Майи штрафы

admin

На пляжах Италии за покупку поддельных брендов туристам грозит огромный штраф

На итальянских пляжах этим летом запретят несанкционированную торговлю и продажу контрафактной продукции. За нарушение этого запрета серьезные штрафы грозят не только торговцам, но и отдыхающим.

Маттео Сальвини, министр внутренних дел Италии, который также возглавляет правую правящую партию страны, готовит кампанию «Безопасные пляжи», которая призвана искоренить на итальянском побережье нелегальную торговлю.

В первую очередь, запрет коснется деятельности продавцов-мигрантов, которые бродят по пляжам, предлагая отдыхающим все, от «дизайнерских» солнцезащитных очков и парео до детских игрушек. Как заявил Сальвини, торговцы не просто продают поддельные бренды и уклоняются от налогов, но, главное, наносят ущерб законным предприятиям.

Продавцам, которых поймают при продаже контрафактной продукции, обещают штрафы от 2 500 до 15 500 евро и конфискацию товара.

Однако не меньшие взыскания – до 7 000 евро – грозят и самим туристам, которые купят поддельные часы, очки или бейсболку. Размер штрафа зависит от суммы покупки и количества товара.

Кроме того, туристы, которые заплатят за массаж и татуировки «предпринимателям», которые не имеют разрешения на работу на пляже, также будут оштрафованы.

«Нам нужно прекратить вторжение продавцов на пляжи, а также остановить продажу контрафактных товаров», — заявил Сальвини, по словам которого соответствующие поправки в закон о торговле будут внесены в июле. К борьбе с торговцами, которых бродят по пляжам, с ног до головы увешенные поддельными брендами, привлекут местную полицию, военизированных карабинеров и налоговых полицейских.

По данным торговой Ассоциации Италии, торговля подделками брендов только в Италии оценивается в 22 млрд евро в год. Большинство контрафактной продукции, в том числе кожаных сумок и ремней, обуви и одежды, происходит из тосканского города Прато, где проживает большая китайская община. Преимущественно китайскими подделками из Прато и торгуют на пляжах Италии мигранты из Западной Африки и Бангладеш.

Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости «Вестника АТОР» также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале «Академия АТОР»

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.

www.atorus.ru

Штраф за неоформленного работника: как избежать штрафных санкций?

Как и организации, индивидуальные предприниматели должны строго соблюдать требования трудового законодательства при приеме сотрудников на работу. Трудоустройство должно обязательно сопровождаться оформлением договора: он составляется в двух экземплярах – один остается у работодателя, второй – у работника.

Если сотрудник приступил к своим обязанностям до оформления договора, работодателю отводится всего три дня на то, чтобы уладить все формальности и подготовить необходимые документы.

Причины штрафа за неофициальное трудоустройство

Неоформленный работник — вред государству

Если работодатель пренебрегает оформлением документов и нанимает сотрудников неофициально, ему грозит административная или уголовная ответственность в зависимости от ущерба, причиненного сотрудникам и государству.

Неофициальное трудоустройство без оформления документов карается государством по нескольким причинам:

  • Без трудового договора и официального оформления работник формально не имеет заработка, поэтому не платит НДФЛ в размере 13%. Отчисления с зарплаты должны проводиться работодателем, и если он этого не делает, его ждут серьезные штрафные санкции.
  • Без официального статуса у работника не идет трудовой стаж, а работодатель не отчисляет средства в пенсионный фонд. В результате государство не получает отчисления на содержание нынешних пенсионеров, а работник лишается пенсии в будущем.
  • Нет отчислений в фонд страхования, гарантирующего сотруднику бесплатную медицинскую помощь.
  • Еще один немаловажный момент: без официального оформления работник становится бесправным. Он не может добиться положенных выплат при расчете, своевременной выплаты зарплаты, компенсации за оплачиваемый отпуск и т. д. При возникновении споров с работодателем сотрудник не может доказать свою правоту в суде.

    В результате неофициальное трудоустройство приносит вред государству – это убыток казне и повышение социальной напряженности.

    Задача контролирующих органов – выявлять подобные случаи и добиваться соблюдения прав работников и выплату всех положенных сборов в пользу государства.

    Ответственность ИП за неофициальное трудоустройство

    За неоформленного работника — административная ответственность

    При выявлении факта неофициального приема на работу сотрудников предпринимателю грозит административная ответственность. Штраф за неоформленного работника может составлять от 1 до 5 тысяч рублей для предпринимателя, однако деятельность предприятия при этом может быть приостановлена на 90 суток, что приводит к большим убыткам и часто становится причиной его закрытия.

    Затраты на официальное трудоустройство сотрудника окажутся значительно ниже убытков от штрафных санкций. Однако если работник неофициально работает уже не один год, и все это время государству не выплачивались налоги, тогда возможно возбуждение уголовного дела по статье 199-1 УК РФ.

    Причинение государству ущерба в крупном размере карается либо штрафом для предпринимателя в размере до 300000 рублей, либо лишение свободы сроком на 2 года. При уголовном преследовании и доказательстве вины предпринимателя лишат права заниматься такой деятельностью на длительный срок.

    Обычно при выявлении неофициального трудоустройства задача государственных органов – не закрыть предприятие, а добиться выплаты в бюджет всех причитающихся налогов, а также компенсации за неуплату в виде штрафов. Индивидуальному предприятию это причинит серьезный финансовый ущерб, поэтому лучше не рисковать и сразу заполнять все необходимые документы с уведомлением налоговой инспекции.

    Ответственность ООО за неоформленных сотрудников

    За неоформленного работника грозит крупный штраф

    Ответственность за неофициальное трудоустройство сотрудников или за нарушения при оформление документов возлагается не только на предпринимателей, но и на юридические лица.

    В этом случае по ст. 5.27 КоАП РФ предприятию назначается крупный штраф, он выписывается либо на руководителя организации, либо на ответственное лицо, занимающееся кадровыми вопросами.

    Если нарушения выявляются неоднократно, и они причиняют государству серьезный ущерб, то организации будут назначены более крупные штрафы, кроме того, ответственные лица будут освобождены от должности. Руководителю организации и начальнику кадрового отдела в этом случае угрожает уголовное преследование, мерой наказания являются исправительные работы или лишение свободы на срок до двух лет.

    При выявлении первого нарушения юридическому лицу присуждается штраф в размере до 100 тысяч рублей. Деятельность организации приостанавливается на срок до 90 суток. Самому руководителю организации присуждается штраф в размере до 5 тыс. рублей.

    Административная ответственность предпринимателю и руководителю юридического лица грозит не только при неофициальном трудоустройстве, но и при неправильном заполнении трудовых договоров и трудовых книжек.

    Ведение документации должно соответствовать установленным стандартам, любые ошибки приводят к крупным проблемам не только для работодателя, но и для сотрудника: так при неверном заполнении трудовой книжки период работы не будет учитываться при начислении пенсии без сбора дополнительных подтверждающих документов.

    Ответственность за трудоустройство мигрантов

    Нелегальное трудоустройство беженцев — еще большая ответственность

    Еще более серьезным правонарушением для работодателя является трудоустройство нелегальных мигрантов. Руководителям организации приходится быть крайне внимательными при привлечении к работе иностранцев: в этом случае компании гарантировано постоянное внимание контролирующих органов. Наиболее распространенные нарушения:

  • Работник приступил к работе нелегально, то есть у него нет патента или других разрешительных документов. В этом случае он может быть депортирован из страны, а на работодателя налагаются крупные штрафы.
  • Работодатель не уведомил миграционную службу о приеме на работу иностранца, или уведомление было подано несвоевременно. Уведомлять ФМС необходимо и после расторжения контракта с иностранным гражданином.
  • Иностранец был принят на работу не по той профессии, которая прописана в его патенте. В этом случае его нужно будет уволить, а работодатель должен будет заплатить штраф.
  • Компания использует иностранную рабочую силу, не получив специальное разрешение.
  • В этих и других случаях нарушения миграционного законодательства должностным лицам угрожает штраф в размере от 35 до 70 тысяч рублей, а юридическим лицам грозит штраф до миллиона рублей.

    Кроме того, при обнаружении нелегального найма иностранной рабочей силы деятельность организации приостанавливается на срок 14-90 суток, что приводит к очень серьезным убыткам. Усиленный контроль государства вынуждает организации отказываться от найма иностранной рабочей силы или строго соблюдать все положенные формальности.

    Распространенные нарушения трудового законодательства

    За неправильное оформление документов — штрафные санкции

    Руководители предприятий привлекаются к ответственности не только за неофициальное трудоустройство сотрудников, но и за другие нарушения в законодательстве, связанные с ущемлением прав сотрудников и несоблюдением установленных норм.

    Руководитель организации должен обеспечить соблюдение правил охраны труда: работникам должны регулярно выдаваться средства индивидуальной защиты, они должны фиксироваться в специальном журнале.

    Необходимость в выдаче СИЗ определяется после проведения аттестации рабочих мест – комплексной проверки, определяющей вредные факторы, влияющие на здоровье персонала. Если она не была проведена в установленные сроки, предприятию также угрожают крупные штрафы, после чего оценку условий труда все равно придется проводить.

    Перед получением допуска к работе новый сотрудник должен быть под роспись ознакомлен с мерами безопасности, для этого на предприятии должен вестись специальный журнал. Это лишь некоторые нарушения трудового законодательства, за которые работодатель несет полную ответственность. Чтобы избежать штрафных санкций. Приходится изучать все правила и требования к ведению документации и ответственно относиться к заполнению бумаг.

    О штрафных санкциях за неоформленного работника — в тематическом видео:

    • Дарья к записи На сколько дается временная регистрация: полезные сведения из ФМС России
    • Соня к записи Квитанция на оплату загранпаспорта старого образца: порядок получения и оплаты
    • Дмитрий к записи Полномочия и обязанности помощника судьи
    • Анна к записи Консультация юристов: какой срок давности раздела имущества после развода
    • 119296, г. Москва, ул. Вавилова, д. 54, корп. 4, оф. 406 | Контакты

      sparmoscow.ru

      Дополнение от Майи

      Говорят, что у нас в Америке полиция чуть-что начинает стрелять. Я не согласен. И вот почему. У меня есть друг Петя. И у него есть жена Мила, которую все называют Мила-Пила. Когда этот Петя со своей Пилой приехал в Америку, то машину он купил раньше, чем выучил английский язык. И вот как-то я приглашаю их к себе на дачу в Поконо. Объясняю на чистом русском языке: «Петя, выезжаешь на 280-ю, она переходит в 80-ю, на 284-м экзите выезжаешь и звонишь мне, я тебя подбираю». И добавляю: «Всё время ориентируйся на вывеску «Поконо». Поконо, если кто-то не понял, это дачная местность.

      Где Петя переехал на 287-ю и при этом поехал в обратную сторону – на юг, я не понял, но теперь это уже не важно. И вот он едет-едет, едет-едет, а вывески «Поконо» всё нет и нет.

      Через два часа его Мила включает свою пилу: «Как можно было не взять карту? Как можно было не выяснить куда ехать? Как я могла связаться с таким идиотом? Боже, как я могла так влипнуть?»
      Тогда Петя думает: «Надо ехать быстрее, потому что на этой скорости она меня распилит раньше, чем мы доедем до этих Поконо».

      Он нажимает на газ и едет так минут пять – не больше, потому что за ним появляется мент со своей светомузыкой и требует остановиться. Петя, новый иммигрант со старыми привычками, хватает бумажник и бежит к менту. Тот спокойно достает свой пистолет и говорит, что если Петя сейчас не сядет обратно в свою машину, он его убьет.

      Петя не столько по словам, сколько по жестам, понимает, что с ним не шутят и возвращается в свою машину.
      Мент прячет пистолет, выходит из машины, подходит к Петиной и говорит ему:

      -Дай мне свои водительские права» и показывает на бумажник. Петя опять все понимает по-своему и достаёт из бумажника 100 долларов. Мент ему говорит:

      — Если ты намерен мне дать не водительские права, а взятку на рабочем месте, то я на тебя надену вот эти наручники. — И показывает ему наручники.

      Мила, которая тоже не понимает, почему мент отказывается от 100 долларов, спрашивает:

      — Петя, что он от тебя хочет?

      -Я не знаю! Может предложить ему 200?

      -Боже мой, почему я связалась с таким идиотом? Если ты не знаешь, сколько это стоит, так выясни у него!

      — Почему я идиот? – в очередной раз удивляется Петя. – Просто, когда мне показывают то пистолет то наручники, я немного нервничаю.
      -Так перестань нервничать и выясни! – говорит Мила.
      — Хорошо, я сейчас всё выясню! – говорит Петя, потом поворачивается к менту и, как его учили на курсах английского языка, говорит:

      -Хэлло, ду ю спик инглиш?

      — Ду ай спик инглиш?!

      — Йес, ю! Ду ю спик инглиш?

      Мент – в полной растерянности, потому что никаких других языков кроме английского он не знает.
      Мила говорит:

      -По-моему, он такой же идиот как и ты! Боже, как я влипла!

      Мент, между тем, приходит в себя, прячет пистолет и говорит Пете:

      -Оk, where do you go, dude? (куда ты едешь, умник?)
      -I’m Petya, – отвечает Петя, как его учили на курсах. – What is your name?

      Мент, ничего не отвечая на Петин вопрос, берёт его телефон, смотрит, какой последний номер он набирал и звонит мне.

      — Здравствуйте, – говорит он, – я полицейский такой-то, вы случайно не знаете Петю?

      Я честно отвечаю, что Петя мне хорошо известен, причем с детства.

      -Прекрасно! – говорит мент. – Тогда ответьте мне на такой вопрос: не страдает ли ваш друг какими-то психическими заболеваниями?

      Я отвечаю, мол, нет, не страдает.

      — Может быть он перенес недавно, какую-то тяжелую психологическую травму? – продолжает настаивать мент.

      -Тяжелую психологическую травму, – отвечаю я, – Петя перенес 30 лет тому назад, когда женился на той женщине, которая сейчас сидит справа от него. Но судя по тому, что он до сих пор её не задушил, он – в прекрасной психологической форме.

      -Это я понимаю, как никто, – вздыхает мент.

      -Просто он ещё не успел выучить английский, – добавляю я. – Отсюда все проблемы.

      -Так где вы его ждете? – спрашивает мент, и я объясняю где.

      И тогда мент становится перед Петиной машиной и везёт его с мигалкой сто миль до 284-го экзита, где передаёт его мне, как говорится, с рук на руки.
      Уже на даче я объясняю Пете, что у нас в Америке с ментами надо быть поосторожней, потому что таки да могут застрелить на месте.
      — Я же говорю, что он идиот, – замечает Мила.
      — Почему? – не понимаю я.
      — Потому что никакой умный человек не поедет 100 миль, чтобы помочь такому Пете, как мой, если он может его застрелить на месте и не иметь этой головной боли!
      (из переписки)

      www.myjulia.ru

      ГДЗ решебник по истории 6 класс рабочая тетрадь Крючкова

      На сайте GDZ.CENTER вы найдете ответы к рабочей тетради Крючкова 6 класс по истории 2013-2015 1 и 2 часть. Вы можете смотреть и читать онлайн (без скачивания) на компьютере, мобильном телефоне и планшете бесплатно и без смс.

      Рабочая тетрадь 2014-2015

      Выберите страницу рабочей тетради

      Рабочая тетрадь 2013

      Задание № 1. Заполните схему «Чем торговали римляне и германцы».

      Однажды школьники получили задание нарисовать что-нибудь из жизни древних германцев. Один ученик так увлекся, что удивил весь класс. Вот как он описал свой рисунок «Народное собрание у германцев»:

      Ярким летним днем на городской площади собралось все племя: и мужчины, и женщины, и дети. Двое мужчин со сводом законов в руках ожесточенно спорят о чем-то. Дружинники вооружены, остальные германцы безоружны. Поодаль старейшины приготовили камешки для голосования.

      Что перепутал ученик? Поможет вам подсказка — он допустил 6 ошибок.

      1. У германцев не было городов;
      2. В народном собрании участвовали только мужчины;
      3. Не было свода законов, как правило слово держали вожди и старейшины, шум и споры могли наказываться;
      4. На собрание все мужчины являлись в полном вооружении;
      5. Голосование не проводилось, одобрение высказывали потрясая оружием, а недовольство шумным ропотом;
      6. Старейшины осуществляли гражданскую власть: судили, улаживали споры, занимались распределением земли.

      Задание № 3. Заполните контурную карту «Римская империя и Великое переселение народов».

      1. Обведите границы Римской империи к концу IV века.
      2. Обозначьте границу раздела Римской империи в конце IV века.
      3. Раскрасьте различными цветами стрелки, указывающие направления вторжений: а) гуннов в IV—V веках; б) германских племен в IV-VI веках; в) славянских племен в конце VI- начале VII века.
      4. Раскрасьте различными цветами территории: а) Восточной Римской империи; б) «варварских» государств — англов и саксов, вандалов, вестготов, остготов, франков.
      5. Подпишите названия германских племен, расселившихся на территории Западной Римской империи.
      6. Подпишите названия: Галлия, Восточная Римская империя.
      7. Напишите названия городов, обозначенных цифрами.

      1. Лондиний (Лондон) 3. Рим
      2. Лютеция (Париж) 4. Константинополь

      Задание № 4. К каким народам принадлежали:

      Тацит — древнеримский историк;
      Аттила — вождь гуннов;
      Ромул Август — последний император Западной Римской империи.

      Задание № 5. Какое событие произошло в 395 и в 476 годах?

      1. В 395 году — разделение римской империи на Западную и Восточную;
      2. В 476 году — низложение Ромула Августа и падение Западной Римской империи.

      Начните заполнять контурную карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого».

      1. Найдите на карте и подпишите реки Эльбу, Рейн, Сену, Луару, Рону.
      2. Закрасьте разными цветами: а) область расселения франков к концу V века; б) nерритории, завоеванные франками в конце V— начале VI века.
      3. Обведите границы государства франков при Хлодвиге.
      4. Раскрасьте разными цветами: а) территории, завоеванные франками в VI—VIII веках; б) Папскую область.
      5. Найдите на карте и подпишите места и годы битв, упомянутых в тексте параграфа.
      6. Подпишите название германского народа, обосновавшегося в Италии в VI в.
      7. Какие города обозначены цифрами?
      1. Париж (Лютеция) 2. Рим

      Рассмотрите рисунки и опишите вооружение франков. По каким признакам можно определить, кто из них вождь?

      Слева изображен простой воин, вооруженный секирой. Щиты были из дерева, обтянутых кожей или обитых металлом. Тело воина защищал «панцирь» из шкур. Шлемы, мечи и панцири из металла (здесь кольчуга) имели только избранные (вожди), что мы видим на воине, изображенном справа. Поверх одет плащ. Помимо этого, воин справа имеет длинные волосы, а воин слева острижен.

      Обратите внимание, что у одного из изображенных воинов короткие волосы, а у другого — длинные. Это случайно или что-то означает? В документе рассказывается, как, вероломно захватив одного из вождей франков и его сына, Хлодвиг, связав обоих, остриг им волосы. Почему Хлодвиг так поступил? Предположите, кто, по обычаям франков, мог иметь длинные волосы.

      Франки, жившие на границе с римской Галлией, внешне отличались от большинства других германских племен, в том числе тем, что стригли волосы и бороды, оставляя длинные усы. Только члены королевской семьи имели право носить длинные волосы.

      Заполните таблицу «Знаменитые битвы».

      Заполните таблицу «Организация войска франков при Хлодвиге и при Карле Мартелле».

      Организация войска франков

      Различия в организации

      при Карле Мартелле

      Впишите в рассказ пропущенные слова.

      Ворота со скрипом распахнулись, и мы с моим родителем оказались на монастырском дворе. Три года назад случился неурожай. Семья наша сильно бедствовала. Тогда-то мой отец и пошел на поклон к руководителю монастыря — аббату. Так все мы: и отец с матушкой,и брат с сестрой, и сам я — оказались престарными (зависимыми) людьми монастыря. Мерный звон колокола прервал мои воспоминания. Мимо нас медленно прошествовали обитатели монастыря — монахи. Они возвращались из трапезной, где вкушали пищу. Жили они в крохотных спальнях — кельях. Монахи славились своим благочестием. Неустанно возносили они молитвы Господу, замаливая грехи людей. К монахам можно было обратиться в случае болезни. Они давали приют паломникам, бездомным, нищим. Была в монастыре и особая мастерская для переписки рукописей — скрипторий.
      Чтобы выгрузить дрова, мы отправились на хозяйственный двор. Здесь располагались мастерские, мельница, обжиговая печь, кухня, пекарня, пивоварня, сельскохозяйственные постройки и даже кладбище. Монастырь был известен на всю округу. Как-то раз сюда приезжал главный епископ области — архиепископ с большой свитой. В нашей деревне говорили, что он только что вернулся из Рима, где встречался с римским папой. Но в монастырь мы попадаем не так уж часто. Зато каждое воскресенье ходим слушать проповедь, с которой выступает приходской священник нашей церкви. Достойный священнослужитель с главной христианской книгой — Библией — в руках учит нас Божьим заповедям.

      Продолжите работу с контурной картой «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» (с. 6).
      Внимание, ниже помещена карта только с выполненными пунктами данного задания.

      1. Проведите стрелками направления походов Карла Великого.
      2. Раскрасьте разными цветами завоевания франков при Карле Великом.
      3. Обозначьте границы Франкской империи в начале IX века.
      4. Заштрихуйте земли, зависимые от Франкской империи.
      5. Подпишите название племени, которое оказало франкам упорное сопротивление (саксы).
      6. Подпишите название народа, с которым франки встретились в ожесточенной битве в Пиренеях (баски).
      7. Напишите название города, обозначенного цифрой 3. Аахен

      Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
      …И собрал Карл великое собрание своего войска в Саксонии… и установил над ней графов из числа знатнейших саксов. А когда узнал, что они снова отпали от веры и собрались во главе с Видукиндом для мятежа, он вернулся в Саксонию, опустошил ее и огромное множество саксов поразил своим грозным мечом.
      После того как мир был установлен и мятежи прекратились, король вернулся домой. Видукинд же, зачинатель всех зол и вдохновитель козней, пришел со своими приверженцами во дворец и…
      Предположите, какова была дальнейшая судьба Видукинда. Как поступил с ним Карл Великий? Чтобы ответить на вопрос, вспомните, какую политику проводил Карл по отношению к саксонской знати.

      Видукинд, его соратник Аббио и их приближенные были помилованы королем, крестились и получили из рук Карла Великого богатые дары. Восприемником от купели Видукинда стал сам Карл Великий. Подчинение двух главных вождей вскоре привело к миру в Саксонии.

      Ниже перечислены факты из истории государства франков (военная реформа Карла Мартелла, образование Франкского государства, начало правления династии Каролингов, принятие христианства франками, провозглашение империи, договор о разделе империи в Вердене). Один из них нарушает временную последовательность событий. Найдите его, впишите точную дату или век событий. В клеточках расставьте номера пунктов в нужном порядке.

      1. Образование Франкского государства. 486 год;
      2. Военная реформа Карла Мартелла. с 730 года;
      3. Начало правления династии Каролингов 751 год;
      4. Принятие христианства франками. 496 год;
      5. Провозглашение империи. 800 год;
      6. Договор о разделе империи в Вердене. 843 год.

      Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
      Священный долг королей — мощною рукою обуздывать дерзость тиранов, кои раздирают страну бесконечными войнами, тешатся грабежами, бедный люд губят, церкви разоряют… Пример тому — Томас Марль, человек отчаянный… Он, не страшась, разорял и, как хищный волк, пожирал округа Ланский, Реймский и Амьенский, не давая при этом ни малейшей пощады ни клиру [духовенству], ни народу… Епископ по единодушному приговору церковного собрания заочно лишил его как гнусного злодея и врага имени христианского, рыцарского пояса и всех феодов…
      О чем говорится в документе? Предположите, к какому слою населения принадлежал его автор? Кого он называет тиранами? Кто больше всех страдал от этого бедствия? Кто выступал против него? Выскажите свое мнение, как автор документа относится к тому явлению, о котором пишет?

      О самовольстве феодалов и их раздорах. Это слова аббата Сугерия, могущественного советника французских королей Людовика VI и Людовика VII. Тиранами он называет феодалов, «раздиравших страну» войнами и ослаблявших ее неподчинением королю. Больше всего от этой анархии страдал простой народ, крестьянство. Против выступали церковь и королевская власть. Аббат Сугерий, родившийся в крестьянской семье и, вероятно, видевший все это с детства, плохо относится к этому явлению. Будучи образованным человеком и умным государственным деятелем, он понимал пагубность ситуации, призывая королевскую власть решительно бороться с произволом «баронов».

      Заполните контурную карту «Раздел Франкской империи».

      1. Обведите границы Франкской империи в начале IX века.
      2. Обозначьте границы раздела Франкской империи по Верденскому договору.
      3. Раскрасьте различными цветами территории государств, образовавшихся в результате раздела Франкской империи. Подпишите названия тех из них, которые вам известны.
      4. Закрасьте территорию Папской области.
      5. Подпишите названия городов, обозначенных цифрами.

      Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.
      …Затем граф сжимал в своих руках сложенные руки того человека, и они скрепляли свой союз поцелуем. Затем тот… выражал свою верность графу в следующих словах: «Клянусь верой своей, что с этого времени я буду служить графу Вильгельму и никому более, я сдержу свою клятву по совести и без всякого обмана». И наконец, тот же человек клялся святыми реликвиями.
      Какая церемония описана в документе? Как вы поняли ее смысл? Кем после нее приходились друг другу ее участники?

      Церемония принесения вассальной присяги. Принесший присягу, обязывался служить графу, выполнять только его указания и никогда не изменять ему. Принесший присягу с этого момента становился вассалом графа, а граф — сюзереном своего вассала.

      Представим, что это здание — пирамида — изображает феодальное общество. Кто «населял» каждый этаж этого здания? В любом здании всегда есть лестница. Подумайте, была ли «лестница» между этажами такого символического здания?. Можно ли было подниматься или спускаться по ней?

      Иерархическая лестница была следующей: король — герцог — маркиз — граф — барон — виконт — рыцарь. Звание передавалось по наследству. Титул герцога указывал на родство с королевской фамилией. По «лестнице» можно было и подняться, и «слететь». Все зависело от сюзерена.

      Во французских хрониках XII века рассказывается, что проехать от Парижа до Орлеана (то есть в собственном владении) король мог лишь в сопровождении большой вооруженной свиты. Как вы можете объяснить этот факт?

      В период феодальной раздробленности власть короля была слабой. Он считался одним из равных. Каждый феодал имел собственный вооруженный отряд. Отряды могли быть очень многочисленные, а крупные и богатые феодалы имели войско иногда даже больше королевского. Они чувство-вали себя полными хозяевами в своих владениях. А действовавшее правило «вассал моего вассала — не мой вассал» усугубляло ситуацию и приводило к тому, что даже простой рыцарь во владениях короля мог не подчиняться ему, так как король не был его сюзереном. Это приводило к тому, что феодалы поступали как им вздумается, нападали друг на друга, занимались разбоем, грабежом.

      На территории Северной Европы найдены сотни монетных кладов, которые относятся к IX—XI векам. Обнаружены десятки тысяч золотых и серебряных монет, главным образом восточных (арабских), а также западноевропейских (англосаксонских).
      Кто мог спрятать эти клады? Как объяснить тот факт, что в кладах найдены монеты, которые чеканились на территориях, расположенных вдали друг от друга? Подумайте, как могли эти монеты оказаться в руках тех, кто зарыл сокровища (попытайтесь назвать не менее трех возможностей: о них говорится в учебнике).

      Клады прятались кем угодно, от разбойников до состоятельных людей. Наличие в кладах разных монет объясняется тем, что в раннефеодальной Европе не было единой денежной системы даже в пределах одной страны. Монеты чеканил кто угодно, а при совершении торговых операций учитывался вес золотой или серебряной монеты.
      Клады прятались по след. причинам: накопление (банков не было), угроза утраты (нападение, разбой, война и пр.) или сохранение «до лучших времен», когда владелец не мог воспользоваться ценностями в силу различных причин.

      Заполните контурную карту «Англия в конце IX века».

      1. Обведите границы государств англосаксов и раскрасьте разными цветами их территории.
      2. Обозначьте земли, завоеванные норманнами в Англии.

      К деятельности каких известных вам государей относятся эти события?

      Королевство УэссексКарл Мартелл

      Названия этих территорий (кроме одного): Ломбардия, Дания, Британия, Нормандия, Франция, Лотарингия, Англия, Бретань — произошли от имен когда-то населявших их народов. Какое название лишнее и почему?

      Лотарингия. При разделе франкской империи в 843 году полоса земель между Западным и Восточным королевствами досталась одному из внуков Карла Великого Лотарю I. После его смерти Срединное королевство претерпело еще один раздел на Северную Италию, Прованс и северную часть королевства, которая и получила название Лотарингия в честь Лотаря.

      К истории каких стран относятся эти слова?

      Домен — Франция. Часть владений короля или владения какого-либо феодала.
      Круглый стол — Англия. Собрание рыцарей времен легендарного короля Артура.
      Саги — Исландия. Повествовательные литературные произведения о жизни скандинавских народов.

      *примечание. Саги можно отнести и к истории других скандинавских стран, чья территория была родиной викингов — Норвегия и Швеция.

      Подумайте, какие книги могли находиться в монастырской библиотеке в раннее Средневековье. Попробуйте «составить» небольшую библиотеку с помощью сведений учебника.

      Книги религиозного содержания, богословские, философские, научные, различные летописи, произведения средневековой литературы, труды античных авторов, которые дошли до наших дней благодаря монастырским библиотекам, труды Алкуина, трактаты Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Абеляра, труды Аристотеля и Платона, различные летописи и сказания, книги Цицерона, Виргилия, Плутарха, Тита Ливия, Гомера, Эсхила.

      Познакомьтесь с историческими источниками. Определите, к каким двум видам они принадлежат. Узнайте с их помощью, каким образом средневековые люди отмеряли временные отрезки внутри года.
      1. Каждую неделю крестьяне должны исполнять работу, какую им будет приказано делать, исключая три недели: одну — на Рождество, другую — на Пасху и третью — в канун праздника Вознесения.
      2. Смотреть рисунок.

      Первый источник письменный, второй, вероятно, миниатюра. Из первого источника мы узнаем о праздниках, которых было три. Из миниатюры мы узнаем о видах сельскохозяйственных работ, выполняемых крестьянами в определенное время года. Временные отрезки определялись с помощью церковного календаря и цикла сельскохозяйственных работ.

      Как украшалась средневековая книга? Что обозначено цифрами?

      1. — Инициал (заглавная буква);
      2. — рукописный текст;
      3. — миниатюра;
      4. — Заставка (орнаментальный узор).

      Впишите пропущенные слова.

      Еще с античных времен школьники постигали семь свободных искусств. Образование делилось на две ступени: основу обучения (тривиум) и повышенный курс светского образования (квадривиум). На первой ступени изучали грамматику, риторику (умение говорить и писать), логику (наука понимания, умение вести дискуссию).
      Вторая ступень включала арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

      Что в рассказе правда, а что — вымысел? Найдите в тексте 3 ошибки.
      Гирольд нетерпеливо ерзал на дубовой скамье. Рядом его сосед прилежно склонился над листком бумаги. А Гирольд думал о том, как они вдвоем с другом Арнульфом (он был старше годами и учился у другого учителя) побегут после занятий ставить силки на птиц. Мальчик и не заметил, как к нему подошел строгий отец Мартин — учитель. В руках у него был учебник грамматики ученого монаха Алкуина — по нему учили в школе. «Опять бездельничаешь?!» — голос святого отца прозвучал как гром среди ясного неба. И Гирольд был наказан — после уроков он должен был перевести большой отрывок из грамматики Алкуина с родного на латинский язык.

      1. Вместо бумаги использовался пергамент;
      2. Ученики не делились по возрасту;
      3. учебник грамматики Алкуина был составлен на латинском языке.

      Вспомним, что узнали.

      Кто в истории носил эти прозвища: Бич Божий, Молот, Короткий, Капет, Рыжий, Счастливый?

      Бич Божий — Атилла, вождь гуннов;
      Молот — Карл Мартелл, франкский майордом, разбивший арабов при Пуатье;
      Короткий — Пипин, первый франкский король династии Каролингов;
      Капет — Гуго, первый король Франции династии Капетингов;
      Рыжий — Эйрик Торвальдсон, викинг, основавший первое поселение в Гренландии;
      Счастливый — Лейф Эрикссон, сын Эйрика, первый европеец, доплывший до Америки.

      Разгадайте кроссворд .
      По горизонтали. 3. Город, около которого римляне потерпели поражение от франков. 4. Священнослужитель, стоявший во главе монастыря. 9. Первый правитель государства франков. 11. Город, в битве при котором франки разбили арабов. 13. Германцы, покорившие Галлию. 14. Прозвание знатного франка, победителя арабов. 16. Римская провинция, завоеванная франками. 18. Династия, к которой принадлежали первые франкские правители. 21. Титул, который стал носить Карл Великий. 22. Выходцы из Скандинавии, участники морских походов.
      По вертикали. 1. Германцы, от имени которых происходит название области в Северной Италии. 2. Управляющий королевским домом при «ленивых королях» в государстве франков. 5. Мастерская по переписке книг. 6. Столица государства франков при Карле Великом. 7. Река на территории первоначального расселения франков. 8. Материал для письма в раннее Средневековье. 10. Правители областей при Хлодвиге.

      Ответы по горизонтали: 3. Суассон. 4. Аббат. 9. Хлодвиг. 11. Пуатье. 13. Франки. 14. Молот. 16. Галлия. 18. Меровинги. 21. Император. 22. Викинги.
      Ответы по вертикали: 1. Лангобарды. 2. Майордом (или мажордом). 5. Скрипторий. 6. Ахен. 7. Рейн. 8. Пергамент (см. примечание). 10. Графы.

      Найдите в тексте 6 ошибок.
      Византия возникла как самостоятельное государство в 295 году в результате разделения Римской империи на Восточную и Западную. Жители Византии именовали свое государство Греческой империей, а себя называли греками.
      Территория империи охватывала страны древней земледельческой культуры, среди них Египет, Галлию, Сирию, Палестину. Византия славилась многочисленными богатыми городами: Константинополем, Александрией, Римом, Антиохией, Иерусалимом. Первое место принадлежало столице империи Риму.

      1. Раздел Римской империи произошел в 395 году;
      2. Империю именовали «Римской» (по-гречески «ромейской»);
      3. Себя называли римлянами (по-гречески «ромеями»);
      4. Галлия никогда не входила в состав Византии;
      5. Александрия, Антиохия, Иерусалим были потеряны в 7 веке, а Рим, взятый при Юстиниане, потерян в 8 веке.
      6. Столицей империи всегда был Константинополь.

      Один из современников Юстиниана, знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский в своих произведениях создал противоречивый образ императора: с одной стороны, он показал его как жестокого тирана, а с другой — как мудрого политика и реформатора. Подумайте, какие деяния Юстиниана позволили ему так охарактеризовать императора. А какое мнение о Юстиниане сложилось у вас?

      Изначально человек простой, добрый и щедрый, Юстиниан со временем изменился. Он стал подозрительным, коварным, лживым (как политик), мстительным, алчным, неразборчивым в способах добывания средств, жестоким к своим противникам и врагам, волевыми решениями вмешивался в жизнь близких ему людей, не останавливался перед казнью близких. При всех этих качествах он обладал неутомимым упорством и трудолюбием. Реформировал административную и налоговую систему, законодательство, развивал внешнюю торговлю, считая ее источником благосостояния империи, присоединил к стране многие провинции, утраченные Западной Римской империей, реформировал армию, перестроил Константинополь и создал шедевр зодчества — храм Св. Софии.
      Лично мое мнение — нейтральное. Во-первых, все его заслуги стали возможны благодаря его окружению, а мудрая политика во многом определялась влиянием его жены. Во-вторых, после правления Юстиниана экономика Византии оказалась сильно ослабленной многочисленными войнами и непомерными расходами.

      С какими противниками пришлось вести борьбу Византии в VI – IX веках? Заполните таблицу «Успехи и неудачи внешней политики Византии».

      Чем закончилось столкновение

      Славяне, авары, гунны+ Италия, Сев. Африка, часть Пиренеев

      — Разорение земель империиVII в.Персы

      Авары, болгарыОслабление обеих государств

      — Сев. Африка, Египет, Сирия, Палестина, часть Малой Азии

      Сдерживание этих племенVIII в.Арабы

      Болгары и другие славянеРешительное поражение арабов остановивило их продвижение

      — провинции на БалканахIX в.Арабы

      Болгары+ часть Месопотамии и Сирии, — Сицилия

      + вернули потерянные провинции

      *примечание «+» отмечен положительный исход для Византии, «-» отрицательный.

      Найдите на схеме храма Святой Софии его основные части и подпишите их.

      О развитии каких наук, ремесел и искусств может рассказать византийский храм?

      Создать проект таких сооружений невозможно без знаний математики и геометрии. Воплощение идеи в жизнь становилось возможным благодаря развитому строительству, обработке камня и дерева, ювелирному ремеслу, металлургии и металлообработке для создания инструментов, гончарному ремеслу и стеклоделию, ткачеству. Здания и их украшения говорят о высокоразвитой архитектуре, изобразительном (живопись, фрески, мозаика) и декоративно-прикладном (внутренне убранство, резьба по дереву и камню) искусстве.

      Используя сведения учебника, предположите, об истории каких стран узнали ученые из сочинений византийцев.

      Прежде всего об истории самой Византии и Рима. Также об истории тех стран, с кем сталкивались византийцы как в мирном отношении (торговля, дипломатия), так и в ходе войн. К примеру, многое из истории восточных славян мы узнали из византийских источников.

      Из истории Древней Руси мы знаем, что в 941 году князь Игорь направился в поход на Византию, да оказался он неудачным для князя и его воинов. Под Константинополем потерпел флот Игоря сокрушительное поражение от византийцев. А помогло им одержать победу изобретение, неведомое в других странах. Так что же придумали византийцы?

      «Греческий огонь». Так называлась горючая смесь, изобретенная инженером Каллиником и позволившая византийцам завоевать господство на море. Состав смеси неизвестен до сих пор.

      В одном из старинных документов говорится: «Но так как славянское племя… не разумело писаний, изложенных на языке греческом, то святые мужи находили в этом величайшее бедствие.»
      О каких «святых мужах» идет речь? Что такое «писания … на языке греческом»? Почему невозможность понимать их считалась большим несчастьем? Чем прославились в истории эти «святые мужи»?

      Речь идет о Кирилле и Мефодии. «Писания на языке греческом» — Библия. Братья были посланы в Болгарию и Моравию византийским императором Михаилом III и патриархом Фотием как миссионеры, но славянские народы, не знали греческого языка и потому приобщать их к христианству было сложно. Это затруднение и разрешение императора Михаила совершать службу на славянском языке побудили братьев создать первый славянский алфавит и перевести Библию с греческого языка. Братья считаются создателями славянской письменности и просветителями.

      Заполните контурную карту «Три ветви славян».


      1. Подпишите названия трех ветвей славян, закрасьте различными цветами территории их расселения.
      2. Напишите на карте названия городов.
      3. Обозначьте стрелками вторжения славян на Балканский полуостров.

      Заполните контурную карту «Болгарское царство в VII—IX веках».


      1. Обведите границу Болгарского царства в VII веке.
      2. Обозначьте границу и раскрасьте территорию Болгарского царства в конце IX века.
      3. Подпишите на карте названия городов, рек и трех морей.

      Заполните контурную карту «Образование славянских государств в IX—XI веках».


      1. Обозначьте границы Болгарского царства в VII веке, Великоморавской державы в IX веке.
      2. Обозначьте границы Чехии, Польши и Древнерусского государств к концу XI века и подпишите на карте их столицы.

      О ком идет речь: он гордо именовал себя «царем болгар и греков», заслужил страшное прозвище за жестокость к пленным болгарам, основатель польского государства, в его правление столицей Польши стал Краков?

      1. Он гордо именовал себя «царем болгар и греков. Симеон I, первый царь Болгарии.
      2. Заслужил страшное прозвище за жестокость к пленным болгарам. Василий I Болгаробойца, византийский император.
      3. Основатель польского государства. Мешко I, князь Польши.
      4. В его правление столицей Польши стал Краков. Болеслав I Храбрый*

      *примечание. Болеслав I Храбрый основал в Кракове епархию и сделал Краков одной из княжеских резиденций наравне с Гнезно. Казимир I Восстановитель перенес резиденцию в Краков. Но официально Краков стал столицей только в 1319 году, когда Владислав I Локоток делает город официальной королевской резиденцией и коронуется здесь. После Владислава все польские короли коронуются и размещаются в Кракове до 1610 года, когда столица была перенесена в Варшаву.

      Вспомним, что узнали

      Разгадайте кроссворд.
      По горизонтали. 3. В христианской вере посланцы Бога, предсказавшие пришествие Христа. 5. Столица Польши при Болеславе I. 6. Основатель Польского государства. 7. Часть христианского храма, название которой в переводе с французского означает «корабль». 8. Имя правителя Польши в конце X — начале XI века. 12. Знаменитый византийский император VI века. 14. Живопись по сырой штукатурке. 15. Ученики и последователи Христа, изображавшиеся в христианских храмах. 17. Часть христианского храма, закрытая для доступа мирян. 18. Изображения на деревянных досках Бога, Богоматери, святых, библейских сюжетов, почитаемые христианами.
      По вертикали. 1. Правитель Болгарии, вступивший в военное противоборство с Византией. 2. Византийский просветитель, родом из Болгарии, создавший славянскую письменность. 4. Столица остготов, захваченная войском Юстиниана. 5. Столица Византии. 9. Изображения, составлявшиеся из разноцветных камешков или смальты. 10. Прозвище византийского императора, известного своей жестокой расправой с болгарскими пленными воинами. 11. Часть христианского храма, снаружи имеющая форму выступа, а изнутри — полукруглой ниши. 13. Славянский просветитель. 16. Правила изображения библейских сцен.

      Ответы по горизонтали: 3. Пророки. 5. Краков. 6. Мешко. 7. Неф. 8. Болеслав. 12. Юстиниан. 14. Фреска. 15. Апостолы. 17. Алтарь. 18. Иконы.
      Ответы по вертикали: 1. Симеон. 2. Кирилл. 4. Равенна. 5. Константинополь. 9. Мозаика. 10. Болгаробойца. 11. Апсида. 13. Мефодий. 16. Канон.

      Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII—VIII веках».
      1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
      2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
      3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений (Внимание, на карте места сражений отмечены крестиком и цифрой. В примечании ниже указаны даты и места отмеченных сражений).
      4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году.
      5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.
      6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года.

      *примечание. Цифрами на карте обозначены места крупнейших сражений:
      1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами;
      2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами;
      3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами;
      4. 717-718 год. Осада Константинополя;
      5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами;
      6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами.

      Заполните контурную карту «Распад халифата».


      1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году.
      2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
      3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.
      4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.

      О чем или о ком идет речь?

      1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров.
      2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Кордовский халифат.
      3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид.
      4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла.
      5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр.

      Напишите даты событий из истории арабов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.

      1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров……..711 год.
      2. Захват турками-сельджуками Багдада…………………..1055 год.
      3. Хиджра……………………………………………………………..622 год.
      4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом……630 год.
      5. Битва при Пуатье……………………………………………….732 год.
      6. Власть переходит к династии Аббасидов……………….750 год.

      3

      4

      1

      5

      6

      2

      Разгадайте чайнворд «Арабская мозаика».
      1. Правитель Арабского халифата. 2. Таджикско-персидский язык. 3. Мусульманский священнослужитель. 4. Ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки. 5. Столица Арабского халифата при Аббасидах. 6. Столица Арабского халифата в VII — первой половине VIII века. 7. Прибор, необходимый в мореплавании, заимствованный арабами у китайцев. 8. Небесное светило, по представлению аль-Бируни, находящееся в центре Вселенной. 9. Часть света, на которую распространились арабские владения в VIII веке. 10. Причудливый узор, украшающий стены арабских построек. 11. Новая вера арабов. 12. Высшие мусульманские школы. 13. Греческий ученый, сочинения которого были знакомы арабским математикам. 14. Хранилище рукописей в Багдаде. 15. «Глава ученых» на Востоке. 16. Дворец эмиров в Гранаде. 17. Имя, под которым в Европе знали Ибн Сину. 18. Континент, весь север которого в VIII веке стал арабским. 19. Духовные судьи у мусульман.

      Ответы: 1. Халиф. 2. Фарси. 3. Имам. 4. Михраб. 5. Багдад. 6. Дамаск. 7. Компас. 8. Солнце. 9. Европа. 10. Арабески. 11. Ислам. 12. Медресе. 13. Евклид. 14. Дом мудрости. 15. ибн Сина. 16. Альгамбра. 17. Авиценна. 18. Африка. 19. Кади.

      Чем знамениты эти люди?

      Аль-Бируни — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных трудов по истории, географии, астрономии, математике, геодезии, медицине и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени.
      Ибн Сина — ученый, философ и врач. Был всесторонне образован и являлся автором 450 трудов во многих областях науки.
      Фирдоуси — персидский поэт, автор эпической поэмы «Шахнаме» (Книга царей). За глубину и широту своих знаний получил прозвище «мудрец».

      Впишите нужные по смыслу слова, которые относятся к истории правления двух могущественных государей — знаменитых современников. Они жили в одно и то же время, но в разных частях света.

      1. Багдадский халифат 1. Государство Харуна ар-Рашида
      Франкская империя Государство Карла Великого
      2. Столица Багдадского халифата 2. Багдад
      Столица Карла Великого Ахен
      3. арабский язык 3. В исламских странах
      латынь В европейских странах
      4. династия Аббасидов 4. Харун ар-Рашид
      Каролинги Карл Великий
      5. «Дом мудрости» 5. Багдад
      «Дворцовая академия» Ахен

      Обозначьте на контурной карте (с. 28) условными значками города арабского Востока, в которых располагались обсерватории.
      Обозначьте следующие города: Багдад, Дамаск, Кордова, Хива.

      Разгадайте кроссворд .
      По горизонтали. 3. Собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда. 5. Главная книга мусульман. 7. Наместники провинций в Арабском халифате. 10. Башня около мечети. 12. Древнее святилище арабов. 13. Столица Арабского халифата (от времени его создания до первой половины VIII века). 15. Правители Арабского государства после смерти Мухаммеда. 16. Город на Пиренейском полуострове, прославленный дворцом эмиров — прекрасным образцом арабского искусства. 18. Полуостров — место первоначального расселения арабов. 19. Ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки. 23. Столица халифата, основанная правителями из династии Аббасидов. 24. Мусульманский храм. 25. Европейское имя человека, которого на Востоке считали «главой ученых». 26. «Город пророка». 27. Арабы-кочевники.
      По вертикали. 1. Советник халифа. 2. Основатель ислама. 4. Год переселения Мухаммеда и его сторонников в соседний оазис, ставший начальной датой мусульманского летосчисления. 6. Столица арабского государства на Пиренейском полуострове. 8. Священный город мусульман, место нахождения главной мусульманской святыни. 9. «Правильный путь». 11. Династия правителей, утвердившаяся в Халифате в 750 году. 14. Дворец правителя Гранадского эмирата. 17. Автор поэмы «Шах-наме». 20. Новая вера арабов. 21. Затейливый узор на стенах зданий у арабов. 22. Высшая мусульманская школа.

      Ответы по горизонтали: 3. Сунна. 5. Коран. 7. Эмиры. 10. Минарет. 12. Кааба. 13. Дамаск. 15. Халифы. 16. Гранада. 18. Аравийский. 19. Михраб. 23. Багдад. 24. Мечеть. 25. Авиценна. 26. Медина. 27. Бедуины.
      Ответы по вертикали: 1. Визир (см. примечание). 2. Мухаммед. 4. Хиджра. 6. Кордова. 8. Мекка. 9. Шариат. 11. Аббасиды. 14. Альгамбра. 17. Фирдоуси. 20. Ислам. 21. Арабески. 22. Медресе.

      *примечание. Правильное написание слова — визирь.

      Придумайте и запишите вопрос к § 10 «Культура стран халифата». В классе задайте друг другу ваши вопросы.

      Примерные вопросы: Почему исламом запрещено изображать живых существ? Какие два направления ислама вы знаете?

      а) Обозначьте цифрами и подпишите основные части рыцарского замка.

      1. Донжон (главная башня). 2. Крепостная стена. 3. Оборонительные башни. 4. Внутренний двор. 5. Ворота и надвратная башня. 6. Мост. 7. Ров. 8. Вал.

      б) Представьте: вы владелец замка, ваше жилище собираются атаковать враги. Как бы вы стали оборонять свой замок? Где расставили бы его защитников?

      Лучников и арбалетчиков расположить на стенах и башнях. На стенах приготовить беседки с камнями, бревна, котлы для смолы или воды. Рыцарей и оруженосцев расположить в башнях. При атаке вначале обстреливать, если противник применяет осадную башню, то постараться поджечь ее. Лестницы, приставляемые к стенам отпихивали, рубили или просто сбрасывали на атакующих камни, бревна, лили смолу и кипяток.

      Подпишите, из чего состояло боевое облачение рыцаря. В чем отличия между снаряжением XI и XV веков?

      Главное отличие — появление пластинчатых доспехов (латы), которые надевались поверх кольчуги и имели сложную конструкцию. Более компактным, а значит удобным в кавалерийском бою, становится щит.

      Какие средневековые обряды изображены на старинных миниатюрах? Что они символизируют? Что могли бы рассказать о себе герои миниатюр (по вашему выбору)?

      На рисунках 1 и 2 изображена церемония посвящения в рыцари (акколада). Рис.1 — самый ранний вариант, имевший древнегерманские корни, и заключавшийся в опоясывании мечом посвящаемого. Рис. 2. — более поздний вариант — удар мечом по посвящаемому. Рис. 3. — принесение вассальной присяги. Герой первой миниатюры, посвящаемый в рыцари юноша, мог бы рассказать о своем трудном пути к заветной цели, службе оруженосцем, участии в сражениях и обязательном воинском подвиге, благодаря которому стало возможным его посвящение в рыцари.

      а) По тексту учебника составьте кодекс рыцарской чести.

      Быть верным вассальной присяге; совершать подвиги; бороться врагами христианской веры; защищать честь дам и быть галантным; защищать слабых, обиженных и быть справедливым; быть смелым и благородным; презирать смерть, расчетливость и бережливость; быть великодушным и щедрым; не заниматься торговлей, ростовщичеством и ремеслом.

      б) Какие вы знаете произведения средневековой литературы, герои которых наделены чертами идеальных рыцарей?

      «Песнь о Роланде», о короле Артуре, «Тристан и Изольда», «Персеваль», «Ланселот», «Ивэйн, или рыцарь со львом», «Роман о Граале», «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь», «Смерть Артура».

      Прочитайте поэтические строки, которые появились в XII веке, и попытайтесь нарисовать словесный портрет человека, написавшего их. Кто он был по своему происхождению, какой образ жизни вел, можно ли сказать что-нибудь о его характере?

      Главный герой — рыцарского звания, служащий своему сюзерену. Ведет типичный для феодалов образ жизни, где первостепенное значение имела военная служба. Из черт характера можно отметить смелость, отвагу, решительность, презрение к смерти, честность, любовь к риску, бесшабашность и некоторую безответственность (скарб, замки — все в заклад).

      Феодальная вотчина — земельная собственность, передававшаяся по наследству, и связанное с нею право на зависимых крестьян.
      Крестьянские повинности — принудительные обязанности зависимых крестьян перед феодалом за пользование землей.
      Барщина — даровой принудительный труд крестьян в хозяйстве феодала.
      Оброк — принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся феодалом.
      Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для собственного потребления, а не для продажи.

      В одном из средневековых документов записаны повинности крестьян в феодальном владении.

      Прежде всего они (крестьяне) должны давать ко дню осеннего равноденствия 6 мер пива, 3 меры пшеницы для белого хлеба и вспахивать 3 акра… и засевать их, и давать 3 меры ячменя в качестве подати, и сложить урожай в скирды, и нарубить 4 подводы дров в качестве подати, и сложить их штабелями, и соорудить 16 ярдов ограды в качестве подати, и на Пасху давать 2 овец с 2 ягнятами.

      а) Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркните одной чертой), а какие — барщиной (подчеркните двумя чертами)?
      б) Как называется хозяйство, которое описывается в документе?

      Описывается феодальная вотчина, в которой крестьяне обеспечивали своего господина продуктами сельского хозяйства и ремесла и выполняли любые виды работ в хозяйстве господина.

      Что передавали по наследству в крестьянских семьях? Попробуйте с помощью текста учебника составить приблизительный перечень имущества, которым владели крестьяне. В чем выражалась зависимость крестьян от их господина при вступлении в права наследования?

      * По наследству передавали: дом, хозяйственные постройки, домашний скот и птицу, сельскохозяйственный инвентарь, другие орудия труда, личное имущество, деньги, долги.
      * Из перечисленного выше составьте самостоятельно примерный перечень имущества.
      * Зависимость крестьян выражалась в том, что при вступлении в наследство они не получали землю, которая принадлежала феодалу.

      Разгадайте кроссворд.
      По горизонтали: 3. Боевые доспехи рыцаря. 4. Главная башня замка. 6. Глашатаи на турнире. 8. Обязанности, которые должны были выполнять зависимые крестьяне. 9. Жилище феодала. 11. Одна из обязанностей зависимых крестьян. 14. Боевое состязание рыцарей. 15. Конный воин.
      По вертикали: 1. Металлическая маска для защиты лица рыцаря. 2. Одна из рыцарских забав. 5. Что регулировало жизнь крестьян: их отношения между собой и с внешним миром? 7. Изречение, разъясняющее смысл герба. 10. Одеяние из металлических колец. 12. Одна из обязанностей зависимых крестьян. 13. Отличительный знак рода.

      Ответы по горизонтали: 1. Латы. 4. Донжон. 6. Герольды. 8. Повинности. 9. Замок. 11. Оброк. 14. Турнир. 15. Рыцарь.
      Ответы по вертикали: 1. Забрало. 2. Охота. 5. Община. 7. Девиз. 10. Кольчуга. 12. Барщина. 13. Герб.

      Вычеркните одно неверное утверждение. Впишите правильный ответ.
      1. Вне феодальной лестницы стояли крестьяне и горожане.
      2. Привычной для крестьян была жизнь в общине, которая занималась самыми различными делами.
      3. В качестве оброка господину крестьяне вносили наличные деньги.
      4. Все, что требовалось для жизни, производилось на месте.
      5. В рыцарских романах рыцари характеризуются как благородные, великодушные и отважные.

      В качестве оброка господину крестьяне вносили натуральные продукты собственного труда.

      Прочитайте отрывок из документа, впишите необходимые сведения и ответьте на вопросы.
      Если какой-либо мужчина или женщина пробудет беспрепятственно в городе Бремене в течение года и дня и если кто-либо после этого вздумает оспаривать его свободу, то пусть будет предоставлено тому (жалобщику) доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок.
      В документе зафиксировано важнейшее достижение, которого добились города в ходе борьбы с сеньорами. Что это за достижение? Какая пословица возникла в Средние века в связи с этим?

      Важнейшее достижение — освобождение горожан от сеньориальной зависимости. «Городской воздух делает свободным».

      Заполните контурную карту «Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV веке».


      1. Напишите, в каких двух районах Европы в XI–XV веках активно велась внешняя торговля.
      а) Средиземноморье
      б) Северное и Балтийское море
      Подпишите на карте моря.
      2. Проложите маршруты торговых караванов для каждого из этих районов.
      3. Обведите цветным кружком города и торговые дворы Ганзы.

      Найдите ключ к средневековой загадке «Железный нос, конопельный хвост».
      Подсказка. В одной из сказок братьев Гримм, использующих в своем творчестве средневековые народные предания, рассказывается о храбреце, который расправлялся с семерыми одним махом. Но это было потом, а вначале герой занимался таким ремеслом, что никак не мог обойтись без тех нехитрых вещей, о которых говориться в загадке.

      Герой сказки был портным и речь идет об иголке (железный нос) с ниткой (конопельный хвост).

      Какие объединения городских жителей вы знаете? Разделите пустую графу таблицы на столько граф, сколько требуется, и напишите ответы.

      Вопросы для сравнения

      Внимательно прочитайте перечень слов и выражений. Найдите два ключевых понятия: они отражают изменения характера хозяйства в Средние века. Впишите их в рамку каждой из колонок. Оставшиеся слова раскрывают смысл или первого, или второго из них. Распределите слова на две группы. Впишите их в соответствующую колонку.
      Отсутствие наличных денег, менялы, барщина, натуральное хозяйство, заработная плата, мастерские в феодальной вотчине, наличные деньги, гильдии, товарное хозяйство, феодальная вотчина, цехи, оброк.

      Натуральное хозяйство Товарное хозяйство
      отсутствие наличных денег менялы
      барщина заработная плата
      мастерские в феодальной вотчине наличные деньги
      феодальная вотчина гильдии
      оброк цехи

      Представьте себе, что вы купец из Брюгге. Вам нужно отправиться с товарами в Венецию. Подумайте, какой путь предпочтительнее — по суше или по морю. Какое решение вы примете?
      Подсказка 1. Путь из Любека в Данциг (XIV век).
      Подсказка 2. (см. учебник, с. 112-113).

      Путь по морю более предпочтителен по скорости передвижения, грузоподъемности, относительной безопасности и менее затратен по величине уплачиваемых пошлин и сборов.

      Рассмотрите рисунок-схему средневекового города. Составьте его описание по иллюстрации. (Из каких основных частей состояла территория города: сооружения, служившие для защиты, главная площадь, улицы, городские постройки и их предназначение).

      В центре располагается городская площадь с фонтаном — источником воды для горожан и приезжих. На площади находится главная городская церковь — собор и ратуша — здание городского совета с высокой колокольней, колокол на которой возвещал о важных событиях. Вокруг площади теснились жилые кварталы с узкими улочками. Город обнесен крепостной стеной с башнями, валом и рвом с водой. Попасть в город можно через укрепленные ворота, к которым ведет мост.

      Улицы в средневековом городе делались крайне узкими. По правилу они должны были быть «не шире длины копья». Как вы считаете, почему предпринимались такие ограничения? Что мешало городу расширять свою территорию?

      Территорией города считалось пространство только внутри городских стен. Города располагались на земле, принадлежавшей феодалам и церкви, и за право пользования ею платили налог. Крепостные стены в те времена были дорогостоящим сооружением. Учитывая эти два фактора, в условиях постоянного притока населения, городские власти были вынуждены вводить подобные ограничения, чтобы иметь возможность поселить как можно больше людей в городе.

      Ознакомьтесь с отрывком из средневекового документа и ответьте на вопрос.
      Приходится ходить на ходулях и в деревянных башмаках, и почти все члены совета ходили в ратушу в деревянных башмаках. И когда сидели в зале совета, деревянные башмаки стояли за дверью, тут можно было прекрасно сосчитать, сколько человек явилось в заседание.
      Как вы можете объяснить такую «моду» средневековых горожан: носить деревянные башмаки и ходить на ходулях?

      Улицы в средневековых городах были немощеные, выбрасывали мусор и выливали помои прямо на улицу, потому даже в сухую погоду улицы были очень грязные. Во время дождя улицы покрывались лужами. Чтобы не пачкать обувь, особенно дорогую, горожане ходили в деревянных башмаках и на ходулях.

      Найдите в тексте 4 ошибки.
      Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела улице , на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.
      Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна мастерской оружейника выглядывал его друг Ганс, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином , а сейчас свободный человек! Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина. Те, ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.
      А вот и рыночная площадь. Городские стражники ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого, и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Торговец посудой, причитая и подсчитывая убытки, плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопиться уйти. Вильгельм узнает невезучего торговца посудой — прежде он тоже состоял членом их цеха, но не сумел избежать конкуренции более удачливых собратьев: те переманили у него всех заказчиков и покупателей , а разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него — так гласил устав.
      Но вот наконец и дом одного из старшин, где обычно проходили цеховые собрания…
      Что в этом рассказе правда, а что вымысел?

      1. Улицы средневековых городов были узкими и извилистыми.
      2. Чтобы стать свободным, необходимо было прожить в городе 1 год и 1 день.
      3. Цеховые правила препятствовали конкуренции и запрещали переманивать заказчиков и покупателей.
      4. Цехи из общих средств поддерживали разорившихся ремесленников и они не могли быть исключены.

      Разгадайте кроссворд.
      По горизонтали: 3. Занимались обменом монет за определенную плату. 5. Давали деньги в долг под проценты. 6. Члены цеха, следившие за соблюдением правил, обязательных для всех его членов. 8. Главный работник мастерской. 9. Работник мастерской, обучавшийся профессии. 11. Глава городского совета в Германии. 13. Городская знать. 15. Здание городского совета. 18. Лучший образец изделия. 20. Объединения купцов. 21. Главная городская церковь.
      По вертикали: 1. Объединения ремесленников одной специальности. 2. Глава городского совета во Франции и в Англии. 4. Помощник мастера. 7. Длительные представления на библейские или исторические темы. 10. Город, где горожане сами ведали своими делами. 11. Учреждение, возникшее в Средние века, занимающееся хранением денег и денежными расчетами. 12. Высшее учебное заведение, появившееся в Средние века. 14. Графство во Франции, в Средние века славившееся своими ярмарками. 16, 17. Итальянские города — посредники в торговле между Западом и Востоком. 19. Название горожан в Средние века.

      Ответы по горизонтали: 3. Менялы. 5. Ростовщики. 6. Старшины. 8. Мастер. 9. Ученик. 11. Бургомистр. 13. Патриции. 15. Ратуша. 18. Шедевр. 20. Гильдии. 21. Собор.
      Ответы по вертикали: 1. Цехи. 2. Мэр. 4. Подмастерье. 7. Мистерии. 10. Коммуна. 11. Банк. 12. Университет. 14. Шампань. 16. Венеция. 17. Генуя. 19. Бюргеры.

      Подумайте, какие праздники и развлечения любили феодалы, горожане, крестьяне. Какие праздники были общими?

      Главные развлечения феодалов — это турниры, охота, пиры, слушание менестрелей и т.д.. Крестьянские праздники и развлечения в основном связаны с циклом сельскохозяйственных работ, среди развлечений можно выделить коллективные игры и гуляния. Популярные развлечения горожан — это различные представления, карнавалы, игры, городские и цеховые праздники.
      Общими были церковные праздники, например, Рождество, Пасха и т.д.

      На христианском Востоке На Западе
      Патриарх Римский папа
      Константинополь Рим
      Греческий Латинский

      Рассмотрите средневековую миниатюру. Придумайте ей название. Какие бедствия часто приходилось испытывать людям Средневековья?

      «Монах раздает хлеб». На миниатюре мы видим монаха, вероятно францисканца, раздающего хлеб нищим и калекам. В Средние века наиболее частыми бедствиями были голод и болезни.

      Рассмотрите средневековые изображения и подпишите их. О каком устройстве средневекового общества они рассказывают?

      1. Священнослужители. 2. Городские ремесленники. 3. Рыцари. 4. Крестьяне.
      Миниатюры говорят о том, что средневековое общество делилось на три сословия: служащее богу духовенство, воюющие светские феодалы и третье сословие — горожане и крестьяне, которые трудятся за всех.

      1. Разделение христианской церкви на западную и восточную произошло (впишите точную дату): а) в X веке; б) в XI веке в 1054 году; в) в XII веке.
      2. Родина святого Франциска: а) Каносса; б) Рим; в) Ассизи .
      3. Утверждал, что папа римский призван «господствовать над всеми народами и царствами»: а) святой Доминик; б) Иннокентий III; в) Григорий VII .

      Перед вами два сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Какое из них представляется вам более достоверным и почему? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью.

      1 …Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, и таких домов было достаточно [для всех]. Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось по квартирам, и все радовались чести и победе, которой удостоил их Бог, ибо те, кто находился [ранее] в бедности, [теперь] пребывали в богатстве и в роскоши. Так отпраздновали они в этом торжестве и в этой радости, ниспосланной Богом, Вербное воскресенье и Великую Пасху. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не более двадцати тысяч вооруженных людей, а с Божьей помощью они одолели четыреста тысяч человек или даже более, и притом в самом могущественном городе, отлично защищенном, городе великом и укрепленном со всех сторон.
      2 …Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только имущество горожан, но и то, что посвящено Богу.
      Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнем и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, необыкновенный и вызывавший удивление у всех народов, был разбит и разделен на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметные количеством и бесконечно прекрасные. …Во всех отношениях трудно и почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров… Все могло разжечь их гнев, заслужить невежественную насмешку. Того же, кто хоть в чем-то возражал им… били за дерзость, а частенько обнажали против него и меч…

      Первое сообщение написано участником крестового похода, второе сообщение — византийцем. Первое сообщение исключительно в хвалебных тонах превозносит достижение крестоносцев. Во втором сообщении мы видим более реальную оценку происходивших событий — осквернение храмов, грабежи, разбой, насилие над побежденными. Великой церковью современник называет храм Святой Софии.

      Выберите правильный ответ.

      1. Вдохновителями и организаторами религиозных походов в Святую землю были: а) европейские государи; б) купцы; в) церковь во главе с папой римским .
      2. Призыв к Крестовым походам прозвучал: а) в Клермоне ; б) в Риме; в) в Иерусалиме.
      3. Во время Первого Крестового похода противниками крестоносцев были: а) ромеи; б) турки-сельджуки ; в) монголы.
      4. Сеньором правителей государств крестоносцев на Востоке был: а) граф Эдесский; б) князь Антиохийский; в) король Иерусалимский .
      5. Объединение рыцарей-монахов называлось: а) орден ; б) интердикт; в) аббатство.

      Впишите даты событий. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.

      1. Падение Латинской империи. 1261 год.
      2. Взятие Иерусалима мусульманами во главе с Салах-ад-Дином. 1187 год.
      3. Крестовый поход бедноты. 1096 год.
      4. Падение Акры. 1291 год.
      5. Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Ричард I Львиное Сердце во главе Крестового похода. 1189 год.
      6. Призыв «Так хочет Бог!». 1095 год.
      7. Захват крестоносцами Константинополя и основание Латинской империи. 1204 год.
      8. Осада и взятие крестоносцами Иерусалима. 1099 год.
      9. Крестовый поход детей. 1212 год.

      gdz.center

      Это интересно:

      • Оформит кредит в саратове Кредит наличными в Саратове - срочные займы. Вам требуется кредит или срочный займ? На данной странице представлены актуальные банки и финансовые организации в Вашем городе. Подберите выгодные для Вас условия кредитования и заполните короткую анкету для оформления заявки на получения […]
      • Иск о защите прав потребителя пошлина Государственная пошлина по искам о защите прав потребителей Подставляем наше число и получаем = 13 200 + (1 500 000 – 1 000 000) х 0,5 = 15 700 руб. 2. Рассчитываем госпошлину при исковых требованиях, равных 1 млн. руб. (то есть по формуле для денежных требовании в размере от 200 001 […]
      • Внесение в реестр туроператора Регистрация в ЕДИНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ РЕЕСТРЕ ТУРОПЕРАТОРОВ ВАЖНО! ЮА Персона Грата помогает туроператорам оперативно оформить новый договор страхования и внести сведения в реестр туроператоров при приостановке или отзыве лицензии у действующей страховой компании туроператора.Страховой тариф […]
      • Юрист на проспекте вернадского Адвокаты на Проспекте Вернадского 281 специалист Адвокаты — широкая база специалистов 385 отзывов о специалистах на PROFI.RU Адвокаты на Проспекте Вернадского от 500 рублей/усл. C чего начать? Уточните, какого специалиста вы ищете Получите от специалистов предложения с […]
      • Спортивная страховка россия Спортивная страховка Подходит для спортивных секций и детских и взрослых спортивных соревнований, оплата картой на сайте, оригинал полиса на email — всего за 2 минуты Страховые полисы принимаются всеми федерациями: Преимущества Как купить спортивную страховку? Купить страховку с […]
      • Оформить кредит в европа кредит банке Кредиты Кредит Европа Банка Потребительские кредиты Автокредиты Сумма от 100 000 до 2 500 000 Срок от 12 мес. до 84 мес. Время рассмотрения до 24 часов Подтверждение дохода Не требуется Сумма от 300 000 до 6 000 000 Срок от 24 мес. до 84 мес. Кредитные карты до 250 000 […]
      • Правила пдд 2018г штрафы Новые штрафы ГИБДД с 1 января 2018 года Ежегодно в Правилах дорожного движения нас ожидают изменения и корректировки главной задачей которых является сделать водителей авто и пешеходов в том числе более ответственными и внимательными. Иными словами, все изменения и корректировки […]
      • Как заполнить налог на имущество в 1с Налог на имущество в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 — настройка и заполнение декларации По состоянию на 2016 год налог на имущество не может быть больше, чем 2.2%. Однако это не фиксированная ставка, она может быть изменена местными управляющими органами в меньшую сторону, в зависимости от, […]