Экспертиза правового акта образец

admin

Оглавление:

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов: понятие, субъекты и виды. Методика проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов

Правовая экспертиза нормативно-правовых актов или, как ее еще называют, юридическая служит для проверки документов на предмет их соответствия действующему законодательству в какой-либо области. Она используется в тех непростых ситуациях, когда есть необходимость установления легитимности документов: уставов, приказов, договоров и т. д.

Рассмотрим подробнее, что собой представляет правовая экспертиза нормативных правовых актов (понятие, субъекты), как она проводится и некоторые другие, связанные с этим вопросы.

Общая информация

Когда процедура назначена, эксперт составляет вопросы, необходимые для раскрытия специфики и содержания исследуемого документа. Далее формируется список других документов, которые помогут прояснить ситуацию. Ими могут быть различные акты, приложения, доверенности и т. п. Вообще, экспертиза может иметь разные направления:

  • установление факта нарушения в документе законодательного акта;
  • проведение анализа каких-либо пунктов, например относительно порядка расчетов, ответственности, прав и обязанностей сторон договора и др.;
  • расшифровку и более детальное рассмотрение положений контракта или договора.
  • Для чего назначают экспертизу

    Предоставленные для экспертизы документы проверяются на соответствие актам закона. Законодательство может быть нарушено по неосторожности, из-за некомпетентности или же преднамеренно. Исследуются как федеральные, так и региональные или муниципальные акты, чтобы в них не встречались противоречия. Анализу могут быть подвержены также постановления и приказы руководителей организаций, чтобы права и свободы сотрудников, которые должны их исполнять, соблюдались в полной мере.


    Правовая экспертиза нормативно-правовых актов устанавливает их соответствие:

    • федеральным законам;
    • кодексам РФ (административному, гражданскому, уголовному);
    • нормам и правилам, которые утверждены органами, контролирующими соответствующие области;
    • региональным и муниципальным актам;
    • другим законодательным актам.

    Процедуру могут назначить, к примеру, при судебном разбирательстве на предмет исполнения договорных обязательств, если один участник считает, что положения контракта являются незаконными. В то же время правовая экспертиза нормативно-правовых актов может быть инициирована одним или несколькими сотрудниками организации. Причинами могут стать сомнения относительно соответствия названных документов положениям текущего законодательства или конституционным правам.

    Методика проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов является превентивной в случаях проверки договоров перед заключением важной сделки. Это позволяет в будущем избежать судебных споров, касательно отдельных пунктов договоров и положений, которые были подписаны сторонами. Проверкой также устанавливается соответствие пунктов сделки основам правопорядка и нравственности.

    Что еще может прояснить экспертиза

    Часто описываемая экспертиза разъясняет какие-то пункты договоров или же раскрывает юридический смысл и возможные последствия того или иного шага, прописанного в них или появляющегося после подписания. Неискушенные в вопросах юриспруденции граждане могут попросту не заметить подводных камней, которые подразумеваются под тем или иным пунктом.

    Юридические понятия могут иметь сходное звучание, но оказаться разными по смыслу. Такие трактовки могут встречаться в самых различных узкоспециализированных областях, и юриспруденция не является в этом смысле исключением. Поэтому человек, не обладающий специальными знаниями, может сделать ошибочный вывод из договора, отличный от того, который в него вложил автор. Кроме этого, невыгодные условия обычно юристами маскируются так, что дилетант их просто не заметит. Таким образом, в ряде случаев проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов является обязательным условием.

    Когда экспертиза необходима

    В любой ситуации, где оформляются документы, может быть назначена экспертиза. Договоры, приказы, положения и прочее — все это может исследоваться экспертами. А значит, если у составителей либо у тех, кто должен выполнять положения, возникают сомнения на предмет их соответствия действующему законодательству, лучше доверить проверку документа настоящим экспертам.

    Конкретные случаи для назначения экспертизы

    Но есть и ситуации, когда процедура назначается чаще всего:

    1. Так, при судебном разбирательстве может потребоваться проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов по вопросу исполнения обязательств согласно пунктам договора.
    2. Также она может потребоваться в случае, если предстоит серьезная сделка по объекту недвижимости. Тогда благодаря эксперту существенно снизится риск потери средств при покупке. Юрист при этом может дать советы, как лучше поступить в соответствии с жилищным правом, а также проанализировать чистоту сделки.
    3. Современные пары все чаще предпочитают подписывать брачный договор. Тогда помощь специалиста заключается в проверке его на соответствие законодательству. При необходимости даются рекомендации по изменению или добавлению каких-то пунктов.
    4. Правовая экспертиза нормативных правовых актов, примеры которой мы рассматриваем в статье, необходима и в случаях, когда в кредит берется крупная сумма (будь то ипотека, средства на осуществление предпринимательской деятельности и т. п.). При этом исследуется как экономическая составляющая, в которую входит законность начисления процентов и исполнения других пунктов договора, так и соблюдение прав при различных особых условиях (форс-мажорные обстоятельства, досрочное погашение, банкротство и др.).
    5. Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов может понадобиться также при включении в договор дополнительных документов, в которых регулируются различные тонкости отношений сторон и уточняются обязанности при наступлении особых случаев.
    6. Иногда проверку назначают для установки факта, насколько действия юридического лица соответствует тем нормам, которые зафиксированы его учредительными документами.

      Документы для экспертизы

      Так как процедура проводится по предоставляемым бумагам, они должны быть переданы в удобной для исследования форме — на электронном носителе, присланы на E-mail, в виде копий, ксерокопий или оригинальных документов. Также должен быть четко установлен предмет проведения вместе со всем списком вопросов, на которые должны быть получены ответы. В таком случае методика проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов будет максимально соответствовать запросу заявителя.

      Описываемая процедура проводится узконаправленным специалистом, имеющим все необходимые знания и компетенцию в соответствующей области. В предмете исследования эксперт должен ориентироваться полностью, знать все последние изменения нормативных документов, иметь доступ к необходимым базам данных, чтобы грамотно реализовывать свою деятельность.

      Методика правовой экспертизы нормативных правовых актов состоит из нескольких этапов:

    7. Ставятся основные задачи.
    8. Проводится анализ на правильность составления документа.
    9. Анализируется соответствие его действующему законодательству.
    10. Исследуется запрос заказчика.
    11. Составляется заключение эксперта.

    Правовая основа

    Рассмотрим, какие требования правовой экспертизы нормативно-правовых актов должны выполняться. Процедура может осуществляться отдельными специалистами и негосударственными организациями, у которых накоплены соответствующие знания и компетенции в конкретной области. Это зафиксировано в 41-й статье ФЗ №73 от 31 мая 2001 года, где в целом регулируется экспертная деятельность на территории России.

    Гражданский кодекс определяет соответствие сделки закону. Так, в ст. 168 говорится, что сделка, не соответствующая предписаниям закона, признается недействительной. А ст. 169 определяет ее незаконность в случаях, если она противоречит правовым основам и принципам нравственности.

    Вопросы для специалистов

    У эксперта могут запрашивать только информацию, касающуюся относительно его компетенции. Рассмотрим примерный список. Конечно, он не полон и имеет общий характер, но он сможет помочь сформировать образец правовой экспертизы нормативного правового акта, который клиент хочет получить в результате. Вот эти вопросы:

  • Составлен ли документ правильно?
  • Соблюдены ли в нем требования правопорядка и нравственности?
  • Имеется ли риск признания его недействительным, и если да, то какой он?
  • Нет ли нарушения прав и свобод контрагентов в документе?
  • Есть ли в нем ошибки? Какие?
  • Какие требуются еще документы, чтобы были учтены субъекты правовой экспертизы нормативных актов?
  • Какие пункты нужно изменить?
  • Какие пункты еще добавить?
  • Каково юридическое значение конкретного пункта?
  • Какие обязанности должна совершить сторона, исходя из юридического смысла конкретного пункта?
  • Нужны ли детали для исследования части документа?
  • Не имеет ли пункт скрытый смысл и толкование?
  • Как лучше переформулировать пункт, чтобы избежать неоднозначности в трактовке?
  • Имеются ли ошибки и неточности в пункте?
  • Может ли лицо, которое завизировало документ, делать это?
  • Есть ли в нем положения, которые ухудшают положение одной стороны по отношению к другой?
  • Может ли документ в случае его подписания привести к дополнительным расходам клиента?
  • После ответа на эти вопросы заключение правовой экспертизы нормативного правового акта станет более полным и ясным. Однако для исчерпывающего понимания следует конкретизировать вопросы в каждом случае. Тогда оценка эксперта поможет вам принять единственно правильное решение.

    Экспертное заключение

    После того как правовая экспертиза нормативно-правовых актов завершена, составляется заключение эксперта. В нем должна быть отражена нижеследующая информация:

  • Реквизиты акта, который был подвержен юридической экспертизе, с указанием всех изменений и дополнений, если таковые были.
  • Повод исследования. Например, был принят новый закон федерального, регионального или муниципального уровня, или имеются сомнения по поводу того, что в документе есть противоречие закону, ошибочное положение и т. п.
  • Предмет регулирования и его соответствие с указанием соответствующих статей.
  • Состояние регулирования в рассматриваемой сфере.
  • Оценка компетенции.
  • Соответствие содержания акта Конституции РФ.
  • Согласованность со всеми правилами юридической техники.
  • Заключение

    В статье мы рассмотрели, что такое правовая экспертиза нормативных актов, понятие и виды этого процесса. Получается, что этот механизм защищает контрагентов, например, при заключении дорогостоящего и долгосрочного договора от невыгодных для них условий. В общем, правовая экспертиза нормативно-правовых актов — это меры, направленные на обеспечение соответствия исследуемых документов всем законодательным актам с целью защиты прав и интересов граждан.

    fb.ru

    Проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и их проектов на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    Правовая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования (опубликования) на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства. В ходе правовой экспертизы оценивается также соответствие акта требованиям юридической техники, т.е. наличие необходимых реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии. Правовая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта, однако при необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

    По результатам проведения правовой экспертизы составляется мотивированное экспертное заключение.

    При выявлении в акте положений, не соответствующих Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству, мотивированное экспертное заключение, содержащее предложение об отмене данного акта или приведении его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший нормативный акт. Экспертное заключение на акт, затрагивающий компетенцию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти или иных государственных органов, при необходимости может быть направлено в их адрес.

    Повторные экспертизы нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации проводятся также по поручению Минюста России, Главного управления Минюста России по Москве, запросам аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или по собственной инициативе.

    В случае, если орган государственной власти, принявший нормативный правовой акт, не предпринимает мер по приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством территориальный орган передает в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования экспертное заключение и другие документы о несоответствии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации Конституции Российской Федерации и (или) федеральному законодательству.

    В отчетном периоде по результатам проведенной правовой экспертизы подготовлено 1290 экспертное заключение, из них: 4 на Устав (Основной Закон) Тамбовской области Российской Федерации, 186 на законы Тамбовской области, 4 на постановления Тамбовской областной Думы, 611 на постановления администрации Тамбовской области, 84 на постановления главы администрации Тамбовской области, 401 на акты иных органов исполнительной власти области.

    По результатам проведенных экспертиз подготовлено 40 экспертных заключений о несоответствии федеральному законодательству: из них в отношении 3 постановлений главы администрации области, 37 актов иных органов исполнительной власти. В АППГ подготовлено 63 экспертных заключения о несоответствии федеральному законодательству, из них: в отношении законов Тамбовской области – 5 экспертных заключений, постановлений администрации Тамбовской области – 19, постановлений главы администрации области – 4, актов иных органов исполнительной власти – 35.

    Причиной снижения количества подготовленных Управлением экспертных заключений о несоответствии федеральному законодательству является активизация работы с проектами нормативных правовых актов, в связи с чем нормативные правовые акты, прошедшие предварительную правовую и антикоррупционную экспертизы на стадии проекта, поступают в Управление для включения в федеральный регистр и проведения экспертиз без нарушений.

    Органы государственной власти Тамбовской области соглашаются с выводами, изложенными в экспертных заключениях, и вносят соответствующие изменения либо признают нормативный правовой акт утратившим силу. Так, за рассматриваемый период возражения в адрес Управления ни в отношении экспертных заключений о несоответствии федеральному законодательству, ни в отношении экспертных заключений с выводами о наличии коррупциогенных факторов, не поступали.

    Всего по состоянию на 31.12.2017 на основании экспертных заключений Управления 30 региональных актов приведены в соответствие с действующим законодательством (АППГ – 73), из них 23 нормативных правовых акта приведены на основании экспертных заключений Управления, подготовленных в отчетном периоде, и 7 нормативных правовых актов – на основании экспертных заключений Управления, подготовленных в 2016 году.

    Управлением постоянно отслеживается динамика федерального законодательства, проводится постоянная ревизия принятых актов, содержащихся в регистре, и по истечении трехмесячного срока после вступления в силу изменений федерального законодательства проводится их повторная правовая экпертиза. Данная работа имеет положительный эффект и позволяет своевременно актуализировать региональное законодательство.

    Так, за отчетный период проведена повторная экспертиза 38 региональных нормативных актов (АППГ – 22), по результатам которой подготовлено 11 заключений о несоответствии федеральному законодательству (экспертиза проведена в связи с изменением федерального законодательства) (АППГ – 20 – о несоответствии).

    Несоответствия федеральному законодательству были выявлены в следующих сферах правового регулирования:

    Жилищное законодательство – 3 (АППГ – 1);

    Законодательство в социальной сфере – 4 (АППГ – 16);

    Градостроительное законодательство – 3 (АППГ – 2);

    Земельное законодательство – 2 (АППГ – 0);

    Законодательство в сфере предпринимательства – 4 (АППГ – 1);

    Иные сферы законодательства – 24 (АППГ – 37).

    В отчетном периоде не были выявлены несоответствия федеральному законодательству в таких сферах как: административное законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетное и налоговое законодательство, законодательство в сфере государственной гражданской службы, законодательство в сфере образования, законодательство в сфере здравоохранения, законодательство в сфере охраны окружающей среды и природопользования, избирательное законодательство.

    В отчетном периоде в рамках участия в нормотворческой деятельности органов государственной власти Тамбовской области Управлением рассмотрено 277 проектов (АППГ – 203), из них: 5 проектов поправок к Уставу (Основному Закону) Тамбовской области Российской Федерации (АППГ – 5), 198 проектов законов Тамбовской области (АППГ – 158), 8 проектов постановлений областной Думы (АППГ – 12), 3 проекта постановлений администрации Тамбовской области (АППГ – 0), 63 проекта приказов иных органов исполнительной власти области (АППГ – 28). Замечания и предложения подготовлены по 60 проектам (АППГ – 49), в их числе: 3 проекта законов области (АППГ – 22), 1 проект постановления администрации Тамбовской области (АППГ – 0) и 56 проектов приказов иных органов исполнительной власти области (АППГ – 27).

    По состоянию на 31.12.2017 в 41 проекте нормативных правовых актов замечания Управления учтены при принятии нормативных правовых актов (АППГ – 41).

    Подготовленные в 2017 году замечания на региональные проекты состояли в несоответствии федеральному законодательству – 20 (АППГ – 27), нарушении правил юридической техники – 55 (АППГ – 38) и наличии коррупциогенных факторов – 25 (АППГ – 14).

    Несоответствия федеральному законодательству были выявлены в проектах, регулирующих следующие сферы общественных отношений:

    — законодательство в социальной сфере – 3 (АППГ – 8);

    — градостроительное законодательство – 1 (АППГ – 0);

    — законодательство в сфере предпринимательства – 4 (АППГ – 0);

    — законодательство в сфере охраны окружающей среды и природопользования – 2 (АППГ – 0);

    — иные сферы – 10 (АППГ – 9).

    В отчетном периоде, также, как и в АППГ, Управлением самостоятельно проекты нормативных правовых актов области не разрабатывались.

    Прокуратура области и Управление в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие по вопросам приведения регионального законодательства в соответствие с требованиями федерального законодательства; выработки единой позиции по принимаемым нормативным правовым актам; выявления и устранения пробелов и противоречий в региональном и федеральном законодательстве.

    Ежемесячно проводится обмен информацией об актах, содержащих противоречия федеральному законодательству.

    Управление направляет в прокуратуру области отрицательные экспертные заключения, сообщает о случаях длительного отсутствия реакции органов государственной власти области на отрицательные экспертные заключения Управления. Прокуратура, в свою очередь, информирует Управление о результатах рассмотрения данных заключений, а также представляет копии актов прокурорского реагирования на нормативные правовые акты области для включения их в федеральный регистр нормативных правовых актов Тамбовской области в качестве дополнительных сведений.

    По результатам рассмотрения экспертных заключений Управления в 2017 году прокуратурой области акты прокурорского реагирования не выносились.

    to68.minjust.ru

    Образцы (примеры) экспертиз

    Для того, чтобы любой начинающий эксперт имел возможность ознакомиться из каких основных разделов состоит экспертное заключение, мы приводим на этой странице всевозможные образцы и примеры автоэкспертиз. Мы надеемся, что это поможет Вам быстрее понять суть профессии и стать первоклассными экспертами.

    1. Если Потребитель не смог урегулировать спор в досудебном порядке и уже идет судебный процесс.

    С образцом (примером) судебной экспертизы можно ознакомиться тут.

    2. Если возник спор и необходимо установить истинную причину неисправности автомобиля, например двигателя.

    С образцом (примером) заключения экспертизы можно познакомиться здесь.

    3. Если неизбежна судебная экспертиза и необходимо ответить на ряд спорных вопросов.

    С образцом (примером) ходатайства о назначении (проведении) экспертизы знакомиться вот тут.

    4. Если что-то сломалось в транспортном средстве и необходимо установить характер дефекта — производственный или эксплуатационный.

    С образцом (примером) технической экспертизы знакомимся здесь.

    5. Если идет спор о причинах возникновения повреждений (следов) на кузове транспортного средства.

    С образцом (примером) трасологической экспертизы можно познакомиться вот здесь.

    6. Если Вам назначили судебную экспертизу.

    С образцом (примером) определения о назначении экспертизы можно познакомиться тут.

    7. Если Вы хотите узаконить свои взаимоотношения с Заказчиком.

    Образец (пример) договора на проведение экспертизы скачивайте здесь.

    8. Если Вам необходимо сделать экспертизу после ДТП.

    С образцом (примером) автотехнической экспертизы знакомьтесь на этой странице.

    9. Если Вам необходимо пригласить вторую заинтересованную сторону на экспертизу.

    Образец (пример) уведомления о проведении экспертизы скачивайте тут.

    Образец (пример) товароведческой экспертизы смотрите там.

    www.avtoexpert.pro

    Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

    В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» к полномочиям органов прокуратуры отнесено проведение антикоррупционной экспертизы законов, других нормативных правовых актов, издаваемых в стране. В связи с этим Закон о прокуратуре был дополнен новым направлением деятельности (функцией) прокуратуры, которое сформулировано в ст. 9.1 и именуется: «Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

    По существу, в данном случае речь идет о новом направлении деятельности прокуроров, связанной с их участием в правотворческом процессе.

    Порядок реализации предписаний Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ определен приказом Генерального прокурора РФ от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

    Согласно ст. 9.1 Закона о прокуратуре на прокуроров возложено проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, изданных: 1) федеральными органами исполнительной власти; 2) органами государственной власти субъектов РФ; 3) иными государственными органами и организациями; 4) органами местного самоуправления; 5) их должностными лицами.

    В случае выявления коррупциогенных факторов в иных нормативных актах, а также в проектах нормативных правовых актов, прокуроры об этом должны информировать соответствующие органы и должностных лиц.

    Обязанность по организации и осуществлению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов возложена на заместителей Генерального прокурора, начальников управлений в федеральных округах, прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов и районов, прокуроров других территориальных и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур.

    Реализацию полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы в органах прокуратуры осуществляют конкретные работники.

    Антикоррупционная экспертиза проводится в порядке и согласно методике, определенной Правительством РФ, а также соответствующей методике, разработанной Генеральной прокуратурой РФ.

    Приказом от 28.12.2009 № 400 установлены сроки изучения нормативных правовых актов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов: акты федеральных органов и их должностных лиц должны быть рассмотрены в течение двух месяцев со дня принятия, иные акты — в течение одного месяца.

    При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов соответствующий прокурор обязан внести в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование о его изменении с предложением способа устранения таких факторов: внести в него изменение, отменить данный акт (или его отдельные нормы), принять новый нормативный акт.

    Требование прокурора подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в 10-дневный срок со дня его поступления.

    Требование прокурора, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа с участием представителей прокуратуры.

    О результатах рассмотрения требования незамедлительно сообщается прокурору, вынесшему требование.

    Соответствующий прокурор вправе направить заявление в суд о признании недействительным нормативный правовой акт, противоречащий федеральному законодательству и содержащий коррупциогенные факторы, о внесении в него изменений с целью исключения из него коррупциогенных факторов. Прокурор вправе также обратиться в суд (по гражданским делам, в арбитражный суд) в случае отклонения его требования, адресованного органу, организации или их должностному лицу.

    Рассмотрение судом заявления о внесении изменений в нормативный правовой акт с целью исключения из него коррупциогенных факторов проводится с участием прокурорских работников.

    studme.org

    Экспертиза правового акта образец

    Правовая экспертиза на предмет соответствия антикоррупционному законодательству

    Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» [2] антикоррупционная экспертиза является одной из мер по профилактике коррупции.

    На всех уровнях законодатели должны проводить антикоррупционную экспертизу принимаемых законопроектов, для исключения коррупциогенных факторов, что является мерой по профилактике коррупции.

    Обязанность проведения антикоррупционной экспертизы введена относительно недавно, в рамках текущей административной реформы. Однако за время существования указанной нормы в части изменен порядок работы органов государственной власти при принятии тех или иных нормативных правовых актов

    Одним из направлений по противодействию коррупции является создание законодательства, препятствующего совершению действий коррупционного характера [16]. Главной задачей должно быть принятие таких законопроектов, которые исключали бы возможность проявления коррупции.

    Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

    а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

    б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

    в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

    В настоящее время законодательство РФ регламентирует деятельность государственных органов, а также органов местного самоуправления, предоставляющих заявителям соответствующие услуги (разрешения, справки и др.) [14]. Проведена работа по регламентации действий должностных лиц, оказывающих услуги заявителям с помощью издания регламентов предоставления услуг или исполнения функций, в которых четко прописаны все действия должностного лица, начиная от приема заявления и заканчивая результатом получения услуги заявителем. Однако указанные регламенты принимаются каждым органом государственной власти индивидуально, и в некоторых документах законодатели оставляют себе право на рассмотрение заявления в течение 30 дней, как это установлено Федеральным законом «Об обращении граждан», а не более сжатые сроки.

    Также принятие указанных регламентов позволяет не выходить за рамки установленных норм и правил оказания услуг и дает возможность контролировать ход оказания услуги [12].

    В соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [3] и в целях обеспечения реализации его норм Правительством РФ было принято Постановление «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», которым утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

    На основании принятых Правил антикоррупционной экспертизе подлежат действующие нормативные правовые акты, а также проекты нормативных правовых актов.

    Субъектами антикоррупционной экспертизы являются: Министерство юстиции, органы прокуратуры, федеральные органы исполнительной власти, а также независимые эксперты, которые тоже могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.

    Таким образом, при принятии вышеуказанных норм и правил по проведению антикоррупционной экспертизы в настоящее время имеется достаточная правовая база для ее проведения.

    Заключение как результат правовой экспертизы нормативного правового акта

    Результатом проведения правовой экспертизы является заключение о ее проведении. Заключение является официальным документом, отражающий результат проведенного исследования.

    При составлении заключения указываются выявленные все недостатки проверяемого документа либо если исследование показало, что замечаний нет, и соответствующие показатели отражены в заключении.

    При обнаружении нарушений правил и норм составления нормативного правового акта экспертом должно быть четко отражено, какие нормы законодательства нарушены.

    В соответствии с этапами правовой экспертизы, экспертное заключение должно содержать ответы на основные вопросы:

    — существует ли потребность в правовом регулировании данного вида общественных отношений?

    — насколько полно определен предмет правового регулирования, насколько необходимы и достаточны правовые нормы для достижения целей исследуемого акта?

    — насколько конкретно и однозначно определены права и обязанности субъектов регулируемых отношений?

    — есть ли отсылки к потенциальному или уже действующему нормативному правовому акту в Российском законодательстве?

    — соответствуют ли нормы потенциального или уже действующего нормативного правового акта нормам актов более высокой юридической силы?

    — порождает ли введение или действие нормативного правового акта коллизии в системе законодательства?

    — необходимо ли в связи с этим изменение действующего законодательства?

    В случае выявления нормотворческих ошибок, они должны быть отражены в экспертном заключении. В практике нормотворчества выявлены основные возможные дефекты нормативных правовых актов:

    2. Избыточная нормативность.

    3. Нарушение стиля.

    4. Коллизии между отдельными законами.

    5. Неправильный выбор вида правового акта;

    6. Ошибочное понимание (толкование) назначения и смысла правового акта;

    7. неправильное оформление текста акта.

    8. Нарушение системных связей между актами разной юридической силы;

    9. Запоздалая корректировка и отмена устаревших норм актов.

    Экспертное заключение, как показывает практика должно состоять из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

    Во вступительной части указываются основные положения о соответствии законопроекта действующему законодательству;

    В основной части — замечания и предложения по содержанию законопроекта;

    В заключительной части пишется вывод о возможности или невозможности принятия законопроекта или действия уже существующего законопроекта.

    studbooks.net

    Это интересно:

    • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
    • Заявление ростелеком на отключение телефона Как отказаться от домашнего телефона Ростелеком В современном мире стационарный аппарат постепенно уходит на второй план. Его место занимают мобильники и смартфоны. Этому способствуют многие причины: повышение абонентской платы, удобство мобильной связи, которая в месяц обходится […]
    • Досрочное назначение пенсии в 2018 году Досрочная пенсия Кому положена досрочная пенсия в 2018 году? В России гражданин получает возможность выйти на пенсию при наступлении, установленного законом пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55). Однако, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, возможен […]
    • Аудит налога на прибыль Аудит налога на прибыль: последовательность проведения и оформление результатов При подсчете и уплате налогов компании и государство являются заинтересованными лицами и в спорных ситуациях у каждого из них своя правда. Поэтому и действует система налогового аудита, в том числе и для […]
    • Стаж для педагогической пенсии Льготная пенсия для педагогов. Льготная пенсия педагогам дополнительного образования Для некоторых категорий граждан в России предусмотрено наличие льготной трудовой пенсии. Соответственно, есть возможность получения страховых выплат от государства раньше положенного срока (55 для […]
    • Штраф за пересечение 2 сплошных Когда пересечение двойной сплошной карается штрафом (и его размеры), а когда нет? До сих пор состояние дорог в нашей стране большей частью можно считать неудовлетворительным, поэтому у водителей порой не остаётся возможностей передвигаться по ним, не нарушая правила, например, выезжая на […]
    • Возврат товара при быстрой покупке В какие сроки возможен возврат товара Совершив неудачную покупку, многие задумываются о возможности соблюдения срока возврата товара. Условия возврата приобретения и сроки устанавливаются законом о защите прав потребителей (далее – Закон). Здесь учтены интересы обеих сторон, покупателя и […]
    • Аренда транспорта налоги Нужно ли удерживать страховые взносы с аренды автомобиля? Отправить на почту Страховые взносы с аренды автомобиля не начисляются и не уплачиваются арендатором только в том случае, если арендуется авто без экипажа. Если же в аренду взят автомобиль с экипажем, то обязательно придется […]