Экономическая сторона налога

admin

Оглавление:

Экономическая сторона налога

1.2 Экономическое содержание ЕНВД

Единый налог на вмененный доход, как и любой другой налог, представляет собой определенную систему экономических отношений, возникающих между государством и хозяйствующими субъектами-налогоплательщиками по поводу изъятия части валового внутреннего продукта в виде обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды с целью выполнения государством возложенных на него обществом функций.

Применительно к единому налогу необходимо уточнить вышеизложенное определение. В данном случае хозяйствующими субъектами являются юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности.

Следует отметить, что с экономической точки зрения, ограничения по сферам деятельности является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения — всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов.

Сущность любого налога, также как и единого налога на вмененный доход определяется его функциями.

Большая часть экономистов склонны выделять две основные функции налога: фискальную и экономическую. Фискальная функция предполагает, что налог обеспечивает доходную базу государственного бюджета и внебюджетных фондов, а экономическая, в свою очередь, предполагает воздействие со стороны государства на процессы общественного воспроизводства и регулирование деловой активности хозяйствующих субъектов.

Применительно к единому налогу следует отметить, что данный налог носит преимущественно фискальный характер, выраженный стремлением государства решить проблему хронического недобора налогов, столь актуальную для последнего времени.

Регулирующая сторона единого налога на вмененный доход проявляется слабее, что, по мнению экономистов, связано, прежде всего, с недостаточной степенью проработанности механизма взимания данного налога.

Особое внимание заслуживает объект обложения данным налогом, представляющий собой вмененный (потенциальный, предполагаемый) доход хозяйствующих субъектов в отдельных непроизводственных сферах деятельности, который рассчитывается на основе ряда показателей таких, как базовый уровень доходности и корректирующие коэффициенты.

С экономической точки зрения доходы в рамках народного хозяйства в целом делятся на первичные и производные.

Первичные доходы образуются в сфере материального производства в процессе создания и распределения национального дохода. К ним относятся заработная плата, рента, перераспределенная прибыль и процентные платежи.

В свою очередь, к производным доходам относятся доходы отраслей непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры, искусства, сферы услуг, торговли, общественного питания и т.д.), которые образуются за счет перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Основными каналами перераспределения в данном случае являются оплата услуг населением, занятым в материальном производстве, оплата услуг предприятиями материального производства, кредитно-финансовая система, система ценообразования, а также взносы в общественные и благотворительные организации.

Таким образом, доходы, подпадающие под налогообложение единым налогом на вмененный доход, относятся к группе производных доходов. Однако при этом следует подчеркнуть, что определение величины данных доходов производится на основе своеобразного согласования между государственными органами и налогоплательщиками, т.е. достаточно субъективно. Неразработанность системы оценки вмененного дохода может привести к значительному росту злоупотреблений, как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке ожидаемого дохода предпринимателя, а у вторых — неверно указать, к примеру, расположение торгового предприятия, что повлечет снижение причитающегося к уплате налога.

1.3 Порядок применения ЕНВД на предприятиях малого и среднего бизнеса

Применение закона о едином налоге на вмененный доход включает в себя определение следующих основных моментов:

-место налога в системе налогообложения субъектов малого предпринимательства;

-круг плательщиков данного налога;

-объект обложения данным налогом;

-методика расчета налога;

-порядок исчисления и сроки уплаты налога;

-совершенствование существующего порядка

Место единого налога на вмененный доход в системе налогообложения малых предприятий

Необходимо отметить, что переход на уплату данного налога значительно сокращает перечень уплачиваемых налогов, установленный ст. 19–21 Закона «Об основах налоговой системы РФ» (НДС, ЕСН, налог на прибыль, налог на имущество). В то же время за налогоплательщиком сохраняется обязанность уплаты ряда налогов, среди которых:

— таможенные пошлины и иные таможенные платежи;

— лицензионные и регистрационные сборы;

— налог на приобретение транспортных средств;

— налог на владельцев транспортных средств;

— налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

— подоходный налог, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;

— удержанные суммы подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в случаях, когда законодательными актами Российской Федерации о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Таким образом, видно, что введение единого налога на вмененный доход не означает переход к уплате субъектами малого предпринимательства какого-то одного налога, тем не менее, вышеуказанный перечень налогов значительно меньше, чем для остальных юридических лиц.

Плательщиками единого налога являются согласно ст. 3 Закона юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица (предприниматели) в определенных сферах деятельности.

Следует отметить, что с экономической точки зрения выделения ограниченного перечня сфер хозяйственной деятельности, на которые впоследствии будет распространяться единый налог на вмененный доход, означает нарушении одного из принципов налогообложения — всеобщности.

Выборочное налогообложение по существу означает нерыночный механизм регулирования предпринимательской деятельности, поскольку оно ставит в неравные условия всех субъектов хозяйственной деятельности, что может затруднить развитие конкуренции и препятствовать свободному перемещению капиталов и трудовых ресурсов. Чрезмерная регламентация государством различных видов деятельности может нанести серьезный ущерб предпринимательству за счет «выравнивания» положения предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.

www.newreferat.com

Налоговые системы зарубежных стран (стр. 1 из 7)

1 Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы…………5

1.1 Понятие и определение налога. Налоги и другие государственные изъятия и платежи…………………………………………………………5

1.1.3 Налоги и другие государственные изъятия и платежи………………..7

1.3 Состав налоговой системы. Принципы построения налоговых систем…………………………………………………………………………..13

1.3.1 Состав налоговой системы……………………………………………..13

1.3.2 Принципы построения налоговых систем…………………………….14

1.4 Функции налоговых систем……………………………………………. 17

2 Налоговые системы зарубежных стран……………………………………20

2.1 Налоговая система США…………………………………………………20

2.2 Налоговая система Канады……………………………………………….22

2.3 Налоговые системы некоторых европейских стран…………………….23

2.3.1 Налоговая система Германии…………………………………………..23

2.3.2 Налоговая система Франции…………………………………………. 25

2.3.3 Налоговая система Испании……………………………………………26

2.4 Налоговая система России и ее сравнительный анализ современных систем налогообложения промышленно развитых стран………………….27

Список используемых источников…………………………………………..31

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном. При проведении такого анализа целесообразно использовать метод сравнения данной системы с ее аналогом для сопоставления отдельных системных характеристик и определения их соответствия целям и задачам анализируемого объекта.

При сравнительном анализе системы налогообложения, необходимым для выработки обобщенных, концептуальных, методологических положений ее совершенствования (реформирования), в качестве ее аналогов выступают налоговые системы других государств, в том числе и региональные. Путем сравнения общегосударственных налоговых систем с учетом их региональных особенностей можно выявить наиболее эффективные способы построения налоговой вертикали «центр — регионы» и в определенных случаях принципы и методы горизонтальных связей «регион – регион». Такая постановка задачи анализа предполагает, что объектами сравнения должны быть налоговые системы тех стран, где государственное устройство является близким Российской Федерации по содержанию, то есть стран, несущих в себе нормативно зафиксированный или практически реализуемый (неформальный) достаточно сильный элемент федерации.

Важным положением предлагаемого подхода к сравнительному анализу систем налогообложения федеративных (по существу) государств является то, что возможность применения в российской налоговой практике тех или иных элементов, методов, структурных решений в обязательном порядке должна оцениваться с учетом реально сложившегося уровня социально-экономического развития конкретных стран, особенностей протекания социально-экономических процессов, а также целей и задач (причем не только экономических, но и политических), которые стоят перед данным государством.

В соответствии с вышесказанным цель курсовой работы – сравнительный анализ систем налогообложения экономически развитых стран с налоговой системой России, на основе которого предлагаются пути совершенствования данной налоговой системы.

Структура курсовой работы соответсвует ее цели и включает два основных раздела:

1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы, где рассматриваются теоретические аспекты налогообожения;

2. Налоговые системы зарубежных стран. Здесь проводится сравнительная характеристика налоговых систем США, Канады, Германии, Франции, Испании.

В заключении кратко приводятся пути совершенствования налоговой системы России на примере зарубжных стран.

1. Налоги как важнейший составной элемент налоговой системы

1.1 Понятие и определение налога. Налоги и другие государственные изъятия и платежи

1.1.1 Понятие налога

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность (с объективной стороны); во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны). Оба эти аспекта тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, представляя на практике органичное единство, тем не менее их следует различать между собой.

Налоги как объективная категория являются исходным и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Исходная, основная категория – это обобщенное абстрактное понятие объективно существующих экономических отношений. Объективная сущность (объективная сторона) налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов, возложение на государственный аппарат общественно-политических функций неизбежно потребовало формирования фондов финансовых ресурсов и соответственно инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании материальной базы (фондов финансовых ресурсов) для обеспечения функций государства в интересах всего общества. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако суть их осталась неизменной. Таким образом, налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости валового национального продукта и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке. Объективная сторона налогов проявляется на практике в течение всего периода существования налогов, при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того, на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов.

Субъективная сторона налогов (конкретные их виды, уровень ставок, система льгот и т.д.), напротив, предопределяются именно внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период времени, наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные “черты лица” налоговой системы государства. Субъективная (видимая) сторона проявляется, таким образом, в процессе их реального использования (в виде подоходного налога, налога на добавленную стоимость, акцизов и т.д.). Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Далее выясним, что представляет собой понятие налогов и сборов, приравненных к налогам в законодательных актах, а также проследим эволюцию понятия «налог».

1.1.2 Определение налога

По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог».

А. Смит определял налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты.

Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. «Налог – жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу» (Ж.Сисмонди). При этом «налог есть такая форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются их односторонней жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента» (Я.Таргулов). В этих взглядах явственно прослеживается двойственная природа налогообложения.

Современные определения налога делают акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. «Налоги – принудительные сборы, взимаемые с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства» (Советская финансовая энциклопедия, 1924 г.). В учебнике «Экономикс» К.Макконнелл и С.Брю указывают, что «налог – принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги…».

Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определение искомому понятию: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

На рис. 1.1 представлены основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса.

mirznanii.com

Экономическая обоснованность расходов: налоговая и судебная практика по вопросам расходов, снижающих налогооблагаемую базу

Часто при налоговых проверках инспектора отказываются признавать экономическую обоснованность расходов и на этом основании увеличивают налогооблагаемую базу и размер налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет. Рассмотрим вопрос экономической обоснованности подробнее – когда налоговые органы могут доначислить налоги, а когда – сделать это будет сложнее?

Кто должен определять экономическую обоснованность расходов?

Гражданский Кодекс РФ (ст. 2) определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Более того, в силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8, ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик вправе единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

То есть предприниматель (а под этим словом мы понимаем и юридическое лицо) вправе сам определять, сколько денег и на что ему следует тратить, чтобы извлекать прибыль. Более, того, законодательно установлено (п. 5 ст. 10 ГК РФ), что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. Иными словами, подозревать предпринимателя в том, что его затраты осуществлены только с целью снижения налогооблагаемой базы и налоговой нагрузки никто не имеет права.

Проблемы понятия «экономическая обоснованность расходов» в российском законодательстве

Но наше законодательство не готово признать все затраты в качестве уменьшающих налогооблагаемую базу. Статья 247 НК РФ подчеркивает, что в целях исчисления налога на прибыль расходы определяются в соответствии с главой 25 Кодекса, а именно (ст. 252): расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Итак, наше законодательство придерживается второго, из выработанного мировой практикой подхода: расходы есть то, что потрачено целесообразно (первый подход – иной: расходы есть то, что потрачено).

То есть практически одно, но принципиальное слово («целесообразно») в подходе к налогообложению, породило возможность произвольного толкования предпринимательских расходов, так как определения понятию «экономической оправданности» НК РФ не даёт.

Экономическая обоснованность расходов на практике налоговых проверок

В результате налоговики получили возможность широко трактовать «целесообразность» наших затрат. Практика налоговых проверок выработала ряд основных причин признания расходов необоснованными.

Понесённые расходы не привели к получению доходов.

Например, сотрудник был направлен в командировку с целью заключения договора. Организация оплатила его проезд к месту командировки и обратно, проживание в гостинице. Выплатила суточные. Все документы, включая командировочное удостоверение с надлежащими отметками принимающёй стороны, сотрудник предоставил. Но, по ряду причин, задание не было выполнено: договор принимающая сторона не подписала. Результат: расходы на данную командировку не могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Размер расходов не соответствует доходам.

Например, организация приобрела в кредит легковой автомобиль представительского класса. Его амортизация и проценты по кредиту включены в расходы при расчете налога на прибыль. Однако использование этого автомобиля не привело к соответствующему росту доходов. Или используются услуги по управлению организацией. Однако затраты на эти услуги несоразмерны с полученным финансовым результатом. Отсюда данные затраты являются экономически неоправданными и необоснованными.

Расходы не связаны с видами деятельности налогоплательщика.

Например, организация приобрела для украшения офиса картины, подставки для цветов, цветы в горшках и прочие предметы интерьера подобного рода. Налоговики часто не считают такие расходы непосредственно связанными с деятельностью, направленной на получение дохода. Если эти затраты учтены при расчете налога на прибыль, есть высокая вероятность того, что при проверке он будет доначислен, поскольку по мнению налоговых органов, экономическая обоснованность расходов отсутствует.

Понесённые расходы принесли убыток.

Например, вознаграждение агента по договору в несколько раз превысило прибыль от сделки купли-продажи товара самого принципала. В результате сделка в целом (с учетом суммы вознаграждения агента) является убыточной. Отсюда привлечение агента на таких условиях является необоснованным.

Как нужно трактовать термин «экономическая обоснованность»? Позиция судебной системы

Попробуем разобраться, как же на самом деле следует понимать этот термин – экономическая обоснованность расходов? И здесь, в первую очередь, обратимся к позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенного в Постановлении от 12 октября 2006 г. N 53. В пункте 9 указанного Постановления Пленум ВАС определил, что установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

То есть, ВАС не считает принципиальным тот факт, что затраты немедленно должны приносить реальный доход. Главное – намерение организации сейчас или в будущем получить прибыль.

Более того, само понятие убытка предусмотрено НК РФ. Их даже можно (ст. 283) переносить на будущее. Таким образом, в соответствии с НК РФ даже сам убыток может быть признан экономически обоснованным расходом. Если это так, то экономически обоснованными следует признать и затраты, которые организация понесла при осуществлении деятельности, приведшей к убыткам. И таким условием является именно ожидание организации получить прибыль от деятельности.

В дальнейшем позицию Пленума подтвердил и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18 марта 2008 г. N 14616/07. В нём указано, что отличительным признаком расходов, связанных с производством и реализацией (статьи 253 — 255, 260 — 264 Кодекса), является их направленность на развитие производства и сохранение его прибыльности. То есть не получение прибыли, а намерение её получить! Далее Пленум ВАС прямо указывает, что НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности, а по смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

Резюме по вопросу

Таким образом, высшие судебные инстанции прямо указали на несоответствие законодательству РФ попыток налоговиков оценивать экономическую обоснованность действий предпринимателей.

Однако не следует забывать, что при должном подходе инспекторы могут попытаться доказать, что те или иные расходы направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды в виде отнесения понесенных расходов на затраты. Но сделать это гораздо сложней.

www.taxcon.ru

Налог на игорный бизнес

1.Экономическая сущность налога на игорный бизнес………………………. 3

2.2. Объект налогообложения…………………………………………….5

3.Порядок исчисления сумм налога…………………………………………. …8

4.Порядок и сроки уплаты налога………………………………………………10

5.Изменения по налогу на игорный бизнес…………………………………….10

Список используемой литературы……………………………………………..14

1. Экономическая природа налога на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес предназначен для регулирования предпринимательской деятельности, связанной с проведением азартных игр.

Налог на игорный бизнес является прямым и взимается непосредственно с количества объектов налогообложения. Данный налог относится к числу региональных, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. В налоговую систему налог введен Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ, глава 29.

ИГОРНЫЙ БИЗНЕС — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

2. Элементы налога

2.1 Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

-организации являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ и осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса;

-филиалы и представительства юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

-организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, осуществляющие деятельность в области игорного бизнеса на территории РФ через обособленные подразделения;

-физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса.

2.2 Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются:

касса букмекерской конторы.

Игровой стол — специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в котором организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или организатор.

Игровой автомат — специально оборудованное (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрышей без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Касса тотализатора или касса букмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

studfiles.net

Как сегодня живут простые люди в Украине

Вот уже несколько лет новости из Украины являются предметом повышенного внимания практически всех крупных мировых СМИ. При этом журналистов интересует не только политические, но и экономические события этой страны. Действительно, уровень жизни в Украине в 2014-2015 гг. заметно снизился практически у всех групп населения. Но не стоит забывать, что за последние 4 года экономика этого государства претерпела серьёзные структурные изменения, связанные с переориентацией направлений экспорта, что отразилось и на доходах простых граждан.

Как и чем живет Украина сегодня

Уровень жизни в Киеве существенно ниже, чем в других европейских столицах. Но было бы ошибкой считать, что причина сложившейся экономической ситуации лежит только в событиях 2014 года. Доходы населения в Украине были ниже российских задолго до Майдана, аннексии Крыма и войны на Донбассе.

Финансовая нестабильность, отсутствие структурных реформ в энергетике, а также высокий уровень коррупции – все эти факторы имели место практически при любом президенте, начиная от Кравчука и заканчивая Януковичем. Негативную роль играл также тот факт, что местные производители не имели свободного доступа к экономическому пространству ЕС и России. Из-за этого уровень иностранных инвестиций оставался незначительным практически все 25 лет украинской независимости. Экономика не имела доступа к дешевым кредитным ресурсам, поэтому практически все отрасли производства, сфера услуг и туризм развивались очень слабо.

Как живут люди на Украине сейчас? Чтобы объективно ответить на этот вопрос, необходимо оценить динамику развития экономики страны за последние годы. Если брать статистические показатели, то жизнь на Украине всё ещё остаётся тяжелой для широких слоёв населения. Размеры пенсий и зарплат нельзя назвать приемлемыми по сравнению со странами Восточной Европы. По состоянию на 1 января 2018 г. уровень доходов в Украине составлял:

  • средняя зарплата – 8777 грн. (18343 руб);
  • минимальная зарплата – 3723 грн. (7781 руб.);
  • средняя пенсия – 2447 грн. (5114 руб.);
  • минимальная пенсия – 1452 грн. (3034 руб.).
  • Положительным фактором, влияющим на жизнь простых украинцев, является стабилизация финансовой системы и рост доходов государственного бюджета. Несмотря на разрыв экономических связей с Россией, правительство сумело быстро переориентировать основные экспортные потоки на страны Евросоюза. Население Украины не только не столкнулось с ростом безработицы, но и ощутило на себе явные преимущества Ассоциации с ЕС. Уровень иностранных инвестиций в экономику заметно вырос, несмотря на продолжающиеся военные действие на Донбассе. Соответственно, увеличилось количество рабочих мест и уровень зарплат.

    По итогам 2017 года рост ВВП Украины составил 2,1%. По прогнозам МВФ, НБУ и рейтингового агентства Moody’s, в 2018 году динамика роста украинской экономики ускорится до 3-3,5%.

    Преимущества и недостатки

    Наряду с определенными позитивными моментами, которые отображаются в увеличении экспорта и номинальных доходов населения, не следует забывать и о негативных факторах, влияющих на уровень жизни в стране. Проживать в Украине стало заметно дороже, чем раньше. Наблюдается рост цен на продукты питания, значительно выросла стоимость коммунальных услуг.

    К недостаткам необходимо отнести рост преступности в мегаполисах. Резкая девальвация гривны в 2014-2015 гг., сотни тысяч беженцев из зоны боевых действий на Донбассе, вынужденные искать жильё и работу в Киеве, Харькове и других городах, – все эти факторы в своё время оказали негативное влияние на общую криминогенную обстановку.

    Система образования в Украине за последние годы не претерпела существенных изменений. Примерно такая же ситуация наблюдается и в здравоохранении. В 2017 году Верховная Рада приняла закон о переходе на страховое медицинское обслуживание, что по замыслу Минздрава должно улучшить качество предоставляемых услуг. Однако практическое внедрение этой реформы пока не началось.

    Средняя продолжительность жизни

    Учитывая, что уровень медицинского обслуживания, образ жизни и социальные проблемы в России и Украине находятся примерно на одном уровне, сходство между двумя странами отображается также и на том, сколько лет живёт среднестатистический гражданин. По источникам Всемирного банка, средняя продолжительность жизни в Украине составляет 71,19 лет, в России – 70,91 лет.

    Предсказания для Украины на 2018 год: Видео

    Экономическая сторона

    Местная система налогообложения, если сравнивать её с размерами ставок фискальной службы в РФ, имеет некоторые отличия. Например, в Украине налоги с физических лиц собираются по единой ставке 18%, независимо от суммы годового дохода. В России применяется дифференцированная норма – 13% взимается с тех граждан, кто заработал за год менее 512 тыс. руб., и 23% – с тех, чей годовой доход превышает эту сумму.

    Средняя заработная плата

    Несмотря на некоторое улучшение общей экономической ситуации в 2017 году, украинские зарплаты всё ещё являются очень низкими по сравнению с европейскими странами. Это же относится и к уровню других социальных расходов. Пособие по безработице в Украине составляет всего 1440 грн. (3009 руб.). Официальная минимальная зарплата не превышает 3723 грн. (7781 руб.).

    Может показаться, что невысокий фонд оплаты труда стимулирует бизнес, однако с введением безвизового режима местные власти столкнулись с проблемой трудовой эмиграции работоспособного населения. Средняя зарплата в Украине в 3-4 раза меньше, чем тот уровень дохода, который человек может получить, легально устроившись на работу в Чехии, Польше, Венгрии или Эстонии.

    С аналогичной ситуацией не так давно сталкивались в самой Восточной Европе – именно в тех странах, куда сейчас и направляются украинцы на работу. Например, после вступления Польши в ЕС из неё только в одну Великобританию эмигрировало более 800 тысяч поляков.

    Цены на продукты

    Несмотря на то, что стоимость многих повседневных товаров в Украине в последние годы заметно выросла, в абсолютном выражении эта страна остаётся одной из наиболее недорогих для проживания. По сравнению с европейскими государствами, жизнь в Киеве, не говоря уже о провинции, обходится значительно дешевле. Особенно это заметно по основным продуктам питания, алкоголю, табачным изделиям, стоимости бытовых услуг и проезда в общественном транспорте. Примерные цены в Украине можно увидеть в таблице на нашем сайте.

    Граждане пожилого возраста являются наиболее уязвимой социальной группой. Это выражается, в частности, на общем уровне их доходов. Пенсионер в Украине получает примерно втрое меньше, чем работоспособный человек. И хотя в 2017 году размер средних пенсий вырос, для многих граждан он не покрывает рост цен на продукты.

    С началом вооруженного конфликта на Донбассе Украина столкнулась с дополнительной проблемой. Сепаратисты, захватившие органы власти в Донецкой и Луганской областях, сделали невозможной работу государственных учреждений, включая отделения Пенсионного фонда. Из-за этого в 2014 году многие местные жители пожилого возраста фактически были поставлены на грань физического существования.

    Несколько улучшило ситуацию переоформление пенсий на украинской территории. Из-за форс-мажора, вызвавшего коллапс в работе учреждений в неподконтрольных правительству районах, гражданам было разрешено получать причитающиеся им ежемесячные выплаты через банкоматы, но лишь после получения статуса переселенца. Оформить его можно в любом городе Донецкой и Луганской областей, где работают отделения ПФУ. Проживать в Славянске или Мариуполе при этом необязательно. Требуется лишь каждые два месяца пересекать линию разграничения, для получения отметки в базе данных Пенсионного фонда.

    Недвижимость

    Сколько стоит квартира в Киеве? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов: расположения, площади, этажа, качества постройки, близости метро. Примерные цены на квартиры в украинских городах можно определить, ориентируясь на стоимость квадратного метра. Конечно, также влияет престижность населенного пункта. Как и в России, цена на жильё в столице может в несколько раз превышать стоимость аналогичного помещения где-нибудь в областном или районном центре.

    Если принимать во внимание Киев, то по состоянию на март 2018 года средняя цена квадратного метра в этом городе составляла 1217 долларов США. Так называемые «гостинки», требующие ремонта, можно купить по цене от 875 долларов за кв. м. Средняя стоимость элитного жилья оценивалась в 1969 долларов за кв. м.

    Вторым по престижности городом Украины, после Киева, считается Одесса. Цены на квартиры здесь лишь ненамного уступают столице. Стабильным спросом у покупателей пользуется также жилплощадь во Львове, Харькове и городах-спутниках Киева.

    Налог на недвижимость на Украине оплачивается только на квартиры, площадь которых превышает 60 кв. м., и дома площадью более 120 кв.м. Ставка годового налога составляет 1,5% от минимальной зарплаты за каждый «лишний» квадратный метр. То есть, если площадь дома составляет 200 кв.м., при ставке налога 49 грн. владельцу придётся заплатить 3920 грн. (8192 руб.).

    Прогноз по недвижимости на 2018-2019 годы

    Помощь переселенцам

    Согласно данным Министерства социальной политики, в 2017 году в Украине насчитывалось более 1,5 миллионов внутренне перемещенных лиц из Донбасса и Крыма. Кроме того, имеются беженцы из Украины в России и в некоторых других странах. Большая часть из них являются жителями Донецкой и Луганской областей.

    Выплаты переселенцам из зоны АТО в Украине осуществляются на основании утвержденного правительством Положения о порядке назначения субсидий. В соответствии с ним, внутренне перемещенное лицо, которое было вынуждено оставить место своего проживания, может рассчитывать на льготы при обустройстве в другом городе. Размер материальной помощи составляет 1000 грн. (2090 руб.) на каждого члена семьи, но не более чем 3000 грн. (6270 руб.) на всё домохозяйство. Для многодетных семей ежемесячная помощь составляет 5000 грн. (10450 руб.). Срок предоставления денежных выплат – 6 месяцев.

    Рейтинг городов Украины по качеству жизни

    Выбирая подходящий для переезда населенный пункт, многие сначала обращают внимание на Киев. Действительно, столица в любой стране имеет ряд неоспоримых преимуществ для проживания: высокие зарплаты, большое количество вакансий, наличие театров, музеев, высших учебных заведений и прямого авиасообщения с другими государствами.

    Вместе с очевидными плюсами необходимо учитывать также и некоторые недостатки. К ним относится относительно высокая стоимость недвижимости в Киеве по сравнению с другими украинскими городами, напряженный трафик на улицах, нехватка мест в детских садах и переполненные школы.

    Для объективной оценки преимуществ проживания в городах Украины советуем воспользоваться рейтингом на нашем сайте.

    Дальнейшие перспективы

    Текущая политическая и экономическая ситуация в Украине остаётся сложной. Поэтому для многих граждан актуальным вопросом является будущее развитие этой страны. Будет ли жизнь в Украине ухудшаться или её ждёт выход из кризиса?

    В перечень позитивных изменений, которыми может похвалиться местное правительство, следует отнести:

    • стабильный курс национальной валюты;
    • подписание Ассоциации с ЕС (граждане получили право безвизового въезда, а местным производителям предоставлена возможность беспошлинной продажи товаров в европейские страны по установленным квотам);
    • рост ВВП наблюдается вот уже 8 кварталов подряд (начиная с апреля 2016 г.);
    • средняя зарплата в декабре 2017 г. (8777 грн.) выросла на 35% по сравнению с декабрем 2016 г. (6475 грн.).
    • Имеется в Украине и ряд недостатков, которые тормозят её дальнейшее развитие. К ним относится:

    • высокий уровень коррупции в органах власти, правоохранительной и судебной системе;
    • продолжающийся военный конфликт с ДНР и ЛНР;
    • напряженные межгосударственные отношения с Россией;
    • низкий уровень доходов большей части населения;
    • рост цен на продукты питания и коммунальные услуги (по сравнению с предыдущими годами);
    • высокий уровень трудовой эмиграции (в первую очередь, в страны ЕС).

    Перспективы развития Украины во многом зависят от политической стабильности, а также темпов экономического роста. Пока что местное правительство смогло добиться незначительного увеличения ВВП.

    migrant.guru

    Это интересно:

    • Отдел опеки по краснодарскому краю Отдел опеки по краснодарскому краю Граждан, обращающихся в Центральный отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, нередко интересует вопрос: в каких случаях необходимо согласие органа опеки при отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или […]
    • Закон о военнослужащих 76 фз статья 10 Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий 1. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется. 2. […]
    • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
    • Статья об административных правонарушениях несовершеннолетних Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст 6.21 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением […]
    • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
    • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
    • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
    • Уголовный кодекс 161 ст Статья 161 УК РФ. Грабеж 1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными […]