Контроль за деятельностью учреждений и органов исполнения наказаний

admin

Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (стр. 1 из 4)

МВД России

По дисциплине: «Уголовно-исполнительное право»

«Контроль за деятельностью учреждений и органов исполняющих наказание»

Понятие контроля за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания. 4

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. 7

Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. 14

Контроль общества имеет важное значение в обеспечение персоналом учреждении и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашении с участием Российской Федерации.

Что же представляет контроль за органами, осуществляющими наказание, какие виды контроля наиболее эффективны в современных условиях? Для ответа на эти вопросы необходимо полно разобрать следующие вопросы, которые и будут рассмотрены в настоящей работе:

Во-первых, понятие контроля и его составляющих;

Во-вторых, в отдельности рассмотреть контроль суда за деятельностью по реализации наказания, с его полномочиями в этой области, и действия прокуратуры, как специального органа наблюдения за законностью.

Необходимо отметить, что эти два вида контроля отнюдь не ограничивают контроль за деятельностью органов и учреждений, осуществляющих наказание. Вообще же различают международный, государственный и общественный контроль, в настоящей работе будет рассмотрен только один из этих видов контроля.

Понятие контроля за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания

Система учреждений и органов, исполняющих наказания, это часть системы правоохранительных органов Российской Федерации, решающих общественно значимые задачи, как борьба с преступностью. Поскольку при решении указанной задачи заинтересовано все общество, то оно через систему государственных и общественных институтов устанавливает постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключения деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, контроль за которым имеет свои особенности.

Контроль за деятельностью персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказании. Несмотря па резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, формы, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.

Контроль общества имеет важное значение в обеспечение персоналом учреждении и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашении с участием Российской Федерации. Введение международного, расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала но обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придаст особую актуальность рассматриваемой теме.

Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Контроль за деятельностью персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала недостатки.

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовав и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.

Деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, осуществляется па основе положении закона и нормативных правовых актов. Исходя из этого, под контролем за деятельностью персонала по исполнению уголовных наказании следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия деятельности персонала требованиям уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов с целью выявления и пресечения имеющихся нарушении и их предупреждения в будущем.

В зависимости oт субъектов, которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием международного сообществ. Дело в том, что государства являются участниками международных соглашений, закрепляющих общепризнанные стандарты обращения с осужденными, соблюдение их политических, гражданских и социально-экономических прав и свобод. Не исключение и Российская Федерация, которая подписала почти все международные соглашения в этой сфере.

Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, – основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный, внутригосударственный, но и международный контроль.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и местного самоуправления, судебный контроль и прокурорский надзор. Большое значение в контроле за деятельностью персонала имеет ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Эго контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации, осуществляемый в специфических формах.

В зависимости от вида контроля и сфер, которые подвергаются контрольной деятельности, различаются и формы контроля. Вихчисле необходимо назвать: представление отчетности, в том числе и статистической, ревизии, запросы, инспектирование, проверка исполнения, согласование, обжалование незаконных действий должностных лиц, посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, личный прием осужденных, ознакомление с личными делами осужденных, другими документами и т.п.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации впервые регламентирует контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 20). Такой шаг законодателя обусловлен изменившимися социальными, политическими, духовными основами общества, повышением внимания к обеспечению прав и законных интересов личности с помощью рекомендованных международными актами мер их защиты. Основные виды, формы и методы контрольной деятельности суда достаточно эффективны и разнообразны: они не исчерпываются положениями ст. 20 УПК, хотя и включают их в себя.

Судебный контроль, осуществляемый при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношении, и дел особого производства по правилам гражданского судопроизводства.

При производстве гражданских дел деятельность персонала может являться непосредственно предметом спора сторон по гражданскому делу. К примеру, при разрешении иска лица, утратившего трудоспособность во время отбывания лишения свободы, о возмещении ущерба, причиненного ему по вине исправительного учреждения (ч. 4 ст. 98 УПК). Либо, наоборот, при разрешении иска исправительного учреждения, иных юридических или физических лиц о взыскании материального ущерба, причиненного осужденным во время отбывания наказания (ст. 102 УПК). И в первом, п во втором случаях судом может быть оценена деятельность персонала исправительного учреждения по соблюдению гражданских, трудовых и иных прав осужденных во время отбывания наказания.

Деятельность персонала может быть предметом судебного исследования, оценки и соответствующего реагирования при рассмотрении гражданских дел в порядке особого производства (например, при решении вопроса о признании осужденного ограниченно дееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами), по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Так, при разрешении жалобы осужденного к исправительным работам о наложении штрафа и лишении водительских прав за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии может быть оценена деятельность персонала и администрации организации в осуществлении контроля за поведением осужденного на работе и по месту жительства.

mirznanii.com

Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов исполнения наказаний (стр. 1 из 3)

1. Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов

исполнения наказаний ………………. 3

2. Условия отбывания наказания в тюрьмах …………………………………. 6

3. Основания и порядок освобождения от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей …………………………..…11

Список использованной литературы …………………………………………..16

1. Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов исполнения наказаний.

Органы и учреждения, исполняющие наказания, являются частью правоохранительных органов и тем самым входят в систему государственного аппарата России.

Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных.

Контроль за соблюдением законности в деятельности по исполнению наказаний осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления всех уровней.

Судебный контроль – очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний.

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора в соответствии со статьями 397 (за исключением случаев, указанных в пунктах 1 и 18) и 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации[1] . Например, об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам, имеющим малолетних детей, а также об изменении вида исправительного учреждения.

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности законности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации имущества, смертной казни.

Ведомственный контроль. Он осуществляется со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами. Такой контроль осуществляется министерствами юстиции, обороны РФ исходя из их правового положения, установленного Конституцией РФ. Аппарат министерств и ведомств контролируют все направления работы по реализации требований законов и иных правовых актов относительно процесса исполнения наказания (организации режима, проведения с ними воспитательной работы и т.д.).

Формы ведомственного контроля могут быть самыми разнообразными. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; проверка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельности отдельных их частей и служб и т.д.[2] Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления законности по исполнению наказаний.

Прокурорский надзор. Он осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ».[3] Именно прокурорский надзор имеет важное значение в контроле за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.

Формы реагирования прокуроров на выявление в рассматриваемой сфере нарушения законов разнообразны. К таким формам относятся: а) протесты по противоречащим закону нормативным органам, издаваемым органами управления, исполняющими наказания; б) принятие необходимых мер по привлечению к ответственности нарушителей закона; в) внесение в учреждения и общественные организации представлений о выявленных прокурором нарушениях законов и причинах, способствующих этим нарушениям и т.д. Прокурорский надзор выступает действенным средством утверждения законности в деятельности этих органов.

Общественный контроль. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в исправительных колоний.[4] Правовой основой их деятельности являются положения, постановления, директивные указания и другие нормативные акты, издаваемые федеральными органами власти.

2. Условия отбывания наказания в тюрьмах.

Тюрьма – это вид исправительного учреждения, предназначенного для отбывания наказания наиболее опасными категориями преступников.

В тюрьмах отбывают наказание в основном 3 категории осужденных:
1) лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет за совершение особо тяжких преступлений;

2) осужденные при особо опасном рецидиве;

3) осужденные, переведенные в тюрьму на срок до 3 лет за злостное нарушение установленного порядка отбывания в исправительных колониях общего и строгого режимов.[5]

Кроме перечисленных категорий опасных преступников, в тюрьмах могут отбывать наказание лица, оставленные с их согласия в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Согласно ст. 77 УИК РФ таковыми могут быть лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима. Они могут быть оставлены лишь при наличии их письменного согласия.

И, наконец, допускается временное содержание в тюрьмах осужденных в следующих случаях:

а) при необходимости производства с участием осужденного следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом;

б) при необходимости участия осужденного в судебном разбирательстве по делу о преступлении, совершенном другим лицом;

в) если осужденный привлекается к уголовной ответственности по другому уголовному делу и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;

г) при переводе осужденных из одного места лишения свободы в другое.

В тюрьмах установлены 2 вида режима: общий и строгий, без дифференциации каждого из них на виды условий отбывания наказания.

На строгом режиме содержатся все категории осужденных, поступающие в тюрьму, в том числе и осужденные к лишению свободы с отбыванием части срока наказания в тюрьме, и осужденные, переведенные в тюрьму за нарушение режима в исправительных колониях всех видов режимов. Кроме того, на строгом режиме содержатся осужденные, признанные злостными нарушителями при содержании в тюрьме на общем режиме.

Однако законодатель ограничивает круг лиц, которые могут содержаться на строгом режиме. К ним относятся; а) осужденные беременные женщины и женщины, имеющие при себе малолетних детей; б) осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы.

На общем режиме содержится основная масса осужденных, отбывающих наказание в тюрьме. По общему правилу на общий режим направляются осужденные, которые отбыли на строгом режиме не менее одного года, при условии отсутствия у них нарушений режима.

Поскольку в тюрьмах содержатся наиболее опасные категории преступников, то в отношении их при исполнении наказания законодатель ставит прежде всего цель предупреждения совершения этими лицами новых преступлений в период отбывания ими наказания. Это достигается за счет усиления изоляции и ужесточения условий их содержания.

В соответствии со ст. 131 УИК РФ осужденные содержатся, как правило, в общих камерах, В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы и с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах. Размещение по камерам осуществляется с учетом установленных ст. 80 УИК РФ требований о раздельном содержании мужчин, женщин и других категорий осужденных.

Изолированно от других осужденных и раздельно содержатся осужденные, переводимые из одного исправительного учреждения в другое; осужденные, оставленные в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Кроме того, раздельно содержатся осужденные, находящиеся на общем и строгом режимах.

Осужденные, содержащиеся в тюрьмах на общем режиме:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере восьмисот рублей;

б) иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года;

в) получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года;

г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

Более жесткие условия отбывания предусматриваются для осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме. Им разрешается:

а) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости в размере шестисот рублей;

б) иметь два краткосрочных свидания в течение года;

в) получать одну посылку и одну бандероль в течение года;

г) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Понятие и виды контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Международный контроль

Разносторонняя развитая система контроля играет важную роль в обеспечении законности, целесообразности и эффективности как государственного управления в целом, так и такой специфической сферы, которой является исполнение уголовных наказаний. В современный период перехода к обществу и государству, базирующимся на политическом плюрализме, свободной экономике, приоритете прав и свобод человека, на идеях формирования гражданского общества и правового государства, изменяется и природа контроля. Он перестает быть только узко управленческим понятием и представляет собой сложный комплексный социально-правовой институт, основанный на дуализме гражданского общества и государства, призванный обеспечить соблюдение социальных регуляторов, реализацию принципов и задач правового государства в уголовно-исполнительной сфере.

Деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, неразрывно связана и обеспечивается функционированием их персонала, поэтому целесообразно рассматривать контроль в указанной сфере именно в контексте его осуществления за деятельностью персонала УИС.

Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы предназначен для повышения эффективности исполнения уголовных наказаний, улучшения процесса управления учреждениями и органами, их осуществляющими, укрепления законности и правопорядка как среди сотрудников, так и осужденных, а также для обнаружения и устранения выявленных в деятельности персонала недостатков. Деятельность сотрудников учреждений и органов УИС должна находиться под пристальным вниманием всего общества, стать более «прозрачной» для представителей общественных объединений, средств массовой информации, отдельных граждан.

Таким образом, контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, — это целенаправленная организующая системная деятельность уполномоченных органов международного сообщества, государства и институтов гражданского общества по установлению соответствия исполнения уголовных наказаний нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений при помощи правовых средств.

Система контроля включает в себя следующие элементы (подсистемы): 1) организационно-функциональная структура (цели, принципы, объект, предмет, субъекты и их компетенция, виды контроля); 2) механизм (методы, средства, формы контроля); 3) процесс контроля.

Объектом контроля в указанной сфере являются общественные отношения, возникающие но поводу и в процессе служебной деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Предмет контроля — это состояние объекта контроля, его соответствие Конституции РФ, международным правовым актам, законодательству о федеральной государственной службе, уголовно-исполнительному законодательству и иным нормативным правовым актам.

Субъекты контроля за исполнением уголовных наказаний установлены в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии со ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, а соответственно и осуществлять контроль без специального на то разрешения имеют право: Президент РФ; Председатель Правительства РФ; члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ; Уполномоченный но правам человека в РФ; президенты и главы правительств субъектов РФ; уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления — в пределах соответствующих территорий; Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; должностные лица вышестоящих органов; судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; депутаты, общественные наблюдательные комиссии и их члены — в пределах соответствующих территорий; Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ в пределах соответствующих территорий — учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений.

Кроме того, согласно ст. 38 Закона об учреждениях, исполняющих уголовные наказания, правом контроля этих учреждений наделены представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека.

В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.

Международный контроль предусмотрен международными правовыми актами о правах человека, в первую очередь Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). Исходя из закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются Комитет по правам человека ООН, Комитет ООП против пыток, Европейский Суд но нравам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток.

10 декабря 1985 г. СССР подписал Конвенцию ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). Эта Конвенция была ратифицирована с оговорками указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.01.1987 № 6416-Х1 и вступила силу 26 июня 1987 г. Согласно ст. 19 Конвенции СССР возложил на себя обязанность регулярно представлять Комитету ООН против пыток доклады о соблюдении прав человека и предотвращении пыток (в том числе и при исполнении уголовных наказаний). Это стало первым шагом в распространении международного контроля на пенитенциарные учреждения Союза ССР.

5 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял ряд документов, расширяющих возможности международного контроля за соблюдением прав и свобод человека в местах лишения свободы. Соответствующими постановлениями высший орган законодательной власти закрепил присоединение СССР к Факультативному протоколу Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), признал компетенцию Комитета по правам человека в соответствии со ст. 41 Пакта, сиял оговорку в отношении ст. 20 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и признал компетенцию Комитета против пыток в соответствии со ст. 21 и 22 Конвенции. В связи с этим в СССР появились две новые формы международного контроля: указанные Комитеты ООН получили право принимать и рассматривать сообщения других государств и индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией СССР, о нарушении нрав человека и применении пыток.

Дальнейшее развитие международный контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы получил уже после распада СССР. В связи со вступлением России в Совет Европы 28 февраля 1996 г. Президент РФ подписал Конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). Первый документ был ратифицирован Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней». Согласно ст. 1 данного Закона Российская Федерация признала компетенцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского Суда по правам человека по разрешению заявления (жалобы) любого лица (в том числе и осужденного), неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных в Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации. Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г. С 1 ноября 1998 г. стала действовать новая редакция Конвенции, упразднившая Европейскую комиссию по правам человека и предусмотревшая изменение структуры и порядка деятельности Европейского Суда.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания была ратифицирована Федеральным законом от 28.03.1998 № 44-ФЗ. Конвенция вступила в силу для России 1 сентября 1998 г. Согласно ст. 2 Конвенции члены Европейского комитета против пыток имеют право посещать любые места, где содержатся лица, лишенные свободы государственной властью.

Создание аналогичного института — Подкомитета по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Комитета ООП против пыток предусмотрено в соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этот документ был принят 18 декабря 2002 г. Резолюцией 57/199 на 77-м пленарном заседании 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Протокол открыт для подписания, ратификации и присоединения с 1 января 2003 г. С его подписанием и ратификацией Россия возьмет на себя обязательства не только разрешить посещение мест лишения свободы членами Подкомитета (ст. 4), но и создать подобный отечественный орган (ст. 3). Тем самым появятся новые формы международного контроля за соблюдением прав человека в исправительных учреждениях.

Таким образом, выделяют четыре формы международного контроля: периодическое представление Российской Федерацией докладов о соблюдении прав человека, в том числе при исполнении уголовных наказаний; сообщения иностранных государств о нарушениях в Российской Федерации нрав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или взыскания; индивидуальные жалобы осужденных и лиц, отбывших уголовное наказание, на нарушение их гражданских и политических прав во время отбывания наказания; посещение членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы.

studme.org

Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющими наказания

1. Понятие контроля за учреждениями и органами, исполня- ющими наказания

2. Международный контроль

3. Государственный контроль

4. Общественный контроль

Понятие контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания

Система учреждений и органов, исполняющих наказания, является частью системы правоохранительных органов Российской Федерации, решающих такую существенно значимую задачу, как борьба с преступностью и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных.

Поскольку в решении указанной задачи заинтересовано все общество, то оно через систему государственных и общественных институтов устанавливает постоянный контроль за деятельностью правоохранительных органов. Не составляет исключения деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, контроль за которой имеет свои особен­ности.

Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Несмотря на резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.

Контроль общества имеет важное значение в обеспечении персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации. Введение международного контроля, а также расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала по обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придают особую актуальность рассматриваемой теме.

Контроль за деятельностью персонала одновременно является средством выявления и устранения причин и условий нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Он также влияет на совершенствование правовой основы законности, особенно нормативных правовых актов в случаях противоречия их действующему законодательству.

Информация о применении и исполнении законов и основанных на них нормативных правовых актов позволяет судить и о качестве самих законов, пробелах и противоречиях в них.

Вскрывая нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. И в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала недостатки.

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.

Контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с ис­пользованием общественных форм, позволяет лучше информировать общественность об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Это, в свою очередь, способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на темпы и цели проводимой правовой реформы.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется на основе положений закона и нормативных правовых актов.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл. 3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются:

Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания ( 1984г. ).

Существуют четыре формы международного контроля.

Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания).

Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям.

Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы.

Вторя и третья формы международного контроля появились в 1991 г. в результате признания нашим государством компетенции Комитета ООН по правам че­ловека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лиц о нарушениях прав человека на территории России.

В 1996 г. одна из этих форм международного контроля была прямо предусмотрена в национальном законодательстве России. Так, в ч. 4 ст. 12 УИК установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявле­ниями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных.

Посещения членами Европейского Комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы в России стали возможными после ратификации в 1998 году Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающею достоинство обращения или наказания.

Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации.

Судебный контроль – очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, существует трёх видов.

Первый из них — судебный контроль при рассмотрении дел по спорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, и дел особого производства, осуществляемый по правилам гражданского судопроизводства.

Второй вид судебного контроля за деятельностью персонала – это контроль при производстве по уголовным делам, осуществляемый по правилам уголовного судопроизводства. Его, в свою очередь, можно подразделить на два подвида:

а) контроль при рассмотрении уголовных дел в суде;

б) контроль при рассмотрении судом вопросов исполнения приговора суда.

Контролирующие функции суда проявляются при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением законности со стороны должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания: злоупотребление служебными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), халатность (ст.293 УК РФ) и другие должностные преступления.

Судебный контроль имеет место при рассмотрении уголовных дел по преступлениям, совершенным осужденными во время отбывания наказания. При рассмотрении таких уголовных дел суды обязаны проверять, не связаны ли противоправные действия с ущемлением прав осужденных, и в случае их установления суд обязан отреагировать на них путем вынесения частного определения с целью предупреждения подобных действий в будущем.

Контроль суда за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, проявляется в стадии исполнения приговора, включающей в себя обращение приговора к исполнению, а также решение большого блока вопросов, касающихся различных аспектов исполнения наказания.

Согласно ч. 1 ст. 20 УИК РФ судебный контроль может осуществляться и при рассмотрении судом вопросов освобождения от отбывания наказания.

Это такие случаи, как:

условно-досрочное освобождение от наказания в виде исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и пожизненного лишения свободы (ст. 79 УК, ст. 175, 176 УИК);

освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных в связи с их болезнью (ст. 81 УК, ст. 175 УИК);

освобождение от дальнейшего отбывания наказания осужденных, отбывающих обязательные работы, в случаях признания их в установленном порядке инвалидами 1 или 11 группы (ч. 3 ст. 26 УИК);

освобождение осужденной, которой была предоставлена отсрочка отбывания наказания в связи с беременностью или наличием детей, от отбывания оставшейся части наказания (ст. 82 УК, ст. 177 УИК).

Контрольные функции суда проявляются и при рассмотрении им вопросов замены наказания другим его видом, как с учетом примерного поведения осужденного, так и в связи с уклонением от отбывания назначенного наказания.

Суд контролирует решение вопросов, связанных с изменением условий отбывания наказания. В соответствии с законом такие вопросы могут возникать при исполнении только лишения свободы.

Последняя группа – это вопросы, связанные с местом и временем отбывания (исполнения) наказания.

Третий вид судебного контроля осуществляется при рассмотрении судом предложений, заявлений и жалоб осужденных на действия персонала, поданных в соответствии с ч. 4 ст. 12 УИК РФ. При этом законодатель установил определенные гарантии реализации права осужденного на обращение в суд (ч. 4 ст. 15, ч. 2 ст. 91 УИК РФ).

Большое значение в контроле за деятель­ностью персонала имеет ведомственный контроль как разновид­ность контроля органов исполнительной власти. Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления законности по исполнению наказаний. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

Ведомственный контроль за деятельностью уголовно-исправительных инспекций, арестных домов, исправительных центров и исправительных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.

Ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения контроля за учреждениями и органами, исполняющими наказания, направлены на обеспечение соблюдения законодательства и иных нормативных актов при исполнении наказаний и соблюдения прав и законных интересов осужденных; безопасности осужденных и персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных граждан. Эти акты предусматривают оценку их деятельности с точки зрения соблюдения условий и порядка отбывания осужденными наказания, а применительно к наказаниям, связанным с изоляцией от общества, — организации охраны осужденных, надзора за ними, предупреждения с их стороны преступлений. При ведомственном контроле оцениваются организация воспитательной работы с осужденными и их трудовой деятельности, взаимодействие администрации этих учреждений с государственными органами и общественностью.

Наиболее важной формой является инспектирование учреждений и органов, исполняющих наказания, которое осуществляют центральные органы уголовно-исполнительной системы Минюста России.

В процессе проведения инспектирования проверяется вся деятельность персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, в комплексе. Так, применительно к исправительным учреждениям проверке подлежит оперативно-служебная, производственная, финансово-хозяйственная деятельность персонала, профессиональная подготовка, соблюдение законности, обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных и т.п.

Инспекторская проверка, как и иные формы ведомственного контроля, важна не только как средство выявления недостатков в деятельности администрации этих учреждений и органов, но и как необходимая мера повышения эффективности их деятельности. Для выполнения этой задачи по итогам инспектирования разрабатывается план реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования. После его утверждения за выполнением плана устанавливается контроль должностных лиц вышестоящих органов, что служит гарантией того, что выявленные недостатки в деятельности персонала будут устранены.

Прокурорский надзор. Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации” прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

При этом почти вся деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, поднадзорна органам прокуратуры. Так, в порядке общего надзора органы прокуратуры контролируют соблюдение законов в финансовой, хозяйственной и производственной деятельности учреждений и органов, где таковая имеется (исправительные учреждения, арестные дома, исправительные центры и т. д.), порядок прохождения службы сотрудниками и условия труда рабочих и служащих персонала и т.п.

Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. 32 Закона “О прокуратуре Российской Федерации” предметом надзора за соблюдением законов при исполнении наказания являются:

— законность нахождения лиц в исправительных и иных учреждениях, исполняющих наказание;

— соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных, порядка и условий их содержания;

— законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм УИК, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предоставил широкие полномочия при проверке соблюдения законов (ст. 33). Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.

Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела и производства об административных правонарушениях.

Прокурору предоставляется право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать своими постановлениями из штрафного или дисциплинарного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливается обязанность исполнения постановлений и требований прокурора администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 34).

Следующей формой реагирования прокурора на нарушения законности является представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Оно вносится прокурором, как правило, по фактам систематически встречающихся нарушений законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Должностные лица этих учреждений и органов либо вышестоящего органа, куда внесено представление, обязаны безотлагательно рассмотреть факты, изложенные в представлении.

Самостоятельным средством реагирования прокурора на, нарушение законности является принесение протеста в отношении должностных лиц, из- давших противоречащие закону приказ, распоряжение или постановление.

Общественный контроль – это деятельность граждан, объединенных в общественные и иные некоммерческие организации, для осуществления контроля за соблюдением прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Правовую основу общественного контроля и попечения составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный Кодекс, Федеральный Закон «Об общественных объединениях», другие Федеральные законы и иные не противоречащие им правовые акты Российской Федерации. Общественный контроль осуществляется на принципах законности, гласности, приоритета прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей и осужденных.

Предметом общественного контроля является обеспечение прав и законных интересов лиц, находящихся в местах содержания под стражей и учреждениях, условий их содержания, обращения (в том числе применения наказания), труда, соблюдение требований, касающихся развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, прав и обязанностей персонала уголовно-исполнительной системы, а также контроль за выполнением требований и решений по социальной реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

Формами общественного контроля являются:

посещение подконтрольного учреждения мест содержания под стражей и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы;

участие в проводимых в учреждении проверках, в том числе, в составе ведомственной, административной, прокурорской комиссий;

встречи по жалобам с лицами, содержащимися под стражей и отбывающими уголовное наказание, по условиям содержания, оказание правовой помощи;

ведение приема, в том числе, в составе наблюдательной комиссии, совместно с представителями должностных лиц учреждения или надзорного органа;

знакомство с документами, касающимися вопросов условий содержания, применения мер поощрения и наказания, а по обращению от осужденных — с приговором суда, документами по уголовному делу;

направление запросов, обращений, заявлений, ходатайств по вопросам общественного контроля в органы государственной власти и местного самоуправления, в надзорные органы по вопросам, находящимся в их компетенции;

подготовка и направление в суд жалоб и исковых заявлений, выступления в суде по доверенности в защиту законных интересов и прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.

информирование общественности, в т.ч. через средства массовой информации о результатах проверок, об условиях содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, отбывающих уголовное наказание, связанное с лишением свободы.

Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности воспитательных колоний; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в исправительных колониях.

Активная работа общественных объединений по указанным выше формам представляет собой важное направление социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Обычно депутаты посещают учреждения либо по жалобам отбывающих наказание, либо для общего ознакомления с условиями содержания осужденных. Замечания и пожелания депутатов и других уполномоченных лиц должны быть во всех случаях рассмотрены и, по возможности, учтены в работе учреждения. В случае официального запроса депутата ему должен быть дан ответ в установленный срок.

С конца 80-х годов появился ряд правозащитных организаций, которые провозгласили своей задачей защиту прав осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Чаще всего эти организации создавались бывшими осужденными, иногда членами их семей. Среди инициаторов были и ранее судимые за особо опасные государственные преступления, впоследствии реабилитированные, и лица, осужденные за общеуголовные преступления. Многие из этих лиц исходят из благих намерений помочь тем, кто находится в местах лишения свободы, добиться улучшения их положения, соблюдения их прав. Другие обеспокоены положением освобожденных от наказания, их трудностями в трудовом и бытовом устройстве. Третьи стремятся оказать помощь родственникам тех, кто отбывает наказание.

Важную роль играет Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека. Одно из направлений их работы – соблюдение прав человека в учреждениях пенитенциарной системы.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью учреждении и органов, исполняющих наказания, путем защиты прав и законных интересов лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно, осужденных, их родственников, сотрудников персонала.

Деятельность Уполномоченного в этой сфере регламентирована Федеральным конституционным законом “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”, частично УИК РФ и Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”.

В соответствии с указанными законодательными актами Уполномоченный принимает и рассматривает жалобы на нарушения прав человека от граждан РФ, лиц без гражданства и иностранных граждан, в том числе от находящихся в местах принудительного содержания, под которыми понимаются места исполнения наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части.

Важной формой контроля Уполномоченного является его посещение исправительных учреждений и ознакомление на месте с условиями отбывания наказания осужденными. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, неспособных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 10.06.2008 N 76-ФЗ «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И О СОДЕЙСТВИИ ЛИЦАМ, НАХОДЯЩИМСЯ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ»

Регламентирован порядок участия общественных организаций в осуществлении контроля за деятельностью учреждений пенитенциарной системы

Принят Закон, устанавливающий правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Определены цели и принципы общественного контроля и содействия работе общественных объединений, порядок наделения (приостановления, прекращения) полномочиями общественных наблюдательных комиссий и их членов; установлены формы деятельности таких комиссий, а также формы содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Установлен порядок принятия мер по результатам мероприятий общественного контроля, а также порядок осуществления надзора за деятельностью субъектов осуществления контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года.

Начальник исправительной колонии общего режима разрешил осужденному Галкину, отбывшему половину срока наказания, передвижение без конвоя за пределами колонии, учитывая его поведение, производственную необходимость и характер выполняемой им работы.

Основано ли на законе решение начальника колонии?

Да, основано. В соответствии сч.1 ст.96 УИК «Условия и порядок передвижение осужденных к лишению свободы без конвоя или сопровождения» положительно характеризующимся осужденным, отбывающим лишение свободы в исправительных колониях и воспитательных колониях, может быть разрешено передвижение без конвоя или сопровождения за пределами исправительного учреждения, если это необходимо по характеру выполняемой ими работы.

Документом, дающим основания осужденному использовать предоставленное ему право передвижения за пределами исправительного учреждения, является пропуск установленного образца.

В свободное от работы время эти осужденные должны находиться в пределах общежития и соблюдать правила поведения осужденного в исправительном учреждении.

В соответствии с ч. 4 ст. 96 УИК такие осужденные должны размещаться в отдельных жилых помещениях; им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами исправительного учреждения, но в границах, установленных администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления.

Регулирование поведения осужденных за пределами исправительного учреждения УИК делегировал ведомственному подзаконному акту — Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно этим Правилам осужденные, находясь вне жилой зоны или общежития, обязаны: соблюдать маршрут и время передвижения, правила общественного порядка; своевременно возвращаться после работы в жилую зону или общежитие и сообщать о явке представителю администрации; по первому требованию работников исправительного учреждения и сотрудников милиции предъявлять пропуск; при возвращении в жилую зону сдавать его часовому, дежурному по контрольно-пропускному пункту, а в общежитии — представителю администрации, осуществляющему надзор.

Осужденным запрещается: выходить из жилой зоны и общежития в не установленное распорядком время; в рабочее время оставлять объект работы; принимать для отправки, передачи письма и выполнять другие поручения осужденных и иных лиц; передавать пропуск другим лицам.

Постановление начальника исправительного учреждения о праве передвижения осужденного без конвоя или сопровождения может быть отменено в случае нарушения им Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, либо в случае изменения характера работ, выполняемых осужденным.

Несовершеннолетний Петров, отбывающий наказание в воспитательной колонии, за 1 год до окончания срока назначенного ему наказания обратился к администрации колонии с требованием перевести его в льготные условия отбывания наказания.

Может ли администрация колонии удовлетворить просьбу Петрова? В каких целях осужденные несовершеннолетние, отбывающие лишение свободы, переводятся в льготные условия отбывания наказания?

Для подготовки к условно — досрочному освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. Создание таких условий — следствие того, что несовершеннолетние легче поддаются исправительному воздействию. Это обстоятельство позволяет для подготовки к условно-досрочному освобождению переводить их в такие условия отбывания наказания, которые максимально приближены к жизни на свободе.

Закон специально не говорит об основаниях и условиях такого перевода. Однако не вызывает сомнений то, что требования, которые должны быть предъявлены к осужденным в этом случае, должны быть не меньшими, чем те, которые предъявляются к ним при решении вопроса о возможности перевода из обычных условий в облегченные. Таким образом, при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе администрация в соответствии с ч.4 ст.132 УИК РФ может удовлетворить просьбу Петрова.

Закон говорит об отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания, а не об отсутствии самих нарушений. Это объясняется следующими причинами: во-первых, тем, что посредством такой формулировки из оснований перевода исключаются незначительные нарушения порядка, не требующие применения мер взыскания, во-вторых, тем, что именно взыскания в этом случае выполняют роль юридического критерия наличия у осужденного указанных нарушений. Согласно ч. 8 ст. 117 УИК если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим его.

Под добросовестным отношением к труду следует понимать выполнение и перевыполнение осужденным производственных заданий при наличии к тому возможности и соблюдение трудовой дисциплины, а под добросовестным отношением к учебе — выполнение учебных заданий и соблюдение учебной дисциплины.

В связи с тем, что перевод осужденного на льготные условия производится, согласно закону, специально для его подготовки к условно-досрочному освобождению, а отбывание наказания на льготных условиях осуществляется, как правило, за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации колонии, необходимо установить, что поведение осужденного свидетельствует о стойкой положительной динамике процесса его исправления, а он сам в условиях жизни за пределами колонии, без охраны, но под надзором, не представляет опасности для окружающих.

Библиографический список литературы

Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».( в редакции от 05.03.2004 N 6-ФЗ).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ. (в редакции от 09.05.2005 N 47-ФЗ ).

Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 » Положение о Федеральной службе исполнения наказаний».

Приказ Министерства юстиции РФ от 28 февраля 2000 г. №77. „Инструкция об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. “

Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право. — М.: Новый юрист, 1997.

Уголовно-исполнительное право. Учебник / Под редакцией А.И. Зубкова. — М.: Инфра-М-Норма, 1997.

Комментарий к Уголовно-Исполнительному кодексу РФ. Под редакцией А.И. Зубкова. — М.: Инфра-М-Норма, 1997.

Михлин А. Уголовно-исполнительный кодекс: общие положения // Российская юстиция. 1997. № 4.

Селиверстов В., Шмаров И. Уголовно-исполнительный кодекс: концепция и основные понятия // Законность. 1997. № 5.

Уголовно-исполнительное право. Сборник нормативных актов / Под редакцией Пономарева П.Г. Т.1.- М., 1997.

Уголовно-исполнительное право. / Под редакцией В.И. Селиверстова. — М.: Новый юрист, 2000.

xreferat.com

Это интересно:

  • Понятие виды освобождения от наказания Понятие освобождения от уголовной ответственности и от наказания, их виды. (стр. 1 из 5) Понятие освобождения от уголовной ответственности и от наказания, их виды. 1) Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности: 1.1 Понятие освобождение от уголовной […]
  • Приказы департамента смоленской области по образованию и науке Организация ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ Адрес: Г СМОЛЕНСК,УЛ НИКОЛАЕВА Д 12 А Юридический адрес: 214004, СМОЛЕНСКАЯ ОБЛ, СМОЛЕНСК Г, НИКОЛАЕВА УЛ, 12, А ОКФС: 13 - Собственность субъектов Российской Федерации ОКОГУ: 2300223 - Органы исполнительной власти […]
  • Приказ о домах офицеров ПРИКАЗ Минобороны РФ от 17.06.1997 n 235 О ДОМАХ ОФИЦЕРОВ, ОФИЦЕРСКИХ КЛУБАХ И КЛУБАХ ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДОМАХ ОФИЦЕРОВ И КЛУБАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ […]
  • Как заполнять налог на прибыль лист 07 Проконсультируем по вопросам учёта, налогов и права. Оценим надежность контрагента и предупредим о проверках. Как налогоплательщику заполнять в декларации лист 02? Заполнять нужно в соответствии с разд. I, II , V Порядка, утв. Приказом ФНС России № ММВ-7-3/572 от 19 октября 2016 г. В […]
  • Непрерывная случайная величина имеет закон распределения с параметрами Основные законы распределения случайных величин Нормальное распределение Непрерывная случайная величина X имеет нормальный закон распределения с параметрами а и а, если ее плотность вероятности /(*) имеет вид (2.20) Кривая нормального распределения /(*) (нормальная кривая, или кривая […]
  • Собственность как юридическая категория означает Собственность как юридическая и экономическая категории. Собственность как юридическая и экономическая категории. - раздел Экономика, ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ 1. История Развития Научной Мысли О Собственности Бер. 1. История развития научной мысли о собственности берет свое начало […]
  • Полномочия третейского суда рф Правовое положение третейского суда в РФ (стр. 1 из 4) Организация деятельности постоянно действующих третейских судов на примерах Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при Торгово-промышленной палате Российской Федерации Третейского суда при Межбанковском финансовом […]
  • Налог на электросети Налог на имущество: считаем и отчитываемся До 1 августа включительно организации сдают расчеты авансовых платежей по налогу на имущество за полугодие. Естественно, это касается только тех, кто должен платить данный налог. Так что прежде чем переходить к заполнению отчетности разберемся, […]