Закон казачье

admin

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ
«О государственной службе российского казачества»

С изменениями и дополнениями от:

3 декабря 2008 г., 3 июня 2009 г., 31 мая 2011 г., 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 1 мая 2017 г.

Принят Государственной Думой 9 ноября 2005 года

Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2005 года

См. Стратегию развития государственной политики РФ в отношении российского казачества до 2020 г., утвержденную Президентом РФ от 15 сентября 2012 г. N Пр-2789

См. Концепцию государственной политики РФ в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

5 декабря 2005 г.

Определяются правовые и организационные основы несения российским казачеством государственной службы. Устанавливаются основные положения порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в РФ и порядка заключения федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований договоров (соглашений) с казачьими обществами. Иная деятельность российского казачества, не связанная с государственной службой, Федеральным законом не регулируется.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 9 декабря 2005 г. N 218, в «Российской газете» от 8 декабря 2005 г. N 276, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 50 ст. 5245

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 31 мая 2011 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 6 и дополнения статьей 6.1, вступающих в силу с 15 сентября 2011 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ

base.garant.ru

Закон «О развитии российского казачества» — правила игры в казаков: мнение

После ликвидации в ходе революции и гражданской войны казачьего сословия, попытавшегося стать «народом», казачья идентичность продолжила свое существование в СССР в следующих поколениях как идентичность-воспоминание. Она подпитывалась не только памятью, но и культурой — литературой, кинематографом, официальными на бюджете фольклорно-танцевальными коллективами и т. д. Однако ситуация коренным образом стала изменяться в ходе перестройки и краха СССР. Началось «казачье возрождение».

На политическую и общественную арену вышло целое движение, выступившее за «возрождение казачества». Термин «возрождение», кстати включенный в проект готовящегося федерального закона «О развитии российского казачества», заведомо вводит в заблуждение, поскольку, следуя элементарной формальной логике, легко уяснить, что нельзя «возродить» то, что умерло или было убито. Между историческим казачеством и нынешним лежит временной промежуток в 100 лет — по крайней мере, это активная жизнь трех-четырех поколений. Поэтому основой для казачьей идентичности потомков казаков в ходе возрожденческого движения стала т. н. «мобилизованная память». Российский историк Сергей Маркедонов предложил использовать термин «неоказачество» применительно к носителю «казачьего возрождения» на рубеже XX и XXI веков.

Отметим одну характерную частную особенность — «мобилизация памяти» у новых казаков в исходном импульсе опиралась на игру. Все начиналось из самодеятельных игровых практик неформальных групп в начале 1980-х годов. Сейчас группы подобных играющих имитаторов называют «реконструкторами». Особенностью казачьего возрождения стало то, что костюмированные игры в казаков наложили отпечаток на все движение вплоть до настоящих дней. Игры в казаков продолжаются и конца им не видно. С легкой руки ростовского историка исследователя казачества профессора Александра Козлова эта часть возрожденчества получила название «ряженые». Над игровой и карнавальной культурой неоказачества можно смеяться, но очевидно, что мы имеем дело с таким фундаментальным культурным явлением как «игра». Игра в казаки отвечает некоей общественной потребности, которая совсем не обязательно связана с политико-социальной сферой. Фундаментальность явления «игры», например, может определяться тем простым фактом, что игра идет впереди культуры. Игры, например, знают представители животного мира. Но животный мир не знает культуры.

Исследователь игровой культуры нидерландский историк Йохан Хейзинга (1872−1945) в свое время придумал такой термин Homo ludens, т. е. «человек играющий». По концепции Хейзинга, игра — это определенная свободная деятельность, которая осознается как «ненастоящая», не связана с повседневной жизнью. Однако способна полностью захватить игрока. Игра не обусловлена никакими ближайшими интересами. Она упорядочена согласно определенным правилам и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружить себя тайной, подчеркнуть свою необычность своеобразной одеждой или внешним видом. Игра — это свободное действие. По принуждению она невозможна. Игра — это выход из повседневной действительности. Игра связана с идеей иного порядка. Она призвана эстетизировать окружающую действительность, делать ее красивой. К игре первобытных народов, например, следует отнести окруженный таинственностью обряд инициации. «Испытательный срок» — это квазиинициация. На фото представлен один нынешний атаман неоказачества — в крайнем виде он типичный homo ludens. Воображаемый неоказак с одинаковым увлечением играет в древнего эллина, русича, казака и мачо — покорителя женских сердец.

Фото — социальные сети Фото — социальные сети Фото — социальные сети

Основная функция игры, определяют исследователи, сводится к двум аспектам — это либо борьба за что-то, либо показ — демонстрация этой борьбы. В этом аспекте игра в казаки у нас может изображать либо «борьбу за признание казачьего народа», либо самые высокие формы национального патриотизма и готовности бороться с врагами России и жертвовать жизнью. Игровой характер у нас повсеместно приобретают казачьи фольклорные фестивали, музыкальные исполнения, спортивные соревнования и т. д. Игрой наполнен интернет. Обратной стороной игры является фабрикация всякого рода мифов. Игра и мифотворчество — вот составные части строительства неоказачьей идентичности.

Игровая сторона современного неоказачества полностью подходит под научные определения игровой культуры. Пожалуй, игровая самопрезентация неоказачества — это самое забавное до странности явление постперестроечной театрально-карнавальной уличной культуры. Свобода в данном случае обернулась карнавалом. Хотели «возрождения», идеалы которого искали в прошлом — а в итоге получили игры с элементами первобытной архаики, с мужскими сообществами и обрядами инициации. Между тем, феномен гендерной сегрегации и связанная с ним мужская групповая солидарность отмечаются как исторически всеобщее явление. Подобным играм с отмечаемыми элементами архаики свойственна маскулинность и гомосоциальность с гомоэротическими проявлениями подавленной сексуальности. Например, гендерные специалисты заметили такую особенность возрожденческих игр современных мужских сообществ в «казаки», как наличие в группах молодых мужчин до 30-ти и более лет, не создающих семьи, но захваченных игрой. Однако, здесь заметим, прецедент налицо —архаичные исторические казачьи сообщества в Запорожье и на Дону также накладывали запрет на брак.

Взрослые «неоказаки» играют в «казаков» широко, легко, всерьез и с размахом. Достаточно посмотреть на парады кубанских казаков в Краснодаре в день празднования (!) признания «геноцида» (!) «казачьего народа» (!). Парады возглавляет атаман Долуда перед стоящим на трибуне губернатором Вениамином Кондратьевым.

Атаман ККВ Николай Долуда и губернатор Вениамин Кондратьев. Фото: kuban24.tv

Спрос на игровую бижутерию и костюмы для игр в казаки рождает предложение. Ассортимент весьма разнообразен. Так, например, звезду «Герой казачества» сейчас можно приобрести в интернете со скидкой в 37% за какие-нибудь 499 рублей. Самая дешевая по половинной акции нагрудная медаль «Слава женщинам-казачкам» — за 299 рублей. Самое дорогое — это крест «За заслуги перед Кубанским казачеством» за 699 рублей. Кроме самых фантастических неоказачьих наград, в интернете продаются копии царских и советских медалей и орденов. Можно, например, предстать перед публикой в казачьем мундире полным георгиевским кавалером. Вопрос в цене — она явно незначительна.

Смотрим далее ассортимент. Костюм мужской казачий — гимнастерка и брюки — 5600 рублей. Но за офицерский костюм с кителем нужно заплатить около 9 тыс. Черкеска — от 1900 рублей. Казачья папаха стоит от 2,5 тысячи. Бурка — около 8 тысяч. Сапоги от 5600 рублей. Погоны офицерские (рядовых в продаже надо поискать) — 590 рублей, но генеральские — 1990 рублей. Среди играющих в казаки — сплошь офицеры. Рядовые редки. В интернете предлагается и индивидуальный пошив казачьей одежды.

Далее идут «аксессуары». Казачья шашка — от 6 тыс. рублей. Поясные кинжалы от 4 тыс. Газыри — от 2700 рублей. Нагайки от 2 тыс. рублей. Символ гражданской власти атамана — посох-насека от 33 тыс. рублей. В общем, можно зайти в любой казачий интернет-магазин и легко посчитать, набросав в корзину, сколько стоит карнавальный казачий костюм со всей сопутствующей справой и с имитацией холодного оружия. При желании можно подобрать стилизацию мундира под донского, кубанского или терского казака.

Все, что написано выше это только присказка — сказка будет впереди. Вот она. С конца 2017 года в коридорах власти странствует проект федерального закона «О российском казачестве». В наших СМИ уже писали о том, что федеральный закон наконец-то даст ответ на вопрос: кто такой казак и что такое казачество. Вот этот ответ в проекте, и в нем как раз хорошо просматриваются аспекты игровой неоказачьей культуры. Внешне все всерьез, а на поверку — как бы понарошку.

Статья 2-я, пункт 4-й: «Казак — лицо, являющееся прямым потомком казаков или причисляющее себя к таковым». Присмотримся. Получается, что прямого потомства по линии от казачек не предусматривается. Следуя используемой лексике, не предусматривается и наличие самих казачек в «российском казачестве». От подобного маскулинного по содержанию определения веет архаикой сословной культуры ХIХ века, но опять же это только «кажется». Если взглянуть с другой стороны, что же это за «казачий народ», про который кричит с трибун атаман Долуда, в котором нет женщин? Мужской характер создаваемого неоказачьего псевдосословия подтверждается 4-м пунктом этой самой статьи 1-ой: «Казак на службе — гражданин Российской Федерации, состоящий в казачьем обществе». Женщин-казачек на «службе» проект закона не предусматривает.

Другая приметная особенность. Стилистически множественное число в определении «причисляющее себя к таковым» в слове «таковым» следует толковать, как допустимость самозванчества. Достаточно любому лицу объявить себя «прямым потомком казаков», чтобы по закону стать «казаком». И претензий к нему не должно быть, ибо закон прямо допускает. Заметим, что отмеченное в истории казачества явление самозванчества также несло на себе черты игровой культуры, правда, обычно с кровавым исходом. Подобные игры в те времена определялись как «воровство», что означало государственное преступление.

Таким образом, если присмотреться, то и по этому пункту определение «казака» соответствует современной игровой культуре неоказачества. Более того — оно вводит ее в юридические рамки. Статья 10-я «Членство в казачьих организациях» проекта закона зачем-то в пункте 4-м еще дальше расширяет определение принадлежности к казачеству: «Членами хуторских (станичных, городских) казачьих обществ могут быть граждане Российской Федерации, являющиеся прямыми потомками казаков и (или) причисляющие себя к таковым, а также другие граждане Российской Федерации, принятые в указанные казачьи общества и соблюдающие их уставы». Т. е. даже и самозванчества, оказывается не нужно, чтобы стать казаком. Казаком в реестре может стать любой пожелавший им стать. Но при этом получается, что определение в статье 2-й дополняется дополнительным уточнением в статье 10-й. Внешне это выглядит несерьезным.

А вот как проект закона определяет собственно «российское казачество». Статья 2, пункт 1: «…российское казачество — исторически сложившаяся этнокультурная общность граждан, проживающих на определенных территориях, имеющих самобытную культуру, традиционные хозяйственный уклад и форму одежды».

Здесь все неправда. Это определение можно перевести в область понимания следующим образом: российское казачество — это общность граждан, проживающая на определенной территории. Эта общность имеет отличную от прочих культуру, занимается традиционным хозяйством и носит военный мундир.

Здесь для начала отметим смущающие нас причастия настоящего времени: «проживающих» и «имеющих», т. е. сейчас.

Возникает вопрос: собственно, что такое «определенные территории»? Подразумеваются ли под «определенными территориями» земли, т. н. казачьего «Присуда» — территории бывших казачьих войск — Донского, Кубанского, Терского? Или же это что-то иное, которое следует дополнительно очертить? Ведь политика создания реестра, делу которого служит подготавливаемый закон, охватывает всю страну, а не только исторические территории бывших казачьих войск. Вон, в Мурманской области приняли закон о поддержке казачества. Возникает вопрос: Мурманская область — это определенная территория или все-таки нет? Выясняется, что нет. Вопрос проясняется статей 4-й проекта закона, в которой вводится понятие «нетрадиционные территории», которые по смыслу противопоставляются «определенным территориям». А определенные территории, значит, «традиционные». Оказывается, и на «нетрадиционных территориях» «могут создаваться объединения казачества в виде отдельных казачьих округов, территориальных казачьих союзов, казачьих землячеств». Но почему тогда это обстоятельство не отражено в статье 2-й в определении о «российском казачестве»?

Для полноты здесь пристегнем забавный пункт 8-й этой же первой статьи проекта закона. Цитируем: «Зарубежное казачество — казачьи организации и соотечественники, проживающие за рубежом, из числа казаков, чьи предки вынужденно покинули РСФСР (или СССР), проявляющие интерес и взаимодействующие с казачьими обществами Российской Федерации, как правило, осуществляющие деятельность по отстаиванию интересов России за рубежом». По логике этого определения получается, что если лицо, относящееся к казакам и российскому казачеству, эмигрирует без обстоятельства — «вынужденно», то оно не может быть причислено к «зарубежному казачеству». Там обязательно должен быть элемент репрессивного прошлого — в РСФСР и СССР.

Ну, а те, кто к «зарубежному казачеству» относятся, как потомки казаков, «вынужденно покинувших», казаками признаются, если «проявляют интерес» и «взаимодействуют» с казачьими обществами РФ. А иначе проект закона их «казаками» не считает. Интересна оговорка «как правило…». Следовательно, зарубежные казаки и казачьи организации, осуществляющие враждебную деятельность по отношению к РФ, зарубежными казаками и зарубежными казачьими организациями не признаются.

Но вернемся теперь к статье 2-й, пункт 1-й: «…российское казачество — исторически сложившаяся этно-культурная общность граждан, проживающих на определенных территориях, имеющих самобытную культуру, традиционные хозяйственный уклад и форму одежды». Напомним, что нас смущают причастия настоящего времени: «проживающих» и «имеющих». Относительно «имеющих». Где вы сейчас видите «самобытную культуру» у «исторически сложившейся этнокультурной общности»? Что вообще понимать под «самобытностью» — это походы за зипунами, разбой на шляхах и дуваны «вольного казачества» или же это наследственная военная служба за привилегии в период существования войскового сословия? Т. е. в провозглашаемой «самобытности» нет главного содержательного стержня — что это такое. На практике же тех свойств самобытности, как оригинальность, своеобразие, особенность, нестандартность сейчас как раз у неоказачества не наблюдается. Самобытность лишь провозглашается.

В статье проекта закона утверждается в формах настоящего времени, что российское казачество имеет традиционный хозяйственный уклад. Это вранье. Подобное утверждение не имеет под собой ни малейших оснований. «Традиционного хозяйственного уклада» даже в элементах у современного неоказачества нет. Последний по времени традиционный хозяйственный уклад эпохи войскового сословия — это опиравшееся на монаршее пожалование за службу пользование государственной земельной собственностью, был уничтожен в революцию 1917−1921 годов. «Возродить» его никак невозможно. К настоящему времени «традиционными», например, стали и колхозы.

После «определенных территорий», «самобытной культуры», «традиционного хозяйственного уклада» — четвертый и самый фантастический момент в определении — это «форма одежды».

Само понятие «форма одежды» отсылает нас к военному быту, в том числе, современных воинских подразделений вооруженных сил РФ. Каждое утро подобно петухам дежурные по ротам будят российских военнослужащих криком: «Рота, подъем. Форма одежды два». Номер «формы одежды» меняется в зависимости от сезона.

Т.е. «форма одежды» — это по-другому еще — военный мундир. Получается, что военный мундир является необходимым предметом, определяющим принадлежность к российскому казачеству. Не смешно? Носит «казак» военный мундир — относится к российскому казачеству. Не носит — нет. Маскулинное сообщество постоянно пребывает в мундире.

Заметим, что те, кто утверждает о существовании «казачьего народа», в своих конструктивистских практиках толкуют казачий военный мундир в той или иной стилизации — национальной одеждой «казачьего народа».

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
(Грибоедов)

В действительности, ношение казачеством военного мундира исторично и было связано с периодом существования войскового сословия. В досословный период какой-либо единой военной формы у казаков не было. И лишь включенные в состав Российской императорской армии казачьи иррегулярные войска получили военный мундир установленного образца при императоре Павле I. Со временем введенная императором военная форма изменила быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы войсковые казаки не носили форму. Все остальное время казаки пребывали в ней, зачастую донашивая строевые обноски. В разные исторические времена при разных императорах военная форма казачьих войск была разная, кроме того еще и с кардинальными вариациями для разных казачьих войск в один и тот же период времени. Терское и Кубанское казачьи войска имели мундир, созданный на основе этнического костюма горских народов. В настоящее время среди «играющих» в казаки уже наблюдаются сложившиеся устойчивые предпочтения определенного мундира «установленного образца» прочим. Например, современные «донцы» на своих мероприятиях предпочитают стилизацию под синие парадные мундиры войсковых казаков их белым и защитным гимнастеркам.

Между тем, в отечественной традиции постоянное ношение мундира связано отнюдь не с игровой традицией и карнавалом — а со службой. Отсюда и постоянно звучащие претензии в адрес «ряженых». Карнавал не может быть постоянным действом, подменяющим рутину повседневности каждодневным праздником. Мундир в России всегда был внешним признаком избранности — принадлежности к государственной службе. В императорский период — принадлежности к чинам. Правда, в некоторые времена мундир в Российской Империи и в СССР распространялся и на другие сферы деятельности — и превращался в форму, например, тех же учащихся школ и гимназий или даже университетов.

Проект закона «О развитии российского казачества» регламентирует ношение формы у «российского казачества».

Форма прямо связана с чином. Впервые чины и связанную с ними форму одежды для российского неоказачества ввел указ № 447 от 24 апреля 1998 года президента РФ Бориса Ельцина. Чины были установлены для «не проходящих военную службу членов казачьих обществ». Т. е. на период военной службы «казака» его казачий чин не применялся к нему. Другой важный момент — указом было установлено, что казачьи чины «не являются квалификационными разрядами государственных служащих». Казачьи чины в РФ стоят вне структуры чинов государственной и муниципальной службы, в то время как в Российской империи они были включены в общую Табель чинов государственной и военной службы. Получается, что современные казачьи чины являются чем-то сугубо внутренним игровым казачьим явлением. Дополнительно игровой характер действа в отношении казачьих чинов и формы указ Ельцина подтверждал тем, что форму одежды под казачьи чины казачьи сообщества должны приобретать за свой счет. По части чинов и формы реестр становился упорядоченной государством формой игры в казаки. Отдельным пунктом указа запрещалось прочим лицам, стоящим вне реестровых организаций, использовать чины, форму одежды и знаки различия по чинам, аналогичных установленным указом Ельцина. Т. е. игры в казаки вне реестра в России разрешены, но с выдумыванием своих собственных чинов и формы, отличной от реестровых.

В этом отношении все основные принципиальные установки в отношении казачьих чинов и формы были повторены в указах президента Дмитрия Медведева от февраля 2010 года «О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ» и «О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ». Главным отличием указа Медведева от указа Ельцина о казачьих чинах становилось то, что они распространялись вообще на всех членов реестровых казачьих общества без условия исключения на период несения военной службы.

Указом президента были установлены пять категорий чинов казачьих обществ. В указе казачьи чины были квалифицированы, как «специальные звания», которые не являются классными чинами государственной гражданской службы РФ или классными чинами муниципальной службы. Таким образом, казачьи чины вновь не вводились в единую систему государственных чинов. Пункт 4-й указа устанавливал, что чины и знаки различия по чинам лиц, не являющихся членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, не могут быть аналогичными чинам и знакам различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр, а также сходными с ними до степени смешения. В указе определялось, что «незаконное присвоение и использование чинов, а также ношение соответствующих им знаков различия и формы одежды влекут за собой ответственность в установленном законом порядке».

Отдельный февральский 2010 года указ президента Медведева утверждал форму одежды и знаки различия по чинам для членов казачьих обществ, записанных в реестр. Порядок и оплата их изготовления возлагаются на самих казаков. Определялось, что форма одежды, знаки различия по чинам и знаки различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам лиц, не являющихся членами казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, не могут быть аналогичными форме одежды, знакам различия по чинам и знакам различия по принадлежности к войсковым казачьим обществам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также сходными с ними до степени смешения. Т. е. игры вне реестра в «казаки» и «чины» с ношением карнавальной казачьей формы допускались с тем условием, чтобы они не смешивались с аналогичными в реестре.

Основные положения указов президента Медведева о казачьих чинах и форме сейчас повторены в проекте закона «О развитии российского казачества», но вместе с тем предлагается любопытный нюанс.

Статья 18-я проекта закона определяет следующие сферы государственной службы для российского казачества реестровых обществ:

— государственная гражданская служба в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— военная служба в Вооруженных Силах РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 10-м статьи 10-ой проекта закона «О развитии российского казачества» определено, «что казаки хуторских (станичных, городских) казачьих обществ имеют право… нести государственную и иную службу (деятельность) в казачьей форме одежды установленного образца со знаками отличия (подпункт 3-й) и носить традиционную казачью форму одежды без знаков отличия (подпункт 4-й) — последний надо понимать, вне государственной и иной службы появляться на улице и в общественных местах в форме без погон.

Обозначенное в проекте закона право казака реестровой организации нести государственную и иную службу, т. е., например, военную или полицейскую в казачьей форме одежды установленного образца со знаками отличия означает, к примеру, что казак может служить в армии в казачьей форме установленного образца и с присвоенным ему казачьим чином со знаком отличия — в виде погон. Получается вообще что-то невообразимое, поскольку отдельных казачьих частей и подразделений ни в армии, ни в национальной гвардии ни в полиции пока не создано, а в проекте закона одновременно дополнительно оговаривается, что несение казаком государственной гражданской, военной или правоохранительной службы идет в рамках соответствия законодательству Российской Федерации. Здесь очевидное противоречие. В этом отношении какой-то ниши для ношения неоказачьей формы по чинам в армии с ее чинами не предполагается.

В целом, в заключение отметим, что в отношении определения казаков, определения казачества, его атрибутов — той же формы и чинов, в проекте закона «О развитии российского казачества» наблюдается в целом и по пунктам нечто несерьезное. Закон необходимо исправлять от игровых атрибутов.

eadaily.com

Все могут казаки. На что имеет и не имеет права российское казачество?

Раньше казаки участвовали в заседаниях призывных комиссий и вели с призывниками разъяснительную работу. Теперь их полномочия будут ещё шире. Корреспондент АиФ.ru Алина Менькова узнала, на что с юридической стороны имеют и не имеют права казаки.

В Москве с 1 апреля по 15 июля в рейдах по поиску уклонистов от армии будут участвовать казаки — они будут ходить по квартирам, вручать повестки и рассказывать о необходимости армейской службы. Соглашения о сотрудничестве уже подписаны с 27 военкоматами Люблино и Кузьминок. К работе с уклонистами от армии планируется привлечь до 1,4 миллиона казаков.

Казачьи дружины обретают всё новые и новые полномочия — в Ростове-на-Дону они патрулируют популярные места отдыха на природе и ведут разъяснительные беседы с нарушителями, в Новосибирске охраняют дачи, в Москве — патрулируют центральные улицы и парки в поисках тех, кто распивает алкоголь или курит в неположенном месте, а на новогодние праздники борются ещё и с фейерверками в неположенных местах. С 1 апреля казаки придут в квартиры призывников с повестками.

Казачьи дружины патрулировали парки

Что позволило казакам обладать такими правами? Ничто другое, как Конституция РФ, а именно Федеральный Закон «О государственной службе российского казачества» и иные федеральные и региональные законы. В соответствии с указанным Федеральным Законом, субъекты РФ получили право на создание казачьих обществ и на их регулирование. Получается, что каждый регион может наделять казаков правами на собственное усмотрение. Однако — не всеми.

«Например, на территории Краснодарского края деятельность Кубанского войскового казачьего общества регулируется Законом Краснодарского края № 539-КЗ от 05.11.2002 года», — комментирует юрист Владимир Лыгин.

Согласно федеральному закону, казачьи общества могут привлекаться для прохождения военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, проходить правоохранительную службу. А также казаки имеют право участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях, участвовать в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом.

«Плюс ко всему казаки могут осуществлять и иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти, самоуправления муниципальных образований. Но региональные законы не могут противоречить федеральному законодательству», — рассказывает Лыгин.

После заключения таких вот соглашений органы исполнительной власти нашей страны и органы местного самоуправления муниципальных образований вправе привлекать членов казачьих обществ для осуществления самых разных функций.

Сергей, житель Москвы, рассказывает, как однажды имел стычку с казаком в центре Москвы, недалеко от Красной площади. Сергей стал свидетелем разговора двух патрульных казаков, которые громко, на всю улицу, кричали, что «во всех бедах России виноваты жиды». «Уж не знаю, зачем меня дёрнул чёрт влезть и поспорить, но я сказал им, что то, что они говорят, противоречит федеральному законодательству — это разжигание ненависти. В итоге мне заломили руки и попытались куда-то увезти. Мне кричали, что они при исполнении и сейчас сдадут меня в полицию. За что? Повезло, что стали останавливаться прохожие, казаки поумерили пыл, обругали меня последними словами и отпустили. Это нормально? С какой стати это люди пытались ограничить мою свободу?» — задаётся вопросом москвич.

Задерживать — нет полномочий

Если казаки и выступают помощниками правоохранительных органов, их полномочия они никоим образом не перенимают, поэтому не имеют права требовать у вас предъявить документы и задерживать вас. Казаки могут быть только «руками» уполномоченных — но ни в коем случае их не заменять.

«Казачьи общества не наделены правами по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, тем более не имеют права привлекать к уголовной ответственности», — констатирует Владимир Лыгин.

То есть члены казачьих обществ только совместно с работниками полицииимеют право осуществлять патрулирование и охрану общественного порядка.

Вот и получается, что казаки имеют полное право обеспечивать безопасность при проведении массовых городских гуляний, праздников, совместно с правоохранительными органами осуществлять патрулирование улиц посёлков, принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Они имеют право сопровождать грузы, участвовать в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации, участвовать в егерской, природоохранной и экологической службе, охранять объекты обеспечения жизнедеятельности населения, охранять лес от пожаров, защищать от вредителей и болезней.

В Краснодарском крае, где казаки давно сотрудничают с властями, краевые власти обеспечили их дополнительной защитой. Учитывая, что члены Кубанского казачьего общества несут государственную службу вместе с правоохранительными органами и органами ЧС, но не попадают под защиту федеральных законов защищающих работников МО, МВД и МЧС в Краснодарском крае принят закон № 247-КЗ от 13.03.2000 г. «О дополнительных мерах социальной защиты членов казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества, привлекаемых к несению государственной и иной службы в Краснодарском крае».

Единственное преимущество кубанских казаков

«Отличий в правах у казаков кубанских и казаков в других городах нет, — говорит юрист. — Всё зависит от соглашений, которые они заключают с муниципалитетами. Ведь каждое соглашение накладывает свой порядок прав и обязанностей. Пожалуй, единственное отличие кубанского казачества от многих других — это то, что Кубанскому войсковому казачьему обществу предоставляется право учреждения частной охранной организации согласно распоряжению председателя правительства России Дмитрия Медведева от 11 сентября 2012 года. Но оно не исключительное: такое право есть только в 20 субъектах по всей России».

А вот меры социальной защиты казаков есть далеко не во всех регионах. Поэтому при несении государственной службы они значительно более уязвимы, чем, например, полицейские и пожарные.

www.aif.ru

Это интересно:

  • Закон об аудиторских организациях Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 […]
  • 184 фед закон Федеральный закон "О техническом регулировании" Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ"О техническом регулировании" 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18 июля, 23 ноября, 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г., 21 июля, 30 ноября, 6 декабря 2011 г., 28 […]
  • Закон о счетоводстве Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ"О семеноводстве" С изменениями и дополнениями от: 10 января 2003 г., 9 мая 2005 г., 16 октября 2006 г., 8 ноября 2007 г., 30 декабря 2008 г., […]
  • Закон 2124 рф Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 20 июля 2000 […]
  • Разъяснить постановление суда Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.05.2018 N 11 "О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам" ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 мая 2018 г. N 11 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ […]
  • Приказ 33н от 24012014 приложение 3 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по […]
  • Федеральный закон о выплатах по временной нетрудоспособности Фз о пособиях по временной нетрудоспособности Федеральный закон от 29 декабря 2006 г «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями и дополнениями) Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ наименование […]
  • Федеральный закон садоводов Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" С […]