Нормы образования международного права

admin

Нормы образования международного права

Императивные и диспозитивные нормы международного права

Все нормы международного права делятся на императивные нормы и диспозитивные нормы.

Императивные нормы — это нормы высшей юридической силы, по латинской терминологии jus cogens. Обязательность этих норм распространяется на всех субъектов международного права во всех сферах сотрудничества, и они составляют ядро нормативной системы международного права.

Понятие императивных норм впервые было дано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., а затем нашло подтверждение в идентичной статье Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Согласно ст. 53 обеих конвенций под императивными нормами общего международного права понимаются нормы, которые принимаются и признаются международным сообществом в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Из указанного определения можно сделать вывод о следующих специфических особенностях императивных норм:

а) они входят в комплекс норм общего международного права;

б) они адресованы только международному сообществу, которое одновременно и определяет их особый статус;

в) они обладают высшим уровнем обязательности (долженствования), так как отклонение от них недопустимо;

г) к ним неприменим традиционный механизм изменения общих норм с помощью локальных, региональных и партикулярных: они изменяются только общими нормами такого же статуса.

Указанные конвенции установили специфику временной сферы действия императивных норм. В отличие от других норм международного права они имеют обратную силу. В соответствии со ст. 64 обеих конвенций, «если возникает новая императивная норма международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращает свое действие».

В Проекте статей об ответственности государств, подготовленным КМП ООН в 2001 г., закрепляется особый режим ответственности за несоблюдение императивных норм. Если при нарушении любых иных норм право предъявлять претензии и устанавливать формы ответственности государства-нарушителя имеет, в первую очередь, потерпевшее государство, то нарушение государством обязательства, вытекающего из императивной нормы общего международного права, квалифицируется как серьезное и все «государства должны сотрудничать, чтобы правомерными средствами положить конец серьезному нарушению обязательства» (ст. 40-41). Кроме того, право потерпевшего государства на принятие контрмер (санкций) против государства-нарушителя не должно затрагивать обязательств, вытекающих из императивных норм международного права (подп. d п.1 ст. 50)

Отличительной особенностью императивных норм является также их обычно-правовое происхождение. Имеющиеся в ряде универсальных международных договоров (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г.) запретительные нормы, по уровню долженствования схожие с императивными нормами, но не идентичны им, так как адресованы только государствам-участникам таких договоров, а не всему международному сообществу в целом.

Из характеристики императивных норм международного права вытекает, что к ним относятся нормы-принципы и нормы erga omnes. Однако следует отметить, что в доктрине международного права нет единства по вопросу конкретных видов норм, имеющих статус императивных норм общего международного права. Наибольшая схожесть позиций отмечается относительно следующих видов норм, которые можно отнести к категории императивных: основные цели и принципы международного права, принципы и нормы, закрепляющие исторически сложившиеся общепризнанные моральные стандарты мирового сообщества (принципы справедливости, добросовестности, незлоупотребления правом); принципы и нормы, закрепляющие достигнутый уровень гуманности, касающийся соблюдения прав человека, национальных меньшинств, коренных народов, защиты жертв вооруженных конфликтов, запрещения применения оружия массового уничтожения, приносящего чрезмерные страдания, запрещение геноцида, апартеида, рабства, пиратства и квалификация их как международных преступлений; принципы и нормы, запрещающие массовое загрязнение окружающей среды; принципы и нормы, устанавливающие режим использования космического пространства, открытых морей дна мировых океанов и морей, Антарктики.

Абсолютное большинство в нормативной системе принадлежит диспозитивным нормам, к которым относятся нормы, допускающие отклонения от них по взаимному согласию субъектов, применяющих такие нормы. Таким образом, для диспозитивных норм характерно следующее:

1) они допускают отклонение от них путем внесения изменений по согласию конкретных субъектов;

2) новая норма применяется и устанавливает права и обязанности в отношении только данных субъектов;

3) норма не должна затрагивать интересы третьих государств.

Диспозитивные нормы отличаются от императивных как по юридической природе, так и по видовому многообразию. Они могут быть договорными и обычными и включают универсальные, региональные, партикулярные и локальные нормы. Являясь юридически обязательными, они отличаются от императивных норм уровнем долженствования и пространственной сферой действия, адресуясь конкретным субъектам, которые их вырабатывали и обязаны применять согласованные ими правила поведения в отношениях между собой. Так, большинство обязательств, закрепленных в Венских конвенциях 1969 г. и 1986 г., регулируются диспозитивными нормами, что вытекает из содержания и структуры статей конвенций. Типичным является использование формулировки «если договор не предусматривает иное», допускающей возможность другой трактовки правила, следующей за такой формулировкой. Показательной в этом смысле является ст. 22 Конвенции 1969 г., гласящая: «1. Если договор не предусматривает иного, оговорка может быть снята в любое время и для ее снятия не требуется согласия государства, принявшего оговорку; 2. Если договор не предусматривает иного, возражения против оговорки может быть снято в любое время».

Схожие формулировки, в частности, «если из договора явствует или иным образом установлено» указывают на диспозитивность норм Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. Особенно ярко проявляется диспозитивность норм Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности государственных архивов и государственных долгов 1983 г., допускающей возможность применения положений Конвенции лишь при отсутствии специального соглашения, заключенного между субъектами правопреемства.

Диспозитивный характер имеют нормы, закрепленные в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., что вытекает из ст. 73, устанавливающей, что «ни одно из положений Конвенции не препятствует государствам заключать международные соглашения, подтверждающие, дополняющие, распространяющие или расширяющие ее положения».

Показателем диспозитивности норм большинства международных соглашений является наличие статей, предоставляющих право участникам таких соглашений вносить в них поправки по взаимному согласию либо делать оговорки к соответствующим статьям при ратификации или присоединении к ним, а также отсутствие положений, запрещающих такие действия.

Преобладание диспозитивных норм в нормативной системе международного права обусловлено координационно-согласительным характером процесса нормотворчества в международном праве, единственно возможным при регулировании сотрудничества между государствами.

2. Международные правовые нормы в сфере образования.

Сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права. И это изменение философии образовательного права требует скорейшего отражения в тексте Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Болонский процесс — это глубокая структурная реформа высшего образования Европы. Его истоком стала Сорбонская Декларация министров образования Великобритании, Германии, Франции и Италии «О гармонизации Европейского пространства высшего образования» (25 мая 1998 года). В 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую Декларацию о создании к 2010 году единого и гармоничного Европейского пространства высшего образования, Россия присоединилась в 2003 году. Были поставлены следующие основные цели:

— принятие системы легко понимаемых и сравнимых степеней;

— принятие системы, базирующейся на двух основных циклах

— введение системы кредитов для оценки трудоемкости предметов;

— расширение мобильности путем устранения административных

— барьеров и проблем, связанных с признанием;

— поддержка европейского сотрудничества в области обеспечения

— поддержка европейского измерения в высшем образовании.

На последующих встречах министров в Праге (2001), Берлине (2003) и Бергене (2005) Болонский процесс был обогащен другими линиями действия:

— развитие стратегий образования в течение всей жизни;

— привлечение вузов и студентов к процессу в качестве важнейших

— повышение привлекательности, конкурентоспособности

— включение аспирантуры в общую систему высшего образования

(в качестве третьего цикла);

— усиление социальной составляющей в высшем образовании.

Главной задачей Болонского процесса является создание общеевропейского пространства высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей. Универсальные инструменты обеспечения мобильности, такие как система переноса и накопления зачетных единиц, Приложение к диплому, система оценки знаний позволяют студентам обучаться в разных учебных заведениях и в разных странах.

3. Правовые основы организации и деятельности студента, механизм реализации и защиты его прав, исполнения обязанностей.

Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом «Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Это право закреплено также в ст. 13 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г.

Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями». Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это — также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства.

Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию — оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей — максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания.

14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.

Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ «Об образовании», гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Студенты высших учебных заведений имеют право:

1) получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствующими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисциплин обучения;

2) посещать все виды учебных занятий в данном, а по согласованию между руководителями — и в других высших учебных заведениях;

3) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высшего учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления вуза;

4) бесплатно пользоваться (в государственных высших учебных заведениях) библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заведений;

5) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм;

7) студенты обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, требований предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего учебного заведения, соблюдать устав высшего учебного заведения и соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития;

8) высшее учебное заведение обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями о трудоустройстве;

9) студент имеет право выбора специализации. Порядок ее выбора определен письмом Министерства образования Российской Федерации от 15 марта 1999 года № 4 «О специализациях по специальности высшего профессионального образования»;

10) студент имеет право получить дополнительную квалификацию «преподаватель». Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации «преподаватель» (третий уровень высшего профессионального образования) утверждены Госкомвузом Российской Федерации 20 февраля 1995 год;

11) в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, предоставляя стипендии, льготное или бесплатное питание, проезд на транспорте и иные виды льгот и материальной помощи. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, предоставляются специальные государственные стипендии в повышенных размерах, финансируется их обучение за рубежом;

12) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

13) переходить с платной формы обучения на бесплатную в порядке предусмотренном уставом высшего учебного заведения;

14) по медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск;

15) гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение и другие.

За нарушения студентом обязанностей предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены меры дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарные взыскания, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

1. Федеральный закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г.

2. Федеральный закон РФ №125-ФЗ от 19.07.1996 г. «О высшем и

послевузовском профессиональном образовании»

3. Федеральный закон РФ №51-ФЗ от 10.04.2000 г. «Об утверждении

федеральной программы развития образования»

4. Сорбонскую Декларацию «О гармонизации Европейского пространства

высшего образования» от 25 мая 1998 года.

5. Основные цели Болонской декларации 1999 года.

6. Порядок сдачи семестровых экзаменов и зачетов.

7. Примерную программу дисциплины «Правоведение» от 12 июля 2000

года, утвержденную министерством образования РФ.

8. Порядок приема в высшее учебное заведение.

9. Порядок обжалования приказов и распоряжений администрации

высшего учебного заведения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие принципы государственной политики в области образования?

2. Что понимается под государственными образовательными

3. Какие образовательные программы Вы знаете?

4. Какие документы должно иметь высшее учебное заведение, при

публикации объявления о приеме граждан на обучение?

5. Какие категории граждан вне конкурса принимаются в вуз?

6. Какие права предоставлены студентам?

7. Какими видами дополнительных отпусков пользуются студенты, которые обучаются на заочных и вечерних отделениях?

8. В какие сроки можно восстановиться в высшем учебном заведении?

9. В каком году Россия присоединилась к Болонской декларации?

10. В каком году, согласно Болонской Декларации будет создано единое

и гармоничное Европейское пространство высшего образования?

Доцент кафедры Философии, истории и социальных наук М.М.Дуб

studfiles.net

1. Понятие и предмет международного частного права. Система мчп.

Существует огромное кол-во мнений по этому вопросу. Различные исследователи выделяют мчп самостоятельной отраслью права, подотраслью гражданского права и тд.

МЧП — как отрасль права и отрасль правоведения представляет собой область отношений гражданско-правового характера в широком смысле — Лунц.

МЧП — совокупность общих и спец норм ГП, регулирующих имущественные и связанные с ним личные неимущественные отношения с участием иностранцев, основанные на равенстве сторон, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников — Попондополо.

Но на последнем исследовании наиболее полно и точно место мчп в российской правовой системе выражает понятие подсистема рос права. Это объясняется предметом его регулирования который объединяет различные группы отношений.

МЧП — это совокупность правовых норм, подлежащих применению к гражданско-правовым, семейным, трудовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей.

Международное частное право – сложный комплекс правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер.

Международное право – это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в договорах, заключаемых государствами.

Международное право действует в рамках международной системы, рассматриваемой в двух аспектах:

а) международная система в широком плане:

— субъекты – все субъекты международных отношений (государство, их объединения, международные организации, государственноподобные образования,

неправительственные организации, международные конференции, международные суды, ТНК, Юи ФЛ);

— отношения между субъектами международной системы (политические, экономические, НТ, культурные и т.д.);

— правовые системы, в том числе и национальные в рамках которых осуществляется регулирование отношений между субъектами международной системы).

Не все субъекты международной системы являются субъектами международного права, равно как и не все отношения, возникающие здесь, можно назвать международными.

МП регулирует только публично-правовые отношения между ограниченным кругом субъектов международной системы (государства, нации, международные организации, государственно-подобные образования).

б) международная система в узком плане:

— государства, НОД, международные организации, государственно-подобные образования — субъекты международное право;

— отношения между субъектами международного права – международные отношения;

— особая правовая система, действующая в отношениях между субъектами международного права – международное публичное право.

Предмет МЧП составляют частноправовые отношения осложнен иностранным элементом. Иностранный элемент может проявляться в 3 формах:

1. Иностранный элемент на стороне субъекта правоотношений;

2. Иностранный элемент как юридический факт (смерть чел за границей, причинение вреда за границей;

3. Иностранный элемент на стороне объекта правоотношений (недвижимость находится за границей).

Предмет международного частного права составляют гражданские правоотношения международного характера, или гражданские правоотношения, осложненные иностранным элементом.

Таким образом, спецификой отношений, подпадающих по сферу действия МЧП, является наличие «иностранного элемента». Под «иностранным элементом» понимают:

– субъекта, который имеет иностранную принадлежность;

– объекта, имеющий определенную принадлежность к иностранному государству;

– юридического факта, который имел или имеет место за границей.

Предметом МЧП являются частнопра­вовые отношения, осложненные иностранным элементом:

Иностранный субъект (иностранный гражданин, лицо без граж­данства, иностранное юридическое лицо, иностранное государство).

Объект, находящийся за пределами страны (в отношениях по наследованию, совершению договоров купли-продажи и других догово­ров с такими объектами).

Юридический факт, влекущий возникновение, изменение или прекращение правовых отношений и имевший место за пределами стра­ны (смерть наследодателя за пределами страны в отношениях по насле­дованию, причинение вреда за пределами в обязательствах из причине­ния вреда жизни, здоровью, имуществу, создание произведения науки, литературы и искусства и др.).

Система МЧП схожа с системой гражданского права. Она состоит из Общей и Особенной частей.

Общая часть включает в себя:

• определения основных понятий этой правовой дисциплины (понятие, предмет, история развития МЧП);

• состав и характеристику источников МЧП;

• учение о коллизионных нормах (понятие, виды, строение коллизионных норм, типы коллизионных привязок, а также проблемы, связанные с применением коллизионных норм: взаимность, квалификация, императивные нормы в МЧП, обход закона, отсылки, оговорка о публичном порядке, установление содержания иностранного закона);

• правовое положение субъектов МЧП (физических или юридических лиц, участвующих в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом).

В Особенной части изучается правовое регулирование отдельных видов отношений с иностранным элементом:

• отношения по праву собственности и другим вещным правам с иностранным элементом (коллизионные вопросы вещных прав, охрана культурных ценностей, наследование с иностранным элементом);

• иностранные инвестиции (инвестиционный режим, гарантии иностранным инвесторам, механизмы страхования инвестиций и урегулирования инвестиционных споров);

• сделки с иностранным элементом и внешнеэкономические сделки (купля-продажа, расчеты, перевозки, страхование, агентские соглашения);

• отношения по интеллектуальной собственности с иностранным элементом (охрана авторских прав и прав промышленной собственности иностранцев в РФ, а также охрана таких прав граждан РФ за границей);

• брачно-семейные отношения с иностранным элементом (заключение и расторжение брака, международное усыновление, алиментные обязательства);

• обязательства вследствие причинения вреда;

• международный гражданский процесс (правовое положение иностранцев в судах, международная подсудность, легализация иностранных официальных документов, признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений);

• международный коммерческий арбитраж (альтернативные способы рассмотрения споров по гражданско-правовым отношениям с иностранным элементом).

Система МЧП следует пандектной традиции (ПАНДЕКТНАЯ СИСТЕМА — один из способов систематизации (расположения) частноправовых норм, сложившихся в мировой практике (наряду с институционной системой); заключается в том, что нормы гражданского кодекса подразделяются на общую и особенную.) Система МЧП — общая и особенная части.

Общая включает — вопросы предмета и метод, коллизионные нормы, оговорка о публичном порядке, сверх императивные нормы, источники МЧП, субъекты МЧП, государства и м\у организации. Особенная — права собстввенности, м\унар перевозки, расчеты, деликты и обязательства, арбитраж и процесс.

МП как особая правовая система – это:

— особый предмет правового регулирования;

— особые источники и порядок нормообразования;

— особый порядок принуждения к соблюдению норм МП.

Система МП включает:

1) отрасли международного права – совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права в одной какой-либо широкой области международного сотрудничества (право международных договоров, право вооруженных конфликтов, право внешних сношений и др.);

2) институты международного права – совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус (режим) района, сферы, пространства или иного объекта (институт дипломатических привилегий и иммунитетов, институт запрещения ядерного оружия и др.)

Механизм реализации норм международного права представляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях, с целью реализации норм.

Механизм реализации норм международного права включает в себя:

— внутригосударственный механизм (нормативный, организационно-правовой);

— международный механизм (конвенционный, институционный).

Внутригосударственный нормативный механизм реализации международно-правовых норм включает:

1. нормы общего характера, прежде всего конституционные положения, фиксирующие основные гарантии добросовестного выполнения государством международных обязательств; 2) нормы о функциях и полномочиях органов должностных лиц, иных организаций и лиц в связи с выполнением международных договоров; 3) нормы о формах и способа международно-правовых норм.

К нормам общего характера относятся, прежде всего, положения Конституции Российской Федерации о месте общепризнанных принципов и норм, международных договоров в правовой системе РФ и о преимущественном применении правил международных договоров при противоречиях с правилами законов (ч. 4 ст. 15), о признании и гарантиях прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17), нормы ст. 46, 62, 63, 71, 72, 79 и ряда других. Наиболее существенные вопросы выполнения международных договоров решаются в Законе РФ «О международных договорах Российской Федерации» ФЗ РФ от 15.07.95г. №101ФЗ / СЗ РФ от 17.07.95. №29.ст.2757. Нормы о функциях и полномочиях (нормы о компетенции) содержатся как в Конституции РФ применительно к Президенту, Федеральному Собранию, Правительству, так и в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, посвященных статусу и функциям отдельных органов (Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994 г. ФКЗ РФ от 21.07.94г. №1-ФКЗ / СЗ РФ от 25.07.94. №13.ст.1447 Закон «О прокуратуре Российской Федерации» Закон РФ от 17.01.92.г. №2202-1 / Ведомости Верховного съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20.02.92.№8.ст336 (С изм. и доп. От 22.08.04 и 15.07.05) и т. д.) либо регламентирующих определенные виды деятельности (Основы законодательства о нотариате, Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже») Закон РФ от 07.07.93г. №5338-1 / РГ от 14.08.93г..

Нормы о формах и способах реализации международно-правовых норм фиксируются в специальных актах, как на федеральном, так и на региональном уровне, поскольку выполнение международных договоров РФ отнесено Конституцией D к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Нормативные положения сочетаются в этих актах с предписаниями правоприменительного характера.

Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации — это комплекс участвующих в осуществлении норм органов государства и проводимых ими мероприятий по обеспечению выполнения международных обязательств.

В реализации норм международного права принимают участие различные по статусу, полномочиям, характеру деятельности органы государства.

Федеральное Собрание РФ принимает законы, в том числе и касающиеся обеспечения выполнения международных норм. Такие законы по своему существу являются правообеспечительными и (или) конкретизирующими актами. Они определяют конкретных субъектов реализации норм, устанавливают их полномочия, предусматривают или конкретизируют санкции и т.д. Знаменателен в этом смысле Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» ФЗ РФ от 23.06.95г. №93-ФЗ/ РГ №125 от 30.06.95г., принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г. Он ориентирован на обеспечение обязательств Российской Федерации в связи с решениями Совета Безопасности ООН и региональных органов, а также на основании двусторонних и многосторонних международных договоров. Согласно Закону Российская Федерация самостоятельно с учетом ее обязательств по Уставу ООН и другими международными договорами определяет в каждом случае целесообразность своего участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Определены полномочия Президента РФ и Правительства РФ по принятию решений о предоставлении российского персонала для участия в миротворческой деятельности и их полномочия, с учетом компетенции Совета федерации, связанные с предоставлением Российской Федерацией воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил.

Широкое распространение получили указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, ориентированные на обеспечение исполнения международных обязательств. В числе новейших актов можно назвать указ Президента РФ «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения» СЗ РФ №13 от 27.03.95г. (от 24.03.95. №314) от24 марта 1995 г.

Министерство иностранных дел РФ, согласно Положению о нем 1995 г., подготавливает предложения о выполнении международных договоров и вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ.

В необходимых случаях создаются межведомственные комиссии с координирующими функциями. Такова, например, Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, созданная в июле 1994 г. Характерно, что в Положении о Комиссии в числе правовых средств, которыми она руководствуется в своей деятельности, указаны и международно-правовые нормы, действующие на территории России. В перечне задач Комиссии — выработка и осуществление на основе межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей мероприятий в области международного сотрудничества по контролю за наркотиками. Комиссия, в частности, компетентна осуществлять контроль за ходом выполнения министерствами и ведомствами обязательств России, предусмотренных международными соглашениями в этой области.

Международный конвенционный механизм реализации включает правообеспечительное нормотворчество, толкование, международный контроль, правоприменение.

Правообеспечительное нормотворчество. Здесь можно выделить следующие разновидности:

1)предварительное нормотворчество (в том числе создание «пробных» норм права), предшествующее созданию основных норм, реализацию которых призвано обеспечить. «Экспериментальные» нормы позволяют предопределить эффективность будущих норм, обнаружить их недостатки с целью совершенствования будущего договора;

2)конкретизация, осуществляемая или одновременно с созданием первичных, основных норм, или в процессе их реализации. Например, одновременно с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 Ведомости ВС СССР прилож. к №28. 13.07.88 (от08.12.87 № б/н) г. был подписан ряд договоров в целях его исполнения: Меморандум о договоренности, об установлении исходных данных в связи с этим Договором, Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Договора, а также договоры СССР и США с рядом государств о проведении инспекций на их территории.

3)закрепление нормами международного права необходимых (или возможных) мер внутригосударственного правотворчества. Причем ими могут устанавливаться рамки такого нормотворчества и даже определяться содержание будущих норм внутреннего права.

международный правовой норма

Статья 1 Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979г. Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLIV. — М., 1990 (от 27.04.79г) гласит: «Стороны обязуются принимать в законодательном или ином порядке любые соответствующие нормы, необходимые для полного осуществления Конвенции и ее приложения, которое является неотъемлемой частью Конвенции»;

установление рамок правового регулирования и (или) правового режима. Предусматривается, например, что в одних ситуациях субъекты должны руководствоваться внутренним законодательством, в других — — только международными нормами;

определение компетентных органов государства, на которые возлагаются права и обязанности в связи с реализацией договорных норм. Так, в межправительственном Соглашении между Российской Федерацией и Польшей об избежании двойного налогообложения доходов и имущества 1992г. Бюллетень международных договоров 1993. №4. с. 72-87. (Постановление ВС РФ от 18.11.92. №3916-1) такими компетентными органами названы Министерство финансов Российской Федерации и Министр финансов Польши.

Правообеспечительные нормы содержатся, как правило, в тех же договорах, что и основные нормы — регулятивные.

Толкование. Оно также является средствам обеспечения реализации и может осуществляться как в процессе нормотворчества, так и правоприменения. Конкретизация и толкование тесно взаимосвязаны. Конкретизация немыслима без толкования, а последнее нередко переходит в конкретизацию. В. Совместном заявлении СССР и США 23 сентября 1989г. Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLV — М.,1991. с.33-34. подчеркивается целесообразность выступить с «Единым толкованием норм международного права, регулирующих мирный проход». Судя по названию, это акт толкования, анализ же его содержания позволяет сделать вывод, что это в то же время и акт конкретизации. В документе уточняется, что право мирного прохода через территориальные воды распространяется на все суда, включая военные корабли, вне зависимости от груза, вооружения или двигательной установки. Для осуществления права не требуется предварительного уведомления или разрешения (п. 2).

Международный контроль. Главное в контрольной деятельности — установление фактических обстоятельств и их оценка с точки зрения соответствия требованиям норм права, т.е. проверка. Она осуществляется путем сопоставления информации о деятельности государства (или иных субъектов) либо путем сравнения деятельности с требованиями норм права. Основой любого метода контроля является сбор и оценка информации.

Сбор информации — это получение сведений о реализации международно-правовых норм всеми законными средствами: наблюдение; аэрофотосъемка (если она разрешена договором), в том числе с использованием искусственных спутников Земли, сейсмического оборудования и других технических средств; инспектирование; обмен информацией и специальными докладами; участие в работе совещаний и т. д.

Оценка информации — это сопоставление деятельности с требованиями норм.

Контроль может осуществляться либо индивидуально, т.е. с помощью национальных средств, либо совместно, посредством использования международного институционного механизма: международных органов, организаций, комиссий, комитетов и др. (Комитет по правам человека. Комитет экспертов МОТ, Комиссия по наркотическим средствам Международный комитет по контролю над наркотиками, МАГАТЭ и др.).

Правоприменение. В международно-правовом механизме реализации правоприменение представляет основанную на нормах международного права индивидуальную или коллективную деятельность государств или иных субъектов по обеспечению реализации норм в конкретных ситуациях.

Правоприменительная деятельность необходима, как правило, в случаях, когда происходят «сбои» нормального процесса реализации и требуются дополнительные усилия со стороны правоприменительных органов.

Поскольку круг субъектов договора или иного нормативного акта ограничен, не исключается, что правоприменительные органы могут рассматривать не какое-то конкретное дело, а ситуацию по реализации договора в целом или отдельных его положений.

Правоприменительная деятельность начинается с выяснения фактических обстоятельств. Государства или иные субъекты правоприменения выбирают способы и процедуру выяснения обстоятельств, которые считают наиболее подходящими для данного случая, если такие способы специально не оговорены в договоре. Любая процедура в конечном счете сводится к получению информации об обстоятельствах реализации норм, от ее полноты и достоверности зависит правильность оценки и принятия решения. Закономерно в этой связи все большее внимание различным специальным миссиям по установлению фактов.

Можно выделить следующие каналы получения информации о фактических обстоятельствах: а) использование данных контрольной деятельности; б) получение информации на переговорах, консультациях, в международных органах и организациях, из докладов государств; в) проведение расследования; г) судебное или арбитражное разбирательство.

Правоприменительная деятельность завершается принятием правоприменительного акта — решения по конкретному делу (вопросу). Поскольку основным назначением правоприменения является обеспечение реализации норм международного права, то правоприменительные акты это акты, предусматривающие меры обеспечения: меры содействия реализации (оказание помощи в разработке национального законодательства, предложения и рекомендации.

Акты применения могут иметь рекомендательный характер (комитеты, комиссии принимают, как правило, рекомендации) либо содержать обязательные предписания (некоторые решения Совета Безопасности ООН, Международного суда, арбитражных судов, индивидуальные решения государств).

Международная правоприменительная деятельность осуществляется в определенных организационно-правовых формах.

Международный институционный механизм реализации

Международная правоприменительная деятельность осуществляется в определенных организационно-правовых формах, которые можно охарактеризовать как институционный механизм реализации.

Право предполагает его юридическую гарантированность. Встает, таким образом, вопрос о юридической обеспеченности норм международного права в случаях спорных .ситуаций их применения и в случае их нарушения. Средства содействия должны дополняться мерами по защите прав потерпевших государств, по решению споров и конфликтных ситуаций, мерами ответственности.

Многие договоры содержат положения не только о содействии осуществлению их норм, но также о мерах в случаях спорных ситуаций, возникающих в процессе реализации, в том числе в связи с нарушением норм. Организационно-правовыми формами разработки и применения таких мер являются переговоры, посредничество и согласительные комиссии, консультации, встречи, конференции, международные организации и органы, международные судебная и арбитражная процедуры. В своей основе они представляют собой совокупность средств мирного разрешения международных споров.

В определении места и роли той или иной организационной формы в процессе реализации норм международного права многое зависит от уровня и сферы сотрудничества, количества участников, заинтересованных в рассмотрении конкретного вопроса, от срочности, сложности и характера вопросов и других обстоятельств.

Переговоры. Это — установление контактов и обмен мнениями в целях решения вопросов, представляющих взаимный интерес для государств-участников. Переговоры могут использоваться для подготовки и заключения международных договоров (в том числе конкретизирующих), разрешения споров между государствами, обсуждения хода реализации норм и принятия, если необходимо, мер в целях повышения их эффективности или в целях защиты нарушенных прав. Они являются наиболее распространенной формой обсуждения и решения международных проблем. Непосредственный контакт представителей государств позволяет быстро и детально ознакомиться с позициями друг друга, взаимными претензиями, выяснить возможность и пределы уступок и компромиссов, на которые могут пойти государства. По числу участвующих государств переговоры делятся на двусторонние и многосторонние.

Переговоры могут проводиться на различных уровнях в зависимости от статуса участвующих в них должностных лиц: на уровне специально уполномоченных, послов, министров иностранных дел. Особое значение имеют переговоры на высшем уровне — с участием глав государств и правительств.

Как правило, организация и проведение переговоров — дело самих государств. Однако в определенных ситуациях они могут воспользоваться помощью третьих государств (одного или нескольких), международных органов или организаций и даже частных лиц.

В зависимости от роли третьих государств различают переговоры, организованные посредством добрых услуг, и переговоры с помощью посредничества третьего государства.

Ни добрые услуги, ни посредничество не являются самостоятельными формами решения проблем. Основная цель добрых услуг и посредничества — содействие мирному урегулированию споров путем переговоров.

Добрые услуги. Это — деятельность третьих государств но организации проведения переговоров между спорящими сторонами.

Добрые услуги могут быть оказаны либо по просьбе спорящих сторон, либо по инициативе самих третьих государств. Роль третьего государства заключается в том, что оно создает благоприятные условия для установления контактов между спорящими сторонами, содействует вступлению их в переговоры посредством выяснения и передачи условий переговоров, предлагаемых одной стороной другой стороне, предоставления территории для встречи представителей спорящих сторон, выполняет различные просьбы спорящих сторон.

Посредничество — это деятельность третьих государств или международных организаций с целью не организации переговоров, но и оказания помощи в решении спора по существу.

Посредник является активным участником переговоров и имеет возможность влиять на процесс переговоров их результат. Он обязан глубоко изучить суть спора и ситуацию, возникшую в связи с ним. На основе ситуации он может давать советы, рекомендации участникам переговоров, предлагать проекты такого решения

Посредничество осуществляется в интересах спорящих сторон, какие-либо попытки навязывать решение должны быть исключены. В ст. 6 Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907г Полное собрание Законов Российской империи. Собрание третье, том XXIX, 1909, — СПб, 1912год (от 18.10.1907. № б/н1). подчеркивается, что «добрые услуги или посредничество, будут ли они применяться по просьбе спорящих сторон или по почину непричастных столкновению держав, имеют исключительное значение совета и отнюдь не могут почитаться обязательными».

Результатом переговоров может быть выяснение позиций государств, обмен мнениями по тому или иному вопросу, подписание соглашения или принятие иного решения (например, о применении мер в отношении государства-нарушителя, о передаче дела в судебные или арбитражные органы и др.).

Консультации. В договорах нередко предусматривается, что наряду с переговорами государства проводят консультации, встречи, причем иногда в одном договоре речь идет и о переговорах, и о консультациях, и о встречах.

На консультациях чаще всего государства обсуждают вопросы, уже урегулированные правом, дают по ним друг другу советы.

Международные конференции. В рассматриваемом контексте международная конференция — это временный форум государств — участников договора для определения мер по обеспечению его выполнения. Основные цели конференций: обсуждение информации по исполнению договора, разработка рекомендаций, учреждение специальных органов для обеспечения выполнения обязательств по договору, рассмотрение и принятие поправок. Этот перечень не является исчерпывающим, каждая конференция может иметь свои цели и задачи в зависимости от сферы сотрудничества, намерения участников и т. д.

Конференциям по рассмотрению договоров государства придают большое и все возрастающее значение. Можно признать уже типичной ситуацию, когда, заключая договор, государства предусматривают созыв участников договоров для рассмотрения того, как сказано, например, в ст. 12 Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожении 1972 г Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключ.СССР. Выпуск XXXI, 1977. ст.2295 (от 10.04.72 №б/н)., «как действует конвенция, чтобы иметь уверенность в том, что цели, изложенные в преамбуле, и положения конвенции…осуществляются».

Международные органы. Расширение и углубление сотрудничества государств неизбежно ведут к усложнению организационных форм его обеспечения. Государства все чаще создают специальные международные органы — комитеты, комиссии, рабочие группы. Они могут создаваться на постоянной основе (комитеты по защите прав человека, комиссии по экономическому, торговому, научно-техническому сотрудничеству и др.) либо для решения какого-либо конкретного вопроса или спора (следственные и согласительные комиссии, миссии экспертов и докладчиков по выяснению Фактов и др.)

Конкретные функции и порядок действия международных органов определяются договорами, на о учреждаются, специальными соглашениями, резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН. Так, Генеральная Ассамблея 1977 г. учредила Специальный комитет по усилению эффективности принципа неприменения силы в международных отношениях.

Международные организации. В процессе реализации норм международного права особое место занимает непосредственная оперативная деятельность международных межправительственных организаций. Они создаются для координации сотрудничества государств в определенной сфере и по возможности оказывают необходимую помощь государствам в реализации договоров в той же сфере сотрудничества. В свою очередь государства содействуют в достижении международными организациями их уставных целей. Так, согласно Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970г Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М., Издательство «Логос», 1993 (от 14.11.70 №б/н) государства-участники могут обращаться за содействием к Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры относительно информации, консультаций и услуг экспертов и добрых услуг, а Организация по своей инициативе может проводить исследования по вопросам незаконного перемещения культурных ценностей, делать государствам предложения по выполнению Конвенции. Если возникнут разногласия относительно ее применения, ЮНЕСКО может предложить добрые услуги для достижения соглашения между государствами.

Деятельность международных организаций по оказанию помощи государствам в развитии образования, культуры, средств информации (ЮНЕСКО), в предоставлении оборудования, ядерной технологии и материалов для использования их в мирных целях (МАГАТЭ), в содействии развитию сельского хозяйства, промышленности, транспорта, здравоохранения и других сферах (ПРООН), другие виды помощи — это, по существу, создание материальной базы реализации норм международного права государствами. В будущем роль между народных организаций в данной сфере будет возрастать, особенно в осуществлении прав человека, а именно: получение информации через международные информационные центры и агентства, доступ к культурным ценностям путем осуществления международных . культурных программ, охрана здоровья и т. д.

Что касается правового обеспечения реализации норм международного права, то организации могут наделяться весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они принимают конкретизирующие и детализирующие акты (например. Декларация о принципах международного права 1970г Международное публичное право. Сборник документов. Т1.- М., БЕК. 1996.с.2-8., принятая Генеральной Ассамблеей), акты толкования (резолюция Генассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии» Международное публичное право. Сборник документов. Т2.- М., БЕК. 1996.с.3-5), осуществляют контроль за исполнением международных обязательств (рассмотрение докладов о мерах по исполнению обязательств, обсуждение эффективности реализации договора, проведение инспекций и др.).

Существенная роль, международных организаций также в деле решения споров. Он вправе предоставлять добрые услуги в споре о толковании и применении норм международного права (такое право по некоторым соглашениям предоставляется, например, ЮНЕСКО). Они осуществляют функции и правоприменительных органов — от выяснения обстоятельств до принятия решений (правоприменительного акта) по конкретному вопросу, включая применение санкций (деятельность Совета Безопасности и Международного Суда ООН, Суда Европейских сообществ, арбитражных и других органов, входящих в структуру международных организаций).

Следственные комиссии. Согласно Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907г Полное собрание Законов Российской империи. Собрание третье, том XXIX, 1909, — СПб, 1912год (от 18.10.1907. № б/н). следственные комиссии обязаны облегчать разрешение споров выяснением вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного расследования. Они учреждаются на основе особого соглашения между спорящими сторонами, в котором точно определяются факты, подлежащие расследованию, порядок образования комиссии, объем полномочий, а также место пребывания комиссии, язык, которым она будет пользоваться (ст. 10).

Каждая спорящая сторона обязана сообщать комиссии факты, представлять акты, бумаги и документы, которые будут необходимы для раскрытия истины (ст. 19), обеспечить явку свидетелей экспертов, находящихся на ее территории (ст. 23).

Согласительные комиссии. В отличие от следственных согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактов: они оценивают факты и могут вырабатывать условия урегулирования вопроса (или спора), хотя предложения согласительной комиссии также не являются обязательными для сторон.

Международные судебные учреждения. К ним относятся судебные и арбитражные органы.

Международный Суд ООН является одним из главных органов Организации и ее главным судебным органом. Его правовое положение определяется главой XIV Устава ООН и Статутом Международного Суда. Основная функция Суда -разрешение споров между государствами по их инициативе. Для участвующих в деле и согласившихся на юрисдикцию Суда государств его решение является обязательным.

Европейский суд по правам человека был учрежден на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Его юрисдикция распространяется на все случаи толкования и применения этой Конвенции. Решения Суда являются обязательными для государств и окончательными.

Экономический суд СНГ действует с 1994 г. Его статус определен ст. 32 Устава СНГ Бюллетень международных договоров. 1994.№1.с.4. и специальным Положением. К его ведению отнесено разрешение межгосударственных споров, возникающих при выполнении экономических обязательств, а также других споров, обусловленных соглашениями государств — членов СНГ. В соответствии с Положением государство, в отношении которого принято решение Суда, обеспечивает его выполнение.

Международный арбитраж (третейский суд) — это временный международный орган, создаваемый по взаимному согласию государств для разрешения возникшего международного спора (или споров в будущем). Общие правила учреждения и деятельности арбитражных судов закреплены в Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г.

Стороны, обращающиеся к арбитражному разбирательству, подписывают соглашение (третейскую запись), в которой определяется предмет спора, порядок и сроки назначения судей, их состав и полномочия и другие вопросы деятельности арбитражного органа. Решения принимаются большинством голосов, являются окончательными и обязательными для спорящих сторон.

studbooks.net

Это интересно:

  • Когда гремит оружие законы молчат эссе Когда гремит оружие законы молчат эссе Оу куда делись все записи с главной? Внимание. На этом сайте завёлся педофил. С ником Игореша. Просьба, шлите его далеко. Желательно чтобы не вернулся. жалко что миндмикс умер мы были. жалко что миндмикс умер мы были вместе почти 10 лет body […]
  • Приказ 1324 министерства образования и науки рф Приказ 1324 министерства образования и науки рф В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4036, № […]
  • Закон 53 о патентной системе налогообложения Закон Москвы о патентной системе налогообложения Поговорим о предпринимателях, которые применяют или собираются применять патенты в своей деятельности. Закон Москвы о патентной системе налогообложения в 2017 году претерпел существенные изменения. Суть перемен Правительство часто меняет […]
  • О воздушном транспорте закон Страница не существует или перенесена Законодательство Республики Беларусь (избранное) Законы По органу принятия По дате принятия Законодательство Беларуси Законодательство регионов Беларуси Архив Для поиска нужной информации можете обратиться: Банк Законов Беларуси - Нормативная и […]
  • Приказ обороны рф 400 Приказ Министра обороны РФ от 14.06.2018 N 320 "Об установлении Порядка согласования Министерством обороны Российской Федерации или подведомственными организациями Министерства обороны Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации или […]
  • Закон 532-кз от 05112002 Страница не существует или перенесена Законодательство Республики Беларусь (избранное) Законы По органу принятия По дате принятия Законодательство Беларуси Законодательство регионов Беларуси Архив Для поиска нужной информации можете обратиться: Банк Законов Беларуси - Нормативная и […]
  • Увольнение в связи с призывам в армию Оформляем увольнение сотрудника в связи с призывом на военную службу С 1 октября по 31 декабря текущего года на военную службу призовут 135 850 мужчин в возрасте от 18 до 27 лет (Пункт 1 ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - […]
  • Налог за использование природных ресурсов экологический налог Страница не существует или перенесена Законодательство Республики Беларусь (избранное) Законы По органу принятия По дате принятия Законодательство Беларуси Законодательство регионов Беларуси Архив Для поиска нужной информации можете обратиться: Банк Законов Беларуси - Нормативная и […]