З и с на конце приставок правило

admin

Буквы З и С на конце приставок. 5-й класс

Презентации к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (229,9 кБ)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с правописанием приставок, оканчивающихся на з- и с-.
  • Закрепить знания учащихся по правописанию приставок, оканчивающихся на з- и с-.
  • Развивать познавательный интерес к предмету через использование творческих заданий.
  • Пополнить словарный запас учащихся.
  • Формировать практические навыки при выполнении работы с компьютером.
  • Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация.

    1. Вступительное слово учителя.

    2. Лингвистическая задача.

    1. Из слова разжечь возьмите приставку.

    2. Из слова гадать – корень.

    3. Из слова упаковка – суффикс.

    4. И окончание – из слова справка.

    Какая приставка пишется в слове разгадка?

    3. Изучение нового материала.

    Грамматическая сказка о приставках. ( Презентация 1 )

    Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в страну Морфемики, где встретимся с приставками.

    В одном из городов страны Морфемики жили сестры. Были они весёлыми, шумными приставками, любили петь и танцевать, поэтому дружили только со звонкими согласными: Б, В, Г, Д, Ж, З, М, Н, Р, Л, с которыми всегда ходили вместе.

    Кроме того, приставки любили путешествовать. Однажды Из– предложила:

    – Давайте отправимся в путешествие в соседний город?

    – Хорошо! Только говорят, что там живут угрюмые люди! – сказала приставка Без-.

    Приставка Раз- ответила:

    – Я думаю, мы подружимся с ними.

    На следующий день сестры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил, когда увидели вдали прекрасный город, сверкающий огнями.

    В этом городе жили только глухие согласные. По дороге в город им встретилась самая смелая буква – буква С. Она спросила:

    – Зачем вы пришли в наш город, прекрасные приставки?

    – Мы пришли, чтобы подружиться с вами.

    – Добро пожаловать. Но в нашем городе живут только глухие согласные. Боюсь, Вам не понять друг друга.

    – Что же делать? – хором спросили Приставки.

    Буква С долго молчала, наконец сказала:

    – Я, кажется, придумала. Давайте я встану вместо буквы З, и тогда все глухие согласные увидят, что с вами можно дружить.

    С тех пор сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– подружились с глухими согласными П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Х, Ц, Ч.

    Но при встрече с глухими согласными сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– меняют букву З на С и превращаются в приставки: НИС-, ВОС-, ИС-, РАС-, ЧРЕС-, БЕС-.

    Песенка из “Радионяни”.

    Живут на свете, людям помогая,
    Приставки воз-, из-, низ-,
    чрез-, раз-, и без-
    Но звук глухой согласный их встречает,
    И мы их пишем только с буквой С.
    Глухие звуки – это непоседы!
    Они спокойно не желают жить,
    Они мечтают звонкого соседа
    Во что бы то ни стало оглушить. [1]
    Формулировка правила учащимися.

    Какая приставка пишется в слове разгадка? Почему?

    Чтение правила. Учебник

    4. Закрепление изученного материала.

    Алгоритм рассуждения.

    1. Выдели в слове приставку.
    2. Посмотри на букву согласного звука после приставки
    3. Упражнение из учебника №423. [1]

      Безболезненный, бесплатный, бескозырка, вознаградить, воспеть, взмахнуть, вскрикнуть, низвергаться, изгибаться, испортить.

      Тренировочное упражнение с компьютером (по цепочке передают беспроводную мышь, вставляют пропущенные буквы).

      И…менить, и…печь, ни…падать, ни…вергаться, во…ход, в…ходы, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…радоваться, во…стание, ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование

      Игра “Помоги Пете Ошибкину”.

      Бе_ з _дарный
      Бе__конечный
      Бе_ с цельный
      Ра__менять
      Ра_ с _чертить
      Ра с _щедриться
      Ра_бить

      Чтение пословиц. [2]

      Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.

      1. Безмерная хвала чести вредит.
      2. Чего не знаешь, того не разгадаешь.
      3. С совестью не разминуться.
      4. Беспечальному сон сладок.
      5. Горько не вечно, а сладко не бесконечно.
      6. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
      7. Человека узнаешь, когда с ни пуд соли расхлебаешь.
      8. Друга разжалобить – самому заплакать.
      9. Не изведан – друг, а изведан – два.
      10. Раздружится друг – хуже недруга.
      11. 5. Тест (сильные учащиеся). – ( Приложение №1 ) – [3]

        1 уч-ся – соединить букву З со звонкими согласными.

        2 уч-ся – соединить букву С с глухими согласными.

        Соединить приставки на з– и с– с согласными:

        Остальные учащиеся – упражнение из учебника №424. [4]

        6. Проверка теста.

        Работа на компьютерах в парах – тренажёр “Четвертое лишнее”. ( Презентация №2 ) – “Найти слово с орфографической ошибкой”.

        7. Кроссворд. ( Приложение №3 )

        8. Д/з – на выбор: упр. 426 или словарный диктант из 15-25 слов с данной орфограммой.

      12. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996. – 464 с.
      13. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
      14. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы / К.А. Войлова, А.В. Канафьева, В.В. Леденёва и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 576 с.
      15. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      1. Мобилизующий этап

      На диске написаны слова:

      о. чет, н. резной, ра. грузить, ра. кидать, н. дувной, о. кос.

      Учитель. Прочитайте слова вслух.

      Распределите слова на три группы, учитывая их принадлежность к топ или иной части речи, имеющуюся в них одинаковую часть, характеристику звуков. Находите слова первой группы. Обоснуйте свой выбор.

      К первой группе можно отнести слова отчет, откос. Это имени существительные. В них есть одинаковая приставка от. В каждом, слове па пять звуков. Все согласные звуки глухие.

      Учитель. Какие слова составили втору группу?

      Вторую группу составили слова нарезной, надувной. Это прилагательные. В них есть приставка на. В каждом слове, по восемь звуков. Все звуки звонкие.

      Учитель. Скажите, как пишутся гласные и согласные в этих и других известных вам приставках.

      Гласные и согласные в приставках от-, на-, под-, над-, со-, про-, пере- и др. пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.

      2. Формулирование темы и цели урока

      Учитель. Назовите слова третьей группы и их общие признаки.

      К третьей группе можно отнести, слова разгрузить, раскидать. Это глаголы. В них звуков меньше, чем букв. В этих славах есть приставки.

      Учитель. Скажите, какие буквы могут быть на конце данных приставок, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

      На конце данных приставок могут быть буквы з или с. Значит, тема сегодняшнего урока «Буквы з и с на конце приставок».

      Учитель пишет тему урока на доске.

      Учитель. Сформулируйте цель нашего урока, учитывая тему и начало написанных на доске фриз. Используйте запись на доске.

      1) Познакомиться с . ;

      2) учиться . писать с .

      Цель урока: познакомиться с правилом написания бука з и с на конце приставок; учиться находить и писать слова с приставками на з и с.

      3. Изучение нового материала

      На доске а вписаны слова:

      Учитель. Прочитайте слова: Выделите в них приставки. Подчеркните в словах первого столбика согласную, на которую оканчивается приставка, и согласную, с которой начинается корень.

      Учитель. Скажите: перед какими согласными — звонкими или глухими пишутся приставки на з?

      Приставки на з пишутся перед звонкими согласными.

      Учитель. Выделите в словах второго столбика согласные в конце приставки и в начале корня.

      Учитель. Установите, перед какими согласными пишутся приставки на с.

      Приставки на с пишутся перед глухими согласными.

      Учитель. Обобщите паши рассуждения и скажите, перед какими согласными пишутся приставки на з и перед какими — на с.

      Приставки на з пишутся перед звонкими согласными, а приставки на с — перед глухими согласными.

      Учитель. Определите, какие приставки надо писать в словах разгрузить и раскидать.

      Прочитайте новое правило в учебнике. Сравните его с формулировкой, составленной вами.

      4. Закрепление изученного материала

      1) Бе. правный, бе. жизненный, бе. численный, бе. платный;

      2) . бегать, . дать, . дравствуй, . делать;

      3) . десь, . дание, . доровье, ра. бить;

      4) бе. брёжный, бе. предельный, бе. граничный, бе. радостный.

      Учитель. Прочитайте ряды слов. Исключите из каждого ряда лишнее слово. Скажите, какое слово лишнее в первом ряду. Почему?

      В первом ряду лишнее слово безжизненный. В нем при ставка без-, а в словах бесправный, бесчисленный, бесплатный — приставка бес-.

      Учитель. Напишите этот ряд слов, выделяя орфограмму.

      Назовите лишнее слово из второго ряда.

      Во втором ряду лишнее слово здравствуй. В нем нет приставки. Буква з — это часть корня. В словах сбегать, сдать, сделать приставка с.

      Аналогичным образом осуществляется работа с третьим и четвертым рядами слов. Повторяется правило о правописании приставок на з- (с-). Слово безбрежный разбирается по составу.

      Ра. говором сыт (не) будешь.

      (Не) вырастиш. ов. щей, (не) . вариш. и щей.

      Справка: (Не) ра. грызешь ореха, так (не) . ъешь и ядра.

      Ра. суждениями каши (не) . варишь.

      Учитель. Проанализируйте упражнение. Составьте к нему свое задание.

      К каждой пословице надо подобрать другую, подходящую по смыслу. Написать пословицы, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

      Учитель. Какую пословицу можно подобрать к первой? Почему?

      К первой подходит пословица Рассуждениями каши не сваришь. В ней идет речь о том, что нельзя накормить словами.

      Учитель. Можно ли объединить оставшиеся пословицы и почему?

      Пословицу Не вырастишь овощей, не сваришь и щей можно объединить с пословицей Не разгрызешь ореха, так не съешь и ядра, так как в них говорится о том, что нельзя получить результата, не работая.

      Учитель. Напишите пословицы попарно, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

      Назовите орфограммы, которые есть в каждой пословице.

      В каждой пословице есть слова с приставкой на з- (с-), не с глаголом и глаголы во втором лице единственного числа.

      Учитель. Как вы написали слова с приставкой на з- (с-)?

      Учитель. Назовите слова из пословиц, которые имеют такой же состав, как слово разгрызешь.

      Заклинатель присел около корзины и раскрыл ее. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка, на них влиять не может. Кобра все равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого ее заставляют кусать очень горячие предметы.

      Учитель. Из этого упражнения мы узнаем об очень редком виде труда. Прочитайте текст. Разделите его на две части по двум признакам одновременно. Признаки деления определите самостоятельно.

      Назовите признаки деления текста на части.

      Мы разделили текст по смыслу и по наличию в них слов с приставками на з- (с-). В каждом предложении первой части есть такие слова, во второй части их нет.

      Учитель. С какого предложения начинается вторая часть?

      Вторая часть начинается с предложения Змеи почти совсем не слышат звуков.

      Учитель. Напишите ту часть, которая соответствует теме урока. Выделите новую орфограмму.

      Учитель. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?

      Мы. познакомились с правописанием приставок на з-, с-.

      Учитель. Расскажите правило о правописании приставок на з-, с-.

      Дается домашнее задание. Оценивается работа учащихся.

      www.compendium.su

      Буквы З и С на конце приставок. Урок русского языка в 5-м классе по учебнику Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Н.А. Борисенко

      Цели:

      • знакомство с правописанием приставок, оканчивающихся на З и С;
      • формирование умения находить слова с орфограммами в тексте;
      • формирование умения самостоя­тельно размышлять, решать проблемы; анализировать, делать выводы;
      • развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса;
      • воспитание внимания к окружающим.

      1. Постановка целей и задач урока

      а) Повторим правописание приставок.
      б) Познакомимся с написанием новых приставок.
      в) Выполним ряд упражнений.
      г) Поиграем.

      2. Чтение эпиграфа к уроку в рабочей карточке и работа с ним

      3. Повторение предыдущего материала (домашнее задание)

      – Назвать приставки «цепочкой»
      – Может ли приставка оказаться в середине слова?

      Игра: «Найти в словах спрятавшиеся приставки» (в рабочей карточке)

      4. Записать данные слова под диктовку (один у доски)

      Надстроить, подставить, отделать, предписать, отдалиться, предсказать, подтаять, надпилить, вкладывать.

      – Выделить приставки.
      – Что вы можете сказать о правописании этих приставок?

      5. Работа над новым материалом

      – По сравнению с приставками о которых мы сейчас говорили, новые приставки, о которых мы сегодня узнаем, «живут» как будто в другом царстве: у них все наоборот. Те пишутся всегда одинаково, а новые»подлаживаются» к соседним буквам и не подчиняются правилу правописания.
      – Посмотрите на рисунок 1 и рисунок 2 и попробуйте сами сделать вывод..
      – Чтение приставок хором (в рабочей карточке).
      – Возвращение к эпиграфу.

      6. Тренировочные упражнения

      а) № 1 (в карточке)
      б) № 2 (в карточке)
      в) № 3 (в карточке)
      г) Игра «Приставка или нет?»
      д) Игра «Прятки с приставками»

      7. Сегодня мы поговорим еще об одной очень коварной приставке с-,

      – Посмотрите на рисунок 3 и рисунок 4 и скажите, почему она «коварная»?
      – Назовите слова с этой приставкой.

      (сбить, сбегать, сгиб, сговорчивый, сгоряча, сдвинуть, сделать, сдача, сжечь, сшить.)

      Игра «Коварная приставка» (в рабочей карточке)

      8. Творческая работа

      – Можно ли подобрать слова соответствующие данным схемам?
      – Доказать правильность своего ответа примерами.
      .с б… .с д… .з п… ый .с п…

      9. Работа по учебнику

      10. Проверочная работа

      Цель: проверка усвоенности нового материала.

      Уч-ся пишут только букву из приставки (первый столбик – первая строчка и т.д.), а затем проверяется по контрольной карточке на доске:

      безболезненный бесцельный избежать
      вздыхать сбить испортить
      безжалостный вскрикнуть вздернуть
      бесшумный разносить расписание
      бесчувственный разбить возгордиться
      искусать раздвинуть беспечный
      развалиться вспорхнуть безграничный
      разжимать рассмотреть сдать
      разгадать бесконечный издалека

      Ответ: ззз ссс ззз
      ссс ззз ссс
      зс зс зс зс з

      11. Вывод, итог урока

      12. Домашнее задание

      Разноуровневые упражнения. Выучить правило.

      Рабочая карточка ученика

      «Буквы 3 и С на конце приставок.»

      Пойдет вам впрок нехитрая наука
      О тех, кто буквам роли раздает!
      «3» или «С»? Зависит всё от звука,
      Который за приставками поет!

      Игра: «Найти в словах спрятавшиеся приставки.»

      Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость, деревообделочный комбинат.

      1. Знакомство с новой темой:

      без- (бес-) низ- (нис-)
      вз- (зс-) раз- (рас-)
      воз- (вое-) лоз- (рос-)
      из- (ис-) через- (черес-)

      2. Тренировочные упражнения

      1. Подберите к каждой части слова подходящую для него приставку.

      Запишите полученные слова.

      . цветающий, . мерить, . делъник, . ведчик, . лететь, . ложение, . править, . порядок, . пытывать, . кипеть, . петь, . биратъся, . трепенуться, . пахать, . вестия, . шумный, . брежный.

      2. Выписать из текста слова с изученными приставками.

      Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду разбрасываю свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я беспокоился и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам растащил.

      3. Выписать из данных слов только те, в которых есть новые приставки.

      Вспахать, здоровье, спешить, разведка, здоровенный, преследовать рассматривать, издавать, бессмертник, здешний.

      4. Игра: «Приставка или нет?»

      а) разбитый, разваленный, разный;
      6) расписание, растение, расколоть;
      в) воспринимающий, восковой;
      г) роскошь, росчерк;
      д) исследовать, история.

      5. Игра: «Прятки с приставками.»

      – Выделить изучаемые приставки.

      Водоразборная колонка, перераспределение, нераспустившийся цветок, невосполнимый, неиспользованный, заблагорассудится, происшествие, безрассудство.

      6. Коварная приставка.

      С + хвойный лес =
      С + спрятанные ценности =
      С + сражение =
      С + дом отдыха =

      З и с на конце приставок правило

      Недавно в сборнике Е.С. Симаковой «Новый справочник для подготовки к ОГЭ» обнаружила информацию о том, что слово безвкусный является исключением к правилу о приставках на -з, -с. Объясните, кому не трудно, почему это слово исключение? Больше нигде подобной информации не нашла.

      Недавно в сборнике Е.С. Симаковой «Новый справочник для подготовки к ОГЭ» обнаружила информацию о том, что слово Безвкусный является исключением к правилу о приставках на -з, -с. Объясните, кому не трудно, почему это слово исключение? Больше нигде подобной информации не нашла.

      К сожалению, Вы не привели правило, которое использует Симакова. А ведь формулировки этого правила у разных лингвистов разные.

      Формулировка в Правилах-56 («в приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з») мало чем отличается от формулировок в разных справочниках Розенталя. Однако формулировка эта может допускать двоякую трактовку: могут иметься в виду звуки, а могут — и буквы.

      В.Н. Светлышева вводит уточнение, указывающее на звуки: «в соответствии с произношением перед гласными и звонкими согласными пишется з, перед глухими – с» [Н.С. Валгина, В.Н. Светлышева. «Русский язык. Орфография и пунктуация.» М., 2002].

      Т.М. Григорьева прямо говорит о звуках: «Приставки на з- меняют согласную в зависимости от последующего звонкого / глухого звука» [Т.М. Григорьева. «Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография.» М., 2004].

      В ПАС правило формулируется иначе: «§ 82… перед буквами, передающими глухие согласные, пишется буква с, а в остальных случаях – буква з».

      И исключений из этого правила для слова «безвкусный» авторы ПАС не предусматривали, считая, что написание его полностью укладывается в формулировку правила.

      Но всё же и эта формулировка может трактоваться двояко.

      В вышедшей несколько лет назад книге «Русское письмо в правилах с комментариями» (М., 2011) Е.В. Бешенкова и О.Е. Иванова (один из авторов ПАС) предложили более точную, по их мнению, формулировку:

      «Приставки на з/с пишутся с буквой з перед гласными, буквой в и перед буквами, основными значениями которых является передача звонкого согласного». При такой формулировке обеспечивалось бы не только написание слов безвкусный, безвкусица, бессбросовый (РОС), но и потенциальных слов типа черезвторниковый, бессбруйный, бессбойный (т. е. никаких исключений из правила не было бы).

      Но это было предложением на будущее.

      В вышедшем в этом году «Объяснительном русском орфографическом словаре-справочнике» Е.В. Бешенкова, О.Е. Иванова и Л.К. Чельцова сформулировали правило, уже опираясь на звуки:

      Правило. В конце слова или в конце первой части слова перед дефисом и внутри слова перед согласным (не сонорным или в) пишется та же согласная, которая выступает в той же значимой части слова, но перед гласным или сонорным и в, напр.: роз — так как роза…

      Исключения. (ряд исключений).

      Исключение-подправило. Приставки на з/с пишутся с буквой з перед гласными, сонорными и звонкими согласными, а перед глухими согласными пишутся с буквой с

      Исключения: слово безвкусныйз перед глухим звуком [ф].

      rus.stackexchange.com

      Буквы З и С на конце приставок

      Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

      Технологическая карта урока в 5 классе на тему «Буквы З-С на конце приставок»

      Буквы З-С на конце приставок

      Урок объяснения нового материала

      Познакомить учащихся с орфограммой «правописание З-С на конце приставок»; формировать умение определять условия букв З, С на конце приставок: обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему.

      Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З-С на конце приставок; правило единообразного написания приставки С-; словарные слова; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем; уметь правильно писать слова с непроверяемым написанием.

      Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение находить, преобразовывать и передавать информацию; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; выполнять последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; использовать современные телекоммуникационные технологии

      Личностные: сформировать потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

      Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

      Раздаточный материал, содержащий задания урока; презентация.

      Методы и формы обучения

      Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

      Организационная структура урока

      Прозвенел для нас звонок –

      Ровно встали, подтянулись

      И друг другу улыбнулись.

      — Здравствуйте, ребята ,садитесь. Меня зовут Биче-оол Аялга Сарыг-ооловна, я являюсь учителем русского языка и литературы школы с. Бурен-Хем. Я надеюсь, что вы будете стараться, и наше сотрудничество будет успешным.

      А начнем наш урок с небольшой лингвистической сказки. Я читаю вам сказку, а вы слушаете меня внимательно для того, чтобы вам было легче сформулировать тему сегодняшнего урока.

      Приветствуют учителя, настраиваются на работу. Слушают учителя, Размещают учебные материалы на рабочем столе.

      Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

      Познавательные: осознают познавательную задачу.

      Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

      В некотором королевстве жила королева Грамматика. Пришли как-то к ней две ее дочери- Орфография и Орфоэпия. Орфография стала жаловаться:

      -Королева Грамматика, у меня так много обязанностей: за приставками посмотри, и корни постоянно проверяй, и суффиксы за руку держи, а окончания? Их столько! Да такие разные, и постоянно меняются. Нет, так дело не пойдет! Пусть Орфоэпия возьмет себе какие-нибудь обязанности.

      А то что ей делать? Слушай да говори!

      Взяла Орфоэпия себе приставки, которые окончанивались на –З и-С. А они стали озорничать, никак ее не слушаются! Присоединилась приставка РАЗ- к глаголу «править» и стала приставкой РАС.

      Только Орфоэпия ее нашла, как та опять поменяла свою внешность: присоединилась к глаголу «дать» и стала приставкой РАЗ. Устала Орфоэпия, устали и приставки постоянно меняться. Пошла Орфоэпия просить помощь у сестры ОРФОГРАФИИ. Пожалела та ее, но поставила одно условие: следить за приставками будем вместе. А приставки так и остались нарушительницами правила и теперь подчиняются и орфоэпическим, и орфографическим правилам.

      — О чем эта сказка?

      — А вы заметили, что это не простые приставки, а какие?

      — А теперь, сформулируйте,пожалуйста, тему нашего урока. (Слайд 1)

      — Итак, с темой мы определились, а что мы сейчас должны делать после того, как узнали тему? Нам надо ставить цели к уроку, давайте поставьте цели к нашему занятию.

      Слушают учащиеся, отвечают на вопросы.

      Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

      Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

      Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

      3. Выявление места и причины затруднения .

      Проблемная ситуация: У нас есть возможность понять, почему приставки РАЗ- и РАС- постоянно менялись, когда Орфография отдала их к Орфоэпию.

      4. Эвристическая беседа, просмотр презентации по теме урока, ответы на вопросы, составление алгоритма.

      Посмотрите, ребята. У вас на партах находятся карточки с пословицами. Для начала прочитайте их( слайд 2)

      Безделье до добра не доводит.

      У сильного всегда бессильный виноват.

      — А следующую пословицу вы должны сами составить.

      Составляя правильно пословицу, обратите внимание на заглавную букву и точку, что они вам подсказывают?

      Работа в группе

      лает. От собака безделья

      — Какие слова выделены в этих пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выделите приставку и подчеркните согласную, на которую она оканчивается.

      — А теперь выделите корень и подчеркните букву, с которой он начинается.

      — Посмотрите, перед звонкой или глухой согласной пишется З-?

      — А перед какими согласными пишется С-?

      Может быть, кто-то из вас уже догадался, от чего будет зависеть выбор написания З или С на конце приставки?

      — Давайте откроем наши учебники и проверим, правильно ли мы догадались? Правило прочтет ученик (Имя).

      — хорошо, все ли правильно мы определили ребята?

      infourok.ru

      Это интересно:

      • Субсидия на приобретения жилья ветеранам боевых действий Единовременная субсидия на приобретение жилья ветеранам боевых действий в 2018 году Единовременная субсидия на приобретение жилья ветеранам боевых действий предоставляется в соответствии с мерами социальной поддержки по обеспечению их жильем, предусмотренными подпунктом 3 пункта 3 статьи […]
      • Работа для пенсионеров в москве и области с проживанием Последние публикации Какие вакансии сегодня есть для пенсионеров в пансионатах и санаториях с проживанием и питанием? На современном российском трудовом рынке существует возможность не только получить интересную работу, но и сменить место жительства. Одни из самых лакомых предложений […]
      • Перерыв в стаже 5 лет Почему для начисления пенсии нужно 5 лет непрерывного стажа и что это значит? Было время, когда трудоустроиться без трудовой книжки было невозможно. Но все меняется, и в последнее время все больше людей находятся в свободной занятости. Кто-то работает по трудовому договору, а кто-то […]
      • Доставка судебного приказа Судебный приказ Судебный приказ выдается судьей единолично, без разбирательства дела в судебном заседании, без извещения сторон. Приказное производство является упрощенной процессуальной формой разрешения гражданских дел. В делах о выдаче судебного приказа требования заявителя основаны […]
      • Заявление на мск Заявление на материнский капитал и документы для его получения Материнский капитал — федеральная программа поддержки российских семей с детьми за счет выделения денежных средств по государственным сертификатам с возможностью использовать их на определенные семейные нужды. Меню для […]
      • Синтаксических правил Синтаксический разбор предложения Просто о синтаксическом разборе предложения Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное. По наличию грамматических основ: […]
      • Тестирование на гражданство россии Тестирование на гражданство РФ Для соискателей гражданства РФ Иностранный гражданин, для получения гражданства России, должен пройти тест на знание русского языка. Для прохождения тестирования на знание русского языка на Базовом уровне, достаточном для получения гражданства РФ, […]
      • Гк часть 3 наследование Гк часть 3 наследование Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Гражданский кодекс (ГК РФ) Часть […]