Спишите предложения соответствующие схемам п а п научный спор

admin

Урок русского языка на тему «Способы передачи чужой речи» (8 класс)

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал»

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС

Разработка урока русского языка в 8 классе

Автор: Белякова Оксана Анатольевна,

учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №9» г. Воскресенска МО

Тип урока : сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая : способы передачи чужой речи.

Тема коммуникативная : коммуникативно-организованный дидактический материал из лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе.

Тема по развитию речи : рассуждение на тему любви к природе, отношение к экологической проблеме.

Технология урока : комплексная: блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении.

Методы познавательные: эвристическая беседа, анализ, сравнение.

Способ познания: индуктивно-дедуктивный.

Тростенцова Л.А., Ладыженскя Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. . Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Портреты М.Ю.Лермонтова, М.М.Пришвина, К.Г.Паустовского и др.

Выставка книг этих поэтов и писателей.

а) повторить ранее изученные сведения об основных признаках предложений с прямой речью, диалогом, вводными словами и словосочетаниями и обращениями;

б) познакомить с основными способами передачи чужой речи с разрывом; с косвенной речью.

а) закрепить (старое) умение расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, диалогом, вводными словами;

б) сформировать умение постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью с разрывом и в предложениях с косвенной речью.

интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему природы родного края и любви к малой родине, к отчему дому;

языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей филологической компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной);

нравственные качества школьников (понимание значимости малой родины и ответственности человека за всё на земле), способность вырабатывать положительный взгляд на нравственные понятия, эмоциональное отношение к ним, эстетическое восприятие лирики и прозы о природе родной русской земли;

б) развивать разные виды памяти (слуховую, зрительную, логическую, ассоциативную), логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение), разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо), способности, волю, эмоции;

в ) формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе: толковым, орфографическим словарям, словарям-справочникам, к лирическим стихотворениям русских поэтов и к прозе отечественных писателей.

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Содержание проверки и опроса

Методы и приёмы проверки

Знания о предложении с прямой речью.

Опрос индивидуальный и фронтальный с самостоятельными примерами из домашней работы.

Умение различать предложения с прямой речью до и после слов автора. С диалогом и вводными конструкциями. Умение расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Чтение и комментирование предложений с прямой речью, диалогом, вводными конструкциями, используя предложения из домашней работы ( предложения о природе родного края, об экологии)

ОТД (опыт творческой деятельности – проверка речевых умений).

– Можно ли из данных предложений построить текст? Каким образом? Доказать свою точку зрения. Какой заголовок вы бы подобрали?

НЭОМ (нормы эмоционального отношения к миру, к обществу, к себе)

– Что даёт вам чтение лирики и прозы русских поэтов и писателей о природе родного края?

– Что особенно понравилось в их высказываниях?

– О какой экологической проблеме заставляют они задуматься?

– Как, по-вашему, разрешить эту проблему?

– Какова ваша роль как Человека на земле?

Оценка высказываний учащихся на основе выполнения домашнего задания.

актуализацию изученных способов действий.

Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

Оценка ответов других учеников.

2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

А) Формулирование цели урока.

Эвристическая беседа по предложениям, записанным на доске заранее и закрытым до этого момента.

1) Л.Н.Толстой любил повторять Без Ясной Поляны не было бы ни меня ни моих сочинений.

2) Моя лирика жива одной большой любовью к родине писал Сергей Есенин.

3) Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе писал М.Ю. Лермонтов мы невольно становимся детьми.

4) В.Распутин в повести “Прощание с Матёрой” писал что природа сама по себе всегда нравственна безнравственной её может сделать лишь человек.

5) По словам М.М.Пришвина человек это часть природы, его нельзя разлучить с ней.

6) Замечательный писатель ученый публицист Сергей Тимофеевич Аксаков говорил о своем постоянном стремлении постичь тайны природы.

Посмотрите на предложения, записанные на доске.

Какой темой объединены?

Одинаковы ли они по строению?

Все ли предложения можно назвать «Предложения с прямой речью»? 1,2,3

В каких предложения передается чужая речь? 4,5,6

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Какую цель вы перед собой поставите?

Б) Актуализация знаний.

Расставьте знаки препинания в 1 и 2 предложении, спишите, составьте схему данных предложений.

В) Знакомство с пунктуацией в прямой речи с разрывом.

Анализ предложения №3. В чем особенность его строения? Попробуйте расставить знаки препинания и составить схему.

Делаем вывод о знаках препинания в предложениях, когда слова автора разрывают прямую речь.

Г) Заранее подготовленное выступление учащегося.

Исторический комментарий о причинах и времени появления пунктуации в русском языке.

Прообразы знаков препинания попадаются уже в новгородских берестяных грамотах. У некоторых авторов начало письма означало крест; изредка встречается осмысленное употребление точек (они ставились между словосочетаниями. Хотя и не вполне регулярно). По-настоящему система пунктуации сформировалась только после распространения книгопечатания. Начало научного освещения русской пунктуации положено М.В.Ломоносовым в его “Российской грамматике” (1755 г.)

Во второй половине XVIII и XIX веков появились следующие труды по пунктуации: “Письмовник” Н.Г.Курганова (1769г.), грамматики А.А.Барсова (1771г.) и др.

И именно Н.Г.Курганов к знакам препинания причислил и кавычки (“отменительный”). Затем необходимость упорядочения правил для школы и печати привела к созданию Я.К.Гротом специального раздела “Знаки препинания” в его известном труде “Русское правописание” (1885г.)…

Оценки за работу.

определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками.

Д) Открытие нового знания.

Способы передачи прямой речи.

Работа с предложениями 4,5,6.

Учащиеся анализируют предложения с прямой речью:

В.Распутин в повести «Прощание с Матёрой» писал: «Природа сама по себе всегда нравственна, безнравственной её может сделать лишь человек».

М.М.Пришвин говорил: «Человек – это часть природы, его нельзя разлучить с ней».

Замечательный писатель, ученый, публицист Сергей Тимофеевич Аксаков говорил: «Главная моя цель – постичь тайны природы».

Учащимся предлагается сравнить данные предложения, расставить знаки препинания в предложениях 4,5,6, доказать.

Сделать вывод о том, какими тремя способами можно передать чужую речь.

Установление причинно-следственных связей.

Поиск и выделение информации; Анализ объектов с целью выделения признаков

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

А) Репродуктивные упражнения :

Даны предложения с прямой речью. Заменить прямую речь на косвенную, объясняя, какой из трех способов используем.

1. Дмитрий спросил у собеседника: «Как ты думаешь, может человек жить без природы, без ее целительной силы? »

2. Василий Степанович громко сказал: «Ребята, берегите наш лес!»

3. Георгий напомнил: «Сейчас запрещено разводить костры.»

Обратите внимание, какие предложения по цели высказывания мы сейчас переделывали? При помощи чего у нас получилось передать вопросительное предложение? Побудительное?

4. «Леса учат человека понимать прекрасное,» – говорил А.П. Чехов.

5. М.М. Пришвин писал: « Для меня природа – это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты. »

Б) Репродуктивно-продуктивные упражнения

Перед вами высказывание и его автор. Сначала запишите его в виде предложения с прямой речью, затем – с косвенной.

1. Нет ничего более упорядоченного, чем природа. Древнеримский философ Цицерон.

2. Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. М.М.Пришвин.

3. Ещё очень любил я и люблю цветы. На заимке, бывало, заваливал избу жарками, медуницей, кукушкиными слёзками, венериными башмачками… и землю свою люблю, и не устаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте. В.П.Астафьев.

4 . Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К.Г. Паустовский.

5. Соприкосновение с природой есть самое последнее слово всякого прогресса, науки, рассудка, здравого смысла, вкуса и отличной манеры. Ф.М. Достоевский.

Оценки за работу:

Универсальные учебные действия:

Выдвижение гипотез, их доказательство

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

анализ объектов, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Обобщение и систематизация на основе таблицы.

1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1) перед словами автора

2) после слов автора

2. Способы передачи прямой речи.

Предложение с прямой речью

Местоимения и наречия КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ или частица ЛИ

Николай Рубцов проникновенно восклицал: “Русь моя, люблю твои берёзы!”

Николай Рубцов проникновенно восклицал, что он любит берёзы Руси.

По словам Николая Рубцова, он любит берёзы Руси.

Николай Рубцов проникновенно говорил о любви к берёзам Руси.

Оценки за работу:

6. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Вопросы учителя к учащимся:

– В каких местах нашего села, района, страны вам нравится бывать?

– Какое время года вы по-особенному чувствуете?

– Какими красками изобразили бы вечернюю зарю и заходящее солнце?

– Какого цвета ночное небо.

– Ощущали ли вы запахи луговых трав, берёзовой рощи, хвойного леса?

Вариант 1: Сочинение-рассуждение на основе одного из высказываний, которые анализировали на уроке.

Вариант 2: Составить предложения по схемам, данным в обобщающей таблице.

Рефлексия: «Чему же я научился сегодня?»

Оценка деятельности учащихся

Какова была цель нашего урока?

— Достигли ли мы её?

— Что показалось наиболее сложным для понимания? Почему?

— Заполните, пожалуйста, оценочный лист.

Заполняют оценочный лист:

1. Комфортно ли вам было на уроке?

2. Что повторили?

3. Что узнали нового?

4. Что было непонятно?

5. Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.

6. Оцени работу соседа по парте.

7. Оцени работу учителя.

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Подготовить устно связанный текст о способах передачи чужой речи.

Задание на карточке.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

  • Русский язык и литература

Конспект урока русского языка в 8 классе, соответствующий требованиям ФГОС.

Тип урока — открытие новых знаний. Общей темой урока является тема природы.

Тростенцова Л.А., Ладыженскя Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М.. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Дидактический материал – высказывания о природе русских писателей.

Портреты М.М.Пришвина, М.Ю.Лермонтова, К.Г.Паустовского и др.

Выставка книг поэтов и писателей.

Целью данного урока является повторение ранее изученных сведений об основных признаках предложений с прямой речью, диалогом, обращениями, вводными словами; изучение основных способов передачи чужой речи, перевода прямой речи в косвенную; закрепление умения расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, обращениями, вводными словами и в диалоге; изучение расстановки знаков препинания в предложениях с косвенной речью. А также данный урок направлен на воспитание интереса к предмету, любви к природе и родному краю; на развитие речевых, культуроведческих, правописных способностей обучающихся; на развитие умения самостоятельно работать со справочной литературой: орфографическим словарем, толковым словарем, справочниками; а также на развитие самостоятельного поиска конкретных синтаксических конструкций в художественной литературе.

Урок состоит из 8 основных этапов:

1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

2. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

6. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Каждый этап состоит из нескольких структурных элементов.

Первый этап «ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ» включает в себя устный опрос, проверку умений расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалоге. Второй этап проверки домашнего задания – это опыт творческой деятельности, проверка речевых умений обучающихся. Третий этап направлен на выявление норм эмоционального отношения к миру, к себе, к окружающим – то есть выражение собственного мнения к прочитанному, изученному. После проверки домашнего задания необходимо оценить обучающихся. Это может быть как субъективная оценка учителя, так и коллективное обсуждение ответов других учеников.

Этап второй «ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА» состоит из следующих элементов:

1) Формулирование цели урока.

Это эвристическая беседа с учащимися на основе примеров из художественной литературы. В ходе данной беседы обучающиеся должны сами выявить тему урока и поставить перед собой цели, которые необходимо решить в ходе данного занятия.

2) Актуализация знаний обучающихся.

На данном этапе обучающиеся должны вспомнить схему предложений с прямой речью, расставить знаки препинания в данных учителем предложениях и сделать соответствующие выводы.

3) На третьем этапе объяснения нового материала заранее подготовленный ученик кратко рассказывает интересную информацию о появлении правил пунктуации в русском языке.

4) Необходимо оценить учащихся, которые активно работали, выполняя данные задания.

5) Следующий этап предполагает открытие обучающимися новых знаний по данной теме. Анализируя и сравнивая данные учителем предложения, они самостоятельно делают вывод о том, как можно передать прямую речь.

6) Данную работу учитель также оценивает.

7) С целью снятия напряжения на данном этапе целесообразно провести небольшую физминутку и гимнастику для глаз.

На четвертом этапе «ЗАКРЕПЛЕНИЕ» важно использовать три вида заданий в определенной последовательности:

1) Репродуктивные упражнения, в которых обучающиеся делают задания по образцу.

2) Репродуктивно-продуктивные упражнения, когда обучающиеся самостоятельно записывают две различные конструкции, основываясь на данных примерах.

3) Творческое задание, где обучающимся предлагается самостоятельно применить полученные умения и навыки.

Третий элемент закрепления (творческое задание) следует после этапа «ОБОБЩЕНИЕ», в котором обучающиеся предлагается систематизировать знания по темам «Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Способы замены прямой речи косвенной» .

Данные виды работы также необходимо оценить.

На седьмом этапе «ИТОГИ УРОКА» обучающимся предлагается оценить свою деятельность на уроке и заполнить оценочный лист.

www.metod-kopilka.ru

Знаки препинания при обособлении вводных слов и вводных конструкций. Знаки препинания при союзе как и других сравнительных союзах Вводные слова и словосочетания

Упражнение 66. Вспомните правило о постановке знаков препинания при вводных словах. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) К нашей радости поезд не опоздал. 2) Павел нечего греха таить был равнодушен к учению. 3) К стыду своему о юбилее учителя мы совсем забыли. 4) По существу он хороший малый. 5) Чай тогда тебе небо с овчинку показалось. 6) Она вернулась должно быть во втором часу. 7) Вы значит предлагаете мне отказаться от матча и следовательно лишиться десяти тысяч долларов? 8) Он был что называется мастер золотые руки. 9) Саша если можно так выразиться дезертировал с фронта семейной жизни. 10) А Клавдия ушла вернее убежала смущенно укрыв шалью лицо. 11) По слухам цены на бензин поднимутся. 12) На мой взгляд его точка зрения несостоятельна. 13) Струсил ты признайся когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? 14) Послушайте если звезды зажигаются значит это кому-нибудь нужно? (Маяковский) 15) Ольга бывает чувствует себя на уроке не совсем уверенно. 16) Между нами будет сказано я не верю ни одному его слову. 17) Э… да никак колосистую рожь переросла наша дочка! 18) Небось струсил паренек? 19) В довершение всего начался дождь 20) Он якобы отмежевался от того решения которое было принято по предложению директора. 21) Девушка как будто дразнила его своим равнодушным видом словно не замечая его ревности.

Упражнение 67. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Катя Вика Петрова Олег Степан по крайней мере человек пять из класса пришли на вечер встречи. 2) Мать возможно вернется завтра. 3) Это возможно сделать но не очень скоро. 4) Прежде всего мы займемся орфографией. 5) Прежде всего зачем ты вообще позвонила этому человеку? 6) Таким образом мы подошли к решению задачи и способ решения оказался правильным. 7) Таким образом задача решена мы можем заняться чем-нибудь еще. 8) Правильного варианта может не быть. 9) Может быть правильного варианта вообще не существует. 10) Ведь и правда могло померещиться, что в углу кто-то стоит. 11) Правда физика его совсем не интересует но электрик он хороший. 12) Видишь все это мы уже пережили. 13) Тетя Нюра видишь что делает? 14) Видишь ты эту тучку? 15) Скажи пожалуйста какой он храбрец! 16) Пожалуйста передай ему привет. 17) Завтра пожалуйста а сегодня прийти никак не могу. 18) Сначала он переплыл озеро потом пробежал по дорожке вокруг стадиона и наконец взобрался на гору. 19) Наконец мы хотим заявить о своей позиции. 20) Он добился успеха главным образом благодаря таланту. 21) Он должен переписать работу и главным образом по-новому расставить акценты. 22) Мы не надеялись никогда более встретиться однако встретились. 23) Смотри однако Вера будь осторожна. 24) Однако ты силен! 25) Как ты его обошел однако! 26) А Петр Петрович по крайней мере по многим признакам человек весьма почтенный. 27) На берегу ручья росло дерево судя по всему ольха. 28) Студент испугавшийся вероятно нежелательных последствий извинился перед преподавателем. 29) Эти перемены в нашей жизни мне совсем не нравятся впрочем как и другие. 30) Несчастье нисколько его не изменило а напротив он стал еще крепче и энергичнее. 31) Не год а может быть десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь. 32) И действительно все получилось хорошо. 33) Вы я думаю согласитесь со мной. 34) Сама же учительница говорили о ней не отличает толком простого предложения от сложного. 35) Прихвастнуть любил этот грех за ним водился может и тут что приплел для красного словца… 36) Татьяна состоявшая как мы уже сказали выше в должности прачки впрочем ей как искусной и ученой прачке поручалось одно тонкое белье была женщина лет двадцати осьми маленькая худая белокурая с родинками на левой щеке.

Упражнение 68. Вспомните правило о постановке знаков препинания при сравнительном обороте. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Настоящий мужчина сражается как тигр но с близкими нежен и добр словно ребенок. 2) Лучше поздно чем никогда. 3) На поезде ехать безопаснее нежели лететь самолетом. 4) Мы с Катей словно родные сестры. 5) Как честный человек он никогда не бросит семью. 6) Наша жизнь как сон. 7) Как мать она всегда понимала сына. 8) Как чайка парус там белеет в высоте. 9) Черты его были те же как и у сестры. 10) В комнате так же жарко как и на улице. 11) Я был весел так же как и мой брат. 12) В Москве как и во всей стране весна наступила раньше обычного. 13) Вводные слова как правило выделяются запятыми. 14) Осенью туманы в Лондоне бывают как правило. 15) Это был не кто иной как мой непосредственный начальник. 16) Как дым рассеялись мечты. 17) Перстенек как жар горит. 18) Богат хорош собою Ленский везде был принят как жених. 19) Гагарин вошел в историю как первый в мире космонавт. 20) Отец и мать ей как чужие. 21) Все относились к нему как к своему человеку. 22) Все смотрели на него как на ребенка. 23) Он высказал это как предположение. 24) У нас Ваня чувствует себя как в родной стихии. 25) Прими это как должное. 26) Я обратился к тебе не как к официальному лицу. 27) Она совсем как взрослая. 28) Было светло почти как днем. 29) Он отдавался игре именно как шаман. 30) Волосы у него вьются точь-в-точь как у матери. 31) Береги мою сестру как зеницу ока. 32) Ее болезнь как рукой сняло. 33) Он боялся учителя как огня. 34) Что ты мрачен как туча и надулся как мышь на крупу?

Упражнение 69. (Повторительное). Спишите, расставляя знаки препинания.

1) На службе Александр Иванович был как сверхсрочный солдат не рассуждал был исполнителен трудолюбив искателен и туповат. 2) Мир не в состоянии понять как американская разведка не приняла соответствующие меры. 3) Все происшедшее было как снег на голову. 4) Как страна-экспортер нефти Россия не должна испытать финансовые трудности. 5) Жильцы других квартир рассказывали что будто бы в квартире № 50 всю ночь слышались какие-то стуки. 6) Я не мог понять чем собственно говоря он привлекает людей. 7) Но вы очевидно совсем не слушаете меня. 8) Иногда мне казалось что все это происходит во сне. 9) Дождь не прекращался он лил как из ведра. 10) Она смотрела на меня так как будто у меня внезапно выросли рога и даже сконфуженно хихикнула. 11) Как человек широких взглядов начальник не мог обойти вопросов текущей политики и действовал сообразно требованиям текущего момента. 12) Надежда зажглась в его глазах как яркая лампочка. 13) Свобода выбора значит неизмеримо больше чем принято думать. 14) Он хотел позвать домработницу и попросить у нее пирамидону но все-таки сумел сообразить, что это глупости. 15) Колдовству как известно стоит только начаться а потом его не остановишь. 16) Второй жилец исчез помнится в понедельник. 17) Уж он-то как человек образованный мог сообразить что нужно сделать. 18) Свидригайлов появляется в романе как своего рода двойник Раскольникова. 19) Взмахнув сорочкой как штандартом Маргарита вылетела в окно. 20) Я догадывался как трудно пришлось ей одной без всякой помощи. 21) Интересовало его например появление в спальне неизвестного да еще с закуской. 22) Теперь надеюсь вы вспомнили. 23) Ему все-таки рановато вставать с постели после гриппа. 24) Было очевидно что в руках доверчивого председателя вот-вот блеснет длинный и неприятный меч Немезиды. 25) Я вижу как тебе хочется получить этот подарок. 26) Пораженный какой-то мыслью он остановился, как вкопанный. 27) Она как и всякая молодая девушка робела и смущалась при первом знакомстве с молодым человеком. 28) Как прекрасный специалист он мог не волноваться по поводу работы. 29) Между прочим именно Пушкин писал о священном сумраке царскосельских садов. 30) Отец Федор ревел так что казалось будто он временами заглушал Терек. 31) И верите ли была в ней какая-то неизъяснимая тайна как в древних картинах. 32) Переночевали в бедном духане бесплатно и даже получили по стакану молока прельстив хозяина карточными фокусами. 33) Я так никогда и не смог узнать как ему удалось получить образование. 34) В детстве Булгаков воспринял «Мертвые души» как авантюрный роман. 35) Как врач Булгаков хорошо знал что смерть близка и неизбежна. 36) Он умер так же мужественно как и жил. 37) Ипполит Матвеевич с неудовольствием сел. 38) Беседа продолжалась дальше в том же направлении, дающем однако в некоторых случаях чудесные плоды. 39) Блеющий гражданин жил оказывается на Садовой-Спасской. 40) Он и Вильгельма любил по-своему а вернее любовался им. 41) Коробейников как человек предусмотрительный не выбрасывал ни одной бумажки и бережно хранил все ордера и расписки. 42) Булгаков был великолепен как актер. 43) Он думал как можно истратить эти пять рублей. 44) Прямо на него шел незнакомый гражданин с добрым лицом держа на весу как виолончель стул. 45) Право я не знаю отчего не посмеяться над собой если есть повод! 46) Председатель хотел было спросить о приезде лейтенантского сына в Арбатов но неожиданно для себя жалобно улыбнулся. 47) Он не обиделся и напротив стал даже чаще бывать у нас. 48) Я решил отдохнуть однако лежать мне быстро надоело. 49) Как ваш друг я обязан сказать вам всю правду какой бы горькой она ни была. 50) Эти его слова были как откровение. 51) По краям гладкая и черная будто вар грязь покрылась паутиной трещин. 52) Он увидел, как над городом медленно занималась заря. 53) Он был исключительно самоуверен но именно это мне в нем и нравилось. 54) В этом была виновата вероятно кровь прилившая к вискам и застучавшая в них. 55) Прокурор в частности не нашел в его действиях состава преступления. 56) Что может быть прекраснее и памятнее первой любви?

Знаки препинания в Сложном предложении

Упражнение 70.Вспомните правило о постановке знаков препинания в сложносочиненных предложениях. Спишите, расставляя знаки препинания.

I. 1) Ветер казавшийся слабым в поле здесь был весьма силен и порывист мост качало и волны с шумом ударяясь о бревна и разрезаясь на якорях и канатах заливали доски. 2) Светило дня краснея сквозь туман садится горделиво за курган и отделив ряды дождливых туч вдоль по земле скользит прощальный луч. 3) Он [барс] завыл рванулся из последних сил и мы сплетясь, как пара змей, обнявшись крепче двух друзей упали разом и во мгле бой продолжался на земле. 4) Дела подвигались хотя и не очень ходко но уверенно и твердо и что самое главное в результате этих тренировок Алексей перестал ощущать себя в самолете неумелым слабым всадником сидящим на горячем и быстром коне. 5) Бежали дни Арсений стал опять, как прежде, видеть слышать понимать но сердце пораженное тоской уж было мертво. 6) Долго я устанавливал свечку в фонаре, а когда установил и зажег, стекла на минуту затуманились и слабое пятнышко света мигало мигало, пока наконец свеча не разгорелась. 7) Лодка прыгнула как-то особенно высоко потом полетела вниз и я очутился в воде держа в одной руке чекмень а другой уцепившись за веревку протянутую по внешней стороне борта 8) Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги нарушив его зимнюю спячку и вот теперь голодный и злой бродил он по лесу не зная покоя. 9) Здороваясь он наклонил голову с русыми медного отлива волосами потом выпрямился и мы увидели его глаза совершенно синие и смущенные. 10) Велико было искушение уснуть вблизи воды слушая ее дремотный плеск и борясь с этим искушением они вывешивали на палочке воткнутой в песок объявление: «Товарищ не пройди мимо! Разбуди!» 11) И голосов нестройный гул теряется и караваны идут звеня издалека и низвергаясь сквозь туманы блестит и пенится река.12) Старый сад всю ночь гудел угрюмо дождь шумел и, словно капли слез, падал он в холодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез. 13) Волнуемый мечтами по нивам по лугам уставленным стогами задумчиво брожу в прохладной полутьме и песнь сама собою слагается в уме.

II. 1) Оковы тяжкие падут темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут. 2) Она глядит и сердце в ней забилось чаще и сильней. 3) Вдруг толпа раздалась в обе стороны и выходит Степан Парамонович молодой купец удалой боец. 4) Дверь растворилась и весёлый свежий румяный появился Николай Петрович. 5) Упали две-три крупные капли дождя и вдруг блеснула молния. 6) Артист поднял смычок и всё мгновенно смолкло. 7) Прошло семь лет и что ж осталось от сильных, гордых сих мужей? 8) Ещё одно, последнее сказанье и летопись окончена моя. 9) Весна, выставляется первая рама и в комнату шум ворвался. 10) Раскрыв ладонь широкую Пахом птенца пустил. Пустил и птенчик крохотный, помалу, по полсаженки, низком перелетаючи, направился к дуплу. 11) Ещё несколько минут и тяжёлый бархат занавеса медленно раздвинется.

III. 1) Часам к двум пополудни сверкнула молния и прокатил гром. 2) Над поверхностью земли висели слои тяжёлых зловещих туч шёл ливень грохотала буря и неумолчно раздавались удары грома. 3) Лишь трактора запахивали последние полоски целины да работники столовой грузили в машины своё имущество. 4) Снова ударила молния и прогремел гром. 5) За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. 6) Через некоторое время щёлкнула зажигалка и зажглась свеча. 7) Кое-где по стенам сочилась вода и слегка блестели известковые налёты. 8) Вместо уходящего в гору коридора у подошвы горы лежала груда обвалившейся породы и валялись деревянные обломки обрушившихся креплений. 9) Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всём теле чувствовалось недомогание.

Упражнение 71. (Повторительное). Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Лиловый подлесок пожелтел и под ним уже ковер желтой листвы и в лесу пахнет пряниками. 2) Уснув прильнула к пристаням вода и чутко спят светясь в просторах ночи людьми воздвигнутые города. 3) Там в голубеющем тумане светились воды Днепра и вся даль поблескивала слабым свечением должно быть от летящей по ветру паутины. 4) Лес зеленый кругом молодой и росистый. А в лесу тишина и среди тишины только голос кукушки. 5) Страстной правдой горевшее слово он от пламени сердца зажег и народ не забудет простого благородного имени Блок. 6) Самая высокая и святая задача культурного человека это служить ближним и мы пытаемся служить, как умеем. 7) Челкаш прямой сухой хищный зло оскалив зубы смеялся утробным смехом и его усы нервно прыгали на угловатом лице. 8) Шаг шагнешь и сразу хлынет праздник рос ливень ласковой медыни светлых слез. 9) Принесли букет чертополоха и на стол поставили и вот предо мной пожар и суматоха и огней багровый хоровод. 10) Кто мне откликнулся в чаще лесной? Старый ли дуб зашептался с сосной или вдали заскрипела рябина или запела щегла окарина’ или малиновка маленький друг мне на закате ответила вдруг? 11) Даже зимой в январские морозы река не смирялась до конца посредине ее на самом стрежне чернел» полыньи и над полыньями подернутыми рябью клубился парок. 12) Здесь молодость бродит крылата и старость не клонит голов. 13) Неслышно осыпая звезды ночь над деревнею идет и месяц выглянувший поздно несмело смотрит в небосвод. 14) Сажусь на берегу и грустной думы полный недвижимый гляжу на голубые волны и слушаю их шум и жалобный призыв и с жизнию моей я сравниваю их.

Упражнение 72.Спишите, расставляя знаки препинания.

I. 1) В небольшой комнате куда я вошёл было довольно темно. 2) Соня не знала что делать под влиянием противоречивых приказаний графа и совсем терялась. 3) Впоследствии он стал скучать и тяготиться жизнью которую мы вели. 4) Солдат на которого указывали смеявшиеся был Долохов. 5) Тут-то увидел Акакий Акакиевич что без новой шинели нельзя обойтись и поник совершенно духом. 6) Егорушка оглядывался и не понимал откуда эта песня. 7) От волнения я пробежала мимо улицы на которой жил доктор и вернулась. 8) Потом я узнал что он был не только актёром но и поэтом. 9) Смотрит Серёжа как бежит река и не может не думать о прошлом дне. 9) Долго сидим на пороге домика где помещается штаб полка. 10) Я спросил инженера-майора как это можно работать при такой канонаде. 11) Он всё вспоминал Лизу такой какой он знал её в дни молодости. 12) С этим же коллективом что работал на Дальнем Востоке Балуев выехал в освобождённый Донбасс.

II. 1) Глеб не заметил как наступило утро как пробудились куры и голуби и как затем мало-помалу всё ожило вокруг. 2) Он видел только что прежде неподвижные массы французов заколыхались что налево действительно была батарея. 3) Когда-нибудь с годами припомним мы с друзьями как по дорогам звёздным вели мы первый путь как первыми сумели достичь заветной цели и на родную землю со стороны взглянуть. 4) Меня преследовало желание узнать от Васильева каким путём он пришёл к своим взглядам из какой среды он вышел и какие он цели ставил себе в жизни. 5) Обломов не знал с какими глазами покажется он к Ольге что будет говорить она что будет говорить он и решился не ехать к ней в среду а отложить свидание до воскресенья. 6) Он расспрашивал меня про то что я люблю что читаю что намерена делать и давал советы. 7) Он теперь знал что такое бой и что такое смерть и что такое страх. 8) Фома плохо понимал когда Егор шутит и когда он говорит серьёзно. 9) Бедный смотритель не понимал каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром как нашло на него ослепление и что тогда было с его разумом. 10) Он много читал и писал учился итальянскому языку и когда гулял с удовольствием думал о том что скоро опять сядет за работу. 11) Когда я вижу эти далёкие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть какой мир откроется моим глазам за горами. 12) Больной постоянно требовал чтобы Чижик был при нём и рад был когда Чижик давал ему лекарство. 13) В избе куда мы пришли было ещё темнее чем на улице.

Упражнение 73.Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Как славно что снег и что приехала она и мы одни и с нами музыка наше прошлое и будущее которое может быть будет лучше прошлого и что завтра я поведу ее на свои любимые места покажу Оку поля холмы лес и овраги. 2) Потом пустился бегом к своему берегу. Бегом не потому что он был так близко а потому что в обрывках одежды было холодно. 3) Дело в том что только теперь при мысли что севши в тележку он не вылезая из нее будет в Севастополе и что никакая случайность уже не может задержать его ему ясно представилась опасность которой он искал. 4) Мне припоминается как однажды рассказывая о своих Стрельцах Иван Федосеевич гордясь своей осведомленностью спросил меня знаю ли я что деревня эта принадлежала Остен-Сакенам и одна из Остен-Сакенов будто бы выведена Львом Толстым в «Войне и мире». 5) А там у входа в зал концертный шагал вперед народ бессмертный и слышалось звучанье хора где счету нету голосам и кажется за дирижера там каждый был отчасти сам. 6) Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда но во-первых у самого берега утка птица осторожная не держится во-вторых если даже какой-нибудь отсталый и неопытный чирок и подвергался нашим выстрелам и лишался жизни то достать его из сплошного майера наши собаки не были в состоянии. 7) В помещении воздуходувных машин они слышали бледные от волнения как воздух нагнетаемый четырьмя вертикальными двухсаженными поршнями в трубы устремляется по ним с ревом заставляющим трястись каменные стены здания. 8) Писать о себе газетчику так же трудно и непривычно как скажем хирургу делать самому себе операцию. 9) В продолжение всего лета он раза два-три в неделю приезжал к нам и я привыкла к нему так что когда он долго не приезжал мне казалось неловко жить одной и я сердилась на него и находила что он дурно поступает оставляя меня. 10) Левинсон передал свою лошадь Ефимке и пропустил вперед Кубрака указав ему в каком направлении идти он выбрал это направление только потому что обязан был дать отряду какое-то направление а сам стал в сторонке чтобы посмотреть сколько же у него осталось людей. 11) Я удил на маленькую удочку и у меня беспрестанно, брала плотва если Евсеич насаживал мне крючок хлебом или окуни если удочка насаживалась червяком. 12) Перед лицом твоим война я поднимаю клятву эту как вечной жизни эстафету что мне друзьями вручена. 13) Люблю я солнце осени когда меж тучек и туманов пробираясь оно кидает бледный мертвый луч на дерево колеблемое ветром и на сырую степь. 14) Крепкий был человек Гуляев и когда он вернулся на Урал за ним тянулась блестящая слава миллионера. 15) Какие нам достанутся медали сказать пока затрудняюсь но что будут в этом я уверен. 16) Он прислушивался к разговорам окружающих и если подмечал что-нибудь интересное то записывал свои наблюдения. 17) Начинался дождь и так как мы боялись промокнуть то поторопились вернуться домой. 18) И когда взошло солнце они увидели перед собой прекрасную долину. 19) Но прежде чем принять решение он долго думал.

Бессоюзное сложное предложение

Упражнение 74.Спишите, расставляя знаки препинания.

I. 1) Звонче жаворонков пенье ярче вешние цветы сердце полно вдохновенья небо полно красоты. 2) Острою секирой ранена берёза по коре сребристой покатились слезы. 3) Не пенится море не плещет волна деревья листами не двинут. 4) Тёплым ветром потянуло смолк далёкий гул поле тусклое уснуло гуртовщик уснул. 5) В дымке-невидимке выплыл месяц вешний цвет садовый дышит яблоней черешней. 6) Дождь только что перестал облака быстро бежали глубоких просветов становилось всё больше и больше на небе. 7) Лето выдалось сырое и холодное деревья были мокрые всё в саду глядело неприветливо уныло. 8) К дому с обеих сторон прилегали тёмные деревья аллея стриженых ёлок вела к подъезду. 9) Берег давно пропал кругом курилась белая равнина. 10) Месяц совсем закатился ледяная равнина потемнела. 11) Там цвёл яркий летний цветок там выглядывала из-под листа бледно-жёлтая рябиновая кисть. 12) Поляна пахнет мёдом и полынью вода в ручье сосновой пахнет хвоей.

II. 1) Вся природа пряталась за прозрачную матовую дымку сквозь которую весело смотрела её красота туман что погуще и побелее неравномерно ложился около копен и кустов или клочьями бродил через дорогу жался к земле и как будто старался не заслонять собой простора. 2) Суда стояли в два ряда так что для того чтобы добраться до пристани нужно было пройти через другой пароход; шумная, разноцветная толпа двигалась повсюду на набережной на ведущей в город дороге. 3) Он проснулся когда солнце было уже высоко ставни в горенке были закрыты но он всегда узнавал время по тому как располагались на глиняном полу и на предметах в горенке полоски золотистого света из щелей между ставнями. 4) Нам был нужен компрессор чтобы дать воздух в буровые машины компрессор был началом основой всей нашей техники он должен был вдохнуть в неё жизнь. 5) Обыкновенно древесные стволы служат опорой для ползучих растений которые стремятся вверх к солнцу они так сильно вдавливают свои стебли в кору деревьев что образуют в ней глубокие рубцы.

III. 1) С природой одною он жизнью дышал ручья разумел лепетанье и говор древесных листов понимал и чувствовал трав прозябанье. 2) С вечера они стали готовиться перетянули ремни у лыж и подточили копья. 3) Погода стояла совсем неблагоприятная по временам шёл мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер. 4) Усталость начала брать своё кто-то зевнул кто-то начал стлать постель и укладываться на ночь. 5) Работы у Инсарова было немало он учился и русской истории и праву и политической экономии переводил болгарские песни и летописи составлял русскую грамматику для болгар болгарскую для русских. 6) Слова Берсенева сбылись только отчасти опасность миновала но силы Инсарова восстанавливались медленно и доктор поговаривал о глубоком и общем потрясении всего его организма. 7) Черты лица Елены немного изменились со дня её отъезда из Москвы но выражение их стало другое оно было обдуманнее и строже и глаза глядели смелее. 8) Через четверть часа с пригорка открылась картина по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой военной фуражке.

IV. 1) Вдруг мужики с топорами явились лес зазвенел застонал затрещал. 2) Дунул ветер всё дрогнуло ожило и засмеялось. 3) Игнат спустил курок ружьё дало осечку. Спустил ещё раз опять осечка. Он спустил в третий раз и громадный огненный сноп вылетел из ствола. 4) Встанешь утром часа в четыре выйдешь в сад роса блестит на цветах шумят птицы и насекомые на небе ни облачка. 5) Облако пройдёт озеро опять заблестит нивы обольются точно золотом. 6) Пофилофствуй ум вскружится. 7) Крикнуть хотел не может. 8) Выходит на улицу перед ним железнодорожная насыпь поднимается. 9) Солнце выглянуло она повеселела. 10) Начальство узнает не похвалит. 11) Отвернул кран Павка вода не шла. 12) Стучу в дверь не открывают. Я стучу вторично поэнергичней. Щёлкнул замок высовывается голова. 13) Проходит неделя другая он является экзамен выдержал. 14) Он каждого выслушивал. Кому нужна была помощь помогал. 15) Кончишь школу поедешь в Академию художеств.

Упражнение 75.Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить. 2) Меня могила не страшит там говорят страданье спит в холодной вечной тишине но с жизнью жаль расстаться мне. 3) Я смотрел куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами и видел там плыли тени. 4) Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася. Хлеб поспел тебе кручинушка убирать ты не управишься на корню-то он осыплется без куска-то ты останешься. Урожай купцы спесивятся год плохой в семье все мучатся все твой двор не поправляется дети грамоте не учатся. 5) Известно мне погибель ждет того кто первый восстает на утеснителей народа. 6) Мать ждала для сына легкой доли сын лежит как витязь в чистом поле. 7) Наивен кто в любви искал покоя в любви покоя нет. Найдешь не верь. 8) Подсолнуху от ливня не скрыться никуда в грязи увязли ноги меж грядками вода. 9) Как бы ни жалели мы об этом так уже заведено в природе умирают травы и поэты самые бессмертные уходят. 10) Воображение ее было поражено она видела мертвого медведя и Дефоржа спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. 11) Нет ребята я не гордый. Не заглядывая вдаль так скажу зачем мне орден? Я согласен на медаль. 12) Федору вспомнилось как он спасался в сломихинском бою и сразу почувствовал перемену теперь уже не было того панического страха как тогда. 13) Цветные стекла колдуют чары и в них невольно вольешь глаза заглянешь в красный горят пожары заглянешь в синий идет гроза. 14) Куда бы нас Отчизна ни послала мы с честью дело сделаем свое она взрастила нас и воспитала мы все сыны и дочери ее. 15) Хотел я встать передо мной все закружилось с быстротой хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был. 16) Не вправе ль мы сказать о чуде что завоевано борьбой его творят простые люди такие же как мы с тобой! 17) Утро было славное свежее маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури мелкая роса высыпала на листьях и травах блистала серебром на паутинках влажная темная земля казалось еще хранила румяный след зари со всего неба сыпались песни жаворонков.

Упражнение 76. (Повторительное). Спишите, расставляя знаки препинания.

1) В глазах у него есть особая хитрость какую можно подметить только у очень наблюдательных людей. 2) Подобные недостатки как бы много их ни было могут породить пессимистические настроения только в робком и малодушном человеке. 3) Эта досада ничто в сравнении с той радостью которую испытываешь когда видишь своих учеников. 4) Он кричал что это бесстыдное вымогательство и даже написал письмо в «Таймс». 5) Я помнил о своем юношеском обещании как бы трудно мне ни приходилось впоследствии. 6) В первый момент было трудно разобрать где мы но в конце концов мы разобрались в этом вопросе. 7) Гаррис сказал что он считал будто план этот составлен неправильно и потребовал вернуться назад. 8) Это была приятнейшая из улиц какие встречаются в уездных городах. 9) Я чувствовал себя усталым хотя и не знал почему. 10) Человек который спрашивал не разбудить ли нас пораньше крепко спал. 11) Его драгоценная жизнь в каждой секунде которой он должен будет когда-нибудь дать отчет проходит мимо него без цели и без смысла. 12) Он целыми днями шатался по городу и выпытывал не умер ли кто. 13) После некоторого препирательства мы с Гаррисом сошлись на том чтобы взять среднее арифметическое и назначили отъезд на половину восьмого. 14) Везде куда ни взглянешь тянулось бескрайнее море полыхающих маков. 15) Впервые мы вспомнили о его существовании после того как нас разбудили. 16) Дальше на пути лежал городок названия которого друзья так и не узнали, хотя хотели бы узнать чтобы помянуть при случае недобрым словом. 17) Вдруг я уловил как в комнате слабо и жалобно запела струна и стал вслушиваться в тишину. 18) Я не мог заранее сказать попаду ли вовремя на станцию. 19) Это был обыкновенный нищий полуидиот какие часто встречаются в южных городах. 20) Он увидел что по выгону идет молодой барин из Залесского и бросился навстречу. 21) Пока великий комбинатор рассуждал о том под каким предлогом удобнее всего проникнуть в домик и сдружиться с его обитателями дверь отворилась. 22) Мне вздумалось завернуть под навес и посмотреть есть ли у наших лошадей корм. 23) Он молчал оттого что не в силах был вымолвить слова. 24) Есть женщины о характере которых можно верно судить по их голосу и смеху. 25) Петрушка понял что разговор окончен и уныло поплелся восвояси. 26) Когда я через некоторое время возвращаюсь в комнату чтобы написать рецепт я уже не думаю о своих страхах. 27) Входит коридорный лакей и спрашивает есть ли у меня постельное белье. 28) Кот безмятежно трусил по дороге до тех пор пока его будущий убийца не оказался на расстоянии какого-нибудь ярда. 29) Джордж сказал что теперь лодку поведет он сам и отобрал у меня руль. 30) Я не представляю себе сколько насчитывается в мире сокровищ но полагаю что достаточно много. 31) Когда мы в следующий раз попали в Дэтчет мы были уже куда менее разборчивы по части гостиниц. 32) Я иду за своей женой слушаю что она говорит мне и ничего не понимаю от волнения. 33) В последнее время я стал так равнодушен ко всему что мне совершенно все равно куда ехать. 34) Инженер проводил великого комбинатора до самой двери переступить которую он страшился. 35) Паниковский улепетывал что было сил но гуся не бросал. 36) Оба не замечают в какую глубокую пропасть втягивает их это невинное развлечение и продолжают спор. 37) Я даю себе клятву никогда больше не ходить к Кате хотя и знаю, что завтра же приду к ней опять. 38) Он пребывал в непоколебимой уверенности что Гаррису и Джорджу за чем бы они ни протягивали руку нужен был именно его холодный и мокрый нос. 39) Шел он медленно и понуро куда глаза глядят.

Обобщающие задания на постановку двоеточия и тире в простом и сложном предложении

Упражнение 77. Двоеточие на месте пропуска необходимо поставить в предложении

1) Каждый день к нашему столу неизменно подавался десерт _ огромная кисть ароматнейшего прозрачного винограда. 2) Будешь вперед двигаться _ горы одолеешь, а сиднем засядешь _ ничего, кроме своей ямы не увидишь. 3) Из разговора выяснилось _ производство находится на полном ходу, но хозяин вот уже неделю не заглядывает. 4) Кворум был велик _ у лейтенанта Шмидта оказались тридцать пять сыновей в возрасте от 18 до 52 лет и четыре дочки, глупые, немолодые и некрасивые. 5) Проснешься утром _ мы будем уже во Владивостоке. 6) В наследство от предков ему досталось небольшое поместье _ клочок земли с огромным каменным домом, похожим на каземат. 7) Я закончил рассказ _ можете печатать его. 8) Все прочли его рассказ и смутились _ печатать его в таком небрежном виде было нельзя. 9) Все это сохраняло основную окраску степи _ окраску желтой степной травы. 10) Одна из статей написана как будто по незначительному поводу _ надзиратель тюрьмы был уволен за то, что дал маленькому голодному ребенку-арестанту несколько сухарей. 11) В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике _ быть дождю. 12) Сбоку на пне вырос древесный гриб _ желтый, как сера. 13) Судьбы сидящих здесь людей были похожи _ все они так или иначе покинули Россию. 14) Ловкий крестьянин потребовал выкупить _ сам холм, все крестьянское хозяйство, виноградники и оливковые сады. 15) Шлюза все нет и нет _ вы начинаете всерьез бояться, что кто-то его стянул и удрал с ним. 16) Слуги торжественно вносили _ посуду, шкатулки с украшениями и прочие дары. 17) Я был скромен _ меня обвиняли в лукавстве, поэтому я стал скрытен. 18) Скоро его шаги затихли _ должно быть, он вышел в сад. 19) Проходили дни и недели _ путники не унывали. 20) По дороге я вспомнил свой недавний сон _ была масленица, я опять был с отцом в цирке, смотрел на арену. 21) На столе в беспорядке были навалены _ какие-то клубки шерсти, катушка ниток, старый сломанный веер. 22) На побережье Эгейского моря живет живописное племя «левантинцев» _ веселых и деятельных людей. 23) Я стал читать _ книги вскоре мне надоели, и я понял, что все описанное в них по большей части вымысел. 24) Жизнь в Баку наложила жестокий отпечаток на Грина _ он стал печален, неразговорчив. 25) Тут я глубоко постиг парадокс _ острить и занимать деньги нужно внезапно. 26) На стол тут же поставили _ бутылку легкого белого вина, апельсины, орехи и виноград. 27) Прошел небольшой дождь _ еще теплее, мягче стал воздух. 28) Обстановка самая подходящая для нашей затеи _ прислуги не видно, кругом тишина. 29) Ехал сюда _ рожь только начинала желтеть. 30) Это и был наш хозяин _ глухой добродушный и крепкий старик.

Обобщающие задания на постановку знаков препинания в сложном предложении

Упражнение 78. Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Было так весело и людно что если бы они не условились заранее то Прохоров еще долго оставался бы на улице. 2) Только теперь я заметил что в нашем саду растут лимоны и апельсины и что море благоухает лучше всех ароматов в мире. 3) В темном зале глядя на сияющую белизну экрана по которому косо летали в облаках гулко жужжащие распластанные аэропланы они тихо переговаривались. 4) Я помню что когда вы бывало приезжали к нам на каникулы или просто так в доме становилось светлее точно с люстры и с мебели чехлы снимали. 5) Когда бывают гости вдруг ей покажется что Коврин необыкновенно красив и что в него влюблены все женщины и завидуют ей. 6) Она не понимала отчего так резко изменились их милые, благодушные отношения но ясно было что отношения с каждым днем становятся все хуже и хуже. 7) Но все отлично понимали что она старше своей сестры на четыре года и что плакала она не из зависти а из грустного сознания что время ее уходит. 8) Студент опять подумал что если Василиса заплакала а ее дочь смутилась то очевидно все это важно для них. 9) Студент пожелал дамам спокойной ночи потому что не знал что еще сказать и пошел куда глаза глядят. 10) Я спросил сенатора сколько времени потребуется на техническую реконструкцию и каким образом он планирует ее произвести. 11) Но Тихон спал и когда проспался мог сообразить лишь то что из Парижа приехал барин что его, Тихона, выставили из дворницкой и что в его левой руке зажат бумажный рубль. 12) Остап Бендер длинный благородный нос которого явственно чувствовал запах жареного не дал дворнику и пикнуть. 13) Так как свет мелькал и дым от костра несло на ту сторону нельзя было рассмотреть всех этих людей сразу. 14) Движения их были рассчитаны так что когда одна вагонетка подымается другая в то же время опускается. 15) Он был постоянно озлоблен и угрюм оттого что жизнь не удалась. 16) Когда он уходит и я вижу как в окне мелькает серая шляпа мне хочется окликнуть его. 17) Театр отнимает у государства тысячи молодых и здоровых людей которые если бы не посвятили себя искусству могли бы быть хорошими врачами учителями офицерами. 18) Так как мне было решительно все равно куда идти и что делать я тотчас же согласился. 19) Мне думается что Чехов всюду и всегда искал материал для наблюдений и что именно в этом и состоит разница между ним и другими беллетристами. 20) Он вдохновенно говорил что несмотря на сегодняшние муки и страдания несомненно наступит новая жизнь. 21) Я рассказал ей вчера кое о чем когда увидел ее у нас и на следующий день мы встретились в саду. 22) То что было декоративной частью сада и что сам Песоцкий презрительно обзывал пустяками производило на Коврина в детстве сказочное впечатление. 23) Я знал что если бы я ее полюбил то не посмел бы надеяться на такое чудо как взаимность но меня это не беспокоило. 24) Он вспомнил как однажды рвал на мелкие клочки свою диссертацию и все статьи написанные за время болезни и как бросал их в окно. 25) Жена моя считала что мне не мешает подучиться немного по-итальянски и что нам следует поехать в Венецию. 26) Я плохо разбираюсь в искусстве но мне было ясно что это талантливое произведение и я недоумевал почему этот портрет пролежал здесь столько времени. 27) Я подумал что когда эти грустные глаза сверкали и искрились шаловливым весельем женщина была неотразима. 28) Он сам залюбовался тем с какою бережною уверенностью гость рассматривает печатку и как деликатно он переворачивает ее с боку на бок щуря глаза. 29) Шапочка ее оттого что была постоянно сдвинута набок казалась кокетливой и как-то по-особенному женственной и милой. 30) Он утверждал что хотя писатель N и талантлив но человек он безнравственный и бесчестный.

Нормы оформления чужой речи. Знаки препинания при прямой речи и цитатах

Примечание. При передаче чужой речи ошибки появляются при смешении прямой и косвенной речи: «Петя познакомил меня со своей девушкой и сказал, что я вскоре на ней женюсь» (нужно – что он вскоре на ней женится); «Светлана сказала брату, что ты не придешь вовремя» (нужно – что он не придет вовремя). В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора текста, а не лица говорящего (персонажа). Кавычки в цитатах используются в том случае, когда чужая речь передается дословно. Если грамматическая структура цитируемого предложения меняется, то кавычки не ставятся.

Упражнение 79. Найдите ошибки в оформлении косвенной речи. Исправьте предложения. В каких случаях ошибки связаны только с неправильной записью предложения?

1) Однажды Анатоль Франс заметил, что: «Словарь – это вселенная, уложенная в алфавитном порядке». 2) Мальчик подумал, что: «Это какая-то нелепая случайность». 3) Я засмеялся и ответил ему, что «ты сбиваешь меня с правильного пути». 4) Неизвестный осведомился у Ивана, что какие сигареты он предпочитает. 5) Ф.М. Достоевский писал, что «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее».

Упражнение 80.Следующие высказывания великих людей оформите в виде косвенной речи.Образец: Д.И. Писарев говорил, что «ум не терпит неволи». По мнению Л.Н Толстого, «все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты».

1) «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость» Л.Н. Толстой. 2) «Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям» М. Горький. 3) «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» И. Гете. 4) «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» А.П. Чехов. 5) «Если все время человеку говорить, что он “свинья”, то он, действительно, в конце концов захрюкает» М. Горький. 6) «Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения» Ф. Петрарка. 7) «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья» А.П. Чехов. 8) «Кто не принадлежит своему отечеству, то не принадлежит и человечеству» В.Г. Белинский. 9) «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины» Л.М. Леонов. 10) «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись; горе тому, кто это думает, двойное тому, кто действительно без нее обходится» И.С. Тургенев.

Упражнение 81. Спишите, расставляя нужные знаки препинания, исправляя, где нужно, ошибки, допущенные при передаче чужой речи.

1) Один юморист заметил, что «жизнь – это нелегкое занятие, и труднее всего первые сто лет». 2) Он радостно изрек: «Хороший завтрак – великое дело». 3) Людовик XIVкак-то заметил, что «мне было бы легче примирить Европу, чем нескольких женщин». 4) «Караул!» закричал кот и прыгнул на карниз. 5) Дюма не раз повторял, что я никогда не женюсь. 6) Он любил говорить, что «пожарный всегда работает с огоньком». 7) Остап Бендер заявил, что «у меня лично есть четыреста сравнительно честных способов отъема денег». 8) «Ветер тебя носит, как дурную щепку» – сказал старик, увидев меня, «Возвращайся-ка ты домой». 9) Один восточный философ писал, что «тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь». 10) «Паниковского бьют!» закричал Балаганов, картинно появляясь в дверях. 11) Советский юморист Эмиль Кроткий любил повторять, что «дети – это цветы жизни». 12) И после секундной паузы добавлял, что: «Не давай им, однако, распускаться!» 13) «Это мучительно!» – процедил сквозь зубы художник и вскочил, – «Надо что-то делать». 14) Гете как-то сказал, что есть книги, из которых «можно узнать обо всем и ничего не понять». 15) По мнению художника Карла Брюллова: «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть». 16) Один писатель пошутил, что «обложка – самая увлекательная часть моих книг». 17) «Что вам угодно?» спросил актер басом. 18) Как считал Виктор Гюго, «свобода начинается с иронии». 19) По шутливому замечанию М. Жванецкого, «Литература – это искусство избегать слов». 20) Французская пословица гласит: «Чего хочет женщина, того хочет Бог». 21) «Куда же нам теперь деваться?» в отчаянии взвыли мы, «Куда податься». 22) «Что же вы делаете с этими. с убитым» котами?» поинтересовался Филипп Филиппович. 23) Я спросил у моей жены, почему ты отказываешься принимать Георга? 24) В соответствии с известным афоризмом, «злые языки страшнее пистолета». 25) «Вы просто олухи, что не хотите купаться» – прохрипел я, пуская пузыри. 26) Его спросили, почему женщины все время спрашивают, если у них столько интуиции. 27) Как говорится, «Если человеку ничего не надо, значит, у него чего-то не хватает».

Обобщающие задания по пунктуации в простом и сложном предложении

Упражнение 82.Спишите, расставляя знаки препинания.

1) Сколько раз оставив тихонько скучную и пышную гостиную она уходила плакать в бедной своей комнате где стояли ширмы оклеенные обоями комод зеркальце и крашеная кровать и где сальная свеча темно горела в медном шандале! 2) Однажды Лизавета Ивановна сидя под окошком за пяльцами нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку. 3) Когда подали обедать она встала начала убирать свои пяльцы и взглянув нечаянно на улицу опять увидела офицера что показалось ей довольно странным. 4) Бесчестное поведение пса получило такую широкую огласку что спустя некоторое время большинство торговцев из соседних кварталов отказались обслуживать его. 5) Тогда он перенес поле своей деятельности в более отдаленные районы куда еще не проникла его дурная слава и старался выбирать такие лавки которые содержались нервными женщинами или ревматическими стариками. 6) Наш сосед божился что видел пса выходящим из банкирской конторы и это утверждение каким бы невероятным оно ни казалось начинало приобретать оттенок правдоподобия если учесть страсть нашего пса к медякам. 7) Однако я опасаюсь что никто не знает наверняка действительно ли хозяйка в восторге от нашего визита. 8) Единственным нашим утешением и заботой был открывающийся из окна вид на реку с проплывающими мимо нас маленькими открытыми лодочками где находились ищущие развлечений горожане. 9) В восемь часов вечера мы ужинали и пока не наступало время ложиться в постель сидели закутавшись в пледы и прислушиваясь к раскатам грома и вою ветра. 10) Открывшая нам дверь служанка сказала что она посмотрит дома ли хозяйка. 11) Нас ввели в гостиную и горничная запыхавшаяся от своих поисков заявила что вероятно ее госпожа дома. 12) Мы стоим на коврике у камина вцепившись в шляпу и трость которые кажутся нам сейчас дружелюбными и сочувствующими и чувствуем себя так точно пришли к зубному врачу. 13) Впавши в гастрономическую тоску предводитель слонялся по городу словно влюбленный и завидев где-нибудь Прыща самым нелепым образом облизывался. 14) Во время какого-то заседания имевшего предметом устройство во время масленицы гастрономического торжества предводитель доведенный до исступления острым запахом вне себя вскочил со своего места и крикнул Уксусу и горчицы!. 15) Изумление лиц присутствовавших при этой загадочной сцене было беспредельно и странным показалось то что градоначальник хотя и сквозь зубы но довольно неосторожно сказал Угадал каналья! 16) Уже при первом свидании с градоначальником предводитель почувствовал что в этом сановнике таится что-то не совсем обыкновенное: от него пахнет трюфелями. 17) Долгое время он боролся со своей догадкою принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения но сомнения становились тем мучительнее чем чаще повторялись свидания. 18) Наконец он не выдержал и сообщил о тревоживших его подозрениях письмоводителю дворянской опеки. 19) Две или три недели спустя дежурный хирург взглянув как-то утром в окно увидел бредущую по улице собаку а когда та подошла поближе хирург заметил что она держит в зубах монету. 20) Возле тротуара стояла тележка торговца мясными обрезками и собака на мгновение заколебалась однако благородные чувства пересилили и встав на задние лапы она опустила монету в кружку для пожертвований. 21) Выбрав место как можно ближе к печенью и восторженно уставившись на него терьер начинал скулить пока лавочник вообразив что имеет дело с порядочным псом не бросал ему пирожное. 22) Германн видел как лакеи вынесли под руки сгорбленную старуху укутанную в соболью шубу и как за нею мелькнула ее воспитанница одетая в холодный плащ. 23) Ровно в половине двенадцатого он ступил на графинино крыльцо взошел в ярко освещенные сени и обнаружив что швейцара нет взбежал по лестнице отворил двери в переднюю и увидел слугу спящего в старинных креслах. 24) Германн стоял прислонясь к холодной печке и был совершенно спокоен; сердце его билось ровно как у человека решившегося на что-нибудь опасное но необходимое.

Упражнение 83.Обобщающе-повторительное. Спишите, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

studfiles.net

Это интересно:

  • Иск монолит-м ООО "ГАЗРЕМСТРОЙ" Руководитель Газимов Линар Гусманович другие фирмы Директор ИНН: 163322067711 Собственники (2) Юридический адрес на карте Виды деятельности 43.3 Работы строительные отделочные 43.22 Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем […]
  • 374 приказ мвд 374 приказ мвд В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 146; 1997, N 26, ст. 2952; 1998, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348) и во исполнение Постановления […]
  • Государственные нотариусы москва государственные нотариальные конторы в москве адреса Пожалуйста, подскажите адрес нотариальной конторы в Москве, в северо-восточном округе НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА Время работы: 10.00-18.00 Выходные дни: суббота, воскресенье Адрес: Мира просп., д. 124, корп. 1 Телефон: 683-31-77 […]
  • Вакансии в москве в суд Каталог ссылок Практика арбитражного суда Мобильная версия Карта сайта Обратная связь. О Высшем Арбитражном Суде РФ. 9 ноября 2010 г. состоится заседание Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел в порядке надзора. Журнал "Арбитражная Практика" […]
  • Наказание батогом Наказание батогом Ещё меньше пострадали те, кого били батогами, это был один из самых лёгких видов телесных наказаний. Со временем против взяточников стали применяться жесточайшие меры наказания: ссылки, казни, битье батогами, клеймление. Одна статья карает 12 гривнами кун за удар […]
  • Найдите слова иллюстрирующие правило о написании согласных в корне Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Цель урока Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Цель урока: Создать условия для формирования в учащихся понятия «непроизносимые согласные в корне слова». Способствовать развитию психологических […]
  • Сроки проведения оценки в суде Оценка недвижимости для суда Для обеих сторон спора важными являются достоверность, прозрачность и объективность экспертизы, определяющей рыночную стоимость имущества. Справиться такой задачей легко аккредитованным организациям, предоставляющим услуги по оценке имущества. Независимая […]
  • Названия газовых законов Названия газовых законов С помощью уравнения состояния идеального газа можно исследовать процессы, в которых масса газа и один из трех параметров - давление, объем или температура - остаются неизменными. Количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном […]