Принципы административного наказания

admin

§ 2. Принципы административной ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд принципов административной ответственности. Принципы — это те основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.

Первый принцип, по своей сути, представляет собой продолжение общеправового принципа формально юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст.

Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Последнее положение означает, что действующим законодательством установлены специальные процедуры привлечения к различным видам ответственности отдельных субъектов права, что связано с существованием системы сдержек и противовесов, обеспечивающей равновесие ветвей государственной власти.

Так, ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» *(257) предусмотрено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть:

привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Второй принцип — презумпция невиновности. Этот принцип лежит в основе справедливого судопроизводства и других процедур привлечения к ответственности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Принцип презумпции невиновности проявляется также в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Третьим принципом, закрепленным законодательно, является законность.

лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;

применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;

при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

В науке административного права выявлено значительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признания в качестве основополагающих идей административной ответственности. К таким принципам относится, в частности, принцип обратной силы закона, который обусловливает недопустимость придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему административную ответственность, и применение нового закона, устраняющего или смягчающего административную ответственность.

Принцип гарантированности судебной защиты означает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, заинтересованным лицам принадлежит право на судебное обжалование незаконного или необоснованного постановления по делу об административном правонарушении.

Принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона вытекает из статьи 50 Конституции РФ и представляет собой значительную гарантию интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола должностных лиц.

Принцип неотвратимости административной ответственности предполагает, что установление и применение административной ответственности должно обеспечивать наказание всех лиц, совершивших административные правонарушения.

Принцип индивидуализации административной ответственности требует, чтобы при назначении административного наказания учитывались характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также личность виновного для физического лица и его имущественное положение или имущественное и финансовое положение юридического лица.

lawbook.online

Принципы административного наказания

Согласно дополнениям КоАПРФ обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.

Лицо, в отношении которого назначено административное наказание в виде обязательных работ, выполняет их на безвозмездной основе.

Предусмотренные КоАПРФ виды административных наказаний в своей совокупности образуют систему административных наказаний, которая включает разные по характеру и правовым последствиям санкции, что позволяет учесть при назначении наказания личность нарушителя и обстоятельства совершенного правонарушения.

Свидетельством системности административных наказаний являются следующие факторы:

1) прежде всего, административные наказания имеют единую законодательную базу, которая состоит из КоАПРФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях;

2) у всех административных наказаний общая основная цель, обозначенная в ст. 3.1КоАП РФ как «предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами»;

3) административные наказания объединяют единые фактические основания применения — административные правонарушения;

4) административные наказания, закрепленные в ст. 3.2КоАП РФ, расположены, как правило, в формате определенной иерархичности, своеобразной «лестницы наказаний», в зависимости от тяжести тех правовых последствий, которые наступают при применении каждого конкретного наказания;

5) административные наказания как систему характеризуют общие правила их назначения (глава 4КоАП РФ);

6) единый (хотя и с некоторыми особенностями) порядок производства по делам об административных правонарушениях (раздел IVКоАП РФ);

7) применение любого административного наказания означает официальное осуждение виновного и влечет состояние его наказанности до тех пор, пока виновный отбывает наказание, и еще год со дня его окончательного исполнения;

Бесспорно, вся система административных наказаний будет действовать эффективно при условии четко налаженного механизма реализации самих мер ответственности, а также установления правила о том, что неисполнение налаженного административного наказания должно влечь за собой применение более сурового наказания 14 .

В соответствии с официальной классификацией (ст. 3.3КоАП РФ) административные наказания могут быть подразделены на основные и дополнительные. Такие виды административных наказаний, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации, могут применяться и как основные, и как дополнительные административные наказания. Остальные административные наказания могут применяться только как основные.

Эта классификация дополняется принципиальным правилом о том, что за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной частиКоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности.

Дополнительные наказания усиливают потенциал воздействия основного наказания. Следует подчеркнуть, что основные наказания не сочетаемы друг с другом; также недопустимо одновременное применение двух дополнительных административных наказаний 15 .

Из всех видов наказаний на уровне субъектов Российской Федерации могут применяться только два — предупреждение и административный штраф.

Постановление о назначении административного наказания выносится уполномоченным государственным органом или должностным лицом по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении.

Назначение административного наказания должно осуществляться на основе общих принципов применения мер административной ответственности, вытекающих из положений КодексаРФ об административных правонарушениях. На основе анализа названных положений и соответствующей литературы по административно-деликтному праву выделяются следующие принципы назначения административного наказания 16 :

1) законность и справедливость назначения административного наказания;

2) индивидуализация административного наказания;

3) недопустимость освобождения правонарушителя от исполнения возложенной на него обязанности, в связи с неисполнением которой он был привлечен к административной ответственности;

4) невозможность назначения административного наказания дважды за одно и то же административное правонарушение;

5) допустимость одновременного назначения административного наказания юридическому и физическому лицу за совершение одного и того же административного правонарушения;

6) вероятность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административного наказания при малозначительности самого правонарушения.

Содержание принципа справедливости административного наказания заключается в том, что назначаемое лицу административное наказание должно быть соразмерным тяжести совершенного им административного правонарушения, характеру и степени угрозы, созданной охраняемым мерами административной ответственности общественным отношениям. Справедливость назначенного лицу административного наказания определяется тем, насколько избранный вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного противоправного деяния, соразмерны ему.

Принцип индивидуализации административного наказания, в отличие от принципа его справедливости, заключается в том, что при назначении административного наказания в первую очередь учитываются субъективные особенности лица, совершившего конкретное деяние, его поведенческие установки при совершении деяния и после его совершения, степень вины нарушителя, его имущественное (финансовое) положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что административное наказание — это итоговая мера административной ответственности, применяемая к лицу, совершившему административное правонарушение, состоящая в установлении в отношении этого лица определенных ограничений (запретов, лишений) имущественного, личного или организационного характера либо в оказании на него властного морально-психологического воздействия с целью его правового воспитания, предупреждения совершения им, а также другими лицами новых аналогичных или иных административных правонарушений и влекущая возникновение у указанных лиц временного состояния административной наказуемости.

studfiles.net

1. Понятие и принципы административной ответственности

Глава I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность является видом административного принуждения и одновременно одним из видов юридической ответственности, поэтому ей свойственны как общие признаки, характеризующие данные правовые явления, так и определенные особенности.

Как вид административного принуждения административная ответственность обладает следующими качествами:

– имеет межотраслевую направленность, так как охраняет не только административные, но и налоговые, таможенные, земельные и иные правовые общественные отношения, складывающиеся преимущественно в сфере государственного управления;

– проявляется во внешнем государственно-правовом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений личного, организационного или имущественного характера, т.е. влечет те или иные неблагоприятные последствия;

– применяется только уполномоченными на то органами, должностными лицами и судьями;

– применяется уполномоченным субъектом публичной власти к лицам, не находящимся в служебной подчиненности с данным субъектом.

Административной ответственности присущи основные признаки юридической ответственности, поскольку она:

– наступает в связи с совершением правонарушения;

– влечет неблагоприятные юридические последствия в виде мер государственного принуждения;

– является государственным осуждением совершенного противоправного действия (бездействия) и субъекта, его совершившего;

– применяется уполномоченными субъектами публичной власти.

Особенности административной ответственности, предопределяющие ее качественное своеобразие, состоят в следующем.

  1. Законодательное регулирование административной ответственности относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. При этом на федеральном уровне она устанавливается только КоАП РФ, а на уровне субъектов РФ – законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
  2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
  3. Административная ответственность выражается в применении к виновному административного наказания, которое представляет собой меру принудительного воздействия личного или имущественного характера, установленную государством за совершение административного правонарушения.
  4. Субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели), а также юридические лица.
  5. Субъектами, уполномоченными применять административную ответственность (субъектами административной юрисдикции), являются как судьи, так и должностные лица органов государственного управления (органов исполнительной власти, их учреждений и структурных подразделений), а также специализированные коллегиальные органы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; административные комиссии и др.).
  6. Порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами, закрепленными в КоАП РФ.

Таким образом, административная ответственность выражается в применении к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренной административно-правовой нормой закона меры принудительного воздействия в виде административного наказания, ограничивающего личные или имущественные права этого лица.

Приведенное определение характеризует административную ответственность с точки зрения реального воздействия административно-правовых норм на общественные отношения путем возложения на лицо, совершившее правонарушение, обязанности претерпеть определенные негативные последствия. В то же время административная ответственность может быть рассмотрена и как система административно-правовых норм, составляющих в своей совокупности самостоятельный правовой институт.

Выделяют три аспекта административной ответственности:

1) нормативный – система административно-правовых норм, закрепляющих: а) общие положения и принципы административной ответственности; б) виды административных наказаний и правила их назначения; в) составы административных правонарушений; г) круг субъектов, имеющих право рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные наказания; д) порядок производства по делам об административных правонарушениях;

2) фактический – совершение административного правонарушения;

3) процессуальный – принятие правового акта компетентным субъектом административной юрисдикции о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Для наступления административной ответственности необходимы все три составные ее части, перечисленные выше. Компетентный орган правомочен применить меру административного наказания только при выявлении и юридическом оформлении фактически совершенного противоправного деяния, за которое законом установлена административная ответственность.

Существенную роль в реализации основных положений института административной ответственности призваны играть ее принципы (т.е. фундаментальные идеи, стержневые начала, закрепленные в нормах права). Они пронизывают как материальную, так и процессуальную составляющие административной ответственности, определяя смысл и предназначение деятельности субъектов административной юрисдикции по ее применению. В принципах административной ответственности концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание данного института в его современном понимании.

Современные подходы к системе принципов административной ответственности в науке административного права сформировались в 60 – 80-е гг., когда изучение этого института являлось одним из приоритетных направлений в административно-правовых исследованиях. В целом за прошедшие десятилетия ученые-административисты подготовили достаточную теоретическую базу для закрепления системы принципов административной ответственности в ныне действующем законодательстве об административных правонарушениях. Важнейшие из них ныне нашли свое отражение в КоАП РФ, в частности: 1) законность; 2) ответственность за вину (презумпция невиновности); 3) равенство перед законом и судом; 4) индивидуализация ответственности.

Законность является основополагающим принципом административной ответственности, который в условиях демократического государства призван обеспечивать реальную защиту субъективных прав и свобод человека и гражданина, проведение в жизнь идеи верховенства права, его определенности и эффективности. Этот принцип базируется на положениях ст. 15 Конституции РФ, согласно которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции РФ.

В теории права принято выделять следующие требования законности:

– верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

– равенство всех перед законом;

– наличие социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию прав граждан и организаций (строжайшее соблюдение и исполнение обязанностей; беспрепятственные возможности для реализации субъективных прав);

– гарантированное, объективное применение права;

– стабильность, устойчивость правопорядка, эффективная работа всего механизма правового регулирования .

Алексеев А.А. Теория права. М., 1995. С. 270.

При применении административной ответственности такое понимание законности выражается в том, что лицо, виновное в совершении административного правонарушения, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, которые установлены законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ). По своему содержанию этот принцип включает адресованное судьям и иным субъектам административной юрисдикции требование правильно применять нормы материального права и совершать процессуальные действия в строгом соответствии с установленными правилами производства по делам об административных правонарушениях.

Существенную роль в реализации принципа законности играет положение ст. 1.1 КоАП РФ, в соответствии с которым административная ответственность может устанавливаться только настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Не менее важно и то, что согласно ст. 1.3 КоАП РФ только федеральный закон (имеется в виду данный Кодекс) вправе определять виды административных наказаний и порядок их назначения. Эти принципиальные положения подкрепляются четким указанием Кодекса на то, что применение административных наказаний и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется только в пределах компетенции органов и должностных лиц, наделенных административно-юрисдикционными полномочиями (ч. 2 ст. 1.6 КоАП РФ).

Особое значение принцип законности приобретает в связи с требованием ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ, в которой сказано, что при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство. В качестве дополнительной гарантии законности выступает положение ст. 1.7 КоАП РФ, из которой следует, что административная ответственность наступает лишь за то деяние, которое на момент его совершения признавалось административным правонарушением, а закон, смягчающий ответственность или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.

Наряду с принципом законности, основу современной концепции административной ответственности составляет принцип ответственности за вину (презумпция невиновности), который призван служить гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от назначения административного наказания без вины. Этот принцип прямо вытекает из ст. 49 Конституции РФ, которая отражает общеправовой подход к применению государственного принуждения в сфере публичной ответственности. В законодательстве об административных правонарушениях принцип презумпции невиновности находит свое отражение и развитие в ст. 1.5 КоАП РФ, основные положения которой следующие: 1) лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина; 2) лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением; 3) привлекаемое к административной ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность; 4) неустранимые сомнения в виновности данного лица толкуются в его пользу.

Кроме того, в производстве по делам об административных правонарушениях презумпция невиновности имеет еще один важный аспект, который состоит в возложении обязанности доказывания вины лица, привлекаемого к административной ответственности, на государственный орган, возбудивший дело.

Принцип равенства перед законом и судом был признан международным сообществом в качестве одного из фундаментальных в 1948 г., когда Генеральная Ассамблея ООН одобрила Всеобщую декларацию прав и свобод человека. Его сущность раскрывается в ст. 7 этого документа, провозгласившей: “Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации…” В дальнейшем этот принцип был закреплен в ст. 19 Конституции РФ, которая содержит положение о равенстве всех перед законом и судом и о предоставлении государством гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип равенства перед законом и судом при применении административной ответственности почти дословно отражен в ст. 1.4 КоАП РФ. Его основная идея состоит в том, что в отношении всех граждан и юридических лиц применяются единые материальные и процессуальные административно-правовые нормы. Таким образом, реализация данного принципа предполагает неотвратимость наказания, т.е. применение к виновному мер административного принуждения независимо от служебного, социального, имущественного положения и других обстоятельств. Исключением из этого правила являются случаи привлечения к административной ответственности отдельных категорий граждан РФ и иностранных граждан, обладающих полным или частичным иммунитетом от административной юрисдикции, например: Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров и следователей, военнослужащих, несовершеннолетних и некоторых других.

Принцип индивидуализации ответственности заключается в том, чтобы на основе полной, всесторонней и объективной оценки содеянного, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, была избрана в пределах нормы именно та мера ответственности, которая обеспечит наиболее эффективное достижение целей административного наказания.

Наряду с вышеизложенными принципами, большое практическое значение для характеристики института административной ответственности имеют процессуальные принципы производства по делам об административных правонарушениях, основу которых составляют общие принципы административного процесса. В их числе можно назвать следующие принципы.

Принцип объективной истины непосредственно вытекает из задач производства по делам об административных правонарушениях. Его реализация предполагает тщательное выяснение всех фактических обстоятельств дела, установление обстоятельств, исключающих возможность участия в производстве по делу и рассмотрения дела, и т.п.

Принцип охраны чести и достоинства личности заключается в том, что при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство (ст. 1.6 КоАП РФ).

Принцип ведения производства на государственном языке выражается в том, что производство по делу ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации либо на государственном языке того субъекта РФ, на территории которого находится орган, должностное лицо или судья, рассматривающие дело. Неотъемлемой составляющей данного принципа является право лица, не владеющего языком, на котором ведется дело, пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП РФ).

Принцип гласности заключается в том, что дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст. 24.3 КоАП РФ).

Принцип независимости судей, органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, выражается в том, что они оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).

Принцип оперативности выражается в краткости материально-правовых и процессуально-правовых сроков в сфере административной ответственности, в том числе сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.5 КоАП РФ), рассмотрения дела (ст. 29.6 КоАП РФ), обжалования постановления и рассмотрения жалобы или протеста (ст. ст. 30.1, 30.5 КоАП РФ), обращения вступившего в законную силу постановления к исполнению и срока давности его исполнения (ст. ст. 31.1, 31.9 КоАП РФ).

Принцип экономичности проявляется прежде всего в том, что основная часть дел об административных правонарушениях рассматривается государственными органами и их должностными лицами, которые сочетают административно-юрисдикционные полномочия с иными полномочиями в сфере государственного управления. Кроме того, реализации данного принципа призван служить установленный в КоАП РФ порядок распределения издержек по делу об административном правонарушении, которые состоят из сумм, выплаченных свидетелям, экспертам и переводчикам и израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта РФ, – на счет бюджета соответствующего субъекта РФ. Эти же правила применяются в отношении остальных издержек в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом (ст. 24.7 КоАП РФ).

Применительно к судебной системе особую важность в производстве по делам об административных правонарушениях приобретают такие процессуальные принципы, как состязательность, диспозитивность и принцип активной позиции суда, базирующиеся на конституционных принципах судопроизводства.

Более подробно все процессуальные принципы административной ответственности будут раскрыты в гл. III настоящей работы.

narodirossii.ru

научная статья по теме ПРИНЦИПЫ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРИНЦИПЫ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ»

ПРИНЦИПЫ НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ

Н.А. КОРСАКОВА, адъюнкт Белгородского юридического института МВД России E-mail: nkorsakova@bk.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право,

Аннотация. В статье на основе анализа норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, научной литературы и административно-юрисдикционной практики рассматриваются принципы назначения административного наказания, раскрывается сущность каждого из них, предлагается авторское видение проблем их применения при привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности.

On the basis of the analyses of the norms in the Code of the Russian Federation concerning the administrative transgressions, scientific literature and administrative jurisdictional practice the article considers the principles of setting the administrative punishment, reveals the essence of each of them, suggests the author»s understanding of their application to making both physical, and juridical persons answerable for administrative responsibility.

Ключевые слова и словосочетания: принцип, административное наказание, административное правонарушение, административная ответственность, назначение административного наказания, административно-юрис-дикционный орган (principle, administrative punishment, administrative transgression, administrative responsibility, setting the administrative punishment, administrative jurisdictional body).

Из рецензии на статью: «. Автор рассматривает такие принципы, как законность, справедливость, индивидуализация административного наказания, недопустимость освобождения в связи с назначением административного наказания от исполнения обязанности, недопустимость повторного назначения административного наказания за одно и то же административное правонарушение.

В статье предлагается авторское видение каждого из названных принципов, несколько отличающееся от сложившихся в науке административного права подходов.

В целом представляется возможным сделать вывод о том, что статья является творческой, оригинальной работой, имеющей как научное, так и практическое значение, и может быть рекомендована для опубликования. ».

П.И. Кононов, научным руководитель, судья Арбитражного суда Кировской области, доктор юридических наук, профессор

Назначение административного наказания представляет собой действия судьи, иного уполномоченного органа или должностного лица по определению физическому или юридическому лицу, в действиях (бездействии) которого установлен состав административного правонарушения, вида и меры административного наказания на основании санкции статьи (части статьи) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей ответственность за совершение данного административного правонарушения.

Назначение административного наказания должно осуществляться на основе общих принципов применения мер административной ответственности, вытекающих из положений Конституции РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). На основе анализа названных положений и соответствующей литературы по административному праву представляется возможным выделить

следующие принципы назначения административного наказания:

• законность назначения административного наказания;

• справедливость административного наказания;

• индивидуализация административного наказания:

• недопустимость освобождения правонарушителя от исполнения возложенной на него обязанности, в связи с неисполнением которой он был привлечен к административной ответственности и подвергнут административному наказанию;

• недопустимость назначения административного наказания дважды за одно и то же административное правонарушение;

• допустимость одновременного назначения административного наказания юридическому и физическому лицу за совершение одного и того же административного наказания;

• возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административного наказания.

Рассмотрим далее каждый из перечисленных принципов.

Законность назначения административного наказания

Содержание принципа законности назначения административного наказания может быть раскрыто на основе системного анализа положений статей 1.1, 1.4—1.8, 2.1, 4.1 КоАП РФ. Данный анализ позволяет выделить следующие основные требования законности, которые должны соблюдаться судьями, иными уполномоченными органами и должностными лицами при назначении административных наказаний.

1. Административное наказание может быть назначено физическому или юридическому лицу только в случае установления в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, в том числе вины в его совершении.

2. Судья, иной орган или должностное лицо вправе назначить физическому или юридическому лицу только такой вид основного и (или) дополнительного административного наказания и только в тех количественных пределах (сумм денежных средств, суток, месяцев, лет), которые предусмотрены санкцией конкретной статьи (части статьи) КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей административную ответственность за совершенное указанным лицом административное правонарушение.

3. Административное наказание может быть назначено судьей, иным органом или должностным лицом в пределах их компетенции, предусмотренной КоАП РФ. Данное требование законности заключается в следующем.

Во-первых, судья, иной административно-юрис-дикционный орган или его должностное лицо в силу ч. 1 ст. 22.1 КоАП РФ вправе рассмотреть только такое дело об административном правонарушении и соответственно назначить за совершение данного правонарушения административное наказание, которое отнесено соответствующей нормой гл. 23 КоАП РФ к его подведомственности.

Во-вторых, судья, иной административно-юрис-дикционный орган или его должностное лицо вправе назначить лицу, совершившему административное правонарушение, только тот вид административного наказания, на применение которого они уполномочены нормами гл. 3 КоАП РФ.

В частности, в силу положений гл. 3 КоАП РФ административно-юрисдикционные органы и их должностные лица вправе назначать лишь два вида административных наказаний: предупреждение и административный штраф. Все остальные виды административных наказаний, предусмотренные гл. 3 КоАП РФ, могут назначаться только судьями. Исключение из данного правила предусмотрено лишь ч. 2 ст. 3.10 КоАП РФ, в соответствии с которой в случае совер-

шения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию административное выдворение к ним может быть применено уполномоченным должностным лицом компетентного органа исполнительной власти.

В связи с этим в том случае, когда санкция нормы Особенной части КоАП РФ предусматривает возможность применения за административное правонарушение помимо предупреждения и (или) административного штрафа также и иных основных или дополнительных видов административных наказаний, в частности, таких, как лишение специального права, административный арест, конфискация или возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, дисквалификация, административное приостановление деятельности, и с учетом фактических обстоятельств дела о соответствующем административном правонарушении и личности правонарушителя усматривается необходимость в их применении, должностное лицо, осуществляющее производство по данному делу, обязано в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ направить его материалы компетентному судье для рассмотрения и назначения административного наказания.

4. Административное наказание может быть назначено судьей, иным органом или должностным лицом только в рамках производства по делу об административном правонарушении и с соблюдением процедуры, предусмотренной ст. 28.6 КоАП РФ или гл. 29 КоАП РФ.

Справедливость административного наказания

В КоАП РФ принцип справедливости назначаемого административного наказания официально не закреплен.

В то же время данный принцип раскрывается в ст. 6 Уголовного кодекса РФ. В соответствии с названной нормой наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. При таком подходе, по существу, происходит смешение двух самостоятельных принципов: справедливости и индивидуализации административного наказания.

С нашей точки зрения, справедливость назначаемого административного наказания является самостоятельным принципом назначения административного наказания, который должен отграничиваться от принципа индивидуализации административного наказания. И связано это, на наш взгляд, со следующим.

Содержание принципа справедливости административного наказания, по нашему мнению, заключается в том, что назначаемое лицу административное наказание должно быть соразмерным характеру и последствиям совершенного им административного

правонарушения, характеру и степени угрозы, созданной охраняемым мерами административной ответственности общественным отношениям. В связи с этим справедливость назначенного лицу административного наказания определяется тем, насколько избранный вид и размер наказания соответствуют характеру и последствиям совершенного противоправного деяния, соразмерны им.

Реализация принципа справедливости административного наказания на практике возможна лишь в том случае, если норма Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (административной ответственности), устанавливающая административную ответственность за конкретное административное правонарушение, позволяет судье, иному органу или должностному лицу, разрешающему дело об этом правонарушении, выбрать тот вид и размер административного наказания, которые

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

naukarus.com

Это интересно:

  • Пленум верховного суда о судебном решении РАЗЪЯСНЕНИЯ ВС РФ О СОСТАВЛЕНИИ И СОДЕРЖАНИИ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ, УСЛОВИЙ ЕГО ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ, СООТВЕТСТВИИ СОДЕРЖАНИЮ ИСКА И ТРЕБОВАНИЯМ СТОРОН, СРОКОВ ВЫНЕСЕНИЯ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ. ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 декабря 2003 г. N 23 О судебном […]
  • Юрист межевание Регистрация права межевание ранее учтенного земельного участка Добрый день!Имеем земельный участок и дом в деревне, пользуемся домом только в летний период. Земельный участок имеет адрес, кадастровый номер, по полученной кадастровой выписке о земельном участке: "граница зем.участка не […]
  • Синюк дмитрий витальевич юрист Синюк дмитрий витальевич юрист Приступаем к публикации списка «костяка» организованного преступного сообщества «Киселя». Первая сотня актива одной из мощнейших преступных организаций на территории Украины. Ищите бывших и нынешних коллег по работе, соседей и просто знакомых. В первой […]
  • Нарушение правил пожарной безопасности состав Нарушение правил пожарной безопасности Нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК). Непосредственный объект преступления — пожарная безопасность, т. е. состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожара. Дополнительными объектами могут выступать жизнь […]
  • Смышляева нотариус Нотариусы Чебоксар и Чувашии Нотариальная палата Чувашской Республики Адрес: 428003, город Чебоксары, ул. Гагарина, д. 3 Телефон: (8352)62-39-28ф notpal_chr@cbx. ru Президент: Соколова Елизавета Ильинична Вице-президент: Ротманова Нина Германовна Директор: Иванова Валентина […]
  • Приказ 300 дсп мо рф от 15042013 Приказ 300 дсп мо рф от 15042013 Приказ МО РФ от 2. I. Общие положения. Правила определяют порядок ношения военнослу­жащими Вооруженных Сил Российской. Федерации* предметов воен­ной формы одежды, знаков различия военнослужащих. Боевого знамени; при спуске на воду вступающего в строй […]
  • Рамка на номер следственный комитет Адреса и телефоны Подразделений Следственного комитета РФ Подразделения Следственного комитета Российской Федерации Следственный комитет Российской Федерации (СК РФ) 105005, Россия, г. Москва, Технический переулок, д. 2 (800) 333-00-81 (для регионов), (495) 640-10-48 […]
  • Взыскание долга по расписке с физического лица Возврат долга с физического лица по расписке Июль 19, 2017 ВОЗВРАТ ДОЛГОВ Эффективный возврат долгов как с распиской, так и без! Вам должны деньги? Вернём долги частных лиц быстро, индивидуально, анонимно. Звоните: 8 495 760 18 52 РАБОТАЕМ БЫСТРО, КАЧЕСТВЕННО, В РАМКАХ ЗАКОНА! В […]