Государственная собственность и муниципальная собственность отличия

admin

Государственная и муниципальная собственность (стр. 1 из 3)

· дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;

· рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;

· определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;

· рассмотреть управление муниципальной собственностью в г. Новосибирске;

· рассмотреть особенности управления государственной собственностью.

Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

1. имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

2. имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Данный перечень является открытым, что предполагает возможность нахождения в муниципальной собственности и иных объектов. В частности таких как: пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах, транспортные средства, малоценное имущество и др.

В законе дано простое перечисление возможных объектов собственности без какой-либо классификации. Классифицировать же их можно по разным признакам. Например, как движимое и недвижимое имущество.

Если в основе формирования муниципальной собственности заложены критерии, определяющие состав и границы муниципального хозяйства, то можно выделить следующие 4 группы муниципальной собственности:

1. Сфера социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, основная задача которых состоит в обеспечении повседневных нужд населения, удовлетворении потребностей в жилье, тепле, медицинском обслуживании, образовании и т.д.

1.2 Методы управления муниципальной собственностью

2. контракты с руководителем муниципальных предприятий;

3. договора на передачу прав на имущество;

5. передача имущества с баланса на баланс и списание;

7. залог, ипотека;

8. доверительное управление (траст);

10. приватизация муниципальных предприятий

1. муниципальный заказ;

4. нормативы платежей за использование муниципальной собственности;

Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей. Он вправе сам владеть и пользоваться своим имуществом (к примеру, зданием, в котором расположены органы МСУ, транспортом, бюджетными средствами и другими объектами), а может передавать эту собственность во владение, пользование и распоряжение другими лицами, оставаясь при этом оставаясь собственником или распоряжаться им иным способом.

Само МО в лице органов МСУ использует сравнительно небольшую часть муниципальной собственности. Большая ее часть передается на тех или иных условиях (правовых режимах). Например, таких как: аренда (включая лизинг), доверительное управление, бесплатное пользование, хозяйственное ведение (для муниципальных предприятий), залог.

Наряду с перечисленными способами собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему объектами и таким образом, когда прекращаются его права собственности:

— внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ;

mirznanii.com

Какие существуют формы собственности на землю: основные особенности

Собственность в целом и на землю в том числе является необходимым условием для развития и обеспечения свободы как отдельного гражданина, так и страны, а формы собственности на землю определяют особенности образующихся отношений. Право собственности возникает в том случае, если возникают отношения касательно использования, владения или распределения участков земли. Эти отношения регулируются соответственными законами, Земельным кодексом и т. д.

Формы собственности на имущество находятся под влиянием различных факторов, а поэтому могут изменяться. Во многом они зависят от соотношения уровня развития, потребностей экономики и производственных сил. Все возможные формы предусмотрены Конституцией Российской Федерации. На сегодняшний день выделяются следующие формы:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • частная.
  • Каждый из представленных выше типов используется по-разному, а его приобретение должно быть осуществлено исключительно согласно законодательству России.

    Государственная собственность

    Право государственной собственности в РФ означает, что использование и распоряжение определенным участком земли принадлежит государству и соответственным органам. При этом государство выступает в лице множества различных органов, среди которых происходит распределение полномочий на использование земли. Отметим, что использование участков происходит в соответствии с нуждами и целями государства.

    Поскольку Россия является федеративным государством и имеет два уровня государственной власти, то можно сделать вывод, что право государственного владения также делиться на несколько типов:

  • федеральное;
  • региональное или субъектное.

К объекту могут относиться только определенные земельные участки. При этом важнейшим условием является то, что эти территории не должны принадлежать физическим или юридическим лицам, объединениям лиц или муниципалитету.

Как и в любых отношениях, необходимо наличие оснований для их возникновения. Что касается земельных участков, то здесь можно выделить следующие основания:

  • гражданско-правовые отношения;
  • федеральные законы;
  • процесс распределения государственных ресурсов;
  • передача федеральных земель на безвозмездной основе.
  • Распределение, использование и управление любым государственным имуществом осуществляется соответственными ведомствами, что закреплено в законодательстве Российской Федерации.

    В федеральном владении могут быть те земли, которые соответствуют следующим условиям:

  • статус подтвержден соответственным федеральным законом;
  • право появилось в момент разграничения государственной собственности;
  • право было приобретено на законных основаниях.
  • К федеральным могут относиться исключительно те земельные участки, которые не принадлежат физическим или юридическим лицам, то есть, не находятся в частном владении. Что касается субъектов Российской Федерации, то здесь действуют те же условия, о которых мы говорили ранее.

    Муниципальная собственность

    К муниципальной собственности в РФ относятся те территории, на которых размещены строения и другие объекты муниципалитета. Также к ним относятся территории, которые были переданы в муниципальное владение при распределении участков по различным видам. Если говорить более простым языком, то к муниципальной собственности относятся:

  • детские сады;
  • школы;
  • больница;
  • административные здания;
  • компании сельхозназначения;
  • парки;
  • улицы;
  • дороги и прочее.
  • Список земель, которые относятся к муниципалитету, довольно большой. Помимо территорий с указанными выше объектами, к этому типу относятся также участки, которые необходимы для осуществления обслуживания людей. Например, это может быть коммунальное обслуживание жителей какого-то района в любом городе.

    К муниципальным землям могут относиться территории в пределах городов, сел, поселков или за их пределами. Собственность на эти участки должна быть подтверждена соответственными документами и быть зарегистрирована. Нередко происходит передача государственных земель муниципалитету для более эффективного использования и развития. Если для достижения какой-то цели требуется получение земель физических или юридических лиц, то возможно их приобретение или передача во владение любым другим законным способом.

    Все земли, которые относятся к муниципалитету, имеют одно целевое назначение – удовлетворение потребностей граждан и обеспечение комфортных условий проживания. Это касается как благоустройства территорий, так и обслуживания инфраструктуры и прочее. По этой причине использование муниципальных земель по сравнению с государственными более узкое и направлено на ограниченное количество направлений.

    Муниципальные земли находятся в использовании местной администрации. При этом в управлении учитывается устав, планирование территорий и зонирование определенных участков земли, что предусмотрено законодательством России.

    Существует возможность передачи муниципальных участков во владение физическим или юридическим лицам. Для этого необходимо иметь основания и получить соответственное решение от местной администрации. При передаче участков во владение обязательно должно учитываться целевое направление согласно градостроительным бумагам.

    Частная собственность

    Право частной собственности является приоритетным для большинства демократических государств. В РФ оно защищается законом и гарантируется каждому гражданину. Частная собственность означает, что все права на определенный земельный участок (владение, использование, распоряжение) принадлежат полностью или частично физическому, юридическому лицо или группе лиц. Их правовой статус должен соответствовать праву этого типа на участки земли.

    На сегодняшний день выделяют следующие виды права собственности на землю по субъектам:

  • права обычных граждан или физлиц;
  • права юрлиц.
  • К последнему пункту также относятся группы людей, которые являются собственниками земли. При этом в законодательстве РФ не указано, какие конкретно объединения имеются в виду.

    [smartcontrol_youtube_shortcode key=»собственность на землю» cnt=»1″ col=»1″ shls=»true»]

    К объектам права частного владения относится ограниченный перечень земельных участков, что связано с их особенностями и целью использования. Наиболее распространена частная собственность на земли сельхозназначения, поскольку получить право владения довольно легко и никаких ограничений в этом плане практически не существует. Законодательством России предусмотрено количество земель, которые может получить во владение частное лицо. Это значит, что хоть и предусмотрены определенные лимиты, приобрести можно довольно большие участки.

    Имущество в частное владение приобретается путем совершения каких-то сделок. Это может быть купля-продажа, дарение, наследование, приватизация и прочее. Возможен также переход права владения, когда участок принадлежал государству или муниципалитету, а затем был передан физическому лицу. Если говорить другими словами, то право частной собственности может возникнуть на основании приватизации, решений местных органов власти о передачи участков и других нормативно-правовых актах.

    [smartcontrol_youtube_shortcode key=»Формы собственности на землю» cnt=»1″ col=»1″ shls=»true»]

    При этом также предусмотрена процедура прекращения владенияопределенной территорией, которая может быть принудительной или добровольной. Во владение физическим или юридическим лицам не может быть передана следующая категория земель:

  • ограниченные в обороте;
  • изъятые из оборота.
  • К таким участкам относятся территории заповедников или нацпарков, лесного фонда и прочее. Частная собственность предполагает определенные обязанности для владельцев, включая оплату земельного налога, соблюдение регламентов по охране земли и эффективное использование участков.

    prosobstvennost.ru

    В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю?

    Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.

    В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное владение?

    Что включает в себя понятие государственной и муниципальной собственности на землю?

    Государственная собственность на землю

    К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам. Субъекты, распоряжающиеся госсобственностью на землю являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам. К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).

    РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или разрешённым видом пользования. Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ « Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.

    Собственность во владении органов муниципального управления

    Это самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее. Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие. Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах.

    Большинство участков, которыми распоряжается мэрия – это земли, предназначенные для общего использования. Граждане их могут использовать для проезда, прохода и размещения объектов общего пользования. Некоторые виды муниципальных участков могут даваться в распоряжение индивидуальным землепользователям.

    К собственности органов муниципального управления можно отнести следующие объекты (согласно девятнадцатой статье Земельного кодекса):

    • получившие таковое признание в федеральном законе и в законах субъектов РФ;
    • права муниципального владения на которые появились в период, когда совершалось разграничение госсобственности на отдельные участки земли;
    • приобретённые на основе тех положений, что указаны в гражданском законодательстве.
    • Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

      Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

      Передача земли, находящейся во владении государства или муниципалитета проходит в несколько этапов:

      1. составление заявления в муниципалитет;
      2. оформление кадастрового паспорта;
      3. регистрация участка в кадастровой палате;
      4. межевание земельного участка специалистом;
      5. составление плана дома (если он стоит на участке);
      6. выдача технической документации;
      7. обращение в Фонд единого учёта земли;
      8. постановка заявки на учёт;
      9. выдача кадастрового паспорта на землю;
      10. обращение в администрацию района.

      Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

      Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

      Если за участок нужно заплатить, то перед тем, как проводить регистрацию права, необходимо положить обозначенную сумму на особый счёт и предоставить квитанцию о совершении платежа в муниципалитет.

      Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

      Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

      В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

      Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

      Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно:

    • граждане уже пользуются землёй;
    • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
    • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
    • гражданин-владелец сооружений на участке;
    • инвалиды;
    • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
    • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
    • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
    • дети-сироты.
    • Налоговые льготы по земельному налогу для юридических лиц обычно выше чем для физических лиц.

      Налог на землю нужно уплатить в определенный срок. Подробнее об этом рассказано в нашей статье.

      Родители или опекуны ребенка-инвалида могут получиь землю бесплатно. Подробности вы найдете здесь.

      Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?

      Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.

      Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью

      zakonguru.com

      Государственная собственность и муниципальная собственность отличия

      50. Государственная и муниципальная собственность

      Отличия отношения государственной собственности от отношений собственности других субъектов:

      1. В государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте.

      2. Способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов).

      3. Государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.

      Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

      Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют органы и лица, указанные в п. 1 ст. 125 ГК РФ. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в п. 2 ст. 125 ГК РФ.

      Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации.

      Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

      Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

      Согласно ст. 130 Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

      Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

      www.nnre.ru

      Государственная и муниципальная собственность

      1.3 Состав государственной собственности и особенности управления ею

      Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права» (ст. 209-306). В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. За категорией «собственность» стоит чрезвычайно сложная и многослойная система общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько взаимопереплетены, что их трудно отделить друг от друга. Цель данной работы: показать механизм управления государственной и муниципальной собственностью. Задачи:

      дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;

      рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;

      определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;

      рассмотреть управление муниципальной собственностью в г. Новосибирске;

      рассмотреть особенности управления государственной собственностью.

      1. Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью

      1.1 Понятие государственной и муниципальной собственности

      Общеизвестно, что понятие собственность на имущество включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

      имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

      имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

      При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

      На основании пункта 1 статьи 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно пункту 1 статьи 297 такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

      Наиболее полный перечень возможных объектов муниципальной собственности содержится в ст. 29 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ».

      2. Транспорт и связь, к сфере которых относится не только общественный транспорт, но и оказание любых других транспортных услуг населению.

      3. Торговля, бытовое обслуживание, общественное питание и строительство, основная задача которых состоит в обеспечении нужд населения, неудовлетворенных в силу различных причин (высокие цены, недостаточный ассортимент и т.д.) частным сектором.

      4. Недвижимость и прежде всего земельные ресурсы.

      Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, т.е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Государственная собственность по-прежнему характеризуется единством фонда, но лишь в пределах того субъекта, которому она принадлежит, как бы он ни вводил ее в гражданский оборот: непосредственно или при посредстве действующих от своего имени юридических лиц, что чаще всего и бывает.

      На сегодняшний день местными администрациями могут быть использованы как организационно-распорядительные, так и экономические методы управления муниципальной собственностью. К первой группе методов можно отнести:

      1. создание муниципальных предприятий;

      4. внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;

      6. аренда, лизинг;

      Вторая группа методов включает:

      2. нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;

      5. местное налогообложение;

      6. экономические санкции, штрафы.

      Аренда и субаренда занимают особое место в системе управления муниципальной собственностью. Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества является стабильным источником доходов местных бюджетов, поэтому управление муниципальной собственностью не означает ее продажу по максимально высокой цене.

      В качестве перспективного направления можно назвать создание предприятий смешанной формы собственности в различных сферах городской экономики. Будучи держателем пакета акций, местная администрация может принимать непосредственное участием в оперативном управлении предприятиями. По всем предприятиям (и смешанным, и чисто муниципальным) необходимо наладить систему профессионального аудита с целью своевременного предотвращения банкротства и контроля за «движением» имущества.

      — продажа (приватизация) имущества; его дарение; безвозмездная передача в собственность других лиц (в случаях, когда это допускается федеральным законодательством).

      Цель муниципальной политики в области управления собственностью – получение максимального эффекта от ее использования. Эффект может быть получен как в денежной форме (например, за счет арендной платы), так и путем извлечения прямой пользы (оказание услуг населению). Муниципальная собственность, не приносящая достаточной пользы либо экономического эффекта, может быть приватизирована.

      Вопрос о сравнительной эффективности государственных и приватизированных предприятий в переходной экономике является весьма спорным. Достоверных и однозначных аргументов для предпочтения того иди иного организационно-правового статуса предприятия просто не существует. И это проблема не только переходной экономики. В условиях нормально функционирующего рынка в странах Запада в принципе тоже не доказано, что приватизация государственных предприятий приводит к росту их эффективности.

      Масштабное сокращение госсектора в развитых странах в 80-х гг. в основном преследовало цель устранения чрезмерной бюрократизации управления госпредприятиями, постоянного и бесконтрольного вмешательства в экономику государственного чиновничества. Что же касается эффективности работы предприятий, особенно крупных, то в современных условиях она зависит скорее не от «инстинкта собственника», а от качества, профессионализма управления, т.е. от уровня менеджмента и способности собственника контролировать результаты его деятельности. Это же в полной мере относится и к трансформирующейся экономике постсоциалистических стран.

      В переходной экономике опыт преобразования государственных предприятий в АО с различными объемами государственных пакетов акций позволяет сделать, по крайней мере, два принципиальных вывода.

      Во-первых, во всех странах с переходной экономикой возобладало мнение, что сохранять в руках государства целесообразно только пакеты, обеспечивающие ту или иную степень контроля в управлении компанией. Обычно это не менее 25—30% капитала АО, что позволяет государству участвовать в управлении, но не ограничивать при этом жестко права частных инвесторов. В иных случаях целесообразно сохранить в руках государства более крупные, нередко контрольные пакеты акций. Есть и АО со 100% государственного капитала. Как правило, крупные государственные пакеты необходимы в так называемых стратегически важных отраслях и производствах, где сильный государственный контроль рассматривается как решающий фактор экономической безопасности страны. Так, Мингосимущество России относит к стратегически важным три группы АО:

      1) предприятия, работающие в сфере естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);

      2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);

      3) предприятия, акции которых используются для создания интегрированных образований (например, холдингов, вертикально интегрированных компаний и т.п.), необходимых для реализации государственной структурной политики в некоторых отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, транспорте. Примет ром могут служить также предприятия, входящие в вертикальные нефтяные компании, во многие финансово-промышленные группу.

      Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой имеются отрасли и производства, которые традиционно являются объектом безусловной монополии государства. В России к таковым обычно относят водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, государственные золотовалютные резервы и пр. Правда, нередко возникают существенные разногласия в подходах к приватизации некоторых функций государства и объектов государственной собственности — образования, здравоохранения, страхования, социального обеспечения, культуры.

      Особняком стоит вопрос о земле, приватизация которой в переходный период допускается не во всех странах. В большинстве стран с переходной экономикой пока нет развитого рынка земли. Купля-продажа ее, как правило, жестко регулируется государством. Обычно не допускается продажа земли иностранным физическим и юридическим лицам. В том случае, когда сделки купли-продажи допускаются, земля не может быть перепродана в течение определенного длительного времени (например, в Румынии — в течение десяти лет). Тем не менее идет постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения с использованием разнообразных методов — от возврата земель прежним владельцам (реституция) до передачи в собственность или длительную аренду земельных наделов членам бывших сельскохозяйственных кооперативов. Так, в Чехии к 1997 г. было приватизировано более 80% государственных земель, в Болгарии — более 50%.

      Особой проблемой структуры государственного сектора является государственная собственность на банковские финансовые организации. В России большинство коммерческих банков с самого начала реформы были частными, а государство держало контроль лишь в таких ключевых финансовых структурах, как Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с приватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секторе. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государственной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков.

      2. Управление муниципальной собственностью г. Новосибирска

      В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, усиления контроля и регулирования в муниципальном секторе экономики.

      Муниципальная политика г. Новосибирска преследует следующие цели:

      — максимизация доходов бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью;

      — оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

      — вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов муниципальной собственности;

      — использование всех муниципальных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

      Для реализации обозначенных целей управления муниципальным сектором экономики департамент земельных и имущественных отношений г. Новосибирска решает следующие задачи:

      — разграничение объектов государственной и муниципальной собственности и оформление прав на них, полная инвентаризация объектов муниципальной собственности, построение и развитие системы учета этих объектов;

      — повышение эффективности управления муниципальным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

      — классификация объектов муниципальной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

      — обеспечение прав муниципалитета как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях;

      — обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

      — получение дополнительных доходов в бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.

      Для того чтобы эффективно управлять муниципальными ресурсами, прежде всего, необходимо точно знать их объем, состав и фактическое состояние. Именно в этих целях в департаменте создан единый реестр муниципальной собственности г. Новосибирска.

      В 2006 году привлечено в бюджет города средств в сумме 3909,2 млн рублей, это на 31% больше, чем в 2005 году. Доля доходов от аренды имущества в общей структуре неналоговых доходов в прошедшем году составила 33%, от продажи имущества – 30,5%, от аренды земли – 31%, от продажи земельных участков – 4%.

      В прошедшем году существенно возросли объемы приватизации муниципального имущества. План доходов на 2006 год был установлен на уровне 1,1 млрд рублей. По сравнению с уровнем 2005 года фактическое поступление денежных средств от приватизации в 2006 году увеличилось в 3,1 раза и составило 1,194 млрд рублей. Количество приватизированных объектов (их общая площадь 26,3 тыс кв. метров) увеличилось в 1,4 раза.

      Также в минувшем году была применена новая форма приватизации – акционирование муниципальных унитарных предприятий.

      В 2006 году городской Совет утвердил методику расчета арендной платы за муниципальные нежилые помещения. Этот документ предусматривает увеличение базового показателя расчета арендной платы на 24,5%. В целом поступления от сдачи в аренду муниципального имущества за прошедший год составили 1,3 млрд рублей.

      В части разграничения полномочий между федеральным центром, областью и городом специалисты департамента земельных и имущественных отношений в течение года вели работу по принятию в муниципальную и по передаче в государственную собственность объектов недвижимости. Таким образом, в 2006 году на баланс города было принято 79 объектов (общей площадью 37,6 тыс кв. метров), в государственную – 10 объектов (5,9 тыс кв. метров).

      3265,7 млн рублей – такое поступление средств в городской бюджет от использования муниципального имущества и земельных участков запланировано в 2007 году.

      В 2008 г. бюджет Новосибирска должен получить от приватизации муниципальной собственности и продажи муниципальных пакетов акций 3 млрд руб., что почти на 800 млн руб. больше, чем в текущем году. После этого на нужды Новосибирска у муниципалитета останется имущества еще примерно на 4 млрд руб.

      В проекте бюджета города на будущий год предусмотрено поступление средств от приватизации в размере 3 млрд руб., в том числе 2,8 млрд руб. — от приватизации муниципального имущества и 200 млн руб. — от продажи акций».

      За период с 2003 по 2006 г. департаментом продано 140 объектов общей площадью 54 тыс. кв. м, сумма средств, поступивших в городской бюджет с учетом продажи акций, составила 1,870 млрд руб. При этом только в 2007 г. уже получено от этой деятельности 1,4 млрд руб. при плане приватизации в сумме 2,220 млрд.

      На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данных форм собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг, как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.

      К основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной собственностью можно отнести:

      — структурную и количественную оптимизацию организаций и предприятий государственной и муниципальной форм собственности;

      — обеспечение полного и своевременного учета государственной и муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;

      — создание единой системы контроля за сохранностью государственной и муниципальной собственности и использованием её по назначению;

      — выработку критериев оптимальных решений по распоряжению государственной и муниципальной собственностью;

      — повышение инвестиционной привлекательности государственной и муниципальной собственности.

      Большинство из перечисленных задач можно решить посредством разработки Федерального закона «Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации». Данный закон должен содержать:

      — цели, задачи и принципы управления государственной собственностью (по основным видам объектов собственности);

      — правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;

      — особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;

      — правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;

      — правила и организационные основы учета имущества; классификации объектов учета; ведения реестров государственного и муниципального имущества;

      — принципы организации системы управления собственностью,

      — сферы компетенции органов государственной власти в отношении собственности;

      — общие принципы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;

      — правила и порядок приобретения и прекращения прав собственности;

      — критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);

      — критерии и правила сохранения объектов собственности в качестве субъектов хозяйствования (принципы и условия реорганизации).

      Конституция РФ 12 декабря 1993г.

      Гражданский кодекс РФ часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ

      Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

      Андреев В.К. Право государственной собственности в России. – М.: Дело, 2006. – 240с.

      Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 687 с.

      Выдрин И.В. Муниципальное право России. – М.: Норма, 2006. – 320с.

      Папело В.Н., Мельникова О.Д., Мартынов С.Н. Государственные и муниципальные финансы. – Новосибирск: СибАГС, 2004. – 340с.

      Румянцева Е.Е. Оценка собственности. – М.: Инфра-М, 2005.

      xreferat.com

      Это интересно:

      • Отраслевые правила по охране труда пот о Презентация по охране труда по теме "Законодательные акты в области охраны труда" для специальностей 11.02.06;25.02.03;25.02.04 Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок» Описание презентации по отдельным слайдам: Законодательные акты ОХРАНА […]
      • Экспертиза 1 июля 2018 Экспертиза 1 июля 2018 Планируется, что привлеченные дополнительные средства будут направлены на строительство новых автомобильных дорог и объектов дорожной инфраструктуры — в первую очередь в Крыму, Калининграде и на Дальнем Востоке. Новый проект бюджета внесен правительством России в […]
      • Развитие муниципальной собственности в рф Муниципальная собственность и ее особенности (стр. 1 из 3) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» Филиал Санкт-Петербургского […]
      • Как принимаются законы в рк Что входит в обязанности КСК Полезные ссылки: Смотрите также: Большинство жителей многоквартирных домов не располагают информацией относительно перечня обязанностей кооперативов собственников квартир (КСК), что приводит к отсутствию контроля над качеством выполнения обязанностей КСК. В […]
      • Какой штраф за неуплату налога вовремя Штраф за неуплату НДФЛ Актуально на: 1 декабря 2015 г. Обязанность по уплате НДФЛ может лежать на самом налогоплательщике – физическом лице, в том числе ИП (п. 1 ст. 227, п. 2 ст. 214, п. 1 ст. 228 НК РФ), либо на налоговом агенте, выплачивающем облагаемые НДФЛ доходы физлицам (п. 1 ст. […]
      • Нотариусы сергиев посад часы работы Нотариусы «Нотариус» Адрес: Россия, Сергиев Посад, Вокзальная площадь, 1Б Основные направления деятельности: Дополнительная информация о предоставляемых товарах и услугах: Ссылки на группы в социальных сетях и отзывы: По данным Яндекс.Карт от 28 февраля 2018 г. Нотариус Самородов […]
      • Образец брачный договор между супругами Образец брачный договор между супругами Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Брачный договор […]
      • Приказ от 12052014 214 н Приказ Минтранса России от 07.07.2015 N 214 (ред. от 24.11.2016) "Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозок, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования […]