Правила родительного падежа

admin

Родительный падеж: правила образования и интересные факты

Родительный – один из шести падежей русского языка, применяемый главным образом (но не только) для указания принадлежности, то есть для обозначения, что что-то относится к чему-то. Русское название «родительный», как и в случае с большинством других языков, восходит к греческому определению родства («сын такого-то»). Помимо принадлежности, родительный падеж в русском языке может:

  • указывать, что что-то является частью чего-то («окно здания»);
  • что-то выделять («участок дороги»);
  • что-то разделять или отлагать («спастись от смерти»),
  • а также выполнять множество других функций, одной из важнейших среди которых является отрицание («не дано указания»), – о чем отдельно ниже.
  • Как образуется родительный падеж

    В данном случае имена существительные отвечают, в частности, на вопросы «кого?», «чего?», и для упрощения образования этой формы можно попробовать применить отрицание («нет книги», «нет льда»). Употребление родительного падежа соотносится с предлогами: без, возле, вокруг, до, для, из, около, от, после, с, у – и другими. Родительный падеж имени существительного образуется при помощи прибавления к основе слова окончания в зависимости от числа и склонения. В единственном числе:

  • для первого склонения, т. е. слов женского и мужского рода, оканчивающихся на -а, -я, добавляется -ы, -и: «мамы», «дяди»;
  • для второго склонения, т. е. всех остальных слов мужского и среднего рода, добавляется -а, -я: «стола», «коня»;
  • для третьего склонения, т. е. остальных слов женского рода (оканчивающихся на мягкий знак), добавляется (часто сопровождаясь чередованием в корне) : «лжи», «мощи».
  • Как образуется множественное число в родительном падеже

    Внимание! Данный падеж множественного числа существительного требует запоминания, хотя очень часто ненулевое окончание заменяется на нулевое, и наоборот. В большинстве случаев прибавление к основе слова нулевого окончания, окончаний -ев, -ов или -ей образуют родительный падеж. Окончания можно попытаться классифицировать по некоторым системам, однако для каждой из них получится слишком много исключений. Имена прилагательные склоняются в этом падеже в зависимости от того, является основа твердой или мягкой, приобретая окончания -ой, -ей для женского и -ого, -его для мужского рода. Родительный падеж множественного числа, если рассматривать его в отношении прилагательных, дает им окончания -их, -ых.

    Интересные факты

    Сегодня все чаще наблюдается тенденция к небрежному использованию родительного падежа в случае отрицания, а это такая же лакмусовая бумажка грамотности, как правильное употребление категории рода («кофе» – мужской род, «мозоль» – женский и т. п.) или ударений («договор», «звонит», «ходатайство» и т. п.). В частности, речь идет о таких конструкциях, как «не было дано распоряжения» (а не «распоряжение»), «не увидел этого явления» (а не «это явление»). Не исключено, что со временем такое употребление может стать нормой, но в настоящий момент оно считается ошибкой. Также огромной проблемой является склонение числительных вообще, и родительный падеж здесь «страдает» чаще всего: сплошь и рядом даже от пытающихся говорить правильно людей можно услышать «не хватает восьмиста тысяч» вместо «восьмисот», поскольку речь идет о множественной форме числительного «сто». В целом, этот падеж в русском языке хоть и не играет такой важной роли, как в других языках аналогичного устройства, но крайне сложен даже для носителей, и далеко не исчерпывается приведенным выше описанием.

    www.syl.ru

    Существительные родительного падежа множественного числа: правила и примеры

    — Взвесьте мне пять килограммов апельсинов.

    — Ага, вам нужно пять килограмм апельсин, минуточку.

    Казалось бы, обычная сценка в магазине, но она наводит на размышления: кто правильно употребляет слова, а кто неправильно? Таким образом, возникает проблема: существительные родительного падежа множественного числа.

    Апельсинов или апельсин?

    В большинстве своём существительные мужского рода, у которых в именительном падеже в единственном числе твердый согласный на конце, имеют в интересующей нас форме окончание –ов.

    • Много апельсинов нужно для сока.
    • Несколько помидоров хватит для салата.
    • Куча мухоморов выросла вокруг пня.
    • Пять компьютеров привезли в школу спонсоры.
    • Блюдо из баклажанов здесь готовят вкусно.
    • Корзина опёнков стала наградой за двухчасовую прогулку по лесу.
    • Килограмм мандаринов к новогоднему столу не помешает.
    • Пара носков от бабушки — подарок к Новому году.
    • Грамм или граммов?

      Названия единиц измерения имеют нулевое окончание, если употребляются в «измерительном» контексте:

      • Сто двадцать вольт достаточно.
      • Обычное напряжение — двести двадцать ватт.
      • Сто грамм сейчас не помешает.
      • Пять ампер — слишком мало.
      • Сотня гектар поля пустовала.
      • Здесь пятьсот гигабайт памяти.
      • Восемьдесят аршин красного шёлка ушло на флаги.
      • Всего-то десять герц!
      • Если родительный падеж множественного числа существительных не имеет значения счёта, то нужно использовать окончание -ов:

      • Нужно добавить всего сто граммов.
      • Не хватает пяти килограммов.
      • Без нужных гигабайтов не удастся загрузить всю информацию.
      • Туркмен или туркменов?

        Национальность людей имеет собирательное значение, поэтому форма родительного падежа множественного числа существительных употребляется преимущественно с нулевым окончанием:

      • Группа туркмен отправилась к трапу самолёта.
      • Несколько армян составляли бригаду строителей.
      • Он среди англичан вырос.
      • Приезд болгар был обставлен торжественно.
      • Степные игры башкир — это традиция.
      • Танцы лезгин заряжают своей энергетикой.
      • Выступления румын были прописаны в простоколе.
      • Нападение сарацин было частым явлением в те времена.
      • Много татар проживает на территории Крыма.
      • Наступление турок было остановлено.
      • Танцы цыган — гвоздь программы.
      • Землячество осетин в Петербурге встретило новых членов сообщества с радостью.
      • Кое-кто из бурят уже в те времена понимал все преимущества присоединения к России.
      • Песни грузин — моя слабость.
      • Это относится и к слову «человек»: несколько человек выступило в поддержку оппонента.

        Но и эти существительные родительного падежа множественного числа имеют целый ряд исключений:

      • Караван бедуинов медленно двигался по пескам пустыни.
      • Селенья берберов не отличаются замысловатостью строений.
      • Обычаи бушменов просты и понятны.
      • Протест негров на плантациях в Америке был закономерен.
      • Столица калмыков сегодня — современный город.
      • Выступление киргизов было воспринято публикой очень благожелательно.
      • Юрты монголов разбросаны по всей необъятной степи.
      • Танцы ойротов завораживают.
      • Кто-то из таджиков заговорил на своём языке, обращаясь к собратьям.
      • Посёлки тунгусов обычно располагаются по берегам рек.
      • Волеизъявление узбеков было услышано их президентом.
      • Среди хакасов мало уже чистокровных.
      • Я решил выучить язык хорватов.
      • Приезд якутов на конференцию был оговорён заранее.
      • Сюда же относятся воинские названия:

      • Полк гардемарин расположился в лесочке. (Несколько гардемаринов были отправлены в дозор).
      • Эскадрон гусар налетел с флангов. (Форма гусаров отличается необычностью).
      • Песни партизан проникнуты мечтой о мирной жизни.
      • Рота солдат выдвинулась на позиции.
      • И здесь есть исключения: взял у минёров, собрал мичманов, отправил сапёров.

        Ботинок или ботинков?

        Родительный падеж множественного числа имен существительных, обозначающих парные предметы, в своём большинстве выражается нулевым окончанием:

      • Нет ботинок у ребёнка.
      • Из глаз посыпались искры.
      • Краешек манжет выглядывал из-под рукавов пиджака.
      • Пара погон про запас всегда лежала у него в чемодане.
      • Без чулок гораздо лучше.
      • Блеск эполет ослеплял барышень.
      • Грохот сапог по брусчатке отзывался эхом.
      • Исключение: нет носков.

        От некоторых существительных затруднительно образовать форму множественного числа родительного падежа: башка, мечта, мольба. А у слов щец и дровец нет других форм, только формы множественного числа родительного падежа.

        Вафель или вафлей?

        Образование родительного падежа множественного числа существительных женского рода характеризуется нулевым окончанием в словах:

      • Пачка вафель для ребёнка всегда лежала в шкафу.
      • Несколько домен ещё не запустили.
      • В доме вообще не было кочерёг.
      • Верхушки кровель показались вдали.
      • Концы оглобель воткнулись в землю.
      • Связка розог уже была замочена в корыте.
      • Пора свадеб — ноябрь.
      • Не надо сплетен.
      • Ряды усадеб тянулись за огородами.
      • Гнёзда цапель темнели в камышах.
      • На руках нянь ребёнок и вырос.
      • У некоторых из таких существительных бывает окончание –ей:

      • Не может быть в этом деле равных долей.
      • Не хватает кеглей.
      • Несколько пригоршней семечек перекачевало в карман Кольки из ведра продавца.
      • Крыши саклей скрылись за поворотом.
      • Свет свечей заливал весь зал.
      • Нет у нас лишних простыней.
      • Барышень или барышней?

        Родительный падеж множественного числа существительных женского рода, которые в единственном числе заканчиваются на –ня, имеет нулевое окончание, и мягкий знак пишется не во всех словах:

      • несколько вишен;
      • не устраивайте боен;
      • вентиляторных градирен.
      • молодых барышень;
      • несколько боярышень;
      • маленьких деревень;
      • таких кухонь;
      • старых яблонь;
      • жеманных княгинь.
      • Захолустий или захолустьев?

        Существительные родительного падежа множественного числа среднего рода и некоторых женского рода варьируются: в книжном стиле речи у них основа на –ий, а в разговорном — окончание –ев, и бывают такие слова, в которых только одна нормативная форма.

        Без вариантов пишется — ий в следующих словах:

      • Ряды острых копий тянулись до горизонта.
      • Опасайтесь глубоких ущелий.
      • Враги боятся наших изменений.
      • Изящество её тонких запястий поразило меня.
      • Надо прикрыть тылы армий.
      • Берегись проделок этих шалуний.
      • Такое же безвариантное формообразование имеют некоторые слова с окончанием –ев:

      • Леса речных верховьев – заповедные края.
      • У самых низовий мы ловим рыбу.
      • Мы ставим сети около устьев маленьких речушек.
      • Теперь у неё было много платьев.
      • Надо бы добавить несколько звеньев.
      • Мальчонка вошёл в дом, неся охапку поленьев.
      • Блеск наточенных остриёв вселял уверенность в победе.
      • Двое подмастерьев спали на лавках.
      • У существительных ружьё и скамья, судья форма множетвенного числа родительного падежа: ружей, скамей, судей.

        Блюдец или блюдцев?

        Без вариантов нулевое окончание имеют некоторые формы родительного падежа множественного числа имени существительного среднего рода:

      • Корзина яблок стояла под деревом.
      • Не хватило глубоких блюдец.
      • Нет зеркалец у девочек.
      • Не хватает одеялец для малышей.
      • Махровых полотенец тоже не хватает.
      • Я не пробовал осьминожьих щупалец.
      • В этой округе множество маленьких болотцев.
      • Это платьице из крýжевцев.
      • У некоторых слов наряду с нулевым окончанием бывают вариативные варианты:

      • колен – коленей – коленьев;
      • коленец – коленцев;
      • корытец – корытцев;
      • копытец – копытцев.
      • Грабель или граблей?

        Существительные родительного падежа множественного числа, у которых не бывает формы единственного числа, имеют нулевое окончание или окончания –ов или -ей:

      • мокрых мокасин;
      • твоих нападок;
      • широких панталон;
      • ночных потёмок;
      • новых рейтуз;
      • густых сумерек;
      • красных шаровар.
      • твоих выкрутасов;
      • ранних заморозков;
      • старинных клавикордов;
      • ужасных лохмотьев;
      • нищенских отрепьев;
      • надоевших пантов;
      • гадких подонков;
      • куча ботов;
      • оставшихся выжимков;
      • редких высевков;
      • на улицах выселков;
      • пышных выческов;
      • долгих выморозков.
      • ваших граблей;
      • самодельных ходулей;
      • скучных будней;
      • мужицких дровней;
      • детских яслей.
      • Задач или задачь?

        Существительные родительного падежа множественного числа с нулевым окончанием на шипящую не имеют на конце мягкого знака.

      • много задач;
      • несколько жилищ;
      • твоих плеч;
      • тяжёлых нош;
      • нет галош;
      • не хватает хранилищ;
      • ваших рож;
      • лесных чащ;
      • крыши дач.
      • Практическая работа

        Теперь, когда вы знаете всё о таком явлении, как образование формы родительного падежа множественного числа существительных, выполните несколько заданий.

        1. Поставьте вместо знака вопроса мягкий знак либо пропуск:

      • ваш(?) товарищ(?);
      • борщ(?) горяч(?);
      • быстро умнож(?)те;
      • выйдеш(?) замуж(?);
      • богач хорош, широкоплеч(?);
      • хатаеш(?)ся за гуж(?);
      • рухнеш(?) навзнич(?);
      • примчиш(?)ся вскач(?);
      • откроеш(?) настеж(?);
      • меч(?) сверкающ(?);
      • синяя туш(?);
      • выполниш(?) точ(?)-в-точ(?);
      • скопление туч(?);
      • скоро уж(?) полноч(?);
      • сундук сокровищ(?);
      • картеч(?) свистит;
      • лиш(?) угадаеш(?) фальш(?);
      • много училищ(?);
      • музыкальный туш(?);
      • обжеч(?) кирпич(?);
      • фарш(?) свеж(?);
      • махнёш(?) наотмаш(?);
      • бьёш(?)ся над решением задач(?);
      • не говори, что не дюж(?).
      • 2. Поставьте слова во множественном числе в родительном падеже слова.

        Амбиция, акация, бойня, боярышня, верховье, барышня, героиня, гнездовье, готовальня, пашня, дыня, здание, определение, черешня, кухня, пекарня, поместье, поверье, сочинение, типография, рябина, история, изложение, устье, наковальня, княгиня, ружьё, платье, деревня, подмастерье, плясунья, няня, площадь, операция, раздумье, орудие, овация, селение, читальня.

        3. Образуйте по образцу слова:

      • буряты – бурят: башкиры, туркмены, болгары;
      • ядра — ядер: числа, кресла, брёвна, рёбра;
      • киргизы — киргизов: казаки, узбеки, таджики;
      • кружевце — кружевцев, корытца, копытца;
      • носки — носков: ремешки;
      • сапоги – сапогов: чулки, ботинки, валенки;
      • лимоны — лимонов: баклажаны, мандарины;
      • амперы – ампер: микроны, аршины, вольты;
      • зёрнышки — зёрнышек: пёрышки, окошки;
      • брызги — брызг: бусы, каникулы;
      • носилки – носилок: салазки, потёмки;
      • яблоки — яблок: груши;
      • полотенца – полотенец: одеяльца, блюдца;
      • западни – западней: ноздри, ступни;
      • сакли — саклей: распри, кегли;
      • туфли – туфлей: вафли, оглобли;
      • клещи — клещей: ясли, будни.
      • 4. Именительный и родительный падежи множественного числа существительных тесно связаны. От существительных в скобках (им.п.) образуйте правильную форму (р.п.).

        1) Множество новых (полотенца), (блюдца), (одеяльца), (покрывало) было завезено к открытию (ясли).

        2) Много (гектары) лесов сгорело от летних (пожарища).

        3) Какая прелесть — запах от цветущих (вишни), (яблони)!

        4) Какие прекрасные водоёмы находились вблизи (поместья)!

        5) Огромное количество (витамины) содержится всего лишь в ста граммах (апельсины) и (лимоны).

        6) Нам установили новый счётчик на 10 (амперы).

        7) Новая коллекция (ботинки) и (туфли) поступила в магазины.

        fb.ru

        Родительный падеж множественного числа существительных

        Попробуйте ответить на вопрос. Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?

        В этой шутке есть большая доля правды — здесь представлены все три нормативных окончания формы род. падежа мн. числа:

      • ов (ев): столов, компьютеров, платьев, поленьев ,
      • ей: морей, скамей, мышей, дочерей ,
      • нулевое: башен, вишен, туч, ущелий, оладий, брызг .
      • Эта форма очень трудна, потому что закономерности выбора окончания хотя и существуют, но их очень много — и они непоследовательны.

        Так, одна из закономерностей заключается в том, что если окончание в начальной форме существительного ненулевое, то в род. падеже мн. числа — нулевое и наоборот: тётя и много тёть , дынядынь , яблокояблок , окноокон , но столстолов , печьпечей , матьматерей . Однако эта закономерность очень часто нарушается, сравните: один носок и пара носков ; но один чулок и пара чулок ; платьеплатьев , мореморей .

        Изредка встречаются случаи вариативные, когда норма допускает два варианта окончания:
        баклажан и баклажанов, кедов и кед, свеч и свечей, туркменов и туркмен, простЫнь и простынЕй, будней и буден, граммов и грамм.

        Рекомендуем запомнить следующие трудные случаи род. падежа мн. числа:

        Слова с нулевым окончанием

      • обувь и одежда, надеваемая на ноги: чулки (пара чулок), сапоги (пара сапог), ботинки (пара ботинок), сандалии (пара сандалий), туфли (пара туфель); но пара носков
      • военные: гусары (нет гусар), партизаны (много партизан), солдаты (много солдат)
      • национальности: башкиры (много башкир), армяне (армян), болгары (болгар), осетины (осетин), цыгане (цыган)
      • слова на — ня , — ля : яблоня (нет яблонь), кухня (нет кухонь), вишня (нет вишен), вафля (нет вафель)
      • слова на — ца : блюдца (нет блюдец), полотенца (нет полотенец), щупальца (нет щупалец)
      • другие слова: погоны (нет погон), макароны (нет макарон), яблоко (нет яблок), сосиска (нет сосисок, а не сосисек), воскресенье (воскресений), ущелье (ущелий), оладья (оладий), ремесло (ремёсел), ведьма (ведьм), серьга (серёг), кочерга (кочерёг) (прочитайте рассказ М. Зощенко «Кочерга» )

      Слова с окончанием ов (или ев )

    • носки (пара носков) — в отличие от пары чулок , пары сапог и других вещей, надеваемых на ноги. В разговорной речи возможен и вариант пара носок
    • фрукты и овощи: абрикосов, апельсинов, бананов, лимонов, мандаринов, помидоров
    • консервы (консервов)
    • центнеры (центнеров)
    • казахи (казахов), хорваты (хорватов)
    • комментарии (комментариев)
    • джинсы (джинсов)
    • Слова с окончанием ей

    • ясли (Яслей с ударением на первый слог)
    • ноздри (ноздрей), клешнИ (клешнЕй)
    • пельмени (пельменей)
    • падежи (падежей).
    • У некоторых слов нет именно формы род. падежа мн. числа (например, мечта , тахта ). Нельзя сказать: «У нее было много разных мечт».

      Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа окончание ов :

      Мачта, мечта, мама, клешня

      Чулок, носок, слон, куртка

      Вор, апельсин, хорват, помидор

      Ремесло, оладья, пила, партизан

      Выберите ряд, в котором все слова имеют в форме род. падежа множ. числа нулевое окончание:

      lampa.io

      Как отличить родительный падеж от винительного в существительных? Хитрости, советы и правила

      В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.

      Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.

      Признаки падежей

      Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:

    • -и, -ы — в 1-ом склонении;
    • -а, -я — во 2-ом склонении;
    • -и — в 3-ем склонении.
    • Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):

    • у, -ю — в 1-ом склонении;
    • а, -я — во 2-ом склонении;
    • в 3-ем склонении.
    • Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:

    • в родительном падеже — нет (кого? чего?) компьютера;
    • в винительном падеже — вижу (кого? что?) компьютер.
    • Сравнительная таблица родительного и винительного падежей

      Родительный падеж

      Винительный падеж

    • и, -ы (1-ое скл.)
    • а, -я (2-ое скл.);
    • и (3-е скл.)
    • у, -ю (1-ое скл.)
    • а, -я (2-ое скл.)
    • (3-е скл.)
    • от, до, из, без, у, для, около, с

      в, на, за, через, про.

      блокнот (кого?) учителя

      ножка (чего?) стола

      посещать (кого?) друга

      проверять (что?) работу

      Как определить падеж

      Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:

    • Определить одушевленность/неодушевленность.
    • Задать соответствующие вопросы (при постановке вопросов проще использовать вопросы в паре — кого? чего? и кого? что? так как для одушевленных существительных они одинаковые).
    • Определить сочетаемость со вспомогательными словами (нет, вижу).
    • Если необходимо заменить слова и по аналогии определить падеж.
    • Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).

      Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».

      Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».

      Значение падежей

      Правило гласит, что родительный падеж обозначает:

    • принадлежность кому-либо или чему-либо (например, машина мужчины);
    • соотношение целого и отдельной части (класс школы);
    • отображение признака предмета по отношению к другому признаку (результат анкетирования);
    • объект воздействия, если есть глагол с отрицанием (не пьет молока);
    • объект воздействия, если присутствует глагол желания, удаления или намерения (избежать наказания);
    • сравнение (быстрее реки);
    • объект измерения, даты либо счета (стакан сока).
    • Винительный падеж обозначает:

    • переход действия на предмет (например, читать книгу);
    • передачу временных и пространственных отношений (учиться целый день, пробежать километр);
    • зависимость от наречия (жалко птичку).
    • Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.

      Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
      стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
      и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

      Есть мнение?
      Оставьте комментарий

      Понравился материал?
      Хотите прочитать позже?
      Сохраните на своей стене и
      поделитесь с друзьями

      Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

      pedsovet.su

      2.2.3. Родительный падеж множественного числа

      Как и в других формах, в родительном падеже множественного числа существительных в каждом типе склонения можно обнаружить несколько вариантов окончаний.

      В целом при образовании этой формы действует следующая закономерность.

      Если в начальной форме (именительный падеж единственного числа) слово имеет нулевое окончание, то в родительном падеже множественного числа окончание обычно ненулевое:

      дом – много домов, конь – много коней, степь – нет степей.

      Если же в начальной форме окончание ненулевое, то в родительном падеже множественного числа оно будет нулевым:

      земля – нет земель, петля – нет петель, дело – нет дел, место – нет мест, клеймо – нет клейм, яблоко – нет яблок.

      Тем самым язык стремится избавиться от совпадения начальной формы и косвенных форм существительного.

      Однако в действительности эта закономерность не является абсолютной. С одной стороны, целый ряд существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную имеет нулевое окончание:

      один солдат – несколько солдат; один грузин – несколько грузин, один цыган – несколько цыган.

      С другой стороны, существительные с ненулевым окончанием в начальной форме могут иметь ненулевое окончание и в родительном падеже, например:

      слова женского рода: доля – несколько доле́й, кегля – несколько ке́глей; слова среднего рода: болотце – несколько боло́тцев, верховье – нет верхо́вьев, дно сосуда – нет до́ньев, дре́вко – нет дре́вков, личико – несколько личиков, остриё – нет остриёв, платье – несколько пла́тьев, устье – несколько у́стьев, шило – несколько ши́льев.

      В живой речи, особенно в просторечии, сейчас наблюдаются две противоположные тенденции.

      Во-первых, окончание -ов/-ев , присущее прежде всего существительным мужского рода второго склонения, достаточно последовательно вытесняет другие окончания (нулевое, -ей ).

      Например: в просторечии – много людёв вместо нормативного много люд ей ; нет местов вместо нормативного нет мест.

      Последняя тенденция усиливается тем, что во множественном числе в других косвенных падежах все существительные имеют одинаковые окончания:

      о песнях, о людях, о полях, о ночах, о килограммах.

      Во-вторых, в просторечии встречается употребление форм с нулевым окончанием в тех случаях, когда в литературном языке допускаются формы только с ненулевым окончанием.

      Например: вспахать 10 гектар земли вместо литературного варианта – 10 гектар ов земли.

      Всё это требует особого внимания к образованию формы родительного падежа множественного числа, тем более что многие из подобных вариантов становятся показателем уровня речевой культуры человека. Не случайно морфологические ошибки в образовании данной формы используются в языковой игре, то есть намеренно – для создания комического эффекта (Сколько людьёв-то! Делов-то! – в современной интеллигентской разговорной речи). Обыгрываются такие ошибки и в анекдотах, например, в диалоге неграмотного пассажира и столь же неграмотного поборника правильности речи:

      – В трамвае нет местов .
      – Не местов , а мест. Падежов не знаете.
      – А вам нет делов , что мы не знаем падежов .

      При образовании формы родительного падежа множественного числа в трудных случаях необходимо учитывать несколько факторов.

      1. У существительных второго склонения окончания -ов/-в , -ей распределяются следующим образом:

      у существительных мужского рода с основой на твёрдую согласную, ц или й основным является окончание -ов/-ев :

      много шофёр ов , бойц ов , гени ев ;

      у существительных мужского и среднего рода с основой на мягкую согласную или шипящую основным является окончание -ей :

      много жител ей , пол ей , падеж ей ;

      у существительных на -анин/-янин (кроме слова семьянин, которое не имеет формы множественного числа вообще), а также у слов барин, боярин, господин, татарин – нулевое окончание с отсечением -ин :

      много славян, татар, бар, граждан.

      2. У существительных мужского рода второго склонения с основой на твёрдую согласную нулевое окончание и окончание -ов имеют тенденцию к распределению следующим образом:

      а) окончание -ов обычно имеет большинство названий фруктов, овощей и т.п.:

      пять помидор ов , пять апельсин ов , пять баклажан ов (допустимо – пять баклажан);

      б) нулевое окончание обычно имеют:

      названия парных предметов:

      пара ботинок, пара валенок, пара сапог, пара чулок, но: пара ботфорт ов , пара бот ов (допустимо – пара бот), нет рельс ов (допустимо – нет рельс); существительное носок в родительном падеже множественного числа имеет два литературных варианта – нет вязаных носок и носк ов ;

      названия национальностей с финалями -н , -р :

      нет цыган, нет румын, нет осетин, но: нет бедуин ов , нет бушмен ов , нет сван ов ;

      наименования военнослужащих различных групп и родов войск:

      нет солдат (!), нет партизан (!); но: нет сапёр ов , нет минёр ов , нет гусар и гусар ов , нет драгун и драгун ов , нет гренадер и гренадер ов , нет кирасир и кирасир ов , нет улан и улан ов ;

      в) существительные, называющие единицы измерения (вольт, герц, ом и др.), обычно имеют в родительном падеже множественного числа две формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием. Нулевое окончание используется в так называемой счётной форме единиц измерения, то есть при указании на конкретное количество, число чего-либо:

      100 вольт, 100 ампер, 200 герц, 200 ом, 1000 рентген и т.д.

      У существительных грамм, килограмм, миллиграмм, карат и др. в счётной форме допустимы обе формы – с окончанием -ов и с нулевым окончанием:

      10 граммов и 10 грамм; 10 килограммов и 10 килограмм; 5 каратов и 5 карат.

      Да в этом колхозе не только грамм ов , но и килограмм ов потерь не считают!

      Не все наименования единиц измерения подчиняются данной закономерности. Окончание -ов является обязательным в любом контексте у следующих существительных:

      акр (10 акр ов ), гектар (10 гектар ов ), дюйм (5 дюйм ов ), литр (10 литр ов ), метр (5 метр ов ), километр (5 километр ов ), миллиметр (10 миллиметр ов ), сантиметр (10 сантиметр ов ), пуд (10 пуд ов ), фунт (10 фунт ов ), фут (5 фут ов ), ярд (5 ярд ов ).

      Окончание -ов обычно имеют и существительные мужского рода с основой на твёрдую согласную, обозначающие денежные единицы:

      3. У существительных первого склонения нулевое окончание обычно имеют существительные с ударением на основе в начальной форме:

      ту́фля – пара ту́фель, я́блоня – пять я́блонь, цап́ля – пять ца́пель, сва́дьба – пять сва́деб, ра́туша – несколько ра́туш, но: до́ля – пять доле́й; дя́дя – нет дяде́й и дядьёв; ке́гля – пять ке́глей; при́горшня – пять при́горшней и приго́ршен; ро́хля – нет ро́хлей, ю́ноша – пять ю́ношей.

      Окончание -ей могут иметь существительные с ударением на последнем слоге в начальной форме:

      свеча́ – пять свече́й, статья́ – пять стате́й, семья́ – пять семе́й, бадья́ – нет баде́й, бахча́ – нет бахче́й, простыня́ – пять просты́нь и пять простыне́й, но: кочерга́ – пять кочерёг, огло́бля – пять огло́блей и огло́бель.

      4. У существительных, употребляющихся только во множественном числе, наиболее распространённым является нулевое окончание:

      макароны – нет макарон, деньги – нет денег, опилки – нет опилок, чернила – нет чернил.

      Вместе с тем у целого ряда таких существительных окончание будет ненулевым. В этом случае окончание -ов/-ев типично для существительных с основой на твёрдую согласную, на г, к, х и гласную:

      джинсы – нет джи́нс ов (!), клипсы – нет кли́пс ов , обои – нет обо́ ев , бронхи – нет бро́нх ов .

      Окончание -ей распространено среди существительных с основой на мягкую согласную:

      ро́звальни – нет ро́звальн ей , схо́дни – нет схо́дн ей , я́сли – нет я́сл ей (!), ку́дри – нет кудр е́й , гу́сли – нет гу́сл ей .

      Как равноправные функционируют варианты: гра́бли – нет гра́бель и нет гра́блей, ходу́ли – нет ходу́л ей и нет ходу́ль, бу́дни – нет бу́дн ей и бу́ден.

      5. Если основа существительного в начальной форме оканчивается на сочетание двух согласных (ду пл о, полоте нц е, пе сн я, ку кл а), то при образовании формы родительного падежа множественного числа с нулевым окончание обычно между этими согласными появляются беглые гласные о и е :

      нет дуп е л, нет полотен е ц, нет пес е н, нет кук о л, нет ро́з о г, нет дос о́ к (допустимо – до́с о к), нет дерев е́ нь, нет са́б е ль, нет ту́ф е ль, нет ку́х о нь, нет су́мер е к, нет со́п е л и сопл, но: такса – нет такс, утро – несколько утр.

      6. Обратите внимание на образование формы родительного падежа множественного числа у следующих существительных:

      бурят – нет буря́т и буря́тов, зять – нет зятьёв, коммента́рий – нет коммента́риев, копы́тце – нет копы́тцев и копы́тец, корректи́в – нет корректи́вов, низо́вье – низо́вьев и низо́вий, подмасте́рье – нет подмасте́рьев, поле́нце – нет поле́нцев и полотенец, ту́рок – нет ту́рок, у́хо – без уше́й, ши́ло – нет ши́льев.

      Упражнения к теме «2.2.3. Родительный падеж множественного числа»

      Читайте также другие темы раздела 2 «Морфологические нормы»:

      licey.net

      Это интересно:

      • Налог 13 за квартиру Можно ли пенсионеру вернуть подоходный налог 13% с покупки квартиры? Жильё можно построить, или, к примеру, принять в дар, а также можно купить. Существуют различные варианты приобретения, то есть: единовременный расчёт или ипотечная программа кредитования. И можно обнаружить применимую […]
      • 44 федеральный закон о закупках 2014 Краткое содержание законов 44-ФЗ и 223-ФЗ о госзакупках Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или […]
      • Как можно вернуть товар надлежащего качества Возврат товара. Как и какой товар можно вернуть продавцу? Как быть, если покупка оказалась некачественной или не подошла вам по какой-то другой причине? Конечно, возможно вернуть товар продавцу. Но все мы знаем, что это не так просто и магазины часто находят множество причин, лишь бы не […]
      • Закон о рекламе пива Где можно рекламировать пиво Если вы производите или реализуете пиво, то наверняка задавались вопросом: можно ли мне его рекламировать? А если можно, то какие формулировки допустимы? Изменения в Закон «О рекламе», вступившие в силу с 22 июля 2014 года, сняли полный запрет на рекламу […]
      • Синтаксических правил Синтаксический разбор предложения Просто о синтаксическом разборе предложения Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное. По наличию грамматических основ: […]
      • Срок для подачи кассационной жалобы по гпк Каковы сроки и порядок подачи кассационной жалобы по гражданскому делу? Сроки подачи кассационной жалобы по гражданскому делу определяются в соответствии с ГПК РФ и обозначают тот период, в течение которого участники процесса или иные заинтересованные лица вправе обратиться в […]
      • Сделать заверенную копию доверенности Как сделать нотариально заверенную копию паспорта? Копия паспорта сейчас требуется довольно часто. Причем в некоторых случаях необходима не простая, а нотариально заверенная копия паспорта. О том, в каких случаях она может потребоваться, где и как ее получить, расскажем […]
      • Принципы возврата кредита Принципы возврата кредита Кредитная политика коммерческого банка базируется на определенных принципах кредитования, т.е. на определенных условиях, на которых банк предоставляет отдельные виды кредитов отдельным заемщикам. Принципы наряду с элементами кредита раскрывают его […]