Образ города в романе преступление и наказание

admin

Образ города в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. «Преступление и наказание» многие критики и писатели называют петербургским романом. Ф. М. Достоевский любил Петербург, как и его герой, Раскольников, безумно любивший бродить по улочкам города. Идя на преступление, Раскольников, проходя мимо Юсупова сада, задумывается о фонтанах, которые неплохо бы освежали воздух на площадях, и что если бы Летний сад распространить на все Марсово поле и соединить с Дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь. Это говорит нам о том, что Родион Раскольников любит свой город и задумывается о нем даже в такие жуткие минуты.

И одновременно мы видим, что этот город довольно-таки мрачный, больной, сырой, хотя и столь прекрасный. Контрасты Петербурга, столицы тогдашней России, рисовали, конечно, и многие другие писатели: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов. У Достоевского эти контрасты особенно обострены. В 60-х и 70-х годах Петербург быстро разрастался за счет доходных домов, банкирских контор, все это отражено в «Преступлении и наказании».

Сумрачен городской пейзаж в романе, хотя действие происходит летом и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка Раскольникова мы смотрим на Петербург: «…на улице жара стояла страшная, и к тому же духота, толкотня, всюду известка, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность снять дачу, все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Голодный молодой человек чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. Описание Петербурга воспринимается как зримая картина внешнего мира, которую видит перед собой герой, как отражение чувств Родиона Раскольникова.

Действие романа происходит большей частью на улице. В переулке у Сенной щегольская коляска раздавила бедного Мармеладова; его жена, которая давно больна чахоткой, истекала кровью на улице; на улице же застрелился Свидригайлов, на Сенной площади Раскольников пытается покаяться перед народом. Все эти уличные сцены тесно связаны с переживаниями Раскольникова. Герой романа «Преступление и наказание» мучительно сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей обречены на раннюю смерть, нищету и бесправие.

Однажды, зайдя в распивочную, Раскольников случайно слышит разговор студента и офицера. Они говорят о той самой старухе, которую замышляет убить Раскольников. «Богата, как жид, может сразу пять тысяч выдать. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная…» — рассказывает студент офицеру. В то время в Петербурге было очень много таких людей, как Раскольников, и их судьба схожа с его судьбой в какой-то степени. Многие студенты находились на грани нищеты и время от времени были вынуждены обращаться к злой и капризной старухе-процентщице. Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу. И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям.

Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения. В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова. Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин — закладчик и краденое прячет… купец Юшин содержит дешевые грязные номера, Дарья Францевна торгует женщинами.

В романе Достоевского главное место действия, основная торговая точка Петербурга — Сенная площадь. Ее окружают мрачные улицы и переулки, населенные мелким чиновным людом, торгашами, ростовщиками, показана жизнь бульваров, закусочных, трактиров, публичных домов. В двух шагах от грязной Сенной находится Столярный переулок, в нем 16 домов и 18 питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, это посетители покидают кабаки.

Ф. М. Достоевский подробно знакомит нас с обстановкой, в которой живут его герои. Каморка Раскольникова до того мала, что можно, лежа на кровати, без особых усилий открыть защелку двери. Комнаты Разумихина и Мармеладова почти такие же. Комнаты их точь-в-точь темные, сырые гробы. В них вечно царит полутьма, что под стать серости жизни. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория преступления.

Автор не зря несколько раз упоминает о жаре в Петербурге. Эта тяжелая погода приводит к путанице мыслей в голове Раскольникова, он ходит по Петербургу словно в бреду. Жара и духота тоже в какой-то мере дают толчок к преступлению. Петербург играет важную роль в романе, обилие внешних деталей, подробности городской жизни, сцены уличной толкотни, жалкие интерьеры — все это создает общее ощущение города, который враждебен человеку, теснит, давит на него, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

school-essay.ru

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского

Что мы знаем о Санкт-Петербурге? Это город, сотворенный руками талантливейших архитекторов, символ расцвета и величия послепетровской России. Город пышных балов и дворцовых переворотов, поражающий и сегодня своим великолепием. Но был и другой, неизвестный нам, далекий Петербург. Город, где люди прозябают в «клетушках», в грязных желтых домах с темными лестницами, а свободное время проводят в смердящих трактирах и кабаках. Город, где жизнь безотрадна, страшна и призрачна. Именно такой образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» рисует Достоевский.

Игра контрастов

Есть такое выражение: «Петербург Достоевского». Оно отражает восприятие города писателем. Федор Михайлович видел его больным, сырым, мрачным и все-таки прекрасным. Он, как и герой его романа Раскольников, любил Петербург мучительной и горькой любовью, воспринимал его исключительно по-особому. И Пушкин, и Некрасов, и Гоголь в своих произведениях воссоздавали контрастный образ Петербурга. Достоевского от них отличает особый характер мировосприятия, что объясняется обострением контрастов тогдашней столицы России во время пребывания в ней писателя (в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века). В ту пору стремительно развивался капитализм, за счет банкирских контор, рабочих предместий, доходных домов и заводов город стремительно разрастался. Но вернемся к произведению.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Образ Петербурга

Стоит лето, на улице жарко, но сумрачен и нерадостен городской пейзаж. Мы смотрим на летний город глазами голодного бедняка. Всюду толкотня, духота, пыль, всюду известка, кирпич, леса, всюду особенная вонь, знакомая каждому петербуржцу, не имевшему возможности уехать летом на дачу.

Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда предстает таким. Встречаются описания картин природы и великолепных видов столицы, но они выступают лишь контрастом к безотрадному изображению. Среди разряженных женщин, богатых особняков голодный юноша ощущает себя отверженным. На мосту, с которого взору открывается невская величественная панорама, Раскольников чуть было не попадает под богатую коляску, и на потеху прохожим кучер хлещет его кнутом. Юноше больше по сердцу Сенная площадь. Да, она нищая, но здесь он находит своеобразную красоту и чувствует себя своим.

На улицах города

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» воссоздается так ярко, потому что все события большей частью происходят на улице. Щегольская коляска где-то в переулке возле Сенной давит несчастного Мармеладова. Уже на следующий день на улице его полубезумная и чахоточная вдова истекает кровью. На набережной стреляется Свидригайлов. На улице Раскольников всенародно пытается принести покаяние. Все эти нарисованные крупным планам сцены дополняются беглыми эпизодами. Из них создается фон, на котором разворачиваются трагические судьбы Сонечки, Мармеладова, Раскольникова.

В домах героев

С грязных шумных улиц Достоевский уводит нас в типичные для капиталистического Петербурга дома, где проживают его герои. Мы попадаем в зловонные дворы, поднимаемся по мрачным узким лестницам. Комнаты рисуются в полумраке, они слабо освещаются тусклым огарком свечи или косыми лучами заходящего летнего солнца. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» представляется жутким, и такой же жуткой видится жизнь, жалко протекающая на его замусоренных улицах и в нищенских трущобах. Реально происходящие события – убийство старухи-процентщицы, возникновение «из-под земли» человека, называющего Раскольникова «убивцем», отчаянные уличные вопли – похожи на кошмарные видения безумного. В то же время бредовые грезы Раскольникова так напоминают реальную действительность.

Мир нищеты

Мрачный серый город, в котором распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, расположены на каждом углу. на улицах пьяный народ и проститутки, везде царят нищета, болезни и бесправие – таков образ Петербурга, созданный Достоевским. Здесь можно задохнуться от смрада, появляется желание скорее убежать, набрать свежего воздуха в легкие, избавиться от испарений безнравственности и подлости. Такой он, страшный мир невыносимых страданий, мир нищеты, мир, в котором зарождаются полубезумные помыслы Раскольникова. Среди героев, населяющих страницы романа, часто встречаются дети. Достоевского неотступно преследуют мысли об их судьбах, сердце писателя остро ранят их мучения.

Другой образ Петербурга

В романе «Преступление и наказание» город представлен не только оскорбленными и униженными людьми, но и деятельными, промышляющими, кто чем может. Вот мошенник Кох скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы. Вот держатель распивочной Душкин прячет краденое. Вот купец Юшкин берет плату за дешевые номера. Вот Дарья Францевна и Луиза Ивановна в прямом смысле торгуют женщинами. Отчетливо на фоне этих персонажей вырисовываются две фигуры: делец-промышленник Лужин и шулер Свидригайлов. Первый – негодяй, способный на любые злодеяния, второй – посетитель петербургских кабаков, еще во времена крепостного права истязавший крепостных. Все эти люди создают образ Санкт-Петербурга. Однако он не сводится к описанию уродливого быта героев, а несет философско-символическое значение.

Город как олицетворение окружающей действительности

Достоевский считал, что Петербург создан не для людей, а для славы государя. Петр Первый не чувствовал стремлений своего народа, пытался привить русским европейские вкусы и мышление. Вот и город у него получился «нерусским», «сочиненным». Раскольникова здесь все раздражает: и отвратительный запах, и нестерпимая жара, и желтый цвет. Он гуляет по переулкам вокруг Сенной, но не замечает красивых зданий, не видит Юсупова Сада, проходит мимо Вознесенской церкви. Его внимание обращено лишь на пивные с грязными мужиками, нищих прохожих, доведенных до крайнего отчаяния самоубийц, мелких торговцев… Петербург – это символ несправедливого, неустроенного общества, безжалостного и невосприимчивого к простым людям. И все же здесь живут русские люди, сохранившие духовную цельность и православную веру. Они страдают по-русски, верят по-русски, спасаются по-русски. Город – это действующее лицо, выступающее даже не свидетелем, а соучастником дикого преступления Раскольникова и его раскаяния, покаяния и возвращения в мир людей.

В заключение

Федор Михайлович Достоевский – гениальнейший писатель, рассматривающий разные стороны современного для него общества и рисующий без прикрас реальные картины жизни русского народа. Образы людей, созданные им в романе «Преступление и наказание», пронизаны духом протеста против унижения человека, социальной несправедливости. Мировоззрение писателя основывается на фундаментальных истинах: любви к человеку и признанию его духовной индивидуальности. Все искания Достоевского направлены на создание для людей достойных условий жизни. Городские пейзажи в этом несут огромную смысловую нагрузку. В образе Петербурга воплощается чувство безысходности, которое испытывают герои произведения. Город давит, душит, внушает сумасшедшие идеи, навевает кошмарные видения. В этой обстановке и рождается безумная теория Раскольникова.

fb.ru

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Для понимания содержания романа «Преступление и наказание» важно представить себе образ Петербурга, возникший на страницах произведений Федора Достоевского. В литературе есть такие понятия как булгаковская Москва, пушкинский Петербург, Петербург Гоголя, Достоевского. Но сейчас речь не об особенностях городов, а о картине жизни общества 20-х, 40-х, 60-х годов.

Петербург в романе Достоевского — это не только фон, это СИМВОЛ ненормальной, несчастной жизни. Городской пейзаж в произведениях Достоевского — пейзаж психологический. Он напрямую связан состоянием души автора и внутренним миром героев романа.

Каким же предстает Петербург в романе?

Безрадостным. Мы остро чувствуем удушье. Эта духота приобретает значение символа России. Петербург — город мертвый, холодный, равнодушный к судьбам людей.

Какие улицы Петербурга?

Это город узких переулков и трущоб. Ключевое слово у Достоевского при описании Петербурга — безобразное. Рядом с Сенной площадью — переулок, в котором только 16 домов. В нем во времена Достоевского находилось 18 питейных заведений. Уродливые пьяные случаются навстречу Раскольникову. Не менее уродливые вопли слышатся из трактиров.

Какие трагедии происходят на улицах города ?

Жизнь Петербурга безобразное. Пьяную девочку преследует 30-ти летний мужчина. В отчаянии бросается с моста женщина. По улицам ходит с детьми и просит милостыню Екатерина Ивановна. Именно здесь, на улице, и умирает. Попробуем заглянуть в комнаты, где живут герои романа.

Комната Раскольникова маленькая, как клетка в шесть шагов, с желтыми грязными обоями, которые подходили от стен, низким потолком, которая будто давит на жильца. Эта комната — кладовая — прообраз более грандиозной, но такой же душной «кладовые» — Петербурга. Именно в этой кладовой, похожей на шкаф, родилась идея Раскольникова. Так же душно, тесно и в комнате Сони. Эти серые грязные стены давят.

У Достоевского важна каждая деталь. И даже желтый цвет выбран писателем не случайно. В те времена этот цвет ассоциировался с «желтым домом», то есть с домом для умалишенных, и создавал ощущение что все происходит неправильно.

При описании интерьеров Достоевский использует слова что-то , где-то , как-то , как , подчеркивая этим ненадежность существования людей. Нищета и безысходность царят в городе.

Достоевский считает, что показатель совершенства или несовершенства мира — это жизнь детей. — Какими же мы видим детей Петербурга? Трагическое и неприглядно жизни детей Мармеладова.

На итоговом этапе урока учащиеся самостоятельно формулируют вывод: в этом безупречном образе города, который враждебен к человеку и природе, автор воплотил протест против господствующего зла, против неправильно устроенного общества. Протест против этого не — человечности. Но наряду с представлениями о безобразном город живет в душе Достоевского и мечта о Петербурге, созданный людского счастья, город, который воплощает здоровый дух гармоничного общества. Когда Раскольников идет на преступление, он думает о хорошо, прекрасный город. Таким образом, Ф. Достоевский создал в своем романе образ капиталистического Петербурга, душного, трагического, фантастического города, как символа бесчеловечным ненормального общества. Писатель выразил протест против удушающей, давящей на человека атмосферы. Но Петербург Достоевского — это не только олицетворение зла, но и надежд. Писатель верит, что люди «сотворят достойные плоды покаяния» и Петербург будет другим. Петербург сегодня же действительно другой.

sochinyalka.ru

«Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

В романе «Преступление и наказание» Достоевский поднимает такие проблемы, как социальное неравенство, одиночество, пустота души современного автору человека. Одним из героев произведения по праву можно считать Петербург, который, как и люди, тоже принимает участие в действии. Это страшный город. Человек в нём бесправен, положение его безысходно, пойти ему некуда.

Во-первых, Петербург — фон действия романа. С первых страниц читатель видит не парадную столицу, сверкающую во всём великолепии архитектуры, а душный, тесный город: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».

Своеобразие пейзажа у Достоевского состоит в том, что описания очень краткие, нет резких и отчётливых очертаний предметов. Даётся впечатление от общей атмосферы улицы (!чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого лица»). В этом секрет воздействия пейзажа на чувства читателя.

Вместе с главным героем Родионом Романовичем Раскольниковым мы путешествуем по улицам и улочкам Петербурга, заполонённым распивочными, грязными трактирами с тёмными и сырыми углами. Здесь мы встречаем совершенно разный люд. Это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники». Это Мармеладов с жёлтым, отёкшим, зеленоватым лицом, «руками грязными, жирными, красными, с чёрными ногтями». Это старуха процентщица «с вострыми и злыми глазками». Это Катерина Ивановна, «ужасно похудевшая женщина с раскрасневшимися до пятен щеками». В квартале, где обитает Раскольников, встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи друг на друга. Все они серые, как и улицы, на которых живут. От встреч с людьми остаётся ощущение «чего-то грязного, жалкого, безобразного».

Интерьер квартир героев у Достоевского выписан достаточно подробно. В поле зрения повествователя попадают предметы разнохарактерные, увиденные под разным углом зрения. Однако картина объединяется единой субъективно-эмоциональной манерой изображения угнетающей мрачности, ветхости и мертвенности жилья.

Предметом субъективной оценки становятся даже объективные свойства вещей, не подлежащие эмоциональному восприятию. Предметы у Достоевского лишены «осязательности», но зато наделены способностью к самовыражению, обнажению сути вещей, самого характера пространства. Отсюда и устойчивость колорита — все интерьеры выполнены в одном жёлтом цвете.

Жёлтый цвет — не столько конкретная краска, сколько знак эмоции. Например, этот цвет присутствует в описании комнаты главного героя: «это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стул в углу…». Кроме того, автор несколько раз называет комнату Раскольникова «гробом». С помощью этих деталей создаётся ощущение безысходности, загнанности в клетку «маленького человека»

В квартире Алёны Ивановны также преобладает жёлтый цвет: «мебель вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы… туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках». Жёлтый цвет, угнетающий, вызывающий тоску, сближает, будто ставит в один ряд жалкий, бедный интерьер бедного студента Родиона Романовича и претендующую на вкус, но не менее жалкую обстановку живущей в достатке процентщицы Алёны Ивановны.

Мы видим жёлтый цвет в интерьере комнаты Сони в квартире Капернаумовых: «это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь… другой же угол был слишком безобразно тупой… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам». Возникает ощущение давящего уныния, дискомфорта. Форма «неправильного четырёхугольника» комнаты Сони напоминает нам о неустроенности жизни девушки.

Мастерство Достоевского-художника проявляется в том, что деталь интерьера (предмет, цвет) помогает нам понять психологическое состояние героев, дает объяснение их поступкам. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, как «в комнатах без форточек», его давит в густой толпе, и в трактире, и в каморках. Всё несёт на себе печать неустроенности, скудости человеческого существования.

В описании города жёлтый цвет также является доминирующим наряду с серым, зелёным. Чувство духовного одиночества несут эти краски. Раскольников перед убийством почти физически задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города.

Почти всегда Петербург изображается во время заката солнца, потому присутствуют контрастные тона: «темнеющая вода канавы», «темнеющие дома», «тёмные глухие стены» — и «розовый отблеск заката» (тот же эффект резкого блика становится и последним толчком к преступлению — из «тёмной каморки дворника… из-под лавки что-то блеснуло ему в глаза» — это был топор).

В эпилоге действие из Петербурга переносится в острог, где отбывает наказание Раскольников. Здесь пейзаж меняется: «стояли тёплые, ясные, весенние дни». Он символизирует надежду на возрождение, духовное и физическое излечение героя.

Таким образом, Петербург Достоевского — это канавы, грязные улицы и переулки, подворотни, Сенная площадь, набережные. Слова-лейтмотивы в описании Петербурга — «духота», «вонь», «глухой». Самые трагические и впечатляющие эпизоды романа разыгрываются в трактирах и на грязных улицах, в гуще обыденности и прозы — это подчёркивает глухоту страшного мира, окружающего героев, к человеческой боли и страданию Подобно интерьеру, внешний облик города — эпизодический, разорванный — объединяется субъективно-эмоциональной манерой изображения.

www.allsoch.ru

Образ города в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Петербург. Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой природе. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудовищную идею.

Действие романа «Преступление и наказание» разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия. Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы, продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которую «где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу». Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений.

Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.
Предвестником недобрых событий является также красный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» — подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению.

Глаза Раскольникова уже привыкли «к городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам». Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жилища героев романа — «нищие, униженные и оскорбленные». Гнетущее впечатление производят многочисленные и подробные описания кривых лестниц, низких площадок и серых комнат-клеток. В такой крошечной каморке, больше похожей на «гроб» или «шкаф», где «вот-вот стукнешься головой о потолок», влачит свое существование главный герой. Неудивительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, «тварью дрожащей».

В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он — типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдания людей. Он не задумываясь отдает последнюю копейку попавшим в беду Катерине Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой проститутке на улице. Но тем не менее раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту, отделяющую его от прочих людей ради того, чтобы «сделать первый шаг» во имя «всеобщего счастья». Раскольников, возомнив себя сверхчеловеком, становится убийцей, как некогда стал убийцей и палачом сам этот город. Его великолепные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре.
Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы.

А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург неоднозначен:

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит.

В. Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Н. В. Гоголя — оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь.

Только что мы познакомились с Петербургом Достоевского. Можно сделать вывод, что все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» — создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.

Традиции изображения Петербурга были продолжены такими замечательными поэтами, как А. Ахматова и О. Мандельштам. У каждого из них тоже свой город. В произведениях Ахматовой ее любимый город представлен красивым и величественным, как у Пушкина. Город Мандельштама — жутковато-черный, ближе к тому, как его изобразил Достоевский:
Ты вернулсясюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток.

www.uznaem-kak.ru

Это интересно:

  • Сочи гостиница проживание Стоимость проживания в пансионате Прейскурант стоимости путёвки без леченияпансионат «ЭДЕМ» на 2018 год в рублях 01.05.1831.05.18 01.06.1820.06.18 21.06.1810.07.18 11.07.1820.09.18 21.09.1820.10.18 2-х комнатный4-х местный эконом номер 2-х комнатный3-х и 4-х местный стандартный […]
  • Пенсия или зарплата закон о пенсионерах Новый закон о пенсиях с 2017 года Уже несколько лет российское сообщество ждет решения властей в отношении пенсионной реформы. Проект разрабатывался долго, с поправками и доработками. Он был принят депутатами лишь в третьем чтении. В результате новый закон о пенсиях 2017 года был […]
  • Срок оплаты штрафа рк Каковы сроки уплаты административного штрафа в 2018 году Административный штраф – это денежное взыскание, которое накладывается на гражданина в качестве наказания за совершенные им неправомерные действия. Этот вид наказания относится к числу мягких. Обычно с помощью него наказывают […]
  • Учение о механизме преступления криминалистика § 1. Механизм преступления и предмет криминалистики Существование науки как самостоятельней области научных знаний оправдано только в том случае, если предметом ее изучения являются специфические для нее объективные закономерности действительности. Указание на эти закономерности как на […]
  • Прокуроры г новошахтинска Город Новошахтинск Видео ролик о городе Общие сведения и история Новошахтинск располагается на западе Ростовской области на реке Малый Несветай. Общая площадь города 136 км². Первое упоминание о каменном угле на территории города датируется 1696 годом. В период с 1840 по 1910 годы […]
  • Если не вовремя заплатить штраф Не заплатил штраф 30 000 рублей за лишение прав Если человек не заплатил штраф 30000 за лишение прав, ему придется столкнуться с новыми сложностями. Об этом редко задумываются водители, поэтому откладывают необходимые денежные переводы до самого последнего момента. Это ошибка, способная […]
  • 158 статья уголовного кодекса рф часть 3 Какой может быть максимальный срок по статье 158 часть 3? Добрый вечер!Какой грозит максимальный срок моему мужу(он первоход),без принятия особого порядка по ст 158 ч.3 П.а и в 28 Декабря 2015, 18:44 Анна, г. Москва Ответы юристов (3) Наказание за преступление назначается в пределах […]
  • Имеются штрафы как оплатить Бесплатный автоюрист +7 (499) 653-64-91 ваш юрист по автомобильным спорам Primary Menu Post navigation Помощь автолюбителям: как оплатить штраф если отсутствует квитанция ГИБДД Увы, но не всегда возможно избежать штрафов ГИБДД. Зачастую, водитель не особо спешит его оплачивать и решает […]