Когда был принят закон осаго

admin

Оглавление:

Новый закон об ОСАГО с 2017 года

Что изменится в ОСАГО после внесения поправок Минфином

Президент Владимир Путин подписал закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО. Закон вступит в силу 28 апреля 2017 года .

26.12.2016/ Стали известны подробности о новых поправках в закон об ОСАГО. Поправки ко второму чтению к закону об ОСАГО были согласованы Центральным Банком и Министерством финансов. Они установят приоритет ремонта над денежной выплатой. По сообщению главы комитета Госдумы Анатолия Аксакова, поправки будут рассмотрены 10 января.

В настоящий момент закон принят в первом чтении Государственной Думой РФ.

Как стало известно из ряда российских СМИ, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ) опубликовало так называемую «финальную» версию поправок, вносимых в закон об Обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). Мы расскажем сегодня на страницах нашего Интернет издания 1GAI.RU, какие изменения вносят поправки в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», КоАП и Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В настоящий момент проект о внесении изменений в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», размещен на официальном государственном сайте правовой информации, для общественного обсуждения. После обсуждения законопроект будет внесен Правительством РФ в Государственную Думу, где скорее всего будет принят в осеннюю сессию.

Наше интернет издание традиционно провело подробный анализ всех подготовленных нововведений на рынке страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Давайте для начала узнаем краткий перечь всех изменений в глобальной реформе ОСАГО, подготовленный Минфином РФ.

1. В правила применения ОСАГО могут быть введены повышающие коэффициенты для нарушителей-рецидивистов правил дорожного движения. Страховщики предлагают увеличивать стоимость полиса «автогражданки» в зависимости от количества зафиксированных нарушений, совершенных в течение года.

2. Отказ от коэффициента мощности в ОСАГО.

3. Замена денежной выплаты в ОСАГО натуральным возмещением ущерба автомобиля (ремонт в автотехцентре). Застрахованное лицо сможет выбрать технический автоцентр по согласованию со страховщиком, с которым у страховой компании заключены договоры. При этом страховщик будет нести ответственность за некачественный ремонт и любые другие работы связанные с восстановлением автомобиля после аварии. То есть для легковых автомобилей новый закон об ОСАГО отменяет возможность получения денежной выплаты в счет компенсации за повреждение транспортного средства.

4. Амортизация комплектующих запчастей, подлежащих замене, учитываться не будет.

5. Иностранные лица — владельцы транспортных средств, въезжающие на территорию Российской Федерации на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве, обязаны иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования.

6. Изменение категорий транспортных средств, владельцы которых не обязаны приобретать полис ОСАГО

7. Увеличение максимальной суммы ущерба в результате ДТП, которое можно будет оформить без участия сотрудников ГИБДД. По всей стране этот лимит будет увеличен с 50 тыс. рублей до 100 тыс.

8. Изменение правил подачи заявления в страховую компанию при оформление ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции.

9. Изменение порядка возмещения убытков потерпевших причиненных в результате ДТП

Давайте теперь более подробно рассмотрим все самые важные изменения в законе об ОСАГО, который вступит в силу в 2017 году.

Какие транспортные средства не подлежат обязательному гражданскому страхованию?

Согласно законопроекту Правительства РФ, транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 50 километров в час не подлежат страхованию гражданской ответственности их владельцев. Напомним, что в нынешнем законе об ОСАГО не подлежат обязательному страхованию транспортные средства максимальная скорость которых составляет не более 20 километров в час.

Также согласно новому закону об ОСАГО, который в случае его принятия вступит в силу в 2017 году, владельцы транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении по дорогам общего пользования и (или) проведению государственной регистрации, также не обязаны приобретать полисы ОСАГО.

Кроме того Правительство РФ предлагает изменить максимальный ущерб в результате ДТП, который разрешает оформление аварии без участия сотрудников ГИБДД. Так согласно новому закону в статью 11.1 Федерального закона об ОСАГО вносятся следующие изменения:

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей.

В настоящий момент напомним, что максимальная сумма ущерба причиненная транспортному средству в результате аварии, которая позволяет оформлять ДТП без участия сотрудников Госавтоинспекции составляет 50,000 рублей.

Что делать если авария оформлена без участия сотрудников ГИБДД, но сумма ущерба превышает максимально установленную законодательством, регулирующее оформление аварии без участия сотрудников полиции?

Согласно новому закону, в случае если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции происходит при превышении размера страховой выплаты, установленный федеральным законом об ОСАГО (для России 100 тыс. рублей, для городов и регионов Федерального значения максимальный размер ущерба разрешающий оформление ДТП без участия ГИБДД составляет 400 тыс. рублей. Подробнее и список городов и регионов.), то каждый из водителей заполняет и подписывает свой экземпляр извещения о дорожно-транспортном происшествии для представления страховщикам.

При этом водителям необходимо сообщить друг другу о наличии у них действующих договоров добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Статья 12. Порядок страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда

Теперь давайте подробнее остановимся на главных изменениях, которые вносятся в статью 12 в Федеральном законе «Об ОСАГО», который вступит в силу в 2017 году, в случае его принятия Государственному думой РФ и подписанием Президентом РФ.

Согласно новому законодательству теперь в случае если владелец поврежденного транспортного средства не предоставит автомобиль для независимой экспертизы, то при назначении повторной экспертизы владелец автомобиля обязан предоставить его для осмотра в течение 7 рабочих дней. Ранее закон разрешал предоставить машину в течение 20 дней.

Главное новшество в новом законе об ОСАГО, это исключение возможности владельцам легковых транспортных средств получения ущерба в виде денежной компенсации за причиненный ущерб автомобилю.

Новый закон предусматривает только «натуральное возмещение» ущерба. То есть восстановительный ремонт легкового транспортного средства на станции техобслуживания с которой у страховой компании заключен соответствующий договор.

Стоит отметить, что отмена денежного возмещения ущерба в результате аварии распространяется только на владельцев легковых автомобилей.

В каких случаях страхования компания может выплатить денежную компенсацию владельцу легкового автомобиля за ущерб причиненный в результате ДТП?

Согласно новому законодательству, выплата денежных компенсаций за ущерб в результате аварии, по договорам ОСАГО не предусматривается в большинстве случаев.

Однако законодатель все-таки оставил возможность выплаты страховой компанией денежного возмещения ущерба причиненного владельцу легковому автомобилю. Вот перечень случаев когда разрешается выплата денежного возмещения на банковский счет потерпевшего или в кассе страховой компании:

— в случае полной гибели транспортного средства

— стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает страховую сумму 475 тысяч рублей

— стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает максимальный размер страховой выплаты, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, если потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания (то есть превышает 100 тыс. рублей)

— вред причинен имуществу, не являющемуся транспортным средством

— при урегулировании требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования

— при невозможности страховой компании отправить автомобиль на восстановительный ремонт. Например в связи с удаленностью

технического центра от места проживания потерпевшего владельца транспортного средства или по иным обстоятельствам.

Так что после вступления в силу нового законодательства, регулирующего действие Федерального закона об ОСАГО, для большинства владельцев легковых автомобилей для возмещения ущерба причиненного в результате ДТП останется только обращаться в автосервис который имеет со страховой компанией соответствующий договор.

Вот новая статья в законе об ОСАГО регулирующая порядок возмещения ущерба автомобилю в натуральном виде:

15.1. Возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю

15.1. Возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, принадлежащему гражданину, осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им в заявлении о страховой выплате или прямом возмещении убытков станции технического обслуживания, которая выбрана потерпевшим по согласованию со страховщиком в соответствии с правилами обязательного страхования и с которой у страховщика заключен договор (возмещение причиненного вреда в натуре), за исключением случаев, если по письменному согласованию потерпевшего со страховщиком или на основании абзаца десятого настоящего пункта выбран иной способ возмещения вреда, причиненного принадлежащему гражданину легковому автомобилю, а также за исключением иных случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом или нормативными актами Банка России.

Банк России устанавливает требования к организации восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств, учитывающие следующие критерии:

— приближенность станции технического обслуживания к месту жительства потерпевшего либо к месту дорожно-транспортного происшествия (с учетом степени повреждения транспортного средства)

— примерные сроки восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в зависимости от производимых восстановительных работ, режима работы станции технического обслуживания

— ассортимент форм и видов услуг, предоставляемых станцией технического обслуживания

— использование современных технологий восстановительного ремонта, методов диагностики

— оперативность взаимодействия страховщика, станции технического обслуживания и потерпевшего по технологии ремонта, замене деталей, узлов, агрегатов, стоимости и срокам ремонта

— сохранение гарантии предприятия-изготовителя

— иные критерии

В случае невозможности организации страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре с соблюдением установленных Банком России требований к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевший, уведомленный страховщиком об указанных обстоятельствах, в соответствии с правилами обязательного страхования вправе выбрать способ возмещения вреда, в виде денежной компенсации, либо согласиться на восстановительный ремонт на согласованной со страховщиком станции технического обслуживания, не обеспечивающей выполнение установленных требований, письменно подтвердив свое согласие.

Вот еще одна измененная статья закона об ОСАГО, которая регулирует натуральную форму возмещения ущерба транспортному средству в виде ремонта в техническом центре, с которым у страховой компании заключен договор.

17. В случае исполнения обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства в порядке, установленном абзацем вторым пункта 15 или пунктом 15.1 настоящей статьи, потерпевший в заявлении о страховой выплате или прямом возмещении убытков указывает на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре, а также определяет станцию технического обслуживания, выбранную из предложенного страховщиком перечня, и выражает согласие на возможное увеличение сроков восстановительного ремонта транспортного средства в связи с объективными обстоятельствами, в том числе технологией ремонта и наличием комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов).

Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт.

То есть согласно изменениям, теперь всю ответственность за ремонт автомобиля при натуральном возмещении убытков владельцу поврежденного автомобиля несет страховая компания, а не технический центр, в которым проводятся восстановительные ремонтные работы транспортного средства после аварии.

Вот еще выдержка из нового закона:

Страховщик несет ответственность за надлежащее выполнение станцией технического обслуживания работ по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего, в том числе за выполнение работ в объеме и в соответствии с требованиями, которые установлены в направлении на ремонт и в договоре, заключенном страховщиком со станцией технического обслуживания.

Станция технического обслуживания обязана выполнять согласованный со страховщиком объем работ по восстановительному ремонту транспортных средств качественно, полностью в установленный срок в соответствии с условиями договора, заключенного со страховщиком. Изменение объема работ по восстановительному ремонту транспортного средства, срока и условий их выполнения, включая порядок оплаты, должно быть обосновано и согласовано станцией технического обслуживания со страховщиком и потерпевшим.

При заключении договора между страховщиком и станцией технического обслуживания стороны определяют следующие условия:

а) ответственность станции технического обслуживания за произведенный восстановительный ремонт в течение установленного гарантийного срока

б) обязанность станции технического обслуживания по осуществлению восстановительных работ в полном объеме, качественно и с соблюдением сроков их проведения, обеспечению сохранности транспортного средства и его комплектации в период ремонта

в) обеспечение сохранения гарантийных обязательств завода-изготовителя транспортного средства

г) порядок оплаты страховщиком произведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства

д) порядок и сроки устранения неполадок, дефектов при осуществлении станцией технического обслуживания восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, порядок урегулирования претензий в случае их предъявления потерпевшим к станции технического обслуживания, порядок и сроки устранения станцией технического обслуживания выявленных нарушений.

Что делать если при возмещении причиненного вреда в натуре расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства превышает размер страховой суммы (475,000 рублей при оформлении ДТП в присутствии сотрудников ГИБДД или превышает 100 тыс. рублей при оформлении аварии без присутствия сотрудников Госавтоинспекции?

Согласно новому закону об ОСАГО потерпевший в письменной форме выражает согласие страховой компании на доплату за восстановительный ремонт, страховщик определяет размер доплаты, вносимой потерпевшим станции технического обслуживания, и указывает его в направлении на ремонт или ином документе, выдаваемом потерпевшему

Какая гарантия технической станции на проведенные восстановительные ремонтные работы автомобиля после аварии?

Согласно новому законодательству, после проведения натурального возмещения ущерба легковому автомобилю на станции техобслуживания (на автосервисе) осуществленному по направлению страховой компании устанавливается гарантийный срок не менее 2 месяцев со дня передачи транспортного средства потерпевшему.

Что делать если после восстановительного ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания по направлению страховой компании владелец автомобиля обнаружит дефекты или неполадки либо имеются претензии к проведенным работам по восстановительному ремонту транспортного средства?

На основании нового закона об ОСАГО статьей 12 пунктом 17.1 предусмотрена возможность потерпевшему указать в акте приема-передачи транспортного средства, оформляемом станцией технического обслуживания, сведений о наличии у него таких претензий с описанием их сути.

Допущенные станцией технического обслуживания дефекты и недостатки при осуществлении восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства устраняются в порядке, определенном договором между страховщиком и станцией технического обслуживания, либо в соответствии с абзацами шестым — восьмым настоящего пункта.

В случае выявления потерпевшим недостатков восстановительного ремонта транспортного средства в течение гарантийного срока, указанного в акте приема-передачи транспортного средства, потерпевший до истечения гарантийного срока сообщает страховщику и станции технического обслуживания о выявленных недостатках восстановительного ремонта транспортного средства с требованием по их устранению.

Страховщик в течение 5 календарных дней , за исключением нерабочих праздничных дней, со дня получения акта приемки-передачи, содержащего сведения о претензиях потерпевшего к объему и качеству проведенных работ по восстановительному ремонту транспортного средства, либо со дня обращения потерпевшего с требованием об устранении недостатков восстановительного ремонта, выявленных в течение гарантийного срока, обязан осмотреть транспортное средство потерпевшего с участием представителя осуществлявшей восстановительный ремонт транспортного средства станции технического обслуживания или вправе организовать экспертизу отремонтированного транспортного средства потерпевшего (далее – экспертиза качества восстановительного ремонта), а потерпевший обязан представить транспортное средство страховщику для осмотра или проведения экспертизы качества восстановительного ремонта.

В ходе осмотра или экспертизы качества восстановительного ремонта транспортного средства делается вывод о наличии или отсутствии недостатков восстановительного ремонта, полноте проведенных работ, наличии или отсутствии связи выявленных недостатков с последствиями страхового случая и (или) проведенного станцией технического обслуживания восстановительного ремонта транспортного средства, технической возможности устранения выявленных недостатков восстановительного ремонта.

Результаты осмотра или экспертизы качества восстановительного ремонта транспортного средства отражаются в акте осмотра или экспертизы качества восстановительного ремонта, в котором делается вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства безвозмездно либо с указанием порядка его оплаты, а также иные возможности их устранения с указанием рекомендаций по минимизации их негативных последствий либо об отсутствии недостатков.

Акт осмотра или экспертизы качества восстановительного ремонта транспортного средства составляется в трех экземплярах в день их проведения и вручается под роспись представителю станции технического обслуживания, страховщика и потерпевшему. В случае если акт осмотра содержит вывод о возможности устранения недостатков восстановительного ремонта за счет страховщика, вместе с таким актом потерпевшему вручается направление на ремонт для устранения недостатков восстановительного ремонта транспортного средства.

К кому страхованая компания может применить регрессные требования после возмещения убытков причиненных потерпевшему в случае ДТП?

Вот список случаев в результате которых страховая компания после проведения восстановительного ремонта автомобиля в техническом центре, имеет законное право предъявить регрессное требование к виновнику или виновникам ДТП:

— вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или лицо не выполнило законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также лицо не выполнило требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому оно причастно

вред причинен при использовании транспортного средства с прицепом, если в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом к нему, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

Обращаем ваше внимание, что согласно новому законодательству в сфере обязательной гражданской ответственности при управлении транспортным средством, страховая компания не может предъявить регрессное требование в отношении возмещения вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате дорожно-транспортного происшествия с участием указанного транспортного средства, а также к его родственникам и наследникам.

Запрет на выплату представителем потерпевших водителей при аварии легковых автомобилей

Согласно новому законодательству об ОСАГО, представителю потерпевших водителей легковых автомобилей в большинстве случаев выплата компенсации за ущерб транспортного средства не выплачивается.

Эта мера стала необходима чтобы прекратить массовые иски юристов, которые вводя водителей в заблуждение, скупают требований по возмещению ущерба в результате аварий, и в последующем коллективно предъявляют судебные иски к страховым компаниям, чем самым причиняют страховым компаниям огромные убытки.

Вот новая статья, которая детально разъясняет право на получение компенсационных выплат:

3.1. Лицо, которое приобрело у потерпевшего право на получение компенсационной выплаты после наступления событий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не имеет право на получение компенсационной выплаты, за исключением страховщика, приобретшего в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение компенсационной выплаты, физического лица, приобретшего в порядке наследования право на получение компенсационной выплаты (наследник), которая потерпевшему не производилась, а также представителя потерпевшего, право которого на получение компенсационной выплаты подтверждено нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, удостоверенной администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором потерпевший находится на лечении. Наследник вправе воспользоваться правами умершего потерпевшего, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с момента выдачи наследнику соответствующего свидетельства о праве на наследство или иного документа, подтверждающего его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя .

Теперь давайте подведем итог всех кардинальных изменений в новом законе «Об ОСАГО», который вступит в силу в 2017 году.

Так после вступления закона в силу практически все владельцы легковых транспортных средств, лишаться возможности требовать от страховых компаний возмещения денежной компенсации за ущерб причиненный в результате ДТП. В итоге те кто желает восстановить свой автомобиль, необходимо будет обращаться в технический центр для проведения ремонта по направлению страховой организации.

Кроме того согласно новому законодательству наконец-то во всей стране можно будет оформлять аварию без участия сотрудников Госавтоинспекции если размер ущерба не превышает 100 тыс. рублей.

Ну и наконец, законодатель с целью борьбы с юристами, которые подают коллективные иски о взыскании ущерба в результате ДТП, выступая по доверенности от имени потерпевших, ввел ограничения для такого рода представительств, ограничив случае выплаты представителем компенсационного ущерба.

www.1gai.ru

История ОСАГО в России и за рубежом

История автомобильного страхования начинается практически сразу после изобретения машин в США. По сравнению с зарубежным опытом в этой сфере, российский минимален, а систему автострахования можно назвать достаточно молодой.

Когда в России появилось ОСАГО и для чего оно понадобилось? Всегда ли ОСАГО было обязательным страхованием и почему? Когда был принят закон об ОСАГО? Каковы особенности автострахования в зарубежных странах? Ответим на эти вопросы в данной статье.

История зарождения автострахования

В 2018 году исполнится 120 лет со дня выдачи первого американского полиса автостраховки. Известная в штатах страховая фирма Travelers Insurance Company заключила с доктором Т. Мартином договор страхования автомобиля. Условия были просты: за 12 с четвертью доллара страхователю гарантировали выплату в 5 сотен долларов, если его автомобиль пострадает при столкновении с конным транспортом. Поскольку практически все население Америки передвигалось именно на лошадях, а автомобили приобретали состоятельные граждане, то подобная авария в 1898 г. была весьма вероятна.

На тот момент уже появились жертвы безлошадных экипажей, а одна из аварий, которая закончилась летальным исходом, попала во все газеты. Летом 1896 г. авто на скорости 6 км/ч сбило насмерть растерянную женщину. Причиной ДТП стала не скорость машины, а ограничение видимости для водителя из-за конных экипажей и шок дамы, которая впервые увидела повозку без лошади. Судьи после долгого разбирательства сошлись во мнении, что имел место несчастный случай, однако многие автолюбители задумались о безопасности на дороге.

Страхование американца было его собственной идеей, а также результатом простых подсчетов: в США на 20 млн. лошадей приходилось 4 тыс. авто. Пример находчивого доктора не стал заразительным. Потребовалось около 30-ти лет, чтобы наладился массовый выпуск машин на предприятиях Форда. В 20-х годах прошлого века автомобиль перестал быть редкостью и из предмета роскоши превратился в обычный транспорт. Власти Массачусетса в 1925 г. узаконили обязательное автострахование, причем компенсацию получала пострадавшая сторона, т.е. страховали ответственность автолюбителя перед пешеходами и другими участниками дорожного движения. Оставалась возможность застраховать и авто, но это было не обязательно. Законодательная инициатива автовладельцами была принята с энтузиазмом, поскольку машины по-прежнему стоили дорого, а опыта у водителей было мало.

Европейские страны взяли на вооружение пример США, и к середине прошлого века практически во всех западноевропейских государствах действовал закон об обязательном автостраховании. Австрия в 1929 г. ввела страхование гражданской ответственности автолюбителей, а через год подобный законопроект одобрили и в Великобритании.

Автомобиль стал средством передвижения через границы, и возникла потребность узаконить универсальную автогражданку, которая была бы действительна во всей Европе. «Зеленая карта» стала страховым полисом, который более 50-ти лет гарантирует выплаты в любом европейском государстве. Название полис получил из-за светло-зеленого цвета бланков, которые выдаются водителям.

Возникновение автострахования в РФ

В конце 20-х годов прошлого века в России было слишком мало машин, чтобы инициатива об автостраховании могла претендовать на рассмотрение и утверждение на законодательном уровне. Лишь в конце 60-х число автомобилей возросло настолько, что вопрос о страховании рассматривался на уровне Совета Министров. В 1984 г. утверждено Постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», которое стало базой для создания «авто-комби». Это страховой договор, заключаемый гражданином на добровольной основе, при этом объектом страхования выступает не только авто, но и пассажиры, их имущество.

Дальнейшее развитие автострахование получило уже в России. В 1991 г. на добровольной основе внедрялось КАСКО, однако широкого распространения не получило. С 1993 г. в Госдуму стали поступать проекты законов об обязательном автостраховании. Сотрудниками Российского страхового надзора, Департамента транспорта готовился проект соответствующего законодательного акта. Период рассмотрения, изучения и модификации закона об автогражданке был длительным, акт вступил в силу только летом 2003 г., а внедрение проводилось в несколько этапов.

Внедрение Закона об ОСАГО

В 2000 г. депутаты Госдумы впервые заслушали законопроект, который регламентировал введение обязательного страхования гражданской ответственности в России. Принципиально новым фактором стало то, что страховой договор защищал не самого страхователя, а пострадавшего. Депутаты, рассматривая законопроект, ориентировались на статистику, согласно которой многие автолюбители были уверены, что никогда не спровоцируют ДТП. Это обусловило неготовность собственников автомобилей добровольно страховать риски пешеходов и других участников дорожного движения. Будущий закон предусматривал заключение договора ОСАГО для каждого владельца транспортного средства.

Одной из главных проблем при утверждении закона стали тарифы. Длительное обоснование и согласование вопроса привело к тому, что закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40 был утвержден Госдумой и завизирован Президентом только 25 апреля 2002 г. Катализатором для принятия стали:

  • требования к потенциальным государствам-участникам, которые хотят стать членами Всемирной торговой организации. Одно из условий членства – наличие системы обязательного автострахования;
  • опыт государств Европы, в которых автострахование доказало свою эффективность в качестве системы финансового возмещения убытков;
  • рост рынка страхования в 90-е.

Вступление в силу закона об автогражданке было отложено на 15 месяцев, чтобы автовладельцы смогли привыкнуть к новым реалиям страхования. При этом страховщики уже в 2003 г. почувствовали наплыв клиентов, поскольку многие водители, имеющие полисы добровольного страхования, шли в свою страховую компанию и за обязательной автогражданкой.

В 2005 г. Закон об ОСАГО обсуждался в Конституционном суде. Заседание КС инициировали депутаты Государственной думы, Курултая Республики Алтай, Областной Думы Волгоградской области. Народные избранники указывали на незаконность обязательного автострахования, высокую стоимость полиса, который не по карману пенсионерам, а также на суммы страховых выплат, не покрывающие убыток. К депутатам присоединился и ростовчанин, который посчитал незаконным требование страховать несколько машин, если они находятся в собственности у одного владельца. Судьи отказали в исках и подтвердили законность автострахования, право государства формировать тарифы, однако обязали внести незначительную поправку в одну из статей. Страховые компании, потратившие солидные суммы на рекламу, обучение специалистов и страховые полисы, были удовлетворены решением суда.

К проблемам, которые решает автогражданка, относятся:

  • гарантирование возмещения убытков пострадавшей при ДТП стороне;
  • страхование автовладельца от солидных сумм компенсации, которую он не в состоянии выплатить самостоятельно;
  • мотивация соблюдать правила дорожного движения.
  • С 2015 г. оформление договора возможно по интернету, а распечатка полиса является действительной при проверке сотрудниками дорожной полиции. На сегодня законодательный акт дополняли и меняли более 25-ти раз, причем поправки 2017 г. не являются окончательными.

    В.А. Тарачев, презентовавший Закон об ОСАГО Госдуме в 2000 г. и занимавший пост заместителя главы Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, считает поправки к закону естественным процессом становления автострахования в России. Практическая реализация законодательных норм осложняется, по мнению депутата, отсутствием стандартов оценки убытков после аварии. Это дает возможность страховщикам занижать сумму компенсации. Также необходима база с информацией обо всех страховых случаях. Без нее любой водитель может избежать применения повышающего коэффициента, обратившись за полисом в новую страховую фирму. Что касается тарифов, то разработчик закона утверждает, что они не завышены, поскольку более 80% от собранных сумм страховые компании тратят на выплату компенсаций.

    ОСАГО в Европе

    Европейские страховщики ориентированы на прибыль от размещения финансовых средств, полученных от страхователей. Проценты от вкладов – чистая прибыль страховых компаний. Около 90% взносов от клиентов идет на компенсации по страховым случаям, причем лимиты выплат в Европе намного выше, чем в РФ, а по некоторым пунктам сумма компенсации не ограничена. С 2002 г. в европейских странах государство перестало регулировать размер тарифов, данная функция выполняется страховщиками. Европейская автогражданка, которая изначально была ориентирована на транспортные средства (эта практика актуальна для РФ), на сегодня базируется на персонифицированном страховании, когда стоимость полиса определяется данными владельца авто.

    Страховой рынок Германии лидирует среди европейских по величине сбора премий. Обязательное страхование ответственности здесь узаконили в 1939 г. На сегодня полис немцам обходится недешево: собственник машины среднего класса, который в течение 3-х лет эксплуатировал авто без аварий и нарушений ДТП, должен платить от 1,2 тыс. до 1,5 тыс. евро ежегодно. Страховая фирма вправе снять деньги со счета клиента без его согласия, если полис просрочен и требуется переоформление. В качестве возмещения материального ущерба страховщик выплатит максимум 511 тыс. евро, а при нанесении вреда здоровью – до 2,5 млн. евро каждому пострадавшему. После аварии сотрудники полиции приезжают только при наличии пострадавших пассажиров или водителей. Вопросы материального ущерба находятся в ведомстве страховых компаний.

    Англия занимает вторую позицию по сумме ежегодных страховых сборов, автострахование стало обязательным с 1930 г. Столичному английскому таксисту приходится выплачивать 2 тыс. фунтов, чтобы покрыть ежегодную страховку, но в нее включены 2 полиса – ОСАГО и КАСКО. Материальный урон страховая компания компенсирует максимум на 250 тыс. фунтов, а за ущерб здоровью лимит не предусмотрен: сумма может быть любой, вплоть до нескольких миллионов. Выезжать на дорогу без полиса запрещено, причем в документе обязательно указаны все ДТП, в которые попадал водитель.

    В Италии за полис обязательного автострахования потребуют до тысячи евро, окончательная стоимость зависит от ряда факторов, которые касаются автовладельца. Страховые выплаты при ущербе здоровью не ограничены, а материальные убытки страховщик покроет, если величина компенсации не превышает 775 тыс. евро. Амортизация авто при расчете суммы выплат не учитывается.

    Во Франции водитель, попавший в аварию, обязан правильно составить схему ДТП и отправить грамотное извещение в страховую компанию. Если пострадавших нет, то ждать и вызывать полицейских не нужно. Взнос по страхованию колеблется от 700 до 1000 евро, а максимальная компенсация убытка составит 460 тыс. евро. Выплаты за ущерб здоровью не ограничены, пострадавший, получив инвалидность из-за аварии, может рассчитывать на пожизненную пенсию от страховой фирмы.

    Испания с 2008 г. узаконила проверку полисов по ходу движения, причем штрафы за просроченный документ, его отсутствие сравнимы с полной годовой стоимостью страховки. Например, мотоциклиста оштрафуют на 1,25 тыс. евро, а водитель грузовой машины заплатить 2,6 тыс. евро.

    В Европе автовладельцы уже давно оформляют заявку на полис по интернету, а оригиналы документов получают по почте.

    Заключение

    Страхование гражданской ответственности автовладельцев в РФ находится на этапе формирования. Усовершенствования требует система тарификации, суммы страховых выплат, законодательное урегулирование оценки ущерба. Следуя практике европейских государств, автострахование в России акцентирует внимание на персонализированном подходе к каждому водителю.

    insur-portal.ru

    Это интересно:

    • Приказ 601 номенклатура Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества, утверждённые приказом Минтруда России от 28.07.2017 г. № 601н На этой странице вы можете бесплатно скачать актуальную версию нормативного правового акта по охране труда: правила по охране труда при […]
    • Омск нет полисов осаго Почему иногда невозможно оформить полис ОСАГО онлайн и как решить проблему? 1 января 2017 года в законную силу вступил Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40 “об ОСАГО”. В соответствии с данным нормативно-правовым актом страховщики обязаны дать возможность гражданам осуществлять […]
    • 2 Правила и инструкции по охране труда Охрана труда и техника безопасности в школе Инструкция по охране труда «Правила поведения детей пришкольного лагеря дневного пребывания в музее и театре» 2. Правила поведения детей пришкольного лагеря дневного пребывания во время посещения театра 2.1. Все дети отряда организованно […]
    • Екзаменательные билеты правила пдд 2018 сд Экзаменационные билеты ПДД 2018 онлайн Экзаменационные билеты ГИБДД 2018 года Официальные экзаменационные билеты ГИБДД 2018 года. Билеты и комментарии составлены на основе ПДДот 18 июля 2018 года (применяются с 10 апреля 2018 года). Экзаменационные билеты ПДД категорий A, B, М […]
    • Право собственности на природные ресурсы в объективном смысле uristinfo.net 6. Право собственности на природные ресурсы Отношения собственности занимают главенствующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Возникнув на ранних этапах развития человечества (присвоение древними людьми своей добычи), собственность […]
    • Процент увеличения пенсии в 2018 г Проект Федерального закона об увеличении нижнего предела выслуги лет для назначения военной пенсии с 20 до 25 лет Проголосовать за указанный законопроект можно здесь. Последние новости об индексации военных пенсий читать здесь Калькулятор военной пенсии за выслугу лет с 1 января 2019 […]
    • День получения разрешения на временное проживание День получения разрешения на временное проживание Выдача разрешения на временное проживание Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, […]
    • Мед стаж в частной клинике Можно ли добиться включения стажа работы в частной клинике в общий медицинский стаж? Добрый вечер!Мой медицинский стаж,включая льготный операционной медсестры,28 лет.С выходом декретницы я потеряла работу в гос.учреждении,и устроилась в ООО Клинику гигиены и здоровья медсестрой кабинета […]