Закон о административных судах

admin

Оглавление:

Закон о административных судах

На самом деле, закон называется иначе и звучит он следующим образом:

«Федеральный закон Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

Однако, для простоты я его буду называть законом о регистрации маломерных судов. Ведь, именно этот момент является самым важным для судоводителей.

Итак, 27 апреля 2012 года закон опубликован в Российской Газете, а с 25 мая 2012 года он вступит в силу. Текст его можно почитать тут: http://rg.ru/2012/04/27/malomerka-dok.html

Что нового появилось в законе о регистрации маломерных судов.

1. Уточнено понятие маломерного судна.

Маломерное судно — это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Прогулочное судно — это судно, общее количество людей на котором не должно превышать восемнадцать, в том числе пассажиров не более чем двенадцать, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах.

Спортивное парусное судно — это судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

2. Указано, что регистрации не подлежат следующие виды судов:

1. Шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна;

2. Суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно;

3. Спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха.

Таким образом, байдарки теперь не подлежат регистрации в принципе.

А также не должна регистрироваться подавляющая масса сплавных и моторных катамаранов и множество других каркасных, жесткокорпусных и надувных лодок.

3. В Кодексе об Административных правонарушениях уточнено понятие маломерного судна, а также указано:

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления

1. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащем государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений, либо переоборудованным без соответствующего разрешения, а равно имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, или с нарушением норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

То есть, по логике этой статьи, неподлежащее регистрации маломерное судно, не должно не только регистрироваться, но также не должно проходить техосмотр и носить бортовые номера.

4. Изменена стоимость регистрации маломерных судов.

В Налоговом кодексе теперь указаны следующие цены.

За государственную регистрацию:

  • морских судов — 6 000 рублей;
  • судов внутреннего плавания — 2 000 рублей;
  • судов смешанного (река — море) плавания — 3 000 рублей;
  • спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов — 1 000 рублей.
  • За государственную регистрацию изменений, вносимых в отношении:

    • морских судов, — 1 200 рублей;
    • судов внутреннего плавания, — 500 рублей;
    • судов смешанного (река — море) плавания, — 600 рублей;
    • спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов, — 100 рублей.
    • За выдачу свидетельства о праве собственности, за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на спортивное парусное судно, прогулочное судно, маломерное судно — 500 рублей.

      За выдачу судового билета — 100 рублей.

      5. В КВВТ РФ дополнен список судовых документов, которые должны находиться на маломерном судне, подлежащем регистрации.

      На подлежащих регистрации спортивных парусных судах, прогулочных судах, маломерных судах должны находиться следующие судовые документы:

      1) судовой билет;
      2) список членов экипажа судна (судовая роль).

      На неподлежащих регистрации маломерках, сталбыть, не должно находиться ничего. Независимо от района плавания и прочего.

      А на остальных, подлежащих регистрации немаломерных судах, по-прежнему должен находиться расширенный список документов:

      1) свидетельство о праве собственности на судно;
      2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
      3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
      4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
      5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
      6) судовое санитарное свидетельство;
      7) единая книга осмотра судна;
      8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
      9) разрешение на судовую радиостанцию;
      10) свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

      6. Также в КВВТ внесен следующий новый пункт, разъясняющий понятие «судовой билет».

      Судовой билет удостоверяет право плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, право собственности на судно, годность судна к плаванию.

      7. В КВВТ изменена статья, повествующая о классификации и освидетельствовании судов, и звучит она теперь следующим образом:

      1. Подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

      2. Положение о классификации и об освидетельствовании судов, правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правила технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правила предотвращения загрязнения с судов, правила классификации и постройки судов утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и издаются организациями, иностранными классификационными обществами, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

      3. Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

      8. Исключена 36 статья КВВТ.

      Нижеуказанная норма перестает действовать:

      Статья 36. Надзор за безопасностью эксплуатации судов.

      1. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, пассажирских и наливных судов, паромных переправ осуществляется государственной речной судоходной инспекцией.

      2. Надзор за безопасностью эксплуатации на внутренних водных путях спортивных парусных и прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других спортивных и прогулочных судов независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, осуществляется государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

      3. Государственная речная судоходная инспекция с входящими в ее состав государственными речными судоходными инспекциями бассейнов осуществляет:

    • Надзор за выполнением судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях, требований обеспечения безопасности эксплуатации судов в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
    • Расследование и классификацию транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях;
    • Государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации и выдачу свидетельств о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельств о праве собственности на судно;
    • Проверку знаний и участие в дипломировании лиц командного состава судов, проверку судов;
    • Надзор за надлежащим содержанием судовых ходов и средств навигационного оборудования;
    • Надзор за соблюдением требований обеспечения безопасности эксплуатации судов.
    • В отношении судов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, данные полномочия осуществляются государственной речной судоходной инспекцией в части, не относящейся к компетенции органов, осуществляющих государственную регистрацию судов, и органов технического надзора и классификации судов Российской Федерации.

      4. Предписания должностных лиц государственной речной судоходной инспекции об обеспечении безопасности эксплуатации судов являются обязательными для выполнения судовладельцами, членами экипажей судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими судоходство на внутренних водных путях. Государственная речная судоходная инспекция обязана немедленно сообщать указанным лицам о таких предписаниях.

      5. Надзор за безопасностью эксплуатации судов, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.

      9. Уточнены органы, осуществляющие государственную регистрацию.

      • Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.
      • Государственная регистрация судов в реестре маломерных судов осуществляется органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
      • Государственная регистрация судов в Российском международном реестре судов осуществляется капитанами морских портов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

      10. Внесен ряд некоторых, на мой взгляд, мелких изменений, которые в данном обзоре не заслужили моего внимания.

      Вопросы можно задавать в комментах. Но вряд ли я смогу ответить более того, что написано здесь.

      Дополнение

      В связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» 28 мая 2012 года Управление ГИМС разъяснило порядок применения отдельных положений данного Федерального закона до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.

      Оговорюсь: нашла я это разъяснение на одном водномоторном форуме, и откуда растут ноги документа — пока не поняла. Если кто-то даст ссылку на официальную страницу с его публикацией, буду благодарна. Если она вообще существует.

      Оригинальный текст разъяснения я так и не нашла, так что пока его можно рассматривать просто как «разъяснение» и ничто более. Обратить внимание на него стоит, но следовать ему — пока не надо.

      Текст разъяснения будет ниже, а пока стоит отметить, что ГИМС подразумевает под массой судна:

      «6. Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний»».

      А теперь смотрим, что под массой судна подразумевает ГОСТ:

      1.3.2. Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием.

      Т.е. масса определяется не записью в паспорте, а все-таки взвешиванием, с учетом всей комплектации.

      Но тут уже надо будет выяснять, что понимается под «комплектацией».

      Но вообще, складывается впечатление, что моторы тоже сюда входят:

      1.2.4. Стационарные двигатели и подвесные моторы, предназначенные для установки на испытуемое судно, должны пройти период обкатки и по своим техническим показателям быть в пределах, указанных в технических условиях на обкатку.

      А теперь текст разъяснения.

      «В связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (далее — Закон) 28 мая 2012 года Управление ГИМС разъясняет порядок применения отдельных положений данного Федерального закона до вступления в силу соответствующих подзаконных актов.

      1. С момента вступления в силу Закона, государственный надзор осуществляется за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, подлежащими и не подлежащими регистрационному учету в реестре маломерных судов.

      2, Для целей осуществления государственной регистрации в реестре маломерных судов, определение «морское прогулочное судно» исключается. Суда, ранее классифицируемые как прогулочные, при осуществлении государственной регистрации в реестре маломерных судов, регистрируются как «катер». Для целей аттестации определение «морское прогулочное судно» остается до вступления в силу административного регламента по аттестации на право управления маломерными судами.

      3. В связи с тем, что Закон обратной силы не имеет, суда, ранее зарегистрированные в судовых книгах, и не подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов в соответствии с Законом, зарегистрированные до 28.05.2012 г., не подлежат принудительному снятию с регистрационного учета.

      При поступлении заявления владельца такого судна, о его очередном освидетельствовании, заявителю должно быть разъяснено, что его судно в соответствии с Законом освидетельствованию в органах ГИМС не подлежит. Заявителю должно быть предложено выполнить процедуру снятия судна с государственного учета в органах ГИМС и обратиться в орган регистрации согласно Закону (капитан морского порта, капитан речного порта / территориальный орган Ространс надзора / Государственное бассейновое управление водных путей и судоходства).

      В отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), которые были зарегистрированы до вступления Закона в силу проводить процедуру снятия с государственной регистрации только по заявлению владельца. В соответствии с требованиями Закона статья П.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации (массой менее 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно), не применяются до их дальнейшего уточнения. Правоприменительная практика остальных статей в отношении маломерных судов — без изменений.

      4. Цель использования маломерного судна (коммерческая или некоммерческая эксплуатация) устанавливается по заявлению судовладельца. В отношении судов, зарегистрированных до вступления Закона в силу, при проведении очередного освидетельствования маломерного судна истребуется соответствующее заявление судовладельца. В случае если заявитель указал о том, что судно используется в коммерческих целях руководствоваться абзацем 2 пункта I настоящего письма. При государственной регистрации маломерного судна после вступления Закона в силу, требовать от заявителя произвести в регистрационной карточке — заявлении запись о том, что судно будет использоваться в не коммерческих целях.

      5. В отношении судов, зарегистрированных до вступления Закона в силу, определение максимального количества людей на борту производится при проведении очередного освидетельствования маломерного судна путем истребования у заявителя соответствующего заявления.

      6. Масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356-79 «Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний». В качестве длины судна для целей государственной регистрации согласно Закону применять определение «наибольшая длина судна (Гнб)» данное в ГОСТ 1062-80 «Размещения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения».

      7. Не проходят очередное освидетельствование зарегистрированные и не зарегистрированные маломерные суда в органах ГИМС:

      а) гребные суда, принадлежащие физическим лицам используемые на водных объектах за пределами морских районов;

      б) маломерные суда массой до 200 кг включительно и двигателем (если имеется) до 8 кВт включительно, то есть суда не подлежащие государственной регистрации в соответствии с Законом.

      Регистрация судов в судовых книгах прекращается с 24-00 27.05.2012 г. С 00-00 28.05.2012 г. начинается регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов. Форма реестра маломерных судов соответствует форме судовой книги.

      Присвоение регистрационных (бортовых) номеров, следующих за последним номером, зарегистрированным в судовой книге, продолжается в реестре маломерных судов. Порядковый номер записи в реестре начинается с номера «1». Окончание судовой книги отмечается записью «Ведение судовой книги прекращено в связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.04.2012 № Зб-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» после последней регистрационной записи. Запись заверяется подписью и печатью ответственного должностного лица (руководителя подразделения органа регистрации в котором находится судовая книга) с указанием даты окончания ведения судовой книги.

      В качестве реестра маломерных судов используется новая книга с надписью «Реестр маломерных судов». Реестр маломерных судов состоит из разделов «Маломерные суда принадлежащие юридическим лицам» и «Маломерные суда принадлежащие физическим лицам». Каждый раздел содержит два подраздела «моторные и парусно-моторные суда» и «гребные и парусные суда». Реестр судов каждого подраздела ведется в отдельной книге.

      8. При осуществлении надзорной деятельности за маломерными судами судовую роль в составе судовых документов не требовать до особого указания.

      9. С момента вступления Закона в силу при проведении освидетельствования маломерного судна оплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию не осуществляется, выдача талона технического освидетельствования прекращается. 10. Все нормативные правовые акты, действующие в отношении маломерных судов, поднадзорных ГИМС, сохраняют свою силу и применяются, в части не противоречащей Закону, до особого указания.»

      www.sevprostor.ru

      Для обращения в суд устанавливаются следующие сроки:

      3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав;

      1 месяц со дня получения из вышестоящей инстанции уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если на нее не был получен письменный ответ.

      Закон от 27 апреля 1993 г. и ГПК (ст. 254) устанавливают альтернативную подсудность административных дел: гражданин сам выбирает, в какой суд ему обратиться — по месту жительства или по месту нахождения административного органа. Заявление может быть подано как самим гражданином, так и по его просьбе надлежащим уполномоченным представителем, в том числе представителем общественной организации, трудового коллектива. Возбужденные на основании этой статьи дела суд рассматривает в 10-дневный срок. Заявление рассматривается судьей единолично. Суд вправе использовать меру предварительной защиты нарушенных прав гражданина и по его просьбе или по своей инициативе приостановить действие оспариваемого решения государственного или муниципального органа до вступления решения суда в законную силу. Неявка в судебное заседание по неуважительной причине заявителя, руководителя органа или должностного лица, чьи действия оспариваются, не препятствует судебному разбирательству. Однако суд может признать явку указанных лиц обязательной. В ходе разбирательства суд исследует документы, на основании которых было вынесено оспариваемое решение или совершено оспариваемое действие (бездействие), заслушивает объяснения заявителя и других участвующих в деле лиц, исследует необходимые документы и иные доказательства. В необходимых случаях заслушиваются свидетели. На субъектов, чьи действия оспариваются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность оспариваемых действий (решений). Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность оспариваемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. При удовлетворении заявления судья обязывает соответствующее должностное лицо устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод в месячный срок. В отношении государственных служащих, чьи действия (решения) признаны незаконными, суд может определить меру ответственности, предусмотренную ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», иными законодательными актами, вплоть до представления об увольнении. Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину в результате признанных судом незаконными действий (решений), а также представления искаженной информации, должны возмещаться в порядке, установленном ГК РФ.

      studfiles.net

      Федеральный конституционный закон «Об административных судах в Российской Федерации»: каким ему быть

      Главные вкладки

      Номер журнала:

      кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов

      Статья написана на актуальную тему для науки конституционного права России и в целом российского государства. В 2013 году отметили 20 лет Конституции Российской Федерации, и 20 лет вопрос об учреждении административных судов в нашей стране не решается. Предлагается авторский проект закона о реализации конституционной нормы об административных судах в России.

      нормоконтроль, административные суды, суды общей юрисдикции, военные суды, Суд по интеллектуальным правам.

      Модернизация судебной системы России продолжается, и следующим этапом станет учреждение в России административных судов. Фактически административная юстиция есть в России, административное судопроизводство осуществляется, но нормативно (юридически) не определен статус административных судов России. Актуальным вопросом остается – каким должен быть Федеральный конституционный закон «Об административных судах в Российской Федерации»? Ответ на этот вопрос содержится исключительно в тексте самой Конституции Российской Федерации.

      Так, согласно ст.118 Конституции России судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. В силу ст.126 Конституции РФ Верховный Суд России является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Высший Арбитражный Суд РФ в силу ст.127 Конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Однако содержание этих конституционных норм не учитывают ученые, предлагающие учреждение административных судов только в системе судов общей юрисдикции (Ю. Жаднов [3, стр. 21], Н. Салищева и Н. Хаманева [9, стр. 8], А.А. Власов [2, стр. 18], М. Студеникина и Д. Бахрах [1, стр. 11] [11, стр. 36], В.И. Радченко [7, стр. 10] [8, стр. 4], Ю.Н. Старилов [10, стр. 95]. Имеются также иные точки зрения по этому вопросу, но все они не отражают российской специфики судебной системы.). Не учли содержание конституционных норм об административных судах и разработчики проекта Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации».

      Так, 19 сентября 2000 года Верховным Судом РФ в Государственную Думу был внесен проект Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации», который 22 ноября 2000 года был принят в первом чтении. Данный законопроект предусматривает выделение четырех звеньев в системе федеральных административных судов: 1) федеральные межрайонные административные суды (предполагается создание 600-700 таких судов); 2) судебные коллегии по административным делам верховных судов субъектов Федерации; 3) федеральные окружные административные суды (должен быть учрежден 21 такой суд); 4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ. Анализ указанного законопроекта свидетельствует о том, что сфера территориальной юрисдикции административных судов не будет полностью совпадать с административно-территориальным делением России. Компетенцию этих судов можно понять из пояснительной записки к законопроекту, в которой сказано, что целью создания административных судов является организационное и процессуальное обособление судебного рассмотрения административных дел, т.е. «дел, вытекающих из административно-властных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления» [6, стр. 19-20]. Анализ статей 4-6 законопроекта показывает, что административные суды будут рассматривать дела: 1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ; 2) о приостановлении и прекращении деятельности общественных объединений; 3) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; 4) об оспаривании решений и действий избирательных комиссий, в том числе связанных с установлением результатов выборов; 5) о разрешении споров между органами государственной власти различного территориального уровня. При этом стоит отметить, что перечень административных дел открыт. Но главное действие этого законопроекта не распространялось на арбитражные и военные суды России.

      Данный законопроект был подвергнут жесткой критики в юридической литературе. Так, Ж.И. Овсепян отметила, что юрисдикция административных судов по законопроекту примерно на 1/3 совпала со сферой конституционного правосудия и потому ограничивает конституционные полномочия Конституционного Суда РФ [5, стр. 26-27]. В.А. Кряжков и Ю.Н. Старилов указали, что в законопроекте допущено неопределенное расширение административных дел и наблюдается пересечение компетенции административных судов, Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации [4, стр. 18-20]. По нашему мнению, система административных судов общей юрисдикции следует из анализа статьи 126 Конституции РФ и должна быть в виде Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ (которая уже нормативно закреплена Федеральным конституционным законом «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» [12, ст. 898]), Судебных коллегий по административным судам субъектов Федерации (на сегодняшний день они не предусмотрены ст.24 указанного закона) и межрайонных/районных административных судов, создание окружных административных судов не представляется целесообразным. При этом в системе арбитражных судов судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, предусмотрены и функционируют в Высшем Арбитражном Суде РФ, в 10 федеральных арбитражных судах округов, в 20 арбитражных апелляционных судах и 83 арбитражных судах субъектов Федерации. Также военные суды России успешно рассматривают административные дела и дела, возникающие из публично-правовых отношений. Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает с точки законности дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

      В России с 1 февраля 2013 года образованы специализированные суды — Суд по интеллектуальным правам [13, ст. 7334], входящий в систему арбитражных судов и рассматривающий в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав. Полномочия Суда в сфере нормоконтроля как основания судебного конституционализма закреплены в статье 43.4. Закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, и об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством России рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения. Суду также предоставлено право обращения в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле.

      7 октября 2013 года Президентом России В.В. Путиным был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания законопроект Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» № 352924-6 об объединении Верховного Суда России и Высшего Арбитражного Суда России с целью обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций, а также с органами государственной власти и местного самоуправления, то есть и в сфере осуществления нормоконтроля в России. Стоит отметить, что, внесенные изменения в текст Конституции Российской Федерации не только устранят юридическую ошибку в главе 7, которая будет называться «Судебная власть и прокуратура», но и, несмотря на упразднение арбитражного суда, судебный конституционализм в России продолжит модернизировать правовую систему страны. И объединенный суд, осуществляя нормоконтроль путем административного судопроизводства, станет еще более эффективным в реализации прав и свобод человека в России.

      Автор предлагает на обсуждение проект Федерального конституционного закона «Об административных судах в Российской Федерации».

      Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Административные суды Российской Федерации

      1. Административные суды Российской Федерации (далее — административные суды) являются федеральными судами, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

      2. Система административных судов состоит из военных судов, судебных коллегий по административным делам и суда по интеллектуальным правам.

      3. Административные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой административный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Численность судей административных судов устанавливается Верховным Судом Российской Федерации в пределах общей численности судей Верховного Суда Российской Федерации, судей иных федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

      4. Особенности организации и деятельности, подсудность дел административным судам в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

      5. Административные суды рассматривают административные дела, под которыми следует понимать дела об административных правонарушениях и дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, подлежащие рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

      Статья 2. Законодательство Российской Федерации об административных судах

      1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об административных судах находится в ведении Российской Федерации.

      2. Полномочия, порядок образования и деятельности административных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

      3. Порядок судопроизводства в административных судах в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

      Статья 3. Осуществление правосудия административными судами

      Административные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке административного судопроизводства.

      Статья 4. Основные задачи административных судов

      Основными задачами административных судов в Российской Федерации при рассмотрении дел являются содействие укреплению законности, а также обеспечение и защита:

      нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

      нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

      нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

      Статья 5. Основные принципы деятельности административных судов

      Деятельность административных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

      Статья 6. Самостоятельность административных судов и независимость судей административных судов

      1. Административные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации.

      2. Судьи административных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

      3. Всякое вмешательство в деятельность судей административных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.

      4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении административных судов.

      Статья 7. Язык судопроизводства и делопроизводства в административных судах

      Судопроизводство и делопроизводство в административных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации – русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

      Статья 8. Обязательность судебных актов

      Вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления административных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

      Статья 9. Подсудность дел административным судам

      1. Судебным коллегиям по административным делам судов общей юрисдикции подсудны:

      1) дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;

      2) дела об административных правонарушениях.

      2. Военным судам подсудны:

      1) административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

      2) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

      2.1. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

      2.2. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все административные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

      3. Суду по интеллектуальным правам подсудны:

      1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

      2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством России рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения.

      Глава II. СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДОВ

      Статья 10. Система административных судов

      1. Систему административных судов в Российской Федерации составляют:

      Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

      Судебные коллегии по административным делам верховных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее верховных судов субъектов Российской Федерации);

      Межрайонные/районные административные суды;

      Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;

      Окружные (флотские) военные суды (в которых могут быть образованы судебные коллегии и (или) составы по административным делам) и гарнизонные военные суды;

      Суд по интеллектуальным правам (в котором могут быть образованы судебные коллегии и (или) составы по административным делам).

      2. В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды для рассмотрения подсудных им административных дел, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

      Статья 11. Полномочия Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

      Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации:

      1) рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к ее подсудности федеральным законом;

      2) рассматривает в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

      3) вправе на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

      4) обобщает судебную практику;

      5) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.

      Статья 12. Полномочия Судебной коллегии по административным делам верховного суда субъекта Российской Федерации

      Судебная коллегия по административным делам верховного суда субъекта Российской Федерации рассматривает:

      1) в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда субъекта Российской Федерации;

      2) в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу;

      3) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых судебной коллегией по административным делам.

      Статья 13. Полномочия межрайонного/районного суда

      1. Межрайонный/районный суд рассматривает все административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

      2. В случаях, установленных федеральным законом, межрайонный/районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

      3. Межрайонный/районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

      4. Межрайонный/районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

      Статья 14. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению административных дел, подсудных военным судам

      1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает административные дела по надзорным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее – Военная коллегия) и военных судов, если указанные судебные решения были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном или кассационном порядке.

      2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает административные дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

      3. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

      4. Военная коллегия рассматривает в апелляционной инстанции административные дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

      5. Военная коллегия рассматривает в кассационной инстанции дела по жалобам и представлениям:

      1) на вступившие в законную силу решения, определения, постановления гарнизонных военных судов и на определения окружных (флотских) военных судов, если они были предметом рассмотрения президиумов окружных (флотских) военных судов;

      2) на вступившие в законную силу решения, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке, и на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов.

      6. Военная коллегия рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу определений и постановлений окружных (флотских) военных судов.

      Статья 15. Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду

      1. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает административные дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.

      2. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает административные дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

      3. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу определений и постановлений гарнизонных военных судов.

      Статья 16. Полномочия Президиума окружного (флотского) военного суда по рассмотрению административных дел, подсудных военным судам

      Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает административные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения, определения и постановления гарнизонных военных судов, на решения, определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции.

      Статья 17. Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда

      Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают:

      1. в первой инстанции административные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности окружного (флотского) военного суда;

      2. дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу;

      3. дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по административным делам, принятых судебной коллегией, судебным составом и вступивших в законную силу.

      Статья 18. Подсудность дел гарнизонному военному суду

      1. Гарнизонный военный суд в пределах, установленных законом, рассматривает в первой инстанции, не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда административные дела.

      2. Гарнизонный военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений по административным делам, принятых им и вступивших в законную силу.

      Статья 19. Судебные коллегии по административным делам Суда по интеллектуальным правам

      Судебные коллегии по административным делам Суда по интеллектуальным правам осуществляют полномочия, предусмотренные регламентом судов.

      Глава III. СТАТУС СУДЕЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДОВ

      Статья 20. Судьи административных судов

      1. Судьи административных судов в Российской Федерации назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

      2. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

      3. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом в случае прекращения полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.

      Статья 21. Особенности статуса судей административных судов

      1. Статус судей административных судов определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», настоящим Федеральным конституционным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

      2. Военнослужащий, назначенный судьей военного суда по рассмотрению административных дел, имеет право в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» либо на увольнение с военной службы, либо на приостановление военной службы.

      Статья 22. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи административного суда

      1. Судьей административного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

      2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда по рассмотрению административных дел обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

      Статья 23. Статус присяжных заседателей административных судов

      Статус присяжных заседателей административных судов, а также порядок привлечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей устанавливаются федеральными конституционными законами и федеральными законами.

      Статья 24. Особенности материального обеспечения судей административных судов

      1. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьям административных судов выплачиваются по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом.

      2. В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда по рассмотрению административных дел с одновременным увольнением с военной службы указанному судье по его выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих федеральным законом, либо выходное пособие, предусмотренное для судей Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». В случае продолжения военной службы после ухода (удаления) в отставку с должности судьи военнослужащий при увольнении с военной службы имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного для военнослужащих. При этом при исчислении указанного пособия не учитывается период, за который было выплачено выходное пособие, предусмотренное для судей.

      Статья 25. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей административных судов

      В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей административных судов указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан.

      Статья 26. Особенности социальной защиты для судей административных судов

      1. Судьи административных судов, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности судей административных судов, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

      2. В случае гибели (смерти) судьи административных судов (в том числе судьи, пребывающего в отставке) не в связи с его служебной деятельностью нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, по их выбору органами, осуществляющими пенсионное обеспечение судей, выплачивается пенсия, которая могла быть назначена судье административных судов по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом, Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» или Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

      3. Жилое помещение предоставляется судьям административных судов не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

      4. Медицинское обслуживание судей административных судов и членов их семей, включая обеспечение лекарственными средствами и санаторно-курортное лечение, осуществляется по нормам и в порядке, которые установлены для судей федеральным законом.

      Глава IV. ФИНАНСИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДОВ

      Статья 27. Финансирование и обеспечение административных судов

      1. Финансирование и обеспечение административных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», настоящего Федерального конституционного закона, иных федеральных конституционных законов и федеральных законов.

      2. Расходы на содержание административных судов предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете.

      3. Порядок финансирования и обеспечения деятельности административных судов в военное время и при введении чрезвычайного положения определяется соответствующими федеральными конституционными законами.

      Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 28. Статус военных судов, судов общей юрисдикции, суда по интеллектуальным правам

      Военные суды, суды общей юрисдикции, суд по интеллектуальным правам, рассматривающие административные дела, со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус административных судов.

      Статья 29. Статус судей военных судов, судов общей юрисдикции, суда по интеллектуальным правам

      Судьи военных судов, судов общей юрисдикции, суда по интеллектуальным правам, рассматривающие административные дела, со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона приобретают статус судей административных судов.

      Статья 30. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона

      Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Итак, система административных судов в России состоит из военных судов и судебных коллегий по административным делам судов общей юрисдикции, и суда по интеллектуальным правам. Несмотря на предстоящее упразднение арбитражных судов в России, эта отдельная судебная коллегия должна остаться ввиду особой специфики рассматриваемых дел, в том числе и административных дел. В системе российской модели административной юстиции нет процессуальных, организационных отношений (нет инстанционной подчиненности) между указанными составляющими, за исключением отношений в подсистемах судов общей юрисдикции. При этом она должны быть урегулированы единым Федеральным конституционным законом «Об административных судах в Российской Федерации».

      [1] Бахрах Д. Нужна специализация судей, а не судов // Российская юстиция. 2003. № 2.
      [2] Власов А. Какой будет административная юстиция? // Российская юстиция. 2002. № 11.
      [3] Жаднов Ю. Система административных судов не должна совпадать с административно-территориальным делением // Российская юстиция. 2002. № 9.
      [4] Кряжков В.А., Старилов Ю.Н. Административные суды: какими им быть? // Российская юстиция. 2001. №1.
      [5] Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990-2000 гг.). М., 2001.
      [6] Пояснительная записка к проекту Федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации» // Российская юстиция. 2000. №11.
      [7] Радченко В. Компетенция административных судов нам понятна // Российская юстиция. 2001. № 6.
      [8] Радченко В. Развитие системы административной юстиции в Российской Федерации // Российская юстиция. 2005. №4.
      [9] Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство // Государство и право. 2002. № 1.
      [10] Старилов Ю.Н. Административные суды: новые аргументы «за» и «против» / Под ред. В.Н. Радченко. М., 2004.
      [11] Студеникина М. Административная юстиция: какой путь избрать России? // Российская юстиция. 1996. № 5.
      [12] Федеральный конституционный закон от 07 февраля 2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7.
      [13] Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50.

      pravozashitnik.net

      Это интересно:

      • Приказ минтранса 20 от 25012011 Приказ Минтранса РФ от 21.08.2013 г. N 273 1. Утвердить прилагаемый Порядок оснащения транспортных средств тахографами. 2. Признать утратившими силу приказы Министерства транспорта Российской Федерации: от 14 декабря 2011 г. N 319 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, […]
      • 2 Правила и инструкции по охране труда Охрана труда и техника безопасности в школе Инструкция по охране труда «Правила поведения детей пришкольного лагеря дневного пребывания в музее и театре» 2. Правила поведения детей пришкольного лагеря дневного пребывания во время посещения театра 2.1. Все дети отряда организованно […]
      • Правила 307 п 23 Правила 307 п 23 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 мая 2006 года N 307 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (с изменениями на 27 августа 2012 года)____________________________________________________________________Утратило силу с 1 июля 2016 года на основании […]
      • Заявление на уно Аудиторская компания «УНО АУДИТ» уже более 8 лет предлагает бухгалтерское обслуживание предприятия, аудиторские и юридические услуги в режиме аутсорсинга. Мы являемся членом Некомерческого Партнерства «Аудиторская палата России» наши услуги В течение 24-х часов мы свяжемся с Вами и […]
      • Приказ 373 от 27042012 Приказ МВД РФ от 27 апреля 2012 г. N 373 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного […]
      • Закон рф от 27 ноября 1992 г об организации страхового дела в рф Проблемы повышения конкурентоспособности страховых компаний в РФ 2. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.) 3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. […]
      • Дневник по учебной практике юристам Дневник по учебной практике юристам Вся сила знания. от сессии до сессии. Как написать дневник прохождения практики (+ пример)? При прохождении ознакомительной (учебной) и производственной практики, помимо отчета и характеристики (отзыва) с места практики студенту необходимо составить […]
      • Органы опеки курского района Органы опеки и попечительства Красносельского района СПБ Красносельский район (7 муниципальных образований) Муниципальный округ №37 Петергофское ш., 3, корп. 2, т. 755-4678, 745-7933 (МС)Специалист по опеке и попечительству: Романова Надежда Михайловна, т. 755-6324 Муниципальный округ […]