Исполнение приказа или распоряжения ук

admin

Статья 42 УК РФ. Исполнение приказа или распоряжения

Новая редакция Ст. 42 УК РФ

1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

Комментарий к Статье 42 УК РФ

1. Исполнение приказа или распоряжения, причинившее вред охраняемым уголовным законом интересам, исключает преступность деяния для исполнителя. Однако оно не может рассматриваться в качестве общественно полезного.

2. Исполнение приказа или распоряжения не является преступлением при соблюдении следующих условий: а) наличие приказа или распоряжения; б) обязательность приказа или распоряжения для исполнителя (например, ст. 332 устанавливает УО за неисполнение подчиненным военнослужащим приказа начальника); в) законность приказа или распоряжения как по существу, так и по форме; г) невоспринятие приказа или распоряжения исполнителем как заведомо незаконного.

3. Наличие приказа или распоряжения означает, что они были отданы лицу управомоченным на то субъектом. Это может быть не только ведомственный начальник (руководитель), но и представитель власти (например, приказ инспектора ГИБДД (ГАИ) водителю остановить транспортное средство, предъявить водительские документы и т.д.).

4. Под приказом или распоряжением понимается властное требование о выполнении каких-либо действий либо воздержании от их совершения. Оно может быть устным или письменным, переданным обязанному лицу непосредственно или через других лиц.

5. Обязательность приказа или распоряжения подтверждается тем, что нормами права установлена юридическая ответственность за их неисполнение (например, ст. 332 — за неисполнение подчиненным военнослужащим приказа).

6. Приказ или распоряжение должны соответствовать закону или другому нормативному акту, и исполнитель считает приказ или распоряжение законными. Под законностью приказа или распоряжения по форме понимается следующее: а) приказ (распоряжение) отдан лицом в пределах полномочий; б) в случаях, требуемых нормами права, приказ (распоряжение) должен быть надлежащим образом оформлен (подпись, виза, регистрация, печать) и доведен до сведения исполнителя (роспись в книге приказов, публичное оглашение распоряжения и т.д.).

7. УО исполнителя при выполнении незаконного приказа по существу исключается, если он воспринимал приказ или распоряжение как законные. При этом не имеет значения уровень знания исполнителем норм права.

8. Преступными признаются умышленные деяния исполнителя, осознававшего заведомую незаконность приказа или распоряжения.

8.1. Заведомость означает, что лицо достоверно, со всей очевидностью осознает, что приказ или распоряжение являются незаконными. Например, выполняя незаконное распоряжение начальника, водитель допускает превышение скорости и совершает наезд на человека со смертельным исходом.

9. Неисполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения исключает УО.

Другой комментарий к Ст. 42 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Условия правомерности действий при исполнении приказа или распоряжения (эти два термина являются в затронутом аспекте синонимами), относящиеся к приказу (распоряжению), следующие: а) приказ должен быть законным по существу; б) приказ должен быть законным по форме, т.е. издан надлежащим лицом в рамках его компетенции и надлежащим образом оформлен. В соответствии с ч. 2 неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность за такое неисполнение (например, по ст. 332 УК РФ).

2. Условиями правомерности действий при исполнении приказа или распоряжения, относящимися к самим по себе действиям, являются: а) исполнитель приказа должен быть обязан подчиниться приказу и не выполнять заведомо незаконный приказ (как незаконный по форме, так и незаконный по существу); б) исполнитель не должен выходить за рамки действий, определенных приказом.

3. Нарушение данных условий квалифицируется следующим образом.

Во-первых, исполнение незаконного приказа, который, однако, не является для исполнителя заведомо незаконным, исключает уголовную ответственность исполнителя. Ответственности в таком случае в качестве посредственного исполнителя (ч. 2 ст. 33 УК РФ) подлежит лицо, отдавшее незаконный приказ.

Во-вторых, совершение умышленного преступления во исполнение заведомо незаконного приказа влечет уголовную ответственность исполнителя приказа и лица, отдавшего его, на общих основаниях.

В-третьих, совершение неосторожного преступления хотя бы и во исполнение заведомо незаконного приказа исключает уголовную ответственность исполнителя; ответственность несет лицо, отдавшее приказ.

ukodrf.ru

Исполнение приказа или распоряжения

Согласно ч. 1 ст. 42 УК РФ не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.

В ч. 2 ст. 42 УК предусматривается, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

По правовой природе, о чем обоснованно указывается в юридической литературе, исполнение приказа или распоряжения является действием непреступным, общественно целесообразным, хотя и причиняет вред охраняемым уголовным законом интересам.

Приказ — официальное властное (обязательное) указание начальника подчиненному выполнить какое-либо действие или воздержаться от его выполнения. В зависимости от нормативной основы приказа, характера действий выполняющего приказ лица, приказ может издаваться в устной или письменной форме, письменный приказ должен подписываться единолично начальником или коллегиально, например начальником и главным бухгалтером. Обязательность приказа в отношении категорий граждан регулируется законами, уставами, правилами внутреннего распорядка и т.д. Например, такие законы, как Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» или Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», регулируют соответственно и отношения среди военнослужащих и государственных служащих. Правила внутреннего распорядка какого-либо предприятия определяют отношения между его работниками, а правила дорожного движения определяют отношения между участниками движения, деятельность работников ГИБДД как представителей власти и т.д. Согласно ч. 3 ст. 25 Закона РФ «О милиции» при получении приказа или указания, явно противоречащих закону, сотрудник милиции обязан руководствоваться законом. В некоторых случаях за неисполнение приказа предусматривается уголовная ответственность (см., например, ст. 332 УК).

Какой приказ следует считать законным, а какой незаконным, ст. 42 УК не определяет. Этот вопрос решается в каждом конкретном случае. Обоснованно мнение о том, что приказ (распоряжение) являются законными, если они не противоречат действующим нормативным актам и носят обязательный характер, что обеспечивается наступлением юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) в случаях их невыполнения .

В юридической литературе высказаны суждения относительно признаков (условий) правомерности приказа . Их можно разделить на две группы: а) относящиеся к условиям правомерности приказа (приказ должен быть законным, издан надлежащим лицом, в пределах компетенции, надлежащим образом оформлен); б) относящиеся к условиям его исполнения (исполнитель должен быть подчиненным лицу, издавшему приказ, обязан подчиниться приказу и не выполнять заведомо незаконный приказ, не должен выходить за рамки действий, определенных приказом, не должен нести ответственности за причиненный ущерб при исполнении законного приказа или за отказ от исполнения заведомо незаконного приказа и должен нести ответственность за исполнение заведомо незаконного приказа).

Важно отметить, что закон предусматривает уголовную ответственность на общих основаниях для исполнителя лишь тогда, когда он:

а) исполняет заведомо незаконный приказ;

б) при этом совершает умышленное преступление.

Понятие «заведомо незаконный приказ» означает, что конкретное лицо осознает, что издает приказ, не соответствующий определенному закону, правовому акту, предвидит наступление вредных последствий в результате исполнения такого приказа и желает его исполнения. Исполнитель заведомо незаконного приказа осознает, что выполняет заведомо незаконный приказ и совершает при этом умышленное преступление, желает либо сознательно допускает наступление общественно опасных последствий.

За совершение неосторожного преступления ответственность должен нести не исполнитель приказа, а лицо, издавшее такой приказ. Представляется ошибочным, не вытекающим как из текста, так и смысла закона, мнение о том, что при исполнении заведомо незаконного приказа подчиненный несет ответственность и за совершение неосторожного преступления . Ссылка его авторов, например, когда подчиненный по неосторожности причиняет смерть лицу, подвергнутому по приказу начальника физическому воздействию, неудачна. Этим не только расширительно толкуются положения ст. 42 УК, но и совершенно не учитываются положения ст. 27 УК, определяющей, что в целом такое преступление признается совершенным умышленно. Кроме этого, судебная практика признает, что подсудимый, руководствовавшийся в своих действиях законными указаниями, не может отвечать за вредные последствия, предусмотреть которые обязано было лицо, давшее это указание .

Известны также случаи, когда на лицо возлагаются определенные обязанности с нарушением установленного порядка, например, без согласования с соответствующим органом или приказ по ошибке не был подписан. Представляется, что в подобных случаях, когда такому подчиненному передается приказ выполнить в соответствии с возложенными (с нарушением закона) на него обязанностями и подчиненный этот приказ выполняет, то он не подлежит ответственности за причиненный вред.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 61 УК совершение преступления при нарушении условий исполнения приказа или распоряжения признается обстоятельством, смягчающим наказание.

Уголовное законодательство ряда зарубежных стран также предусматривает в качестве основания освобождения от уголовной ответственности исполнение законного приказа. Например, ст. 122.4 УК Франции предусматривает, что лицо не несет уголовной ответственности за исполнение приказа законной власти, за исключением случаев, когда такое действие является явно незаконным.

studfiles.net

Исполнение приказа или распоряжения ук

Данная статья впервые формулирует исполнение приказа (распоряжения) как норму Общей части уголовного права. До этого времени были указания высших судебных инстанций, касающиеся квалификации исполнения приказа по отдельным категориям дел (в частности, по делам о приписках к государственной отчетности). 9 Поэтому законодатель был подготовлен к тому, чтобы, обобщив сложившуюся судебную практику, сформулировать решение как норму Общей части УК.

Функционирование общества немыслимо без управления, которое осуществляется в частности, методом приказа. Властные отношения существуют во всех сферах социальной жизни, везде, где есть управление деятельностью людей. В таких случаях лица, реализующие свое право на определенные действия, и лица, непосредственно исполняющие их решения, находятся на различных управленческих уровнях. Между ними существуют отношения «власти и подчиненности», основой которых выступает приказ. Основные проблемы административно-властных отношений входят в круг регулирования административного права. Однако на некоторые вопросы в этой области права ответов найти невозможно. Например, как следует оценивать поступки исполнителя, если он, действуя в соответствии с закрепленной законом обязанностью беспрекословном исполнении любого приказа, причинил вред охраняемым уголовным законом отношениям? Как определить, особенно в экстремальных обстоятельствах, является ли конкретный приказ преступным?

Представляется, что эти вопросы входят в сферу уголовного права и решаются в пределах нормы об исполнении приказа или распоряжения как обстоятельстве, исключающем преступность деяния. При этом следует заметить, что в некоторых работах исключение ответственности исполнителя за причиненный ущерб рассматривается только в случае явного не осознания им незаконности или преступности приказа или распоряжения. Но, как верно отмечал в связи с этим И.И. Слуцкий, ответственность исполнителя имеет под собой общие основания, на которых строится ответственность за совершение любого преступления. И, следовательно, вина как необходимый элемент состава преступления сохраняет свое значение для лиц, совершающих общественно опасные действия во исполнение преступного приказа. Поэтому в данном случае уголовная ответственность исключается в связи с отсутствием в действиях исполнителя состава преступления- нет вины.

Уголовно-правовое значение имеют, во-первых, те ситуации, когда лицо представляет общественную вредность приказа, но в силу его должностного положения обязано беспрекословно выполнять все указания начальника, в том числе и реально причиняющие ущерб конкретным благам. Следовательно, исполнитель не может подлежать ответственности в силу наличия в приказе некоторого психического принуждения, частично лишающегоего свободы воли. Например, М.И. Ковалев считает, что подчиненный, выполняющий приказ, является орудием реализации воли начальника; употребление начальником власти по отношению к подчиненному лишает его добровольности действий.

Тогда исполнитель подлежит ответственности только в случае, если его психическое отношение к последствиям адекватно тому, которое закреплено в соответствующем составе преступления (желал или сознательно допускал их наступление, либо легкомысленно рассчитывал на их предотвращение или же не предвидел наступление последствий, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должен 6ыл предвидеть). 10

Значит, он, выступая фактически в качестве пособника или соисполнителя преступления, должен нести ответственность на общих для уголовного закона основаниях.

Признаками правомерности исполнения приказа являются следующие.

Первое: исполнителем приказа может быть только надлежащее лицо, то есть человек, находящийся в подчинении того, кто отдал.

Второе: исполнитель по службе обязан подчиниться приказу отданному в надлежащей форме и надлежащим лицом.

Третье: деяние, совершаемое исполнителем приказа, может состоять в действии, выдаче, например, денег, и в бездействии (например в задержке выплаты заработной платы или пенсий) .

Четвертое: исполнение приказа привело к причинению вреда охраняемым уголовным законом интересам.

Вред может быть причинён разным интересам :

— природе — при сбросе в водоем неочищенных вод или

— превышении расчетной лесосеки;

— охране труда — при работе на неисправном оборудовании, безопасности движения — при посадке самолета на занятую полосу и т.д.

Термин «приказ» употребляется как разновидность отношений и как вид нормативного акта. Под приказом, как разновидностью отношений, понимается основанное на законе или подзаконных актах требование о выполнении каких-либо действий от лица, наделенного властными полномочиями, к лицу, обязанному его исполнить. Именно это отличает приказ от иных способов воздействия: просьбы, убеждения, принуждения и т.п. Наряду с приказами издаются «предписания», «распоряжения,» «указания» и др. Отличие между ними заключается в различном характере разрешаемых вопросов и правовом положении лиц, имеющих право на их принятие. Их основная черта — обязательность их исполнения лицами, которым они адресованы. Например, определено, что приказом является распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненному и требующее обязательного выполнения определенных действий. 11 В данном случае применяется их родовой термин — приказ.

Законодательство не устанавливает абсолютно определенной формы выражения служебного предписания. В практике организации управления приказы отдаются в письменной, устной и наглядно-демонстрационной формах (при помощи знаков, флажков и пр.), а также, могут быть переданы по техническим средствам связи. 12 При этом необходимо соблюсти следующие условия: такое требование должно стать своевременно известно подчинённому, данное в письменной форме вступает в силу с момента его подписания, если иное не указано в тексте; в устной — как правило, после оглашения.

Российское законодательство и практика управленческой деятельности исходят из признания презумпции законности всех приказов начальников и обязанности их исполнения для подчиненных. Вместе с тем, для различных сфер деятельности устанавливаются разные пределы обязательности выполнения подчиненными требований начальников.

Принцип беспрекословного выполнения всех приказов начальников закрепляется там, где требуется четкость и согласованность в действиях.

К числу видов деятельности, основанных на беспрекословном подчинении, относится прежде всего воинская служба, а также операции по освобождению заложников, по ликвидации стихийных бедствий и т.п. Однако такая жесткая регламентация не способствует реализации функций органов управления экономикой, творческих союзов и т.п. Пределы повиновения приказам, как правило, устанавливаются в нормативных актах, регламентирующих административно- властные отношения. Например, Уставы ВС России закрепляют для военнослужащих беспрекословный принцип исполнения всех указаний начальников. В основе такого нормативного определения пределов исполнения приказа в военной службе лежит ее понимание как требующей не только четкости, слаженности действия всех управленческих звеньев, но и способности конкретного исполнителя выполнять указания начальников даже ценой жизни. Исходя из этого, В.Д. Кузьмин-Караваев отмечал, « что дисциплинарные отношения в военной службе отличны от отношения общегосударственной службы, они. поглощают личность подчиненного . хотя бы в данный момент он не исполнял никакой определенной служебной обязанности» . 13

Общевоинские Уставы России не содержат каких-либо оснований, дающих исполнителю право не осуществлять требования начальников. Хотя и указано, что военнослужащему не могут отдаваться распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона, но адресатом этой нормы являются только начальники. 14

Применительно к государственным служащим России имеются три вида их реагирования на приказы.

Во-первых, обязательному исполнению подлежат все указания руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, за исключением явно незаконных.

Во-вторых, если же правомерность полученного распоряжения вызывает сомнения, то оно выполняется только в случае письменного подтверждения об этом вышестоящим руководителем.

В-третьих, властное требование о выполнении действий, относящихся к уголовно наказуемым, не подлежит исполнению. Оценку правомерности действий, совершенных во исполнение приказа, должен давать государственный служащий. Если же выполнение приказа повлекло причинение ущерба, но исполнитель обязан был его выполнить в силу письменного подтверждения, то ответственность за последствия несет подтвердивший это распоряжение руководитель. 15

Пределы исполнения приказа в оперативно-розыскной деятельности определены рамками его соответствия закону. Так, закон «Об оперативно-розыскной деятельности» закрепляет, что при получении приказа или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться законом . Аналогичные положения содержатся и в Законе «О милиции» , в Положении о службе в ОВД Российской Федерации , в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации. Естественно, во всех случаях вне зависимости от различий в статусе исполнителя законный приказ подлежит исполнению.

Таким образом, рамки повиновения зависят от сферы социальной деятельности. Исходя из этого же определяется порядок действий подчиненного при получении приказа, не соответствующего закону.

Применительно к военнослужащим законодательство исходит только из одного: приказ должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Однако некоторые положения воинских уставов могут рассматриваться и в качестве реакции на незаконный и тем более преступный приказ. Так Устав внутренней службы определяет, что при необходимости убедиться в правильном понимании приказа исполнитель может обратиться к командиру с просьбой повторить его. 16 Это положение актуально прежде всего потому, что в ч. 3 ст. 40 указывается: военнослужащему не могут отдаваться приказы, направленные на нарушение закона. Кроме того, в ст. 42 подчеркивается, что военнослужащий обязан проявлять разумную инициативу, которая особенно необходима, когда полученный приказ не соответствует резко изменившейся обстановке, а условия таковы, что своевременно получить новый приказ нет возможности

Государственный служащий при сомнении в правомерности полученного им распоряжения вправе обжаловать его прокурору. Из этой обычной презумпции в ч. 2 ст. 127 УПК РСФСР закреплено существенное исключение, направленное на обеспечение процессуальной самостоятельности следователя. По вопросам о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания суду или о прекращении дела следователь, в случае несогласия с указанием начальника следственного отдела, имеет право приостановить исполнение полученного им распоряжения, и представить дело прокурору с письменным изложением своих возражений. 17 В юридической литературе отмечается, что несогласие следователя с письменным указанием начальника следственного отдела по узловым вопросам следствия по существу ставит следователя в положение, когда он не только вправе, как это сформулировано в УПК РСФСР, но и обязан представить дели вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

В отношении работников правоохранительных органов в законодательстве по данному вопросу видна непоследовательность. Субъект оперативно-розыскной деятельности при получении приказа, противоречащего закону, обязан руководствоваться законом. А для сотрудников милиции и налоговой полиции закреплено дополнительное условие — явность противоречия распоряжения закону. Часто субъект оперативно- розыскной деятельности и сотрудник милиции или налоговой полиции — одно и тоже лицо. В законе не должен по-разному определяться порядок реагирования на одно и тоже действие — получение незаконного приказа.

Приведенное положение, на мой взгляд, является еще одним аргументом в подтверждение того, что закон об оперативно-розыскной деятельности не должен регламентировать отношения между начальником и подчиненным. Характер административно-властных отношений, в том числе и в сфере оперативной деятельности, определяется прежде всего предназначением ведомства и поэтому вопросы исполнения приказа входят в предмет регулирования законов, непосредственно устанавливающих деятельность сотрудников государственных ведомств , связанных с оперативно-розыскными мероприятиями: милиция, органы федеральной службы безопасности, налоговая полиция и т.н.

В Федеральном законе «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» нет нормы, регламентирующей административно-властные отношения между сотрудниками. В нем имеется положение о том, что военнослужащие органов федеральной службы безопасности проходят военную службу в соответствии с законодательством о прохождении военной службы с учетом установленных этим Законом особенностей, обусловленных спецификой выполняемых ими обязанностей. Но остается без ответа вопрос; вносят ли контрразведывательная, оперативно-розыскная и разведывательная деятельность достаточную степень специфики в прохождение военной службы, чтобы определять пределы повиновения приказу согласно Закону «Об оперативно-розыскной, деятельности»? Или все же необходимо руководствоваться общевоинскими Уставами?

Такая же неопределенность имеется и в отношении сотрудников федеральных органов правительственной связи и информации. В соответствии с законом на них вне зависимости от служебного положения в случае получения от кого бы то ни было приказа или указания, противоречащего законодательству Российской Федерации, возложена обязанность выполнять только требования законодательства В то же время в законе сказано, что сотрудниками федеральных органов правительственной связи и информации являются военнослужащие, которые проходят военную службу на основании законодательства, воинских уставов, других нормативных актов и положений, регламентирующих военную службу.

Полагаю, что с учетом превалирования правоохранительных начал в деятельности органов федеральной службы безопасности в процессе осуществления собственно оперативно-розыскных мероприятий сотрудники подразделений ФСБ России должны руководствоваться Законом, призванным конкретно регулировать соответствующую сферу общественных отношений, т.е. Законом «Об оперативно-розыскной деятельности «.

Законодательно должно быть закреплено, что должностное лицо органов федеральной службы безопасности в ходе выполнения профессиональных функций подчиняется только непосредственному и прямому начальникам. В процессе оперативно-служебной деятельности взаимоотношения между начальником и подчиненным необходимо строить на основе таких определенных в законе принципов как взаимоуважение, доверие, разделение компетенции, персональная ответственность за правомерность принимаемых решений и совершаемых действий. Законодательно также необходимо закрепить обязанность сотрудника органов федеральной службы безопасности исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий, исключением преступных, т.е. предписывающих совершить действия, явно нарушающие уголовный закон и направленные на причинение вреда интересам граждан общества и государства. При сомнении в законности полученного для исполнения распоряжения он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности руководитель письменно подтверждает данное распоряжение, сотрудник органов федеральной службы безопасности обязан его исполнить. Ответственность за последствия исполнения незаконного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель. Нуждается в нормативном закреплении и указание на то, что действие сотрудника, выполнившего полученный с соблюдением установленных правил и процедуры, обязательной для исполнения, приказ, в результате чего был нанесен вред интересам личности, общества или государства, не является правонарушением.

Представляется, что в негосударственной сфере при определении рамок исполнения приказа целесообразно руководствоваться принципом, установленным законодательством применительно к пределам исполнения властных требований государственным служащими. Исходя из этого, работник обязан исполнять распоряжения вышестоящих руководителей, изданные в пределах их полномочий, за исключением незаконных. При сомнении в правомерности полученного для исполнения указания он должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному и вышестоящему руководителям. В случае, если вышестоящий руководитель письменно подтверждает его, работник обязан его исполнить, если выполнение не влечет действий, относящихся к уголовно наказуемым деяниям.

Ответственность за последствие исполнения работником неправомерного распоряжения несет подтвердивший его руководитель. Выполнение указания, влекущего совершение уголовно-наказуемых действий, недопустимо.

Кроме того, в уголовном законе должно быть также дано определение «преступного приказа». Исходя из анализа содержания ст. 42 УК России, представляется, что при этом необходимо выделять два аспекта:

формальный (явное несоответствие действий требованиям уголовного закона) и материальный (очевидная направленность этих действий на причинение реального вреда здоровью, интересам граждан, общества и государства). В связи с этим под преступным понимается приказ или распоряжение, предписывающие совершить действия, явно нарушающие уголовный закон и направленные на причинение реального вреда интересам граждан, общества и государства.

Статья 42 УК РФ. Исполнение приказа или распоряжения (действующая редакция)

2. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Комментарий к ст. 42 УК РФ

1. Приказ и распоряжение представляют собой категорическое требование о совершении или прекращении (уже совершаемых) действий, выраженное начальником и адресованное подчиненному. Приказ содержит предписания общего порядка, характеризует сущность действий, которые необходимо совершить, определяет стратегию действия, его основное содержание, направление, цель и смысл. Распоряжение издается по частным вопросам.

Приказ и распоряжение отдаются, как правило, в письменном виде. Однако нельзя исключать, что в каких-то случаях приказ и распоряжение могут быть отданы устно (по телефону, средствам связи и т.п.). Такой способ их передачи вполне реален в условиях боевых действий. Они должны исходить от надлежащих лиц.

2. Лицо, выполнившее заведомо незаконный приказ, подлежит ответственности на общих основаниях.

Начальник отделения по борьбе с экономическими преступлениями УВД В. дал указание своему подчиненному, старшему группы по выявлению экономических преступлений на потребительском рынке Ю., склонить лиц, занимающихся изготовлением фальсифицированной водки, к даче взятки на сумму не менее 5 тыс. руб., а полученные деньги передать ему. Обнаружив у М. фальсифицированную водку, Ю. получил от него 5 тыс. руб., после чего дал указание З. и Х. не оформлять документально факт обнаружения незаконно изготовленной водки.

Полученные деньги Ю. разделил на три части, передав по 1650 руб. З. и Х., чтобы те согласно предварительной договоренности с Ю. передали деньги В.

Органами предварительного следствия Ю. предъявлено обвинение в получении взятки по предварительному сговору. Судом Ю. оправдан по п. «а» ч. 4 ст. 290 УК за отсутствием в его действиях состава преступления. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по кассационному протесту, отменила приговор и направила дело на новое судебное рассмотрение, сославшись на ч. 2 ст. 42 УК, в силу которой лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа и распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

www.zakonrf.info

Это интересно:

  • Приказ 279 минюст Главная / Уголовные дела / Нормативные документы и судебная практика / Назначение наказания и его отбытие / Приказ Минюста РФ N 235 от 01 декабря 2005 г. Приказ Минюста РФ N 235 от 01 декабря 2005 г. МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 декабря […]
  • Нотариус краснослободск мордовия АвиаТранс Мордовия в Саранске Отзывов о компании пока еще нет. Оставить отзыв Возможно Вас заинтересует Отделение почтовой связи Татарская Свербейка 431523Адрес: Республика Мордовия, Лямбирский р-н, Татарская Свербейка с., ул. Центральная, 40 8 (800) 200-58-88, +7 (83441) 2-87-00 […]
  • Правила продажи товара потребителю Правила продажи товара Общая информация!1.1. Отношения между покупателями и продавцом при продаже непродовольственного товара, список моделей продукции указан в разделе «Продукция» данного сайта (далее именуемый «Товар») регулируются: • Законом Российской Федерации «О защите прав […]
  • Приказ служба крови Приказ Минздравсоцразвития России №№ 416 от 7 июля 2009 г. Приказ, Минздрав России, 07 июля 2009 В соответствии с пунктом 5.2.100.1. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 […]
  • Как оформить документы на капремонт Как оформить льготы на капремонт ветерану труда? Скажите, пожалуйста, ветеран труда интересуется, каким образом мне оформить льготы на оплату капремонта и сколько они составят? Уважаемые юристы, напишите мои действия по пунктам: что, куда, когда? Я пожилой человек, мне сложно […]
  • Приказ 100 мо рф от 2001 Приказ 100 мо рф от 2001 Приказ МО РФ № 100 от 6 апреля 2002 г. "О порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил Российской Федерации"( с инструкцией о порядке организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) […]
  • Развод агутина и варум Развод варум и агутина Сразу несколько российских СМИ сообщили о том, что звездные супруги Леонид Агутин и неотразимая Анжелика Варум (ФОТО) больше не вместе. Семья, которая считалась образцовой на протяжении 14 лет, распалась после нашумевшей истории с изменой Леонида. Скандал вокруг […]
  • Тк рб увольнение Трудовой кодекс Республики БеларусьСтатья 43. Порядок и условия расторжения трудового договора по инициативе нанимателя Расторжение трудового договора по основаниям, указанным в пунктах 1 (за исключением ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или […]