Закон рф Об оказании платных услуг

admin

«Medyurist.pro»

Медицинский юрист — профессиональная юридическая помощь медорганизациям

Требования современного законодательства по информированию пациентов при оказании им медицинских услуг.

Современное законодательство предъявляет жесткие требования к предоставлению информации пациентам при оказании им медицинских услуг. Нарушение этих требований приводит к крупным финансовым потерям клиник и как следствие к материальной и дисциплинарной ответственности виновных сотрудников. Новеллой стало введение административной ответственности (1) за невыполнение закона об обязательности письменной формы определенных информированных согласий. Названные требования закреплены в нескольких нормативно-правовых актах и трактуются в совокупности норм. Трактовка названных норм сложна для медицинских работников. Сложности в правоприменении возникали у судов, что вызвало необходимость разъяснений Верховного Суда РФ (2). Сложившийся в медицинской среде правовой нигилизм приводит к дорогостоящим конфликтам между пациентами, врачами и клиниками. Целью настоящей работы является доведение до врачей и руководителей клиник, закрепленных в законе требований к предоставлению информации пациентам и правовых последствий их не соблюдения.

Финансовые потери клиник могут возникнуть не только по причине некачественно оказанной медицинской услуги, но и по причине несоблюдения норм законодательства предоставлению информации пациентам. Федеральный Закон «Об основах охраны здоровья граждан» (3) относит регулирование отношений, связанных с оказанием платных медицинских услуг к Закону «О защите прав потребителей» (4). Закон предусматривает суровые санкции за его несоблюдение, и не делает никаких различий между сложнейшими медицинскими услугами и, например, бытовыми услугами населению.

В соответствии со ст.10 Закона, клиника должна предоставить пациенту необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Таким образом, если информация не предоставлена, то право выбора пациента было ограничено, за что клиника может подвергнуться санкциям. Закон о защите прав потребителей относит не предоставление или предоставление ненадлежащей информации об оказываемой услуге к услугам оказанным с недостатками (ст.8,12, 29), соответственно санкциями по ст.29 будет либо безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги, либо соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, либо повторное выполнения работы, либо возмещение понесенных им расходов по устранению недостатков в другой клинике. При оказании медицинских услуг предоставление ненадлежащей информации может причинить вред жизни и здоровью пациента, который подлежит возмещению в полном объеме (ст.14). Таким образом, не предоставляя надлежащую информацию, клиника рискует оказаться обязанной вернуть пациенту все деньги, потраченные на лечение, возместить вред здоровью и другие убытки. Если раньше действие Закона о защите прав потребителей распространялось только на договорные отношения, то после разъяснений пленума Верховного суда от 28.06.2012 N 17 (2) действие закона распространяется и на отношения при предоставлении медицинских услуг по добровольному и обязательному медицинскому страхованию.

В силу закона, к информации об оказываемой услуге обязательной для предоставления пациенту относят целый перечень разделов. Основным законом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан, является Федеральный закон N 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (3). Согласно п.1.ст.20 закона до проведения медицинского вмешательства пациент должен быть в доступной форме информирован «о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи». Данная норма определяет разделы, которые должны содержаться в информированном согласии. Таким образом, если информированное согласие не раскрывает, например, риски связанные с конкретным медицинским вмешательством или не предлагает варианты медицинского вмешательства, то это рассматривается, как не предоставление пациенту необходимой информации об оказываемой услуге. Кроме того, что информация должна быть предоставлена в доступной форме, закон требует полной информации, то есть если произошло событие не указанное как возможное негативное последствие вмешательства, то это рассматривается как обман пациента и кроме компенсации вреда от такого последствия, оказанная услуга может быть признана оказанной некачественно, с соответствующими санкциями.

Требование соблюдения установленного порядка предоставления платных медицинских услуг закреплена в пп.»в» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291. Согласно п. 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006), на сайте медицинской организации и в свободном доступе должна быть кроме прочего следующая информация: сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности; перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях; сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; об уровне профессионального образования и квалификации медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг.

Отсутствие названных сведений, может квалифицироваться надзорными органами по ч. 3 (Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) ст. 14.1 КоАП РФ и по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ как нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Новеллой стало введение административной ответственности (ст. 6.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (5) за нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия при проведении искусственного прерывания беременности. Со второго августа 2014 данное нарушение влечет наложение административного штрафа на медицинских работников, не являющиеся должностными лицами «в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей». Можно ожидать, что штрафы появятся за неполучение информированного согласия на другие, не менее значимые вмешательства.

Статья 20 закона (3) гласит, что информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, и что порядок дачи, форма и форма отказа от информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое до настоящего времени не предоставило и не утвердило форм информированного согласия, что не снимает с клиник обязанности по исполнению закона.

В случае, если медицинские услуги оказываются платно (включая медицинские услуги оказываемые на основании договоров добровольного медицинского страхования), то пациенту должна быть предоставлена информация в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (6). Пациенту должна быть предоставлена информация, если это применимо, о возможности получения предлагаемых услуг бесплатно по программам государственных и территориальных программ государственных гарантий. Если пациент докажет, что от него скрыли эту информацию, то это будет основанием для оспаривания его обязанности оплатить уже оказанные услуги. На лечащего врача возложена обязанность сообщить пациенту о возможности выбора медицинских организаций оказывающих медицинскую помощь в рамках программы бесплатных государственных гарантий. Клиники, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в соответствии с п.2 ст.79 (3), обязаны: предоставлять пациентам информацию о порядке, объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой.

В свободном доступе в клинике и в Интернете должны быть предоставлены: наименование, адрес юридического лица, сведения из ЕГРЮЛ, сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности, перечень услуг, в соответствии с лицензией; прейскурант в рублях; сведения о медицинских работниках, клиники, об уровне их профессионального образования и квалификации; режим работы клиники, график работы медицинских работников (6). Если пациент потребует, то ему должна быть предоставлена информация: о порядках и стандартах медицинской помощи; о конкретном медицинском работнике (его профессиональном образовании и квалификации); о методах предлагаемых вмешательств, сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения. В соответствии с Постановлением в обязанность клиники входит письменно уведомить пациента, до заключения договора с ним, об обязательности соблюдения рекомендаций врачей (6).

Для обеспечения обоснованного выбора медицинской организации и врача, в соответствии со ст. 21 (3), пациент имеет право на получение информации, в том числе в Интернете, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности, об уровне образования и квалификации врачей.

Врачи традиционно предоставляют пациентам справки, выписки и рекомендации, такая форма предоставления информации обычна и понятна как врачам, так и пациентам. Ныне действующее законодательство предоставляет пациентам новые права по ознакомлению с медицинской документацией. В соответствии с 323 ФЗ (3), пациент получил право получать любые медицинские документы отражающие состояние его здоровья, требовать их копии и выписки. Очевидно, что самому пациенту копия медицинской карты не нужна, не нужна она и в другой клинике, так как врачи традиционно используют механизм выписок, соответственно нужна она только юристам и проверяющим органам. По закону пациент может требовать показать ему медицинскую документацию, отражающую состояние его здоровья.

Обязанность предоставить пациенту информацию о состоянии его здоровья возложена на лечащего врача (ст.70. п.2) (3). В случае оказания медицинской помощи детям до 15 лет и недееспособным, то следует довести информацию до законных представителей. До несовершеннолетних информации о состоянии здоровья, так же должна быть доведена, в доступной для них форме. Запрещено сообщать пациенту информацию о состоянии его здоровья против его воли.

Клиника должна предоставить информацию о гарантийном сроке, если он установлен, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования услуг (4). В Гражданском кодексе РФ медицинские услуги поименованы в п.2. ст. 779 главы 39 «Возмездное оказание услуг» (7). Договор оказания услуг отличаются от договора подряда тем, что результат, как например, в образовательных услугах, может быть не достигнут, соответственно гарантийного срока на услуги быть не может. Возникает противоречие со специальной нормой, Федеральным Законом «Об основах охраны здоровья граждан» (3). Закон определяет качество медицинской помощи, как совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Соответственно, вопреки Гражданскому кодексу РФ, если результат не достигнут, то услуга считается оказанной некачественно, санкции изложены ранее. Существующая коллизия привела к тому, что клиники вводят гарантии на оказанные услуги. Правила и условия эффективного и безопасного использования услуг обычно отражены в рекомендациях пациенту. В обязанности пациента, в соответствии с п.3 ст. 27 323 ФЗ (3) входит соблюдение рекомендаций по режиму лечения, и правил поведения пациента в клинике, это означает, что клиника должна иметь возможность доказать, что пациенты надлежащим образом проинформированы о режиме лечения и правилах поведения. В противном случае клиника не сможет ссылаться на не соблюдение пациентом этих требований. Степень подробности рекомендаций определяет клиника и врач, но нужно исходить из положения, что если нет письменного подтверждения данных рекомендаций и их последующего несоблюдения, то и доказать это будет очень непросто.

По действующему законодательству, существуют ограничения на оказание медицинской помощи с участием обучающихся в рамках практической подготовки медицинских работников. Пациент может не разрешить обучающимся участвовать в оказании ему медицинской помощи. В соответствии с п.6. ст. 77 (3), при отказе пациента, медицинская организация обязана будет продолжить оказание медицинскую помощь без участия обучающихся.

Судебная практика последних лет подтверждает вышесказанное. Волгоградский областной суд (8) удовлетворил иск, так как счел, что стоматологическая услуга оказана некачественно, по причине того, что в материалах дела отсутствовали доказательства того, что пациентка была лично под роспись проинформирована лечащим врачом о заболевании ее зуба и необходимости его планового лечения, о возможных осложнениях и необходимости явки к лечащему врачу в целях недопущения развития периодонтита после эндодонтического лечения. Суд Свердловского района г. Костромы (9) удовлетворил иск, так как счел, что клиника не предоставила пациенту информацию о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатов лечения. Костромской областной (9) суд отменить это решение и принял новое, которым в удовлетворении иска отказал, т.к. счел, что в конкретном случае нарушение не влечет за собой ответственности исполнителя, т.к. не предоставление информации не повлекло за собой последствий в виде причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пациента.

Коллегия судей Омского областного суда (10) сочла, что вред, причиненный здоровью истца вследствие неисполнение медицинским учреждением обязанности по разъяснению истцу после осуществления медицинского вмешательства в наглядной и доступной форме информации о послеоперационном поведении, обязательных к исполнению действиях после выписки с учетом фактических осложнений медицинского характера, подлежит возмещению в полном объеме независимо от вины.

Прокуратурой г. Архангельска (11) проведена проверка соблюдения стоматологическими клиниками законодательства о здравоохранении, в том числе, в части соблюдения прав и интересов граждан при оказании им медицинских услуг, лицензионного законодательства. Клиника привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (5), т.к. до потребителей не доведена полная и достоверная информация о стоимости платных услуг.

Действующее законодательство позволяет рассматривать не предоставление пациентам закрепленной в законе информации при оказании им медицинских услуг, как некачественное оказание услуг. Клиники сталкиваются с трудностями пытаясь обеспечить выполнение названных требований закона. Ответственность за несоблюдение требований закона ложится на врачей, на руководство клиник и на сами клиники. Представляется, что активную роль в выработке единых подходов к ведению медицинской документации должны играть профессиональные ассоциации врачей специалистов, так как требования закона затрагивают всех участников процесса оказания медицинских услуг.

1. Федеральный закон от 21.07.2014 N 243-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17″О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. Закон РФ 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 22.10.2014).

6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014).

8. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.09.2013 по делу N 33-10633/2013.

9. Апелляционное определение Костромского областного суда от 15 января 2014 г. по делу N 33-13

10. Апелляционное определение Омского областного суда от 21 мая 2014 г. по делу N 33-3151/2014.

11. Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2013 г. по делу N А05-15744/2012.

medyurist.pro

«Договор об оказании платных образовательных услуг по новому закону об образовании»

Хотите получать полезные советы юристов
и приглашения на наши мероприятия?
Нажмите «Подписаться» или «Нравится»!

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее — закон об образовании), вступивший в силу с 01.09.2013 г., содержит положения о договоре об оказании образовательных услуг. Ранее Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» не регулировал вопросы содержания, заключения и прекращения договора об оказании образовательных услуг, а лишь указывал на то, что платные образовательные услуги оказываются на договорной основе.

Новый закон об образовании содержит важные изменения, которые необходимо учесть при заключении договоров об оказании платных образовательных услуг всем образовательным организациям.

Рассмотрим правовую природу договора об оказании платных образовательных услуг, к какому виду договора он относится, с какого момента считается заключенным, а также какие условия обязательны с учетом изменений законодательства.

Договор об образовании относиться к договору возмездного оказания услуг, которому посвящена глава 39 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Пунктом п. 2 ст. 779 ГК РФ прямо предусмотрено, что правила главы 39 ГК РФ применяются к договору об оказании образовательных услуг.

Таким образом, глава 39 ГК РФ содержит общие нормы о договоре об образовании, а ст. 54 закона — специальные.

Договор об образовании является консенсуальным договором, то есть он считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Первым существенным условием договора об образовании является его предмет. Предметом договора об образовании являются платные образовательные услуги. Согласно п. 1 ст. 101 закона платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Пункт 2 ст. 54 закона конкретизирует предмет договора, императивно закрепляя, что в договоре должны быть указаны вид, уровень и (или) направленность образовательной программы. Таким образом, условие о предмете договора об образовании будет считаться согласованным сторонами только при указании в договоре вида, уровня и (или) направленности образовательной программы.

Далее закон образовании указывает и другие существенные условия договора об оказании платных образовательных услуг, а именно: форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты (п. 2, 3 ст. 54 закона). Полагаем, данные условия относятся к существенным, т. к. являются условиями, которые названы в законе как необходимые для договоров данного вида.

Требование указывать полную стоимость образовательных связано с введенным запретом повышения стоимости, что является гарантией для обучающихся. Пунктом 3 ст. 54 закона установлено, что увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, с 01.09.2013 г. договор об оказании платных образовательных услуг может считаться заключенным, только если в нем указаны: вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (предмет договора), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения), полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. В случае отсутствия хотя одного из этих условий, договор считается незаключенным и не влечет правовых последствий, а уплаченная по договору сумма формально является неосновательным обогащением образовательной организации, которое подлежит возврату обучающемуся (ст. 1102 ГК РФ). В настоящее время судебная практика по данному вопросу отсутствует, поэтому сложно сказать, как суды будут разрешать иски о признании договоров об образовании незаключенными и возврате неосновательного обогащения; не исключена возможность отказа в иске на основании злоупотребления обучающимся своим правом (ст. 10 ГК РФ). Тем не менее в настоящее время невнимательное отношение образовательного учреждения к формам своих договоров дает поводы для предъявления таких исков.

Необходимо также иметь в виду, что согласно ч. 4 ст. 54 закона об образовании сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, которая размещена на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора. Напомним, законом об образовании с 01 сентября 2013 г. введена информационная открытость деятельности образовательных организаций. Статьей 29 закона об образовании установлена обязанность всех образовательных организаций иметь свой официальный сайт в сети Интернет и опубликовывать на нем необходимую информацию согласно широкому перечню, предусмотренному п. 2 ст. 29 закона.

Согласно п. 6 ст. 54 закона договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению. Такие условия квалифицируются судами как ущемляющие права потребителей (абитуриентов, обучающихся). За включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, образовательная организация может быть привлечена к административной ответственности.

Приведем примеры условий договора, признанных судами ущемляющими права потребителей:

  • условие договора, обязывающее абитуриента приобрести банковскую карту (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2010 по делу № А56-74250/2009);
  • отсутствие в договоре условия о календарном периоде срока обучения в зависимости от формы обучения (очная, заочная) и получаемой квалификации (бакалавр, специалист) (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2012 N Ф03-4821/2012 по делу № А37-224/2012);
  • условие договора о праве исполнителя отказаться от оказания услуг в случае неоплаты услуг при отсутствии условия о возмещении потребителю убытков (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2012 № Ф03-4821/2012 по делу № А37-224/2012).
  • Кроме того, хотелось бы обратить внимание, что оказание платных образовательных услуг в настоящее время регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, а также утверждены примерные формы договоров об образовании:
  • по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (Приказ Минобрнауки от 21.11.2013 № 1267);
  • дополнительным образовательным программам (Приказ Минобрнауки от 25.10.2013 № 1185);
  • образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки от 09.12.2013 № 1315);
  • образовательным программам дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 13.01.2014 № 8).

www.justa-aura.ru

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 г. Москва «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

Комментарии Российской Газеты

В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьей 39 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 194).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.

Председатель Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления медицинскими организациями гражданам платных медицинских услуг.

2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:

«платные медицинские услуги» — медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее — договор);

«потребитель» — физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Потребитель, получающий платные медицинские услуги, является пациентом, на которого распространяется действие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

«заказчик» — физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

«исполнитель» — медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

Понятие «медицинская организация» употребляется в настоящих Правилах в значении, определенном в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

4. Требования к платным медицинским услугам, в том числе к их объему и срокам оказания, определяются по соглашению сторон договора, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены другие требования.

5. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся исполнителем до сведения потребителя (заказчика).

II. Условия предоставления платных медицинских услуг

6. При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее — соответственно программа, территориальная программа).

Отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках программы и территориальной программы.

7. Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

8. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

9. При предоставлении платных медицинских услуг должны соблюдаться порядки оказания медицинской помощи, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10. Платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

III. Информация об исполнителе и предоставляемых им медицинских услугах

11. Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:

а) для юридического лица — наименование и фирменное наименование (если имеется);

для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя и отчество (если имеется);

б) адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

в) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

г) перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

д) порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой;

е) сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

ж) режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

з) адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

12. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

13. Исполнитель предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика:

а) копию учредительного документа медицинской организации — юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

14. При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

а) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

б) информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);

в) информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

г) другие сведения, относящиеся к предмету договора.

15. До заключения договора исполнитель в письменной форме уведомляет потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в том числе назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

IV. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

16. Договор заключается потребителем (заказчиком) и исполнителем в письменной форме.

17. Договор должен содержать:

а) сведения об исполнителе:

наименование и фирменное наименование (если имеется) медицинской организации — юридического лица, адрес места нахождения, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

фамилия, имя и отчество (если имеется) индивидуального предпринимателя, адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;

б) фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя);

фамилию, имя и отчество (если имеется), адрес места жительства и телефон заказчика — физического лица;

наименование и адрес места нахождения заказчика — юридического лица;

в) перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором;

г) стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты;

д) условия и сроки предоставления платных медицинских услуг;

е) должность, фамилию, имя, отчество (если имеется) лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество (если имеется) потребителя (заказчика) и его подпись. В случае если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика;

ж) ответственность сторон за невыполнение условий договора;

з) порядок изменения и расторжения договора;

и) иные условия, определяемые по соглашению сторон.

18. Договор составляется в 3 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй — у заказчика, третий — у потребителя. В случае если договор заключается потребителем и исполнителем, он составляется в 2 экземплярах.

19. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.

20. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя (заказчика).

Без согласия потребителя (заказчика) исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.

21. В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

22. В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

23. Потребитель (заказчик) обязан оплатить предоставленную исполнителем медицинскую услугу в сроки и в порядке, которые определены договором.

24. Потребителю (заказчику) в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности (документ установленного образца)).

25. Исполнителем после исполнения договора выдаются потребителю (законному представителю потребителя) медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.

26. Заключение договора добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с указанным договором, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

V. Порядок предоставления платных медицинских услуг

27. Исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.

В случае если федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к качеству медицинских услуг, качество предоставляемых платных медицинских услуг должно соответствовать этим требованиям.

28. Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

29. Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию:

о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению.

30. Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

VI. Ответственность исполнителя и контроль за предоставлением платных медицинских услуг

31. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

32. Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

rg.ru

Это интересно:

  • Пришел штраф но за рулем был не я Юридический портал Советы профессионалов Получил штраф за рулем был не я Фирма получила «фотоштраф» из — ГИБДД: а — надо — ли платить В этом случае самое разумное — поступить как при варианте 2 первой ситуации. То есть в течение 10 дней с момента получения «фотоштрафа» написать и […]
  • Закон о тишине вологодская область Закон о тишине вологодская область от 28 января 2013 года N 2973-оз Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время в Вологодской области ПринятПостановлениемЗаконодательного СобранияВологодской областиот 23 января 2013 г. N 15 Статья 1. Ночное время Статья 1. Ночное время В […]
  • Закон о бюджете на 2014г Закон ПМР «О республиканском бюджете на 2017 год» Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 20 июня 2017 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Утвердить основные характеристики консолидированного бюджета на 2017 год: а) доходы в сумме 2 395 064 319 рублей согласно […]
  • Приказ федеральной службы по н Приказ федеральной службы по н ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ от 24 ноября 2010 г. № 2187 Об отзыве свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) ЗАО «Балтик Лэнд Брокер» В связи с отсутствием обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на основании […]
  • В каком составе рассматриваются гражданские дела в суде первой инстанции Какие дела в судах первой инстанции могут рассматриваться коллегиально в составе трех профессиональных судей?! Статья 17. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел1. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не […]
  • Приказ 1324 министерства образования и науки рф Приказ 1324 министерства образования и науки рф В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036, № […]
  • Налог с продаж по регионам Налог с продаж в спб ¦Республика ¦ 5% ¦Закон Республики Башкортостан от¦ ¦Республика Адыгея ¦ 5% ¦Закон Республики Адыгея от¦ ¦Черкесская ¦ ¦Республики от 28.12.1999 N 713-XXII¦ СТАВКИ НАЛОГА С ПРОДАЖ ПО ОТДЕЛЬНЫМ РЕГИОНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ¦Республика Бурятия ¦ 5% ¦Закон Республики […]
  • Пребывание значительной части народа вне страны своего происхождения Пребывание значительной части народа вне страны своего происхождения Тема 1: Политическая карта мира. Историко – географические регионы. Вариант 1 1. Наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов: A) Социальная география. B) Политическая география. C) […]