Законы ману эссе

admin

Законы Ману: общая характеристика

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э. Современным исследователям законы Ману известны лишь в списках 3-го века до н.э.

Объем — 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите — шлока). Полное название — Manavadharmasastra (sastra — откровение; dharma — разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману — это памятник сакрального права.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора — поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм — рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) — подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

Публичное право по законам Ману

По преданию, когда мир не имел царя, люди в ужасе разбежались в разные стороны. Тогда Брахма назначил людям царя. Царь обладал совершенными качествами, он был подобен богу, но собственно богом не являлся. Царь имел абсолютное право суда, сбора налогов, издания нормативных актов.

В помощь царю назначалось 7-8 советников, знающих Веды брахманов. Кандидаты проходили тщательную проверку на благонадежность. В царском совете царь сначала выслушивал мнение каждого советника в отдельности, затем — всех вместе, и самостоятельно выносил решение.

Местная власть так же, как и у древних германцев и славян строилась по военному принципу: каждая территориальная единица должна была предоставить определенное количество ополченцев.

Царь назначал старосту для 10 деревень, затем — для 20, 100. 1000 деревень = город.

Налогами облагались некоторые животные, виды деревьев и полезных ископаемых, а также определенный вид дохода. С личности налог не взимался. Размер налога колебался от 15 до 16.

Существовали т.н. литургии — общественно полезные работы, как-то постройка укреплений, каналов, дорог и пр. По законам Ману царь имел право на 1 день работы населения в месяц.

По Артхашастре царь обязан защищать своих подданных и поддерживать мир. Он не имел права делать народу того, чего не сделал бы самому себе.

Земельный фонд подразделялся на частную, общинную и царскую собственность. Отчуждение земли было достаточно свободным.

Варны и остальные группы населения Индии по законам Ману

В основе соц. деления Древней Индии лежала varnasrama — кастовая система. Все население делилось на четыре основные группы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (земледельцы) и шудры (неприкасаемые). Этнически шудры не были арийцами.

Грубейшей ошибкой является смешение понятий “варна” и “каста”. Этимологически слово “варна” — это обозначение цвета кожи. Существовало 3 варны. Представители всех трех варн назывались “дваждырожденными” — т.е. к ним применялся обряд “второго рождения” — инициации. Члены этих варн, очевидно, являлись потомками индоевропейцев, ранее поработивших Индостан вместе с туземным населением. Со временем деление по цвету кожи утратило свое значение в связи со смешением чистых арийцев и местных жителей.

Примерно со 2-го века до Р.Х. и позже распространилось кастовое деление. “Jaty” (в переводе — “качество”) — деление общества на узкие профессии. Количество каст не подлежит твердому исчислению, т.к. слово “каста” по большому счету просто означало профессию.

Основным критерием, лежавшем в основе кастовой системы было знание Вед.

Брахманы изучали веды с 8 лет, совершеннолетие наступало в 16 лет.

Кшатрии изучали веды с 11 лет, совершеннолетие — с 22 лет.

Вайшия изучали веды с 12 лет, совершеннолетие — с 24 лет.

У женщин совершеннолетие наступало с момента окончательного полового созревания — с приобретением способности к деторождению. Законы Ману устанавливали также и верхнюю границу дееспособности (70 лет).

Вторым критерием принадлежности к определенной варне был факт рождения, но этот критерий бы подчинен первому.

Брахманы должны были посвятить первые 30 лет жизни изучению Вед, затем 5 лет служению гиру и оставшуюся часть жизни можно было посвятить самому себе.

Согласно ведам, основными занятиями брахмана были:

3. получать подарки.

Кроме варн было другое, более точное деление, учитывавшее положение человека в зависимости от родителей, т.к. со временем появилось много детей от смешанных браков. Например, муж — брахман, жена — вайшия и т. д. Всего таких групп было 24.

Также необходимо заметить , что юр. положение шудры правом не регулировалось, тогда как юр. положение раба вполне четко определено. Раб, как и в римском праве — вещь, говорящее орудие. Неприкасаемые не были отдельной варной, они вообще находились вне варновой системы. Неприкасаемым было запрещено селиться в местах обитания “дваждырожденных”, проходить через поселок арийцев они могли только ночью. Хранить пищу разрешалось только в разбитой посуде, одеваться — только в лохмотья. По своему юридическому статусу они были приравнены к собакам.

Суд, его органы и процесс по законам Ману

Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.

Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.

Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой — не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” — только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

Обязательственное право по законам Ману

В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения, перевозки и др., а также общие положения о договоре:

–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.

–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.

КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.

Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.

Наследственное право по законам Ману

Законы Ману — наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами.(Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Вещное право по законам Ману

Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.

В 8 главе говорится о межевых спорах между различными деревнями, а также о спорах между отдельными крестьянами.

В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:

наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.

Собственник, обнаруживший свою пропавшую вещь и доказавший свое право собственности мог истребовать ее от любого владельца. Но если собственник вещи не требовал ее от добросовестного владельца в течении 10 лет, то он лишался права получить эту вещь обратно. Суровое наказание за: незаконное присвоение чужого имущества, воровство, уничтожение или повреждение.

xreferat.com

Темы докладов (эссе):

Ирригационная цивилизация Древнего Вавилона.

Частная собственность на землю: на Древнем Востоке миф или реальность.

Вавилонская армия: особенности правового статуса военнослужащих.

Брак и семья по Кодексу Хаммурапи.

Деспотия — восточный тип неограниченной монархии.

Теократия — форма властвования, при которой высшая духовная и высшая светская власть находится в одних руках.

Патеси, лугаль — титулы владык Древнего Вавилона.

Мардук — верховное божество Вавилона.

Илку — изъятое из оборота имущество, принадлежащее воину (дом, поле, сад и т.д.)

Тамкар — торговый агент царя.

Редум и банрум — категории воинов.

«Уйти к судьбе» — умереть.

«Разложить табличку» — изменить по согласованию сторон какое — либо условие договора.

Талион — один из принципов уголовного права, означающий: «око за око, зуб за зуб».

Литература:

Авдеев В.И. История Древнего Востока. — М., 1970.

Законы Вавилона, Ассирии и Хеттаного царства. Пер. И.А. Дьякопов / Вестник древней истории. № 3 — 4. — М., 1952.

История древнего Востока. Ч.1. Месопотамия. — М., 1989.

История древнего мира. Ранняя древность / Ред. И.А. Дьякопов. — М., 1989.

История Востока. Т.1. Восток и древности / Под ред. В.А. Якобсон. — М., 1997.

История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниковой. Ч.1. — М., 1996.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран — любое издание.

Тема 2. Государство и право Древней Индии. Законы Ману (2 часа)

Цивилизации Мохенджо – Даро и Харанны. Завоевание Индии армиями.

Общественный строй по закону Ману. Система Варн и каст (джати).

Государственный строй империи мауриев. Обязанности царя по законам Ману.

Законы Ману — памятник древневосточного права:

а) общая характеристика и система источников;

б) регулирование общественных отношений;

в) брачно — семейные и наследственные отношения;

г) уголовное право;

д) судоустройство и судопроизводство.

Вопросы для самоконтроля:

Какой смысл вкладывается в понятие «дваждырожденный»?

Чем социальная структура индийского общества отличается от древневавилонской социальной структуры?

«Варна» и «каста» — это синонимы или данные категории следует различать?

Какие обязанности Закон Ману закрепляет за представителями тех или иных варн?

Категории рабов (дасы) по Законам Ману, источники рабства?

Почему государство Мауриев именуют «империей»? Выделите основные черты данной формы государства.

Как вы полагаете, почему среди прочих обязанностей царя Закон Ману требует от владыки изучения основных ремесел его народа?

Какой способ приобретения собственности был привилегией брахманов и почему?

Какой важной льготой в сфере договорных отношений обладали брахманы?

В чем, на ваш взгляд, заключается главное отличие индусской семьи от вавилонской?

Что Закон Ману категорически не рекомендует делать женщине, дабы не впасть в грех?

В сфере уголовного права очень заметны сословные различия. Приведите примеры из Законов Ману, свидетельствующие о неравноправии?

Что следует понимать под «объективным вменением»? Приведите примеры из Закона Ману, свидетельствующие о применении данного принципа?

Какими способами в судах проводились ордалии?

какие клятва приносили в суде представители Варны брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр?

Здесь сильны были пережитки матриархата, что, по всей видимости, сказывалось и на сакральной характеристике царской власти: цари, подобно прави­телям Египта или Шумера, считались сынами божества, а Мать-Богиня выступала одновременно символом созидания и продолже­ния жизни.

Существовало также изображение мужского бога с рогами и тремя лицами, вероятно символизировавшего священную троицу – Тримурти, позднее воплощенную в союзе трех богов – Брахмы, Вишну и Шивы. Этот бог изображался в позе йога – того, кто практикует йогу как путь самосовершенствования.

Второй период связан с экспансией и расселением в этом районе арийских племен с середины 2-го тысячелетия до середины 1-го тысячелетия до н. э., когда были созданы несколько новых царств и распространились священные гимны и песнопения ариев под названием Веды.

Из четырех дошедших до нас Вед наиболее известна и почи­таема самая древняя – Ригведа («знание гимнов»), состоящая из 10 книг (мандал) и содержащая 1028 гимнов (10 462 стиха), обра­щенных к различным божествам. По объему она превосходит «Илиаду» и «Одиссею», вместе взятые.

Именно в Ригведе индийская мифология представлена с наибольшей полнотой. Пантеон богов во главе с царем богов Индрой (олицетворением молнии, грома и раз­рушительных стихий) включает божества многих природных сти­хий и космических сфер. Среди них бог Сурья (солнце), Ушас (заря), Варуна (божество вод и миропорядка), Агни (божество жертвенного огня), Сома (опьяняющий и дарующий бессмертие священный напиток), Ваю (бог ветра), Руда (бог грозы) и др[3].

Период оформления и распространения священных текстов на рубеже 2-го – 1-го тысячелетий до н. э. становится периодом стаби­лизации социальной и политической структуры, однако в конце своего тысячелетнего существования ведическая цивилизация ста­ла иметь дело с возникающими новыми религиозными доктрина­ми и культовой практикой, в частности с буддизмом и джайнизмом.

В этот же период Индия испытывает вторжение нескольких могущественных завоевателей. В 512 году до н. э. персидский царь Да­рий завоевывает провинции Гандахар и Синд. В 327-325 гг. до н. э. Александр Македонский предпринимает поход в Индию, но его движение было приостановлено рядом внутренних и внешних трудностей.

В 321 году до н. э. индийский правитель Чандрагупта ос­новывает династию Маурьев, правившую почти полтора столетия. Ему же удается в 305 году до н. э. приостановить вторжение Селевка Никатора, правителя династии Селевкидов. Около 272-231 гг. до н. э. Ашока, внук Чандрагупты, объединяет большую часть Ин­дии под своей властью и принимает буддизм.

После его смерти им­перия распадается. Греки из Бактрии, которая была частью империи Селевкидов, вторгаются в страну и основывают малые царства в Пенджабе.

edutext.net

Законы Ману Древней Индии — курсовая работа

Одним из первых источников по­полнения каст были дети от неправильных браков, в результате которых смешивались представители разных варн. Особенно пре­досудительными были браки высших варн с мужчинами, пребыва­ющими на более низших ступенях.

Порицалось также и смешение рода занятий разных варн, предписанных обычаем и религией. «От мужей равных варн и жен равных варн рождаются в безупречных браках сыновья равного происхождения», — говорится в наставле­ниях мудреца Яджнавалкьи. И далее уточня­ется: «При перемене занятий происходит уподобление варн друг другу, и… они становятся более низкими или более высокими»[6].

В Законах Ману об этом сказано: «Брахманы, кшатрии и вай­шьи – три варны дваждырожденных, чет­вертые же – шудры – рожденные один раз; пятой же нет» (X, 4).

За рамками системы варн оказались особо притесняемые группы чандалов, швапачей и др., которые получили одно назва­ние – неприкасаемые (парии). «Местожительство чандалов и шва­пачей вне селения, утварь, используемая ими, должна выбрасываться, имуществом их должны быть только собаки и ослы… одеждами – одеяния мертвых, пища в разбитой посуде, украшение из железа, и они должны постоянно кочевать» (X, 51-52).

Юри­дический статус париев все же был чуть выше рабов (баса), ко­торые низводились до положения домашних животных. Потомство рабыни считалось собственностью ее хозяина. Различались семь ка­тегорий рабов в зависимости от способов их приобретения: захва­ченные под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме хо­зяина, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания (Законы Ману, IX, 48, 54-55).

В VI в. до н. э., во времена Будды, в долине Ганга существо­вало не менее 16 царств. Наиболее могущественным и хорошо организованным было царство Магадха.

Царь Магадхи Аджата Шатру принимает учение престарелого основателя новой религии. Тело Будды сжигают, а пепел собирают десять монастырей, в том числе из Санчи, где имеется большая ступа (захоронение).

После вторжения Александра Македонского в Индию здесь в ускоренном темпе возникла (после 327 г. до н. э.) империя Чандра-гупты, основателя династии Маурьев, который правил 21 год и значительно расширил свои владения. Империя Маурьев прости­ралась от реки Брахмапутра до гор Гиндукуша и Герата. Соглас­но традиции, этот правитель стал монахом-джайном и закончил свои дни в монастыре.

Внук Чандрагупты, император Ашока (268-232), стал пер­вым объединителем Индии. Его борьба за трон сопровождалась кро­вопролитными битвами, и после ее завершения Ашока провозгла­сил отказ от насилия и обратился в буддизм. Одновременно он при­нял меры по распространению буддизма на всей территории им­перии. В его же правление началась миссионерская деятельность буддистов. До этого они занимались преимущественно личным са­мосовершенствованием и не стремились обращать в свою веру правителей и их подданных.

Законы ману эссе

Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направлен Виды источников права

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеальном смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду, как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на Формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство.

В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:

Естественное право (лат. jus naturale) — понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма — несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная — изменчивой и зависящей от человеческого установления.

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума, с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный договор — один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).

Судебный прецедент (от лат. praecedens, родительный падеж praecedentis — предшествующий) — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного судопроизводства.

Правовой обычай — исторически сложившийся источник права и правило поведения, санкционированное государством и включённое в систему правовых норм.

Религиозные догмы(греч. δόγμα — мнение, решение, постановление), в религии — утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике. В переносном значении то же, что догма.

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Принципы права — основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктриной на признание факта существования права, на его формирование или изменение.

studfiles.net

Это интересно:

  • Страховые тарифы на обязательное страхование от несчастных случаев 2014 год Страховой тариф по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний В соответствии с Федеральным законом РФ от от 25 ноября 2008 г . N 217-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и […]
  • Правила устройства и эксплуатации технологических трубопроводов ПБ 03-585-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов. Постановление Госгортехнадзора РФ от 10 июня 2003 г. N 80"Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатациитехнологических трубопроводов" Госгортехнадзор России постановляет:1. Утвердить […]
  • Уголовный кодекс ст18 Уголовный кодекс Украины Общая часть Раздел I Общие положения Раздел Раздел II ЗАКОН ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Раздел III ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И СТАДИИ Раздел IV ЛИЦО, ПОДЛЕЖИТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ) Раздел V ВИНА И ЕЕ ФОРМЫ Раздел Раздел VI СОУЧАСТИЕ В […]
  • Система опеки Глава I: Цели и Принципы Глава II: Члены Организации Глава III: Органы Глава IV: Генеральная Ассамблея Глава V: Совет Безопасности Глава VI: Мирное разрешение споров Глава VII: Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии Глава VIII: Региональные […]
  • Привилегии брахманов по законам ману Законы Ману Варновое деление древнеиндийского общества. 4 Право собственности и обязательное право. 5 Преступление и наказание по законам Ману. 9 Судебный процесс. 12 Список литературы. 14 Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, […]
  • Понятия и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности uristinfo.net Лекция 29. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности 1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности2. Преступления против здоровья населения3. Преступления против общественной нравственности 1. Понятие и […]
  • Решения судов по налоговым преступлениям Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным судами Кемеровской области Обзор судебной практики Кемеровского областного суда по делам о налоговых преступлениях (статьи 198 - 199.2 УК РФ), рассмотренным […]
  • Международное экономическое право учебное пособие Турченко о.Г. Международное право учебное пособие Материалы утверждены на заседании кафедры конституционного и международного права Протокол №1 от 21 сентября 2014г. Донецьк 2014 Турченко О.Г. Международное право: Учебное пособие (для студентов специальности "Правоведение" заочной, […]