Чего развивается из споры мха

admin

Практическая работа «Строение зелёного мха кукушкин лён»

Издали мхи напоминают ковёр или мех зеленоватого, красного или бурого цвета. Вблизи можно увидеть, что ворсинки ковра — это стебельки с листочками. Листочки мхов состоят обычно из одного слоя клеток. Стебли мхов выносят листья к свету. У многих мхов на стеблях есть тонкие выросты — ризоиды, которыми они цепляются за грунт.

Зелёный мох кукушкин лён — небольшое растение, обычно не более 20 см. У кукушкина льна стебли буровато-зелёные, неветвящиеся, густо покрыты узкими листьями.

Мхи растут густыми дернинками. Дождевая вода помогает попасть сперматозоидам на верхушки женских растений. Проникают к яйцеклеткам, происходит оплодотворение, и образуется зигота. На следующий год из зиготы развивается коробочка со спорами. Спора попадает на влажную почву и прорастает, образуя тонкую зелёную нить. Нить ветвится; на ней появляются почки, из которых вырастают побеги мха.

Что делаем. Рассмотрите растение зелёный мох кукушкин лён.

Найдите: стебель и листья, ризоиды, (тонкие бурые выросты), ножку и коробочку (на верхушке стебля).

Рассмотреть лист под микроскопом и зарисовать в тетради.

Определить форму стебля (ветвистая, неветвистая).

Определить мужское это, или женское растение.

Что делать дальше. Снять препаровальной иглой колпачок и рассмотреть коробочку с крышечкой. Изучить строение.

Под лупой рассмотреть продольный разрез коробочки с крышечкой и внутри найти споры. Рассмотреть споры под лупой.

Приготовить к отчёту: рисунок внешнего вида с надписями частей растения (стебель, листья, ножка, коробочка, покрытая колпачком). Указать пол данной особи.

www.biouroki.ru

Часть вторая. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Раздел IV. НАД ЦАРСТВО ЯДЕРНЫЕ ОРГАНИЗМЫ

СИСТЕМАТИКА ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

I. Высшие споровые растения (архегониальные)

ТЕМА. Мхи и папоротникообразные

Зеленые мхи. Строение и размножение кукушкина льна. Мох сфагнум, особенности его строения. Образование торфа, его значение. Папоротник. Строение и размножение. Хвощ. Плаун.

Общие указания . Тело высших растений дифференцировано на ткани и органы, которые появились у них как одно из приспособлений к жизни на суше. Спорангии и гаметангии у них многоклеточные. Систематическое положение всех отделов высших растений отражает последовательность их появления на Земле и усложнение строения тела, связанное с изменениями условий жизни в процессе исторического развития органического мира (см. рис. 15, 16).

Рис. 16. Редукция гаметофита и преобладание спорофита в цикле развития растений в процессе эволюции:

А — зеленые водоросли, Б — мхи, В — папоротники, Г — голосеменные, Д — покрытосеменные

Важный момент в изучении высших растений — понимание цикла развития, который заключается в прохождении каждой особью в ее онтогенезе половой и бесполой фаз (поколений). Половое поколение — заросток, или гаметофит, — образуется из спор, имеет гаплоидный набор хромосом. Оно выполняет функцию образования гамет в специальных органах полового размножения — архегониях и антеридиях. Яйцеклетки развиваются в архегониях, сперматозоиды — в антеридиях. Следовательно, само название поколения «гаметофит» и обозначает растение, образующее гаметы. Бесполое поколение — спорофит формируется из зиготы, несет диплоидный набор хромосом. Оно выполняет функцию образования спор в специальных органах — спорангиях. Ткань спорангиев также имеет диплоидный набор хромосом.

Она делится путем мейоза (как и в животном организме при образовании половых клеток в зоне созревания), в результате чего развиваются гаплоидные клетки — споры. Здесь название поколения «спорофит» и означает растение, образующее споры. У мхов преобладает гаметофит (половое поколение), у папоротников, хвощей, плаунов — спорофит (бесполое поколение).

• Повторить учебный материал.

• Ответить на вопросы для самоконтроля.

• Выполнить контрольную работу № 27.

• Проанализировать таблицы 63, 64.

• Проанализировать схему 36, рисунок 17.

Рис. 17. Цикл развития папоротника:

1 — заросток (гаметофит), 2 — архегоний, 3 — антеридий, 4 — зигота (образуется внутри архегония), 5 — развивающийся на заростке молодой спорофит,

6 — спорофит, 7 — сорусы на обратной стороне листа (вайи), 8 — спорангий, 9 — споры, 10 — прорастание споры

Вопросы для самоконтроля

• Какие признаки характерны для высших растений?

• Какие отделы растений относят к высшим растениям?

• Чем отличается цикл развития растения от цикла развития животного?

• Какое поколение называют бесполым и почему?

• Какое поколение называют половым и почему?

• Из чего развивается спорофит и какой он имеет набор хромосом?

• Что развивается из спор?

• Какую функцию выполняет заросток?

• Какой из факторов окружающей среды является главным для размножения мхов?

• Чем представлен у мхов гаметофит и чем — спорофит?

• В чем отличие цикла развития мхов от цикла развития других высших растений?

• В чем преимущество диплоидного растения по сравнению с гаплоидным?

• Почему мхи представляют собой тупиковую ветвь эволюции?

• Чем отличается сфагновый мох от кукушкина льна?

• Какие растения можно считать более достоверными предками папоротникообразных?

• В какой геологической эре и в каких периодах появились и господствовали папоротникообразные?

• При каких условиях древние папоротникообразные могли законсервироваться в виде каменного угля?

• Где развиваются споры у папоротника, хвоща, плауна?

• Что развивается из спор у папоротника, хвоща, плауна?

• Какова функция заростков у высших споровых растений?

• Что является заростком у мха, папоротника, хвоща, плауна?

• Чем различаются заросток и предросток?

• Какова роль различных представителей высших растений в природе и хозяйстве?

Контрольная работа № 27

1. Каково строение тела высших растений (одноклеточное, слоевище, колониальное, листостебельное)?

2. Чем отличается листостебельное тело от слоевища (наличие тканей, отсутствие тканей, наличие органов, отсутствие органов)?

3. Каков способ питания высших споровых растений (фототрофный, хемотрофный, сапротрофный, паразитический)?

4. Какие органеллы характерны для клеток высших растений (ядро, цитоплазма, хроматофор, хлоропласты, митохондрии)?

5. Что развивается из спор у высших споровых растений (гаметофит, спорофит)?

6. Что развивается из зиготы у высших споровых растений (половое поколение с гаметангиями, бесполое поколение со спорангиями)?

7. Где находятся половое и бесполое поколение у мхов (на одном растении, на разных растениях)?

8. Из чего вырастает растение мха (из споры, из зиготы)?

9. Из чего вырастает коробочка у мха (из споры, из зиготы)?

10. Почему процесс образования торфа связан со сфагновым мхом (мох поселяется на болоте, задерживает влагу, не гниет в толще отложений)?

11. Где расположены спорангии: у папоротника (лист, колосок); у хвоща (лист, колосок); у плауна (лист, колосок)?

12. Что служит ограничивающим фактором в цикле развития споровых растений (воздух, вода, температура)?

13. Споры какого из названных растений применяют в металлургии, пиротехнике, медицине (папоротник, мох, плаун, хвощ)?

Схема 36. Цикл развития спорового растения

Экология высших споровых растений

Это первые наземные растения, обитающие во влажных, часто под пологом леса местах, или на болотах, или на полях с кислыми почвами. Господствовавшие в палеозое древовидные папоротники, хвощи и плауны в наше время представлены травами, за исключением тропических древовидных папоротников. Мхи же за этот период изменились мало, так как они занимают только свойственные им влажные места обитания. Этим растениям для размножения необходима вода, поскольку их гаметы — сперматозоиды — переносятся к яйцеклеткам только в капельножидкой среде, а заростки могут расти только на влажной почве. Жизнь в трудных условиях суши вела отбор на такие приспособительные признаки, как формирование вегетативных органов (корень, стебель, лист), органов размножения (архегонии, антеридии, спорангии), а также тканей. В цепях питания прошлых геологических эпох высшие споровые растения занимали ведущее место: они служили пищей для травоядных земноводных, пресмыкающихся. В настоящее время их роль как кормовых растений заметно уменьшилась, но значение в природе осталось: они удерживают воду в почве, создают условия для сохранения и прорастания семян голосеменных и покрытосеменных растений, являются средой обитания для животных. В хозяйстве человека велика роль древних древовидных форм, давших залежи каменного угля, который, как и торф, служит не только топливом, но и ценным химическим сырьем. Среди этой группы растений лишь хвощ полевой является трудноискоренимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Высшие споровые — живые ископаемые, дошедшие до наших дней, поэтому их надо беречь и охранять. В Красную книгу занесено 22 вида мхов, 10 — папоротников и 4 — плаунов.

Таблица 63. Сравнительная характеристика отделов высших споровых растений

www.compendium.su

Как прорастают споры у мхов, папоротников?

Папоротники можно размножать не только делением корневищ, но и спорами. Находятся они на нижней стороне листьев. При созревании они хорошо видны.

Созревший лист папоротника следует сорвать и на несколько дней поместить в целлофановый пакет. Собранные таким образом споры посейте на хорошо прогретый и продезинфицированный субстрат, находящийся в плоских плошках. После посева спор субстрат обязательно поливайте, особенно в жаркую погоду. Через два — три месяца споры прорастут и появятся маленькие заростки. Растения, выросшие из заростков, пикируйте, когда они достигнут высоты 4—5 см.

Папоротники — многолетние травянистые растения. Они растут во влажных тенистых местах, чаще под пологом леса и по сырым оврагам. У папоротников есть не только стебли и листья, как у мхов, но и корни. У папоротников наших лесов имеются корневища. На корневище образуются придаточные корни и листья с длинными черешками. В клетках листьев папоротников имеется хлорофилл; поэтому они, как и все зеленые растения, сами образуют органические вещества из неорганических. Эти вещества используются для питания растения и откладываются в запас в корневище. Корневища некоторых папоротников ядовиты. Если летом приподнять лист папоротника, на его нижней стороне можно увидеть маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся кучки мелких мешочков, в которых созревают споры. Мешочки со спорами можно рассмотреть только под микроскопом.

Созревшие споры выпадают, разносятся ветром, попадают в благоприятные условия и прорастают, как споры мха. Но из проросшей споры папоротника развивается маленькая зеленая пластинка диаметром в несколько миллиметров. Это заросток папоротника. Он живет самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские гаметы — сперматозоиды и женские гаметы — яйцеклетки. Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды. По воде сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш.

Зародыш сначала получает питательные вещества от зеленого заростка. Он растет, и постепенно развиваются корень и очень короткий стебель с первым листом. Со временем из заростка развивается растение, которое мы обычно называем папоротником.

Споры — обычно одноклеточные образования, служащие для бесполого размножения мхов и их распространения. Размеры спор у листостебельных мхов сильно колеблются. Самые мелкие споры известны у даусонии (5 мкм) и у политрихума (7 —10 мкм) , чаще встречаются виды, у которых диаметр споры 10— 12 мкм. Наиболее крупные споры найдены у некоторых видов бриума (Bryum), энкалипты (Encalypta) (35—50 мкм) , реже споры имеют диаметр до 80 мкм, как у эфемерума (Ephemerum). Изредка диаметр спор достигает 100— 200 мкм. Такие гигантские споры встречаются только у видов рода архидиум, у которых в маленькой клейстокарпной коробочке образуется всего около 30 спор. У некоторых родов, преимущественно тропических мхов, споры многоклеточные, так как начинают прорастать еще в спорангии. Форма спор варьирует незначительно, обычно они шаровидные, реже овальные, иногда слабо округло-угловатые, редко почковидные (у эфемерума) . У сфагнума и андреи споры округло-тетраэдрические. Скульптура оболочки спор чрезвычайно разнообразна. Споры мхов обладают большой жизнеспособностью, они могут выносить как периоды засухи, так и зимние холода. Опыты показали, что при длительном хранении в гербарии споры многих мхов не теряли способности к прорастанию. Особенно поразительна морозостойкость спор. Так, воздушно-сухие споры после замораживания их в течение нескольких часов при температуре ниже —200 °С нормально прорастали на питательных средах. Они достаточно хорошо выносят и кратковременное нагревание до +100 °С. Только длительным сохранением жизнеспособности спор можно объяснить массовое появление мхов на нарушенных местообитаниях: по краям канав, на пожарищах. При оптимальных условиях освещения, температуры, влажности и определенной реакции субстрата (кислой, нейтральной, щелочной) зрелые споры большинства мхов прорастают через несколько дней или через несколько недель после высыпания из коробочки. В результате прорастания спор развивается первичная протонема, на которой затем закладываются почки и из них вырастают молодые облиственные растения. У листостебельных мхов известны числа хромосом от 5 до 66. Полиплоидия у них распространена так же широко, как и у цветковых. Полиплоидные растения возникают из регенеративной протонемы спорофита, нередуцированных спор и при удвоении числа хромосом в вегетативных клетках, особенно в органах вегетативного размножения.

Споры располагаются в спорангиях на нижней стороне листьев (вай) папоротника. Когда спарангии приобретают бурую окраску — значит споры созрели. Нужно срезать лист и поместить его в пакет, пропускающий воздух, хорошо закрыть и подвесить в теплом месте. Через неделю мелкие споры начнут высыпаться.
*В субстрате (торф или земляная смесь) не должно быть никаких семян. Поэтому его нужно промыть через сито крутым кипятком. Дать воде стечь и сразу заполнить субстратом маленькие плошки.
*Когда субстрат охладится, нужно рассыпать по нему споры. По возможности старайтесь не касаться спор руками, чтобы потом не разносить семена.
*Плошки или контейнеры закройте как следует крышкой и поставьте в теплое, светлое место.
Если при работе не соблюдалась чистота, очень скоро образуются грибки плесени. Через два-три месяца на поверхности субстрата покажется моховидный налет. Эти заростки, которые имеют женские и мужские органы. В достаточно теплой и влажной среде произойдет оплодотворение. Но покуда можно будет распознать крохотные вайи, могут пройти и долгие месяцы. И тогда настанет время пикировать папоротники и ухаживать за ними, рассадив по отдельным горшочкам. Маленьким растеньицам нужен всегда один и тот же субстрат, теплое, светлое место и высокая влажность воздуха — под полиэтиленовым пакетом или в мини-оранжерейке. Когда папоротники вырастут примерно до 4 см, их можно подкармливать удобрениями. Как только земляной ком хорошо прорастет корнями, папоротники пересаживают в горшки большего размера с обычным субстратом.

Созревший лист папоротника следует сорвать и на несколько дней поместить в целлофановый пакет. Собранные таким образом споры посейте на хорошо прогретый и продезинфицированный субстрат, находящийся в плоских плошках. После посева спор субстрат обязательно поливайте, особенно в жаркую погоду. Через два — три месяца споры прорастут и появятся маленькие заростки. Растения, выросшие из заростков, пикируйте, когда они достигнут высоты 4—5 см.

otvet.mail.ru

Что такое мхи? Строение, размножение, виды мхов, их значение и применение

Чтобы разобраться, что такое мхи, нужно изучить древнейшую группу растений. Группа эта — высшего типа, обособленная и многочисленная. В наше время на всей планете существует почти 30 тысяч разновидностей мхов.

Классификация

Ботаники открыли и исследовали все известные виды мохообразных растений, классификация которых базируется на различиях в морфологическом строении, способах распространения и строении споровых коробочек. Отдел моховидных условно можно подразделить на такие классы: лиственные, печёночные и антоцеротовые мхи.

Лиственные мхи

Что такое мхи лиственные? Их иначе называют бриопсидами. Это многочисленный класс, насчитывающий около 15 тысяч видов. Представители данной группы признаны самыми высокоразвитыми из всех растений этого отдела. Бриопсиды очень разнообразны, причем как по форме, так и по габаритам. Иногда они достигают значительных размеров. Наиболее жизнеспособный этап их существования — гаметофит. Выглядит растение как стебель с однослойными листьями, расположенными по спирали. Размножаются бриопсиды спорами. Распространены они в тундре, болотистых и влажных местностях. Представители: кукушкин лен, мох сфагнум.

Печеночные мхи

Что такое мхи печеночные (печеночники)? Они насчитывают около 8,5 тыс. видов и подразделяются на два подкласса: маршанциевые и юнгерманниевые печёночники. Преобладающая жизнеспособная стадия — гаметофит. Внешне растение напоминает уплощенный «стебель» с листьями, расположенными вдоль. Размножается спорами при помощи элатеры (специальной пружинки). Печеночники распространены в тропическом и умеренно-влажном климате. Типичные представители: блефарострома волосолистная, маршанция полиморфная, барбилофозия плауновидная, птилидиум реснитчатый.

Антоцеротовые мхи

Что такое мхи антоцеротовые? Этот класс мхов специалисты часто расценивают как подкласс печеночных мхов. Он включает в себя почти 300 видов.

В жизненном цикле преобладает стадия спорофит. Внешне растение выглядит как розеткоподобное или лопастное слоевище. Эти мхи встречаются в климатических зонах умеренного влажного и тропического типа. Представитель класса — антоцерос.

Обобщенная характеристика мхов

Итак, что такое мхи? Это – низкорослые растения, высота которых может варьироваться от 1 мм до 60 сантиметров. Растут они на стволах деревьев, на стенах домов, на земле, в пресных водоемах и болотах. По причине непереносимости соли растения не встречаются в морях и на засоленных почвах. Чаще всего строение мхов весьма простое – стебли и листья. А вот корни у рассматриваемых растений отсутствуют вовсе. Воду и полезные вещества они впитывают ризоидами или всем телом. Адаптация к наземному существованию привела к тому, что у мхов появились покровные и механические ткани, а также новые клетки, выполняющие проводящую функцию. Растение это многолетнее, чаще всего небольшого размера (высотой всего несколько мм), реже крупное (до 60 см). Тело его выглядит как слоевище (антоцеротовые или отдельные печеночники) или же разделяется на “стебель” и “листья”. Прикрепление к субстрату и всасывание воды осуществляется выростами клеток, так называемыми ризоидами (у них, как правило, отсутствует проводящая система).

Строение мхов сфагновых также не отличается замысловатостью. Это крупные светло-зеленые или немного красноватые куртинки. У них прямостоячие “стебли”, с расположенными пучковидно олиственными “ветвями”. Без ризоидов стебель мха прямостоячий (постепенно отмирающий снизу), облиственный в несколько рядов, с многочисленными облиственными боковыми отростками, которые собраны на верхушке стебля в плотную головку. На протяжении остального стебля ветви собраны пучками. Последние состоят из 3-13 ветвей, свисающих и отстоящих от стебля. На верхушке “ветки” укорачиваются и собираются в плотную головку. Бесцветные водоносные клетки с порами составляют наружный слой “стебля”.

Однослойные “листья” сфагнума включают клетки двух видов: фотосинтезирующие и водоносные. Первые имеют червеобразную форму и содержат хлоропласты, расположенные между водоносными клетками. Таких клеток много, что позволяет сфагнуму всасывать большой объем воды. Спорофит сфагнума представляет собой коробочку округлой формы, в которой появляются споры, с крышечкой. Когда споры созревают, увеличивается давление внутри коробочки, вследствие чего крышечка открывается, и созревшие споры выбрасываются наружу. Этот процесс протекает в теплую погоду для лучшего распространения спор.

Что такое мхи зеленые? К ярким их представителям можно отнести кукушкин лен. Его “стебель” покрывают жесткие, темно-зеленые шиловидные “листья”. Он имеет ризоиды и вырастает до 30-40 см. Листья мха отогнутые и прямоотстоящие, с удлиненным пленчатым влагалищем и жилкой, выступающей из верхушки. “Стебель” обладает примитивной проводящей системой и раздельнополыми гаметофитами. Верхушка «стеблей» завершается антеридиями и архегониями. Из зиготы после оплодотворения развивается спорофит, который представляет собой коробочку на длинной ножке для созревания в ней гаплоидных спор. Коробочка прикрыта опадающим колпачком с тоненькими, опущенными волосками, подобными льняной пряже. Коробочка мха подразделяется на крышечку, шейку и урночку. Внутри коробочки «спрятана» колонка, наполненная бесплодными клетками. Вокруг колонки располагается спорангий. Урночка и крышечка граничат с кольцом, состоящим из клеток с утолщенными стенками. Это кольцо отвечает за сбрасывание урночки и ее отделение от крышечки.

Способы размножения мхов

Половое поколение в жизненном цикле растения преобладает над бесполым. Органы размножения мха образуются непосредственно на его теле. Это упомянутые выше архегонии и антеридии. Архегонии ответственны за формирование и развитие одной неподвижной женской гаметы, а антеридии – за множество гамет мужских. В оплодотворенной женской гамете (условие — наличие воды) начинает развиваться бесполое поколение мха – спорофит. Это своеобразная коробка на ножке, прикрепленная к телу мха. Она содержит много спор, которые способны прорастать при благоприятных условиях, образуя новое растение. Некоторые виды способны размножаться вегетативным способом. При этом от взрослого организма отделяется таллома, которая прикрепляется в непосредственной близости к растению, и начинает самостоятельное существование и размножение.

Распространение мхов

Сложнее определить, где нет мха, чем рассказать, где растет мох. Этот представитель флоры распространен почти везде – от тропиков до полярных областей. В тропических регионах мох растет преимущественно в гористой местности и в лесах, т. е. там, где преобладает повышенная влажность воздуха. Иногда почва, покрытая мхами, встречается и на засушливой территории, так как растение это обладает способностью временно останавливать свою жизнедеятельность в сухой период, а с появлением влаги возобновлять ее. В основном же, мхи преобладают в умеренном и субарктическом поясах северного полушария.

Мох и его значение

Значение мхов в природе огромно. Во-первых, благодаря этим представителям растительного мира регулируется ландшафтный водный баланс, ведь они способны аккумулировать в талломе большие запасы влаги. Во-вторых, растение мох создаёт особый биоценоз, особенно на таких территориях, где оно полностью покрывает почву. Кроме того, данная группа обладает свойством накапливать и удерживать радиацию. Значение мхов для животных также велико, ведь мохообразные являются основным видом корма для некоторых особей. Да и в жизнедеятельности человека это растение также играет немаловажную роль. Так, многие виды эффективно применяются в фармакологии. А торф, образующийся после отмирания мхов, используется в качестве топлива.

fb.ru

Чего развивается из споры мха

1. Наука, изучающая мхи:
А) альгология В) микология С) ботаника Д) лихенология Е) бриология

2. На заростке папоротника образуются:
А) зооспоры В) гаметы С) семена Д) споры Е) корни

3. Заросток папоротника имеет:
А) корень В) ризоиды С) стебель Д) листья Е) корневище

4. Листья полевого хвоща располагаются:
А) очередно В) супротивно С) одиночно Д) мутовчато Е) попарно

5. Из споры папоротника развивается:
А) зародыш В) молодое растение С) заросток Д) цветок Е) зигота

6. Заросток папоротника – это:
А) первичный корень В) стебель С) длинная нить Д) зеленая пластинка Е) корневище

7. Образуется из проросшей споры папоротника:
А) заросток В) предросток С) проросток Д) росток Е) плод

8. Споры мха созревают:
А) в ризоидах В) в корне С) в коробочке Д) в листьях Е) на стебле

9. Орган, которого нет к папоротника, несмотря на легенды:
А) спора В) стебель С) цветок Д) лист Е) корень

10. Тонкие нитевидные многоклеточные выросты наружной оболочки мхов:
А) гифы В) ризоиды С) корни Д) мицелий Е) корневища

11. Где лежат семязачатки у сосны:
А) в хвойниках В) в чешуе сосны С) в стеблях Д) в ветвях Е) в побегах

12. Что развивается из спор у высших споровых растений:
А) заросток В) спора С) зигота Д) гамета Е) водоросль

13. Что развивается из зиготы у высших споровых растений:
А) половое поколение с гаметангиями В) бесполое поколение со спорангиями С) споры Д) гаметы
Е) заросток

14. Что служит ограниченным фактором в цикле развития споровых растений:
А) воздух В) вода С) температура Д) освещенность Е) химический состав почвы

15. Из чего в процессе эволюции образовался семязачаток:
А) зигота В) гамета С) гаметафит Д) спорангий Е) пыльца

16. Что образуется внутри семязачатка у хвойных:
А) споры В) заросток с архегониями С) пыльца Д) микроспора Е) семенные чешуйки

17. Листья сфагнума имеют клетки:
А) хлорофиллоносные с большими межклетниками В) хлорофиллоносные и водоносные
С) хлорофиллоносные, водоносные, и бесцветно покровные Д) бесцветные, заполненные водой
Е) бесцветные с вакуолями

18. Беловатый цвет листьев сфагнума объясняется наличием:
А) особых веществ в пластидах клеток В) большого числа водоносных клеток С) воскового налета на поверхности листьев Д) хлорофиллоносных клеток Е) отсутствием клеток с хлорофиллом

19. Из спор кукушкина льна прорастают зеленые ветвящиеся нити-предростки, из почек которые образуются растения:
А) с почками, из которых вырастают побеги В) с женскими и мужскими половыми клетками С) с коробочками со спорами Д) без спор Е) с женским гаметофитом

20. Ризоиды у кукушкина льна:
А) не развиваются В) развиваются в молодом возрасте С) развиваются, как у молодых, так и у взрослых Д) на втором году Е) на пятом году

Вариант 2.

1. Быстрое заселение сфагнумом территории и образования в этих местах болота связано:
А) с высокой гигроскопичностью листьев В) быстрым ростом и ветвлением С) с увеличением числа особей вегетативным путем Д) отсутствием гигроскопичности листьев Е) наличием проводящей ткани

2. Споры образуются у:
А) ламинарии В) фукуса С) хлореллы Д) хламидомонады Е) кукушкина льна

3. папоротники имееют:
А) листья, корневище и ризоиды В) листья, корневище и стебель С) надземный побег, корневище, корни Д) стебель, ризоиды Е) листья, ризоиды

4. появление хвощей на лугах и полях свидетельствует о том, что:
А) почва кислая, и внее нужно вносить известь В) почва щелочная и в нее нужно вносить кислоту
С) почва нейтральная Д) в почву нужно вносить удобрения Е) нет верного ответа

5. Избавление от хвощей на огородах затруднительно потому что:
А) на корневищах развиваются клубеньки В) корневище находится глубоко в почве С) корневище образует много побегов Д) много придаточных корней Е) нет верного ответа

6.какие растения были первыми наземными растениями:
А) грибы В) лишайники С) псилофиты Д) мхи Е) водоросли

7. Воду и менеральные вещества мхи поглощают:
А) корнями В) ризоидами, стеблем, листьями С) корневищем Д) воздушными корнями Е) сосудами

8. Листья у кукушкина льна остаются зелеными в течении
А) 1 года В) 5 лет С) 2-3 лет Д) более 10 лет Е) 50 лет

9. Побеги кукушкина льна живут:
А) 5 лет В) до 10 лет С) 6-8 лет Д) более 10 лет Е) более 20 лет

10. Коробочка на ножке у моховидных – это:
А) гаметофит В) спорангионосец С) спорофилл Д) спорофит Е) спорангий

11. Из споры кукушкина льна во влажной почве образуется:
А) тонкая зеленая нить В) заросток С) спороносный колосок Д) зигота Е) спорофит

12. Взрослые растения сфагнума лишены:
А) листьев В) ветвистых стебельков С) водоносных клеток Д) хролофиллоносных клеток Е) ризоидов

13. В образовании торфа участвует:
А) улотрикс В) фукус С) кукушкин лен Д) сфагнум Е) олений мох

14. Основные отличия внешнего строения папоротникообразных от мхов и водорослей:
А) наличие стеблей, листьев, корней В) наличие ризоидов и корней С) наличие таллома Д) наличие гиф Е) отличий нет

15. Листья папоротников в отличие от листьев цветковых растений растут:
А) основанием В) верхушкой С) серединой листовой пластинки Д) всей поверхностью листовой пластинки Е) не растут вообще

16. В жизненном цикле папоротникообразных преобладает:
А) спорофит В) гаметофит С) зигота Д) зародыш Е) споры

17. Мужские половые органы папоротников называются:
А) ооцитами В) заростками С) архегониями Д) антегидиями Е) спорангиями

18. Споры у хвощей:
А) отсутствуют В) созревают на заростках С) созревают в колосках на верхушках побегов
Д) созревают на поверхности листьев Е) созревают на гаметофите

19. После оплодотворения из зиготы у папоротников образуется:
А) зародыш спорофита В) гаметофит С) семя Д) спора Е) яйцеклетка

20. Стебель плауна:
А) разветвленный, прямостоячий В) неразветвленный, стелющийся по земле С) разветвленный, стелющийся по земле, с вертикально поднимающимися вильчатыми ответвлениями
Д) неразветвленный, прямостоячий Е) цепляющийся

Вариант 3.

1. У плаунов вветвление:
А) боковое В) дихотомическое С) верхушечное Д) симподиальное Е) моноподиальное

2. Побеги хвоща состоят:
А) из цельного листа В) членистый стебля со спороносными колосками С) таллома Д) переплетенных гиф с водорослями Е) мицелия

3. Листья хвощей:
А) сложные, крупные В) чешуевидные, зеленые имеющие хлорофилл С) чешуевидные, бурые и часто лишены хлорофилла Д) зеленые, широкие Е) зеленые, длинные и тонкие

4. Наибольший расцвет папоротникообразных на Земле приходится на:
А) девонскоий период В) юрский период С) каменноугольный период Д) ордовикский период Е) архейский период

5. В металлургии, пиротехнике и медицине раньше применяли споры:
А) папоротников В) мхов С) хвощей Д) плаунов Е) водорослей

6. К группе листостебельных мхов относится зеленый мох:
А) маршанция В) кукушкин лен С) буксбаумия Д) рогатый печеночник Е) нет верного ответа

7. В отличие от зеленых и других мхов у торфяных мхов:
А) нет корней В) нет ризоидов С) есть ризоиды Д) нет ни корней ни ризоидов Е) нет верного ответа

8. Среди высших споровых растений появились раньше других:
А) папоротниковидные В) голосеменные С) хвощевидные Д) плауновидные Е) нет верного ответа

9. Сначала образуются споры, из которых развиваются заростки. На нижней стороне заростков образуются женские и мужские гаметы , после их слияния образуется зигота, из которой развивается зародыш, это жизненный цикл:
А) плауновидных В) хвощевидных С) папоротниковидных Д) моховидных Е) нет верного ответа

10. По какому из указанных признаков мхи относят к высшим растениям:
А) есть ризоиды В) есть хлорофилл С) есть органы растения Д) по всем указанным признакам

11. Что развивается у кукушкина льна после оплодотворения:
А) споры В) коробочка со спорами С) зеленая нить (предросток) Д) листостебельное растение

12. кукушкин лен – это:
А) многолетнее растение В) двулетнее растение С) однолетнее растение

13. Где образуются сперматозоизы у кукушкина льна:
А) в архегониях В) в антеридиях С) в спорангиях Д) во всех указанных местах

14. Что вырастает из споры мха:
А) коробочка со спорами В) зеленое растение с листьями и стеблем С) предросток (зеленая нить) Д) заросток

15. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:
А) ризоиды В) органы С) хлорофилл Д) половое поколение

16. Сфагнум отличается от кукушкина льна:
А) отсутствием листьев В) отсутствием спорангия С) отсутствием стебля Д) отсутствием ризоидов

17. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:
А) фотосинтезирует В) проводит питательные вещества С) впитывает воду Д) вегетативно размножается

18. Хвощи живут:
А) во влажных условиях В) в условиях недостатка влаги С) в засушливых условиях Д) в любой среде обитания

19. Подземная часть хвощей и плаунов образована:
А) корнями В) корневищами С) ризоидами Д) луковицами

20. Папоротники – это:
А) только травянистые растения В) только кустарники С) травянистые и древовидные растения
Д) кустарники и травы

tak-to-ent.net

Это интересно:

  • Реестр контрактов исполнение контракта Исполнение контракта Вправе ли заказчик произвести оплату по факту частично проделанной работы в размере 30%, а затем по факту выполненной работы произвести оплату остальных 70%? Как правильно прописать это в контракте? Заказчик заключил муниципальный контракт по результатам электронного […]
  • Закон о бюджете на 2014г Закон ПМР «О республиканском бюджете на 2017 год» Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 20 июня 2017 года Глава 1. Общие положения Статья 1. Утвердить основные характеристики консолидированного бюджета на 2017 год: а) доходы в сумме 2 395 064 319 рублей согласно […]
  • Толщина иску Араса Агаларова пожурили за брак при строительстве ЦКАД и магистрали "Дон" Судья Московского арбитражного суда Екатерина Аксёнова 22 июня поддержала требования Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору […]
  • Платежное поручение налоги с зарплаты Образцы заполнения платежных поручений 2017-2018 С 30 ноября 2016 года заплатить налоги за организацию сможет "иное лицо" (т.е. кто угодно). Но при этом это лицо не может требовать возврат уплаченных сумм. Платежным поручением или платежка - документ банку от имени владельца (клиента) […]
  • Статья по моральному ущербу Судебная практика о компенсации морального вреда ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 декабря 1994 г. N 10 НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОМПЕНСАЦИИ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.96 N 10, от 15.01.98 N 1, от […]
  • Правила гимс на лодку Какие штрафы ГИМС для маломерных судов в 2018 году До начала навигации осталось не так уж и много времени и потому любители яхтинга, готовясь к выходу на воду, интересуются, какие нововведения ждут их в текущем году. В немалой степени их также волнует, какие в ГИМС существуют штрафы для […]
  • Закон дальтона для смеси Все формулы Все формулы по физике и математике Темы по физике Механика (56) Кинематика (19) Динамика и статика (32) Гидростатика (5) Молекулярная физика (25) Уравнение состояния (3) Термодинамика (15) Броуновское движение (6) Прочие формулы по молекулярной физике (1) […]
  • Разрешение на вывоз ребенка с бабушкой Разрешение на вывоз ребенка за границу : кому, когда и зачем нужно Конец весны – начало лета, традиционно начало отпусков. Нотариальная контора, очередь. В очереди несколько человек стоят с детьми : “Сейчас, Сонечка, заверим разрешение от нашего папы, а через два дня полетим с тобой на […]