Ликвидация конфликта и его последствия

admin

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В эмпирических исследованиях социально-психологического климата используются различные показатели. С помощью наиболее общих, интегративных показателей, характеризующих климат организации, группы, можно определить уровень конфликтности и 0 специфические черты. Понятия «конфликт» понимается в очень широком плане и употребляется в разных значениях. Поэтому прежде всего надо очертить круг понятий, важных для социально-психологического анализа конфликта. Л. Петровская рассматривает четыре основные категориальные группы таких понятий: структура конфликта, его динамика, функции и типология (классификация).

Структура конфликта

В структуре конфликта можно выделить следующие основные понятия: участники конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства и т. д. С точки зрения социальной психологии, исследующая личностные, межличностные и межгрупповые конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются отдельные аспекты (черты) личности, сами личности и социальные трупы. По такой классификации участников возможны конфликты типа, черта личности — черта личности, личность — личность, личность — группа, труппа — группа. В социально-психологическом плане участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и прочее.

Конфликт существенно зависит от внешнего контекста, в котором он возникает и развивается. Важной составляющей является социально-психологическая среда, представленная различными социальными группами с их специфической структурой, динамикой, нормами, ценностями и др.

Влияние участников конфликта и условиями его протекания никогда не осуществляется непосредственно. Опосредующим звеном с образы конфликтной ситуации, которые образуются у каждого участника конфликта. Эти внутренние картины ситуации включают представления участников о самих себе (своих мотивах, цели, ценности и др), представления о противоположную сторону конфликта и представление о ситуации, в которой сложились и решаются конфликтные отношения. Именно субъективные образы, а не реальность являются непосредственной детерминантой конфликтного поведения. Эти образы предопределяют возможные действия, которые определяют различные стороны конфликта. Поскольку эти действия взаимообусловлены, они становятся «взаимодействиями» (противодействиями), определяющие стратегию поведения, которая выражается не столько словами, сколько действиями.

Последствия конфликтных действий вплетены в контекст конфликта. Они включены в конфликт на идеальном уровне: участники конфликта имеют некоторый образ возможных исходов и в соответствии с этим выбирают свое поведение. Но и сами реальные последствия конфликтных действий является составным элементом процесса конфликтного взаимодействия. Осознание этих результатов, коррекция своих представлений о конфликтной ситуации — важный сторону конфликтного взаимодействия.

Динамика конфликта

Каждый реальный конфликт имеет процессуальный характер. Рассмотрение динамики конфликта требует разделения его на стадии. Это возникновение объективной конфликтной ситуации, осознание ее осуществления конфликтного поведения, разрешения конфликта.

В большинстве случаев конфликт обусловлен объективной ситуацией. Но некоторое время она может не осознаваться. Поэтому эту стадию названо стадией потенциального конфликта. Объективация конфликта осуществляется только после осознания объективной ситуации конфликта. Именно осознание порождает конфликтное поведение. И нередко реальный конфликт возникает, когда объективных условий конфликта нет. Возможны следующие варианты соотношения между образом конфликтной ситуации и реальностью:

1. Объективно конфликтная ситуация существует, ее участники считают, что их цели, интересы конфликтны, и правильно понимают сущность себя, других, ситуацию в целом. Это адекватно осознанный конфликт.

2. Объективно конфликтная ситуация существует, воспринимается как конфликтная, но осознается с определенными отличиями от. реального контекста. Это неадекватно осознанный конфликт.

3. Объективно конфликтная ситуация существует, но не осознается. В этом случае конфликтное взаимодействие отсутствует.

4. Объективно конфликтной ситуации нет, но отношения воспринимаются как конфликтные Это мнимый, ложный конфликт.

Психологического анализа требуют прежде всего случаи неадекватного и ложного конфликта. Именно потому, что внутренний аспект ситуации, которая возникает между участниками конфликта, обусловливает их реальное поведение, важно тщательно проанализировать факторы, вызывающие отклонения от реальности (уровень информированности, структура коммуникации и др.), и механизм влияния этих отклонений на течение конфликта (его продолжительность, интенсивность, характер разрешения).

Осознание ситуации как конфликтной всегда имеет эмоциональную окраску. Возникновения и влияние эмоций на ход конфликта является очень важной проблемой адекватного разрешения конфликтных ситуаций и требует специального анализа. Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, а негативные эмоции, возникающие в это время, в свою очередь, стимулируют конфликта поведение. Взаимные конфликтные действия способны изменять, усложнять первоначальную конфликтную структуру, что порождает новые факторы конфликтных действий. Стадия конфликтного поведения может привести к эскалации конфликта, изменения его характера, типа. С другой стороны, во время конфликтных действий участники сталкиваются с реальностью, которая корректирует первичные образы ситуации, что может привести к адекватному пониманию конфликтной ситуации и способствовать ее адекватному решению.

Во время развертывания конфликта возможны его переходы из одних форм в другие. Например, внутренний конфликт может перейти во внешний (в личностный межличностный) или наоборот. Последнее происходит, когда конфликт разрешается не полностью, когда блокируется конфликтное поведение, направленное вовне, но внутреннее стремление к конфликтной поведения не угасает. Оно лишь сдерживается, что порождает внутреннее напряжение, внутренний конфликт. Или: мнимый конфликт, который возникает тогда, когда нет объективной конфликтной ситуации, за ошибочного восприятия может стать настоящим, реальным. Кроме того, возникший конфликт по одному поводу, может трансформироваться в конфликт по другому поводу (деловой в межличностный или наоборот). Нельзя отождествлять конфликт со стадией конфликтного поведения. Это значительно более сложное явление. Но переход к конфликтному поведению означает новую стадию конфликта, наиболее открытую и острую. Способы разрешения конфликта направлены прежде всего на ликвидацию конфликтной поведения.

Решения, решения — это заключительная стадия развития конфликта. Она возможна благодаря преобразованию самой объективной ситуации, а также вследствие изменения образов ситуации, возникшие у участников конфликта. Кроме того, в обоих этих случаях возможно двоякое разрешение конфликта: частичное, когда преодолевается только конфликтное поведение, но остается внутреннее стремление к конфликту, оно лишь сдерживается; и полное, когда конфликт ликвидируется как на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне. Полная ликвидация конфликта путем изменения объективной ситуации возможна тогда, когда участники конфликта разведены в разные структурные подразделения организации или удовлетворены их личностные потребности. Частичное разрешение конфликта на объективном уровне осуществляется, если в результате соответствующего изменения реальных условий конфликтная ситуация переструктурируется так, что участники не заинтересованы больше в продолжении конфликтных действий, хотя цель осталась та же. К этому типу относятся чисто административные решения конфликта, опирающиеся на запреты, санкции в случае их нарушения. Значительной психологической компетенции требуют случаи, когда конфликт решается путем изменения образов, имеющих участники конфликта. Такое разрешение конфликта (полное или частичное) опирается прежде всего на переструктурирование или (формирование новых ценностей, мотивов, установок.

Практические вопросы разрешения конфликтных ситуаций в производственных организациях достаточно подробно рассматривают. Бойко и А. Ковалев. Среди путей решения таких ситуаций они выделяют: а) предупреждение конфликта;

б) управление конфликтом; в) принятие оптимальных решений в конфликтных ситуациях; г) разрешение конфликта. Успешное решение конфликтных ситуаций возможно с помощью разработки тактик, учитывающих все аспекты конфликта как социально-психологического явления. Из них выбирается та, которая соответствует определенной конкретной ситуации. Выделяют следующие тактики:

1. Решение конфликта на основе его сущности и содержания. Прежде всего надо реально установить не только непосредственный повод конфликтного столкновения, но и его причину, часто не осознается участниками конфликта. Далее надо определить зону распространения конфликта (и проблемы, которые он затрагивает), выявить реальные мотивы, которые обусловили его возникновение. Решение конфликта возможно только при выяснении реальных причин. Это задача усложняется, если его выполняет представитель одной из конфликтных сторон. Деловые конфликты чаще имеют конструктивный и мобильный характер, они исчезают при условии решения проблемы, что порождает противоположные позиции. Но личностные и межличностные конфликты значительно устойчивее.

2. Решения конфликта с учетом его целей. Нередко противопоставление целей обусловлено не их реальным содержанием, а недостаточным пониманием, доминированием эмоциональных состояний, снижением познавательного компонента, различными позициями, которые отстаивают конфликтующие стороны. На самом деле цели могут быть общими, в этом случае необходимо выявить и осознать расхождения в понимании целей В любом случае надо отграничить цели, связанные с меж личностным взаимодействием (личные притязания, стиле поведения), от целей социального взаимодействия (решения производственных задач, выполнения функциональных обязанностей, определение стратегий управления организацией). В первом случае мы относимся к человеку как к личности, во втором — как исполнителя определенных социальных функций. А это определяет стратегию решения конфликта.

По Решению конфликта с учетом его функций. Участников конфликта надо убедить в том, что отношения между ними можно уладить путем обмена мнениями, уточнения позиций.

4. Решение конфликта с учетом эмоционально-познавательного состояния участников заключается в том, чтобы показать негативное влияние эмоционального напряжения на участников конфликта. Снижается уровень критичности мышления, что приводит к необоснованных действий, эмоциональное состояние негативно влияет на взаимодействие, обусловливает неадекватное взаимопонимание. Под влиянием эмоций конфликтная ситуация воспринимается как таковая, что угрожает позиции человека в группе, а это побуждает к крайним мерам с целью сохранения своего статуса. Конфликт начинает распространяться, он поглощает все больше членов организации, деформирует устоявшиеся отношения.

5. Решение конфликта с учетом свойств его участников. Конфликты нередко возникают вследствие неумелых действий руководителя, неадекватного стиля его деятельности, психологической некомпетентности Причинами конфликтных ситуаций могут служить специфические черты характера, личностные свойства членов группы.

6. Решения конфликта с учетом его возможных последствий. Знания о возможных вариантах и последствиях завершения конфликтов помогают выбрать наилучшие средства воздействия на конфликтующие стороны. Последствия конфликтов в зависимости от их содержания: 1) полная ликвидация конфронтации через взаимное примирение; 2) исчезновение конфронтации, когда один из участников побеждает, а другой признает себя побежденным или когда обе стороны проигрывают удовлетворяют свои притязания; 3) ослабление конфликта, взаимными уступками; 4) трансформация конфликта, переход его в измененное или принципиально новый конфликт; 5) постепенное затухание конфликта; 6) механическое уничтожение конфликта (ликвидация подразделения, организации, увольнения участника и др.).

7. Решение конфликта с учетом этики отношений конфликтующих сторон. Любой конфликт должен решаться согласно этических норм. В производственных организациях всегда возникают определенные разногласия, споры, конфликты по решению производственных вопросов, обусловленные различиями в понимании задач, методов их решения. Наличие деловых конфликтов является условием эффективной деятельности организации. Статус ный сторону делового конфликта касается условий и принципов отношений руководителя и подчиненного, старшего и младшего по возрасту, более или менее компетентного и ш. Деловой конфликт опирается на обмен мнениями и связан с рядом этических условий. Это взаимное стремление слушать, адекватно воспринимать информацию. Важную роль здесь играют рефлексия и эмпатия. Этика доказательств заставляет опираться не только на логику мысли, но и на уважительное отношение к оппоненту. Этика критики направляет ее не на личность оппонента, а на анализ дела. Этика согласия имеет целью достижение эффективного результата, подкрепление взаимных симпатий.

studbooks.net

Глава 9. Причины и последствия внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на “пустом месте”. Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни один индивид как существо социальное не может развиваться вне этой системы общественных отношений. И только в обществе он может удовлетворить свои потребности, утвердить интересы и достигнуть поставленных целей. Другими словами, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. С другой стороны, всякая личность стремится к свободе и самореализации, Это объективное противоречие между личностью и обществом изначально предопределяет появление различных внутриличностных конфликтов, имеющих разнообразные последствия для развития личности.

9.1. Причины внутриличностного конфликта

Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может “выскочить” из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые в конечном счете детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир.

Многообразные отношения, — писал в этой связи А.Н. Леонтьев, — в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:

1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;

2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;

3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Следует иметь в виду, что все эти виды причин конфликта взаимосвязаны, а сама их дифференциация достаточно условна. Речь идет по существу о единичных, особенных и общих причинах, между которыми, как и между категориями, их отражающими, существует диалектическая взаимосвязь. Например, внутренние причины конфликта есть результат взаимодействия личности и с группой, и с обществом, а не возникают сами по себе, ниоткуда.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, возникающий на этой основе, классически описан 3. Фрейдом;

противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться);

противоречие социальных ролей (и па производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять);

противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность “не убий” и долг защиты отечества на поле боя.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, Личность. – М.: Политиздат, 1975. – С. 222.

Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ — большее. И никакого конфликта не возникает.

Внешние причины внутриличностного конфликта могут быть обусловлены: положением личности в группе, 2) положением личности в организации, 3) положением личности в обществе.

1 Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В работе “Психология индивида и группы” выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт:

1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум иди часовой, не пропускающий в то или иное место;

2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось);

3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме);

4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов).

См.: Робер М. — А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс. 1988. — С. 89 — 90.

Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей,— мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группыоказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

2 На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как:

1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации (человека повысили в должности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функции и т.д., а права остались прежними);

2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда (во что бы то ни стало надо выполнить производственное задание, а техника старая и постоянно ломается);

3) противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями (требования одновременно повысить качество выпускаемой продукции и вместе с тем увеличить производство ее при неизменном оборудовании);

4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения. (В нашем недавнем прошлом в условиях жесткой плановой экономики в этой связи был популярен лозунг “план любой ценой”);

5) противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой. (Постоянная работа в выходные, вечные авралы, практика взяток и подношений, подхалимаж, привычка начальника приставать с ухаживаниями к подчиненным, систематические коллективные выпивки на работе и т. д. — такого рода требования, обычаи и нормы могут быть не приемлемыми для людей, не соответствовать их ценностям и потребностям);

6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации. (Многие люди в качестве жизненно важной цели стремятся к повышению квалификации, к самореализации, и если для этого нет условий, может развиться внутриличностный конфликт);

7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности. (Эта причина внутриличностного конфликта встречается довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая разными статусами- В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. Например, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга — другие);

8) противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами. (Человек работает в организации, выпускающей прибыльную, но недоброкачественную или вредную для потребителей продукцию).

3 Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Для России в этой связи необходимо обратить внимание прежде всего на влияние рыночных отношений на возникновение и развитие внутриличностного конфликта. Для нас этот вопрос является особо актуальным, потому что страна совсем недавно встала на путь рыночной экономики. И хотя в отечественной литературе этот вопрос еще не изучен в должной мере, мы можем обратиться к исследованиям, имеющимся в других странах, давно вставших на путь экономического либерализма.

Социальная среда и личность. К. Хорни

Большой вклад в разработку данной проблемы внесла Карен Хорни (1885—1952). Изучая влияние окружающей социальной среды на формирование личности, она показала, что именно рыночные отношения в значительной мере влияют на возникновение и развитие внутриличностного конфликта и даже невротической личности. По ее наблюдениям, рынок и всеобщая конкуренция на первый план в структуре личности выдвигают проблему соперничества.

В условиях всеобщей борьбы всех против всех постоянное соперничество и конкуренция перерастают во враждебность личности не только по отношению к другим, но и к себе, в постоянное недовольство собой. Вся культура и социокультурная среда при господстве рыночных отношений характеризуются соперничеством и индивидуализмом, которые не только являются движущей силой экономики, но пронизывают всю нашу личную жизнь.

В этих условиях личность находится в постоянном конфликте сама с собой. С одной стороны, ее успехом восхищаются почти независимо от тою, какими средствами он достигнут, с другой, — общество рассматривает скромность и альтруизм как социальные и религиозные добродетели и вознаграждает за эти качества хвалой и признанием. Особая трудность, с которой сталкивается индивид в системе рыночных отношений, состоит в том, что для соперничества он должен иметь в своем распоряжении изрядную долю агрессивности и вместе с тем от него требуется бескорыстие и даже самопожертвование. Такова реальная объективная социальная основа внутриличностного конфликта в условиях господства рыночного либерализма.

В своих работах Хорни выделила ряд противоречий в рыночной культуре, которые лежат в основе типичных внутриличностных конфликтов, приводящих даже к неврозам.

1 Противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью — с другой. С одной стороны, все делается для достижения успеха, а это означает, что мы должны быть не только напористыми, но и агрессивными, способными столкнуть других с дороги. С другой стороны, мы глубоко впитали христианские идеалы, утверждающие, что эгоистично хотеть чего-либо для себя, а должно быть смиренными, подставлять другую щеку, быть уступчивыми.

2 Противоречие между стимуляцией наших потребностей и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. По экономическим причинам в рыночной культуре потребности постоянно стимулируются рекламой, демонстрацией образцов потребительства, идеалом быть на одном уровне с кем-то. Однако для огромного большинства реальное осуществление этих потребностей жестко ограничено. Психологическое следствие для человека состоит здесь в постоянном разрыве между желаниями и их осуществлением.

3 Противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями. Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей; “великая игра жизни” открыта для него, и он может получить то, что хочет, если, конечно, энергичен. В действительности же для большинства людей все эти возможности ограничены. Шутливое выражение о том, что родителей не выбирают, можно распространить на жизнь в целом — на выбор работы, друга, отдыха, В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.

См.: Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ. — М. Прогресс – Универс, 1993. — С. 219 — 220.

Эти противоречия, заложенные в нашей культуре,— делает вывод К. Хорни, — представляют собой в точности те конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать: чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить: стремление к самовозвеличиванию и ощущению личной беспомощности.

Конфликт между сущностью и существованием личности. Э. Фромм

Значительный вклад в разработку вопроса о влияния рыночных отношений на внутриличностный конфликт внес известный американский психолог и философ Эрих Фромм (1900— 1980), считавший современное западное общество, характеризующееся “рыночным характером”, — “больным обществом”. Основная болезнь его — всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы и уровни “развитою капитализма”: общество в целом, отношения между социальными слоями и группами, общностями и отдельными индивидами. Они проникают даже в семью, где происходит борьба за власть, престиж и статус. Наконец, отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности. Происходит самоотчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности.

Наиболее резко этот процесс самоотчуждения и разрушения личности обострился в наше время, когда рыночная ориентация начинает быстро прогрессировать и развивается новый рынок — “рынок личностей”. Сегодня на него выходят все: чиновники, коммерсанты, администраторы, врачи, ученые, юристы, артисты и т.д. И все они вступают между собой в отношения в качестве товаров. При этом принцип оценки является одинаковым как для рынка товаров, так и для рынка личностей, — в обоих случаях потребительная ценность не является главной. Основное — это меновая ценность товара. Другими словами, цена товара, в том числе и личности, зависит не от его качественной определенности, сущности, а от спроса на нею. Поэтому человек на “рынке личностей” вынужден действовать по принципу маркетинга — главное состоит в умении “подать себя” и подороже продать, главное чтобы на тебя был спрос, не важно кто ты на самом деле, по своей сущности — врач, ученый, маклер и т. д.

Поэтому личность в системе всеобщего господства рыночных отношений и отчуждения раздваивается. Она ощущает себя на этом сплошном рынке одновременно и продавцом и товаром. Человек озабочен прежде всего тем, чтобы не утратить способность продаваться и только после этого будет собственная жизнь и собственное счастье.

Человек рынка ощущает, что его самоуважение зависит от условий рынка, которые он однако не может контролировать. Он чувствует, что его ценность зависит не от его человеческих качеств, а от успеха на конкурентном рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой. Поэтому он вынужден непрерывно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьезную угрозу для его внутреннего состояния и порождает внутриличностный конфликт. При этом удача бывает реже, чем неудача, а в случае неудачи у человека возникает чувство беспомощности, несостоятельности и неполноценности. Рынок таким образом попирает всякое чувство собственного достоинства и гордости.

Все это, по словам Э. Фромма, приводит также к потере своей собственной независимости и утрате самоидентичности личности. Если вообще у зрелых, здоровых и творческих личностей чувство самоидентичности возникает в результате понимания того, что человек — сам источник своих сил и своей судьбы и это самочувствие кратко можно выразить словами: “Я есть то, что я делаю”, то в условиях рынка человек рассматривает свои возможности и способности как товар, отчужденный от него. Личность и ее способности и силы не составляют более единого целого. Теперь состояние человека выражается словами: “Я таков, каким вы хотите меня видеть”. Вот этот разрыв между тем, кем человек ощущает себя, его способностями и возможностями, с одной стороны, и тем, что от него требуется на рынке,— с другой, и лежит в основе постоянного внутриличностного конфликта.

Эта внутренняя конфликтность личности общества “рыночного характера” постоянно поддерживается и стимулируется социальной средой, принятыми ценностями и стандартами, когда главным считается не “быть”, а “иметь”. Здесь главное состоит не в том, кем человек является по своей деятельной сущности, а в том, каким капиталом он обладает. Но в этой ситуации, если человек теряет капитал, терпит фиаско на рынке, то он теряет все, его жизнь превращается в драму, а часто и в трагедию. Поэтому не только неудачники, но и состоятельные люди живут в условиях страха и тревоги перед будущим, в условиях постоянного внутриличностного конфликта.

См.: Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика, 1993. — С. 65 —69.

Все это следует иметь в виду применительно к России, когда речь заходит о влиянии рыночных отношений на формирование личности. К испытаниям, связанным с увеличением внутриличностных конфликтов, фрустраций, стрессов и неврозов, следует быть готовым и нам. Тем более, что отрицательные последствия влияния рыночных реформ на психику человека, на развитие внутриличностных конфликтов проявляются уже достаточно ощутимо.

Факторы социальной жизни и неврозы

Следует отметить, что причиной увеличения внутриличностных конфликтов в стране служат не только непосредственно рыночные отношения, но и другие факторы социальной жизни, являющиеся новыми для нашего общества и связанными с началом его реформирования- Именно с этого времени у нас резко возросло количество неврозов во всех слоях населения.

Большую роль в этом сыграла быстрая переоценка ценностей. Целое поколение людей оказалось неспособным адаптироваться к рыночным ценностям или не захотело их принять. Оказалось, что идеалы, которыми оно жило, в которые верило на протяжении десятков лет, никому не нужны, стали не актуальными. И эта ситуация не могла не вызвать чувства разочаровании, апатии и никчемности.

Увеличению числа стрессов способствовали и более “прозаические” причины. Так, мощную волну пациентов и даже суицида вызвало реформирование и ликвидация союзных министерств и ведомств и прежде всего таких, как МВД и КГБ. Тысячи и тысячи здоровых и работоспособных людей, большинство из которых не имело другой профессии, кроме военной, оказались на улице. Многие офицеры пополняют ряды больных неврозом и сегодня, ибо их часто увольняют со службы в 40—50 лет, не предоставляя жилплощадь, не заботясь о том, что они не имеют возможности прокормить свои семьи.

Одна из наиболее уязвимых для неврозов категорий людей — бюджетники. Высококвалифицированные специалисты — врачи, инженеры, учителя, ученые и другие работники бюджетной сферы — весьма частые пациенты клиник. И не мудрено, не каждый инженер, врач, учитель может без психической травмы сменить свою профессию, чтобы занять место продавца в рыночном ряду или дворника. Но заболеванию неврозом оказались подвержены не только представители бедных и нищих. Неврозы стали широко распространены и среди “новых русских”, для которых бизнес — часто не только профессия, но и дело всей жизни. И если рушатся планы, наступает банкротство, теряются миллионы долларов, то и человек испытывает сильнейший стресс. Да и сам образ жизни таких людей — это существование в перманентной стрессовой ситуации: постоянная тревога, забота, переутомление, необходимость “крутиться” и “вертеться”. Зачастую у них и личная жизнь не ладится. Многие из них любовь и брак также рассматривают сквозь призму товарно-денежных отношений, “покупая” себе жену и любовниц и конкурируя в этом с себе подобными на рынке товаров и услуг. Как отмечают специалисты, у такого человека часто происходит сублимация сексуальности, замещение этой функции работой, которая длится с утра до ночи.

Но и женам “новых русских” приходится нелегче. Как правило, они нигде не работают и ничем не заняты. Между тем даже у домашних хозяек, женщин не работающих на производстве, а воспитывающих детей и занимающихся работой по дому, нервно-психические расстройства встречаются в четыре раза чаще, чем у работающих на производстве. В последние годы в психотерапии появился даже новый термин “синдром домохозяек”, которым страдают молодые женщины. На этом фоне становится понятным, что жены “новых русских” — молодые женщины, сидящие в “золотой клетке”, имеющие прислугу и вообще не занимающиеся никаким хозяйством, страдают неврозом в еще большей степени, чем женщины, работающие по дому и воспитывающие детей.

Следует отметить, что внутренние и внешние причины внутриличностного конфликта тесно взаимосвязаны. Так, люди, находящиеся в состоянии внутриличностного конфликта, представляют потенциальную опасность для межличностных отношений в группе. А если иметь в виду тех, кто занимает высокие посты в обществе, то они могут оказывать негативное влияние и на отношения большего масштаба.

Вместе с тем внешние условия и противоречия, с которыми сталкивается личность, переводятся во внутренний план и могут порождать психологический конфликт. Например, человек, который продолжительное время не может найти работу в силу объективных условий, в большинстве случаев склонен рассматривать это как свою собственную неспособность адаптироваться к жизни, переживает это как конфликт между требованиями действительности и индивидуальными возможностями. У такого индивида может возникнуть конфликт неадекватной самооценки, сопровождаемый повышенной эмоциональной тревожностью, стрессом или даже невротическим срывом.

studfiles.net

Это интересно:

  • Отдел опеки по краснодарскому краю Отдел опеки по краснодарскому краю Граждан, обращающихся в Центральный отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю, нередко интересует вопрос: в каких случаях необходимо согласие органа опеки при отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или […]
  • Закон о военнослужащих 76 фз статья 10 Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий 1. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется. 2. […]
  • Заявление уфмс воронеж Отдел УФМС России по Воронежской области в Коминтерновском районе г. Воронежа Руководство Управления Начальник Викулина Ирина Викторовна Старший инспектор Филимонцева Лариса Петровна График работы по приему населения Прием: Понедельник: 18.00 - 19.45 Вторник: 14.00 - 16.00 Четверг: 14.00 […]
  • Статья об административных правонарушениях несовершеннолетних Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ ст 6.21 (ред. от 23.04.2018) Статья 6.21. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные с применением […]
  • Правила моей кухни новая зеландия на русском Правила моей кухни 8 сезон Краткое описание "Правила моей кухни 8 сезон" Кулинарное шоу «Правило моей кухни» продолжает снимать сезон и набирать новых участников. Несколько команд будут между собой соревноваться, в одной команде участвуют два человека. Первом сезоне телешоу отобрали […]
  • Миром правят чувство Миром правят жажда власти, секс и чувство голода? Поделиться Для многих людей жизненный успех определяется местом, которое они занимают в «пищевой цепочке»: ты или хищник, и этим всё сказано, или травоядный. В природе всё подчинено праву сильного. Например, лев, пользуясь положением […]
  • Приказ 837 мвд рф Опубликован Приказ МВД РФ № 707 от 6 сентября 2017 г. Министр внутренних дел Владимир Колокольцев 6 сентября 2017 года подписал Приказ № 707 от 6.09.2017 года О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России по вопросам регистрационно-экзаменационной […]
  • Уголовный кодекс 161 ст Статья 161 УК РФ. Грабеж 1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными […]