Закон о радиационной безопасности населения 3-фз от 090196

admin

Оглавление:

Библиографические данные. 1. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 N 3-ФЗ

1. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 N 3-ФЗ.

2. Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24.12.92 N 4218-1, с изменениями и дополнениями от 12.01.96, 21.04.97, 10.02.99, 17.06.99, 08.07.99 (раздел III. ст.12).

3. Жилищный кодекс РСФСР от 24.06.83 (в редакции от 28.03.98).

4. СанПиН 2.1.2.729-99 «Полимерные и полимерсодержащие строительные материалы, изделия и конструкции. Гигиенические требования безопасности».

5. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания населенных мест».

6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

7. СанПиН 2.1.4.027-95 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».

См. действующие с 1 июня 2002 г. Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 г.

8. СанПиН 21.6.983-00 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

9. СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

10. СанПиН 2.1.4.544-96 «Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

См. действующие с 1 марта 2003 г. Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 г.

11. СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96 «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ)».

См. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03», введенные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. N 135 с 30 июня 2003 г.

12. СанПиН 2.2.4/2.1.8.582-96 «Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения».

13. МСанПиН 001-96 «Санитарные нормы допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях».

14. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

15. СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий».

16. СН 2.2.4/2.1.8.583-96 «Инфразвук на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

17. СН 2605-82 «Санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки».

18. СанПиН 4723-88 «Санитарные правила устройства и эксплуатации системы централизованного горячего водоснабжения».

19. СН 2971-84 «Санитарные нормы и правила защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи переменного тока промышленной частоты».

20. Перечень материалов и конструкций, разрешенных к применению в строительстве Министерством здравоохранения СССР N 3859-85.

21. ГН 2.1.6.695-98 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 115 Гигиенические нормативы ГН 2.1.695-98 признаны утратившими силу с 25 июня 2003 г. См. ГН 2.1.6.13 1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. N 114

22. ГН 2.6.1.758-99 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99)».

23. ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

24. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

25. СНиП 2.08.01-89* «Жилые здания».

26. СНиП 2.04.05-91 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха».

27. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

28. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

29. СНиП 23-01-99 «Строительная климатология».

30. Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.85 N 415, с изменениями от 18.01.92, 23.07.93.

ipreff.ru

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ
«О радиационной безопасности населения»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа 2004 г., 23 июля 2008 г., 18, 19 июля 2011 г.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

О финансировании особо радиационно опасных производств и объектов см. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ

Президент Российской Федерации

9 января 1996 года

Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Радиационная безопасность населения определяется как состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Установлен перечень мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, разграничены полномочия РФ и субъектов РФ в области обеспечения радиационной безопасности.

Установлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории РФ в результате использования источников ионизирующего излучения.

Определены мероприятия по обеспечению радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов, при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур. В отдельную главу выделены нормы об обеспечении радиационной безопасности при радиационной аварии.

Декларируется право граждан на радиационную безопасность и на получение объективной информации о радиационной обстановке.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений о допустимых пределах доз облучения, которые вводятся в действие с 1 января 2000 года.

Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2000 года

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 141, в «Российской газете» от 17 января 1996 г. N 9

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

base.garant.ru

Сравнительная оценка риска от воздействия на населения Орловской обл. различных источников ионизирующего излучения Симонова Виктория Геннадьевна

Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Симонова Виктория Геннадьевна. Сравнительная оценка риска от воздействия на населения Орловской обл. различных источников ионизирующего излучения : диссертация . кандидата медицинских наук : 14.00.07 / Симонова Виктория Геннадьевна; [Место защиты: ГУ «Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН»].- Москва, 2007.- 299 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Вся наша жизнь, как на производстве, так и в быту, в той или иной мере связана с использованием ИИИ Наряду с полезными свойствами, обеспечивших широкое внедрение их в практику, они несут потенциальную опасность для здоровья людей

Особый интерес представляет Орловская область, относящаяся к 14 субъектам РФ, подверженных воздействию аварии на Чернобыльской АЭС Кроме этого значимым является воздействие на территории области природных и медицинских источников

Общепризнанным, а в последние годы ведущим инструментом для характеристики влияния факторов окружающей среды на здоровье населения является оценка риска (Ю А Рахманин, С И Иванов 2006)

Вместе с тем в практической деятельности органов Роспотребнадзора при решении вопросов обеспечения радиационной защиты населения требуется оценка риска действия ионизирующих излучений, различающихся как по мощности и равномерности облучения тела, так и по виду излучения

В настоящее время одной из наиболее важных в области радиационной безопасности является проблема ограничения облучения населения за счет природных ИИИ, так как их вклад в среднюю индивидуальную дозу облучения жителя составляет две трети от всех источников облучения

К числу значимых факторов внутрижилищной среды, имеющих характер риска, относится содержание радона (ЮД Губернский, 2006) Теоретические основы радиационной гигиены позволяют сформулировать общепринятое положение о том, что с увеличением коллективной дозы облучения населения за счет радона возрастает вероятность заболеваний раком легкого (РЛ) (Публикация 50 МКРЗ, 1992, М В Жуковский, 2001).

В результате медицинского облучения население РФ каждый год получает удвоенную дозу по сравнению с природным фоном

Дозы при техногенном облучении складываются из доз облучения за счет глобальных выпадений, прошлых радиационных аварий и за счет деятельности предприятий, работающих с ИИИ

В практике радиационной защиты, особенно на территориях субъектов РФ, которые подверглись загрязнению радионуклидами «чернобыльского следа» в 1986 году, чрезвычайно актуальной в настоящее время является проблема объективной оценки риска от воздействия на население различных факторов среды обитания, в том числе и ИИИ Для принятия взвешенных управленческих решений важная роль принадлежит сравнительной оценке рисков (Ю А. Рахманин, 2007)

Как подчеркнул в докладе главный государственный санитарный врач РФ Онищенко Г Г — обеспечение РБ населения является одной из составляющих национальной безопасности РФ

В научной литературе практически отсутствуют данные по сравнительному анализу и оценке риска и ущерба здоровью населения Орловской области от различных ИИИ Имеющиеся сведения об онкологической заболеваемости населения области и причинно-следственных связях этих заболеваний с факторами окружающей среды носят весьма противоречивый характер

Практическая реализация Федерального закона «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09 0196 г в Орловской области сопряжена с целым рядом нерешенных проблем К числу таких проблем относится отсутствие полномасштабной информационной базы и соответствующего ее обобщения для составления полного представления о необходимости мер по радиационной защите населения региона с учетом совокупности всех радиационных факторов

Исходя из этого целью работы является сравнительная оценка риска от воздействия на население Орловской области различных источников ионизирующего излучения

Для достижения цели диссертационной работы было необходимо решить следующие задачи:

1 Провести ретроспективное изучение динамики изменения уровней
облучения населения и персонала от ИИИ на территории Орловской области
за 20-летний период

2 Проанализировать вклад различных источников облучения в
суммарную дозу облучения населения

3 Провести расчет и сравнительную оценку риска от воздействия на
жителей Орловской области различных ИИИ

Провести сравнительную оценку доз облучения населения и персонала Орловской области с уровнями облучения в РФ

Обосновать комплекс медико-профилактических мероприятий по оптимизации системы радиационной защиты населения на основе анализа и управления риском

Научная новизна. В результате выполненных исследований

впервые проведено ретроспективное изучение динамики изменения уровней облучения населения от различных ИИИ на территории Орловской области,

впервые проведены расчет и сравнительная оценка радиационного риска воздействия на население Орловской области различных источников ионизирующего излучения,

— впервые для территории Орловской области научно обоснованы
мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения региона
на основе комплексной оценки уровней облучения населения и персонала
области от всех основных источников ионизирующего излучения и оценки
вклада этих источников в среднюю суммарную индивидуальную и
коллективную дозы облучения

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования реализованы при разработке санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации малодозной цифровой рентгеновской установки «МЦРУ-Н» СанПиН 2 6 3 001-98 (ЦГСЭН в Орловской области, Орел, 1998); при разработке учебно-методического пособия «Радиационная безопасность пациентов и персонала при проведении рентгеностоматологических исследований» (Минздрав России, М, 2005), при разработке методических указаний МУ 2 6 1 1981-05 «Радиационный контроль и гигиеническая оценка источников питьевого водоснабжения Оптимизация защитных мероприятий источников питьевого водоснабжения с повышенным содержанием радионуклидов» (Роспотребнадзор, М, 2005), при разработке методических указаний МУ 2 612135-06 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при лучевой терапии закрытыми радионуклидными источниками» (Роспотребнадзор, М, 2007)

Содержащиеся в диссертации материалы использованы также при издании приказов ЦГСЭН в Орловской области и Управления здравоохранения администрации Орловской области, при составлении государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в Орловской области за 2003 — 2006 годы (акт о внедрении от 16 04 07 г), при подготовке радиационно-гигиенического паспорта Орловской области за 2004 — 2005 гг (справка о внедрении № 157 от 12 10 06 г), радиационно-гигиенического паспорта Орловской области за 2006 год (справка о внедрении № 84 от 13 04 07 г), материалы диссертации включены в лекционный курс по общей гигиене Орловского базового медицинского колледжа (справка о внедрении № 134 от 15 04 07 г), материалы исследования использовались в учебном процессе на кафедре радиационной гигиены РМАПО

Основные положения, выносимые на защиту:

1) результаты ретроспективного анализа уровней облучения населения
Орловской области от различных ИИИ и заболеваемости,

соотношение доз облучения населения и персонала Орловской области от различных ИИИ и обоснование основных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности жителей региона,

сравнительная оценка радиационных рисков от воздействия на население Орловской области различных ИИИ,

4) комплекс организационных и медико-профилактических
мероприятий по оптимизации системы радиационной защиты населения
Орловской области

Апробация диссертационной работы. Основные результаты диссертационной работы доложены и обсуждены на 13 международных, республиканских и региональных конференциях, симпозиумах, пленумах, конгрессах, съездах, в т ч Международной научно-практической

конференции «Современные проблемы обеспечения радиационной безопасности населения» (Санкт-Петербург, 2006), Международной конференции «Глобальные проблемы безопасности современной энергетики» к 20-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС (Москва, 2006), Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Окружающая среда и здоровье» (Суздаль, 2005); Республиканской научно-практической конференции «Социально-гигиенический мониторинг здоровья населения» (Рязань, 2005), II Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Окружающая среда и здоровье» (Рязань, 2007), научно-практической конференции «Актуальные вопросы радиационной гигиены» (Санкт-Петербург, 2004), XXXIX научной конференции «Хлопинские чтения» по теме «Здоровье населения в современной среде обитания» (Санкт-Петербург, 2006), научно-практической конференции «Роль, проблемы и задачи радиационно-гигиенической паспортизации в обеспечении радиационной безопасности населения» (Санкт-Петербург, 2005), научно-практической конференции «Актуальные вопросы обеспечения радиационной безопасности в медицине» (Санкт-Петербург, 2007), научно-практической врачебной конференции «Актуальные вопросы гигиенической науки» (Орел, 2005); преподавательской конференции Орловского медицинского колледжа (Орёл, 2005), областной конференции рентгено-радиологического отделения областной клинической больницы (Орел, 2004), научно-практической конференции врачей-интернов (Орел, 1997)

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 20 научных работах, в т ч одном ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией, одних санитарных правилах, двух методических указаниях, двух учебно-методических пособиях

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав и выводов Список литературы включает 182 источника, из них 75 зарубежных Основное содержание диссертации изложено на 165 страницах машинописного текста, работа иллюстрирована 37 таблицами и 41 рисунком

www.dslib.net

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 3-ФЗ от 09.01.1996 г. О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года

См. обзоры изменений настоящего Федерального закона

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Глава I. Общие положения

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Глава II. Полномочия Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации
в области обеспечения радиационной безопасности

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;

введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;

организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

информирование населения о радиационной обстановке;

установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;

регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;

контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;

регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;

другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:

разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;

участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;

участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Глава III. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности. государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности. производственный и общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности

О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля см. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ

2. Утратил силу с 1 августа 2011 г.

3. Утратил силу с 1 августа 2011 г.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

2. Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов см. Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 29-ФЗ

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона.

2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору.

См. Методические рекомендации «Гигиенические требования по ограничению доз облучения детей при рентгенологических исследованиях», утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача РФ от 27 апреля 2007 г. N 0100/4443-07-34

См. Методические указания МУ 2.6.1.1892-04 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при проведении радионуклидной диагностики с помощью радиофармпрепаратов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.

См. Методические рекомендации «Защита населения при назначении и проведении рентгенодиагностических исследований» от 6 февраля 2004 г. N 11-2/4-09

См. Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569

Согласно статьи 29 настоящего Федерального закона абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 настоящей статьи вводятся в действие с 1 января 2000 года

Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения:

для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта;

для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) — 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта.

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами.

3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

См. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 апреля 2003 г.

См. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских аппаратов и проведению рентгенологических исследований», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 14 февраля 2003 года

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

См. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.6.1.23-03 «Гигиенические требования к проектированию и эксплуатации ядерных реакторов исследовательского назначения СП ИР-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 апреля 2003 г.

См. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 октября 2007 г. N 655

См. Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2004 г. N 107

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3-9 настоящей статьи.

4. При разработке органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящей статьи, ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, предусматривается проведение совместных проверок.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.

8. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Глава IV. Общие требования к обеспечению радиационной безопасности

2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.

См. Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г. N 93

См. типовой паспорт безопасности опасного объекта, утвержденный приказом МЧС РФ от 4 ноября 2004 г. N 506

Об утверждении типовых форм радиационно-гигиенических паспортов см. приказ Минздрава РФ, Госатомнадзора РФ и Госкомэкологии РФ от 21 июня 1999 г. N 240/65/289

См. Порядок ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, утвержденный приказом Минздрава РФ, Госатомнадзора РФ и Госкомэкологии РФ от 21 июня 1999 г. N 239/66/288

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;

осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;

проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;

проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;

проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;

эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.

См. Методические указания МУ 2.6.1.1981-05 «Радиационный контроль и гигиеническая оценка источников питьевого водоснабжения и питьевой воды по показателям радиационной безопасности. Оптимизация защитных мероприятий источников питьевого водоснабжения с повышенным содержанием радионуклидов», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 апреля 2005 г.

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан см. постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 718

Приказом Минздрава РФ от 31 июля 2000 г. N 298 утверждено Положение о единой государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Глава V. Обеспечение радиационной безопасности
при радиационной аварии

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;

план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;

медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана:

обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;

принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;

провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;

принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии.

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Глава VI. Права и обязанности граждан и общественных объединений
в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона

Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, имеют право на социальную поддержку. Порядок предоставления социальной поддержки устанавливается законом.

См. комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны:

соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;

проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона

Глава VII. Ответственность за невыполнение требований
к обеспечению радиационной безопасности

См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона

Глава VIII. Заключительные положения

2. Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2000 года.

См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.

См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона

83.mchs.gov.ru

Это интересно:

  • Продажа пиротехники законы Продажа пиротехники законы Вполне достаточно сертификатов. Только склад желательно иметь с разрешением пожарников. а вы у кого закупаться будете? спросите у них про документы. На китай много левых сертификатов кстати:-) Оформление лицензии требуется на следующие виды […]
  • Новые правила о тех талоне Последние изменения в Правилах дорожного движения Актуальные изменения Правил дорожного движения. Последние изменения в ПДД действуют с 18 марта 2018 года. Не пропустите. В течение года вносятся изменения по несколько раз. В этом разделе вы найдете все изменения за последние годы с […]
  • Решения судов по налоговым преступлениям Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным […]
  • Оплата целевой субсидией АДМИНИСТРАЦИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 декабря 2002 года № 149 О целевой субсидии на оплату обучения ____________________________________________________________________Утратил силу на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.09.2015 N […]
  • Преступления нарушающие отношения добросовестной конкуренции § 5. Преступления, нарушающие отношения добросовестной конкуренции Волженкин Б. В. Преступления в сфере экономической деятельности (Экономические преступления). СПб., 2002. Разд. II. Гл. 2. § 3; Гаухман Л. Д., Максимов С. В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998. Гл. […]
  • Правила устройства и эксплуатации технологических трубопроводов ПБ 03-585-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. Постановление Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 г. N 80"Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатациитехнологических трубопроводов" Госгортехнадзор России постановляет:1. Утвердить […]
  • Как пройти стажировку на адвоката Стажировка по договору Отражается ли стажировка в адвокатском образовании в трудовой книжке или можно стажироваться по договору? Можно ли совмещать стажировку в адвокатской палате с основным видом деятельности (без […]
  • Закон о гражданстве от 28 ноября 1991 Закон рф от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "о гражданстве Российской Федерации" (с изменениями от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г., 31 мая 2002 г.) Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 июля 2002 г., за исключением пунктов "а"- "в" статьи […]