Закон об избирательном праве 1965

admin

Избирательное право -это. Конституция РФ. Избирательное право в РФ

Граждане РФ наделены большим количеством прав в отношении выбора органов власти, формирования состава структур местного самоуправления и даже внесения изменений в Конституцию страны. С точки зрения содержания законов, регулирующих выборы в России, наша страна — одна из наиболее демократических в мире. Конечно, нам далеко до Швейцарии с ее прямой демократией, но государство дает россиянам все ресурсы для полноценного народного управления страной.

Что такое избирательное право

Избирательное право – это система законов, регулирующих то, как должны проводиться выборы в различного уровня органы власти, либо как таковое право граждан страны или города участвовать в выборном процессе на правах голосующего или же в статусе кандидата. В обоих значениях избирательное право может касаться, к примеру, выборов в Госдуму, выборов президента России, региональных и муниципальных руководителей.

Трактовка термина «избирательное право», связанная с участием граждан в выборах, подразумевает пассивный его вид и активный. Первый – это когда человек становится кандидатом на некую управленческую или политическую должность. Второй – когда выбирает сам. Иногда подобную классификацию называют делением на объективное право, когда человек выбирает кого-то, и субъективное, когда он становится кандидатом. Ключевой признак любого права – наличие ограничений для одних лиц и отсутствие таковых для других. Так и в случае с избирательным правом: не все граждане и не все лица, имеющие физический доступ к выборам, наделены возможностью голосовать или быть кандидатами.

Основы избирательного права в России

Главы муниципальных образований, субъектов федерации, депутаты советов и Госдумы, мэры, президент России – все они выбираются (если какие-либо федеральные и региональные законы при отсутствии противоречий с другими актами не допускают иного) гражданами на основе всеобщих, равных и свободных выборов при соблюдении тайны голосования. Избирательное право в РФ базируется на специфическом законодательстве, которое подразделяют на несколько уровней. Это федеральные законы (ФЗ) об избирательном праве, региональные и муниципальные акты.

Выборы в России всеобщие, то есть любой гражданин наделен правом избирать и быть избранным. Некоторый ценз есть, но он имеет вполне разумную основу: голосовать (то есть использовать активное или субъективное избирательное право) могут только совершеннолетние граждане (старше 18 лет), быть кандидатами (использовать пассивное или объективное право) – лица, которым исполнился 21 год. Законами не разрешается голосовать и быть избранными гражданам, признанным в судебном порядке недееспособными, а также отбывающим наказание в местах лишения свободы. Всеобщность права в России означает, что гражданин, которому компетентные органы отказали в допуске к выборам, может обжаловать это в суде и рассчитывать на получение ответа не позднее, чем через два дня.

Главные источники избирательного права в России

Избирательное право – это явление, опирающееся на законы. Ключевыми для России являются следующие. Во-первых, это Конституция РФ, главный закон страны. Во-вторых, это ФЗ «О референдуме», регулирующий механизмы общенационального волеизъявления по вопросам, связанным со статусом всей страны. В-третьих, это федеральные законы, которые регламентируют выборы в органы власти, а также разъясняют ключевые положения избирательного права граждан России. В числе таковых федеральный закон «О выборах Президента», «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». В-четвертых, к источникам избирательного права в России относятся указы президента, локальные акты исполнительных лиц, возглавляющих региональные органы власти и муниципалитеты. Иногда реализация избирательного права становится прерогативой Госдумы и Центризбиркома, которые при необходимости выносят актуальные постановления.

Избирательные права россиян

Гарантии избирательных прав граждан в современных государствах приобретают характер системы, подконтрольной ряду специфических законов. Они определяют порядок, в соответствии с которым происходит выбор должностных лиц либо политических организаций для представительства интересов граждан в различных органах власти. Есть отдельный закон, регулирующий эти демократические процедуры – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В числе важнейших, практически значимых и нужных гражданам гарантий юристы отмечают следующие. Во-первых, это политические гарантии. Они связаны с многообразием идеологий, равенством людей, объединенных общностью интересов перед законом, свободой агитации, привлечением независимых наблюдателей. Во-вторых, это материальные гарантии избирательных прав: расходы на проведение выборов разных уровней возлагаются на бюджет страны, региона или муниципалитета. В-третьих, это собственно правовые гарантии, призванные обеспечить легитимность выборов. Граждане в соответствии с этими гарантиями могут обжаловать действия разных должностных лиц, участвующих в организации голосования и подсчетах результатов.

Виды избирательных систем в России

Избирательное право – это своего рода механизм. Устойчивость его работы предполагает следование некоторым стандартам. В числе таковых, например, формат избирательных систем. В России их два – мажоритарный и пропорциональный. В рамках первого выборы проводятся по одномандатным либо многомандатным округам. Итоги голосования подсчитываются, исходя из большинства голосов, отданных за кандидата или кандидатов. Может применяться правило абсолютного большинства, когда для победы кандидату нужно набрать более 50% голосов, или относительного, когда выигрывает тот, кто получает хотя бы на один голос больше, чем кто-либо из конкурентов.

Пропорциональный формат – это когда избиратели голосуют за списки кандидатов, формируемые политическими объединениями (партиями или блоками). Мажоритарная система характерна для выборов президента России, глав субъектов федерации, мэров. Пропорциональный формат применяется при выборах в Госдуму или локальные представительные органы власти. Однако в некоторых регионах есть прецеденты избрания депутатов в органы местного самоуправления и по мажоритарной системе.

Конкретные форматы избирательных систем устанавливаются законами разного уровня. Если речь идет о выборах президента или депутатов Госдумы, то здесь применяются нормы федерального уровня. В свою очередь при выборах, проводимых в субъектах РФ, в муниципалитетах на первый план выходят локальные нормы законодательства, но только в том случае, если они не противоречат федеральным законам и Конституции страны. Любые законы, касающиеся регулирования процедур проведения выборов, должны соответствовать ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», о котором говорилось выше.

Кто и как меняет Конституцию

Как было сказано выше, Конституция РФ – это главный закон страны. Все нижестоящие обязаны ему соответствовать. Конституция может быть пересмотрена частично (только в 1, 2, и 9 главах), в нее могут вноситься поправки (с 3-8 главы).

Кто наделен полномочиями вносить предложения о поправках в текст Конституции или о пересмотре отдельных ее частей? Этим правом обладает множество органов власти: президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство России, представительные органы регионов. Конкретный ход пересмотра частей Конституции будет зависеть от того, какой именно орган власти проявил инициативу. Факт: непосредственное участие в изменении Конституции страны могут принимать сами граждане.

Например, если более 60% голосов членов Совета Федерации и депутатов Госдумы высказались за пересмотр положений Конституции, то сразу же созывается Конституционное Собрание. Его участники могут принять одно из двух решений: оставить главный закон страны без изменений либо разработать новый проект. И здесь-то к процессу могут подключиться граждане России. Если две трети состава Конституционного Собрания не смогут определиться с решением, то это предлагается сделать россиянам. Для принятия нового проекта Конституции нужно, чтобы «за» проголосовало более половины граждан, а явка превысила 50%. Избирательное право в РФ – это также и возможность жителей страны принимать или менять основной закон.

Другой пример – рассмотрение законопроекта о внесении в Конституцию поправок в главы с 3 по 8 Госдумой. Это происходит в трех чтениях, что очень похоже на процедуру принятия федеральных законов. Одобрить поправки должно не менее двух третей депутатов. После прохождения трех чтений законопроект переходит на обсуждение в Совет Федерации и там проголосовать «за» должны три четверти членов. Если это происходит, то законопроект публикуется в официальных изданиях, и с ним могут ознакомиться граждане. Одновременно он направляется в представительные органы субъектов Федерации. Чтобы законопроект стал полноценным законом, нужно, чтобы две трети региональных органов власти одобрили его. Если и это происходит, акт направляется на подписание президенту России.

Выборы в Госдуму

Российская система избирательного права подразумевает несколько разных видов выборов. Один них – избрание депутатов нижней палаты Парламента России (Государственной Думы). Эта процедура регулируется ФЗ «О выборах депутатов». Согласно данному акту, депутаты Госдумы избираются гражданами при соблюдении тайного голосования. В нижнюю палату Парламента всегда избирается 450 депутатов. Выбор происходит на федеральном уровне пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов от партий. То есть нельзя проголосовать за конкретного человека, а только за политическое объединение, в котором он зарегистрирован. Получив такой-то процент голосов, партия получает пропорциональное от числа 450 количество мест в Госдуме.

Выбирать депутатов могут граждане России, которым исполнилось 18 лет. Также совершеннолетние россияне могут участвовать в формировании партийных списков кандидатов, агитировать, наблюдать за тем, как идут выборы, как работают избиркомы (в том числе осуществляя контроль над подсчетом результатов). Граждане, которым исполнился 21 год, могут сами попробовать себя в качестве кандидатов на выборах в Госдуму.

Выборы депутатов нижней палаты Парламента назначаются президентом страны. Глава государства должен дать добро не позднее, чем за 90 дней до даты голосования (первое воскресенье того месяца, когда истек срок полномочий Госдумы текущего созыва).

Важнейшую, если не ключевую роль в выборах депутатов Госдумы играют избирательные комиссии. Они реализуют ход голосования на локальных участках – в городах и селах. При выборах в Госдуму любая партия может привлекать в избиркомы своих представителей. Их трое: член комиссии с правом решающего голоса, лицо, уполномоченное давать совещательный голос, наблюдатель. Каждый из них наделен определенным кругом функций. Права члена избирательной комиссии закреплены законом. Посмотрим, что может, к примеру, наблюдатель. Во-первых, он следит за корректностью подсчета голосов. Во-вторых, он вправе рассматривать бюллетени на предмет их целостности, правильности отметок «за» или «против». Он может наблюдать за корректностью составления протокола, отражающего итоги голосования, знакомиться с другими документами, относящимися к выборам.

Что такое прямая демократия

Есть такое явление – прямое избирательное право. Оно представляет собой процедуру, когда законы принимает не представительный орган (Совет или Дума), а сами жители страны или политического образования. Методы здесь могут быть разные: съезды, форумы и т.п. Исторически прямая демократия предшествовала представительной. Эта форма управления государства практиковалась во времена античных цивилизаций, в раннее средневековье (в том числе на Руси в виде народного вече).

Сейчас прямая демократия встречается разве что на уровне небольших коллективов (скажем, при выборе старосты в университетской группе). Есть элементы прямого народного правления и в некоторых муниципалитетах, например, в израильских кибуцах, в швейцарских кантонах (плюс в рамках проходящих в Швейцарии национальных референдумов).

Пример прямой демократии в Швейцарии

Рассмотрим швейцарскую модель прямой демократии. Вот пример, когда гарантированное институтами прямой демократии избирательное право – это инструмент влияния на национальную политику. Недавно в стране проводился референдум, где решался вопрос об ужесточении иммиграционной политики. За то, чтобы принять более строгие законы, проголосовало 78,8% швейцарцев. В итоге осенью 2015 года потенциальным мигрантам будет сложнее натурализоваться в этой европейской стране: будут, например, созданы особые лагеря для проверки личностей беженцев. Этот прецедент, по признанию ряда аналитиков, показал остальному миру, насколько эффективна и близка народу, его настроениям прямая демократия, а также то, насколько широкими могут быть избирательные права граждан.

История швейцарского народовластия, как считает большинство историков, берет отсчет с XVI века. Тогда появились органы самоуправления под названием «ландсгемайнде», контролировавшие жизнь местных общин. Право голоса имели только мужчины, обладающие правом носить с собой оружие. Следующий шаг к появлению прямой швейцарской демократии – первый референдум, состоявшийся в мае 1802 года. Тогда всенародным голосованием была утверждена конституция Гельветической республики.

Сейчас любой гражданин Швейцарии может, во-первых, голосовать, а во-вторых – инициировать общенациональное обсуждение того или иного законопроекта, внесение изменений в текущие акты, кодексы или даже Конституцию страны. Правда, понадобится собрать немалое количество подписей для того, чтобы инициатива была зарегистрирована. Конкретное их количество зависит от типов референдума. В Швейцарии их два – факультативный (для него нужно 50 тысяч подписей) и обязательный (100 000 подписей).

Такое различие объясняется просто: факультативный референдум – это обычно процесс против принятого парламентским путем закона, то есть для инициирования факультативного референдума должны возникнуть определенные условия, а обязательный референдум – это процесс «с чистого листа», для которого соблюдения особых условий не требуется.

Выборы президента России

Россия, как считают многие эксперты – президентская республика. То есть должность главы государства здесь не номинальна (как, например, в ФРГ), президент де-юре и де-факто сосредотачивает в своих руках огромные властные полномочия, и потому российское избирательное право наделяет процедуру выбора главы государства рядом особых признаков, отличающих данный процесс от избрания, скажем, депутатов Госдумы.

Закон о выборах гласит, что президентом России не может стать гражданин моложе 35 лет (в случае с выборами в Госдуму возрастной ценз – 21 год). Это обусловлено особой ролью и высокой ответственностью избираемого главы государства. Также кандидат на должность президента России должен не менее десяти лет прожить в своей стране. Касательно этого ценза есть две трактовки. Одни юристы уверены, что десять лет проживания можно получить, суммируя разные периоды нахождения в России. Другие полагают, что надо жить непрерывно.

Если на выборах в Госдуму одна и та же партия может занимать хоть все 450 мест сколько угодно раз подряд, то президентом России можно стать только два раза кряду. Есть мнение, что ограниченное количество переизбраний главы государства может воспрепятствовать авторитаризму. Смена личностей на должности президента, как полагают некоторые политологи, — условие мирного, законного поведения оппозиции, у которой всегда есть шанс выставить на выборах своего кандидата и победить. В противном случае оппозиция может устроить государственный переворот. Конституция России позволяет одному и тому же человеку занимать президентский пост трижды, четырежды и большее количество раз, но только не дважды подряд.

Выборы главы российского государства назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 120 дней до даты голосования. Так же как и в случае с выборами депутатов Госдумы, голосование происходит в первое воскресенье месяца, в котором истекает срок полномочий президента. К слову, Совет Федерации может и не назначить выборы, но они будут проведены во второе или третье воскресенье месяца, в котором граждане выбирали президента в прошлый раз.

Выборы главы государства в России могут быть признаны несостоявшимися в нескольких случаях. Во-первых, если на участки пришло менее половины от избирателей. Во-вторых, если Центризбирком выявил большой процент нарушений при подсчете голосов. В-третьих, выборы аннулируются, если более чем на 25% участков итоги голосования недействительны.

Президент России может быть избран в первом туре, если наберет более 50% голосов избирателей. Если этого не происходит, то назначается второй тур, в котором достаточно набрать простое большинство голосов.

fb.ru

Закон об избирательном праве 1965

История борьбы за всеобщее
избирательное право в США

— Суффраж — право голоса — был причиной многих конфликтов в истории США. В колониальный период и в первые годы сущеzствования нового государства право голоса имели лишь белые мужчины, обладавшие собственностью. Женщины, негры, индейцы, представители некоторых вероисповеданий были лишены этого права. В этом уроке вы узнаете, как за 200 лет существования США право голоса получили практически все граждане старше 18 лет.

— Изучив эту тему, вы сможете рассказать о том, как изменялось законодательство, относящееся к реализации этого права гражданами США. Вы сможете рассказать о связи фундаментальных идей и принципов, на основании которых функционирует конституционное государство, с процессом предоставления права голоса все большему числу граждан страны.

Понятия для усвоения:

Разница между гражданскими и политическими правами граждан.

В свободном обществе различают гражданские и политические права. Гражданскими называют права, которыми мы пользуемся как частные лица и которые защищают нас от самоуправства властей. Большинство прав, записанных в Билле о правах, являются гражданскими правами, в число которых входит рассмотренное ранее право на надлежащую правовую процедуру.

Политическими правами называют права, которые дают нам возможность влиять на действия правительства и самим участвовать в процессе управления государством. Конституция предоставляет нам право голосовать и занимать государственную должность. Права, записанные в Первой поправке, защищающие нашу свободу, также дают нам возможность воздействовать на власть посредством осуществления права на свободу слова, печати, права на объединение и права подавать петицию властям. Таким образом, права, гарантированные Первой поправкой, — одновременно гражданские и политические права.

Америка — одна из старейших демократий в мире, но она видоизменялась с течением времени. Быть может, приобретение права голоса все новыми слоями населения было наиболее важным фактором американской истории. Как было записано в решении Верховного суда более 100 лет тому назад, право голоса есть «фундаментальное право, поскольку оно является гарантом всех остальных прав».

Завоевание права голоса различными группами населения США.

Собравшись на Филадельфийском конвенте, создатели Конституции долго не могли решить, кому предоставить право голоса в новом государстве. Наконец в Конституцию было занесено положение о том, что члены палаты представителей должны избираться в каждом штате теми, кто по закону данного штата имеет право выбирать членов нижней палаты законодательного собрания этого штата.

Конституция, таким образом, предоставляла властям каждого штата право самим решать, кто может голосовать. Поэтому первые схватки в борьбе за право принимать участие в голосовании проходили в штатах.

Со времени основания США белые жители, отвечавшие определенным требованиям, имели право голосовать и принимать участие в управлении государством. В некоторых штатах, например, требовалось, чтобы избиратель исповедовал определенную религию. К началу гражданской войны, однако, число избирателей увеличилось.

Избирательное право для всего белого мужского населения страны.

Во время войны за независимость шесть штатов отменили имущественный ценз и предоставили право голоса всем белым жителям, вне зависимости от того, богаты они или бедны. Но в то же время три других штата увеличили имущественный ценз, тем самым уменьшив число избирателей.

Томас Пэйн сказал о сложившейся ситуации: «Вы требуете, чтобы у избирателя было имущество стоимостью в 60 долларов. Хорошо, приведу пример. Пусть у человека есть осел, который стоит 60 долларов. Он сегодня избиратель, он идет к избирательной урне и опускает свой голос. А завтра осел сдох, и когда человек идет голосовать без своего осла, его не допускают. Скажите мне, кто голосует в этой стране, осел или его хозяин?»

Эндрю Джексон баллотировался в президенты США в 1828 году. Его в основном поддержали избиратели, лишь недавно получившие право голоса. В выборах участвовало в три раза больше избирателей, чем раньше. Выборы Джексона ознаменовали собой начало новой эры в американской политике, когда идеи демократии и всеобщего равенства стали оказывать значительное влияние на национальные политические институты. Право голоса получало все большее число белых американцев.

В состав США входили все новые штаты, и почти во всех было всеобщее избирательное право для белого мужского населения. Один за другим старые штаты отказывались от имущественных барьеров при голосовании. В большинстве случаев этот процесс проходил мирно. Но в штате Род Айлэнд, который одним из последних ввел всеобщее право для мужского населения, отмена ценза привела к маленькой гражданской войне. В 1841 году лидер движения за избирательные права в штате Род Айлэнд Томас Дорр повел своих вооруженных сторонников на штурм Капитолия штата. К началу гражданской войны в США почти повсеместно действовало всеобщее избирательное право для мужского населения.

Избирательное право для чернокожего мужского населения США.

После гражданской войны в Конституцию была внесена XV поправка. И хотя она гарантировала право голоса чернокожим мужчинам, во многих южных штатах были приняты законы, которые сделали практически невозможным участие негров в выборах. Движение за гражданские права в пятидесятые, шестидесятые годы XX века заставило федеральное правительство применить свою власть для защиты черных американцев от политической дискриминации.

Избирательное право для женщин.

Тесно связана с движением за права чернокожих американцев борьба за права женщин. Еще больше времени, чем неграм, понадобилось женщинам для того, чтобы добиться реальных избирательных прав.

В течение почти всей истории Америки женщины не принимали участия в выборах и управлении государством. Женщины были самой многочисленной группой населения, которой было отказано в праве участия в выборах. Их борьба продолжалась долго, так как им приходилось разрушать традиционные представления о роли женщин в общественной жизни.

В то время, когда в Конгрессе обсуждались поправки гражданской войны, лидеры женского движения, среди которых была Сьюзен Энтони, потребовали, чтобы избирательное право было распространено и на женщин. Они верили, что их многолетняя поддержка дела освобождения негров будет вознаграждена, но им было отказано. Напротив, в Конституции было уточнено — «мужское население». В XIV поправке говорилось об избирательных правах только мужчин.

Но это не помешало некоторым штатам предоставить право голоса женщинам. В 1874 году защитники женских прав утверждали в Верховном суде США, что XIV поправка подразумевает право голоса для женщин.

Все лица, родившиеся или натурализованные в Соединенных Штатах и подчиненные юрисдикции оных, являются гражданами Соединенных Штатов и штата, в котором они проживают.

Верховный суд не согласился с таким пониманием текста поправки. В своем решении по делу Минор против Хапперсетта (1875) суд постановил, что из того, что человек является гражданином, не следует автоматически, что он обладает правом голоса. Это означало, что если штат отказывает женщинам в праве голоса, то он поступает конституционно.

В 1876 году, во время празднования столетия принятия Декларации независимости, Сьюзен Энтони провела женскую демонстрацию. Хотя представители движения суфражисток не были приглашены на торжества, они явились и зачитали текст Женской декларации прав:

Мы не можем забыть даже в этот радостный час, что в то время, когда все мужчины под сенью нашего государственного флага, независимо от цвета кожи. наделены всеми гражданскими правами, все женщины все еще лишены права голоса.

В штате Вайоминг женщины имели право голоса тогда еще, когда это была независимая территория. Когда некоторые

Сьюзан Энтони
(1820-1906)

Как Сьюзан Энтони и другие лидеры боролись за предоставление женщинам избирательного права?

Почему женщинам отказывалось в праве голоса вплоть до 1920 года?

члены Конгресса пошутили об этих «дамских штучках», законодатели Вайоминга заявили, что готовы не вступать в Соединенные Штаты еще 100 лет, если при вступлении их женщинам будет отказано в праве голоса. Вайоминг был принят в состав США.

Вслед за Вайомингом другие западные штаты предоставили право голоса своим женщинам. К концу первой мировой войны женщины пользовались правом голоса более чем в половине штатов.

Как уже говорилось, Верховный суд решил, что из того, что человек является гражданином, не следует, что он обладает правом голоса. Каждый штат мог отказать своим женщинам в этом. И лишь спустя 50 лет после того, как черные американцы получили право голоса, в 1920 году, XIX поправка гарантировала право голоса женщинам.

В годы первой мировой войны женщины в массовом порядке пришли на производство. В связи с этим борьба суфражисток вышла на новый уровень. Та волокита, с которой в штате за штатом женщинам предоставлялось право голоса, подталкивала членов движения суфражисток к новым, более настойчивым требованиям. В 1918 году президент Вудро Вильсон объявил о своей поддержке движения. В 1920 году, несмотря на значительную оппозицию предоставлению права голоса женщинам, XIX поправка была принята. Спустя 130 лет женщины победили. В XIX поправке было сказано:

Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку пола.

Избирательное право для коренного населения США.

В первоначально принятой Конституции дважды упоминались индейцы.В статье I «не облагаемые налогами индейцы» были исключены при распределении налогов и определении числа представителей в Конгрессе. Второй раз там же говорилось о том, что Конгресс имеет право «регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами и с индейскими племенами».

Верховный суд трактовал эти положения Конституции следующим образом:

— коренные жители не являются гражданами США и тех штатов, в которых они проживают;

— племена индейцев являются инородными политическими образованиями, внешние и внутренние дела которых должны управляться федеральным правительством США.

На ранней стадии взаимоотношений индейцев с федеральным правительством все это сильно отразилось на защите их гражданских прав. Как члены инородных политических образований, индейцы не пользовались никакими конституционными правами американских граждан.

Закон Снайдера (1924) сделал их всех полноправными американскими гражданами, хотя часть из них ранее уже стала гражданами на основании ряда других законов. Первоначально предполагалось, что постепенно племена исчезнут и коренное население будет только гражданами США и своего штата. Но эти ожидания не оправдались, племена не прекратили свое существование, и теперь у индейцев двойное гражданство — американское и принадлежность своему племени.

Однако во многих штатах продолжалась дискриминация по отношению к индейцам на выборах, в судах, при даче свидетельских показаний. Закон об избирательном праве (1965) и дополнения к нему были попыткой разрешить проблему дискриминации всех меньшинств в государстве.

Избирательное право для восемнадцатилетних.

До 1971 года только в штатах Аляска, Джорджия, Гавайи и Кентукки граждане моложе 21 года могли принимать участие в выборах.

В 1970 году Конгресс, принимая поправку к Закону об избирательном праве, включил раздел, в котором говорилось о том, что никому старше 18 лет не может быть отказано в праве на участие в голосовании. Этот закон опротестовывался в Верховном суде по делу Орегон против Митчела (1970), и мнения членов суда разделились. Четыре судьи считали, что Конгресс полномочен понизить возрастную границу при голосовании до 18 лет, четыре других судьи считали, что нет. Голос девятого был решающим. По его мнению, Конгресс мог это сделать на национальных выборах и не мог на выборах в штатах. Он считал, что в соответствии с Конституцией лишь власти штата могут определять, как должны проходить выборы в местные органы власти, а на федеральном уровне таким правом по Конституции обладает Конгресс.

Спустя шесть месяцев после принятия Верховным судом этого решения штатами была ратифицирована XXVI поправка. В ней говорилось:

Право голоса граждан Соединенных Штатов в возрасте восемнадцати лет или старше не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом в зависимости от возраста.

Конгресс имеет право исполнять настоящую статью принятием соответствующего законодательства.

— Почему конституционная демократия более, чем любая другая форма правления, нуждается в хорошо информированных, просвещенных, сознательных гражданах?

— Считаете ли вы, что слабая посещаемость избирательных участков является важной национальной проблемой?

— Должны ли все граждане, имеющие право голоса, принимать участие в выборах под угрозой большого денежного штрафа?

— Если страной управляют избранники народа, почему граждане могут желать или быть вынуждены участвовать в политической жизни государства?

— Молодые люди от 18 до 25 лет меньше участвуют в выборах, чем более старшие граждане. Почему так происходит? Считаете ли вы это большой проблемой? Если да, то каковы пути решения этой проблемы?

Сегодня США более демократическое государство, чем раньше?

В течение 200 лет американцы, опираясь на Конституцию, пытались достичь всеобщего избирательного права. От части населения страны, в 1789 году, «МЫ, НАРОД» превратился практически во всех американцев, имеющих право голоса. США стали одной из самых демократических стран мира. При помощи процедуры референдума народ может сам принимать законы.

Хотя демократии в государстве стало больше, гражданская активность населения уменьшилась. Наблюдается постоянное уменьшение посещаемости избирательных участков. На президентских выборах 1992 года приняло участие лишь 57% процентов избирателей. На местных выборах участвует даже менее 50%. Столетие назад более 70% избирателей регулярно участвовало в выборах. США сегодня находятся на 11-м месте по посещаемости избирательных участков среди других демократических стран мира.

Одной из причин этого явления считают трудную и сложную процедуру регистрации избирателей, существующую во многих штатах. В других демократических государствах мира эта процедура намного проще. Недавно в США были приняты законы, упрощающие регистрацию избирателей. Снижение посещаемости избирательных участков также связывают с уменьшением влияния политических партий, особенно на местном уровне. Раньше на местные партийные организации кандидатам можно было рассчитывать при привлечении голосов избирателей.

Какими бы ни были причины, многих американцев сегодня беспокоит нежелание большинства граждан использовать одно из основных своих прав. Есть опасение, что это может привести к падению общественной активности и росту ощущения невозможности на что-либо повлиять в государстве, к мысли — мой голос ничего не значит». Оставляя вопросы управления страной на усмотрение бюрократов и политиканов, «мы, народ» может оказаться менее представлен в институтах власти, чем 200 лет назад. Проблема будущего демократии во всей своей сложности ставится перед молодым поколением американцев, которым жить в следующем тысячелетии.

Упражнение на развитие самостоятельного мышления.

Почему молодые американцы не ходят на выборы?

Приход к избирательным урнам зависит от социально-экономических причин. Обычно живущие в достатке и образованные американцы пользуются своим правом голоса более полно, чем бедные и необразованные граждане. Те, кто понимает и анализирует события общественной жизни, скорее всего и принимают активное участие в ней. Изучение данного курса, возможно, увеличит вероятность того, что вы в будущем будете участвовать в демократических процессах, происходящих в обществе.

Избирательная активность также зависит от возраста человека. Процент посещаемости старшим поколением американцев, пенсионерами, людьми среднего возраста избирательных участков почти в два раза выше, чем американцами 18-20 лет. В 1992 году, хотя проголосовало 80% зарегистрировавшихся молодых избирателей, это составило всего 40% от всех молодых американцев, имеющих право голоса. Некоторые эксперты считают, что больший процент посещения старшим поколением выборов отражает тот факт, что это поколение видит связь между проводимой правительством политикой и своей жизнью.

— Как вы думаете, почему старшее поколение американцев больше интересуется политикой правительства, чем молодежь?

— Какие события в общественной жизни могут способствовать повышению интереса молодежи к деятельности правительства страны?

— Если вы зарегистрировались на избирательном участке и голосовали или собираетесь сделать это, то объясните, почему вы так поступаете?

— В некоторых европейских государствах выборы происходят по воскресеньям, отсутствует громоздкая процедура регистрации избирателей. Как, по-вашему, стоит ли так проводить выборы и в США?

Вопросы по теме урока:

— В чем разница между гражданскими и политическими правами?

— Что говорится в Конституции США об избирательном праве? Как изменялись положения Конституции об этом праве поправками, введенными в нее?

— Что влияет на посещаемость избирательных участков?

Отказывается ли некоторым американцам в избирательном праве и по сей день? Почему?

www.ug.ru

Это интересно:

  • Отдел опеки по краснодарскому краю Отдел опеки по краснодарскому краю Граждан, обращающихся в Центральный отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, нередко интересует вопрос: в каких случаях необходимо согласие органа опеки при отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или […]
  • Закон о военнослужащих 76 фз статья 10 Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий 1. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется. 2. […]
  • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
  • Статья об административных правонарушениях несовершеннолетних Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст 6.21 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением […]
  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
  • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
  • Уголовный кодекс 161 ст Статья 161 УК РФ. Грабеж 1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными […]