Финансовый приказ большого прихода

admin

Финансовый приказ большого прихода

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Минфин России и подведомственные ему федеральные службы исполняют три типа государственных функций:

— правоустанавливающие – регулирование, в том числе нормативно-правовое и выработка государственной политики в финансовой, бюджетной, налоговой и других сферах;

— правоприменительные – непосредственное администрирование и управление, в том числе предоставление государственных услуг, выполнение административных функций, администрирование государственных расходов (функции разработки проекта федерального бюджета, управления государственным долгом, сбора налогов, управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы);

— контрольные — контроль и надзор за исполнением налогового, бюджетного и валютного, страхового, финансового законодательства, а также законодательства в других сферах по вопросам, относящимся к компетенции Минфина России.

Федеральные органы управления имеют широкое представительство как в субъектах федерации, так и на местном уровне.

Органы управления финансами организации устанавливаются ее руководством и строгой организационной структуры не имеют. Это может быть финансовая дирекция, финансовое управление, финансовый отдел, финансовая служба. На финансовые органы возлагается осуществление:

1. Традиционных финансовых задач, связанных с разработкой перспективных и текущих финансовых планов; анализом финансово-хозяйственной деятельности; осуществлением контроля над выполнением финансовых планов и целевым использованием денежных средств и т.д.

2. Организация финансового менеджмента – организация управления финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов и получения максимальной прибыли. Суть финансового менеджмента заключается в такой организации управления финансами, которая позволяет привлекать финансовые ресурсы на самых выгодных условиях, инвестировать их с наибольшим эффектом, осуществлять прибыльные операции на финансовом рынке.

studfiles.net

Приказ Большого дворца. Приказ Большого прихода. Приказ Большой казны

Приказ Большого дворца. Приказ Большого прихода. Приказ Большой казны

Приказ Большого дворца – государственное учреждение, ведавшее «государевыми» (дворцовыми) землями. Сюда, в частности, поступали доходы с этих земель, в том числе и таможенные пошлины.

Приказ Большого прихода – государственное учреждение, ведавшее сбором окладных доходов, в том числе таможенных денег. Известен с 1554 – 1555 гг., в 1680 г. был соединен с приказом Большой казны.

Похожие главы из других книг

Глава 11. Судебный приказ

Глава 11. Судебный приказ Статья 121. Судебный приказ 1. Судебный приказ – судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122

Статья 121. Судебный приказ

ПРИКАЗ МНС РФ от 14 октября 2002 г. N БГ-3-04/566

ПРИКАЗ МНС РФ от 14 октября 2002 г. N БГ-3-04/566 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ НАЛОГОВОГО УВЕДОМЛЕНИЯ НА УПЛАТУ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРИКАЗ МНС РОССИИ ОТ 14.10.1999 N АП-3-08/326»В целях реализации положений главы 28 «Транспортный налог»

ПРИКАЗ МНС РФ от 7 марта 2002 г. N БГ-3-23/118

Глава 11. СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ

Глава 11. СУДЕБНЫЙ ПРИКАЗ СТАТЬЯ 121. Судебный приказ 1. Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122

СТАТЬЯ 121. Судебный приказ

Глава XI. Судебный приказ

Глава 15 Судебный приказ

Глава 15 Судебный приказ В ряде случаев проведение в полном объеме производства по гражданскому делу нецелесообразно, если требования, являющиеся предметом спора, очевидны. В этом случае предусматривается упрощенная форма – судебный приказ, являющийся основанием для

Глава 17 Судебный приказ

Глава 17 Судебный приказ § 1 Судебный приказ как упрощенное судопроизводство В гражданском процессе институт судебного приказа учрежден Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР».Создание

law.wikireading.ru

Финансовая система РФ

Главное меню

Это интересно

Брать или не брать? Ипотечный кредит — просто о важном

Я думаю, со мной все согласятся, что очень важно иметь свою крышу над головой, стены, где будет.

«Незначительные мелочи», или Как научиться экономить?

Случай из жизни. Некоторое время назад автор наблюдала следующую картину (сразу стоит отметить.

Как считать свои деньги?

«Странный вопрос, — скажете вы, — что здесь непонятного? Получаем зарплату, планируем расходы и.

Глава III ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬВ РОССИИ

Предпосылки возникновения системы
органов финансового контроля в России

Появление государственного финансового контроля относится к периоду образования Русского централизованного государства, которое завершилось к концу XV века. Однако только в середине XVII века, в условиях активного развития товарно-денежных отношений, усложнения финансовой деятельности государства и укрепления централизованного аппарата власти финансовый контроль превращается в самостоятельную функцию государственного управления. В Древней Руси специализированные финансовые учреждения отсутствовали, и все функции управления финансами осуществлялись Боярской Думой — постоянным Советом князя, стоявшего во главе государства. Сам князь также обладал контрольными полномочиями.

Образование Русского централизованного государства потребовало создания новой системы центрального управления, и к середине XVI века складывается приказная система государственных учреждений. Потребности в финансировании армии, усложнение государственного аппарата ставили перед государством задачу изыскания дополнительных финансовых ресурсов. Именно к этому периоду относится учреждение финансовых приказов. Примерно в 1533-1534 годах был создан финансовый приказ Большого прихода, ведавший сбором общегосударственных налогов и таможенных пошлин.

По мере возрастания налоговых поступлений взимание кормового оброка в 60-70-е годы XVI века обособляется в приходные кассы, называемые четвертями («четями»). К 90-м годам чети превращаются

в самостоятельные финансовые приказы с подведомственной им территорией, которая подчинялась им в финансовом и административно-судебном отношении 140 .

В течение всего XVII века единого финансового приказа не существовало. В конце 30-х годов был создан приказ Счетных дел, осуществлявший учет доходов и расходов центральных и местных учреждений. Кроме того, к числу финансовых относились: приказ Большого прихода, приказ Новой четверти, приказ Большой казны, приказ Сбора пятинных и запросных денег, приказ Денежной раздачи и другие.

Приказ Большого прихода ведал сбором главным образом таможенных доходов, приказ Новой четверти — кабацкими сборами с Москвы и южных городов, приказ Большой казны ведал государственным хозяйством в широком смысле этого слова: казенной промышленностью и торговлей, а также Денежным двором, где производилась чеканка монеты. К числу приказов с областной компетенцией относились четверти, приказ Казанского дворца, Сибирский приказ и Земский приказ 141 .

Специальная функция финансового контроля в деятельности этих органов финансового управления обособлена не была.

Первый общегосударственный орган финансового контроля — приказ Счетного дела (Счетный приказ, приказ столовых и счетных дел) — был создан в 1654 году.

Усложнение финансовой деятельности государства, необходимость укрепления финансового хозяйства во время войны с Польшей побудили правительство «превратить контроль за расходованием казенных средств в обособленную, самостоятельную функцию специального правительственного учреждения» 142 — Счетного приказа. В документах его функции определялись как «государевы счетные и сыскные и описные дела». Основу его деятельности составляли «дела счетные» — осуществление ревизионных функций. По специальному указу дьяки и подьячие всех приказов должны были являться в Счетный приказ с приходными и расходными книгами для проверки

правильности финансовых операций. Особому контролю подлежала деятельность по выдаче денег и жалованья войскам и другим военным расходам.

«Сыскные дела» Счетного приказа состояли в ведении «доимочной книги». В нее записывались суммы, взятые из государственных средств, а также деньги, взятые в долг в полках. Если долг не уплачивался вовремя, Счетный приказ производил «сыск» должников, воеводы взыскивали деньги и присылали их в приказ. «Описные дела» заключались в составлении описи имущества в обеспечение долга казне.

Бывший подьячий Посольского приказа Г. К. Котошихин в своем сочинении «О России в царствование Алексея Михайловича», написанном в 60-х годах XVII века, так характеризовал Счетный приказ: «…в нем сидят два дьяка, и ведают и делают дела всего Московского государства, приход и росход и остаток по книгам, за многие годы. А приход в него бывает остаточные деньги, которые в котором году с кого не взяты в царскую казну, также в котором году за расходом что осталось в остатке; а собирая такие деньги на Москве и из городов, в расходы ни в какие не даются без царского указу» 143 .

Последние документы, свидетельствующие о деятельности Счетного приказа, относятся к 1678 году 144 .

Финансовый контроль существовал и в местном управлении. В XVII веке основным звеном местного управления становится воевода, управляющий вверенной ему территорией — уездом. В финансовые полномочия воеводы входило ведение писцовых книг, заключавших описание земель по количеству и качеству, урожайность земель, повинности в пользу землевладельца-феодала. Писцовые книги, а также приходные и расходные книги составляли основу для годовых финансовых отчетов — сметных списков, отсылаемых воеводой в приказы. Воеводы осуществляли контроль за деятельностью специальных сборщиков налогов, действовавших на их территориях, и были ответственны за сбор и поступление доходов в казну государства.

140 Ерошкин Н. П. История государственных учреждений в дореволюционной России. — М., 1968. С. 43-44.

141 Коняев А. И. Финансовый контроль в дореволюционной России. — М., 1959. С. 7-8.

142 Коняев А. И. Указ. соч. С. 10.

143 Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1840. С. 92.

fin-delo.ru

Юридический портал

Советы профессионалов

Приказ Большого дворца

СТАТЬЯ 121. Судебный приказ 1. Судебный приказ — судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 настоящего

Статья 121. Судебный приказ 1. Судебный приказ – судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным статьей 122 настоящего Кодекса.2.

Приказ Большой казны – государственное учреждение, ведавшее сбором налогов с торгового и ремесленного населения городов, управлением гостями и торговыми людьми гостиной и суконной сотен, монетными делами, казенной промышленностью, а с 1680 г. – таможенными и кабацкими сборами. Упразднен в 1718 г.

ПРИКАЗ МНС РФ от 7 марта 2002 г. N БГ-3-23/118 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 апреля 2002 г. N 3368В соответствии с пунктом 7 статьи 80 части первой Налогового кодекса

Приказная система на Руси

В приказах имелись также приставы и сторожа, а в некоторых приказах (Посольском и Казанского дворца) — переводчики и толмачи.

Изготовление, закупку и хранение оружия выполняли Оружейный (заведовал Оружейной палатой) и Пушкарский (создан с появлением артиллерии в годы Ливонской войны) приказы. Последний также на значительной части территории Московского государства заведовал стройкой и содержанием городских укреплений, ведал пушкарями и казенными кузнецами[14].

Дьяки того времени зачастую были крупными государственными деятелями. К примеру, дьяки Посольского приказа — Иван Михайлович Висковатый и братья Щелкаловы.

Черную работу в приказах исполняли подьячие, набранные чаще всего из детей духовенства и посадских людей. Подьячие делились на старых и молодых. Молодые употреблялись для письма, а старые, как давно состоящие в должности подьячего и потому опытные и дело знающие, для более важных назначений.

Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

Приказ Большого прихода в XVII веке ведал таможни и лавки в большинстве городов всех четей, а также Москвы. Этот приказ занимался сбором прямых и косвенных налогов на большей части государства. Есть указания, что в его руках было дело дозоров и описаний, отдача на оброк пустошей, оставшихся от поместной раздачи. В его кассу поступал важный в XVI веке налог – малые ямские деньги, который в XVII веке утратил свое значение.

Дьяки, первые приказные люди, зародившись в пределах государева двора и для целей дворцового управления, мало-помалу проникают во все важнейшие отрасли суда и администрации. Всего в 38 приказах, находившихся в городе Москве, в середине XVII века дьяков было до 70 человек. Дьяки были главными дельцами приказов. В противоположность дворянам, которые садились управлять приказом между военной и дворцовой службами, дьяки были специалистами дела. Большинство дьяков происходило из подьячих, выслужившихся после нескольких десятков лет приказной работы[8].

К четвертой группе относятся органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы), в XVII веке их число увеличилось до шести и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

ПРИКАЗ БОЛЬШОЙ КАЗНЫ

ПРИКАЗ БОЛЬШОГО ПРИХОДА — Большой приход, центр. финанс. учреждение России 16 17 вв. Сложился в 1554 55. Ведал сбором с населения значит. части гос ва ямских денег, доходов с лавок, гостиных дворов, погребов, перевозов и др. доходов, наблюдал за правильностью мер и весов… … Советская историческая энциклопедия

ПРИКАЗ БОЛЬШОЙ КАЗНЫ — играл роль главной дворцовой канцелярии и архива и даже руководил внешней политикой. Именно из Казны в XVI в. выделяется ряд новых приказов (см. Казна) … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Приказ (орган управления) — У этого термина существуют и другие значения, см. Приказ. Приказ в Москве. Александр Янов Приказы органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особы … Википедия

Приказ Большого прихода — Приказ Большого прихода, или просто Большой приход, как он назван у Котошихина, является в первый раз в 1573 г. В нём сидели окольничий и два дьяка. Доходы приказа были свыше 500 тыс. руб. и составлялись из сборов с лавок, с гостиных дворов в… … Википедия

Приказ каменных дел — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

Приказ золотого и серебряного дела — существовал уже в начале XVII века. Неволин полагал, что начало его следует отнести ко времени учреждения звания оружейничего. Приказом ведал тот же окольничий, что и новую четверть; с ним был дьяк. В приказ этот набирались из разных городов на… … Википедия

Приказ Большой казны — один из центральных государственных органов России 17 начала 18 вв. Генетически связан с ведомством царской казны («Казённого двора»), возникшим в конце 15 начале 16 вв. Образован в январе 1622 в ходе мероприятий, проводившихся… … Большая советская энциклопедия

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

ПРИКАЗ НОВОЙ ЧЕТВЕРТИ — (Кабацкий приказ), 1619–1680, ведал кабацкими сборами с Москвы и южных городов, борьбой с корчемством, в 1680 г. соединен с Приказом Большой казны (см. Чети) … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Приказы — органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Приказы — в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Приказы — 1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.; 2) местные органы дворцового управления в 16 17 вв.; 3) название стрелецких полков в 16 17 вв. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Приказы — органы центрального управления в России 16 начала 18 вв. Термин произошёл от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 в. Зарождение… … Большая советская энциклопедия

ПРИКАЗЫ — 1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.2) Местные органы дворцового управления в 16 17 вв.3) Название стрелецких полков в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь

ПРИКАЗЫ — органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. Находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали… … Юридический словарь

ПРИКАЗЫ — в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Современная энциклопедия

ПРИКАЗЫ — ПРИКАЗЫ, 1) органы центрального управления в России в 16 начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казённый П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского… … Русская история

ПРИКАЗЫ — ORDERSТермин имеет следующие значения1. Письменные П. произвести ден. платеж, такие, как чеки, переводные векселя, платежные поручения и т. п.2. Указание брокеру на покупку или продажу ценных бумаг или товаров.На фондовом рынке П. клиентов… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Большого приказа и казны это

2) местные органы дворцового управления в XVI-XVII вв;

органы центрального управления в России XVI—начале XVIII вв. Местные органы дворцового управления в XVI—XVII вв. Название стрелецких полков в XVI—XVI! вв.

П. находились в непосредств. ведении царя и Боярской думы. Руководство П. было коллегиальным. Стоявшие во главе П. лица получили назв. судей (от суд. функций большинства П.). Состав судей был различным. В 16 в. среди них преобладали дьяки, в 17 в. нек-рые крупные П. возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших П. (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством П. Непосредств. делопроизводство велось подьячими. В штат П. входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава П. («приказных людей») колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально П. не имели внутр. структурного деления. Оно появилось примерно с нач. 17 в., когда с усложнением деятельности П. начали создаваться столы или повытья, образовывавшиеся по функциональным или терр. принципам.

постоянные органы центрального управления в XVI — нач. XVIII в. Название произошло от термина «приказ», т. е. особое поручение.Возглавлялись судьями (боярами), которым поручалось (приказывалось) управлять отдельными отраслями государственной власти. Для приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также совмещение функционального управления с территориальным. Пестрота, разнохарактерность приказов, нечеткость в распределении между ними областей управления привели к их замене коллегиями в ходе петровских преобразований.

Термин «П.» применялся не только к центр. учреждениям. П. наз. также нек-рые местные дворцовые учреждения, как, напр., возникшие в 20-х гг. 17 в. Новгородский и Псковский дворцовые П., находившиеся в ведении П. Большой казны. Назв. П. употреблялось и для обозначения стрелецких полков.

Зарождение приказной системы происходит в кон. 15 — нач. 16 вв. Большинство исследователей (А. А. Зимин, А. К. Леонтьев и др.) появление П. связывает с перестройкой великокняж. дворцово-вотчинного управления, в результате к-рой были созданы дворцовые учреждения — Казна и Большой дворец. А. В. Чернов считает, что П. выросли непосредственно из личных поручений, к-рые давались вел. князьями отд. должностным лицам из среды господств. класса. Основой создания П. послужили дьяческий штат Казны и врем. боярские комиссии, создававшиеся для решения отд. вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отд. вопросам гос. управления приводила к выделению этих вопросов в отд. ведомства, а затем в самостоят. учреждения. Они получили назв. дьячьих изб, а позднее — П. В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования сер. 16 в. В это время сложилась осн. сеть постоянных П., число к-рых к кон. 16 в. достигло 22. Воен. реформы привели к оформлению Разрядного П., ведавшего личным составом и службой поместного войска и Поместного П., к-рому было поручено обеспечение этого войска землей. К этому же времени относится создание Стрелецкого П., ведавшего др. частью рус. армии — стрелецким войском. Перестройка системы ямской гоньбы привела к созданию Ямского П. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного П. Расширение междунар. связей способствовало обособлению Посольского П. и т. д. Следствием сохранявшихся остатков разобщенности отд. земель, вошедших в состав гос-ва, явилось создание наряду с общегос. финанс. П. Большого прихода терр. судебно-адм.-финанс. четвертей (см. Чети), а также специальных суд. П. с областной компетенцией. Расширение границ на Ю.-В. положило начало существованию П. Казанского дворца.

В 1-й пол. 17 в., после освобождения страны от польск. и швед. интервентов, перед царским пр-вом встали задачи по организации обороны страны и восстановлению ее х-ва, что определило на первых порах направления дальнейшего развития приказной системы. Пр-во восстановило временно ликвидированные П. (Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела и др.) и создало большое количество новых. Только в 1613-19 было организовано 11 П. При этом наблюдалась тенденция к дроблению однородных функций между различными учреждениями. В области воен. управления были созданы П.: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с П. Большого прихода начали действовать П. Новой четверти и Большой казны, а полномочия терр. четвертей были значительно расширены. В 1-й пол. 17 в. создавались также врем. П., к-рые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали свое существование. В воен. время возникали П. Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Врем. характер носили также многочисл. сыскные П. В результате к сер. 17 в. число постоянно действующих П. возросло почти вдвое по сравнению с кон. 16 в., а вместе с временными их насчитывалось ок. 80. В эти годы имели место и попытки централизации управления путем объединения руководства неск. П. в одних руках.

орган центрального управления в структуре государственного аппарата Московской Руси в XV-XVII вв. В XVI в. насчитывалось несколько десятков приказов, а к концу XVII в. — уже почти сотня. Приказы организовывались как по функциональному, так и по территориальному принципу. Насчитывали по штату несколько дьяков и подьячих, а во главе каждого приказа стоял судья — назначенный монархом боярин или окольничий.

Пестрота, разнохарактерность П., нечеткость в распределении между ними областей управления на всем протяжении их существования привели к тому, что в ист. лит-ре сложилось неск. классификац. схем для разделения П. по характеру их деятельности. Наиболее распространенным, хотя и не лишенным условности, является следующее деление П.: все П. разделяются на гос. и дворцовые; гос. П. в свою очередь разделяются на П., ведавшие вопросами внеш. политики, и П. с внутриполитич. компетенцией; последние — на П. общегос. и обл. значения; и, наконец, П. с гос. компетенцией делятся на адм., финанс. и судебные.

juridicheskij.ru

Доклад: Приказы Московского государства

Приказы Московского государства.

Органами центрального управления в Московском государстве были приказы. Московские приказы развились из тех первоначально единоличных и временных правительственных поручений, которые московский великий князь давал своим боярам и вольным слугам, “приказывая” им ведать какую-либо отрасль дворцового хозяйства и управления.. Вообще приказ есть частное поручение, а не орган. Но в 16-17 веках эти “единоличные поручения” превратились в сложные и постоянные присутственные места, получившие название изб или приказов. Вместе с приказом ведать дело они получили определенные полномочия и компетенцию. Приказы превратились в органы Верховной власти. Они существовали благодаря власти царя и были от нее неотделимы.

Причина появления приказов — централизация. Это были учреждения московского порядка со строгой вертикальной структурой.

Особенностью приказов была их публичность. При присоединении удела князя к Москве территория его удела превращалась в “дворец”, куда посылался дворецкий — наместник великого князя московского. (Удельный же князь отправлялся на службу в Москву, где и жил с семьей.) Вокруг такого наместника образовывался круг ближайших помощников, позже составивших приказ, его избу. Характер дел, которыми ведала такая изба, был публичный: суд и финансы.

История создания.

На рубеже двух веков — 15-16 — складываются только основы приказной системы. При Иване 3 и Василии 3 уже действуют некоторые территориальные приказы — чети или четверти, и некоторые отраслевые приказы — казенный, Разряд . Время Ивана Грозного — время расцвета приказного строя московского государства. Этому способствовали реформы внутреннего управления, проводившееся царем.

Приказ вмещал в себя судейские и административные функции. Они были судами для лиц в подведомственным им отраслях управления. Стрельцы судились в Стрелецком приказе, иностранные специалисты в Иноземном приказе и т.д. Приказы, будучи административными органами, рассматривали дела порученные их надзору самостоятельно. В случае невозможности разрешить дело, оно представлялось рассмотрению Боярской Думы.

Состав приказа.

Приказ возглавлялся судьей, как правило, членом Думы. Иногда судей было несколько, но не больше трех, если дела были многочисленны. За судьями шли приказные дьяки, подьячие, обслуживающий персонал, в основном сторожа. Структурно приказы разделялись на стволы и повытья. В каждом приказе или судных избах были два сторожа. Они открывали двери тем, кто давал деньги, а кому нечего было дать, перед тем закрывали. Во всех приказах все дела записывались в книги. Во всех приказах были подьячие — помощники дьяков. Их количество колебалось от 20 до 50 в зависимости от приказа. Подьячие переписывали грамоты набело. Дьяк брал грамоту и ее подписывал. Производилась довольно сложная процедура склеивания грамоты, на склейках писалось так, что никто не мог подделать грамоту. Иными словами грамота была защищена от подделки.

Время от времени приказы подвергались ревизии по указу государя. Порядок работы приказов упорядочивался. Со временем были заведены особые книги для регистрации состоявшихся решений за рукою дьяков. Верховная власть часто предпринимала меры к тому, чтобы заставить приказы следить за исполнением своих указов.

Серьезной проблемой приказов было разграничение их компетенции. Одно и тоже дело могли ведать несколько приказов. В результате в Московском царстве было необычайное множество коллизий.

Классификация приказов.

группа приказов — финансово-казенная. Это прежде всего приказ Большого Дворца (первое упоминание — 1547). Первейшей его функцией было не финансы, а суд. Кроме того, приказ ведал гербовым сбором и рядом других налогов. Затем следует упомянуть Казенный приказ или приказ Большия Казны (1578)

В ведомстве этого приказа был Монетный двор. Этот приказ заведовал государственным золотом и иным запасом, как сказали бы сейчас. Приказ Большого Прихода, Счетный приказ, Поместный, Золотого и Серебряного дела, Хлебный, Холопий, Новая Четверть и прочие приказы. Практически каждый приказ ведал своей статьей доходов, поэтому все они могли войти в состав финансово-казенного управления..

2. группа приказов — судебно-административные приказы: Разбойный, Московский, Владимирский, Земский приказы. Ведению Разбойного (1539) подлежали тяжкие уголовные преступления. Ведомству Разбойного приказа подлежали губные старосты и тюрьмы. Приказ сочетал в себе и чисто полицейские функции. Московский и Владимирский приказы — исключительно сословные учреждения. В Московском приказе судилась элита, “Московских чинов люди”, во Владимирском — все остальные. Челобитный (1571) приказ также являлся судным приказом. Челобитный приказ — необходимая инстанция перед верховной апелляционной инстанцией, которой была Дума. Нередко челобитья из него разбирал сам царь. Челобитный приказ, кроме того, являлся высшим административным судом России.

Приказ — высшая отраслевая судная инстанция, до него, как правило, тяжущийся должен был пройти суд в низших инстанциях.

3. группа приказов — полицейские приказы. Полиция — забота государства по благоустройству жизни подданных. Ямской приказ (1516), приказ Житны, Аптекарский и ряд других.

4. группа приказов — приказы по военному делу. Разрядный приказ (1535) — аналог Генштаба. Стрелецкий приказ. Рейтарский, Иноземный ведали полками нового строя. Пушкарский и Оружейный (1511) ведали закупкой и производством оружия и снаряжения. Бронный (1573) приказ ведал изготовлением конской сбруи, доспехов, луков и стрел. Казачий приказ

4. группа приказов- приказы иностранных дел: Посольский (1567). В его ведении состояли иностранцы. Приказ выкупал пленных, осуществлял общее управление связями Москвы с Константинопольским патриархом. Он ведал некоторыми городами: Касимовым и Романовым, уездом Великой Пермью. Печатный приказ, в котором хранилась государственная печать прикладывавшаяся к государственным актам, посылавшимся за границу. Полоняничный приказ стоял в подчинении посольского приказа. Существовал с 1663 по 1678. Панский приказ (Неволин).

группа приказов — областные приказы. Это чети и четверти. Они появились в результате проведения централизации. С централизацией государства уделы начали дробить, сначала на уезды, потом волости, станы, вплоть до отдельных общин и деревень. Наследники получают уже не уделы, а части бывших территорий уделов. Из остатков этих уделов составляются особые территориально-податные единицы — чети и трети. Чети именуются по именам дьяков, позже (с упразднением наместничеств) появляются территориальные чети. Например: Костромская, Устюжская, Новгородская и др. чети. Наряду с четями существовали дворцы: Казанский дворец, Мещерский и т.д. Их отличие от четей — инкорпорирование области силою оружия или общим согласием, как например Малороссийский приказ.

группа приказов — приказы государственно-церковного управления. Патриарший разряд, приказ церковных дел, патриарший двор. Монастырский приказ, ведавший судом над церковными властями.

последняя группа приказов выделена в отдельную группу. Это были приказы, созданные по случаю решения какой-то одной проблемы. Например: Панихидный приказ, который ведал отправлением панихид по умершим царям. Можно также выделить приказ Немецких кормов, приказ Государя Тайных дел. Монастырский приказ (1649) ведал управлением церковным земель. Было очевидно, что государство намеревается постепенно секуляризовать церковные земли. Монастырский приказ — первый шаг в этом направлении. Приказ Государя Тайных дел (1658) занимался слежкой за высшими должностными лицами государства. Он также ведал многочисленными царскими делами. Он был лично подчинен царю. Во многом его можно считать органом эпохи абсолютизма. В приказе Тайных дел служили дьяки “в государеве имени”. Они имели право подписывать за царя указы. Но это не означало, что они издавали законы. Просто они оформляли таким образом частную волю царя. Это были, как правило, устные распоряжения, которые дьяк облекал в письменную форму.

Приказы можно классифицировать на постоянные (Псольский, Большия Казны, Разряд) и временные (Доимочный, Тайных дел, упраздненный после смерти Алексея Михайловича, Даточный)

Список литературы

Ключевский В.О. Курс русской истории. Москва, 1989.

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов -на-Дону, 1995.

Лекции Исаева М.А.

Исаев И.А. История государства и права. Москва, 1994.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.

refeteka.ru

Это интересно:

  • Отдел опеки по краснодарскому краю Отдел опеки по краснодарскому краю Граждан, обращающихся в Центральный отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, нередко интересует вопрос: в каких случаях необходимо согласие органа опеки при отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или […]
  • Закон о военнослужащих 76 фз статья 10 Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий 1. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется. 2. […]
  • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
  • Статья об административных правонарушениях несовершеннолетних Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст 6.21 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением […]
  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
  • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
  • Уголовный кодекс 161 ст Статья 161 УК РФ. Грабеж 1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными […]