Виды налогов с продаж

admin

Кто и какие налоги платит с продажи движимого и недвижимого имущества?

Имущество – это то, чем обрастает жизнь каждого человека или деятельность компании. А когда приходит необходимость продать свою собственность, стоит помнить, что данная сделка приносит доход, с которого надо будет заплатить определенный вид налога.

Общие сведения про налог с продаж имущества

Определение

Этот налог взимается с доходов, полученных гражданами или компаниями при продаже принадлежащего им имущества. Так как продавец перечисляет налоговые суммы из собственных средств, не перекладывая их на конечного потребителя проданного имущества, то этот налог можно отнести к категории прямых.

Про отдельный налог с продажи расскажет данный видеосюжет:

Нормативное закрепление

Права и обязательства всех участников данного процесса закреплены в налоговом и гражданском законодательстве РФ. Это следующие акты:

  • 23-я глава НК посвященная НДФЛ.
  • 25-я, в которой сведения о налоге на прибыль.
  • 21-я – про НДС.
  • 207-я статья НК о применении подоходного налога.
  • 220-я – о возможности вычетов.
  • 217-я, указывающая на возможности не платить этот налог.
  • 1114-я и 1152-я статьи ГК РФ, рассказывающие о порядке наследования имущества.
  • Так как налоги от продажи своего имущества обязаны платить все:

    То и виды налогов тоже разные. Это:

  • НДФЛ для граждан и иных физических лиц.
  • Налог на прибыль, если компания работает на ОСНО.
  • Налогообложение в соответствии с упрощенными спецрежимами, если компания работает на одном из них (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН).
  • Кроме того в некоторых случаях платится и НДС. Это происходит если фирма на ОСНО. НДС начисляется при продаже:

  • Нежилой недвижимости.
  • Движимого имущества (например, автомашины).
  • Плательщики

  • Обычные граждане, проживающие в стране и официальные плательщики НДФЛ на своей работе.
  • Иностранцы, продавшие имущество в РФ, как резиденты, так и нет.
  • Пенсионеры отдельных льгот не имеют и платят НДФЛ на общих условиях.
  • Компании, работающие на ОСНО.
  • Фирмы на спецрежимах.
  • ИП, имеющие возможность выбора: платить НДФЛ, если продают имущество от себя, или налог в соответствии с режимом работы своего предприятия, если имущество «участвует» в хозяйственной деятельности.
  • Налогооблагаемое имущество

    Имущество, продажа которого требует уплаты налогов, может быть, двух видов:

    Причем разница не только в названии, но и в подходе к налогообложению. Недвижимым имуществом называются физические объекты, переместить которые невозможно, не причинив им ущерб, и это:

    Остальное имущество считается движимым и среди него:

    Оплата налогов

    При определении величины налога важное значение имеет облагаемая сумма. Это может быть:

    • Сумма, которая была заплачена за имущество при его продаже.
    • Стоимость имущества за минусом налоговых вычетов. Это действует для недвижимого и отчасти движимого (например, авто) имущества.
    • Стоимость недвижимости, уменьшенная на подтвержденные затраты на ее покупку или ремонт.
    • Дополнительно на налог с продажи влияет срок владения. Если хозяин продает имущество, владев им более определенного срока, то он освобождается от налогов полностью. Это:

    • 5 лет для недвижимости, приобретенной в 2016-ом году и позже.
    • 3 года для остальной недвижимости, в том числе подаренной и наследственной, а так же для движимого имущества (автомобилей).
    • Почему налог с продаж является неконституционным, расскажет эксперт в данном видеоролике:

      Ставки, в зависимости от юридического и налогового статуса продавца имущества следующие:

    • 13% обязаны заплатить граждане и иностранцы, постоянно (больше чем полгода) проживающие в стране, они же резиденты.
    • 30% ставка для тех, кто не живет здесь постоянно (нерезидентов).
    • 20% для компаний на ОСНО (на прибыль).
    • 18% – НДС (кому положено).
    • При УСН «Доходы» – 6%, а «Доходы минус расходы» – 15% с разницы.
    • Необлагаемая сумма

      Все зависит от типа имущества. Продавец имущества один раз за отчетный период (год) может воспользоваться налоговым вычетом из стоимости продажи размером:

    • Миллион – для недвижимости.
    • Двести пятьдесят тысяч, если имущество движимое (автомобиль).
    • Формула расчета

      Формула для расчета налога зависит от конкретных обстоятельств сделки. Это можно увидеть на примере продажи автомобиля:

    • Для иностранца-нерезидента, продавшего авто за 815000 рублей, налог считается так: Сумма продажи×30%, то есть 815000×0,3 = 224000 рубля.
    • Для гражданина РФ, продавшего машину за эту же сумму, но взявшего вычет все выглядит по-иному: (Сумма продажи – вычет)×13%, или (815000 – 250000)×0,13 = 73450.
    • Если сумма продажи равна сумме вычетаили меньше, то есть авто продано не дороже 250000, то налог платить не надо.
    • Как не платить

      Чтобы избежать уплаты налога на продажу, достаточно воспользоваться одним из изложенных ниже советов:

    • Дождаться окончания срока, после которого начинается налоговая амнистия. Это 5 лет или 3 года, в зависимости от типа и способа получения имущества.
    • Совершить сделку без получения прибыли. То есть продать квартиру или авто за те же деньги, что и купил или дешевле. Документы на подтверждение покупных расходов – обязательны.
    • Совершить сделку на сумму налогового вычета: 1000000 рублей для недвижимости, 250000 – для авто.
    • Еще больше полезной информации по налогу с продаж содержится в видео ниже:

      uriston.com

      Глава 2. Виды налогов и их характеристика

      Все многообразие налогов можно распределить на группы и виды в зависимости от ряда признаков. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся классификации и соответствующие им типы налогов.

      По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные.

      К прямым относят подоходно-поимущественные налоги, т. е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки. Прямыми эти налоги названы потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несет бремя этого налога.

      Исторически сложилось деление прямых налогов на личные и реальные, хотя еще в середине XIX в. это деление иногда рассматривалось как устаревшее 2 . Тем не менее даже в современной экономической литературе это деление еще встречается.

      Личные налоги — подоходные налоги. К числу последних относятся подоходный налог с физических лиц («индивидуальный/личный» подоходный налог) и налог на прибыль предприятий и организаций (налог на прибыль корпораций).

      Реальные налоги — налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества (от англ. «real (estate)» — «имущество», «недвижимость»).

      Если прямое налогообложение в основном ориентируется на процесс получения дохода, то косвенное налогообложение более связано с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически — налоги на потребление. Косвенными эти налоги называются в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то еще, т. е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг.

      К косвенным относят налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление). Разделение налогов на прямые и косвенные, казалось бы однозначное, в некоторых странах трактуется весьма своеобразно. Так, например, в Канаде налог с продаж (в розницу) отнесен к категории прямых налогов в соответствии с решением ее Верховного суда 3 .

      В зависимости от наличия или отсутствия целевого режима расходования средств, полученных с помощью налогов, принято различать общие и целевые налоги.

      К общим относятся налоги, которые, в соответствии с действующим законодательством, зачисляются в бюджет для покрытия общих расходов бюджета. То есть налоги указанной группы не имеют целевого назначения. Подавляющее большинство действующих в России налогов (на прибыль предприятий и организаций, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество предприятий, таможенные пошлины и многие другие) относится именно к этой группе.

      Целевые налоги, в отличие от общих, вводятся для финансирования конкретной категории расходов и зачисляются, как правило, не в бюджет (общий фонд финансовых средств государства или муниципалитета), а во внебюджетные фонды или целевые бюджетные фонды. Только такой режим позволяет контролировать целевое использование указанных средств.

      В Российской Федерации к целевым относятся, в частности, налоги, вводимые для финансирования дорожных фондов, которые зачисляются в Федеральный дорожный фонд (консолидированный в федеральном бюджете) и территориальные (субъектов Федерации) дорожные фонды, многие из которых также консолидированы в региональных бюджетах.

      Дорожные фонды формируются за счет налогов на пользователей автодорог и владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили. Два налога, которые также формировали дорожные фонды в 90-х годах, — на реализацию горюче-смазочных материалов и на приобретение транспортных средств — были отменены c 01.01.01.

      К целевым, или специальным, налогам российской налоговой системы следует также отнести отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. На федеральном уровне они поступают в специальный бюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. В некоторых субъектах РФ эти платежи зачисляются также в бюджетные фонды, в некоторых эти фонды имеют статус внебюджетных.

      Единый социальный налог, введенный с 01.01.01 вместо системы страховых платежей, также является специальным. Поступления от него зачисляются в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды медицинского страхования (федеральный и территориальные).

      По характеру властной компетенции налоги подразделяют на государственные и местные. Государственные налоги вводятся законодательными актами высшего представительного органа государства. Однако не все эти налоги поступают в государственный бюджет. Часть из них может зачисляться и в доход местных бюджетов.

      В Российской Федерации можно выделить две составляющих государственного устройства — федеральную и субфедеральную (субъекты Федерации). Соответственно, к государственным налогам относятся как федеральные налоги, так и налоги субъектов Федерации.

      К федеральным налогам в настоящее время относятся:

      • налог на прибыль предприятий и организаций;

      • налог на добавленную стоимость;

      • платежи за пользование природными ресурсами;

      • налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

      • налог на операции с ценными бумагами;

      • лицензионные и регистрационные сборы и некоторые другие налоги

      Налоги субъектов Российской Федерации:

      • налог на имущество предприятий;

      • единый налог на вмененный доход для определенных видов

      деятельности субъектов малого предпринимательства, а также

      некоторые другие налоги и сборы.

      Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов.

      В настоящее время в Российской Федерации к числу местных налогов относятся:

      • сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без

      образования юридического лица;

      • налог на рекламу и ряд других налогов и сборов.

      Статьи 13—15 Налогового кодекса РФ (часть первая) предполагают перечень федеральных региональных и местных налогов, несколько отличающийся от приведенного.

      • акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды

      • налог на прибыль (доход) организаций;

      • налог на доходы от капитала;

      • налог на доходы физических лиц;

      • единый социальный налог;

      • таможенная пошлина и таможенные сборы;

      • налог на пользование недрами;

      • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

      • налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

      • сбор за право пользования объектами животного мира и водными

      • федеральные лицензионные сборы.

      Региональные налоги и сборы:

      • налог на имущество организаций;

      • налог на недвижимость;

      • налог на игорный бизнес;

      • региональные лицензионные сборы;

      Местные налоги и сборы:

      • налог на имущество физических лиц;

      • налог на рекламу;

      • налог на наследование или дарение;

      • местные лицензионные сборы.

      Введение в действие указанных статей отложено до введения в действие части второй Налогового кодекса РФ в полном объеме. До этого момента фактически действующий на территории России перечень налогов регулируется Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с учетом последующих изменений и дополнений.

      Иные виды классификаций налогов и сборов. В зависимости от характера определения ставок налоги могут распределяться на раскладочные и квонтитивные.

      Если в основе определения налоговой ставки (или ставок) лежит задача получения конкретной суммы средств для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа «раскладывается» на налогоплательщиков, то такие налоги принято называть раскладочными. Раскладочные налоги достаточно широко применялись в ранние периоды развития налоговых систем. Так, в России подобный принцип налогообложения в отношении купечества и промышленников в значительной мере действовал на протяжении всего XIX в. В современных налоговых системах раскладочные налоги встречаются значительно реже. Это в основном местные налоги. Так, например, в значительной части муниципалитетов в Канаде ежегодно ставка налога на имущество для формирования местных бюджетов определяется делением необходимой плановой суммы расходов на стоимость имущества на территории муниципалитета. Таким образом, необходимая муниципалитету сумма средств «раскладывается» пропорционально стоимости имущества.

      Квонтитивными (количественными, долевыми) называются те налоги, которые, в противоположность раскладочным, исходят не из необходимости покрыть определенные расходы, а из необходимости сформировать некоторый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог.

      В Российской Федерации достаточно широко используется еще один критерий классификации имеющихся налогов и сборов — в зависимости от принципа, положенного в основу при определении адресата — получателя средств от данного налога (конкретного бюджета). Исходя из этого принципа налоги разделяются на собственные (закрепленные) и регулирующие.

      Собственные (закрепленные) налоги — это те налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является закрепленным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ. Это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие имущественные объекты. Собственным налогом является и таможенная пошлина для федерального бюджета, поскольку поступления от данного налога формируют доход федерального бюджета.

      Регулирующие налоги — те налоги, отчисления (нормативы, иной механизм распределения) от которых могут пересматриваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на будущий год. К числу регулирующих налогов относятся: НДС, по которому фактически ежегодно устанавливается норматив зачисления средств в доход бюджетов субъектов Федерации 4 ; акцизы; налог на доходы физических лиц. Эти налоги являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами. Но можно назвать и регулирующие налоги для субфедерального и местного уровней. Так, во многих субъектах Федерации налоги на прибыль, на доходы физических лиц, равно как и налог на имущество предприятий, выступают регулирующими в отношениях между региональным (субъекта Федерации) и местными бюджетами. Нормативы, в соответствии с которыми поступления этих налогов «расщепляются» между региональным и местными бюджетами, устанавливаются в ежегодных актах о бюджете соответствующего субъекта Федерации.

      Бюджетный кодекс РФ (ст. 47, 48) выделяет собственные доходы бюджетов и регулирующие доходы бюджетов. К первым он относит виды доходов, закрепленные законодательством Российской Федерации на постоянной основе, полностью или частично, за соответствующими бюджетами. К регулирующим доходам относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

      Налоги можно классифицировать также:

      • по статусу налогоплательщика — налоги с физических лиц и налоги с

      • по степени периодичности уплаты — периодические (определяется

      налоговый период) налоги, и непериодические (единовременные) налоги

      (уплачиваются в случае совершения каких-либо действий или

      возникновения явлений и фактов). Например, налог на имущество

      физических лиц является периодическим и подлежит уплате ежегодно.

      Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,

      уплачивается только тогда, когда имеет место факт получения

      наследства или дара.

      Известны и другие виды классификаций, но приведенные наиболее широко распространены в России и за рубежом.

      studfiles.net

      Виды налогов и порядок уплаты их физическими лицами (стр. 1 из 12)

      1. Виды налогов и основные налоговые теории.

      1.1.Виды налогов. 6

      1.2. Основные налоговые теории. 10

      1.3. Налог на доходы и единый социальный налог с введением второй части Налогового кодекса РФ. 12

      1.3.1. Налог на доходы физических лиц. 13

      1.3.2. Единый социальный налог, его природа, цели,

      2. Налоги, налоговая база, ставки, порядок и сроки их уплаты.

      2.1. Порядок представления налоговой декларации. 21

      2.2. Единый социальный налог. 27

      2.3. Налог с продаж. 33

      2.4. Единый налог на вмененный доход. 35

      2.5. Налог на имущество. 38

      2.6. Налог на имущество переходящего в порядке наследования или дарения. 42

      3. Упрощенная система налогообложения.

      3.1. Выбор системы налогообложения 47

      3.2. Получение патента 49

      3.3. Учет и отчетность 52

      3.4. Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения. 53

      3.5. Поступление налоговых платежей в первом квартале 2002г. 57

      Список литературы 64

      Реформирование экономики России, нацеленное на переход к рыночным отношениям, обусловливает возрастание роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней (федеральный, субъектов Российской Федерации и местные) и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально — экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

      Налоги — необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

      В Российской Федерации, как и в других странах мира, существует разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан. В российском законодательстве 90-х гг. XX века эти три категории налогоплательщиков именуются обобщенным термином — физические лица. В 1992 г. система налогообложения физических лиц существенно изменилась. При сохранении наиболее крупного налога — подоходного были отменены некоторые ранее установленные налоги, а именно: налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, существовавший как дополнение к подоходному налогу; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений. Однако взамен было установлено несколько новых платежей, поглотивших или преобразовавших прежние.

      Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством связи гражданина, причем индивидуальной, с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным (местным) делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля государственных органов, а также ответственности государства (органов местного самоуправления) перед налогоплательщиками.

      В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по законодательству РФ включены: подоходный налог; налоги на имущество; налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.

      Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения физических лиц и показать их практическое применение. Особое внимание следует уделить предпринимателям без образования юридического лица — граждан занимающихся предпринимательской деятельностью с учетом постоянно меняющегося законодательства РФ. При написании данной работы основной упор в ней сделан на следующие налоги: налог на доходы физических лиц, и налог с продаж, единый социальный налог, единый налог на вмененный доход, налог на имущество физических лиц.

      Задачей работы является попытка научного исследования данной темы и практического применения с последующими рекомендациями по грамотному применению имеющегося налогового законодательства Российской Федерации физическими лицами.

      При написании данной работы исследованы следующие материалы: Гражданский кодекс РФ в части предпринимательской деятельности граждан, Налоговый кодекс РФ в двух частях, Закон Краснодарского края «О налоге с продаж» №415-КЗ, Закон Краснодарского края «О едином налоге на вмененный доход» №155-КЗ, Закон РФ о налогах на имущество физических лиц №2003-1 и другие материалы из периодических изданий.

      Подытоживая выше сказанное, не остается сомнений в интересе данной темы и безусловной полезности этих данных какдля будущих специалистов в налоговой сфере, предпринимателей, так и для простых граждан – налогоплательщиков. В связи с чем в работе произведен большой охват в вопросе налогообложения предпринимателей.

      При написании данной работы использованы следующие методы: аналитический, сравнительный, графический, и другие.

      1. Виды налогов и основные налоговые теории

      Налоги представляют собой обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизационном обществе налоги — основная форма доходов государства.

      Налоги с физических лиц представляют собой форму мобилизации определенной части денежных средств на удовлетворение государственных потребностей. [Учебник Т.Ф. Юткина «Налоги и налогообложение», Москва, 1998 год.]

      Организация работы с налогоплательщиками является прерогативой Государственной налоговой службы Российской Федерации. Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую.

      Важным шагом в указанных направлениях является работа по реформированию налогового законодательства Российской Федерации, предпринимаемая в настоящее время. Налоговое законодательство необходимо совершенствовать путем его кодифицирования, поскольку этот способ позволяет устранить противоречия, неточности и так далее.

      Существующие налоги в зависимости от подходов к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что са-

      мая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.

      mirznanii.com

      Виды налогов с продаж

      Виды налогов

      Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т.е. системной группировки по различным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие, как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д. Многообразие налоговых классификаций, группировок и признаков, положенных в их основу, в определенной степени отражает эволюцию практики налогов, а также позиции ученых относительно выбора исходных классификационных признаков.

      Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.[43, с.25]

      Структуру налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, уровень власти, субъект уплаты, источник уплаты, особенности ставок, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификация налогов Беларуси по основным классификационным признакам представлена в Приложении А.

      Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).[38, с.37]

      Общие налоги — налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

      Специальные целевые налоги — налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

      В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются на республиканские и местные.

      Такое деление налогов характерно для налоговых систем многих государств. Поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев — республиканского бюджета и местных бюджетов — существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

      Подобная бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Республике Беларусь.[43, с.29]

      В федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система существует в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России с также имеет место трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.

      Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.[43, с.30]

      Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

      Регулирующие налоги — налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

      Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия.[43, с.30]

      Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для земельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.

      На таких же принципах построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.

      Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

      Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием, которое является налоговым агентом, сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы о совокупном годовом доходе.

      В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют:

      1. Налоги, взимаемые с физических лиц.

      2. Налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций).

      В зависимости от характера ставок налоги можно подразделить на:

      1. Пропорциональные, если их ставки неизменны и не зависят от величины дохода или масштаба объектов налогообложения (например, налоги на доходы, прибыль, имущество).

      2. Прогрессивные, ставки которых повышаются по мере возрастания величины объекта налогообложения.

      3. Регрессивные, ставки которых уменьшаются по мере увеличения размера объекта налогообложения.

      Можно также отметить, что от уровня производства налоги делятся на фиксированные, условно-постоянные и переменные.

      В зависимости от источника уплаты налоги взимаются из выручки, заработной платы, себестоимости, дохода или прибыли.

      Один из основных классификационных признаков — способ изъятия. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги.

      Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, и окончательным плательщиком которых является владелец имущества (дохода), т.е. юридический и фактический плательщики совпадают.

      Прямые налоги делятся на реальные и личные.

      Реальные налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, т.е. они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

      Личные налоги — это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

      Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Структура косвенных налогов Республики Беларусь представлена в Приложении Б.

      Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков.

      Основное достоинство косвенных налогов обусловлено, прежде всего, фискальной выгодой. Доходность этих налогов опирается именно на большой диапазон потребления облагаемых косвенными налогами товаров и, следовательно, обеспечивает стабильность поступлений в бюджет.

      Второй аспект состоит в том, что косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа.

      Третья сторона фискальных выгод связана с тем, что косвенные налоги, входя в цену товаров, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами: факт приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога.

      К недостаткам косвенных налогов можно отнести:

      1. Обратную пропорциональность платежеспособности потребителей — регрессивный характер обложения.

      2. Существенные расходы по контролю за налогообложением.

      3. Противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экономического развития.

      Для налоговой системе Республики Беларусь характерен существенный удельный вес косвенных налогов в общих налоговых поступлениях. В значительной степени это обосновано выбранной социально — экономической моделью развития страны: высокой степенью централизации ресурсов. В нашей стране оказывается активная государственная поддержка отдельным отраслям, сферам деятельности и даже отдельным крупным субъектам хозяйствования. Это требует стабильности налоговых поступлений, что проще обеспечить за счет косвенного налогообложения.

      Вместе с тем задача налоговой системы любого государства — обеспечить эффективное соотношение между прямыми и косвенными налогами. В этой связи можно в полной мере согласиться с Д.С, Миллем, который сделал вывод, что «нет налога, в котором бы не было несправедливости, так что только разнообразие налогов взаимно сокращает эти неравенства и исправляет дело».

      Основными видами косвенных налогов являются налог на добавленную стоимость, акцизы и единый платеж, который состоит из сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог.

      Наиболее значимым в структуре налоговых платежей является налог на добавленную стоимость (НДС), о чем свидетельствуют данные таблицы 1.1.

      Таблица 1.1 Сумма и удельный вес НДС в общей сумме доходов консолидированного бюджета

      Доходы консолидированного бюджета, млрд руб.

      Налог на добавленную стоимость

      Примечание. Источник: собственная разработка на основе [75, с.507]

      Из приведенных данных видно, что с каждым годом сумма НДС увеличивается достаточно быстрыми темпами, так если в 2000 году он был равен 1082 млрд руб., то в 2005 году уже составил 5895 млрд руб. Несмотря на это в последние годы удельный вес налога на добавленную стоимость в общей сумме доходов консолидированного бюджета существенно снизился. С 2000 года по 2004 год доля НДС в доходах консолидированного бюджета уменьшилась на 16,7 п.п., то есть сократилась почти в 2 раза, с 34% и до 17,3% соответственно. Но это говорит лишь о том, что возросла доля других источников доходов консолидированного бюджета. Уже в 2005 году он занял 19,1% в доходах консолидированного бюджета и составил 5895 млрд руб. Тенденция роста доли НДС в общих налоговых поступлениях, как считают специалисты Минфина, сохранится и в ближайшие годы.

      НДС включается в отпускную цену товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности и представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации.[43, с.71]

      Применение НДС нашло широкое распространение в налоговых системах ряда стран. В настоящее время его используют свыше 60 государств, в том числе все страны Евросоюза. В США вместо НДС применяется налог с продаж. Широкое распространение НДС объясняется в первую очередь универсальностью данного налога, который охватывает не только внутренний и внешний товарооборот государства, но и произведенные работы и услуги. При этом налоговой базой являются обороты по реализации, то есть выручка от реализации товаров работ, услуг. НДС может характеризоваться как основной платеж из выручки.

      Применение НДС имеет ряд преимуществ по сравнению с прямыми налогами в условиях достаточно высокого уровня государственного вмешательства в процессы регулирования экономики и необходимости обеспечить стабильный источник поступлений в бюджет в период трансформации национальной экономики. К таковым преимуществам относятся прежде всего широкая база налогообложения, что обеспечивает устойчивый источник поступлений в бюджет и одновременно предохраняет от влияния колебаний в финансовом состоянии субъекта хозяйствования, тогда как налог на прибыль, наоборот, зависит прежде всего от финансового положения предприятия. Однотипность в исчислении налога при любом обороте облегчает контроль за налогообложением, упрощает процедуру удержания налога.[43, с.71]

      Кроме того, основными преимуществами НДС являются:

      — использование единой налоговой ставки для всех отраслей или нескольких унифицированных ставок по отдельным отраслям, льготных ставок для отдельных отраслей;

      — обеспечение реального уровня обложения для всех отраслей и видов экономической деятельности, включая сферу услуг;

      — стабильный источник увеличения доходов государства;

      — возможность унификации с налогообложением в соседних государствах.

      НДС эффективен также и как средство регулирования внешнеэкономической деятельности: для стимулирования наращивания экспортного потенциала фирмам-экспортерам возвращается вся сумма налога, уплаченная на предыдущих стадиях.

      Из негативных сторон НДС необходимо выделить его регрессивный характер для конечного потребителя, влияние на уровень цен и достаточно сложный механизм исчисления, поскольку при зачетном методе исчисления НДС предусмотрены налоговые вычеты по сырью, материалам, оборудованию, используемых для изготовления товаров, работ. услуг, то есть по предыдущим стадиям реализации продукции.

      Схема взимания налога на добавленную стоимость была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954 г.[43, с.72]

      Государства могут применять налог на добавленную стоимость, различающийся по принципам изъятия, способам исчисления и типам налогообложения. Определение принципа изъятия налога наиболее актуально при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

      В мировой практике косвенные налоги взимаются на основании двух основных принципов: принципа страны происхождения и принципа страны назначения. Принцип страны происхождения подразумевает налогообложение экспорта и освобождение импорта, налог в этом случае поступает в бюджет страны производителя-экспортера. При использовании принципа страны назначения НДС взимается на стадии реализации товара независимо от места происхождения товара. В этом случае налогообложению подвергается импорт, а экспорт товаров (работ, услуг) освобождается от налогообложения. Из двух принципов второй считается более предпочтительным, так как он больше соответствует экономической сущности НДС как налога на потребление и позволяет, не прибегая к административным мерам, поддерживать отечественного производителя-экспортера. Само взимание НДС при использовании данного принципа является внутренним делом государства и не сказывается на налогообложении в другой стране.

      Республика Беларусь использует принцип страны назначения в косвенном налогообложении со всеми государствами, с которыми она имеет внешнеэкономические отношения. До 1 января 2005 года принцип страны происхождения применялся нашей страной только в торговле с Россией. Однако с этой даты Республика Беларусь перешла на принцип страны назначения и в торговле с Российской Федерацией, заключив соответствующее межправительственное соглашение. Однако в торговле с Россией НДС взимается налоговыми, а не таможенными органами, поскольку с Россией у Беларуси отсутствует таможенная граница и не применяется таможенное оформление товаров.

      Самым распространенным методом исчисления НДС (на который перешла с 2000 года и Республика Беларусь) является так называемый зачетный метод. Этот метод получил также название счет-фактурного или инвойсного от названия основного носителя налоговой информации — счет-фактуры (инвойса). В основе механизма исчисления лежит принцип зачета ранее уплаченных сумм налога при приобретении товаров (работ, услуг). Каждый последующий продавец уплачивает только ту сумму налога, которая начисляется на вновь созданную в процессе обращения стоимость. Данный способ расчета позволяет реализовать заложенное в него юридическое и техническое преимущество, так как наличие инвойса поставщика становится принципиальным моментом при совершении сделки. Инвойс отражает основную информацию для налогообложения: стоимость сделки как базы для начисления налога и валовой НДС по установленной ставке. При реализации товара инвойс позволяет проследить движение товара, процесс сбора налога приобретает практически автоматический характер, а роль налоговых органов сводится к контролю за обязательствами партнеров-плательщиков.[43, с.73]

      НДС введен в Республике Беларусь в 1992 году вместо налога с продаж и широко применяемого налога с оборота. Механизм исчисления существенно отличался от общеевропейского налогообложения. Расширение внешнеэкономических связей и вступление Республики Беларусь в региональные экономические союзы, например, оказало существенное влияние на практику взимания и исчисления налога. На сегодняшний день Республика Беларусь применяет зачетный метод исчисления налога по типу НДС на доходы с отдельными видами ограничений по налоговым вычетам.

      К разряду специальных косвенных налогов относятся акцизы, включаемые в отпускную цену товаров как надбавка к цене. Устойчивый спрос населения на отдельные виды продукции, монопольно высокие цены на подакцизные товары позволяют государству применять акцизную политику в отношении определенных товарных групп для пополнения доходов бюджета. Акцизы играют значимую роль в проведении фискальной политики государства и в 2006 году составили 3,28% к ВВП и 7,13% к доходам консолидированного бюджета.[43, с.92]

      Акцизы, в отличие от НДС, не имеют универсального характера и устанавливаются на ограниченный круг продукции. В частности, на продукты нефтепереработки, алкогольные и табачные изделия. С 2006 года из подакцизной продукции выведены ювелирные изделия. Строго ограниченный круг подакцизной продукции позволяет, не нарушая общего ценового равновесия, гибко реагировать на спрос и предложение подакцизных товаров. Введение достаточно высоких ставок акцизных сборов предоставляет также возможность воздействовать на потребление различных видов товаров, например, алкоголя и табачных изделий, то есть влиять на структуру потребления.

      В отличие от НДС, взимаемого при каждом обороте и распространяющего налоговую нагрузку на промежуточных потребителей товаров, акциз взыскивается один раз и полностью ложится на конечного покупателя.

      На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

      Еще одним важным налоговым платежом в бюджет, облагаемой базой для которого является выручка, в Беларуси является так называемый единый республиканский платеж. Обратим особое внимание, что этот платеж применяется только в нашей стране и оказывает существенное влияние на уровень налоговой нагрузки у белорусских субъектов хозяйствования. Ежегодно в консолидированном бюджете предусматривается образование целевых бюджетных фондов, предназначенных для финансирования приоритетных государственных расходов и мероприятий под контролем фискальных органов государства. Фонды формируются в основном за счет целевых сборов и налогов, которым в законодательном порядке придается целевое назначение.[43, 102]

      Наиболее крупными являются фонды, создаваемые на республиканском уровне для поддержки отраслей сельского и дорожного хозяйства. В последние годы в Беларуси идет активный процесс по сокращению и объединению целевых фондов. В частности, сокращаются ставки так называемых оборотных платежей, несколько лет назад отменены отчисления в так называемый жилищный фонд, а еще ранее — в фонд на содержание детских дошкольных учреждений.

      В последние годы на уровне республиканского бюджета формирование фондов производится за счет сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд, взимаемых в виде единого платежа по ставке 3% выручки от реализации товаров, работ, услуг.

      Ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки составляет 2% и ставка налога с пользователей автомобильных дорог — 1%.

      Таким образом, рассмотрев принципы формирования налоговой системы, функции налогов и налоговую классификацию, можно перейти к анализу роли платежей из выручки на основе данных ИМНС Республики Беларусь по Московскому району г.Минска.

      studbooks.net

      Это интересно:

      • Стаж для педагогической пенсии Льготная пенсия для педагогов. Льготная пенсия педагогам дополнительного образования Для некоторых категорий граждан в России предусмотрено наличие льготной трудовой пенсии. Соответственно, есть возможность получения страховых выплат от государства раньше положенного срока (55 для […]
      • Возврат товара при быстрой покупке В какие сроки возможен возврат товара Совершив неудачную покупку, многие задумываются о возможности соблюдения срока возврата товара. Условия возврата приобретения и сроки устанавливаются законом о защите прав потребителей (далее – Закон). Здесь учтены интересы обеих сторон, покупателя и […]
      • Аудит налога на прибыль Аудит налога на прибыль: последовательность проведения и оформление результатов При подсчете и уплате налогов компании и государство являются заинтересованными лицами и в спорных ситуациях у каждого из них своя правда. Поэтому и действует система налогового аудита, в том числе и для […]
      • Стаж по уходу за престарелым Входит в стаж уход за престарелыми людьми старше 80 лет Такой уход должен быть особенным, он требует тщательности, внимательности и обязательного соблюдения всех норм и правил. Кроме того, человек, который берет на себя уход за престарелыми людьми, обязан быть психологически и физически […]
      • Штраф за пересечение 2 сплошных Когда пересечение двойной сплошной карается штрафом (и его размеры), а когда нет? До сих пор состояние дорог в нашей стране большей частью можно считать неудовлетворительным, поэтому у водителей порой не остаётся возможностей передвигаться по ним, не нарушая правила, например, выезжая на […]
      • Налог 13 за квартиру Можно ли пенсионеру вернуть подоходный налог 13% с покупки квартиры? Жильё можно построить, или, к примеру, принять в дар, а также можно купить. Существуют различные варианты приобретения, то есть: единовременный расчёт или ипотечная программа кредитования. И можно обнаружить применимую […]
      • Фнс россии официальный сайт транспортный налог Налог ру личный кабинет для юридических и физических лиц Федеральная налоговая служба, призванная следить и контролировать налогоплательщиков, всегда ассоциировалась с огромными очередями клиентов, которые желали и нуждались попасть на прием в инспекцию. Тем не менее, все вынуждены были […]
      • Можно ли покрыть ипотеку материнским капиталом Можно ли погасить потребительский кредит материнским капиталом Строгий контроль за использованием бюджетных средств сильно ограничивает возможности расходования материнского капитала. Законодатели постоянно вносят законопроекты, которые позволили бы направить средства на затраты, […]