Как гибдд берут взятки

admin

За что берут взятки работники ГИБДД

Одно из лидирующих мест по количеству полученных взяток занимают работники ГИБДД. Отметим, что в первую очередь это обусловлено не тем, что в ряды этой уважаемой организации принимаются нечистые на руку люди (хотя и таких там хватает), а тем, что сотрудникам ГИБДД наши соотечественники предлагают взятки чаще, чем кому бы то ни было.

Кто из автомобилистов не попадался строгому инспектору на нарушении и не испытывал при этом соблазн решить все вопросы «на месте», за , которая устроила бы обе «заинтересованные стороны»?
Взятки работникам ГИБДД предлагают все, кому не лень. Для многих это считается уже как бы в порядке вещей — предложить взятку автоинспектору, даже толком не выслушав, какое нарушение Правил дорожного движения он инкриминирует водителю.

Такому положению вещей во многом способствует тот факт, что разговор водителя с автоинспектором, как правило, происходит в формате «один на один», без свидетелей, следовательно — факт дачи и получения взятки доказать будет очень трудно.
Однако не стоит забывать (это относится и к водителям, и к работникам ГИБДД): современные технические средства позволяют записать всю беседу на диктофон (в частности, многие мобильные телефоны имеют встроенные диктофоны), и никогда нельзя быть уверенным в том, что ваш собеседник не делает этого в данный момент. Возможно, водитель, предлагающий взятку автоинспектору — на самом деле работник службы собственной безопасности, проверяющий работника ГИБДД «на вшивость». А может быть, где-то неподалеку находится напарник сотрудника ГИБДД, который не только записывает разговор водителя с инспектором, но и фиксирует на видео процесс передачи взятки?

Кстати, с 1 января 2008 года за многие нарушения Правил дорожного движения существенно увеличились размеры штрафов. Это позволяет делать вывод о том, что наверняка возрастут и суммы «откупных», уплачиваемых провинившимися водителями недобросовестным работникам ГИБДД.

В настоящее время самые высокие взятки автоинспектора берут за нарушения, связанные с управлением транспортным средством в состоянии опьянения. Во многом это обусловлено тем, что в данном случае штрафом отделаться невозможно — он законодательно не предусмотрен. Поэтому все предельно просто: попался пьяным за рулем — лишился прав на срок от полутора до двух лет. Отметим, что это справедливо, тем более что для многих состоятельных граждан штраф не представляет собой ровным счетом никакого наказания, сколь бы внушительным он не был. Если же вы повторно сядете за руль в пьяном виде или передадите управление транспортным средством нетрезвому человеку, то вас однозначно лишат водительских прав сроком на три года.
Стоит ли говорить, как не хочется расставаться с водительским удостоверением любому автомобилисту! Особенно, если машина для него является не просто средством передвижения, а еще и средством зарабатывания денег. Поэтому в подобных ситуациях водители предлагают инспекторам любые посильные суммы (отмечены случаи, когда пойманный в пьяном виде водитель предлагал инспектору взятку в 1000 долларов США, и даже больше).

Говоря о взятках, которые дают наши соотечественники работникам ГИБДД, следует упомянуть о таком важном моменте, как взяточничество при приеме экзаменов на право управления транспортными средствами. Взятки могут даваться за перечисленные ниже услуги.
— Содействие в сдаче и теоретического (по Правилам дорожного движения), и практического (по вождению) экзамена.
— Содействие в сдаче только теоретического экзамена.
— Содействие в сдаче только практического экзамена.

В первом случае обычно обращаются не к конкретным экзаменаторам, а к какому-либо высокопоставленному сотруднику ГИБДД, который обладает соответствующими полномочиями. Отметим, что размер взятки в данном случае будет довольно высок.
Содействие в сдаче теоретического экзамена оказать довольно трудно: почти везде сдача экзамена осуществляется на компьютерах, а техника — она ведь не знает, что такое «взятка»…
Чаще всего гражданам требуется «содействие» в сдаче экзамена по практическому вождению. Но даже если человек уверен в себе и не стал прибегать к «закулисным» методам сдачи экзамена, его могут попытаться искусственно спровоцировать на дачу взятки. Возможностей для этого более чем достаточно: ведь только экзаменатор принимает решение насчет того, сдал человек экзамен по вождению или нет, и только он может закрыть (или — не закрыть) глаза на то или иное нарушение, допущенное курсантом.
Каким же образом может выглядеть провокация? Говоря откровенно, способов спровоцировать курсанта на нарушение ПДД можно придумать (и уже придумано и активно используется) немало, и здесь все зависит от конкретного экзаменатора и текущей ситуации на дороге.

Вот распространенный пример. Во время экзамена принимающий его работник ГИБДД неожиданно произносит: «Притормозите вот в этом месте — я выйду в киоск купить газировки, а то пить хочется». Курсант наивно останавливает автомобиль около киоска — и неожиданно слышит: «Так, вы остановились в неположенном месте. Вы не сдали экзамен, будет переэкзаменовка». Человек, оказывается, просто не заметил, что метрами 50-100 ранее в самом деле висел знак «Остановка запрещена»!
Если вы попали в такую ситуацию — уверенно отвечайте: «Здесь действует знак «Остановка запрещена», и я не имею права остановить машину».
Подобным образом принимающий экзамен сотрудник ГИБДД может попросить экзаменуемого развернуться через сплошную осевую линию, поехать под запрещающий знак, остановиться на пешеходном переходе, и т.д. Если курсант прислушается к «просьбе» экзаменатора — ему придется либо идти на переэкзаменовку, либо предлагать взятку, на что нередко и рассчитывает «оборотень в погонах».

И еще. Многие курсанты боятся возразить экзаменатору даже тогда, когда уверены в незаконности его требований. Эти опасения совершенно напрасны: ваше возражение законно, и экзаменатор это прекрасно понимает. А вы своим уверенным поведением отобьете у него охоту вымогать у вас взятку.
Последствия получения взятки могут быть весьма печальными. Например, 29 марта 2007 года с согласия заместителя прокурора г. Отрадного Самарской области были возбуждены уголовные дела по факту получения работником ГИБДД взятки при исполнении служебных обязанностей. В процессе расследования было установлено, что сотрудник ДПС ГИБДД, остановив автомобиль ВАЗ-2110, взял у водителя взятку в размере 50 рублей за несоставление протокола об административном правонарушении, которое заключалось в слишком сильной тонировке стекол машины. Через некоторое время этот же сотрудник взял взятку в размере 50 рублей у водителя автомобиля ВАЗ-21083 за то, что тот не был пристегнут ремнем безопасности. В соответствии с действующим Уголовным кодексом, данному сотруднику ГИБДД может грозить до семи лет лишения свободы с конфискацией имущества.

www.gazu.ru

Взятки и сотрудники ДПС: как вести себя с вымогателями и другие правила на дороге

Что делать, если сотрудник ГИБДД вымогает взятку? Каковы правила общения с инспекторами?

Эксперт: Алёна Акимова — юрист, аналитик владимирского антикоррупционного регионального центра «Трансперенси Интернешнл — Россия»

*Техническая расшифровка эфира

Игорь Киценко: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире радио «Соль» «Антикоррупционный понедельник». У микрофона Игорь Киценко. Гостем в нашей студии является Алёна Акимова, юрист, аналитик владимирского антикоррупционного регионального центра «Трансперенси Интернешнл — Россия». Алена, добрый день.

Алена Акимова: Здравствуйте.

И.К.: Речь сегодня в эфире нашего «Антикоррупционного понедельника» пойдет о взятках на дорогах, когда сотрудники ГИБДД вымогают у вас взятку либо когда некоторые недобросовестны автолюбители сами провоцируют сотрудников ГИБДД на то, чтобы те получили взятку. Случаев, когда фиксируются подобного рода правонарушения, довольно немного, но, так или иначе, СМИ все равно освещают те моменты, когда уже был взяточник пойман за руку. И тогда уже становится что-то известно, возникают какие-то схемы, интересные моменты. Именно сегодня мы об этом поговорим. И если у вас есть какая-то интересная история или вы хотите высказать свое мнение по поводу взяток на дороге, за вы или против, звоните нам по номеру телефона 8−800−100−39−75, звонок по России бесплатный.

Алена, первый вопрос: есть ли какая-то определенная статистика, может быть, по взяткам? Начнем с того, что именно гаишники берут взятки. Какие-то цифры, что столько-то сотрудников было зафиксировано.

А.А.: Конкретно взяток по годам по всем городам России — таких цифр у меня сейчас нет. Есть небольшая статистика по нашему региону, по Владимирской области, сколько зафиксировано нарушений в данной сфере, информация была на сайте ГИБДД в августе, то есть за прошедшие 7 месяцев. Есть также статистика по крупным городам, кто лидирует по процентам взяток.

И.К.: Давайте с Владимирской области. Сколько там за последние полгода была зафиксировано таких вот правонарушений?

А.А.: По состоянию на август в области была зарегистрирован 31 факт склонения сотрудников ГИБДД к совершению коррупционного правонарушения. Здесь именно склонение со стороны водителя. Водители предлагали взятки инспекторам ДПС за непривлечение их к административной ответственности за совершенное правонарушение в области дорожного движения. Во всех случаях склонение производилось в устной форме посредством предложений денежных средств. И это несмотря на то, что все взяткодатели были предупреждены сотрудниками ДПС о незаконности их действий.

И.К.: То есть ситуации одинаковые: было зафиксировано какое-то правонарушение, остановили, озвучили причину остановки, пригласили для оформления протокола. И тут уже по дороге, поскольку все автолюбители знают, что в автомобиле ГИБДД оборудованы видеорегистраторы, которые фиксируют работу сотрудника, и по дороге все водители, наверное, предлагали: «Товарищ начальник, а может быть, мы между собой разберемся, может быть, не нужно оформлять?». Вот здесь, конечно, еще интересны мотивы вот этих людей, которые дают эти взятки и предлагают. Чего боятся? Штраф-то будет меньше.

А.А.: Зачастую бывают такие ситуации, когда штраф больше. А может быть, вы совершили такое правонарушение, за которое вам грозит лишение водительских прав. Например, на полгода. А бывают случаи, и на 2−3 года лишают прав. Здесь уже водители нервничают — как они будут без прав-то столько времени.

И.К.: Ну, если ты пересекал двойную сплошную с выездом на полосу встречного движения, то тут, насколько я знаю, лишение на полгода и штраф.

Мы сейчас говорим о том, когда именно водители склоняли сотрудников ГИБДД к получению взятки. А есть ли еще данные по Владимирской области, когда сотрудники ГИБДД вымогали взятку?

А.А.: Нет, к сожалению, таких цифр у меня нет.

И.К.: Получается, ГАИ не публикует эту информацию?

А.А.: Опубликованная информация — именно со стороны водителей. И, как правило, таких случаев больше. Редко, когда сам инспектор говорит: «Давайте плати деньги». Но все-таки такие случаи есть. И сегодня мне хотелось бы обратить внимание в нашем эфире, как вести себя водителю в этой ситуации.

И.К.: Когда сотрудник вымогает взятку?

А.А.: Да. Причем иногда за фиктивные правонарушения, которых нет. Водителя могут просто подставить, сделать монтаж, разные случаи бывают.

И.К.: Есть прям отдельные примеры, когда монтаж? Ну, я представляю — стоит отдельно камера, а где-то там, чуть дальше стоит пост ГИБДД, фотографирует и потом на месте сходу монтирует?

А.А.: Здесь человеку пытаются впарить то нарушение, которого он не совершал. Например, рядом с дорогой, где едет водитель, устанавливается фотокамера, которая фиксирует проезжающие автомобили. Фото с этой камеры передаются на ближайший пост ГИБДД. А нам этом посту широко продвинутый сотрудник обрабатывает фото автомобиля в фотошопе.

И.К.: И такое бывает?

А.А.: Бывает, случается. Я сталкивалась с этим, когда готовилась к эфиру, в сообщениях в интернете. Сотрудник ГИБДД монтирует фотографию в фотошопе, подрисовывает то, что на строгом юридическом языке называется «въезд на полосу, предназначенную для встречного движения». За это очень строгое наказание — полгода лишения водительских прав, мы уже это с вами обговорили. Водителю предъявляют данную фотографию: «Вы виноваты, платите штраф и лишайтесь водительских прав. Либо можете на месте договориться». Зачастую инспекторы водителям напрямую не говорят: «Здравствуйте, платите столько-то денег, чтобы мы вас не оштрафовали».

И.К.: Они побуждают человека к тому, чтобы тот сам предложил, чтобы снять с себя определенную ответственность.

А.А.: Да, и как показывает статистика, зачастую сами инспекторы подводят водителя к решению вопроса на месте. Инспектор просто провоцирует. Сам не называет сумму, которую хочет получить, а лишь подталкивает водителя к нужному решению.

И.К.: Получается: «Я не предлагал, он мне сам предложил». С нехорошего инспектора тут и взятки гладки. А как быть автолюбителю, если он с такой ситуацией столкнулся? Я, честно говоря, первый раз слышу, когда в такой быстром режиме, — ты едешь, тебя останавливают на посту и показывают тебе фотографию, что ты где-то пересек.

А.А.: Может быть, на самом деле, это не очень быстро, не минута, а просто этот пост где-то дальше был.

И.К.: Все равно, это короткий промежуток времени.

А.А.: Я так понимаю, эти случаи не очень часты, но все же есть.

И.К.: Когда тебе пытаются вменить какое-то нарушение, которое ты не совершал, — что делать водителю?

А.А.: Вообще, здесь важную роль играет видеорегистратор.

И.К.: Это если он есть. А если нет?

А.А.: Второй вариант, который можно использовать, — это свидетели. Вы в машине, возможно, ехали не один.

И.К.: Хорошо. А вот я один, без видеорегистратора, без всяких средств фиксации. Что мне делать? Меня останавливают сотрудники ГИБДД и говорят: «Вы пересекли двойную сплошную».

А.А.: Вы должны быть уверены в том, что вы не совершали данного правонарушения. И просто сказать: «Я этого не делал», и все.

И.К.: Ну, а он говорит: «Делали!». Я сам являюсь автолюбителем. Я еду, меня останавливают, сотрудник мне показывает фотографию.

А.А.: Вы не должны поддаваться на провокацию. Вы должны быть уверены, что вы не совершали правонарушения, если вы его действительно не совершали. Поддаваться на провокацию ни в кое случае нельзя.

И.К.: И нужно настаивать на своем?

А.А.: Конечно, да. Пусть он составляет протокол об административном правонарушении. В дальнейшем, даже если вас признают виновным, это можно будет уже обжаловать, если вы действительно этого не совершали. Может быть, найдутся какие-то свидетели. Если действительно это дело такое значащее, стоящее для вас, найдутся какие-то свидетели, мимо проезжающие, это может быть и в городе, люди проходили. Но поддаваться не нужно.

И.К.: А проверить можно вот эти фотографии, которые они фальсифицируют, на предмет фотомонтажа?

А.А.: В дальнейшем тоже можно это использовать. Прям на месте, когда вам выписывают протокол, естественно, сразу это не проверить. А уже в дальнейшем, если вы будете это решение обжаловать, конечно, вы можете обратиться в экспертизу какую-то независимую, воспользоваться услугами проверки фотографии на ее достоверность.

И.К.: То есть выход есть в этой ситуации?

А.А.: Я думаю, что да. Главное, сразу не поддаваться. Но зачастую как получается с многими водителями? Им вот сказали, они сразу боятся, пугаются.

И.К.: Потому что у нас менталитет такой. Все боятся просто связываться, терять свое время. Это же такая волокита.

А.А.: А потом, если вдруг вам выпишу протокол, действительно сделают вас виновным, вам придется отстаивать свои права, где-то обжаловать, тратить время, нервы, деньги. Люди этого не хотят. Им проще где-то заплатить. Но это неправильно, нужно добиваться своих прав, если вы не нарушали.

И.К.: Мы говорили о статистике. Есть какие-то конкретные цифры по Владимирской области за прошедшие полгода?

А.А.: 31 факт склонения сотрудников ГИБДД к совершению коррупционного правонарушения со стороны водителей. И отмечу, что во всех этих случаях на места склонения сотрудников ГИБДД к совершению данного правонарушения вызывались следственно-оперативные группы. И по состоянию на август было возбуждено 21 уголовное дело по статьям за дачу взятки.

И.К.: Вот такой момент: останавливает сотрудник ГИБДД автомобиль, говорит: «Нарушил». Человек знает, что он не нарушал. Идет перепалка. И ему начинают косвенно намекать на то, что давай, ты мне предложи. Человек, для того, чтобы избавиться от навязчивого сотрудника ГИБДД, говорит: «Хорошо, как мы можем иным способом решить этот вопрос?» И человек сам называет сумму, условно 3 тысячи рублей. Ему отвечают: «Хорошо, в документы вкладывайте и мне передавайте аккуратненько». И уезжает. А потом этот же водитель звонит в телефон доверия и говорит: «Вы знаете, у вас пост такой-то, номер автомобиля такой-то, сотрудник такой-то склонил меня к даче взятки, я ему дал взятку, как мне быть?». Человек-то все равно виноват, что он дал взятку.

А.А.: В данном случае, если человек уже дал взятку, но он в этом признался и поспособствовал раскрытию данной информации в правоохранительный орган, он освобождается он уголовной ответственности. Каждый водитель должен об этом помнить.

И.К.: А деньги ему вернут?

А.А.: Если он будет способствовать ходу расследования…

И.К.: Он как потерпевший считается.

А.А.: Вполне возможно, что и вернут, да. Главное, чтобы он об этом сразу же сообщил.

И.К.: Если ты сообщаешь, то как бы и не виноват, а наоборот, помог.

А.А.: Да, главное, сообщить и способствовать ходу проведения расследования.

И.К.: Нам наши радиослушатели пишут: «А если они в другой области отбирают права, и что делать?». Имеется в виду, что сотрудники ГИБДД забирают права, что делать, как ехать домой без прав? Насколько я знаю, сейчас не имеют права вообще изымать документы. Их только проверяют. Если даже тебе говорят, что у тебя такое правонарушения, что тебя лишат, то все равно тебе отдают документы, ты следуешь до пункта назначения, если, конечно, ты не находишься ни в наркотическом, ни в алкогольном опьянении. А что делать, если ты едешь, тебя останавливают и просто наглым образом забирают права?

А.А.: Это действительно противозаконно. Можно воспользоваться телефонами доверия ГИБДД. На бортах каждого автомобиля ГИБДД есть этот телефон. Есть различные интернет-приемные, куда можно обратиться. Можно посмотреть на сайте ГИБДД номер телефона, куда можно позвонить. Варианты есть. Несмотря на то, что это другой регион, человек может позвонить, и ему подскажут. Если он не туда позвонил, ему дадут номер телефона, куда можно обратиться. В конце концов, в интернете много телефонов горячих линий, куда каждый человек может позвонить, оказавшись в сложной ситуации.

И.К.: И будучи правым, когда он не совершал никаких противоправных действий, не нарушал ПДД, а инспектор просто вымогает у него взятку.

А.А.: Да. Даже можно просто позвонить по телефону 02, в полицию. Сообщить.

И.К.: Предлагаю перейти к общей статистике по России. Она также за полгода, как я понимаю, да?

А.А.: Данную статистку собирал Росгосстрах, он опрашивал водителей. Смысл опроса состоял в том, чтобы хоть приблизительно понятно, сколько в среднем инспектор ГИБДД получает денег от таких незаконных поборов. Опрос был сделан в 37 областных городах нашей страны. Задействовано было свыше 10 тысяч человек. Согласно данным результатам, первое место, лидирует по взяткам Санкт-Петербург.

И.К.: Да? Я почему-то думал, что Москва.

А.А.: Ну, вот, по взяткам именно Санкт-Петербург на первом месте. На втором месте тоже не Москва, идет Самара с небольшим отставанием от Санкт-Петербурга. Если в Петербурге 44%, то в Самаре 40%. Воронеж с Краснодаром делят третью позицию, набрав 39%. Рядом идет Волгоград, 38%. Далее идет Тольятти, 36%. А Москва, Уфа, Набережные Челны идут еще ниже, 32%. То есть Москва не на первом, не на втором и не на третьем месте.

И.К.: Вот это для меня новость. Я думал, что самое большое количество правонарушений, за которыми следует склонение к даче взятки либо предложение получить взятку, связано именно с Москвой.

А.А.: Я вам озвучила статистку в процентах. Это означает то, насколько часто сотрудники ГИБДД соглашались принять от водителя взятку.

И.К.: Ну вот Питер, он лидирует в этой статистике или там случаев выявления просто больше?

А.А.: Здесь идет опрос людей. Было опрошено 10 тысяч человек. Может, этот факт и не был правоохранительными органами зафиксирован. Просто люди приняли участие в опросе и сказали, что да, сотрудники ГИБДД в моем случае соглашались принять взятку. И в Санкт-Петербурге это 44%. Почти каждый второй.

И.К.: В культурной столице нашей родины почти каждый второй инспектор ГИБДД, согласно опросу Росгосстраха, берет взятки. Будьте осторожны, не нарушайте ПДД.

У меня такой вопрос. Есть вот эти видеорегистраторы, которые стоят внутри автомобилей сотрудников ГИБДД. Проверяют ли записи данных регистраторов в полиции? Есть ли там какой-то отдел специальный? Внутренняя служба безопасности или по этике служба. Проверяются ли эти данные или нет?

А.А.: Вообще данные видеорегистраторов в обязательном порядке системно подвергаются проверке. Просмотр видеорегистраторов находится на особом контроле сотрудников контрольно-профилактического отделения и отделения ДПС и исполнения административного законодательства ГИБДД каждого конкретного региона. Ведь именно этим сотрудникам приходится разбираться со всеми обращениями и заявлениями граждан. То есть их просматривают регулярно.

И.К.: Неизвестно, как проходит этот процесс? Если сами сотрудники патрульной машины сдают аппаратуру, они ее отключили, флешку вынули, потерли ее, где нужно, обратно вставили, все так и было. И вот эта профилактическая служба посмотрела — действительно, отработали хорошо, молодцы. А здесь у вас что было? — Да сбой какой-то, аппаратура выключилась. То есть процесс очень тонкий. Было бы здорово, если бы нам позвонили сотрудники ГИБДД и развеяли вот эти мои сомнения по поводу того, что таким образом можно обхитрить внутреннюю систему, и вообще, как проходит процесс сдачи всей этой аппаратуры, которая фиксирует дежурства, фиксирует процесс работы, процесс общения сотрудника ГИБДД и водителя, когда они находятся в патрульной машине.

А.А.: Вообще, просмотр записи видеорегистратора делается, в первую очередь, для объективной и ясной оценки ситуации, в которую может попасть водитель. Поэтому я предполагаю, что процесс записи видеорегистраторов достаточно хорошо налажен, и возможность возникновения там каких-то коррупционных рисков или выгод для самих сотрудников ДПС, — возможно, этот риск исключен. Я не могу утверждать на 100%, потому что я не сотрудник ДПС. Таких тонкостей я тоже не совсем знаю.

И.К.: Нужно, конечно, вот их послушать, каким образом внутренний механизм происходит. Или, может быть, они его держат в тайне. И другой момент может быть — рука руку моет, они друг друга же подставлять не будут. Бытует такое мнение среди автолюбителей — есть у них профилактическая служба, есть отдел по профилактике, да не будут они своих подставлять, человек с погонами никогда не подставит человека с погонами.

У нас есть телефонный звонок. Алло, добрый день!

Валентин: Приветствую. Меня зовут Валентин, я из города Владимира.

И.К.: Мы обсуждаем такой вопрос, как взятки на дорогах. Ваше отношение — как вы к этому относитесь? Надо ли давать взятки, чтобы отстали от тебя, или все-таки не нужно этого делать?

В.: Честно говоря, мы живем в такой стране, что, мне кажется, все зависит от ситуации. Вообще я не сторонник этого. Но вот в моей жизни получилось так, что пришлось один раз взятку дать.

И.К.: И на сколько вас наказали?

В.: Было дело так: в центре города поменяли знаки, и на дороге, по которой я постоянно ездил, вместо поворота налево стал «кирпич». Я повернул налево по привычке, потому что в развитых странах-то, если вешают новый знак, то акцентируют, что появился новый знак. А у нас садятся в засаду и ждут, когда кто-нибудь поедет не по правилам. Вот, проехал под «кирпич». Светило либо 6 месяцев лишения прав, либо 5 тысяч рублей штрафа. Отделался тысячей рублей взяткой.

И.К.: Дали тысячу рублей и отделались взяткой. Понятно. Как, по-вашему мнению, что нужно изменить в нашей системе? У нас вроде бы увеличивается количество различных средств фиксации, и на дорогах фиксируется скоростной режим, в городе много камер висит. Но сколько было новостей, некоторые вот эти средства фиксации не справляются. И начинают, за тень, которая упала на встречную полосу движения, высылают человеку штраф. Получается, нужно возвращать человеческих фактор, потому что начинают и превышать где-то, и номера начинают заклеивать. Где найти вот эту золотую середину? Что нужно сделать, чтобы у нас и взятки пропали, и ситуация на дорогах наладилась?

В.: Человеческий фактор совсем убирать нельзя, мне кажется, но его можно минимизировать, качественно увеличив автоматизированную систему. Да, я понимаю, что бывают штрафы за тень. Но, мне кажется, это на старте, чуть дальше система будет более качественно работать, она будет оптимизирована, все эти ошибки устранятся. Но человеческий фактор нужно уменьшать.

И.К.: То есть, по вашему мнению, нужно потерпеть чуть-чуть, и все наладится?

В.: Да, думаю, все нормализуется, и это приведет к более правильному пресечению нарушений.

И.К.: А у вас работа напрямую связана с вождением автомобиля?

В.: Да.

И.К.: То есть если бы вас на полгода лишили…

В.: Да, именно поэтому пришлось откупиться мне. Каюсь. Зато после этого случая я более внимательно смотрю на знаки.

И.К.: Хорошо. Мы вас прощаем! Валентин, огромное вам спасибо за звонок.

Вот, пожалуйста, мнение человека. Алена, к вам как к юристу вопрос, как быть в такой ситуации? Человек работает за рулем, это его основной источник дохода, ему приходится ездить. Поменяли знаки. Очень интересный момент обозначил Валентин. Он сказал, что когда в Европе меняют расположение знаков, меняют движение вообще по городу, об этом как-то оповещают. В Европе, как я понимаю, может какой-то дополнительный знак вешается, что через неделю здесь уже не будет поворота, здесь будет «кирпич». И вот человек у нас завернул на «кирпич», попадает либо на полгода лишения и пять тысяч, либо тысяча рублей, и расходимся по-хорошему. Здесь может ли наш персонаж пойти на такую хитрость и сказать: «Возьми тысячу рублей», потом отъехать на сто метров, позвонить на горячую линию и сказать: «А вот здесь стоят ваши сотрудники и взятки берут»? Или как ему нужно было поступить? Быть честным и остаться без машины и соответственно без работы? Вот как здесь быть?

А.А.: Каждый человек решает сам для себя. Лучше не нарушать закон, и не будет никаких проблем. Но так как слушатель сказал, что был вот этот «кирпич», неожиданно возникший, получается, он этого не знал, и здесь этот фактор нужно учитывать. В его ситуации можно было предложить денег, но потом отъехать сто метров и позвонить в правоохранительные органы и сообщить, чтобы этот факт пресечь.

И.К.: Получается, Валентину нужно было бы пойти в обратном порядке. Не сотрудники его провоцировали бы, а он — сотрудников: «Ну, возьмите, возьмите». Они берут, а он бы потом звонит, и потом у них соответствующее дисциплинарное наказание.

У нас есть еще один звонок. Алло, добрый день!

Павел: Здравствуйте. Меня зовут Павел.

И.К.: Павел, вы — автолюбитель, да?

П.: Да. Работаю экспертом-автотехником в службе дорожно-транспортных происшествий.

И.К.: Очень интересно! Павел, мы обсуждаем взятки на наших дорогах. Ваше отношение вот к этому ко всему? И давали ли взятку когда-нибудь инспектору ГИБДД?

П.: Мое отношение здесь исходит из того, какие конкретные случаи вообще происходили. Потому что в общем об этом говорить, наверное, не стоит. Как коррупционная составляющая, конечно, это негативно влияет на наше общество. Сам, конечно, в ситуации подобной был.

И.К.: И как из нее выходили?

П.: Так же и решал, как мы говорим про взятку. Это было, что кривить душой, у каждого водителя.

И.К.: Вот я не буду кривить душой, у меня — ни разу. Я ни разу не предлагал взятку, у меня пытались вымогать взятку, я упирался рогом и говорил: «Давайте лишайте прав меня».

А.А.: И что было в итоге?

И.К.: В итоге он меня отпустил.

А.А.: То есть на самом деле правонарушения не было?

И.К.: Нарушение было с моей стороны, я его признал. Он говорит: «У вас лишение». Я отвечаю: «Ну, лишайте, я машину здесь у вас припаркую, пойду домой пешком, закончим на этом наш диалог. А денег у меня нет, и не надо об этом даже сейчас разговаривать». В итоге он мне сделал выговор: «Ладно, первый раз я вас просто предупреждаю, вот ваши документы, езжайте». Это было еще на тот момент, когда они могли изымать документы. Павел, какова оказалась цена вопроса у вас? На сколько вас наказали?

П.: Там порядка тысячи рублей, насколько я помню сейчас.

И.К.: Ну, стандартная такая сумма. А за что наказали? Нарушили тогда правила или просто придрались к вам?

П.: Я оцениваю это сейчас, потому что это было довольно давно. Тогда, наверное, не было такого опыта общения с сотрудниками. Оценивая сейчас, я думаю, что правонарушения-то и не было. Сыграл, наверное, фактор какого-то страха перед человеком в погонах. Я посчитал это как наука, себе на будущее, как урок.

И.К.: После этого взяток больше не давали?

П.: Я после этого просто не нарушаю.

И.К.: Вот, правильно!

А.А.: Действенный способ!

И.К.: Павел, огромное вам спасибо за звонок!

Вот, по большому счету, рецепт от Павла. Да, есть опыт со знаком минус, довольно-таки интересный. Сейчас человек работает экспертом в области ДТП. Значит, много общения с сотрудниками ГИБДД. И теперь, анализируя эту ситуацию, когда дал взятку, — его просто развели, как и в тех случаях, когда фальсифицируют снимки.

Алена, у меня еще такой вопрос к вам, теперь поговорим о честных инспекторах, такие есть, я уверен.

А.А.: Их большинство, наверное.

И.К.: Это хорошо. Будем надеяться, что большинство. Хотя я вот не уверен. Что должен делать инспектор, когда ему предлагают взятку? Может, нас сейчас слушает инспектор и мучается: «Выйду — опять будут предлагать, что делать?». Ну, это я шучу уже.

А.А.: В первую очередь, он должен предупредить правонарушителя о том, что его действия носят противоправный характер, и потребовать пресечения. Если водитель продолжает предлагать взятку, он настойчивый, то инспектор ГИБДД обязан доложить об этом своему руководству в дежурную часть, а также составить уведомление о том, что его склоняют к совершению коррупционного правонарушения. Вот это основные действия с его стороны. Ни в коем случае он не должен соглашаться, потому что и дача взятки, и получение взятки — это уголовно наказуемое деяние, которое грозит достаточно большим штрафом, вплоть до лишения свободы и лишения права заниматься своим видом деятельности.

И.К.: То есть обязательно должен сообщить?

А.А.: Конечно. Если он не хочет попасться.

И.К.: А что происходит с водителем тогда? Водитель предлагает взятку инспектору. Инспектор: «Нет. Минуточку, сидим здесь». Он его в наручники заковывает, пристегивает к дверке машины и такой: «Сейчас я позвоню, куда нужно, тебя заберут»? Или он это все фиксирует, записывает данные водителя, составляет определенную бумагу, отправляет ее в специальный отдел, наверное, в ГИБДД, где это все рассматривают?

А.А.: В дежурную часть он обращается.

И.К.: В принципе, как и водители, когда у них требуют.

А.А.: Да. Для начала он предупреждает водителя. Если водитель упрямый, продолжает настаивать…

И.К.: «Не давайте мне взятку, не надо, вы нарушили», а ему: «Нет, возьми, мил человек, деньги».

А.А.: Не так уж прямо, но какими-то фразами другими.

И.К.: «Товарищ начальник, ну что вы…».

А.А.: «Давайте решим дело миром».

И.К.: Я думаю, что с этим сталкивались многие автолюбители, интересно было бы послушать их истории.

А.А.: И еще, помимо того, что он должен обратиться в дежурную часть, этот инспектор, он должен также составить уведомление о том, что его склоняют к совершению правонарушения. Документ такой.

И.К.: Я не знаю, почему, но у меня складывается ощущение, что инспектор — это такой ябеда-корябеда. Такой: «А он мне десятку предлагал! А я на него бумагу написал! Ребят, я хороший инспектор!». Не знаю, возможно, такой образ злого инспектора, который почем зря либо штрафует, либо вымогает взятку, сложился, потому что на огромном количестве форумов, в интернете этой информации пруд пруди, утонуть в ней можно, и все сводится к тому, что вот такой нехороший, остановил меня, оштрафовал, документы отнял, деньги вымогал и т. д.

Нам наши радиослушатели задают вопрос: «Данные с видеорегистратора считаются доказательством?»

А.А.: Да, считаются. Это одно из основных доказательств. Плюс свидетели, записи диктофона. Но записи видеорегистратора — это один из основных видов доказательств.

И.К.: То есть если факт и звук диалога был записан, если был зафиксирован факт вымогательства взятки, человек может использовать запись своего видеорегистратора?

А.А.: Да. Поэтому очень важно с сотрудником ДПС общаться в зоне видимости видеорегистратора, либо его автомобиля, так как там есть камера, мы уже с вами говорили, и внутри автомобиля, и снаружи, так и в зоне видеорегистратора своего автомобиля. Если его нет, то можно использовать диктофон на телефоне, свидетелей.

И.К.: А я могу снимать инспектора на телефон? Я чувствую, он начинает давить на меня, и предполагаю, к чему диалог ведет. Я беру камеру и говорю: «Пожалуйста, продолжайте». И начинаю его снимать.

А.А.: Вообще можно.

И.К.: И инспектор может меня снимать на телефон? Он меня попросил выйти из автомобиля, я вышел. И я начинаю: «Ну, давайте, начальник…» А он мне: «Нет, подожди», включает камеру, начинает меня снимать.

А.А.: Инспектор тоже имеет право снимать вас на мобильный телефон как способ видеофиксации.

И.К.: То есть и водитель, и инспектор имеют право в ситуации, когда начинается накал страстей, достать мобильный телефон и снимать.

А.А.: Я еще добавлю, что бывают такие случаи, когда инспектор запрещает себя снимать. Он это делать не имеет право. Он не имеет право запрещать съемку. В этих случаях также необходимо звонить по телефонам доверия, которые расположены на бортах автомобиля ДПС.

И.К.: Хорошо. Насколько я знаю, у нас не надо выходить из машины, когда тебя останавливает сотрудник ГИБДД, можно оставаться в автомобиле и общаться с ним через стекло. Или наоборот, это нужно делать? Я много раз видел, останавливают машину, и водитель сразу выпрыгивает со всем пакетом документов в руках.

А.А.: Нет, вообще здесь очень важно правильно общаться с инспектором ГИБДД. Есть правила. Вам нужно остановить автомобиль, заблокировать двери и не выходить из автомобиля.

И.К.: А зачем двери блокировать?

А.А.: Можете не блокировать, это на ваше усмотрение. Но не открывать двери и не выходить. Нужно лишь приоткрыть окно, чтобы вы смогли передать необходимые документы. И уже на этом этапе, как только вас остановили, желательно включить видеорегистратор, видеокамеру или иные фиксаторы, чтоб заранее обезопасить себя. И чем больше средств фиксации, тем надежнее будет ваша доказательная база в случае превышения инспектором должностных полномочий. Дальше инспектор обязательно должен вам предоставить документы, обязательно переписать его фамилию, имя и отчество, сведения о подразделении, номер документа, номер значка и так далее, чтобы у вас были эти данные.

И.К.: Это если конфликтная ситуация. Понятно, что в обычной ситуации, когда рядовая проверка документов…

А.А.: А с другой стороны, вы же не знаете, остановили вас просто так или не просто так.

И.К.: Ну, а причина остановки разве не озвучивается?

А.А.: Озвучивается, да.

И.К.: То есть обязательно инспектор ГИБДД должен озвучить причину вашей остановки?

А.А.: Конечно. Если вы уже понимаете, что что-то идет не так, то нужно себя как-то обезопасить.

И.К.: Начинаешь его снимать, просишь данные, номер жетона, подразделение и т. д. И можно звонить на горячую линию.

Есть еще один вопрос от наших радиослушателей. Это даже не вопрос, а мнение: «Нужно просто убрать максимально человеческий фактор из системы контроля на дорогах и последующей выдачи штрафов. Только в России эта беда. Обычно все электронные системы работают из рук вон плохо». О чем говорил и Валентин. Ему в силу обстоятельств пришлось дать взятку, чтобы не остаться без руля, за которым он работает. Алена, вот по вашему мнению, как найти этот баланс? Потому что вот эти случаи, там работала уже электронная система, когда тень пересекает двойную сплошную, а машина не пересекает. Как убрать эти баги? Должны, может быть, поколдовать айтишники над этой системой, улучшить качество? Или все-таки человеческий фактор необходим? Мне рассказывали коллеги, они были в Грузии, да и я сам в Греции видел — нарисована двойная сплошная, наверняка у них везде там камеры, и люди спокойно гоняют через эту двойную сплошную, пересекают на чем угодно — автобусы, машины, мопеды. Но систем фиксаций очень много, то есть полицейских не так много в стране. У нас вот где-то обратно вводят, посты открывать начинают. С чем это связано? Где эта золотая середина? Как ее найти?

А.А.: Я думаю, здесь важен комплексный подход — и люди важны, человеческий фактор, и техника. Может быть, что-то со стороны техники нужно доработать. Но и человек здесь тоже важен.

И.К.: Мне кажется, изначально и обучение нужно все-таки подправить.

А.А.: Да, чтобы грамотные специалисты были.

И.К.: Чтобы подготовка хорошая была у водителей.

А.А.: И инспекторы чтобы были грамотные.

И.К.: В этом плане, мне кажется, тоже есть коррупционная составляющая, когда школа начинает выпускать новоявленных учеников, которые сдают на права, там же инспектор приходит. Обычно всегда инструктор с этим инспектором панибратски так: «Вот мальчишку видишь? Ты отвернись и смотри вон туда, в поле, пока он тут выполняет маневры». Но сейчас речь не об этом, это отдельная история. У меня еще несколько вопросов, касающихся взяток на дорогах. Что делать, если вы действительно нарушили правила?

А.А.: В данной ситуации попросите инспектора ДПС указать статью кодекса об административном правонарушении, по которой он собирается привлечь вас к ответственности. То есть за что, он должен объяснить. Также необходимо составить протокол об административном правонарушении. И в любой ситуации, нарушили вы или нет, вам не стоит на месте раскрывать кошелек. Не надо сразу же предлагать денег. Если вы нарушили, составляется протокол, вы согласны с вашим правонарушением, вы заплатите штраф или какие-то другие меры наказания.

И.К.: Вот как я тогда, говорил: «Да, согласен». В итоге он ничего от меня не добился и отпустил.

А.А.: Составляется протокол, и вы уже платите штраф.

И.К.: В установленном порядке. Приходит квитанция какая-то.

А.А.: Конечно. Не надо предлагать никаких денег.

И.К.: «Могу ли я на месте оплатить, товарищ начальник?». Он: «Да, конечно, вот у меня терминал, пожалуйста!»

А.А.: И вот помимо того, что на вас будет правонарушение, которое вы действительно совершили, на вас еще повесят взятку. Так как, я говорила, и дача, и получение взятки — это уголовное преступление.

И.К.: То есть административное и плюс вы еще можете схлопотать и уголовное.

А.А.: Конечно. В лучшем случае штраф в тридцатикратной сумме вашей взятки. Если тысяча рублей, то 30 тысяч. Там в зависимости от конкретной ситуации наказания разные. Но в среднем, даже есть пример у меня такой, тысячу рублей предлагал один мужчина в ГИБДД, за что был наказан в тридцатикратной сумме, 30 тысяч.

И.К.: Нам звонил Павел, звонил Валентин, они отделались тоже по тысяче рублей. Ну, у Валентина сложная ситуация, там «кирпич», там лишение было бы. Но если абстрагироваться от этих деталей, если бы был выявлен факт взятки, в лучшем случае ребята могли бы отделаться штрафом в 30 тысяч. А в худшем случае?

А.А.: Здесь вплоть до лишения свободы на несколько лет.

И.К.: За дачу взятки в тысячу рублей инспектору ГИБДД?

А.А.: Наказание зависит от суммы предлагаемых денег. То есть если тысяча, вряд ли вам дадут срок. Здесь будет штраф. Потому что это сумма небольшая. Если вы уже дадите больше денег, там уже, возможно, будет и уголовное наказание в виде лишения свободы.

И.К.: Это от какой суммы?

А.А.: Сами взятки Уголовный кодекс делит на несколько различных категорий. Значительный размер, если сумма взятки превышает 25 тысяч рублей. Крупный, если превышает 150 тысяч рублей. И особо крупный, если взятка превышает 1 млн рублей. Если вы сотруднику ГИБДД предлагаете до 25 тысяч рублей, то здесь вам грозит наказание в виде штрафа, который больше взятки до 30 раз.

И.К.: То есть если вы предлагаете взятку в 20 тысяч рублей, умножайте это все дело на 30. И это будет ваш штраф.

А.А.: Но смотрите, здесь тоже зависит от конкретной ситуации. Возможно лишение свободы на 2 года. Но это прямо крайняя мера. Если вы предлагаете взятку инспектору ГИБДД в размере от 25 тысяч, то здесь уже штраф равен сорокакратной сумме взятки.

И.К.: Допустим, 30 тысяч взятка. Умножаем на сорок, миллион двести штраф.

А.А.: Да. При самом неблагоприятном исходе вам грозит лишение свободы на три года совместно со штрафом в 15 раз больше данного подарка. То есть либо вы заплатите миллион двести, грубо говоря, либо вас посадят на три года и штраф в 15 раз больше суммы взятки. Еще есть вариант, когда вы предлагаете взятку более 150 тысяч, но менее миллиона рублей. В данном случае может грозит лишение свободы от 5 до 10 лет совместно со штрафом, в 60 раз превышающим подарок сотруднику ГИБДД. То есть сумма огроменная. Либо же, в лучшем исходе, вы просто заплатите восьмидесятикратную сумму подарка. Что тоже немало, но здесь уже без лишения свободы. Более того, в данном случае водитель лишается возможности занимать руководящие государственные должности на три года. И самой крупной считается взятка от миллиона рублей, она карается максимально сурово, потому что деньги действительно большие. В данном случае водителя либо инспектора ГИБДД лишат возможности занимать государственные должности и штраф в девяностократном размере взятки. При худшем развитии событий водитель будет лишен свободы от 7 до 12 лет.

И.К.: Такие случаи очень редкие, и если попадаются, то это единичные случаи.

А.А.: Об этом пишут и новости, и в СМИ это освещается.

И.К.: Это обычно всегда на федеральном уровне, если попадается какой-то крупный чиновник в нетрезвом состоянии, потом пытается дать взятку сотруднику ГИБДД либо сотрудника уже в сторону отметают, там выходят на начальника, который, можно сказать, за жабры держит этого чиновника либо другую крупную шишку и требует с него денежку.

А.А.: Да, как правило, вот эти мелкие суммы, тысяча, две, ну пять тысяч.

И.К.: В общем, нарушение ПДД карается административной ответственностью, выписывают штраф. Максимальное наказание — это лишение, вот это самое страшное, лишение водительского удостоверения и недопуск к управлению транспортным средством.

А.А.: Опять же, лучше лишиться прав, чем лишиться свободы на два года.

И.К.: Конечно. У меня есть небольшая выжимка с сайта Управления ГИБДД УМВД России по Владимирской области, «Взятка? Нам не по пути», вот такой заголовок. «На территории Владимирского региона с 18 по 24 октября 2016 будет проводиться широкая пропагандистская кампания „Взятка? Нам не по пути“. Акция, инициатором которой выступило Управление МВД России по Владимирской области, направлена на разъяснение участникам дорожного движения негативных последствий попыток склонения сотрудников Госавтоинспекции к совершению коррупционных правонарушений, обязательных требований к сотрудникам Госавтоинспекции совершать административные процедуры в зоне действия видеорегистраторов». Вопросов очень много, тема сложная, щекотливая. Непонятно, как тут поступать. Как правильно заметила Алена, здесь нужно большой комплекс мер для борьбы со взятками и поборами на дорогах. Грамотность антикоррупционная должна быть у граждан и у инспекторов ГИБДД.

Это была программа «Антикоррупционный понедельник». У микрофона был Игорь Киценко. Услышимся в эфире!

salt.zone

Это интересно:

  • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
  • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Структура арбитражных судов в рф Федеральные арбитражные суды Российской Федерации Структура арбитражной системы РФ Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. Первый уровень арбитражных судов Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе […]
  • Закон о льготном проезде для крайнего севера На что рассчитывать работникам Севера: особенности льготных отпусков в 2018 году Оплата льготного проезда северянам Речь идет об оплате льготного проезда пенсионерам северянам. В 2015 году компенсацию можно получить как в виде проездных билетов, так и виде денежной компенсации. Какие […]
  • Механическая работа Энергия Закон сохранения механической энергии Механическая работа Энергия Закон сохранения механической энергии 1.20. Закон сохранения механической энергии Если тела, составляющие замкнутую механическую систему , взаимодействуют между собой только посредством сил тяготения и упругости, то работа этих сил равна изменению […]
  • Приказ 587 мвд рф новая редакция Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ МВД РФ от 29.06.2005 N 511 (ред. от 15.10.2012 с изменениями, вступившими в силу с 24.02.2013) "ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ В […]
  • Получение гражданства натурализация Оформление и получение гражданства Великобритании Получить гражданство Великобритании сложно, но все-таки можно. Причем в этой стране больше предложений для иммигрантов, чем в остальных европейских странах. В последнее время поток желающих жить в Англии значительно уменьшился, но это […]