Медико-социальная помощь закон

admin

Какая положена социальная помощь пожилым людям на дому

На территории Российской Федерации каждый человек, который находится в пенсионном возрасте вправе рассчитывать на социальную помощь в том случае, если в этом имеется острая необходимость.

Но каким образом она может предоставляться? Как ее получить?

Нужно ли за это платить или это предоставляется бесплатно? Каким законодательством регулируется этот вопрос?

Законодательное регулирование

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действует огромное количество законов, которые регулируют вопрос о предоставлении социальной помощи пожилым людям и гражданам с ограниченными возможностями.

Если говорить конкретней, то речь идет о таких законодательных актах:

  • указ Президента РФ, который предусматривает принятие мер по улучшению жизнедеятельности пожилым категориям граждан;
  • Федеральный закон, который предусматривает возможность получения социальной помощи гражданам пожилого возраста и гражданам с ограниченными возможностями;
  • Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение социальной помощи нуждающимся гражданам с полной либо частичной оплатой, а также получение бесплатной помощи гражданам, которые попадают под определенную категорию льготников.
  • Виды социальной помощи

    По причине физиологических особенностей граждане пожилого возраста относятся к наиболее слабой группе населения. В связи с этим им просто жизненно необходима государственная поддержка.

    Оказание социальной помощи гражданам пожилого возраста регулируется действующим законодательством и предусматривает

    • оказание помощи на дому;
    • оказание стационарного обслуживания (к нему относятся: пансионаты, дома-интернаты и так далее);
    • оказание полустационарной помощи. К этому относится: получение гражданами пожилого возраста в учреждениях дневного пребывания;
    • предоставление срочной помощи разового характера;
    • предоставление социально-консультативной помощи. Данная разновидность помощи, прежде всего, направлена на адаптацию инвалидов, включая граждан пожилого возраста в обществе.
    • Для того чтобы внедрить возможность предоставления этих разновидностей помощи по всей территории Российской Федерации были сформированы специальные территориальные центры, которые не только оказывают помощь, но и определяют пожилых граждан, которым необходима одна из таких видов помощи.

      Более того, территориальные центры при посещении либо обращении таких граждан оценивают необходимость в предоставлении той или иной помощи.

      Что входит в данный вид государственной поддержки

      Согласно действующему законодательству, социальная помощь на дому может проявляться в следующем:

    • оказание помощи в организации питания, досуга или быта;
    • оказание посильной помощи в приобретении продуктов питания, средств личной гигиены и другой бытовой химии;
    • оказание помощи в закупке лекарственных препаратов;
    • в случае если нуждающийся проживает в доме без центрального отопления (в частном доме), то может быть оказана помощь в разжигании печи либо же доставки питьевой воды (если отсутствует водопровод);
    • оказание помощи по уборке в доме, включая помощь при косметическом ремонте;
    • помощь в оплате коммунальных услуг, совместный поход в различные места отдыха, включая санаторно-курортные лечения;
    • предоставление помощи в вызове лечащего врача на дом.
    • Большая часть граждан с ограниченными возможностями не могут сами себя обслуживать в полном объеме, включая элементарную гигиену. По этой причине социальный работник в обязательном порядке должен обеспечивать должный уход за такой категорией граждан с учетом его непосредственного состояния здоровья.

      Таким образом, помощь может заключаться в следующем:

      • содействие в получении нуждающегося медицинской помощи;
      • оказание помощи в получении гигиенических процедур, в том числе и манипуляционных;
      • помощь в прохождении медико-социальной экспертизы;
      • совместно с нуждающимся поход в медицинские учреждения для получения необходимой помощи.
      • Стоит также отметить, что помощь может быть предоставлена и в другом виде. К примеру, социальный работник может оказывать помощь в приобретении среднего либо же высшего образования, оказание помощи в оформлении документов, в том числе и помощь в юридических вопросах.

        Кто предоставляет такую помощь

        Для оформления социальной помощи на дому следует обратиться по месту своего проживание в одну из таких организаций:

      • районный комплексный центр;
      • центр социального обслуживания населения.

      С помощью одного из вышеуказанных учреждений можно получить всю необходимую помощь. Достаточно только обратиться с необходимым пакетом документов и соответствующим заявлением.

      Порядок предоставления

      Право на согласие

      Право на согласие предоставления социальной помощи на дому имеют граждане пенсионного возраста, а именно:

    • для женской категории – минимальный возраст составляет 55 лет;
    • для мужской категории – минимальный возраст от 60 лет;
    • инвалиды, вне зависимости от возрастной категории.
    • Сотрудник социальной службы обязан предоставлять всю необходимую помощь всем гражданам в том случае, если они не в состоянии самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои жизненные нужды в полном объеме.

      Право на отказ

      Право на отказ имеют такие граждане, которые имеют противопоказание на получение социальной помощи. Но в чем это может проявляться?

      К таким факторам относят:

    • наличие психического заболевания, по которому есть угроза жизни и здоровья социальному сотруднику;
    • склонность к употреблению спиртных напитков;
    • наркологическая зависимость;
    • наличие у нуждающихся граждан карантинных либо же венерических заболеваний;
    • заболевание туберкулезом либо же другим подобным заболеванием, которое требует к себе лечения в специальных учреждениях закрытого типа.
    • Помимо этого отказ может быть выдан по причине фактического отсутствия свободных социальных сотрудников (что является весьма частым видом отказа) либо же по причине отсутствия мета проживания.

      Ограничения прав граждан при оказании им социальных услуг

      Согласно Федеральному закону №122 при получении социальной помощи, нуждающийся может быть направлен по решению суда в специальное учреждение для дальнейшего прохождения курса лечения либо же на постоянное место жительства.

      Стоит отметить, что это может произойти не только по решению суда (это возможно при отсутствии каких-либо родственников), но и по согласию его близких.

      Основаниями для такого принятия решения может быть отсутствие возможности самостоятельного ухода за собой (ключевым считается невозможность самостоятельного соблюдения элементарных правил гигиены) либо же возможности самостоятельного активного передвижения.

      Правила оформления

      Для получения социальной помощи необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты населения либо же в районный комплексный центр.

      Это может сделать как сам нуждающийся, так и его близкие родственники либо же соседи.

      После обращения специальная комиссия принимает решение о предоставлении определенного перечня услуг, которые, по их мнению, наиболее необходимы. Если говорить простыми словами, то данная комиссия разрабатывает индивидуальную программу социальной помощи и предоставляет ее для ознакомления социальному сотруднику, который и будет этим заниматься.

      Если говорить о сроках рассмотрения обращения, то, как правило, решение принимается не позднее 10 календарных дней с момента обращения.

      После принятия решения необходимо будет заключить договор о предоставлении определенного перечня социальной помощи.

      Договор на получение социальной помощи заключается непосредственно между самим нуждающимся (либо же его доверенного лица) и социальным органом. Действие договора предусматривает оказание помощи с момента его подписания и до конца года. Однако при наступлении нового года данное соглашение продлевается автоматически и переоформлять его не требуется.

      Согласно договору, социальный сотрудник должен будет посещать пожилого гражданина ежедневно либо же несколько раз в неделю – все зависит от того, насколько это будет необходимо по состоянию его здоровья.

      С января месяца 2015 года право на получение бесплатной социальной помощи вправе рассчитывать та категория граждан, чей ежемесячный доход ниже либо же не больше самого прожиточного минимума, который установлен в конкретном регионе проживания органами местного самоуправления.

      Помимо этих граждан, гарантировано получить социальную помощь на дому имеют право:

      Для всех остальных категорий граждан, предусмотрена ежемесячная оплата за получение социальной помощи. Несмотря на то, какая именно помощь предоставляется по договору, в среднем ежемесячная оплата не превышает 250 рублей.

      При оформлении социальной помощи, сотрудник социального центра предоставляет специальную форму, по которой пишется заявление на получение помощи.

      После этого помимо этого документа, необходимо предоставить:

      • оригинал и копию паспорта заявителя;
      • документ, который утверждает право получения социальной помощи (удостоверение инвалида и так далее);
      • доверенность (если оформлением занимается доверенное третье лицо) либо же другой документ в том случае, если этим занимается близкий родственник;
      • выписку из паспортного стола о наличии места проживания;
      • медицинское заключение с подписью главного врача и программой реабилитации (если нуждающимся является инвалид);
      • справку о доходах, если помимо пенсии гражданин получает дополнительные доходы, которые подлежат налогообложению.
      • Как видно, для обращения за получением социальной помощи необходимо не так уж и много документов. Но, как показывает практика получить ее весьма трудно и с чем это связано неизвестно. По статистике, в некоторых регионах наблюдается нехватка социальных сотрудников, а в некоторых – отказывают без объяснения причин.

        Описание помощи на дому для людей, пенсионного возраста, представлено в следующем видеоматериале:

        posobie-help.ru

        Медико-социальная помощь семьям «группы риска»

        1. Характеристика семей «группы риска»

        Общая характеристика семей «группы риска»

        Особенности семей «группы риска»

        2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска»

        2.1 Медико-социальная помощь семьям «группы риска»

        2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска»

        2.3 Цели и стратегии программ социальной помощи детям и семьям в Республике Беларусь

        Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

        Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семье воспитывается ребенок, в благополучной или неблагополучной.

        Семейное воспитание − это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А.С. Макаренко, В.М. Целуйко, А.В. Мудрик и многих других.

        В настоящее время семья как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

        Пристальный интерес к семье объясняется и рядом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье.

        О необходимости оказания семье медико-социальной помощи говорится в ряде работ (Е.И. Холостовой, А.В. Мартыненко, А.Н. Елизарова и другие), в которых подчеркивается важность учета особенностей условий семейного воспитания, направленности этой помощи на формирование у родителей педагогических знаний и умения и эффективно их использовать.

        Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов.

        Специалисту по социальной работе приходится сталкиваться с различными типами семей. Но в работе с семьей группы риска первоочередная задача специалиста по социальной работе − это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название семья «группы риска».

        Общественное мнение, средства массовой информации и многие отечественные исследователи отмечают рост количества семей группы риска, что становится одной из самых острых проблем современной Республики Беларусь.

        Категория семей социального риска нуждается в высокопрофессиональной деятельности многих специалистов: психологов, наркологов, юристов. Однако специалисту по социальной работе отводится основная диагностическая, координирующая, правозащитная роль, так как именно он может оказывать медико-социальную помощь и детям, и родителям.

        Цель: выявить особенности деятельности специалиста по социальной работе по оказанию медико-социальной помощи семьям «группы риска».

        1. определить сущность и особенности семей «группы риска»

        2. выявить основные направления медико-социальной помощи семьям «группы риска».

        1. Характеристика семей «группы риска»

        1.1 Общая характеристика семей «группы риска»

        В научной литературе нет чёткого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

        Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

        Для того чтобы не путаться в понятиях, определяющих специфику семьи, специалисты по социальной работе выделяют три типа семей: условно-адаптированные, это благополучные семьи, но у каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. Семьи «группы риска» − те, в которых несколько функций подвергаются деструкции. И неблагополучные семьи, работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, с которыми столкнулись члены таких семей.

        Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов. Такие семьи справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил.

        Факторы риска не обязательно свидетельствуют об отсутствии комфортной среды для ребёнка [13, c. 4-7.] Наличие названных факторов только обуславливает необходимость постановки семьи на учёт, но если они сопровождаются межличностными конфликтами и напряжением внутрисемейных отношений, то семья «группы риска» помещается в категорию проблемных семей, а при наличии определённых причин − переходит в категорию семей, находящихся в социально-опасном положении.

        1.2 Особенности семей «группы риска»

        По каким же критериям можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему социальный работник должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?

        Существуют признаки здоровой семьи [4]:

        – возможность выражать свои чувства

        – каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи

        – у каждого члена семьи есть право выбора

        – в семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости

        – проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу

        – чувство юмора, шутки в общении

        – ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга

        – наличие общих ценностей

        Авторы выделяют также базовые функции семьи:

        – экономическая (материальное обеспечение семьи);

        – репродуктивная (рождение детей, планирование семьи, половая идентификация детей и т.д.);

        – рекреативная (восстановление и отдых, планирование и проведение семейного досуга, отпуск и т.д.);

        – функция заботы о доме (уход за домом, чистота, гигиена в помещении и т.д.);

        – социализирующая (обучение детей навыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.);

        – терапевтическая (привязанность, взаимная поддержка, проявление чувств и т.д.) [14, с. 6-7].

        Зубкова Т.С. также выделяет демографическую, эмоциональную, социально-статусную функции [2 с. 19].

        Невыполнение семьёй хотя бы нескольких функций может повлиять на вхождение семьи в «группу риска».

        Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение). Авторы считают, что существуют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям – семьи «группы риска» [7].

        Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятным для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях − полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.

        Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов, − например, беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть. Все эти периоды жизни семьи вызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.

        Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах она особенно уязвима и может войти в «группу риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной [13, с. 80-81].

        Зубкова Т.С. выделяет такие семьи группы риска:

        – дисфункциональные (неполные, многодетные, малоимущие, молодые и юные матери до 18 лет, с детьми инвалидами)

        – «социопатические» (семьи алкоголиков, наркоманов, родители или дети-правонарушители, с отклонениями от нормального поведения)

        К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это, прежде всего, семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.

        В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями [2, с. 27].

        Елизаров А.Н. в своей работе определил характеристику семей группы риска.

        Семьи группы риска характеризуются:

        – слабой способностью членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, неспособностью по этой причине выдвигать цели по улучшению жизни семьи и достигать эффективных результатов.

        – слабой способностью обсуждать словесно проблемы семьи; члены этих семей плохо понимают, когда психолог пытается им объяснить на словах, как можно улучшить жизнь семьи, и в чем причины неблагополучия.

        – засильем в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.

        – высокой степенью риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков [1, с. 114–115].

        2. Медико-социальная деятельность в работе с семьями «группы риска»

        2.1 Медико-социальная помощь семьям группы риска

        Медико-социальная помощь рассматривается как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения. Медико-социальная работа принципиально изменяет характер комплексной помощи в сфере охраны здоровья, предполагая системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезни и социальной дезадаптации, являющихся потенциальными причинами тяжелых осложнений, инвалидности и летального исхода.

        Цель медико-социальной работы – достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане [12, с. 200].

        Медико-социальную работу можно условно разделить на профилактическую и патогенетическую (реабилитационную).

        Медико-социальная работа, имеющая профилактическую направленность, – это предупреждение социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни; обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья; участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях; социальное администрирование; обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

        Медико-социальная работа, имеющая реабилитационную направленность, предусматривает организацию медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др. [12, с. 203].

        Имея много общего с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом, медико-социальная работа не выходит за рамки своей компетенции, не претендует на выполнение лечебных функций, а предусматривает тесное взаимодействие специалистов по социальной работе с медицинским персоналом и четкое разграничение ответственности.

        Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области взаимных интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения – профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения – социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.

        Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые тесно взаимосвязаны и их решение затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий [12, c. 200].

        Для полноценной медико-социальной помощи семьям группы риска главным принципом является раннее выявление таких семей. Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До 21 века деятельность реабилитационных центров была направлена только на реабилитацию детей. Семья находилась вне поля зрения специалистов. При социальной работе с семьёй «группы риска» нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложится на плечи команды специалистов, в том числе и специалистов по социальной работе. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьёй. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьёй будут влиять на неё положительно. Главная цель работы специалистов с семьёй «группы риска» должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей) [4].

        Основными задачами отделения медико-социальной помощи являются: медико-социальный патронаж в семье, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

        Патронаж может проводиться со следующими целями:

        – диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

        – контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный);

        – анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнение родителями рекомендаций [12, c. 66].

        Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Важным в работе с семьёй является сопровождение семьи и детей или медико-социальный патронаж. Работа специалиста по социальной работе с семьёй «группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации от других субъектов. Источником информации могут выступать школа, детский сад, поликлиника, участковый милиционер, соседи, родители других детей и. т. д. С момента поступления сигнала специалисту по социальной работе рекомендуется вести записи всех выявляемых фактов по данному делу в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и в разработке планов дальнейших действий [13, с. 80–81].

        Сначала осуществляется сбор первичной информации о данной семье через различные источники: поликлинику, детский сад, школу, наркологический и психиатрический диспансеры, районное отделение милиции, соседей, коллег родителей по работе и т.д. Далее сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка. Первую встречу специалиста по социальной работе с проблемной семьей рекомендуют организовать за пределами места проживания семьи. Лучше назначить родителям и ребенку встречу в учреждении: в школьном кабинете или в помещении органов опеки и попечения. Такая официальная обстановка способствует созданию деловой атмосферы предстоящего разговора. В собственном доме родители чувствуют себя более уверенно. Кроме того, здесь существует ряд отвлекающих факторов: дети, работающий телевизор, приготовление еды и т.п. Наконец, родители могут вообще не впустить специалиста по социальной работе в свой дом. Необходимо предусмотреть участие в этой встрече с семьей не только специалиста по социальной работе, но и психолога или классного руководителя. Их совместные действия позволяют вести беседу в строго избранном направлении, лучше владеть ситуацией.

        Известно, что родители из семей «группы риска» склонны в подобных случаях к эпатажу, непрогнозируемым реакциям, уклонению от обсуждаемой темы. Наибольшую трудность по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию, по словам О.А Селивановой, специалисты по социальной работе испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Поэтому, приглашая таких родителей на собеседование, следует составить план предстоящего разговора и тщательно подготовиться к нему.

        В начале беседы следует представиться, назвать официальное учреждение, в котором работают специалист по социальной работе и другие участники разговора. Затем специалист по социальной работе формулирует цель предстоящей беседы. Форма общения с семьей избирается в соответствии с позицией родителей, которая может быть агрессивной, безразличной, виноватой, готовой к сотрудничеству, отвергающей помощь и т.п. Для достижения доверительной атмосферы, снятия психологического напряжения рекомендуется использовать такой прием как беседа за чаем с печеньем и конфетами. Продолжительность встречи не должна превышать одного часа с небольшим перерывом через 30 минут. Перерыв используется работниками для совещания в соседней комнате с целью определения правильности выбранной тактики, и при необходимости, корректировки направления дальнейшей беседы. В ходе этой встречи необходимо добиться от родителей признания, что в семье действительно есть проблемы, которые создают угрозу физическому и психическому здоровью ребенка, мешают его полноценному развитию и воспитанию. В результате первой встречи с семьей «группы риска» специалист по социальной работе должен получить ответы на следующие вопросы:

        1) позволяет ли атмосфера внутри семьи оставить в ней ребенка на время реабилитационной работы с родителями и почему (аргументы)?

        2) какие именно характеристики семьи внушают надежду на возможность ее качественных изменений в лучшую сторону?

        3) какие жизненно необходимые качества отсутствуют в данной семье, и требуется их сформировать дополнительно в процессе реабилитационной работы?

        Если ответ на первый вопрос будет отрицательным и существует неуверенность в безопасности пребывания ребенка с родителями, то специалист по социальной работе вправе поставить вопрос о его немедленной передаче в учреждение защиты детства. Однако при этом следует помнить, что родительская семья – наиболее благоприятная среда пребывания ребенка и идти на столь крайние меры следует лишь в случае реальной угрозы его здоровью и жизни. Обобщенная информация с выводами выносится на обсуждение комиссии при отделе опеки и попечения, которая принимает решение о дальнейших действиях в отношении семьи. На заседании комиссии при желании может присутствовать обсуждаемая семья. Ее стремление принять участие в заседании рассматривается как положительный фактор и свидетельствует о заинтересованности в судьбе ребенка и о желании родителей сохранить его в семье. Независимо от решения вопроса о пребывании ребенка в семье или вне ее начинается работа по определению регенеративных, восстановительных, потенций семьи для выполнения родительских функций. Разрабатывается план работы с семьей по ее реабилитации и повышению воспитательных способностей родителей. Далее следует посещение специалистом по социальной работе семьи в месте ее проживания. Трудность на этом этапе часто возникает по причине нежелания семьи идти на контакт со специалистом по социальной работе как представителем власти. Родители используют при этом свое право на неприкосновенность жилища и отказываются впустить в дом постороннего. В такой ситуации иногда приходится использовать силовые методы и повторить визит совместно с участковым милиционером или инспектором по делам несовершеннолетних. Однако этот путь сокращает до минимума возможности доверительного контакта специалиста по социальной работе с семьей в его дальнейшей работе с ней. Поэтому рекомендуется использовать этот прием лишь в крайнем случае, когда ребенку угрожает реальная опасность. Кардинальная задача специалиста по социальной работе: демонстрируя миролюбие и терпимость, убедить взрослых членов семьи в том, что его визит продиктован добрыми намерениями; его задача − не инспектирование и применение силы, а помощь и поддержка. Поэтому не следует вторгаться в дела семьи в большей степени, чем это необходимо для защиты интересов ребенка. Результатом успешной работы специалиста по социальной работе в этом направлении станет готовность семьи идти на контакт с представителем власти и следовать предлагаемым рекомендациям. Визит в семью позволяет специалисту по социальной работе провести углубленное обследование условий проживания семьи и ребенка: санитарно-гигиеническая обстановка, организация питания, обеспеченность сезонной одеждой и обувью, наличие у ребенка собственной постели, своего угла или комнаты и т.п. Одновременно возникает возможность наблюдать в естественной среде характер взаимоотношений как между супругами и другими взрослыми, так и между родителями и детьми. Необходимо зафиксировать реакцию родителей на приводимые социальным педагогом факты невыполнения ими своих родительских обязанностей: будут ли они принимать обвинения, защищаться, перекладывать ответственность друг на друга, поддерживать супруга и т.п. При проживании в семье других взрослых следует определить отношение к ним каждого из супругов, а также отношение ребенка к этим членам семьи (нейтральное, доброжелательное, уважительное, неприязненное боязливое и т.п.). Исследуя характер отношений родителей с ребенком, важно обратить внимание на особенности его поведения в их присутствии (боязнь отвечать на вопросы, стремление уклониться от прямого физического контакта с родителями, несовпадение в его ответах при беседе наедине со специалистом по социальной работе и при родителях и т.п.). Углубленное ознакомление с семьей «группы риска» позволяет специалисту по социальной работе сделать ряд выводов, необходимых для составления плана дальнейших действий по восстановлению воспитательной функции семьи. Специалисты рекомендуют подключать членов семьи к разработке плана действий или, по крайней мере, согласовывать предполагаемые меры с каждым взрослым ее членом. Семья должна быть поставлена в известность относительно всех методов, которыми будет; проводиться работа, включая возможность видеозаписи и применение других визуальных, психологических, медицинских и иных технологий. Применение такого рода диагностических и терапевтических методик без информирования семьи может быть расценено как нарушение прав человека [12, с. 66–75, 230–233].

        Учитывая свойственную таким семьям внутреннюю дезорганизованность, зарубежные специалисты применяют практику подписания совместного соглашения между органами опеки как представителями власти и семьей. В соглашении констатируются внутренние проблемы, свойственные семье и мешающие ей осуществлять воспитание ребенка; определяются причины ухудшения условий пребывания ребенка в семье; обозначаются цели и задачи предстоящей работы специалиста по социальной работе с семьей. Содержательная часть соглашения включает практические действия сторон по улучшению жизненных параметров семьи и достижению социальных нормативов, требуемых ребенку. Четко расписываются права и обязанности сторон − участников соглашения. Устанавливаются сроки выполнения сторонами каждого пункта договора и срок действия соглашения в целом. Отдельным пунктом оговариваются оценки результатов осуществляемых мер по созданию необходимых условий жизнедеятельности ребенка в семье.

        Схематично структура соглашения выглядит следующим образом:

        – причины заключения соглашения, социальные проблемы семьи;

        – цель совместных действий сторон;

        – срок действия соглашения;

        – процедуры совместных действий;

        – оценка эффективности проведенной работы [11, с. 16–22].

        Необходимо учитывать, в какой семье будет проводиться медико-социальный патронаж, так как от этого зависит, какую помощь в дальнейшем будет оказывать специалист по социальной работе.

        Практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения.

        При проведении медико-социального патронажа в многодетной и неполной семье необходимо выявить материальные и жилищно-бытовые трудности данной семьи и учитывать трудности, которые испытывает мать в связи с необходимостью посещения детской поликлиники. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной и неполной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии.

        При обслуживании таких семей необходимо более обстоятельно контролировать выполнение рекомендаций разного вида патронажей: приобретение предметов ухода за новорожденным, организация уголка новорожденного (выбор места кроватки с учетом освещенности, расположения дверей), режима питания, бодрствования ребенка и др.

        В семье, проживающей в плохих материально-бытовых условиях, если нет возможности их улучшить, необходимо проводить работу по активизации усилий семьи в проведении санитарно – гигиенических мероприятий с обязательным постоянным контролем над выполнением данных рекомендаций по созданию надлежащих условий на дому для развития здорового ребенка. Дети из таких семей должны первоочередно устраиваться в детские учреждения, обеспечиваться бесплатным питанием и лечением при заболевании детей первого года жизни. Медико-социальная помощь таким семьям состоит в организации медицинской помощи больным детям, в выдаче путёвок в санатории, в информировании о льготах и других выплатах, в проведении профилактических занятий, в социально-правовом консультировании, в санитарно-гигиеническом просвещении, в проведении мероприятий на формирование ЗОЖ.

        При проведении медико-социального патронажа в семье, где мать или оба родителя являются учащимися или несовершеннолетними необходимо учитывать трудности по воспитанию ребенка (отсутствие жизненного опыта, навыков по уходу за ребенком, материальных средств, плохих или неустроенных материально-бытовых условий), трудности, связанные с учебой, нервные перенапряжения, особенно во время сессии. Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения. Медико-социальная помощь таким семьям состоит в проведении профилактических мероприятий по планированию и жизнедеятельности семьи, формированию ЗОЖ.

        Специалист по социальной работе должен наладить контакт с родителями молодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до и после рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения для возможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места в детском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный график посещения занятий. Дети первого года жизни из таких семей должны получать бесплатное питание. Несовершеннолетние матери должны получать психологическую поддержку и квалифицированную психолого-медицинскую помощь, находиться под постоянным контролем медицинских и социальных работников, так как такие семьи нуждаются в повышенном внимании, моральной и материальной поддержке [2, с. 126–127].

        При работе в семьях алкоголиков специалист по социальной работе должен постоянно разъяснять пагубное влияние алкоголя на здоровье членов семьи, особенно детей. Злоупотребление алкоголем приводит к семейным конфликтам, увеличивает число разводов, разрушает семью. Почти всегда в семье отмечается общий дискомфорт, резко снижается трудовая деятельность, производительность труда, ухудшается материальное положение. Постоянная напряженная обстановка в семье значительно отражается на успеваемости детей, приводит к развитию у них неврозов, заболеваемости, травматизму. Заболеваемость в семьях, злоупотребляющих алкоголем, в 3,5 раза выше, чем в благополучных [2, c. 128].

        Мартыненко А.В. выделил особенность социальной работы с данной группой – целенаправленная профилактика как неадекватного поведения больного члена семьи, так и развития декомпенсации психического и соматического статуса у членов его семьи и его ближайшего окружения, информирование соответствующих служб о наличии социальных проблем, организация наркологической и другой помощи с целью оптимизации личностного и социального статуса [12, c. 205].

        Специалистом по социальной работе составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи [12, c. 233].

        К мероприятиям, направленным на социальное оздоровление, относятся коммуникативный тренинг, социально-психологический тренинг, техника самоконтроля, семейная психотерапия, оценка социального статуса семьи в целом и отдельных ее членов, выявление потенциальных проблем, приобщение к социально благополучному кругу общения и др.

        Особенности медико-социальной работы с этой группой клиентов – выявление окружающего больного неблагополучного контингента и его оздоровление, личностно-ориентированная психотерапия, психическая саморегуляция, содействие в проведении наркологического лечения и реабилитации в условиях, оптимизирующих социальный статус (терапевтические сообщества, группы взаимопомощи), комплексная оценка социального статуса и предупреждение потенциальных проблем, содействие в решении материальных проблем больного за счет реализации его собственного потенциала (в частности, профессиональное обучение и трудоустройство [12, с. 205].

        При работе с семьёй, в которой есть ребёнок-инвалид специалист по социальной работе должен взять на учет и составить характеристику семьи, имеющей ребенка с ОВ, с учетом всех ее членов [2, c. 158].

        Социальная работа с инвалидами включает в себя медико-социальную реабилитацию. Главным результатом медико-социальной реабилитации как направления социальной работы является достижение такого состояния ребенка-инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям [8].

        Совместно с медицинскими учреждениями он должен составить план лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий с учетом динамического состояния больного, оказать помощь в организации стационара на дому, санаторно-курортном лечении, приобретении корректирующих медицинских аппаратов, тренажеров и т.д. Он должен также содействовать оздоровлению, диспансеризации, семейному отдыху всех членов семьи. Специалист по социальной работе должен оказывать консультативную помощь семье юридического, психолого-педагогического характера, представлять собой своеобразную службу доверия и т.д.

        Специалист по социальной работе должен помочь ребенку вести образ жизни, соответствующий возрасту, помочь ему максимально приспособиться к окружающей среде и обществу, привить навыки самообслуживания, помочь в приобретении знаний, профессионального опыта для участия в общественно полезном труде.

        Такие семьи нуждаются в консультации и коррекции внутрисемейных отношений специалистом по социальной работе [2, c. 158–159].

        Таким образом, раннее выявление семей «группы риска» и своевременная медико-социальная помощь им является самым эффективным методом профилактики и реабилитации семейного неблагополучия [13, с. 80–81].

        2.2 Рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска»

        Специалистами СПЦ г. Бреста были разработаны рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска».

        Если мы имеем дело с семьёй, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, то необходимо оказывать такие виды помощи семье и детям:

        – наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения

        – оказание психиатрической, наркологической помощи семье или отдельным её членам

        – дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учёбе

        – вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)

        – консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов

        – приглашение на родительские собрания специалистов

        – организация родительских собраний «на дому»

        – консультирование ребёнка на ПМПК и определение программы обучения

        – работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи

        Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:

        – ДОУ, завуч, социальный педагог, психолог, СПЦ, органы здравоохранения, медики, КДН, ИДН.

        Если мы имеем дело с семьёй после развода или во время развода, то необходимо ей оказывать такие виды помощи:

        – наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения социального педагога, учителей–предметников.

        – привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях

        – консультационная помощь психолога и психотерапевта

        – дополнительная помощь в выполнении домашнего задания в учёбе

        – постановка ребёнка на учёт (по необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу

        – помощь ребёнку со стороны его окружения

        – помощь ребёнку со стороны его сверстников (по рекомендации учителя)

        – привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму, тематическим родительским собраниям

        – использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода)

        Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:

        – психолог, социальный педагог, учителя – предметники, классный руководитель, классный коллектив, родительский комитет класса.

        Если мы имеем дело с неполными семьями, то необходимо им оказывать такую помощь:

        – привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка

        – привлечение семьи к занятиям детско-родительской группы

        – наблюдение и консультации психолога и социального педагога (по запросу семьи)

        – активная деятельность классного руководителя по вовлечению ребёнка в систему внеклассной и внешкольной работы

        – проведение родительского лектория, тематического родительского собрания

        – обучение родителя навыкам воспитания детей при отсутствии одного из супругов

        – постановка на учёт в учреждение и органы социальной защиты

        – оказание материальной помощи малоимущей неполной семье

        Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную

        xreferat.com

        Это интересно:

        • Аудит налога на прибыль Аудит налога на прибыль: последовательность проведения и оформление результатов При подсчете и уплате налогов компании и государство являются заинтересованными лицами и в спорных ситуациях у каждого из них своя правда. Поэтому и действует система налогового аудита, в том числе и для […]
        • Если у меня 2 квартиры какой налог Есть ли и какой налог на приватизированную квартиру (имущественный) и при продаже? Владельцы приватизированной квартиры кроме радости обладания заветными квадратными метрами порой сталкиваются и с рядом трудностей. И чтобы вопросы налогообложения не доставили неприятных сюрпризов, […]
        • Налог 13 за квартиру Можно ли пенсионеру вернуть подоходный налог 13% с покупки квартиры? Жильё можно построить, или, к примеру, принять в дар, а также можно купить. Существуют различные варианты приобретения, то есть: единовременный расчёт или ипотечная программа кредитования. И можно обнаружить применимую […]
        • Помощь для получения разрешения на оружие Медицинские справки на оружие В нашей стране совершеннолетним гражданам разрешено приобретать, хранить и носить газовое и огнестрельное оружие в целях самообороны. На охотничье огнестрельное оружие имеют право те, чья профессиональная деятельность связана с охотой. И в том, и в другом […]
        • Куда подавать заявление о приостановлении исполнительного производства Заявление о приостановлении исполнительного производства — пристава, куда подается Заявление о приостановлении исполнительного производства приставам применяется, когда одной из сторон ИП необходимо приостановить его, чтобы совершить действия, которые обеспечат приемлемое решение […]
        • Сколько пенсия инвалидам с детства Какой размер пенсии у инвалидов детства 1, 2 и 3 группы? Особенности оформления пособий. Только некоторые дети – инвалиды в состоянии полностью справиться с заболеванием. Когда им исполняется восемнадцать лет, то встает необходимость в поиске трудового места, чтобы было на какие […]
        • Образец заявления на согласие на прописку Нужно ли разрешение от матери или отца, собственника на прописку ребенка? Без регистрации намного сложнее решать многие жизненные вопросы. Прописка ребенка сопровождается соблюдением ряда формальностей. У кого нужно получать добро на осуществление регистрационных действий, какие […]
        • Освобождение от уплаты имущественного налога Правила освобождения пенсионеров от уплаты налогов Регулярная уплата налогов пожилыми людьми негативно сказывается на полноценном существовании, так как она отнимает весомую часть дохода. Действующие нормативно-правовые акты содержат сведения о различных льготах в отношении лиц, […]