полностью их отменить для работающих пенсионеров. Однако внесение таких поправок в проекты будущих редакций не планируется. Более того, действующая редакция закона требует от ПФР ежегодного перерасчета этих выплат для работающих пенсионеров. С учетом дополнительных взносов, которые ежемесячно вносит работодатель за работающего пенсионера, его ИПК будет меняться, а по этому случаю поправки должны быть внесены и в СП гражданина. Перерасчет проводится в августе каждого года.

ФЗ 400 о страховых пенсиях по инвалидности

Все инвалиды 1-3 группы имеют право на СП – это устанавливается российским действующим законодательством. Причины инвалидности являются несущественными для установления этих выплат. Если же лицо-инвалид никогда не было застрахованным, и соответственно его стаж равен нулю, то ему будут выплачивать соцпенсию согласно 166-му ФЗ.

Федеральный закон 400 о страховых пенсиях по старости

Больше внимания сосредоточено на восьмой статье закона. В ней сказано, что по старости назначается СП в 60 и 55 лет (соответственно – мужчинам и женщинам). Однако возраст – это не единственное условие. ФЗ-400 требует еще и стаж как минимум 15 лет. При этом увеличение минимального стажа – постепенное (начиная с 6 лет). То есть установленные 15 лет будут достигнуты только в 2024 г. Третье условие – индивидуальный пенсионный коэффициент должен быть равен как минимум 11,4.

В случае потери кормильца

Нетрудоспособным гражданам, находившимся на иждивении умершего человека, закон о страховых пенсиях по случаю потери кормильца гарантирует выплаты от государства. В 10 статье перечислен список нетрудоспособных лиц, которые могут претендовать на СП. Например, в этот перечень входят несовершеннолетние дети, внуки, сестра и братья умершего, а также родители или супруги старше 55 и 60 лет.

www.samso.ru

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2013 г.;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 57 ЖК РФ

Рассматривая достаточно лаконичное правило, включенное в ч. 1 комментируемой статьи, следует обратить внимание на следующее.

Во-первых, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете.

Граждане, имеющие право на получение жилья вне очереди, могут получать жилые помещения в социальный наем и в том случае, если они не состоят на учете. Точно так же вне зависимости от того, состоят ли граждане на учете, может производиться предоставление жилых помещений, освободившихся в коммунальной квартире (ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК).

Во-вторых, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке очередности. Очередность определяется временем принятия граждан на учет и, соответственно, временем включения их в списки нуждающихся в жилье.

Граждане считаются принятыми на учет со дня принятия соответствующего решения (органом местного самоуправления или — в соответствующем случае — иным субъектом) (см. п. 3 комментария к ст. 52 ЖК).

При одновременном рассмотрении заявлений нескольких граждан их очередность следует определять по датам подачи ими заявлений с необходимыми документами.

В-третьих, все граждане, принятые на учет, включаются в единый список. Если гражданам, имеющим право на внеочередное получение жилья, оно не предоставляется немедленно после обращения, то они должны включаться в указанный единый список и одновременно в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений.

2. Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. ч. 4 ст. 15 ЖК и соответствующий комментарий). Но одного факта признания жилья непригодным для проживания недостаточно для того, чтобы жилье предоставлялось в социальный наем вне очереди. Как указано в п. 1 ч. 2 комментируемой статьи, должно быть установлено, что такое жилое помещение «ремонту или реконструкции не подлежит».

При применении названного правила возможно два варианта развития социальных связей. В одних случаях для того, чтобы принять решение о необходимости внеочередного предоставления жилья в социальный наем, достаточно констатации факта непригодности жилого помещения для проживания. Например, если выявлено вредное воздействие факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья людей, то вряд ли уместно рассматривать вопрос о ремонте или реконструкции жилого помещения. Гражданам, проживающим в таком жилье, должно предоставляться другое жилье вне очереди (немедленно). Точно так же следует обеспечивать жилыми помещениями граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия разрушено, и т.д.

По-видимому, можно утверждать, что в таких случаях существует объективная необходимость внеочередного предоставления жилья в связи с уничтожением жилого помещения, неустранимостью дефектов жилища либо экономической (или иной) нецелесообразностью работ по их устранению.

В других случаях, когда жилье признано непригодным для проживания, но установлено, что в результате проведения ремонта или реконструкции можно привести жилое помещение в соответствие с установленными требованиями, предоставление другого жилья вне очереди не производится.

3. Дети считаются оставшимися без родительского попечения в случаях:
———————————
В законодательстве, в том числе в жилищном (п. 2 ч. 2 комментируемой статьи; ранее — ст. 37 ЖК РСФСР), традиционно говорится о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, хотя, конечно же, понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей» является родовым, им охватывается в том числе и понятие «дети-сироты».

— лишения их родительских прав;

— ограничения их в родительских правах;

— признания родителей недееспособными;

— длительного отсутствия родителей;

— уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

— отсутствия родительского попечения по иным причинам (ст. 121 СК; см. также Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ).
———————————
СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это граждане в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей (ст. 1 вышеназванного Закона).

Дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются под опеку (попечительство) в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные организации, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, организации социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
———————————
Приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление или удочерение (ст. 124 СК). В этом случае дети не приобретают право на внеочередное получение жилья.

Над несовершеннолетними устанавливается опека или попечительство, когда они остались без родительского попечения, для защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также для их воспитания. Опека устанавливается над малолетними (гражданами, не достигшими возраста 14 лет). Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Приемная семья образуется на основании договора о приемной семье, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими принять ребенка или детей на воспитание) (ст. ст. 152 — 153.2 СК РФ).

Под организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются образовательные организации, в которых содержатся (обучаются и (или) воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; организации социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения здравоохранения (дома ребенка) и т.д.

Основаниями возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются следующие юридические факты:

— окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных организациях, детских домах семейного типа, приемных семьях;

— прекращение опеки (попечительства);

— окончание службы в Вооруженных Силах РФ;

— освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

4. Многие десятилетия единственным основанием для вселения в жилое помещение был ордер (см., например, ст. 47 ЖК РСФСР). Принято считать, что ордер является пережитком административно-командной системы и потому ему не нашлось места в действующем ЖК РФ.

Жилые помещения предоставляются на основании решений органов местного самоуправления. К сожалению, характеристика таких решений в ЖК РФ свелась к следующему:

— они выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия;

— в них должен устанавливаться срок, в течение которого с гражданином заключается договор социального найма.

Как представляется, в связи с отказом от ордера и столь краткой характеристикой решения о предоставлении жилья стала невозможной унификация. В различных муниципальных образованиях будут самые разные решения о предоставлении жилых помещений. В одних решениях будет назван гражданин, которому предоставляется жилье, и указано место нахождения (адрес) жилого помещения. В других решениях, кроме того, обозначена площадь предоставляемого жилого помещения, может быть, будут указание о количестве комнат в предоставляемом помещении, перечисление членов семьи гражданина и т.д. и т.п.

Как известно, порядок ведения учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается законом соответствующего субъекта Федерации (п. 7 ст. 13, ч. 7 ст. 52 ЖК).

Думается, этим же законом следует определять то, каким требованиям должно отвечать решение о предоставлении жилого помещения. В нем должны содержаться данные, характеризующие предоставляемое жилое помещение (жилой дом, квартира, комнаты, общая площадь, место нахождения (адрес)), а также должны быть названы будущий наниматель по договору социального найма и члены его семьи и т.д.

Хотя об этом умалчивается в комментируемой статье, следует помнить, что во многих случаях решения о предоставлении жилья будут принимать не органы местного самоуправления, а иные уполномоченные органы. Речь идет об обеспечении жильем иных указанных в законе граждан (не малоимущих). Соответствующими федеральными законами или законами субъектов Федерации может устанавливаться иной порядок предоставления жилья (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч. ч. 3, 4 ст. 49 ЖК).

Решение о предоставлении жилья и заключенный на его основании договор социального найма могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. (п. 23) разъяснено, что при рассмотрении таких дел следует применять по аналогии правила ст. 168 ГК РФ о несоответствии сделки закону или иным правовым актам, а также п. 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающего трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться гражданин, организация, орган местного самоуправления или иной уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если они считают, что этими решением и договором нарушены их права (п. п. 2, 6 ч. 3 ст. 11 ЖК; абз. 5 ст. 12, п. 2 ст. 166 ГК), а также прокурор (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что:

а) гражданами были предоставлены не соответствующие действительности сведения, послужившие основанием для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (например, о составе семьи, об источниках и уровне доходов, а также об имуществе членов семьи, подлежащем налогообложению);

б) нарушены права других граждан на указанное жилое помещение (например, нарушена очередность предоставления жилого помещения);

в) совершены неправомерные действия должностными лицами при решении вопроса о предоставлении жилого помещения;

г) имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных ЖК РФ, федеральными законами, указами Президента, законами субъекта Федерации.

Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма, а лица, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из него в ранее занимаемое ими жилое помещение, а в случае невозможности выселения в ранее занимаемое жилое помещение им исходя из конкретных обстоятельств дела может быть предоставлено жилое помещение, аналогичное ранее занимаемому (п. 2 ст. 167 ГК).

5. В ч. ч. 5 — 9 комментируемой статьи (а также в ст. 58 ЖК) названы требования, которым должно отвечать предоставляемое жилое помещение.

Во-первых, жилое помещение предоставляется по месту жительства граждан (в черте соответствующего населенного пункта) (см. п. 4 комментария к ст. 52 ЖК).

Существуют исключения из этого правила. Если гражданин может встать на учет не по месту жительства (ч. 3 ст. 52 ЖК), то ему и жилье предоставляется не в том населенном пункте, в котором гражданин проживает, но в том, где он состоял на учете. Жилье может предоставляться в другом населенном пункте (с согласия граждан) при внеочередном обеспечении жилыми помещениями граждан, лишившихся своего жилья в результате стихийного бедствия. Как представляется, в случае, когда муниципальное образование объединяет несколько населенных пунктов, с согласия гражданина (а может быть, по его просьбе) ему может быть предоставлено жилое помещение в одном из населенных пунктов, входящих в данное муниципальное образование. Категорическое указание, включенное в ч. 5 комментируемой статьи, адресовано органам местного самоуправления в целях защиты прав граждан. По воле граждан от этого указания могут быть отступления.

Во-вторых, жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры (жилого дома) на семью. Отступление от принципа посемейного заселения квартир допускается только для случаев заселения освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах, да и то далеко не всегда (см. ст. 59 ЖК и комментарий к ней).

В-третьих, минимальный размер предоставляемого жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления и числа членов семьи. Если, предположим, норма предоставления составляет 18 кв. м, а семья состоит из трех человек, то предоставляемое жилое помещение должно быть не менее 54 (18 x 3) кв. м общей площади. Из этого правила также сделаны исключения. Если, допустим, кому-либо из членов семьи принадлежит квартира на праве собственности общей площадью 32 кв. м, то в приведенном примере граждане могут получить жилое помещение площадью не менее 22 (54 — 32) кв. м (ч. 7 комментируемой статьи). Кроме того, законодательством субъектов Федерации должно устанавливаться, как определяется размер предоставляемого жилья, если в период времени (не менее пяти лет), предшествовавший решению о предоставлении жилого помещения, гражданин совершил действия по отчуждению принадлежавшего ему жилья либо действия, повлекшие уменьшение размера занимаемого жилого помещения. Законодательством субъекта Федерации может быть установлено примерно следующее:

1) перечень действий, которые следует учитывать при определении общей площади предоставляемого жилого помещения (отчуждение жилья по договорам купли-продажи, дарения, мены и др.; осуществление перепланировки, результатом которой стало в том числе уменьшение размера жилого помещения).

Следуя букве закона (ч. 8 комментируемой статьи), к числу таких действий не могут быть отнесены вселение новых членов семьи в занимаемое жилое помещение, а также умышленное уничтожение (снос) пригодного для проживания жилого помещения (хотя, учитывая генетическую связь правила, предусмотренного ч. 8 этой же статьи, с нормой, установленной в ст. 53 Кодекса, можно констатировать, что при конструировании комментируемой нормы предполагалась необходимость учета и таких (и подобных им) действий);

2) срок, предшествующий предоставлению жилья, с тем, что действия, приведшие к уменьшению занимаемого жилого помещения или его отчуждению, совершенные в этот период, учитывались при определении размера предоставляемого жилого помещения. Этот срок не может быть менее пяти лет;

3) порядок того, как учитывается факт совершения указанных действий в названный срок. Например, может быть установлено, что в случае отчуждения жилого помещения в определенный период времени, предшествовавший предоставлению жилья, размер предоставляемого жилого помещения, рассчитанный по общим правилам, уменьшается на число квадратных метров, равное площади отчужденного жилья. Предположим, на учете состоит семья из пяти человек; норма предоставления в данном муниципальном образовании составляет 18 кв. м общей площади на одного человека. Значит, такой семье должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью 90 (18 x 5) кв. м. Но, учитывая, что за два года до принятия решения о предоставлении жилья один из членов семьи продал принадлежавшую ему квартиру площадью 35 кв. м, размер предоставляемого жилого помещения составит 55 (90 — 35) кв. м.

Такие правила введены в ЖК РФ с целью не допустить того, чтобы граждане своими действиями создавали условия, при которых им предоставлялось бы больше жилья, чем требуется в действительности. По нашему мнению, соответствующие нормы сформулированы излишне категорично. Нормы императивные, которые, с одной стороны, не могут быть изменены другим актом, в том числе законодательством субъекта Федерации, при реализации полномочия, предусмотренного ч. 9 комментируемой статьи, с другой стороны, не позволяют учесть конкретные обстоятельства. Применение этих норм, несомненно, породит социально-политические и юридические проблемы. Так, нуждающимся в жилых помещениях может быть предоставлено жилье меньше, чем по норме предоставления. Отсюда вопрос: по-прежнему ли они остаются нуждающимися? Следуя логике, граждане, получившие жилые помещения в социальный наем, снимаются с учета (ст. 55 ЖК), но в данном случае они вновь могут встать на учет. В чем же смысл предоставления жилья, если граждане по-прежнему остаются нуждающимися в жилых помещениях? (О максимальном размере предоставляемого жилого помещения см. ч. 2 ст. 58 ЖК и соответствующий комментарий.)

zhkrf.ru

Статья 136 ТК РФ. Порядок, место и сроки выплаты заработной платы (действующая редакция)

При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;

4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пять рабочих дней до дня выплаты заработной платы.

Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.

При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Комментарий к ст. 136 ТК РФ

1. Положения статьи сформулированы применительно к правилам, предусмотренным Конвенцией МОТ N 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949).

2. Каждому работнику при начислении и выплате заработной платы должен выдаваться расчетный листок, содержащий сведения о размере и составных частях заработной платы, а также о произведенных удержаниях. Перечень сведений, установленный ч. 1 комментируемой статьи, обязателен для включения в расчетный листок.

Форма расчетного листка Кодексом не определена, она утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Таким образом, ему придается сила локального нормативного акта, что служит дополнительной гарантией прав работников.

Расчетный листок должен выдаваться не реже чем раз в месяц при произведении окончательного расчета по итогам работы за месяц.

Значение расчетного листка весьма велико. Судебная практика основывается на том, что только в случае выдачи работодателем расчетного листка по заработной плате допустимо считать, что работник должен был знать о нарушении своего права в связи с неполной оплатой труда. При рассмотрении конкретного дела судом было установлено, что форма расчетных листков по начислению заработной платы работодателем не утверждалась, расчетные листки работникам не выдавались. Таким образом, работодателем не выполнялась обязанность по выдаче расчетных листков по заработной плате. Поэтому у суда не было оснований утверждать, что работник мог и должен был ежемесячно при получении заработной платы узнавать о составных частях своей заработной платы. При рассмотрении дела было установлено, что о нарушении своего права на полную оплату труда истцу стало известно только в сентябре 2012 года (в связи с рассмотрением исков других работников, когда достоверно было установлено, что заработная плата работников начислялась ответчиком без учета уральского коэффициента). В результате причины пропуска работником срока для обращения в суд были признаны уважительными (Определение Свердловского областного суда от 22.02.2013 по делу N 33-1620/2013).

3. Заработная плата должна выплачиваться в месте выполнения работы. Это правило установлено в целях создания наиболее удобных для работника условий: он не должен тратить свое свободное время и совершать поездки для того, чтобы получить заработную плату в центральном офисе организации, централизованной бухгалтерии и т.п.

Место выполнения работы (в т.ч. конкретное рабочее место, удаленное от места расположения организации) определяется правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами либо трудовым договором.

4. Коллективным договором или трудовым договором с конкретным работником может быть предусмотрено перечисление заработной платы на указанный работником счет в банке. Соответствующее изменение может быть внесено в трудовой договор и после его заключения.

Условия перечисления (сроки, порядок, размеры) определяются в коллективном договоре или в трудовом договоре. Расходы по перечислению денежных сумм и обслуживанию банковской карточки (если открывается соответствующий счет) возлагаются на работодателя.

5. При выплате части заработной платы в неденежной форме место, сроки и порядок выдачи соответствующих товаров (продукции) устанавливаются в коллективном или трудовом договоре. При этом должны быть предусмотрены наиболее благоприятные для работника условия, например, громоздкие или тяжелые товары должны доставляться на дом работника либо ему предоставляется возможность поэтапного их вывоза.

О выплате заработной платы в неденежной форме см. также коммент. к ст. 131.

6. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику. Исключения из этого правила могут быть установлены федеральным законом или трудовым договором. Федеральными законами в настоящее время такие исключения не установлены. В трудовом договоре стороны свободны установить любой способ выплаты заработной платы, например: перечисление ее на счет супруги (одного из родителей, детей и т.п.) работника; выдача заработной платы наличными по доверенности, выданной работником.

В случае ограничения дееспособности работника в порядке, предусмотренном ст. 30 ГК РФ, его заработная плата выдается попечителю на основании попечительского удостоверения или самому работнику, но на основании письменного согласия попечителя.

7. Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Конкретные дни выдачи заработной платы устанавливаются коллективным договором, либо правилами внутреннего трудового распорядка, либо трудовым договором.

На практике обычно устанавливается два-три дня выдачи заработной платы, например 1 — 3-е и 15 — 17-е числа каждого месяца. В большинстве организаций используется авансовая система расчета заработной платы, при которой в середине месяца выплачивается аванс, составляющий обычно часть тарифной ставки (должностного оклада) и компенсационные доплаты постоянного характера (за вредные условия труда и т.п.), а в начале следующего месяца производится окончательный расчет, включающий стимулирующие выплаты.

Заработная плата выдается на основе ведомостей. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, среди которых формы расчетно-платежной ведомости, расчетной ведомости, платежной ведомости, журнала регистрации платежных ведомостей (с 01.01.2013 не являются обязательными).

8. Установление иных сроков выплаты заработной платы возможно лишь в федеральном законе. Соглашение о выплате заработной платы один раз в месяц независимо от того, на каком уровне оно заключено, противоречит предписаниям законодательства.

9. Комментируемой статьей предусмотрены особые правила выплаты заработной платы в тех случаях, когда день ее выдачи совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем. В этих случаях заработная плата должна выплачиваться накануне — в последний день работы либо заранее.

Заранее оплачивается и отпуск. В случае нарушения срока оплаты отпуска он может быть перенесен (см. коммент. к ст. 124).

10. Части 3 и 5 комментируемой статьи были предметом оспаривания в Конституционном Суде РФ, который в Определении от 21.04.2005 N 143-О указал, что указанные нормы представляют собой гарантии реализации закрепленного ТК (ст. ст. 2, 21, 22 и 56) права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы; направлены на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выплаты заработной платы, на создание условий беспрепятственного ее получения лично работником удобным для него способом и соответствуют положениям Конвенции МОТ N 95 (1949).

www.zakonrf.info

Это интересно:

  • Налог на имущество пермь 2018 Налог на движимое имущество организаций с 2018 года Отправить на почту Налог на движимое имущество с 2018 года для юрлиц применяется с учетом ст. 381.1 НК РФ, появившейся в кодексе в 2017 году и тогда же подвергшейся обновлению. Рассмотрим, каковы окончательные итоги вопроса об обложении […]
  • Приказ 969 от 2014 Архив документов за декабрь 2. Консультант Плюс. Раздел содержит документы за декабрь 2. РФ, указы, постановления и т. Приказ Минфина России от 0. N 1. 57н. (ред. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе. Приказ МО РФ от 2013 г. […]
  • Досрочные пенсии 400-фз ст 30 . Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2018 В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. Обсуждение закона . Статья 30. Сохранение права на досрочное […]
  • Перерасчёт пенсии по баллам Перерасчет женщинам за детей в баллах Перерасчет пенсии за детей для женщин рассчитывается на основании ч.2 ст.18 400-ФЗ и только для страховых пенсий. Суть перерасчета в том, что у пенсионера в этом случае из их стажа исключаются периоды работы, совпадающие с периодом ухода за ребенком […]
  • Доплата к пенсиям по старости Фиксированная выплата к страховой пенсии Фиксированная выплата — это часть суммы пенсионного обеспечения гражданина, которая устанавливается к страховой пенсии (по старости, инвалидности или потере кормильца). Она представляет собой фиксированную величину, устанавливаемую государством и […]
  • Реквизит госпошлины на развод Госпошлина на развод С 1 января 2018 года размеры государственных пошлин за развод не изменились. Последнее их повышение состоялось в 2015 году — тогда стоимость регистрации расторжения брака и выдачи соответствующего свидетельства была повышена с 400 до 650 рублей с каждого из супругов […]
  • Рассчитать налог от продажи автомобиля Как законно не платить налог с продажи автомобиля? Реализация автомобиля (далее по тексту а/м), как и любого другого имущества, подразумевает получение дохода, что, в свою очередь, порождает обязанность уплатить налог с данной прибыли. В статье будут рассмотрены все законные способы […]
  • Закон призыв 2013 Порядок призыва граждан на военную службу Регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663), Положением о военно-врачебной […]